Подготовка к Соборованию. Прежде чем посетить таинство Соборования, человек должен причаститься и исповедоваться. — Соборование (или Елеосвящение) — это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. Строгих канонических правил по подготовке к Соборованию не существует. Подготовка к Соборованию. Прежде чем посетить таинство Соборования, человек должен причаститься и исповедоваться. – Соборование (или Елеосвящение) – это Таинство, в котором через семикратное помазание елеем, освященным священнической молитвой, подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов.
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл
Чтобы правильно подготовиться к Соборованию, важно не столько ужасаться своим телесным недугам, сколько уделить внимание собственной душе. Соборование в церкви Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. Таинство Елеосвящения называют соборованием. Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан. Подготовка к Соборованию. Прежде чем посетить таинство Соборования, человек должен причаститься и исповедоваться.
Когда проводится соборование и что это, для чего оно нужно, как приготовиться и сколько длится
Салфеткой можно будет вытереть то, что не впитает кожа а не впитает она много даже после того, как вы разотрете елей по лицу и рукам. По этой же причине нужно приходить без косметики глаза и губы нельзя красить и лучше снять кольца, цепочки, браслеты — они замаслятся. После Таинства использованные салфетки заберут помощники священника. Подробности объяснит священник. Если вы думаете, что главное здесь — «помазаться» маслом, вы ошибаетесь. Елей — это не магия и не лекарство. Если вы не имеете веры, если во время Таинства не молитесь и не внимаете тому, что происходит, то вы зря теряете время. К Елеосвящению следует приступать со страхом Божиим и верой — и только так, а не иначе.
Через полгода работы в библиотеке этот студент подошел к владыке Илариону и сказал: «Вы были правы, прощаются все грехи». Если человек искренне кается, то прощение он получает во всех своих грехах. Если какой-то неназванный забытый грех сильно беспокоит, то люди обычно называют его на следующей исповеди. Для пущей уверенности приведем слова разрешительной молитвы, которую священник читает после исповедания. И аз [я] недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя [тебя] от всех твоих грехов». Что же бывает с грехами, которые мы скрываем по собственному стыду? Перед началом исповеди священник обычно читает специальные молитвы. Одна из них звучит так: «Братья и сестры, Христос невидимо предстоит, принимая исповедание ваше. Не стесняйтесь и не бойтесь, и не скрывайте ничего на исповеди. Священник — только свидетель, свидетельствующий всё, что вы скажете. Если что скроете, двойной грех остается на вас…. Однозначно на этот вопрос ответить сложно. Традиционно люди обычно исповедуются, хотя никто не запрещает собороваться не поисповедовавшись накануне. Если вы человек церковный, то вы и так будете регулярно исповедоваться, и у вас это получится само собой. Если же вы еще не совсем воцерковились, то можете исповедоваться перед или сразу после соборования. Приходить надо натощак? Совсем не обязательно. Довольно часто Таинство Елеосвящения совершается вечером. Поэтому смотрите, чтобы вы не упали в обморок от истощения. Натощак принято приступать только к Таинству Причастия. Даже исповедоваться можно, предварительно позавтракав.
Духа, и 7 спичек, обернутых на концах ватой для помазания. Также в пшеницу ставятся сосуды с маслом и вином. Пшеница служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, св. Церковь в утешение его как бы так говорит: «как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни, и оно может в свое время дать от себя росток, так и в иссохшем от болезни теле твоем есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле или после всеобщего суда и воскресения». Больной помазуется не только маслом, но и вином, по примеру милосердного самарянина, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом и вином Лк. Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется. Все это имеет отношение к ветхозаветному событию с Иерихоном. Как крепкие стены Иерихона пали от семикратного обхода вокруг их с Кивотом завета, так, по желанию св. Церкви, и над крепкой болезнью тела должен совершиться перелом после духовного, так сказать, обхода вокруг одра болезни, состоящего в семикратном чтении Евангелия, посланий апостольских и молитв и в семикратном помазании больного.
Ежегодное участие в Елеосвящении в пост — хорошая традиция, но оно вовсе не обязательно для здоровых людей. А люди, страдающие тем или иным заболеванием, могут пособороваться в любое время года. Как подготовиться к соборованию в пост? Нет необходимости как-то специально готовиться к соборованию в пост, тем более, если вы по мере сил его соблюдаете. Нужно узнать, когда таинство будет совершаться в том или ином храме, и прийти немного заранее, чтобы записаться и приобрести свечу. Можно также найти текст богослужения, чтобы с пониманием присоединиться к молитвам и следить за чтением фрагментов Священного Писания. Желательно незадолго до или сразу после Соборования исповедаться. Нужно понимать, что в этом таинстве мы просим о прощении забытых, но не скрытых грехов, и участвовать в нем надо с чистым сердцем и верой, что Господь поможет избавиться от пагубных привычек и навязчивых соблазнов, подняться после падений и что Он излечит духовные раны и изъяны. Молитвы перед соборованием в Великий пост Специальных молитв для чтения перед Соборованием нет, и как-то особым образом готовиться к этому таинству необязательно, но, чтобы обрести нужный настрой, верующие накануне могут обратиться ко Христу, Богородице и святым. Необходимо понимать, что, приходя на Соборование, мы не в праве требовать от Бога исцеления от всех болезней и крепкого здоровья, но можем попросить у Господа помощи.
Соборование — таинство исцеления
Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен. Соборование в церкви Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. Обряд называют Соборованием, потому что оно должно происходить в соборе, и принимать участие в этом должны несколько священников.
Как подготовиться к Соборованию?
Эту ёмкость перед обрядом раскрывают и ставят на стол. В конце Соборования батюшка добавит в масло елей. Прийти необходимо вовремя, желательно не забыть салфетки или носовой платок, чтобы промакивать излишки елея на кожи. После таинства, дома можно мазать больные места маслом с елеем, это обязательно поможет. Также масло можно добавлять в приготовленные блюда.
Перед Соборованием разрешается кушать, но, многие православные стараются приходить в храм и проводить таинство натощак. Каждый решает сам, исходя из самочувствия. Соборование может проводиться как в Великий пост для большого количества людей, так и в любой другой день по мере необходимости. Также священник может приехать в больницу, на дом к больному.
Для этого Святые Отцы заповедуют чаще произносить краткие молитвы, например молитву Иисусову: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго, молитву мытаря: Боже, милостив буди ми грешному, или равнозначную ей:Боже, очисти мя грешнаго, либо коротко: Господи, помилуй, а также Божией Матери: Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго; Богородице Дево, радуйся и другие. Важно научиться побеждать грех в зародыше, распознавать первое греховное желание. Постоянная обращенность души к Богу, бдительное хранение себя от греховных мыслей и чувств вместе с терпеливым несением своего жизненного креста станет достойным приготовлением верующего к Таинству Елеосвящения. И еще, в-четвертых, каждому из нас предстоит, возможно, самое непростое — вверить всего себя, свою жизнь и здоровье в руки Божии. Духовная жизнь невозможна при потребительском отношении к Божиим дарам. Для христианина главное — общение с Богом и приобщение к Его вечному Царству, а свое земное благополучие мы вверяем святой Божией воле. Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье — не самоцель.
Сила трех Таинств Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении. Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному. Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира. Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов — это происходит в Таинстве Исповеди. Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться Иак. Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения?
Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно — он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования. Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел. Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер.
Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью.
Зачем надо собороваться? Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, то Он прямо обращает внимание на источник болезни и говорит: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» Мк. В таком же точном соотношении поставлен грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего через помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи Иак. Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха, но все же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения. Для прощения грехов есть Таинство Исповеди, но нравственные причины болезни не всегда бывают видны человеку, напротив, многие из них скрываются от суда его совести. Больной по немощи своей не может исполнить все условия истинного покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвой веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать человеку вместе с телесным здравием отпущение прегрешений.
Все эти и подобные им грехи благодатью Божией от-пускаются болящему через Таинство Елеосвящения. Может ли Соборование приблизить смерть человека? Но сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Да и жизнь умирающего Господь может продлевать с той целью, чтобы дать ему достойно подготовиться к переходу в вечность. К сожалению, с Таинством Елеосвящения связаны устойчивые предрассудки, которые отталкивают малодушных от самой возможности прибегать к спасительному действию Божьей благодати.
Поскольку на нем совершается освящение масла елея , как правило оливкового, и помазание им тела.
Также слово "елеос" в переводе с греческого означает "милость", что показывает обилие благодати, изливающейся на человека в этом таинстве. Соборование — это более народное название, поскольку по смыслу чинопоследования оно должно совершаться "собором священников", то есть несколькими священниками. На практике может совершаться и одним. Смысл таинства состоит в исцелении душевных и телесных болезней по вере человека и в прощении забытых или тяжких грехов, поскольку болезни часто связаны с греховной жизнью. Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста? До 1917 года существовала практика совершения соборования главным образом на Страстной седмице неделе , накануне Великого четверга.
Но сейчас оно может совершаться и в другое время. Точную дату стоит уточнять в удобном вам храме. Как часто можно собороваться? Но чаще чем в раз год собороваться не рекомендуется, поскольку в этом будет проявляться недостаточная вера в силу таинства. Однако эти рекомендации носят относительный характер и, конечно, допускают наличие особых случаев. Лучше всего взять благословение у своего духовника или знакомого священника.
Как подготовиться к соборованию? Можно исповедаться и после соборования. Главное, что требуется от человека, — это его вера.
Кто может собороваться
Однако эти рекомендации носят относительный характер и, конечно, допускают наличие особых случаев. Лучше всего взять благословение у своего духовника или знакомого священника. Как подготовиться к соборованию? Можно исповедаться и после соборования. Главное, что требуется от человека, — это его вера. Нужно ли собороваться у своего духовника или в том храме, куда ходишь обычно? Или выбор места соборования не имеет значения? Это естественное проявление общинной жизни храма. Но в силу разных обстоятельств можно собороваться в любом храме. Есть ли какие-то "противопоказания" для участия в соборовании?
Вероятно, тяжелые нераскаянные грехи также могут стать препятствием к участию в таинстве, потому что прощение грехов не может быть автоматическим, без участия и желания самого человека. Также есть разные точки зрения на возможность соборования людей, находящихся без сознания. И едва ли нужно участвовать в таинстве соборования маленьким детям, тем более младенцам. Для женщин определенные физиологические периоды также возбраняют участие в таинствах. Как проходит соборование? Во время таинства верующие стоят с зажженной свечой в руке.
Поэтому, готовясь к Елеосвящению, с верой и горячей молитвой прося исцеления, мы предаем себя в руки Божии, будучи уверены, что Бог дарует искреннему христианину много больше, чем простое телесное исцеление, и само по себе физическое здоровье — не самоцель. Сила трех Таинств Есть замечательная традиция, согласно которой верующий христианин участвует подряд в трех Таинствах: Исповеди, Соборовании и Причащении. Любая тяжелая болезнь есть своего рода знак, призыв обратить взор от временного к вечному. Ведь во время болезни ослабевает наша тяга к земным наслаждениям, а главное, мы начинаем ясно видеть всю зыбкость, непрочность материальных благ и ценностей этого мира.
Но чтобы обрести ценности вечные, необходимо освободиться от груза грехов — это происходит в Таинстве Исповеди. Как полагают толкователи Священного Писания, исповедание грехов заповедуется святым апостолом Иаковом в непосредственной связи с Елеосвящением: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться Иак. Какой же смысл в исповеди перед Соборованием? Мы уже говорили, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые и совершенные им по неведению грехи. Но как Господь отпустит грехи, если в душе не будет покаянного настроения? Прекрасно поступают те, кто исповедуется во грехах перед Елеосвящением. В таком случае человек поступает искренно и чистосердечно — он старается исповедать все, в чем погрешил, но если чего-то не смог вспомнить, это изгладится благодатью Соборования. Впрочем, если мы не успели исповедаться до Елеосвящения, можно сделать это после. Только не отлагая на долгое «потом», не забывая, что в духовной жизни промедление бывает в прямом смысле смерти подобно, и эта смерть, увы, уже вечная. Постараемся не уподобиться одному дореволюционному предпринимателю, который однажды опасно заболел.
Его родные, видя, что он может не пережить болезни, уговорили его пригласить священника для напутствия Святыми Дарами. Батюшка пришел, но в ту же минуту больной получил телеграмму, согласно которой требовались его распоряжения по торговым делам. Тогда больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно умер. Так долговременная привычка не позволила человеку обратиться к Богу даже перед самой смертью. И в нашей жизни часто оказывается, что, когда мы здоровы, нам некогда участвовать в Таинствах Церкви, а когда заболеем, то для духовной жизни уже просто нет сил. Важно преодолеть свою косность, разорвать этот порочный круг, а для этого предпринять внутреннее усилие, помня слова Спасителя:Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его Мф. Господь милостиво принимает человека, потрудившегося при всей своей немощи для жизни духовной. В Таинстве Исповеди христианин очищается от скверны совершенных грехов, а в Таинстве Елеосвящения освобождается от их последствий: получает исцеление немощей души и тела, а также прощение грехов забытых или совершенных по неведению. А в Таинстве Причащения человек обретает величайшее сокровище — соединяется со Христом в жизнь вечную. И как ночной мрак рассеивается с появлением первых солнечных лучей, так и угнетающие душу мысли исчезают, когда мы достойно принимаем Святые Таинства.
Богослужения Соборование Крещение Отпевание Другие требы Соборование Соборование - таинство, в котором при помазании человека освященным елеем маслом , призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов. Особой подготовки не требуется, но в течении максимум 3 дней до или после соборования нужно исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Младенцев не соборуют, так как у них не может быть сознательно совершенных грехов. Детей соборуют с 7 лет - с того возраста, когда они самостоятельно могут исповедоваться.
Таинство соборования совершается ежедневно, кроме воскресных и церковных праздничных дней.
Временные рамки Итак, Соборование. Когда проводится данное таинство? Стоит сказать о том, что в течение Великого поста оно может проводиться несколько раз. Однако возможны ситуации, когда от данного правила отступают, и таинство проводится тогда, когда человеку это крайне необходимо. Место Как приготовиться к Соборованию?
Так, нужно знать, где может происходить данное таинство. Во время Великого поста все действия священник проводит в храме. Если же человек не имеет возможности дойти до церкви, то Соборование возможно провести дома, у постели больного или умирающего. Как происходит само таинство? Разобравшись, как приготовиться к Соборованию, также важной для многих будет информация о том, как именно проходит само таинство. Так, священнослужитель будет читать по семь текстов из Евангелия и Апостольских посланий.
После каждого прочтения священник обязательно должен помазать чело, щеки, руки и грудь человека, которого соборуют, священным маслом — елеем. После прочтения последнего стиха батюшка возлагает на голову больного раскрытое Евангелие и молится о прощении всех его грехов. Нюансы У людей также могут возникать иные вопросы относительно данного таинства. Итак, как еще должна проходить подготовка к Соборованию? Нужно ли для этого поститься? По словам священнослужителей, специального поста перед данным таинством нет.
Как правильно готовиться к соборованию? Отвечает протоиерей Константин Островский
Желательно исповедаться перед этим важным событием в вашей жизни. Очищение души способствует более глубокому покаянию и восприятию Таинства. На исповеди очистятся высказанные грехи, а Соборование очищает вас от ненароком забытых прегрешений. Но если не получилось исповедаться — не беда. Это нужно сделать обязательно после Соборования, не забудьте потом и причаститься.
В канун дня Соборования почитайте молитвы, Библию. Задумайтесь о своей вере и о роли этого важного события в вашей жизни. Таинство доступно любому крещеному человеку православной веры. Но детям до семи лет Соборование не проводится.
Во время месячных женщины не допускаются на Таинство. Обычно человек принимает его не чаще одного раза в год. Соборование обязательно поможет в излечении душевных и телесных недугов искренне верующему в Господа и раскаявшемуся в своих грехах человеку.
Царство Божие — «пространство», где царствует Бог. Не случайно там, где появлялся Иисус во время Своего служения, неизменно происходили многочисленные исцеления.
Мир начинал исправляться, возвращаться к своему Замыслу; и это исправление начиналось с очень конкретных вещей: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают…» Мф 11:5. Для Бога нет мелочей. Он сострадает каждой боли. Исцеление кровоточивой женщины И вот таинство Соборования — одна из форм христианской молитвы об исцелении человека. В Церкви все ведет к исцелению: Причастие — «во исцеление души и тела», исповедь — «врачебница»; да и любое таинство, любое явление благодати Божией так или иначе исцеляет и очищает нас — во-первых от грехов и страстей, а затем и от их последствий — недугов души и тела.
Соборование же специально «направлено» на них: это совместная молитва верующих о выздоровлении своих больных братьев и сестер, членов Церкви. Есть много свидетельств о чудесных исцелениях или облегчении в болезни, полученных после этого таинства. Но почему же яркое, видимое, полное исцеление после совершения таинства Соборования происходит не всегда, и даже, кажется, в редких случаях? От нас скрыты многообразные связи нашей греховности, а также душевных травм, полученных в жизни — с физическими болезнями. Но эти связи, безусловно, есть Мк 2:5-11; 1 Кор 11:27-30 — не случайно до или после таинства Соборования рекомендуется исповедаться, в полном соответствии с приведенными словами апостола Иакова.
Конечно, болезнь — не наказание за грех; Евангелие навсегда отметает такую фарисейскую, «законническую» точку зрения Ин 9:1-3. Однако часто, если не всегда, болезнь является последствием удара, полученного нашим духом в результате допущенного греха или прямого «действа диавольскаго» или душой в результате травматических событий, конфликтов, эмоциональных ран. Сегодня многие психологи приходят к убеждению, что все или почти все болезни так или иначе отражают внутренние конфликты личности и судьбы человека. Если это так, и если выздоровления все же не происходит, несмотря на искреннюю молитву, таинства и медицинскую помощь — возможно, следует просить Бога о том, чтобы Он открыл источник и первопричину болезни, а также питающие ее поступки, слова, мысли и переживания. Работа с душой необходима.
В греческом тексте Нового Завета употреблено слово «знамение», знак. Чудеса — не просто нарушение законов природы; это знаки наступающего Царствия Небесного, так сказать, его первые ласточки; а само Царство Божие и есть то состояние, в котором мир, человек, его душа и тело — все это преображено и избавлено от рабства тлению Рим 8:21. Царство Божие — «пространство», где царствует Бог.
Не случайно там, где появлялся Иисус во время Своего служения, неизменно происходили многочисленные исцеления. Мир начинал исправляться, возвращаться к своему Замыслу; и это исправление начиналось с очень конкретных вещей: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают…» Мф 11:5. Для Бога нет мелочей.
Он сострадает каждой боли. Исцеление кровоточивой женщины И вот таинство Соборования — одна из форм христианской молитвы об исцелении человека. В Церкви все ведет к исцелению: Причастие — «во исцеление души и тела», исповедь — «врачебница»; да и любое таинство, любое явление благодати Божией так или иначе исцеляет и очищает нас — во-первых от грехов и страстей, а затем и от их последствий — недугов души и тела.
Соборование же специально «направлено» на них: это совместная молитва верующих о выздоровлении своих больных братьев и сестер, членов Церкви. Есть много свидетельств о чудесных исцелениях или облегчении в болезни, полученных после этого таинства. Но почему же яркое, видимое, полное исцеление после совершения таинства Соборования происходит не всегда, и даже, кажется, в редких случаях?
От нас скрыты многообразные связи нашей греховности, а также душевных травм, полученных в жизни — с физическими болезнями. Но эти связи, безусловно, есть Мк 2:5-11; 1 Кор 11:27-30 — не случайно до или после таинства Соборования рекомендуется исповедаться, в полном соответствии с приведенными словами апостола Иакова. Конечно, болезнь — не наказание за грех; Евангелие навсегда отметает такую фарисейскую, «законническую» точку зрения Ин 9:1-3.
Однако часто, если не всегда, болезнь является последствием удара, полученного нашим духом в результате допущенного греха или прямого «действа диавольскаго» или душой в результате травматических событий, конфликтов, эмоциональных ран. Сегодня многие психологи приходят к убеждению, что все или почти все болезни так или иначе отражают внутренние конфликты личности и судьбы человека.
Чин то есть порядок совершения Таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое священнослужителем от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает Таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание.
При помазании священник читает молитву «Отче Святый, врачу душ и телес…» Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и снова совершается подобный цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. Хотелось бы отметить, что порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания», что не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.
Вопросы священнику 8 - О Таинстве Елеосвящения (Соборования)
- Рекомендуемые статьи
- Кто может собороваться
- Что такое Елеопомазание (Соборование)
- Что такое соборование, когда и зачем оно проводится, кому нужно
- Бог и вера в Него — залог исцеления
- Кто может собороваться
Соборование. Таинство для болящих и не только
Другое название соборования – "елеосвящение" (то есть освящение елея – растительного масла, которое используют в обрядах православной церкви). Подготовка к таинству соборования в Троице-Владимирском соборе. Современный чин Соборования, другое название Елеосвящения, сформировался в 15 веке.
Кто может собороваться
Другими словами соборование нужно для того, чтобы человека укрепить в болезни, духовно поддержать его. Современный чин Соборования, другое название Елеосвящения, сформировался в 15 веке. Соборование – шаг веры к тому, чтобы наш «дух и душа и тело сохранились без порока в пришествие Господа Иисуса Христа» (1 Фес 5:23). Именно поэтому распространилась практика соборования Великим постом для здоровых, когда один или несколько священников соборуют сотни прихожан.
Соборование: какие грехи прощаются?
Утрачивал ли свободу апостол Павел, когда Господь ему явился и спросил, почему он гонит Его? И если иногда хочется мне, чтобы Господь мне показался Сам и показал бесов, или поместил в ад хотя бы на 5 минут, чтобы знать, каково это - быть в аду, можно ли об этом просить у Него? Преподобный Серафим Саровский видел и бесов. Екатерина Снова здравствуйте, Екатерина. Савл всегда был искренне верующим в Единого Бога. Он по неведению гнал христиан. Когда же на пути осиял его свет, и Божественный голос обратился к нему, то он тотчас пал на землю, преклоняясь пред Богом. Узнав, что это Христос, он тотчас отбросил прежнюю убежденность и свободно предал себя Господу: что Ты велишь мне делать? Помните, как Дева ответила Ангелу: се раба Господня, да будет мне по слову твоему. Как апостолы бросив сети пошли за Христом по Его зову.
Здесь нет утраты свободы, здесь есть выбор. И выбор очевидный. Иудейские начальники ведь тоже не сомневались в Божественности Христа после воскрешения Лазаря, но не признали Его, а ожесточились. Они другой выбор сделали. И Иуда сделал другой выбор. Просить Бога показать бесов и ад безрассудно. Господь нас оградил от восприятия духовных существ для нашей же безопасности. Если Вас ребенок будет просить пустить его босиком по снегу побегать или сосульку съесть, Вы позволите? Исаак Сирин говорил, чтобы увидеть Небо и Господа, надо понудить себя войти в свое сердце.
Царство Божие внутрь Вас. И Ангелы, и бесы, и ад там же. Обязательно прочтите "Слово о чувственном и духовном видении духов", свт. Игнатия Брянчанинова. Получите исчерпывающую и здравую информацию об этом вопросе. В письмах игумена Никона Воробьева о самоубийстве написано, что кто даже нарочно, с целью напугать других людей, лезет в петлю, того бесы и против воли задушат. А как они это могут сделать, если они духи, и без попущения Божия они ничего с человеком сделать не могут? И если у меня были мысли о том, что лучше умереть, чем жить со скорбями, от бесов ли это? Есть ли в интернете аудиокнига "Великие русские старцы" игумена Аристарха Лоханова, и можно ли слушать душеполезные поучения Аввы Дорофея в аудиоформате?
Екатерина Ответ на первый вопрос, Екатерина, Вы найдете в том же "Слове" свят. Самоубийца сам вручает себя бесам, поэтому они получают над ним власть. Но даже в этом случае они остаются орудием Промысла Божия. Одну утром, как обычно, а вторую - вечером, после совершения вечерни и утрени, на следующий церковный день? Елена Здравствуйте, Елена. Сутки считаются от полуночи до полуночи. Об этом есть указания в "Свидетельстве учительном", помещенном в Служебнике. А Служебником пользуется каждый священник. В течение суток возможно только одно совершение литургии.
Единожды в сутки на одном престоле, одним священником. Вот выписка из "Настольной книги священнослужителя": "Древнее правило определяет временем совершения Божественной литургии третий час, по нашему исчислению девятый. Она может быть совершена и раньше, и позднее, по требованию обстоятельств, но не после полудня и не ранее рассвета. Исключение составляют лишь некоторые дни, когда литургия совершается "порану" или соединяется с вечерней службой. Священник не может совершать в один день более одной литургии. Участие уже служившего священника в тот же день в соборном совершении другой литургии недопустимо. На одном престоле в один день может быть совершена только одна литургия в силу единства принесенной Господом Иисусом Христом крестной жертвы". Хотя и совершаются несколько раз в году литургия в соединении с вечерней, но совершается она не в обычное для вечерни время, не вечером, а утром, так, чтобы литургия была совершена в светлое время суток. Литургия Преждеосвященных Даров, не содержит Евхаристии, а является просто Причащением, поэтому может совершаться и в вечернее время.
Медицина говорит о гигиенической пользе данной процедуры, а с точки зрения религии, если человек воздерживается, не будет ли это своего рода помощью ему в этом? Или же это членовредительство? Простите за каламбур. Обрезание никак не влияет на похоть, а потому воздержанию не подмога. Гигиену надо поддерживать с помощью воды и мыла, в равной степени и обрезанному, и необрезанному. Так что и это не аргумент. Единственным медицинским показанием к обрезанию является неспособность к половому акту в виду особенностей анатомии полового органа. Подскажите, кому и как мне молиться, чтобы Господь помог мне забыть и не думать о мужчине, которого я полюбила, но который оставил меня. Хожу в храм, благодарю Господа за все, смирилась, стараюсь делать добрые дела, развиваюсь духовно.
Но мысли о том мужчине все сидят в голове, все копаюсь в причинах нашего расставания. Устала уже от этого. Просто как наваждение! Ирина Ирина, я не утверждаю, что я прав, но посоветовал бы пока не молиться за этого человека... Не потому, что он плох и ему не нужна молитва, а потому, что для Вас это дело пока неподъемное. В древних монастырях монахам запрещали молиться о своих бывших до пострига возлюбленных. Для сохранения мира в душе. Ему было всего 40 лет, умер от рака за месяц. У нас не было детей.
Что делать? Татьяна Татьяна, я искренне сочувствую Вашему горю.
Слава: Меч есть над демоны, Спасе, Твоя печать; огнь же попаляяй страсти душевныя, священников мольбы. Темже верно поем Тя приемлющии исцеление. И ныне: Ты Держащаго горстию вся, Мати Божия, внутрь во чреве приимши боголепно, и неизреченно воплотивши, о страждущем умилостивити Сего просим.
Песнь 8 Ирмос: Руце распростер Даниил, львов зияния в рове затче; огненную же силу угасиша, добродетелию препоясавшеся, благочестия рачители, отроцы взывающе: благословите, вся дела Господня, Господа. Вся помилуй, Спасе, по велицей Твоей и Божественней милости: сего ради собрахомся вси, тайно вообразующе щедрот Твоих приклонение, помазание приносяще елеем, верою Твоему рабу, егоже и посети. Струями милости Твоея, Христе, и помазании священников Твоих, омый яко благоутробен, Господи, болезни и озлобление, и болезней нашествия, в нуждах страстей мучимаго, яко да славит Тя спасся благодарственно. Слава: Знамение еже свыше приклонения и тихости, милость божественную нам приписующим, Владыко, не удали Твоея милости, ниже презри верою присно зовущаго: благословите, вся дела Господня, Господа. И ныне: Преславное яко венец, Чистая, естество прият, божественное Твое Рождество, врагов сокрушающее ополчения, и побеждающее державно тех: сего ради благодатей Твоих радостными венчаеми светлостьми, Тебе воспеваем, Препетая Владычице.
Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный от несекомыя горы, Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества, тем веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Призри с небесе, Щедре, покажи Твою милость всем, даждь ныне заступление Твое, и крепость Твою приступающему к Тебе, божественным помазанием священников Твоих, Человеколюбче. Видехом, Преблагий Спасе, радующеся божественный елей приклонением Твоим божественным паче причастников, егоже приял еси, и изобразительно преподал еси, бани божественныя причащающимся. Слава: Ущедри, помилуй, Спасе, избави от лютых, и болезней; избави от стрел лукаваго Твоих рабов души и телеса, яко милостивый Господь, помазанием божественным исцелеваяй. И ныне: Пения и мольбы, Дево, приемлющи Твоих рабов, избави лютых страстей и болезней, молитвами Твоими, нами, Пречистая, божественному Твоему крову притекающаго.
Таже стихиры, глас 4: Подобен: Дал еси знамение: Дал еси благодать Твою, Твоими, Благопременителю , апостолы, Человеколюбче, елеем святым Твоим целити всех язвы же и недуги: темже к елею Твоему верно приступающаго, и ныне яко благоутробен освяти, помилуй, от всякаго недуга очисти, и пищи нетленныя Твоея сподоби, Господи. Призри, Непостижиме, с небесе, яко благоутробен, рукою невидимою Твоею знаменав, Человеколюбче, наша чувства, елеем Твоим божественным, притекающему к Тебе верно, и просящему прегрешений оставление даруй, и исцеление души и телу, да любовию прославит Тя, величая державу Твою. Помазанием елеа Твоего, и священников, Человеколюбче, осязанием, раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя же скверны очисти, омый, Спасе, и многоплетенных соблазнов избави; болезни утиши, обстояние отжени и скорби потреби, яко щедр и благоутробен. Слава и ныне, Богородичен: Тебе чистейшую Цареву Палату молю, Многопетая, ум мой очисти оскверненный всякими грехами, и жилище красное Пребожественныя Троицы сотвори, яко да силу Твою и безмерную милость величаю спасаемый, непотребный раб Твой. Таже, Трисвятое: Пресвятая Троице: По Отче наш: Яко Твое есть Царство: Таже тропарь, глас 4: Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, избави недугов, и горьких болезней; воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
По сих же диакон, или первый от священников, глаголет ектению: Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся. О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся. О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь, Господу помолимся. О еже благословитися елею сему силою и действом и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О рабе Божии или: о рабе Божией имярек , и о еже в Бозе посещении его, и еже приити на него благодати Святаго Духа, Господу помолимся. О еже избавитися ему и нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани его и нас, Боже, Твоею благодатию. Таже глаголет первый от священников молитву елеа над кандилом. Диакон: Господу помолимся.
Священник молитву: Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушения душ и телес наших; Сам Владыко, освяти елей сей, якоже быти помазующимся от него во исцеление, и в пременение всякия страсти, скверны плоти и духа, и всякаго зла; да и в сем прославится Твое Пресвятое Имя, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков, аминь. Священницы же прочии тихо купно с ним чтут молитву туюжде. Во елико же глаголется молитва от священников, поются тропари сия: Глас 4: Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, избави недугов, и горьких болезней; воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые но не сознательно утаенные на исповеди! Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам собором священнослужителей. Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после определенных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом елеем , смешанным с вином — то есть, помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего. До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние уныние, скорбь, отчаяние — ибо причиной его могут быть и, как правило, бывают нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком.
Обряд называют Соборованием, потому что оно должно происходить в соборе, и принимать участие в этом должны несколько священников. Религия говорит о том, что все болезни человека — это последствия его грехов при жизни. Соборование предназначено для того, чтобы грехи человеческие простить и таким образом исцелить от болезней. Конечно, для отпущения грехов также проводят другой обряд — Исповедь. Но, православный может рассказать не о всех своих грехах, забыть или вовсе не знать, что совершил грех. Собороваться может любой православный гражданин, обязательно крещённый. Дети до 7 лет ещё не осознают, что такое грех и не могут его определить, поэтому над ними таинство не проводят. Как батюшка проводит Соборование Лучше пройти таинство Соборования в храме.
Однако, если православный очень болен и не в силах посетить церковь, батюшку приглашают домой. Таинству Елеосвящения Иисус Христос научил своих апостолов.