-Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ. Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью. Читай также: Интересные факты о жизни Александра Блока, биография, творческое наследие, личная жизнь. Откройте для себя необычные, удивительные и интересные факты о Павле Петровиче Бажове, русском писателе, фольклористе и журналисте, известном своими очаровательными уральскими сказами. Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове.
"Уральский рабочий фольклор"
- Бажов в деталях
- Интересные факты про бажова
- Интересные факты из жизни Бажова
- Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
- Павел Бажов: творческий путь
Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове
Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. Бажов активно участвовал в становлении новой власти, руководил красными партизанскими отрядами во время Гражданской войны, а после посвятил себя журналистике и литературе. Полная биография писателя Павла Бажова. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «».
Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы?
Так выглядит Сашенька 5. Именно Иванко Крылатко придумал знаменитого крылатого коня, который красуется на современном гербе Златоуста. В честь уральского гения Ивана Бушуева в Златоусте установлен памятник и проводится единственный в мире фестиваль холодного украшенного оружия, Всероссийский Бушуевский фестиваль. Впервые опубликован сказ про Иванко Крылатко тоже у нас — в газете «Челябинский рабочий» от 4 апреля 1942 года. В 1944 году Бажов был в Челябинске — выступал в редакции «Челябинского рабочего» перед журналистами и литактивом.
Вместе с ним приезжал его друг, писатель Евгений Пермяк, и дочь писателя Ариадна. Кстати, сейчас 98-летняя Ариадна живет в Екатеринбурге. На той встрече Ариадна прочла собравшимся сказ отца «Богатырева рукавица», сам Бажов читал сказ «Тараканье мыло» о том, как заезжий немец опростоволосился перед простым рабочим. Летом 1945 года Бажов снова оказался на Южном Урале — был на юбилее Ильменского заповедника, которому тогда исполнялось 25 лет.
В музее писателя в Екатеринбурге сохранили раритетные снимки из поездки. Павла Петровича можно опознать на фото по пышной окладистой бороде. Пятнистого оленя увидеть не удалось, но соловьев наслушался, рыбку прекрасную ловил, а сирени там цвело... Он так и начинается: «Против нашей Ильменской каменной кладовухи по всей земле места не найдешь.
Тут и спорить нечего, потому — на всех языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат». В Челябинске у Бажова имелись друзья в писательской среде.
Литературой Павел Бажов увлёкся в качестве писателя лишь в возрасте 57 лет. За свою жизнь Павел Бажов попробовал свои силы в разных литературных жанрах. Однако, широкую известность ему принёс один из них — сказы. Некоторые свои сказы писатель от начала и до конца сочинил сам, хотя при этом он продолжал утверждать, что в детстве слышал, как их рассказывали старики. Некоторые персонажи сказов Павла Бажова были использованы зарубежными авторами в их фантастических произведениях.
Был участником боев на Урале в ходе Гражданской войны. Зимой 1919-1920 гг.
С октября 1920 г. В 1920 г. Усть-Каменогорске ныне - на территории Казахстана , где редактировал газету и заведовал отделом народного образования использовал псевдоним Бахеев. В 1921 г. С 1923 г. В 1924 г. Из недавнего быта Сысертских заводов". В 1926 г. В 1930 г.
В 1936 г. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка".
Писатель стал автором нового жанра — «советского литературного сказа».
В период Гражданской войны 1917-1922 он состоял в отряде так называемых «Красных орлов», преследовавших религиозных деятелей и всех тех, кто верил в Бога. Нередко Бажов печатал свои произведения под именем «Колдунков», поскольку так его называли в детстве другие ребята. Интересен факт, что в 1937 г.
Павел Бажов был исключен из компартии, поскольку на него был совершен донос. В некоторых своих сказках писатель упоминал Владимира Ленина. Бажов любил проводить время с детьми, которым также было интересно находится рядом с литератором.
Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове
О сказах Бажова критики сразу начали спорить: это он сам придумал или русский народ? Свердловские власти объявили 2019-й годом писателя Павла Бажова: в январе ему исполнилось 140 лет. Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который в свою очередь является внуком Аркадия Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар. Читай также: Интересные факты о жизни Александра Блока, биография, творческое наследие, личная жизнь. Двойственная позиция Бажова объяснялась тем, что в советской фольклористике на какое-то время были утрачены критерии, позволяющие четко отличать произведения фольклора от литературы.
Биография Павла Бажова
Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Бажов снова был брошен в тюрьму, но казнить арестованных банда не успела — их вышибли из города. При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Павел Бажов — интересные факты. П. П. Бажов известен многим людям с самого детства как «уральский сказочник». Главная» Новости» Бажов юбилей 2024 для детей. -Бажов считается первым создателем такого жанра как советский литературный сказ.
Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество
На первый взгляд, может быть, вам покажется трудным. Верно, пока к вам не пригляделись наши, будут держаться нелюдимыми. Исторически сложился такой характер. Жизнь такая была. Особые условия. Рубеж между Европой и Азией, между вольницей и каторгой.
Но уж если вас тут полюбят, то уж знайте — это навсегда. Лев Кассиль. Воспоминания о Павле Бажове» «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов начал печатать сказы в журналах в середине 1930-х. В 1939 году вышел сборник «Малахитовая шкатулка», в нем были опубликованы авторские произведения по мотивам рабочего фольклора. Изначально книга состояла из 14 сказов.
Затем Бажов дополнил его произведениями из циклов «Сказы об оружейниках» и «Сказы о немцах». В некоторых из сказов повествование ведет вымышленный рассказчик, дедушка Слышко. Его прототипом стал сторож заводского склада Василий Хмелинин, который рассказывал Бажову много историй. В речи дедушки Слышко автор использовал много диалектизмов и профессиональной лексики горных рабочих. Один из главных сказочных образов в творчестве писателя — Хозяйка Медной горы, или Малахитница.
В цикл о ней входят десять сказов, в том числе «Каменный цветок», «Горный мастер», «Травяная западенка», «Малахитовая шкатулка». Эта героиня — дух Уральских гор, хранительница ценных минералов. В сказах она появлялась перед рабочими как прекрасная девушка в нарядном платье: «А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье.
В этот момент семья бедствовала, жила на те скудные копейки, что зарабатывала своим трудом мать Павла. Она происходила из польского крестьянского рода, была тихой и спокойной женщиной. Августа исправно вела сельское хозяйство, хранила тепло домашнего очага, на досуге по ночам плела ажурные чулки и платки, которые продавала за гроши.
Этот вид рукоделия подорвал зрение молодой женщины. Встреча Павла Бажова с детьми: Wikipedia И отец, и мать души не чаяли в своем чаде, поэтому биографы Бажова отмечают, что мальчик жил в любви и абсолютной гармонии. Бажов, биография юных лет которого делится на четкие периоды, сам вспоминал о детстве с трепетом: Сначала мальчик учился в обыкновенной земской школе в Сысерти, где получал одни пятерки. В юном возрасте с произведениями Пушкина познакомился Павел Бажов. Интересные факты: библиотекарь дал мальчику книгу, взяв с него обещание выучить все произведения русского классика наизусть. И любознательный ребенок это сделал. Далее Павел поступил в Екатеринбургское духовное училище, а после перешел в Пермскую духовную семинарию.
На тот момент появился вопрос, связанный с последующим выбором профессии: отец умер от недуга, а пенсии мамы не хватало на достойное образование. Продолжать карьеру духовника Павел не стал, поэтому переквалифицировался в преподавателя русского языка и литературы. Краткая биография Бажова указывает на активное участие будущего писателя в революционном движении. Молодой человек имел прогрессивные взгляды и был уверен, что институт самодержавия давно отжил свое. Павел Бажов: творческий путь Сам Павел Бажов с радостью признавался, что ему комфортнее в деревнях, где люди простые и открытые.
Некоторое время Бажов был преподавателем духовного училища в Камышлове. Павел Петрович был ярым революционером. Было время, когда он состоял в партии эсеров, но затем примкнул к большевикам.
Во время Гражданской войны вел активную деятельность, устанавливал советскую власть в России, в Казахстане. Он был организатором подполья в Усть-Каменогорске, готовил своих товарищей к подпольной деятельности на случай перехода населенного пункта под власть белогвардейцев. Когда город захватили белые повстанцы, Бажов в течение полугода бездействовал, чтобы сохранить свою жизнь. Впоследствии его много упрекали за это, но сил подпольщиков в конце 1918 годы было недостаточно для вооруженного восстания, и Бажов это прекрасно понимал. Через шесть месяцев он возобновил деятельность, объединил несколько партизанских отрядов в единую ударную силу. После восстановления советской власти в Усть-Каменогорске стал организатором нового Совдепа. При его непосредственным участием было подавлено готовившееся восстание белогвардейцев, предводителем которых был Козырь. Во второй половине 20-го года Бажов был главой продовольственного отряда, особым уполномоченным уездного продовольственного комитета, заведующим комитетом народного образования.
На последнием посту Бажов стал организатором учительских курсов и ликбеза. Он занимался восстановлением Риддерского рудника, решал другие важные вопросы, связанные с работой народного хозяйства. В этот период на Бажова стали поступать доносы, его обвиняли в долгом бездействии во время переворота в Усть-Каменогорске. Павел Петрович возвратился на урал. Творчество Доносы преследовали его на протяжении 15 лет, Бажова дважды исключали из партии, но оба раза восстанавливали уже через год. Его обвиняли и «за приписывание партийного стажа». В Камышлове Бажов занимался литературной деятельностью, работал в «Уральской областной крестьянской газете». Он был главой редакторского комитета по написанию книг, посвященных строительству Краснокамского бумажного комбината, истории Камышловского полка.
Произведения не были опубликованы, их герои попали под репрессию. Павел Бажов в творческом процессе Книга Бажова «Уральские были» увидела свет в 1924 году. Через 12 лет писатель опубликовал первый сказ — «Девку Азовку».
В период 1918—1920 годов Павел Петрович участвовал в работе по становлению советской власти как в России, так и в Казахстане. Во время Гражданской войны Павел Бажов вступил в Красную армию, был политработником, а также редактором газеты 29-й дивизии в Камышлове.
Во время Пермской операции Бажов был пойман колчаковцами и арестован, но сумел сбежать из тюрьмы, после чего долго скитался с поддельными документами. Чуть позже, работая учителем в деревне Бергуль, Павел Петрович сумел организовать партизанский отряд из людей, недовольных колчаковщиной. Бажов также некоторое время сотрудничал с соединениями партизан «Красные горные орлы» и участвовал в подполье. С 1923 года Павел Петрович Бажов был редактором «Крестьянской газеты» в Свердловске, занимался разбором писем от читателей, а также собирал материалы для своих будущих произведений и писал небольшие очерки о старых заводах. На Бажова за всю его жизнь было подано несколько доносов от недоброжелателей, из-за чего ему пришлось вернуться на Урал, а в 1930-х годах он был два раза исключен из партии, но оба раза был восстановлен.
В 1924 году Павел Бажов издал свою первую книгу очерков «Уральские были». Однажды Павлу Петровичу поручили написать книгу, посвященную строительству Краснокамского бумажного комбината, но она так и не вышла, так как многие из главных героев были подвергнуты репрессиям. Первый из уральских сказов Павла Петровича Бажова под названием «Девка Азовка» был опубликован в 11-м номере журнала «Красная новь» в 1936 году. Самым известным произведением Павла Бажова является сборник сказов под названием «Малахитовая шкатулка», впервые опубликованный в 1939 году. Сказы сборника были вдохновлены уральским фольклором.
За книгу «Малахитовая шкатулка» Павел Петрович получил Сталинскую премию 2-й степени. Творчество Павла Бажова часто сравнивают со сказками братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена, но оно имеет отчетливо русский колорит. Произведения Павла Петровича Бажова были переведены на множество языков, и он получил международное признание. По мотивам сказов Павла Петровича были сняты многочисленные художественные и мультипликационные фильмы. Павел Петрович Бажов был показан в документальном фильме под названием «Урал кует победу».
Интересные факты о Павле Петровиче Бажове
Поэтому это не только документ, но и поэзия, и сказ, и исповедь… Никита Бажов: Наверное, в жизни любого человека есть какие-то тайны - верующий он или нет. Дед никогда не был верующим человеком. Да, получил духовное образование, преподавал в женском епархиальном училище, а остался без веры. Потом дед говорил, что не бывает более ярких безбожников, чем среди людей, которые заканчивают духовные учреждения. Павел Петрович в юности хотел идти в университет, это было его мечтой, но умер отец, и он вынужден был зарабатывать деньги тем трудом, который ему ближе всего, то есть преподаванием русской словесности. А в своих многочисленных поездках он собирал уральский фольклор.
Вот почему существует эта загадка: нам кажется, что сказы Бажова были всегда. Да, на Урале-то они были всегда, это называлось: "тайный рабочий сказ". Дед часто говорил про себя, что он "обработчик" фольклора… В силу его такой авторской скромности и сдержанности создается ощущение, что это идет откуда-то из глубины - все его сказы. Но на самом деле это работа авторская и писательская, она лишь основана на народном творчестве. Дед построил наш дом в Екатеринбурге еще до революции - взял ссуду в ипотечном банке на свою заработную плату, которую он получал как преподаватель.
С 1911 года семья жила в этом доме. Дед сам его распланировал.
От этого брака у Ариадны родился сын, названный Егором, ставший затем политическим деятелем. Таким образом, Павел Бажов был дедом Егора Гайдара. Любимец детворы В воспоминаниях о своём любимом отце дочь писателя Ариадна Бажова-Гайдар пишет о том, что Павел Бажов очень любил детей, и они отвечали ему такой же преданной любовью. Писатель разговаривал с детьми безо всякого сюсюканья, как с взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом.
Он всегда с должным пониманием относился к ребячьим проблемам и хотел видеть их счастливыми. На его столе как знак особого детского доверия лежал пионерский галстук, который ему вручили пионеры первой железнодорожной школы. В период с 1938 по 1945 годы им были написаны специально для детей целый ряд произведений. Среди них Серебряное копытце, Золотой волос, Голубая змейка. Исключение из партии Великая мечта о счастье не только для детей, но и для взрослых сопровождала Бажова всю его жизнь. Осуществлял писатель эту мечту вместе с народом, в общем с ним труде.
В 1918 году Бажова приняли в партию. В 1937 году он написал книгу «Формирование на ходу», посвящённую победам власти Советов, за которую потом его исключили по доносу Михаила Кашеварова из партии. В результате на целый год Бажов остался без работы и прозябал в нищете.
В Гражданскую войну, стал политработником и редактором газеты формировавшейся в Камышлове 29-ой дивизии. В армии официально вступил в РКП б. Отступая вместе с дивизией под ударами колчаковских войск на запад, в конце 1918 года оказался в Перми. После разгрома дивизии был арестован колчаковцами, но смог сбежать из тюрьмы, пробрался в Камышлов. Узнав, что его семья под наблюдением контрреволюционеры его не забыли , в начале 1919 года отправился в Омск, где выданная ему подпольем явка оказалась пустой. После некоторых скитаний с поддельными документами на фамилию Кирибаев он подслушал в Каинске разговор о нехватке учителей в школах уезда и к февралю смог устроиться земским учителем в глухой томской деревне Бергуль. Там он организовал из недовольных колчаковщиной партизанский отряд.
В июле под фамилией Бахеев перебрался в Семипалатинскую губернию, в город Усть-Каменогорск. Участвовал в подполье, сотрудничал с партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной повстанческой армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в селе Васильевка объединил их в одну силу. После установления советской власти в Усть-Каменогорске 15 декабря 1919 года и вступления в город повстанческой крестьянской армии М. Козыря и рот из объединенного отряда «Красных горных орлов», Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп. Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном доме заседал новый Усть-Каменогорский совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. Бажов передал информацию в Семипалатинск. Во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев Бахметьев , организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем.
Во вновь образованном Ревкоме занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро. Попутно стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты «За власть советов». Вместе с ним работали будущие известные писатели Волков и Анов. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. Калашникова в городе прошел Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразверстке. Осенью 1921 года перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов. В конце 1921 года вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака , где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи.
В 1923-1931 годах работал в областной «Крестьянской газете». В 1924 году вышла первая книга очерков «Уральские были». Создание сказов т. В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему: «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно-пролетарского фольклора». Вскоре было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале»: сбор материала поручили В. Бирюкову, который должен был сдать сборник в декабре 1935 года. Однако В. Бирюков заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора». Редактор сборника Е. Блинова «через четыре месяца общения с Павлом Бажовым, в июне 1935 года, резко изменила направление работы и стала нацеливать В.
Бирюкова на собирание рабочего фольклора». Ставший после Е. Блиновой редактором сборника Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В. Хмелинина, которые Бажов слышал в 1892-1895 годах. Хмелинин Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей» происходил с Полевского завода и выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это прием, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Сказы Бажова сочетают трудносовместимые установки сказочной и несказочной прозы. В 1933 году по доносу М. Кашеварова был обвинен в присвоении партийного стажа с 1917 года, исключен из партии. Через несколько месяцев после ходатайства был восстановлен в партии с началом стажа в 1918 году, за «приписывание» стажа ему был объявлен строгий выговор.
После этого Павлу Бажову поручили написать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината. Но по мере написания главные герои исчезали в горниле репрессий, в результате книга не была опубликована. В 1936 году в 11-м номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка». Также ему было поручено подготовить книгу «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». Он уже работал редактором Свердловского книжного издательства. После того как в 1937 году командовавший дивизией во время Гражданской войны М.
Гавриленко стал добиваться, чтобы пианино было отдано клубу водников. Мелихов укрыл пианино в другом месте — на квартире директора городского училища.
Гавриленко, взяв в военкомате двух латышей-красноармейцев, явился к директору училища. Но тот заартачился. Латыши, не долго думая, — к председателю ЧК. Тот, конечно, предложил директору передать инструмент клубу, а самому явиться наутро в ЧК для объяснений. У директора от страха, говорят, тряслись колени. Но все же он нашел в себе силы попросить предчека отсрочить возврат пианино и разрешить ему проконсультироваться у заведующего отделом народного образования, коему по службе подчинен. Предчека разрешил. Павел Петрович Бахеев, заведующий отделом народного образования, принял жалобщика приветливо, сказал ему, что и сам бывший учитель, понимает его с полуслова, но пианино, сказал он, клубу водников нужнее, чем супруге директора училища. Раздосадованный неудачей директор решил найти управу на Бахеева в профсоюзе.
В то время явочным порядком было уже создано упрофсоюза работников просвещения. Директор очутился лицом к лицу с председателем упрофбюро… П. Директор был зол и настойчив. Он решил обратиться к прессе. В Усть-Каменогорске с первых же дней восстановления советской власти стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского ревкома». Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева. Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой. Водники долго потом вспоминали эту историю с музыкальным инструментом». Он часто и безотказно выступал.
Когда надо было убедить, растолковать, разъяснить, призывали Бахеева. И тот, негромко, улыбаясь, ни в коем случае не свысока, говорил, убеждал, находил необходимые аргументы. Ему, педагогу и словеснику, сделать это было не так уж и трудно. Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество. Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича. Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали. Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило.
И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет. В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова. В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат.
Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы.
Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова.
Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров.
Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком.
Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников». Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года.
В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди.
В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя.
Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца. Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват.
Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя
Семь жизней Павла Бажова | Интересные факты из жизни Бажова. |
Бажов, Павел Петрович | Русская Литература вики | Fandom | Интересные факты о бажове П бажов краткий рассказ о писателе. |
145 лет Бажову. Почему автор "Малахитовой шкатулки" стал одним из символов своей родины | Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. |
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова | В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. |
Интересные факты из жизни Павла Бажова
Человек позднего цветения, Павел Бажов, стал писателем в 60, а через 10 лет умер. Самый знаменитый уральский писатель — Павел Петрович Бажов (1879-1950), автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка»! В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью.
Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
За всю жизнь автор создал 56 сказов. В 1924 году был опубликован первый сборник «Уральские были», содержавший очерки о жизни уральских горняков. В 1939 году вышла в свет книга «Малахитовая шкатулка», состоявшая из 14 сказов. Она имела большой успех. В 1943 году писатель получил Сталинскую премию за этот сборник рассказов. Эта всем полюбившаяся книга даже побывала в боях вместе с экипажем танка во время трагических событий Великой Отечественной войны. Однажды она получила ранение осколком снаряда, но её всё равно сохранили. Победу «Малахитовая шкатулка» встретила в Берлине. Павел Бажов прожил, будучи и мастером пера, и настоящим революционером, он преуспел во всех делах, за которые брался, и оставил потомкам значительное литературное наследие. Его отец по фамилии был Бажев, а не Бажов, и ударение ставилось на первый слог.
Фамилия «Бажов» происходит от уральского диалектного слова «бажить», что значит ворожить, предвещать. Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки. Порой человек раскрывает в себе писательский талант уже в зрелом возрасте. Так произошло и с советским публицистом и писателем Павлом Бажовым, который всерьёз занялся литературной деятельностью и стал выступать в качестве писателя лишь в возрасте 57 лет. За достаточно короткий отрезок времени добился на этом поприще немалых успехов.
Хозяйка Медной горы — дух или бог местности. Этот персонаж появляется перед героями или в виде прекрасной женщины, или в виде ящерки в короне. Как и любой дух, Хозяйка привязана к области своих владений и считает себя здесь полноправной правительницей. Ее не интересуют события, происходящие в поселке, но она не может простить нарушения границы: «Не любит будто она, как под землей в зоне ее господства, ред. Поэтому-то и погибает Северьян, герой сказа «Приказчиковы подошвы», поэтому-то «заграничной барыне», объявившей себя единственной хозяйкой горы, и предстоит узнать почем фунт лиха сказ «Таюткино зеркальце». Еще две ипостаси Хозяйки — персонификация «земли-матери» и персонификация рока. Женские персонажи в сказах Бажова вообще нередко выступают в качестве олицетворения судьбы. Гельгардт указывает на родство Хозяйки Медной горы с Царицей гор из новелл немецких романтиков «Руненберг» Л. Тика 1804 и «Фалунские рудники» Э. Гофмана 1819. Великий Полоз — змей, образ которого восходит и к языческим змеям разных культур, символизирующим плодородие, бесконечность мира Уроборос , домашний очаг, мудрость, и к христианской культуре искушение. У Бажова полоз изначально предстает нейтральным существом, также, как и Хозяйка Медной горы, охраняющим свои владения: «Не любит, вишь, он, чтобы около золота обман да мошенство были, а пуще того, чтобы один человек другого утеснял». Полоз мудр, сразу распознает на что падок Костька, но суров и мстителен. Как и любому духу, ему чужды человеческие чувства, поэтому он и преследует одну из своих дочерей, Золотой волос, за то, что та посмела выйти замуж за башкирского богатыря Айлыпа.
После революционных событий 1917 года Павел Бажов стал коммунистом. Павел Бажов содействовал установлению советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление, рискуя при этом жизнью. В годы гражданской войны Бажов являлся членом отряда «Красных орлов», преследовавших священнослужителей и гражданских лиц, не скрывавших своей религиозности. Бажов был убеждённым большевиком и все его произведения, так или иначе, носили политическую подоплёку. Героями сказов Павла Петровича становились не только горные духи и каменных дел мастера, но и вполне реальные люди, отлично известные в ХХ веке. В сказах «Орлиное перо» и «Солнечный камень» появился сам вождь мирового пролетариата — Владимир Ильич Ленин. Павел Бажов почти 20 лет преподавал русский язык. По воспоминаниям современников, Павел Бажов обожал детей, и они отвечали ему взаимностью. На своём уроке Павел Петрович мог заинтересовать даже закоренелых двоечников. В семье Бажова было семеро детей, но, к несчастью, трое из них умерли совсем маленькими. Демьян Бедный долгое время полагал, что сказы Бажова представляют собой обычный фольклор. Дед Василий стал прототипом «дедушки Слышко» из сказа «Малахитовая шкатулка». Некоторые персонажи Павла Петровича были заимствованы зарубежными авторами для своих произведений. Образы из сказов Бажова — Каменный цветок и Хозяйка медной горы — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы. Одним из псевдонимов писателя был «Колдунков».
Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы. Смерть и наследие Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Писатель был похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище. В родном городе писателя, в доме, где он жил, открыт музей. Имя писателя носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Павлу Бажову установлены памятные монументы в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя названы улицы во многих городах бывшего СССР. Другие варианты биографии.
Интересные факты из жизни Бажова
Индустриализация и «Девка Азовка» «Собирайте ваш фольклор, изучайте его» — с таким призывом Максим Горький выступил на Первом съезде советских писателей в 1934 году. В это же время в газетах стали появляться высказывания Маркса и Энгельса о сказках — оказалось, создатели марксизма читали братьев Гримм, изучали героические саги и вообще не осуждали мифотворчество. До этого же, замечал Бажов, «всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповщине». В 1930-х годах советской власти сказки стали необходимы: миф имперской России был разрушен, а на его месте за двадцать лет еще не появилось ничего нового. К тому же в стране шла индустриализация, которая лишала исконно заводской Урал его идентичности. Бажову нужно было создать новую версию истории, привлекательную и поддерживающую, но такую, которую можно было легко масштабировать на всю страну. Произошло идеальное совпадение автора и темы: Бажов считал, что историю Урала раньше рассказывали неправильно Потом, в сказе «Шелковая горка», он подчеркивал: «Всякий, кому понадобится о заводской старине рассказать, непременно с нашего завода начинает.
Случалось мне, читывал. Не одна книжка про это составлена. Одно плохо, — все больше про хозяев заводских Демидовых пишут. А ведь тут много зорких глаз да умелых рук требовалось. Немало и смекалки и выдумки приложено, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало. Знаменитые, надо думать, мастера были, да в запись не попали».
Первый сказ Бажова «Девка Азовка» был опубликован в 1936 году. Времени заниматься целым сборником у Бажова не было — но уже через год ему помогло несчастье: 25 января он был исключен из партии по доносу в цитировании врагов народа и уволен из редакции. Выживать Бажовым приходилось за счет огорода и небольшой зарплаты свояченицы. Тогда Павел Петрович начал писать первые сказы, восстанавливая по памяти истории деда Слышко. Уже через год, 27 января 1938 года, Бажова восстановили в партии — его доносчик сам попал под репрессии. А писатель понял, что в 60 лет наконец-то нашел свой жанр.
В издательстве сборник предложили назвать по названию программного произведения — «Малахитовой шкатулкой». Оказалось, что потом в нее будет удобно «складывать» новые сказы. Первоначально в сборнике, вышедшем в 1939 году, было четырнадцать сказов — книгу полюбили и на Урале, и в Москве. Правда, детской ее начали считать не сразу: критикам казалось, что тексты Бажова непригодны для детского чтения из-за сложного языка и многозначительности текстов. Но образ рабочего, мастера — сильная идеологическая подоплека — оказался сильнее оторопи перед непривычным слогом. Иногда Бажов подписывался Колдунковым из-за того, что настоящая фамилия значила «бажить», то есть колдовать Е.
Колдунковым, например, Бажов подписал свою детскую книгу «Зеленая кобылка», которая вышла в 1940 году параллельно с «Малахитовой шкатулкой». Тогда в прессе появилась рецензия: автор горячо приветствовал «талантливого молодого писателя». Бажов прочел рецензию и заметил, что насчет талантливости судить не берется, а «что молодой — так это совершенно правильно. Первые шаги в детской литературе делаю». Кудрин «Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где» В фольклористике термин «сказ» появился еще до Бажова: в лингвистике он определяется особым слогом, отличающимся от литературной нормы, а в литературе — обязательным наличием повествователя, который рассказывает историю разговорным языком. Сам Бажов говорил, что сказы — это не сказки, потому что в них есть практическая подоплека, связь с реальной жизнью.
Хотя все сказы Бажова «рассказаны» дедом Слышко — Василием Хмелининым из Полевского, — фольклорными они все-таки не были. Рукописи доказывают, что писатель тщательно разрабатывал характеры персонажей, выверял их, искал убедительные языковые формы. Бажов поменял характер самого Хмелинина: у заводского сторожа XIX века не было «пролетарского» самосознания, а в сказах Бажова оно выступает на первый план. Позднейшие антропологические исследования доказали, что уральцы действительно слышали о разных персонажах Бажова. Правда, в 1981 году пожилые жители Сысерти рассказывали, что знали Хозяйку медной горы, но на подробные расспросы о ней отвечали, что исследователям стоит читать Бажова, потому что «у него хорошо написано». Но некоторым все-таки хотелось, чтобы истории уральского сказочника были настоящим фольклором.
Например, поэт Демьян Бедный активно убеждал общественность в том, что все сказы Бажова — настоящий фольклор горы Азов, который писатель бережно сохранил. Самому Бедному аутентичность сборника была выгодна: он мог взять фольклорный материал и переложить его на стихи, получив собственное, авторское произведение, которое планировал назвать «Горная порода. Поэт Демьян Бедный Демьян Бедный работал титанически, производя от 69 до 167 стихов «дневной продукции».
На свет он появился в поселке Сысертский завод на Урале. Ныне этот пункт находится в Свердловской области, чуть менее чем в 50 километрах от Екатеринбурга. Его родители были простого, незнатного происхождения.
Отца звали Петр Васильевич Бажев. Именно так фамилия звучала изначально, однако из-за небольшой ошибки в документах, невнимательности чиновника, окончание было изменено. Павел Петрович Бажов в детстве Отец будущего литератора был профессионалом с большой буквы. Трудился на металлургическом предприятии в пудлингово-сварочном цеху, занимался выплавкой. Был уникальным специалистом. Однако, несмотря на навыки и рабочие качества, высокий профессионализм, семья жила очень бедно.
От тяжелой жизни отец пристрастился к спиртному, у него развился хронический алкоголизм. Мужчина отличался непростым характером и скверным нравом. Часто устраивал скандалы в семье и трудовом коллективе. Из-за особенностей личности, Павел Бажев много раз оставался без работы. Ее звали Августа Степановна Стефановна. Женщина была талантливой и умелой рукодельницей.
В тяжелые времена, когда супруг оставался без работы и не мог трудиться, деньги в семью приносила именно она. Детство Павла Бажова проходило в родном поселке. Какое-то время молодой человек жил в Полевском заводе. В те годы получить хорошее образование, будучи выходцем из низших слоев общества, было практически невозможно. В ранние годы он посещал Земское училище в Сысерти. Благодаря стараниям, молодой человек стал одним из лучших выпускников.
Примерно в 10 лет Павла Бажова определили в местное духовное училище. Но плата была непомерной. Очень скоро родители уже не могли найти деньги на то, чтобы сын посещал это заведение. Выходом стал перевод в Пермскую духовную семинарию. Обучение в ней стоило куда меньше. После выпуска Павел Бажов должен был стать священником.
Однако путь религиозного деятеля его совсем не привлекал. Молодой человек хотел быть учителем, чтобы нести людям знания. Молодой Бажов с родителями В 1899 году будущий писатель окончил духовную семинарию. Денег, чтобы продолжать образование, не было ни у него, ни у родителей. Потому от идеи поступить в университет пришлось отказаться. Вскоре Бажов устроился работать в сельскую школу в Шайдурихе.
Всего через несколько месяцев он перешел в духовную семинарию, где не так давно постигал науки и сам. После революции в 1905 году устроился педагогом в Екатеринбургское епархиальное женское училище, где преподавал русский язык. Здесь молодой человек трудился целых шесть лет. Девушки были высокого мнения о юном преподавателе, очень любили педагога словесности.
В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет. При этом после Великой Отечественной зрение у него сильно ослабело, но работать он не прекращал.
Факт 5. Горячо поддерживая большевистскую революцию и идеи коммунизма, Павел Бажов, однако, был довольно упрямым человеком, к тому же прямолинейным. Из-за этого у него не раз возникали конфликты с вышестоящими лицами, и его дважды исключали из коммунистической партии. Потом, правда, восстанавливали, и он всё равно был на хорошем счету у властей. Бажов даже дважды избирался депутатом Верховного Совета. Факт 6. Наследие Павла Бажова живёт и сейчас.
Его именем названы улицы не только в уральских городах, но и в столице нашей страны — Москве. Причём рядом с улицей имени Бажова расположена улица Малахитовая, названная так в честь сказа Малахитовая шкатулка, а на территории ВДНХ находится установленный в 1954 голу фонтан, который выполнен в виде каменного цветка. Есть и теплоход «Павел Бажов», курсирующий по Волге. По его сказам создано немало музыкальных произведений, в том числе балет «Каменный цветок» знаменитого композитора, дирижера и пианиста С. Кроме того ещё при жизни писателя по его сказам создано немало спектаклей как взрослых, так и детских. Учреждение премии имени Павла Бажова В 1999 году была впервые учреждена премия имени Павла Бажова, которая вручалась авторам, пишущим на уральскую тему. Среди получивших эту премию был, например писатель Алексей Иванов с его, нашумевшей и шокирующей публику книгой Ебург. В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя: Создание фестиваля народного творчества имени Бажова в 1993 году в городе Челябинске. Использование его сказов, в частности Каменного цветка на городском гербе Полевской, находящегося в Свердловской области.
Некоторые персонажи его сказов были использованы в произведениях зарубежной фантастики, например писательницей из США Мерседес Лэкией. Демьян Бедный вначале думал, что сказы Бажова не что иное как обычный фольклор и только впоследствии понял, как жестоко он ошибался. Вам так-же будет интересно:.
Презентация по истории на тему "Интересные факты из жизни Бажова"
- Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
- Павел Петрович Бажов
- 12 интересных фактов из жизни Бажова
- Бажов, Павел Петрович - ПЕРСОНА ТАСС
- Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел?
Из родословной Бажова
- Детство и юность
- Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
- Полосатая жизнь Павла Бажова
- Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы? | АиФ Урал
- 12 интересных фактов из жизни Бажова
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
Жизнь Павла Бажова трудно разделить по простейшему черно-белому принципу: после радости – неприятности, негатив обязательно сменяет позитив и т.п. Биография знаменитого писателя состоит из малоизученных периодов, или полос, по выражению самого Бажова. Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне. Читай также: Интересные факты о жизни Александра Блока, биография, творческое наследие, личная жизнь.