Одной из причин формирования стереотипов о злых татарах в истории было влияние народного фольклора.
Стереотипы, разница между татарами и русскими, пропаганда: что с демографией в Татарстане?
Татарский стиль#Стереотипы #выпуск7. Почему Татар считают хитрыми?Подробнее. 1. Не разговаривайте матомАга, а еще не употребляйте англицизмов, жаргонизмов, исключите слова-паразиты и вообще, чище делайте вашу речь, господа, чище! Идея хороша, но для каких-нибудь специалистов по речевому этикету. Смотрите онлайн видео «8 стереотипов о татарах» на канале «Путешествие на краю земли» в хорошем качестве, опубликованное 15 марта 2024 г. 4:55 длительностью 00:01:48 на видеохостинге RUTUBE. Главная» Новости» Татары отличаются своей. Я, в принципе, могу понять первые два: ислам и татарский язык мне самой не слишком нравятся (хотя глупо из-за этого ненавидеть самих татар), но слова об их якобы некрасивой внешности меня просто добили.
Плохая сторона татар: почему надо быть осторожными с этой национальностью
Второй вариант: использовать такое обозначение сам этнос начал 1 500 лет назад — найдены афонские записи на камне, датированные VIII веком, в которых упоминается племя отыз-татар в контексте событий VI века. Получается, названию народа больше тысячелетия. Существует и третья теория: европейцы переиначили слово «тартар», связанное с исчадиями ада. Эта версия возникла позже остальных, на Западе, но оказалась ошибочной. Дело в том, что татары с их отличной от европейцев культурой не были понятны западному миру, потому их и демонизировали. Читайте также: Как настроить штатное расписание по подразделениям Почему татары такие гостеприимные? У татар было много связей с разными народами, чьи традиции они перенимали. Даже в исламе много говорится о том, как вести себя с гостями: нужно отдать чуть ли не последнее гостю, чтобы он быть сыт. Здесь сказывается и связь с другими регионами — с Кавказом, например, а о гостеприимстве кавказцев знают все. Кроме этого, татары в XIX веке активно начали заниматься торговлей: приезжая в иноземные страны, они, как гости, хотели определенного к себе отношения, и транслировали его в том числе и на свой дом. Все татары любят чай с молоком.
Это так? Традиция добавлять в чай молоко и молочные продукты характерна для многих народов Востока, особенно кочевников. Эти ингредиенты в жизни татарского крестьянина занимали значительное место, причем свежее молоко практически не употребляли, используя его только в переработанном виде: сливки, каймак, катык. Путешественники и исследователи отмечают, что татары пили чай часто и много, гораздо больше других народов Поволжья. Заваривали его очень горячим и крепким, а подавали с медом или сахаром, маслом или топлеными сливками — молоко же при этом зачастую было подогретым или топленым. Почему татары любят жирное и мучное? Важно понимать, что считается традиционным. То, что мы сегодня представляем древним от еды до одежды , во многом появилось только два века назад и характерно для разных народов. Такие пищевые привычки татарского этноса не связаны с кочевым образом жизни, скорее — с развитием сельского хозяйства два века назад. Результат: увеличение мучных изделий в рационе многих народов России, включая самих русских.
Читайте также: Не работает бензонасос ниссан примера п12 О татарах много плохих пословиц и поговорок. Откуда они? Негативные пословицы и поговорки есть про все народы и связаны в основном со стереотипами — с их помощью картина мира упрощалась, становилась более понятной. Противоречивые отношения между этносами всегда влекут за собой попытки опять-таки демонизировать народ: как пример можно вспомнить сложные отношения Руси и Золотой Орды. Существует присказка «чур меня». Чур — телохранитель татарских феодалов, который собирал налог, и, естественно, это мало кому нравилось, даже несмотря на то, что сам чур был важен в иерархии Орды. Пословица «незваный гость хуже татарина», к примеру, тоже о воине, собиравшем дань. Для понимания: сейчас татарами считаются все, кто себя к ним относит и говорит на татарском. Раньше же так в основном называли только воинов и элиту: только у них было татарское самосознание. Почему татаро-монгольское иго называется именно так?
Ведь татары тоже были одним из порабощенных народов. В научной терминологии понятие «иго» уже не актуально: российские ученые отказались от него, а в школьных учебниках термин отсутствует около пяти лет. Это понятие больше литературное и появилось в начале XIX века благодаря людям, которые описывали национальную историю. Последние не были настоящими учеными в этой области: например, термин однажды применил Карамзин к слову, тоже не профессиональный историк — так понятие попало в советские учебники. Татары, проживающие в РТ — одна из самых больших групп потомков средневековых татар, а казанские имеют историческую взаимосвязь с булгарами. Те в свою очередь пострадали от завоевания хана Батыя: его полководцы захватили Булгар и окрестности — это были смерти, порабощение, лишение булгаров своей государственности. Для казанских татар, их предков, произошедшее тоже трагическая страница истории. Какое-то время Булгар был ставкой Золотой Орды, и государство татаризировалось в течение 70-80 лет: они не только стали называться татарами, но и начали говорить на их языке. Действительно ли настоящие татары смуглые и темноволосые? Есть расхожие стереотипы: одни считают, что татары маленькие, «черненькие», с узкими глазами, а их типаж близок к монгольскому, другие же описывают их светловолосыми.
Татары активно работают над поддержанием мира и согласия в своем обществе и содействуют развитию культурного и духовного наследия. Важно осознавать, что отрицательные стереотипы о татарах и других народах могут привести к дискриминации и непониманию. Это может препятствовать развитию общества и нарушать права и свободы людей. Поэтому важно бороться с этими стереотипами и стремиться к взаимопониманию и уважению между народами и культурами. Неправильное представление о татарах Татары — это одна из национальных групп, проживающих на территории России. Однако, у них существует неправильное представление, связанное с негативными стереотипами. Эти стереотипы могут быть навязанными, ошибочными или просто неправильными. Ассоциация с экстремизмом Одним из неправильных представлений о татарах является ассоциация с экстремизмом и терроризмом. Это неправильное представление навязывается из-за небольшого числа случаев, когда некоторые татары присоединились к экстремистским группировкам.
Однако, такие случаи являются исключением, и не могут быть обобщены на всю национальную группу. Стереотипы о религиозности Татары, как мусульманская национальная группа, зачастую сталкиваются с неправильным представлением о своей религиозности. Их часто называют «радикальными» или «фанатиками». Однако, большинство татар исповедуют умеренный и толерантный ислам, и не имеют ничего общего с экстремизмом или фанатизмом. Стереотипы о национальной и культурной идентичности Татары также сталкиваются с неправильными представлениями об их национальной и культурной идентичности. Их часто воспринимают как «чужих» или «непонятных». Однако, татарская культура богата и разнообразна, и имеет свои традиции, историю и язык. Неправильное представление о татарах ведет к недопониманию и упущению возможности узнать о богатстве и разнообразии их культуры. Историческая роль татар в России Татары имеют долгую и сложную историю в России, и их вклад в формирование и развитие страны нельзя недооценивать.
Они играли важную роль в политической, культурной и экономической сферах российского общества. Политическая роль: Татары внесли значительный вклад в политическую историю России. Затем, в XV веке, татары приняли ислам и создали Казанское ханство, которое противостояло Московскому государству в течение нескольких столетий. В конце концов, Казанское ханство было подчинено Российской империей, и татары стали активно участвовать в политической жизни страны. Культурная роль: Татары также сыграли важную роль в формировании культуры России. Они привнесли свою уникальную культуру, традиции и обычаи, которые до сих пор являются неотъемлемой частью многонационального российского общества. Татарский язык, литература и искусство имеют богатую историю и вкладываются в развитие российской культуры. Экономическая роль: Татары также оказали значительное влияние на экономику России. Они активно занимались торговлей, ремеслами и рыболовством, что способствовало развитию российской экономики.
Кроме того, татары внесли свой вклад в развитие сельского хозяйства и промышленности, особенно в регионах, где они проживают в большом количестве.
Но был включен потенциал больших городов. В итоге идеология была создана и внедрялась в массы десятилетиями, и сейчас, с развитием социальных сетей, дает свои плоды. Любой башкир знает, как заткнуть татарам рот во время спора: навалиться кучей и строчить вышеупомянутые ответы. У татар нет сформированной идеологии против башкирских этномиссионеров У татар, тоже в условиях давления Москвы, сформирована своя идеология.
Но только в отношении великорусских шовинистов. Сейчас некоторые татарские деятели пишут: вот, нехорошие татарские чиновники ничего не делали, не сформировали идеологию, не подготовили массы. Есть причина, почему у татар нет такой идеологии. Возможно, это сравнение крайне унизительно для башкирских националистов, но все на самом деле так и обстоит. Я не зря упомянул русско-украинские отношения.
Ровно по той же причине у татар нет идеологии в отношении башкир. Русские не сидели в украинских пабликах — у них не было до этого никакого дела, а вот украинцы в русских пабликах тусовались постоянно. Точно так же татары не сидят в башкирских пабликах, а башкиры в татарских — сплошь и рядом. Большинству татар нет никакого дела до башкир Более того, многие татары знать не знают о татаро-башкирском конфликте, который тлеет уже не первое десятилетие. Татары считают башкир дружественным и родным народом, с которым в принципе не может быть трений.
К ним такое же добродушное отношение, как и, например, к удмуртам, марийцам, чувашам... Скажем, башкирский танец в исполнении детей на школьном празднике в моем родном Арском районе был обычным явлением. Даже в пьяном бреду у самых-самых радикалов этот танец не мог вызвать каких-то претензий. А в Башкортостане мы подобное наблюдали, к сожалению. В настоящее время мы наблюдаем подъем национального движения у башкир.
Они переживают "татарские 90-е". У них есть цель.
Татары — это дом 1 , правда 1 , дружба 1 и уважение 1. Титульное население республики ассоциируется с национальной кухней, в частности, с чак-чаком 2 и треугольниками 1 эчпочмаками.
В АП этнонима отмечен и национально-культурный праздник сабантуй 1. Сабантуй — этнически маркированный народный праздник окончания весенних полевых работ, который имеет определенный набор обрядов, атрибутов, увеселений. В традиционном быту сабантуй является активно функционирующим явлением этнической культуры татарского народа [Урозманова 2001: 387]. Наличие данной национально-культурно детерминированной реакции свидетельствует о важности для татар сохранения культурных традиций.
Эмоционально-оценочный компонент образа татар характеризуется реакциями с положительной коннотацией. Татары могут быть разными 1 : как родными 1 , добрыми 2 , гостеприимными 1 , открытыми 1 , честными 1 , спокойными 1 , так и сильными 1 , смелыми 1 , умными 1 , хитрыми 1 , поэтому непобедимыми 1. Описательные признаки занимают больший объем эмоционально-оценочного компонента образа, процент оценочных признаков невелик и представлен такими ассоциатами, как лучшие 5 , хорошие 1 , хорошо 2 и супер 1. По мнению респондентов, татары есть 1 , они не просто живут 2 , а рулят 4 , также разговаривают 1 и помогают 1.
По пространственному положению татары мыслятся тут 1 , впереди 2 или здесь 1 и везде 1. Так, автостереотип татар как сильных, смелых, добрых, умных, спокойных, открытых, гостеприимных, честных, но хитрых, готовых помочь, родных, хороших и красивых отражен омонимичными реакциями в АП этнонима, однако сформированный образ имеет «вероятностный» термины Г. Черкасовой характер, так как представлен единичными реакциями. К стереотипам мышления с постоянным характером относится реакция сила 16 , прецедентным текстом которой можно считать лозунг «Татары — сила, живут красиво!
Вслед за Ю. Бромлеем отметим, что, представления о своем собственном и о чужих народах, которое формируется в ходе межэтнического общения, является не просто суммой тех или иных черт, оно отражает оценочные характеристики [Бромлей 1983: 183]. К оценочной характеристике образа татар относится частотная реакция лучшие 5 , которая в АП Татар «Ценности и пристрастия» занимает зону ближней периферии. Стремление воспринимать свой этнос как превосходящий другие этнические группы говорит о проявлении этноцентризма [Бром-лей 1983: 183].
Таким образом, значительное количество этнических стереотипов татар, выявленных экспериментальным путем, представлены в обыденном языковом сознании татар, но, как правило, они занимают периферийную зону в содержании образа этноса, то есть имеют вероятностный характер. Исключение составляет стереотип о том, что татары лучшие и они — сила, так как данные ассоциаты являются достаточно частотными в определении этнонима. Большая часть этностереотипов занимает периферийную зону в содержании образа этноса, что в целом свидетельствует о нестереотипизированном восприятии титульного население республики русскими и татарами. К этностереотипам с постоянным характером можно отнести гетеростереотип татар, как этноса, который похож на русских, и автостереотипный образ татар как силы и лучших.
Дата принятия к печати: 10. Бромлей Ю. Очерки теории этноса. Москва: Наука, 1983.
Виноградова О. Караулов Ю. Москва, 2002. Показатель национального менталитета в ассоциативно-вербальной цепи.
Москва, 2000. Кобозева И. Лингвистическая семантика. Красных В.
Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Леонтович О. Волгоград, 2002. Пилотажный эксперимент в Республиках Коми и Татарстане.
Стернин И. Психолингвистическое значение слова и его описание. Воронеж: Ламберт, 2011. Тарасов Е.
Урозманова Р. Москва: Наука, 2001. Уфимцева Н. Черкасова Г.
Межкультурная коммуникация. Калуга: КГПУ им. Циолковского, 2005. Шимбель Н.
Автостереотипы и гетеростереотипы в межнациональных отношениях. In the article, based on the interpretation of the experimental material, the content of the ethnic image of the Volga Tatars is determined. The relevance of the study is explained by the fact that the description of the content of the images: "yourself" and "the other" in the minds of Russians and the Tatars can make a significant contribution to the work on forecasting and research of interethnic tension in the Republic of Tatarstan. The object of the study is the ethnic image of the autochthonous population of the Republic of Tatarstan.
The subject of the research is auto- and heterostereotypes of the Volga Tatars within the framework of the "national character" domain. The study of ethnic stereotypes implies the research of descriptive features on the material of the associative field "Tatars, what are they? The method of constructing the "semantic gestalt" proposed by Yu. The material for describing the auto- and geterostereotypes of the Volga Tatars was collected with the help of the directed associative experiment, which was conducted among students 17—23 years of higher educational establishments in Kaluga and Kazan in 2016.
The associative field of the ethnonym "Tatars" was formed on the base of the pilot free associative experiment conducted in Russian among schoolchildren and students 12—23 years of the Republic of Tatarstan in 2015. Key words: ethnic stereotype, auto- and geterostereotypes, directed associative experiment, free associative experiment, the index of brightness, cumulative index of the brightness of a meaning, field stratification REFERENCES 1. Bromlei, Yu.
Пять самых распространенных стереотипов о Казани и Татарстане
Разбор популярного стереотипа о том, что татары считаются чурками и анализ исторических фактов. Этнические стереотипы составили один из значимых блоков исследовательской программы в связи с их важной ролью в процессе этнической идентификации народа. Почему Татар считают хитрыми? #татарлар #татарстан #татары #казань #стереотипы #татарин #татарка #история.
Татары в России и за рубежом
©2023 ИА «Татар-информ» Учредитель АО «Татмедиа» Новости Татарстана и Казани 420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 2 +7 843 222 0 999 info@ Правдивы ли популярные стереотипы о татарах? Все татары хитрые — этот стереотип, скорее всего, связан с историческим фактом. Стереотипы О татарском народе сложено множество стереотипов, правых и неверных, которые себя изжили или по сей день выступают их отличительными чертами. Формирование стереотипов Отношения между мужчинами татарами и русскими женщинами неизбежно сопровождаются формированием определенных стереотипов. Вот и в этот раз журналист решил высмеять поведенческие стереотипы Запада.
Плохая сторона татар: почему надо быть осторожными с этой национальностью
Очень огромное количество смешанных браков. Особенно сейчас молодёжь абсолютно все одинаковые современные. Никто практически уже не готовит национальные блюда. Языки хорошо сохранили и часть обрядов, и всё. Все живём веками дружно и дальше так будем жить.
Патриотизм также проявляется в заинтересованности национальными праздниками, обычаями и традициями. Их проносят сквозь поколения и не забывают, тем самым сохраняя свою неповторимую культуру. В общении с людьми татары проявляют себя как уверенные в себе и своей семье люди, обладающие также развитым чувством собственного достоинства. Иногда они могут быть чересчур настойчивыми и непреклонными, за счет чего без усилий добиваются необходимого.
Особенно важное качество, которым славятся татары — это любовь к работе и высокая трудоспособность. При особенной заинтересованности делом, они могут приложить массу усилий, даже не заметив, как с головой ушли в процесс. Это привлекает работодателей и помогает стремительно развиваться в карьере. Различия между разновидностями татарского этноса особенно проявляются в их взаимодействии с другими народами. Например, крымские и польско-литовские татары больше склонны к недопониманию и обидчивости. Они могут быстро решить возникшую проблему, но тем не менее проявляют некоторую агрессию. А представители казанские и сибирские, наоборот, без каких-либо трудностей заводят новые знакомства с людьми из других этносов. Они легко могут развить отношения до более близких, или же наладить профессиональные и рабочие связи.
Правила поведения у татарского народа В общественной жизни татары, как приверженцы исламских традиций, друг с другом здороваются общим для всех приветствием «Аассалам алейкем! Алейкем ассалам». Особенно это распространено у старших поколений, а младшие могут использовать и другие трактовки. Важно заметить, что здороваются татары за обе руки. Особенно по отношению к старикам это правило ни в коем случае не должно быть нарушено. Согласно татарским обычаям и традициям, приветствовать уважаемого человека нужно двумя руками В официальной обстановке представители татарского этноса ведут беседу сидя друг напротив друга, соблюдая достаточное расстояние. Во время этого дурным тоном считается слишком активно жестикулировать, сидеть в расслабленной позе и употреблять неположенные жесты.
Людям очень нравится. Мы не хотим, чтобы он был привозным, а для создания своего нужны лаборатории: музыкальные, театральные, литературные… Мы понимаем, что первый фестиваль будет экспериментальным, но все равно хотим посмотреть и попробовать. Он точно будет теплым, с семейными площадками и прогремит на весь город.
В целом, татарская альтернатива очень разнообразна и послушать её можно на нашем первом онлайн-радио www. Подкастов или разговорных проектов тоже очень много — проект журнала «Ялкын» «ЛИМОН», подкаст о новостях в татарском мире «Казанкайный». В целом, в ютуб-пространстве можно найти татарские локальные ролики на любую тему. Из театров — лучше, конечно, ездить и смотреть. Обязательно посетите спектакли творческой группы «Алиф» в Казани. Много всего актуального можно найти и в театре Кариева. Фестивальные спектакли смотрим в Мензелинском и Альметьевском театре. Челнинский театр только открылся в новом здании — думаю, это новый виток в истории нашего театра. Кстати, в хорошем качестве траслирует свои спектакли Камаловский театр — отличный способ оценить постановки столичного академического театра прямо из дома. Екатерина Овсянникова.
О татарах, их традициях и стереотипах с корреспондентом NGS55. RU Александром Зубовым побеседовал сопредседатель совета региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият» Камиль Сайфулин. Село Себиляково, 1970—75 годы. Часть села исчезла после подмыва берега Иртышом в середине 1980-х Источник: vk. Раньше Омск отставал по развитию от Тары. Ведь Тара находилась на Московском тракте. Все изменила железная дорога. Если бы она прошла севернее, то, скорее всего, это Тара была бы городом-миллионником, — начал рассказ Камиль.
Базарная площадь Тары, 1913 год Источник: taragorod. Среди всех купцов особенно выделяется семья Айтыкиных — тарские купцы 1-й и 2-й гильдий. Айтыкины Источник: taragorod. Его дети Нияз и Кармышак вошли в тарское купечество, а в 1827—1828 годах открыли короткий путь от Омска до Коканда. Жилой дом купца Айтыкина, Тара Источник: vk. Потомки Айтыкина торговали хлебом, конским волосом и другими товарами в Таре и на Ирбитской ярмарке вплоть до 1917 года. Торговцы из Бухары смешивались с сибирскими татарами, образовывая семьи. Пароход Айтыкиных Источник: vk.
Большинство из них находится на севере Омской области. Фото начала XX века Источник: vk. Этому способствует глобализация и массовая культура. Народные традиции сохраняются в селах и деревнях, где старики прививают их молодым, — объяснил он. Ученики и учителя в магометанском училище Тары Источник: vk. При этом если в русских деревнях церкви в основном каменные, то мечети — старинные и деревянные. Вид изнутри Источник: Камиль Сайфулин Камиль объяснил, что мечетью можно сделать практически любой дом.
Стереотипы восприятия татарской молодежью Самары русских и татар
Основной регион - Республика Татарстан. Остальные рассредоточены по всей стране. Самый малонаселённый татарами регион — Ингушетия, где их всего 151 человек все данные по переписи 2010 года. В 17 субъектах Федерации - татар более 3 процентов. Крымские татары празднуют Хыдырлез. Литературный язык татар сформировался на основе казанского диалекта.
Источник: Камиль Сайфулин История Татары — это тюркский этнос, состоящий из множества субэтносов, где одним из крупнейших являются сибирские татары. На территории Сибири они проживают со времён Сибирского ханства. Сейчас татары являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. О татарах, их традициях и стереотипах с корреспондентом NGS55. RU Александром Зубовым побеседовал сопредседатель совета региональной татарской национально-культурной автономии Омской области «Маданият» Камиль Сайфулин. Село Себиляково, 1970—75 годы. Часть села исчезла после подмыва берега Иртышом в середине 1980-х Источник: vk. Раньше Омск отставал по развитию от Тары. Ведь Тара находилась на Московском тракте. Все изменила железная дорога. Если бы она прошла севернее, то, скорее всего, это Тара была бы городом-миллионником, — начал рассказ Камиль. Базарная площадь Тары, 1913 год Источник: taragorod. Среди всех купцов особенно выделяется семья Айтыкиных — тарские купцы 1-й и 2-й гильдий. Айтыкины Источник: taragorod. Его дети Нияз и Кармышак вошли в тарское купечество, а в 1827—1828 годах открыли короткий путь от Омска до Коканда. Жилой дом купца Айтыкина, Тара Источник: vk. Потомки Айтыкина торговали хлебом, конским волосом и другими товарами в Таре и на Ирбитской ярмарке вплоть до 1917 года. Торговцы из Бухары смешивались с сибирскими татарами, образовывая семьи. Пароход Айтыкиных Источник: vk. Большинство из них находится на севере Омской области. Фото начала XX века Источник: vk. Этому способствует глобализация и массовая культура. Народные традиции сохраняются в селах и деревнях, где старики прививают их молодым, — объяснил он.
В информационнном издании в Черногории Vijesti была опубликована статья о Казани, татарах и Татарстане. Предлагаем нашим читателям ознакомится с переводом статьи и возможно вы откройте, что то новое для себя о Казани. Большинство людей думают о татарах соответствии со своими телевизионными стереотипами. Как о захватчиках с усами и бородой, в тяжелых одеждах, все время скачущих на лошадях Эта картина рушит представление о Казани как о столице республики Татарстан, где можно купить одежду известных мировых брендов или посетить суши ресторан. Между тем, в РТ самый высокий средний доход на душу населения в сравнении с остальной частью Российской Федерации. Причина не столько в наличии крупных объектов на нефти и газа, сколько в сбалансированной социальной политике в условиях капитализма. Татарская культура, имеющая монгольские, турецкие и иракские корни, способствовала распространению ислама от Восточной Европы вплоть до Сибири. Как торговцы и воины, они объезжали степи Монголии, Польшу, затем мигрировали на побережье теплого Черного моря и в Сибирь. Несмотря на то, что у этих людей есть собственная республика в самом сердце России, более 3,7 млн. В Казани 1,1 миллиона жителей, он был основан тысячу лет назад. Казань является центром российского ислама, здесь религия приобретает все большее значение.
Также футболист, ранее выступавший в составе софийского «Локомотива», рассказал, подтвердились ли эти стереотипы. Я очень много слышал о погоде, снеге и о том, что в России очень холодно. Сейчас, конечно, в Казани стало теплее. Но когда мы только приехали сюда со сборов в Турции, то было достаточно холодно.
Глава 2. Татарская идентичность в мемах
Никях Традиционная татарская свадьба не обходится без мусульманского обряда никях, который проводится дома или в мечети в присутствии муллы. Праздничный стол целиком состоит из татарских национальных блюд: тюка, курт, губадия, чак-чак, катик. Жених надевает тюбетейку, невеста — длинное платье с закрытыми рукавами, платок при этом обязателен. Невеста лепит кияу — маленькие пельмени для жениха и его семьи. По традиции по размеру этих пельменей определяется, хорошей ли хозяйкой будет девушка: они должны быть маленькими и проходить сквозь обручальное кольцо. Чак-Чак Чак-чак — это символ солнца и гостеприимства, которым татары до сих пор угощают гостей. Мука, масло, яйца, молоко и мед — все, что нужно для вкусного чак-чака. Объем, величина и способ украшения могут отличаться.
Отмечена и религиозная принадлежность татар реакциями мусульмане 2 и ислам 1. О внешней красоте исследуемого этноса мы узнаем через ассоциат красавцы 1. Самой частотной реакцией семантической зоны «Что» является сила 16. Информанты сообщают, что татары — это нация 11 , национальность 7 , родная национальность 1 или народ 6 , у которого есть наследие 1 и религия 1. Татары — это дом 1 , правда 1 , дружба 1 и уважение 1. Титульное население республики ассоциируется с национальной кухней, в частности, с чак-чаком 2 и треугольниками 1 эчпочмаками. В АП этнонима отмечен и национально-культурный праздник сабантуй 1. Сабантуй — этнически маркированный народный праздник окончания весенних полевых работ, который имеет определенный набор обрядов, атрибутов, увеселений. В традиционном быту сабантуй является активно функционирующим явлением этнической культуры татарского народа [Урозманова 2001: 387]. Наличие данной национально-культурно детерминированной реакции свидетельствует о важности для татар сохранения культурных традиций. Эмоционально-оценочный компонент образа татар характеризуется реакциями с положительной коннотацией. Татары могут быть разными 1 : как родными 1 , добрыми 2 , гостеприимными 1 , открытыми 1 , честными 1 , спокойными 1 , так и сильными 1 , смелыми 1 , умными 1 , хитрыми 1 , поэтому непобедимыми 1. Описательные признаки занимают больший объем эмоционально-оценочного компонента образа, процент оценочных признаков невелик и представлен такими ассоциатами, как лучшие 5 , хорошие 1 , хорошо 2 и супер 1. По мнению респондентов, татары есть 1 , они не просто живут 2 , а рулят 4 , также разговаривают 1 и помогают 1. По пространственному положению татары мыслятся тут 1 , впереди 2 или здесь 1 и везде 1. Так, автостереотип татар как сильных, смелых, добрых, умных, спокойных, открытых, гостеприимных, честных, но хитрых, готовых помочь, родных, хороших и красивых отражен омонимичными реакциями в АП этнонима, однако сформированный образ имеет «вероятностный» термины Г. Черкасовой характер, так как представлен единичными реакциями. К стереотипам мышления с постоянным характером относится реакция сила 16 , прецедентным текстом которой можно считать лозунг «Татары — сила, живут красиво! Вслед за Ю. Бромлеем отметим, что, представления о своем собственном и о чужих народах, которое формируется в ходе межэтнического общения, является не просто суммой тех или иных черт, оно отражает оценочные характеристики [Бромлей 1983: 183]. К оценочной характеристике образа татар относится частотная реакция лучшие 5 , которая в АП Татар «Ценности и пристрастия» занимает зону ближней периферии. Стремление воспринимать свой этнос как превосходящий другие этнические группы говорит о проявлении этноцентризма [Бром-лей 1983: 183]. Таким образом, значительное количество этнических стереотипов татар, выявленных экспериментальным путем, представлены в обыденном языковом сознании татар, но, как правило, они занимают периферийную зону в содержании образа этноса, то есть имеют вероятностный характер. Исключение составляет стереотип о том, что татары лучшие и они — сила, так как данные ассоциаты являются достаточно частотными в определении этнонима. Большая часть этностереотипов занимает периферийную зону в содержании образа этноса, что в целом свидетельствует о нестереотипизированном восприятии титульного население республики русскими и татарами. К этностереотипам с постоянным характером можно отнести гетеростереотип татар, как этноса, который похож на русских, и автостереотипный образ татар как силы и лучших. Дата принятия к печати: 10. Бромлей Ю. Очерки теории этноса. Москва: Наука, 1983. Виноградова О. Караулов Ю. Москва, 2002. Показатель национального менталитета в ассоциативно-вербальной цепи. Москва, 2000. Кобозева И. Лингвистическая семантика. Красных В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Леонтович О. Волгоград, 2002. Пилотажный эксперимент в Республиках Коми и Татарстане. Стернин И. Психолингвистическое значение слова и его описание. Воронеж: Ламберт, 2011. Тарасов Е. Урозманова Р. Москва: Наука, 2001. Уфимцева Н. Черкасова Г. Межкультурная коммуникация. Калуга: КГПУ им. Циолковского, 2005. Шимбель Н. Автостереотипы и гетеростереотипы в межнациональных отношениях. In the article, based on the interpretation of the experimental material, the content of the ethnic image of the Volga Tatars is determined. The relevance of the study is explained by the fact that the description of the content of the images: "yourself" and "the other" in the minds of Russians and the Tatars can make a significant contribution to the work on forecasting and research of interethnic tension in the Republic of Tatarstan. The object of the study is the ethnic image of the autochthonous population of the Republic of Tatarstan. The subject of the research is auto- and heterostereotypes of the Volga Tatars within the framework of the "national character" domain. The study of ethnic stereotypes implies the research of descriptive features on the material of the associative field "Tatars, what are they? The method of constructing the "semantic gestalt" proposed by Yu.
В основном они несут в себе юмористическую составляющую, тем самым выполняют развлекательную функцию. Кроме этого мемы репрезентируют культурную идентичность индивида, его индивидуальность, отличие от других. Как мы выяснили, национальная идентичность также транслируется в мемах. В них через характерные признаки этноса, национальные символы, стереотипизацию элементов культуры передаются национальные ценности, которые являются сердцевиной духовной жизни общества, синтезом его лучших качеств и черт. Создатели татарских мемов распространяют посредствам сети Интернет, в виртуальных социальных группах, национальные особенности народа, показывая отношение к национальной культуре. Заключение Одним из феноменов, рожденных глобальной паутиной, является «национальный» Интернет. Основными целями в национальных виртуальных коммуникативных сообществах выступает самопрезентация индивида через этническую идентичность с помощью языка, религии, одежды и т. Самым современным средством коммуникации в Интернете стали мемы. Так потребность татар в этнической идентичности ознаменовала собой появление большего количества Интернет-мемов. Как мы выяснили, мемы отражают культурные стереотипы и явления современной действительности в жизни татарского этноса. Занятия, характерные качества татар тоже становятся объектом для создания мемов. Особую роль играют историко-политические мемы и эстрадные мемы. Они показывают отношение к историческим событиям, политическому режиму, действующей власти, а также дают понять о значимости татарской культуры и искусства для современной молодежи. Зачем же стали создавать мемы про татар? Во-первых, способ заявить о себе. Исторически татары занимали значительную роль в истории нашей страны. Но в основном они были политически зависимы от кого-то. Так, мемы про татар повышают статус народа на мировой картине этносов. Во-вторых, течение моды. Татары — второй по численности народ в России. Поэтому, этнос стремится быть всегда и везде, не остается в стороне. Даже существует идеология «Татарстан впереди планеты всей! А жизнь без татарки, как чай без заварки. Татарстан представляется сказочным местом, куда хотят приехать и остаться навсегда. Таким образом, мемы транслируют национальные особенности народа, показывая отношение к национальной культуре, общему историческому прошлому. Тем самым этнокультурная составляющая в мемах помогает лучше понять душу народа. Именно духовная жизнь народа, которая представлена в национальных мемах, позволяет сохранять и возрождать этнический компонент в национальном самосознании. Список использованной литературы и источников 1. Махмутов З. Языковой ландшафт татарского Интернета. Сибгатуллин А. Новгород: ИД «Медина», 2009. Хакимов, Р. Татарская идентичность: состояние и перспективы. Макарова Г. Идентичности татар и русских в контексте этнокультурных политик Российской Федерации и Республики Татарстан. Казань: Казан. Габдрахманова Г.
Живём в соседях с Татарстаном вперемежку с татарами, чувашами, мордвами , русскими. Очень огромное количество смешанных браков. Особенно сейчас молодёжь абсолютно все одинаковые современные. Никто практически уже не готовит национальные блюда. Языки хорошо сохранили и часть обрядов, и всё.
Новые лица: 12 молодых героев электронной сцены Казани
О татарском народе сложено множество стереотипов, правых и неверных, которые себя изжили или по сей день выступают их отличительными чертами. Присущие современным татарам стереотипы резко противопоставляют понятия хиджаба и национальной одежды в современных реалиях. Присущие современным татарам стереотипы резко противопоставляют понятия хиджаба и национальной одежды в современных реалиях.
Все, что нужно знать о татарах в России и за рубежом: традиции, особенности, стереотипы
Если татарин и его семья обрусевшие, то ничем от русских они не отличаются. В мемах затрагиваются злободневные темы, освещаются новости, политические события, они рассказывают о повседневности. Для понимания причин и происхождения стереотипов о татарах как символе хитрости и жадности необходимо обратиться к историческим предпосылкам.
Бергстрем: «Слышал стереотипы о России – медведи, водка. Но думаю, что русские – великолепные люди»
Но достаточно их чуть-чуть поскрести — и вы увидите, как шерсть вылезает наружу и топорщится». Петр I Европейская антитатарская традиция была продолжена в России причем с оттенком русофобии. Голоса славянофилов, восставших против дворянской русофобии, потонули в общем крике антирусской озлобленности; славянофилам была создана, как потом Достоевскому и Лескову, репутация ретроградов». Ложь стала привычным взглядом, ведь мифы всегда более живучи, чем правда. Как перед ней ни гнитесь, господа, Вам не снискать признанья от Европы: В ее глазах вы будете всегда Не слуги просвещенья, а холопы. Федор Тютчев. Май 1867 Мы много слышали о рыцарской доблести и чести. В этом много романтики. Если же заглянуть за кулисы куртуазности, вглядеться на бытовые реалистические рисунки конца средневековья ХV века , то вокруг рыцарских замков можно заметить оборванных слуг, тяжкий труд крестьян и обязательно виселицы как элемент пейзажа.
Повешенные и распятые на колесе выглядят как нечто само собой разумеющееся, то, что можно видеть изо дня в день, вроде гнезда аиста или колокольни. На этом фоне резвятся и играют дети, с малолетства воспринимая жестокость как норму. Благородные жесты рыцаря и виселицы с повешенными относились к чему-то бытовому, ибо жестокость была обязательным элементом средневековой культуры. Не на пустом же месте появился миф о жестокости злых и диких татар? Ее истоки известны, но виноваты в этом не татары, а «доблестные» рыцари. Во время крестовых походов изголодавшиеся рыцари занимались людоедством, поджаривая на кострах детей. В 1099 году они в Иерусалиме не оставили в живых даже грудных младенцев. Крестоносцы убивали не только евреев и мусульман, но также и своих христиан, и просто мирных граждан.
Они предавали всех и вся. Тамплиеры не выступили на их защиту. Они бежали сначала на Кипр, а потом уехали в Европу. В Европе возмутились таким предательством, но тамплиеры все грехи свалили на монголов и оправдались в общественном мнении. Со временем семена лжи проросли в либеральной историографии, дав особо бурные всходы в ХVIII веке, когда усиление России Европа стала рассматривать как возрождение Монгольского улуса. Итак, с легкой руки предателей-тамплиеров европейская историография начала чернить татар, монголов и русских, противопоставляя этим «диким азиатам» благочестивый и цивилизованный Запад. Так и закрепилась «черная легенда» сначала в Западной Европе, а потом и у нас в России, ибо реальность всегда воспринимается труднее, чем миф». А современные татары по сей день несут этот крест, потому что о нашей истории в основном писали европейские и русские авторы, которые объективностью за редким исключением не страдали, их рукой водила предвзятость.
К сожалению, до сих пор устоявшиеся стереотипы переходят из уст в уста. А некоторые современные политики требуют от татар покаяния. За что каяться? За то, что средние века были такими, какими они были? Александр Македонский истреблял целые города за сопротивление, Цезарь в Галлие был не менее жесток, чем Македонский.
Ведущий научный сотрудник Центра семьи и демографии АН РТ, завсектором теоретических проблем воспроизводства и политики населения экономического факультета МГУ, к. Владимир Архангельсий в ходе обсуждения поделился любопытной идеей. По его мнению, стоит провести опрос среди школьников о том, чего молодые люди ожидают от девушек в браке и чего, по их мнению, ожидают девушки от них. И наоборот. Потом эксперт предлагает сравнить полученные данные и посмотреть, совпали они или нет. Далее можно устроить дискуссию относительно результатов, сюда же внедрить некий ликбез по семьеведению. Другая идея Архангельского, впрочем, вызвала лишь сдержанные улыбки у коллег. Ученый, упомянув об увлечении молодежи видеоиграми, заявил, что там в основном «стрелялки и страшилки». Архангельский предложил создать игру, моделирующую семейную жизнь вероятно, отечественный аналог Sims. Разные семьи — разные ценности Ларионова поделилась радостью, что в Татарстане отношение к семье традиционное. В этом отношении весьма интересными данными поделилась завотделом этнологических исследований Института истории им. Марджани, д. Гульнара Габдрахманова. Согласно результатам исследования института, между традиционными моделями семьи татар и русских есть определенные различия. К примеру, в русских семьях ведущими ценностями люди называют воспитание детей, здоровье и безопасность членов семьи. Но в то же время важными называют и другие ценности: саморазвитие, духовное богатство, карьера, друзья.
Норкин тут же вспомнил анекдот на данную тему. Один говорит, что давайте как-то учтем пожелание людей и будем говорить «Незваный гость — лучше татарина». Второй отвечает: «Это тоже что-то как не то получается». Тогда третий предлагает: «Давайте просто уберем оценку». И постановили: «Незваный гость — татарин», — пошутил журналист. В этот раз зрители оценили юмор Норкина.
Занятия татар тоже становятся объектом для создания мемов. Так «настоящий татарин чай без молока не пьет» Рис. Традиция добавлять в чай молоко и молочные продукты характерна для многих народов Востока, особенно кочевников. Эти ингредиенты в жизни татарского крестьянина занимали значительное место, причем свежее молоко практически не употребляли, используя его только в переработанном виде: сливки, каймак, катык. Путешественники и исследователи отмечают, что татары пили чай часто и много, гораздо больше других народов Поволжья. Заваривали его очень горячим и крепким, а подавали с медом или сахаром, маслом или топлеными сливками. В связи с этим даже сформировался устойчивое выражение «уйти по-татарски» Рис. Другой темой третьей группы собранных мной мемов служат личные качества, присущие татарскому народу. Кроме того, что татары любят пить чай сами, они всегда готовы напоить и накормить каждого гостя, пришедшего в их дом. Их гостеприимность исторически сформировалась как результат занятий торговлей, а также это диктуется религией. В исламе, например, говорится о том, как вести себя с гостями: нужно отдать чуть ли не последнее гостю, чтобы он был сыт. Мем «Вам, татарам, лишь бы даром» Рис. По роду деятельности татары в основном были купцами. Так, как и любой торговец ищет выгоду в покупке, то многих татар и по сей день отличает экономность и расчетливость. Отсюда возможно и сформировался стереотип о том, что все татары хитрые. Еще одно качество присуще татарскому этносу это вспыльчивость. Выдающийся татарский танцор Р. Нуриев в автобиографии пишет: «Татары быстро воспламеняются, быстро лезут в драку» Рис. В татарах сопутствует некая азиатская мягкость и вместе с тем горячность предков, тех самых всадников, в этом и заключается особенность национального характера татарского этноса. Любимыми героями татарским мемов можно назвать абику, так называется бабушка по-татарски, и мудреца. Постоянная забота бабушек именно — это явление служит поводом для создания мемов, в том числе это не обошло стороной и татарских бабушек. Абикам важно чтобы молодой человек у внучки был хорошим татарином, и чтобы все кыстыбыи были съедены Рис. Надо отметить, что все мемы сделаны в шутливой форме и явно дают отклик в душе у каждого. Задача мудреца дать совет или же поделиться истиной с участниками социальных групп. Также я выделила мемы с мифологическими героями Шурале, шайтан и мемы местного характера, то есть они актуальны и понятны только в Татарстане. Такие локальные Интернет-мемы связаны с культурными, спортивными событиями мемы про Универсиаду, Чемпионат мира по футболу, фестивали и т. Историко-политические мемы описывают исторические события, героями которыми становятся политические деятели и представители власти Рис. Шаймиевым, Р. Группа эстрадных мемов с представители татарской эстрады дает понять о значимости татарской культуры и искусства для современной молодежи. Таким образом, в своей работе мы собрали 250 мемов, проанализировали и классифицировали по признакам и численности. По проведенному исследованию предлагаем классификацию татарских мемов по следующим группам: 1 во основе мемов лежит идея принадлежности к этносу как коллективной ценности; 2 мемы про национальную еду; 3 мемы, посвященные национальным стереотипам, национальным занятиям, качествам; 4 эстрадные мемы; 5 историко-политические мемы; 6 мемы местного характера или локальные. Итак, мемы, обладая минимализмом и простотой своей формы, служат способом коммуникации в Интернете. В основном они несут в себе юмористическую составляющую, тем самым выполняют развлекательную функцию. Кроме этого мемы репрезентируют культурную идентичность индивида, его индивидуальность, отличие от других. Как мы выяснили, национальная идентичность также транслируется в мемах. В них через характерные признаки этноса, национальные символы, стереотипизацию элементов культуры передаются национальные ценности, которые являются сердцевиной духовной жизни общества, синтезом его лучших качеств и черт. Создатели татарских мемов распространяют посредствам сети Интернет, в виртуальных социальных группах, национальные особенности народа, показывая отношение к национальной культуре. Заключение Одним из феноменов, рожденных глобальной паутиной, является «национальный» Интернет.