Новости гагаузы что за нация где живут

Власти Молдавии оказывают давление на главу Гагаузии Евгению Гуцул, поскольку она мешает планам Кишинева по объединению с Румынией и сотрудничает с оппозиционером Иланом Шором, который выступает за сближение республики с Россией.

Гагаузы: что за нация и где они живут

История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где Гагауз Ери в северной части центрального Буджака, численность которых составляет около 162 тыс.
Что такое Гагаузия? Выборы в Гагаузии проходят на фоне борьбы Кишинева с оппозиционными партиями, которые, по оценке PAS, пытаются дестабилизировать ситуацию в стране в пользу России.
Гагаузия ждёт русскую армию в Одессе, чтобы уйти из Молдавии И только мы Гагаузы не правильные в глазах у Санду.

Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама

Кто такие гагаузы и где они живут, история гагаузского народа И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", – говорит башкан (глава) Гагаузии Евгения Гуцул.
История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия.
Гагаузы | это... Что такое Гагаузы? Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.

Гагаузы: что за нация и где они живут

Гагаузия тем и отличается от других новых национальных образований, что смогла получить автономию исключительно мирным путем, хотя гагаузы – темпераментный народ, и отличительной чертой каждого гагауза считается взрывной «кавказский» характер. Так как гагаузы уже тысячу лет живут оседлой жизнью земледельцев, у них особенные обряды, связанные с этим культом, рассказала Ирина Константинова. Сейчас башкан Гагаузии живет в родном селе Етулия, до этого большую часть времени проводила в Кишиневе. В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны.

Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы

Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама | Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека.
Многонациональная Россия У гагаузов, как и всех народов, есть свои интересные праздники и обряды, но особой строкой исследователи выделяют их культ волка.
Что такое Гагаузия? | Аргументы и Факты Глава Гагаузии Евгения Гуцул рассказала о том, как на самом деле живет народ Молдавии.
Гагаузы - народ живущий по своим правилам Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек).
Гагаузы - кто это? История, описание, фото Гагаузы — это проживающий в Молдавии тюркоязычный народ, православного вероисповедания.

Гагаузы: почему их называют молдавскими чеченцами

После утраты древней письменности до середины XX века гагаузский язык оставался безписьменным. Лишь в 1957 году был создан новый алфавит на основе русской графики. С 1958 по 1961 годы в школах велось обучение на гагаузском языке, однако преподавание его было прекращено, и школы переведены на русский язык. Было свернуто издание газет, прекращены радиопередачи на гагаузском языке. Лишь в 1989 году в ряде школ возобновилось изучение языка. Остальные ответы.

У мужчин на шее часто красуется символ-тотем — степной волк. В семьях до сих пор сохраняется строгий патриархат — место женщины на кухне. Приготовить обед на большую семью и подать его на софру — круглый стол — задача не из лёгких. О кочевом прошлом гагаузов красноречиво говорят предметы быта: прочная простая посуда, деревянные тарелки и ложки и сусаки — специальные сосуды, где долго хранится вино или молоко. Традиционное блюдо — пресные дрожжевые лепёшки. Внутри бывает начинка: капуста, творог, брынза. Из мясных продуктов готовят холодец из куриных голов и жарят баранину с соусом из петрушки, лука, щавеля. С особым трепетом гагаузы выращивают виноград и делают из него прекрасное вино. В самом деле, хороший резвый конь — друг кочевника. Даже сейчас, в эпоху автомобилей, в сёлах гагаузы предпочитают передвигаться на конной упряжке.

Они всегда шли туда, куда смотрел их нос и не сворачивали с пути. Гагаузы православные, но вплоть до ХIХ сохраняли множество элементов язычества. Их численность оценивается в 250 тысяч человек, больше половины из которых проживает в Молдавии. Общины гагаузов есть в Турции, Греции, Румынии, Болгарии. Как и чеченцы, гагаузы не платили дань в общак и держались обособлено от остального криминального мира. Не подчинялись они и «ворам в законе», которые предпочитали не связываться с «горячими» гагаузами. Они и сегодня отличаются дерзостью, а среди полицейских Одесской области сначала полушутливый термин «Гага Ностра» вызывает все меньше улыбок. Основной заработок этнических группировок — воровство со складов в России, Украине, Румынии и Болгарии. При этом как налетчики славятся гагаузы из сел запада Одесской области, где сформировался свой аналог Сицилии. Промышляют они и кражами банкоматов, воровством товара на оптовых рынках, складах агрофирм, вооруженными налетами и похищениями ради выкупа.

Кстати, есть еще одна версия, которая заключается в том, что гагаузы — это отуреченный во время Османской империи народ болгар, которые сохранили христианство. Правда, в этой версии есть много нестыковок, поэтому большинство историков ее даже не рассматривает. Численность гагаузов сегодня составляет порядка 155 тысяч человек. Примечательно, что их родным языком является диалект турецкого.

СЕВЕРООСЕТИНСКИЕ ГАГАУЗЫ

Политика русификации дала свои плоды: часть поколения 1990-х годов практически не знают или же очень плохо владеют родным языком, часто идентифицируя себя как «русскоязычные». Одежда В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок поверх тонкого белого платка мода. В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет лифт. Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс кушак , шляпа — летом, каракулевая меховая шапка калпак — зимой.

У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины мешин мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины кюрк , иногда декорированная красной или зелёной строчкой. Национальная кухня В народной кухне оседлых гагаузов прослеживаются многие черты кочевого быта в особой обработке молока, хранении мяса, творога, брынзы в шкуре и т. Важное место в питании занимал хлеб. Популярны пироги, в том числе слоёные с брынзой кывырма , круто наперченные соусы манджя , холодцы пача.

Традиционный гагаузский обряд курбан известный по описаниям середины XIX века , сочетавший приготовление пшеничной каши булгур с жертвенным бараном, а также сохранившийся культ волка позволяют просматривать этнокультурные связи гагаузов, с одной стороны, с балканским миром, а с другой — с кочевыми степными цивилизациями.

Владимир Путин и Евгения Гуцул kremlin. Мы об этом говорим всегда громко, не боимся, нас иногда наказывают за это». Россия и Гагаузия также прорабатывают вопросы о скидке на газ для жителей автономии и льготах для экспортёров товаров в РФ, сообщила Гуцул. Первое — мы попросили российское руководство дать льготы нашим, гагаузским, экспортёрам для поставок товаров в Россию. Второе — предоставить жителям нашей автономии скидку на газ. Третье — доступ к российской платёжной инфраструктуре», — рассказала политик. Так, в 2023 году правящая в Молдавии Партия действия и солидарности ПДС внесла поправки в налоговый кодекс, согласно которым гагаузские предприниматели, пользующиеся правом возмещения налога на добавленную стоимость НДС , должны получать эти средства из бюджета автономии, а не государства. Как считают в руководстве Гагаузии, этот шаг влечёт за собой существенное сокращение денежных поступлений в регион. Однако нового башкана поддержал парламент региона, а местное население вышло на акции протеста в его защиту.

В результате Санду не смогла оспорить победу Гуцул, но отказалась назначить её членом правительства Молдавии, как того требует законодательство страны. Как отмечает старший преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС Сергей Маргулис, давление Кишинёва на Гагаузию связано с антироссийским курсом молдавских властей.

История и культура гагаузов изучены слабо, хотя интерес в науке к этому оригинальному народу, оказавшемуся исторически на стыке двух миров: Европы и Азии; Запада и Востока, существует вот уже более 100 лет. Причина этого кроется в том, что за последние десятилетия многие проблемы истории и развития гагаузского этноса не стали объектом сколько-нибудь серьёзных масштабных научных изысканий. Первые письменные сведения о гагаузах в обозримый исторический период известны с середины XIX века, когда учёные стали различать этнических гагаузов среди других групп населения Бессарабских колоний, главным образом среди этнических болгар. Дискуссии и гипотезы по проблеме происхождения гагаузов.

Вопрос о происхождении гагаузов породил многочисленные споры в среде учёных. Ещё в начале XX в. Димитров насчитал 18 различных гипотез о происхождении гагаузов. Все они по своей сути не равнозначны. В настоящее время ученые насчитывают более 21 гипотезы. Ещё в 70-х г.

XIX ст. Отметим некоторые из упомянутых гипоте Так, крупный румынский историк Н. Иорга отмечал, что гагаузы, несомненно, потомки старого населения, обитавшего на Балканском п-ове с глубокой древности. По его мнению, будучи в основном городским населением, они как и караманы забыли свой «старый греческий» язык. Канитц считал гагаузов греками. Есть даже такое мнение - что гагаузы произошли из смешения влахов, греков и итальянцев с болгарами в эпоху средние века присутствия в прибрежных районах Северо- Восточной Болгарии торговых факторий Генуэзской и Венецианской республик.

По их мнению, часть протоболгар приняла христианство и стала гагаузами, другая часть - мусульманство и стала гаджалами. XIX в.

Правда, в этой версии есть много нестыковок, поэтому большинство историков ее даже не рассматривает. Численность гагаузов сегодня составляет порядка 155 тысяч человек. Примечательно, что их родным языком является диалект турецкого. В Гагаузии есть собственный герб, флаг и гимн.

Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы

Они имеют свою уникальную историю и язык, которые отличают их от окружающих народов. Одним из важных аспектов культуры гагаузов является народная музыка и танцы. Гагаузы исполняют традиционные песни на своем родном языке, сопровождая их национальными инструментами, такими как домбра и аккордеон. Танцы гагаузов тоже являются неотъемлемой частью их культуры, они отражают их уникальный стиль и энергию.

Еще одной важной традицией гагаузов является народное ремесло. Они искусно владеют резьбой по дереву, гончарным делом, вышивкой и плетением из ивовых прутьев. Эти ремесла передаются из поколения в поколение и являются одной из гордостей гагаузского народа.

Особо она выделила проблемы плохой воды, отсутствия канализации, плохой инфраструктуры, которые просили решить избиратели. Однако гораздо интереснее международная политика, которую планирует проводить Гуцул. Мы хотим дальше дружить с Российской Федерацией, дружить с другими странами. Мы не хотим никаких конфликтов", - заявила она. Но когда другие говорят, что мы восстановим дружеские отношения с Россией, пока они говорят о будущем, мы уже это делаем", - добавила Гуцул.

Среди первоочередных ее планов - открытие представительства региона в Москве, разблокирование экспорта сельскохозяйственной продукции в Россию запрет был введен в 2022 году из-за нарушения карантинных требований.

Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда большая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами.

Я слышал, что Молдавия — такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы. Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах?

Где-то в 700 школах, не меньше. Протоиерей Димитрий Киорогло — Отец Димитрий, судя по опросам, интеграция Молдовы в Евросоюз была воспринята гагаузами, так скажем, сложно. Поэтому они ближе к восточным своим соседям — украинцам, россиянам.

Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол — это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями.

Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, — это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум — это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают.

А насколько гагаузы доверяют Церкви? И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов.

Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия — это исторический охранный отряд Византии — из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру? Чему можно поучиться у гагаузов?

Они обладают миролюбием!

Гагаузия видит будущее Молдовы в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов и уважения, заявила глава автономии Евгения Гуцул. Гагаузия видит будущее Молдавии в Евразийском экономическом союзе, где отношения выстраиваются на основе национальных интересов, взаимопонимания, уважения и поддержки, заявила в среду глава молдавской автономии Евгения Гуцул. Об этом пишет ТАСС. Заявления главы Гагаузии Евгении Гуцул о возможном выходе автономии из состава Молдавии не подпадают под действие закона о сепаратизме, заявил председатель комиссии молдавского парламента по нацбезопасности и обороне Лилиан Карп в эфире канала Rlive.

Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии

Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской [9] гипотезе. Лингвистические особенности [ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [10]. История [ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон. XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей.

Карвунская земля Karvunum Terra находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна. XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича.

В 1853 г. В разных работах было занято более 10 тысяч человек. Русские полки останавливались в до-мах гагаузов и болгар.

В памяти России останутся неизгладимыми ваше усердие, ревностность, ваша любовь к общему делу", - говори-лось в Указе царского правительства, адресованном бессарабским колонистам. Технико-экономическая и военная отсталость феодально-крепостнической России обусловили ее поражение в Крымской войне. Они были переданы Молдавскому княжеству, находившемуся под господством Османской империи. На отторгнутой территории, названной "Бессарабским участком", оказались 7 гагаузских сел. Здесь же оказались также важные хозяйственные и культурные центры области - Килия, Болград и Вилково.

Новая граница, установленная в марте 1857 г. В общей сложности от Российской империи было отторгнуто 1177,9 тысячи гектаров земли с населением в 140,5 тысячи человек, в том числе 49 тысяч бессарабских гагаузов и болгар ЦГИА СССР, ф. По Берлинскому договору 1878 г. По окончании Крымской войны многие гагаузы, принимавшие участие в ней на стороне царской России, вернулись в ту часть Буджака, которая находилась под ее контролем. Этим переселением гагаузов и других колонистов заканчивается по-следняя волна их движения.

После этого не было никакого организованного импорта рабочей силы с Балкан. Известно толь-ко, что в начале войны в связи с продвижением русских войск в Болгарию часть местного населения из Силистры, среди которого были и гагаузы, перешла на русскую территорию. Тем временем в самой южной части Бессарабии происходили другие процессы. Еще продолжалась работа по разграничению русских и молдавских владений, а правители Молдавского княжества 4 февраля 1857 г. В ней говорилось, что Молдавское княжество "принимает их как братьев и единоверцев".

Утверждалось, что молдавское правительство не только сохранит за ними все привилегии и права, которыми они пользовались под правлением Российской империи, но значительно их расширит. В прокламации говорилось, что в новом отечестве задунайские переселенцы "найдут справедливость и защиту... Однако по истечении трехлетнего срока льготы задунайских переселенцев, данные им царским правительством, стали отменяться властями Молдавского княжества. Его правители увеличили налоги, ввели новые трудовые повинности и латиницу. Церковь и верующие были разобщены.

Одна часть приходов, оторванных от Кишиневско-Хотинской епархии, была подчинена Галацкой, а другая - Хушской епископии. По отношению к гагаузам и болгарам, оставшимся в южной части Буджака, была предпринята попытка введения рекрутской повинности 1860 г. Намерения правительства Молдавского княжества во главе с М. Когэлничану 1818-1891 гг. По утверждению молдавского историка И.

Анцупова, в 1860-1862 гг. Титоров "Българите в Бесарабия", София, 1903, с. На территории, контролируемой русскими властями, осели лишь немногим более тысячи человек. По разрешению царя в 1861 году 300 гагаузских и болгарских семей получили право поселиться в пределах России. Им полагалась денежная помощь в размере 125 рублей на одну семью.

Вопрос этот носил политический, а не экономический характер. В приграничной полосе Буджака, контролируемой царской Россией, выходцы из "Бессарабского участка" в 1861 г. На место бежавших из "Бессарабского участка" людей приходили крестьяне из Добруджи, припрутских сел Бессарабии, из Молдовы и Валахии, пишет И. Время стабилизации движения гагаузского и болгарского населения в пределах царской России совпало с процессом дальнейшего развития капитализма и проведения реформ, наиболее важной из которых была крестьянская реформа. Она была осуществлена в разное время в районах, расположенных на левом берегу Днестра, и северной части Бессарабии, находившейся под юрисдикцией России.

В левобережных районах, являвшихся составной частью Херсонской губернии, реформа была проведена на основе "Манифеста об отмене крепостного права" и "Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", подписанных императором Александром II 19 февраля 1861 г. Эти положения не коснулись основной массы крестьян Бессарабии, в том числе гагаузов и болгар. Они юридически считались свободными - в этом была специфика Бессарабии. В Бессарабии на положении крепостных была лишь часть цыган 11,5 тыс. Для их раскрепощения в 1861 г.

Цыгане были освобождены от крепостной зависимости, но в течение двух лет они не имели права переходить от одного помещика к другому без согласия своего бывшего хозяина. В России были осуществлены и другие реформы - земская и судебная 1864 г. Хотя они в Бессарабии и были проведены позже, но все они касались и жизни гагаузов. В крае без его "Бессарабского участка" в 1869 г. Бессарабское земство являлось одним из самых реакционных в России.

Негативные последствия деятельности земских учреждений выборных органов местного самоуправления, ведавших вопросами просвещения, здравоохранения, строительства дорог, местной торговли, ис-пытали на себе задунайские переселенцы. Земства полностью контролировались государственной властью. Выборы в губернские и местные учреждения проводились не на основе всеобщего избирательного права, а на принципах имущественного ценза и куриальной структуры выборов гласных. Из 28 членов всех уездных управ Бессарабии было 18 помещиков, 4 чиновника, 1 купец и крестьянина. В губернском земском собрании из 53 "гласных" были 41 помещик и всего 4 крестьянина.

Осуществление земской реформы в Бессарабии затянулось до 1869 г. Судебная реформа в Бессарабии также была проведена в 1869 г. Учрежденный окружной суд 2-го разряда входил в состав Одесской судебной палаты. В городах и уездах были созданы мировые суды, которые избирались земскими собраниями. Для участковых мировых судей апелляционной инстанцией был создан съезд мировых судей округа для Бессарабского окружного суда - Одесская судебная палата.

Учреждалась адвокатура. Судопроизводство велось на русском языке. На территории Бессарабии без "Бессарабского участка" городская реформа была осуществлена на основе городского положения от 16 июня 1870 г. В крае начали открываться городские думы. Несмотря на то, что реформы 60-70-х годов сохранили значительные феодальные признаки, их проведение способствовало развитию капиталистических отношений в Бессарабии.

В целом эти реформы, касавшиеся и гагаузов, означали продвижение царской России по новому пути развития. Военные реформы в Российской империи в 60-70-х годах также были вызваны отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений, которые требовали создания новой армии, оснащенной новейшей по тем временам военной техникой. Несостоятельность армии такой огромной империи, как царская Россия, вскрыло позорное ее поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Преобразования русской армии про-водились военным министром 1861-1881 гг. Милютиным, известным своими либеральными взглядами.

В земельном вопросе он был сторонником крестьян, полагая, что таким образом их можно привлечь на сторону правительства. Введение всеобщей воинской повинности 1874 г. Обязательная воинская повинность встревожила задунайских переселенцев, которые после присоединения Бессарабии к России на 50 лет освобождались от призыва в армию. Недовольство выражали крестьяне всех уездов Бессарабии, но особенно остро оно проявилось в гагаузских и болгарских селах. Открытые протесты имели место в Комрате, Кирсово, Кубее.

И все же гагаузы и болгары оказались вынужденными выполнять закон о всеобщей воинской повинности. Первый призыв на действительную военную службу проходил с 1 ноября по 14 декабря 1874 г. По данным Центрального исторического архива, в различные рода войск Одесского военного округа было направлено 112 гагаузов и болгар, представлявших третье поколение задунайских переселенцев, родившихся на бессарабской земле. В следующем году было призвано 156 человек. Призыв в армию гагаузов и болгар - самой здоровой рабочей силы Буджака - отрицательно сказывался на состоянии хозяй-ства тех крестьян, сыновья которых надолго отвлекались от сельского труда.

В целом положение задунайских колонистов в Буджаке стало ухудшаться. Сокращались размеры плодородных земельных участков, приходившихся на одну семью. Расчленение гагаузов 1856-1878 гг. Тем временем близился день воссоединения бессарабских гагаузов и болгар. Это произошло 13 июля 1878 г.

На территории Добруджи в том же XIII веке известно государственное образование Узиэйлет,которое большинство ученых квалифицирует, как первое государство гагаузского народа. После завершения русско-турецкой войны и заключения 12 мая 1812 года Бухарестского мира к России отошла Бессарабия и русский царь Александр I разрешил в Буджаке поселиться всем христианам, которые желают покинуть Добруджу и хотят образовать колонии в России. В середине XIX в. В результате Крымской войны 1856 года Юго-Западная оконечность Буджака южное Припрутье и селения нынешнего Вулканештского района, а также Болград,считавшийся центром бессарабских колоний отошла к княжеству Молдова. Это повлекло за собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние пределы Запорожской области Украины. В результате последней русско-турецкой войны 1878 года эти территории вернулись к России в обмен на земли нынешней румынской Добруджи.

Гагаузский народ всегда стремился к собственному самоопределению.

В пользу такого момента говорит крайняя близость гагаузского языка гагауз дили к собственно турецкому. Пример гагаузского языка Пример гагаузского языка Едва заслышав гагаузскую речь, турки нередко принимают ее за турецкую же. Даже азербайджанский и крымско-татарский языки не так турецкому близки, как гагаузский. Любопытно, что Мустафа Кемаль Ататюрк, в 1920-е годы очищая турецкий от наносов бесчисленных персидских и арабских заимствований, немало слов заимствовал из более чистого гагаузского. Да-да, гагаузы - христиане. Причем православные.

Наряду с чувашами да якутами один из немногих крупных тюркских народов, что исповедует веру христову. Правда, есть одна тонкость - в языке гагаузов немало арабских и персидских слов, Бога они называют Аллахом. То есть, скорее всего, предки гагаузов прежде исповедовали ислам. В Болгарии уверены: гагаузы это перешедшие в Османской империи на турецкий язык болгары. Кстати, сами гагаузы любят гордо заявлять о себе как об "эски булгарлар" - потомках древних тюрок-булгар, что захватили Балканы еще полторы тысяч лет назад, став основателями современной Болгарии. В общем, сами видите, версий тут хоть отбавляй гагаузского происхождения. Возможно, истина где-то посередине - у разных гагаузов при анализе ДНК обнаружены разные корни - у кого турецкие, у кого греческие, болгарские, или даже татарские...

Гагаузы: что значит это слово? Национальный флаг гагаузов Национальный флаг гагаузов Сегодня в мире насчитывается около 250-300 тысяч гагаузов. И в России тоже, да - у нас гагаузы живут в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии.

Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска

Гагаузия — автономная территория, которая расположена в границах современной Молдовы, а гагаузы — малочисленный тюркоязычный этнос, который проживает в Причерноморье. Выборы в Гагаузии проходят на фоне борьбы Кишинева с оппозиционными партиями, которые, по оценке PAS, пытаются дестабилизировать ситуацию в стране в пользу России. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков.

Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России

На юге Молдовы живут гагаузы. А глава Гагаузии, жители которой выступают за сближение с Россией, оказалась под колоссальным давлением. Expand Menu. Контакты. Гагаузы что за нация где живут карта. Фото 7. Сегодня гагаузы являются одним из многочисленных народов Молдовы, живут отдельной автономией на юге страны и соблюдают традиции. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках.

История гагаузов. Кто такие гагаузы и где они живут? Гагаузия – это где

Юрий Когалов Представительница оппозиционной в Молдавии партии "Шор" Евгения Гуцул одержала победу на выборах главы Гагаузской автономии. Как проинформировала председатель избирательной комиссии Яна Коваленко, она набрала 52,36 процента голосов. Ее соперник - независимый кандидат, поддерживаемый Партией социалистов, Григорий Узун смог заручиться поддержкой 47,64 процента избирателей, принявших участие в выборах. Как подчеркнула председатель избирательной комиссии, хотя в ходе голосования были зарегистрированы некоторые технические нарушения, на итоги выборов они не повлияют.

Явка избирателей составила 54,56 процента. Нынешняя глава Гагаузской автономии Молдавии Ирина Влах уже поздравила победительницу.

Сейчас расскажу о них подробнее. Вот здесь живут гагаузы, если что. Я насчитал как минимум 20 разных версий их этногенеза. Есть мнение, что гагаузы - потомки половцев, осевшие по Днестру еще тысячу лет назад, убежав от монголов. Или же еще древнее - потомки вытесненных на Балканы как раз половцами еще в XI-м столетии печенегов. Добро пожаловать в Гагаузию - на письме гагаузы используют латиницу или кириллицу Добро пожаловать в Гагаузию - на письме гагаузы используют латиницу или кириллицу Слыхал я и версию, что гагаузы - это турки, что в XIII-XIV вв откочевали в здешние места из глубин Малой Азии, ради принятия христианства. Такой версии, чаще всего в самой Турции придерживаются.

В пользу такого момента говорит крайняя близость гагаузского языка гагауз дили к собственно турецкому. Пример гагаузского языка Пример гагаузского языка Едва заслышав гагаузскую речь, турки нередко принимают ее за турецкую же. Даже азербайджанский и крымско-татарский языки не так турецкому близки, как гагаузский. Любопытно, что Мустафа Кемаль Ататюрк, в 1920-е годы очищая турецкий от наносов бесчисленных персидских и арабских заимствований, немало слов заимствовал из более чистого гагаузского. Да-да, гагаузы - христиане. Причем православные. Наряду с чувашами да якутами один из немногих крупных тюркских народов, что исповедует веру христову. Правда, есть одна тонкость - в языке гагаузов немало арабских и персидских слов, Бога они называют Аллахом. То есть, скорее всего, предки гагаузов прежде исповедовали ислам.

Всего было 85446 человек. За шесть лет 1850 -1856 гг. До 1820 г. Болград долгое время оставался единственным центром ко-лонии всего дунайского водворения. Позже вторым центром стал Комрат. В первой половине XIX в. В середине 40-х годов в Болграде было около 6600 жителей, которые занимались сельскохозяйственным производством, ремеслами, промыслом и торговлей. Комрат несколько уступал Болграду по численности населения, площади земельного фонда, сельскохозяйственному и ремесленному производству. Однако, когда царская Россия потерпела поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. Он фактически превратился в ад-министративный, хозяйственный, торговый и культурный центр гагаузских и болгарских переселенцев.

В нем интенсивно развивалось школьное дело, начала формироваться гагаузская интеллигенция. Анцупов "Аграрные отношения на юге Бессарабии -1812-1870 гг. Как отмечалось, в первые несколько десятилетий задунайские колонисты имели большие льготы крупные земельные фонды, право распоряжаться землей как своей собственностью и другие. Однако с середины 50-х годов XIX в. В Бессарабской области на одну семью приходилось в среднем всего 25 десятин, а до этого наделы составляли 50-60 десятин, отмечает молдавский историк болгарского происхождения И. Мещерюк "Социально-экономическое развитие болгарских и гагаузских сел в южной Бессарабии -1808-1856 гг. Казенная десятина равнялась 1,09 га. Гагаузским и болгарским переселенцам нередко не хватало не только продовольственного зерна, но и семенного фонда. В 1823 г. Время от времени край охватывала засуха.

Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Они обеспечивали армию топливом, заготавливали сено, ремонтировали дороги и мосты. Историки отмечают, что гагаузские и болгарские крестьяне довольно быстро приспособились к климатическим условиям Буджака, характеризующимся малым количеством осадков, сухой осенью и малоснежной зимой. Продолжительные засухи, морозы, бесснежные зимы, низкий научно-технический уровень ведения сельского хозяйства не позволяли выращивать озимые хлеба. В пашенном клину преобладала яровая пшеница "арнаутка". Жителей края выручала кукуруза, которая давала неплохие по тем временам урожаи. Для накопления влаги люди строили системы запруд для водопоев скота, полива и т. Климатические условия Буджака, его тяжелые суглинки позволяли выращивать виноград столовых и винных сортов, абрикосы, персики, айву, бахчевые культуры. Под садово-виноградные плантации и огороды отводились участки по берегам рек и лиманов. В выращивании овощей равных болгарам специалистов в Буджаке не было.

Что касается скота, то он с апреля по октябрь находился на вольном содержании. Гагаузам и болгарам параллельно с выращиванием зерновых, винограда, фруктов, овощей, содержанием скота пришлось поднимать целину. А для этого в первое время не было подходящего инвентаря и необходимого количества тяглового скота. Первым задунайским колонистам приходилось впрягать в малороссийский плуг по шесть-во- семь волов. Так, в 1852 г. В начале устройства в Буджаке лишь немногие гагаузские и болгарские хозяйства могли полностью закомплектовать плуг. По словам И. Мещерюка, в 50-х годах XIX в. Благо, что колонии были богаты большим трудовым потенциалом. В середине 30-х годов XIX в.

На поле или дома работали также члены семьи моложе четырнадцати и старше шестидесяти лет. Специфику зернового производства в крае создавала короткая весна. До наступления засушливых дней нужно было успеть подготовить почву. С посевом, как правило, запаздывали малоимущие крестьяне, которые часто оставались без должного количества продовольственного и кормового зерна. В начале 40-х годов XIX в. В крае уже не было достаточного количества казенной земли, особенно плодородной. Серьезной проблемой стали быстрый естественный прирост населения, прибытие новых переселенцев. Эти факторы привели к тому, что сокращались семейные наделы. Многие молодые семьи оставались без земли. Местные чиновники стали взимать с переселенцев дополнительные поборы.

Исправники заставляли их бесплатно работать на себя. Чиновники вынуждали крестьян продавать зерно по низким ценам. Продажа мяса была привилегией откупщиков, которым шла также пятая часть улова рыбы. Гагаузы и болгары, как и молдаване, крайне негативно отнеслись к переписи населения Бессарабии 1816 г. Ее целью было установить количество налогоплательщиков для обложения биром бир от венгерского слова Ьег - основная денежная подать крестьян и горожан в XV - начале XIX вв. С населения Буджа-ка стали взимать более 40 видов налогов и поборов. На колонистов легло основное бремя по сооружению мостов, общественных зданий, а также посадке государственных лесов. В страдную пору местные власти заставляли крестьян использовать лошадей для перевозки строительных материалов, находивших-ся в десятках километров от их домов. Гнев переселенцев постоянно нарастал. Крестьяне открыто стали критиковать политику местных властей.

Центром народ-ного движения 1842 г. Первая вспышка в Верхне-Буджакском округе была направлена против эксплуататорской деятельности окружного старшины А. Илашкова и его подручных. Вскоре, однако, выступление коснулось и представителя царских властей более высокого ранга - управляющего задунайскими переселенцами М. Началом движения Комратских переселенцев следует считать день 9 мая 1842 года. Тогда два бедняка Не до Франко и Иван Велико отправили первую жалобу министру государственных имуществ П. Кисилеву, в которой раскрывались злоупотребления А. Как и следовало ожидать, высокое начальство заступилось за своего подчиненного - вора, охарактеризовав его как человека "высокой нравственности", "деятельного и усердного в работе". Однако под давлением крестьян власти вынуждены были уволить А. Эта была первая победа переселенцев.

Вскоре движение 9 мая 1842 г. В 1843 году протесты имели место в Болграде и Дезгиндже, Бешалме и Конгазе. Восстания гагаузских и болгарских переселенцев были подавлены. Однако царские власти вынуждены были отстранить от должности М. Буткова и целый ряд других чиновников. На этом настояла специально созданная комиссия по рас-следованию причин, приведших к обострению обстановки в Буджаке. Освобождение виновных от их должностей было успехом гагаузских и болгарских колонистов. Пережив трехлетнюю засуху в 1831 -1833 гг. Затем в их жизни было относительно спокойное время. Аграрная эволюция несла с собой большие положительные сдвиги.

Но в Европе все явственнее ощущалось приближение Крымской войны 1853-1856 гг. В этой войне бессарабские гагаузы и болгары еще больше использовались в качестве погонщиков, чем в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По архивным данным, в тыловых частях русской армии их было 1270 человек.

Несмотря на ряд заявлений о возрождении гагаузов, отсутствие необходимых условий, в т. Религия Гагаузы - кто это в религиозном отношении? Большинство из них — православные христиане.

Их предки — тюркоязычные скотоводческие племена, которые пришли из южнорусской степи, обосновались на морском побережье северо-восточной Болгарии и приняли христианство в XIII в. Несмотря на преданность христианству, которая укоренилась среди них за полтора века до турецкого завоевания, гагаузы только поверхностно понимали основную догму религии. Хотя в начале XX в. Исторический контекст После советской аннексии Бессарабии в 1940 году гагаузские населенные пункты были разделены между Молдавской и Украинской ССР. Районы, где живут гагаузы, являются одними из беднейших в Молдове. При советской власти они подвергались русификации переходом на кириллицу, введенной в 1957 году, и через преподавание в школах на русском языке с конца 1950-х годов.

В пределах Советского Союза гагаузы были крупнейшим тюркским населением, не имеющим своего территориального образования. На протяжении всего советского периода их этническая самосознательность оставалась слабо развитой. Эта ситуация быстро изменилась в конце 1980-х, так как возникли опасения румынизации. Хотя закон 1989 года разрешил использование гагаузского языка, проходили забастовки против повышения уровня молдавского до статуса государственного. Такие действия привели к периоду двоевластия в регионе. В 1992—1993 годах местные военизированные формирования периодически сталкивались с молдавскими властями, но не вмешивались в приднестровский конфликт.

Но Комрат сотрудничал с Тирасполем в продвижении идеи конфедерации 3 государств. Турецкое посольство поддержало более умеренную идею автономии в контексте единой страны. Закон о статусе Гагаузии B феврале 1994 г. B регионе победил русскоязычный блок партий. B июле 1994 г. В декабре был принят закон «О специальном правовом статусе Гагаузии».

В преамбуле гагаузы были признаны народом, а не этнической группой или этническим населением, как указывала советская теория, с правом на самоопределение в Молдове. Инициатива объединила два принципа: она связала национальность с конкретной территорией и понятием конституционных гарантий, передачей полномочий, представительными органами, системой сдержек и противовесов. Закон также разрешил самоопределение Гагаузии, Молдова изменит свой статус. Согласно закону автономное территориальное образование АТО получило собственный законодательный орган Халк Топлушу, избираемый на 4 года, и исполнительные органы во главе с Башканом, занимавшем по должности пост заместителя премьер-министра Молдовы. Оба поста наделялись значительными полномочиями. Кроме того, тремя официальными языками должны были стать гагаузский, молдавский и русский.

АТО получило свой суд, полицию и органы безопасности в центральной и региональной юрисдикции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий