Президент России Владимир Путин обвинил чеченских сепаратистов в теракте в московском метро.[6] Лидер чеченских повстанцев Аслан Масхадов отрицал свою причастность.[7]. 9 февраля 2004 года был объявлен в Москве днем траура в память о погибших в результате теракта в метро.
Выживший после теракта-1999 на Каширском шоссе раскрыл страшные детали
Скорее всего, бомба находилась в чемодане. Взрывное устройство привeл в действие террорист-смертник. Пострадавшие поступают в институт им. За прошедший час в ворота больницы въехали 12 реанимационных машин. И практически каждую минуту от института отъезжают кареты "скорой помощи" в направлении Павелецкого вокзала. Мобилизованы все врачи института. Пока они воздерживаются от официальных комментариев, подтверждают лишь, что к ним поступают пострадавшие при теракте и сейчас им оказывается помощь. Мобилизованы все бригады "скорой помощи". Директор института Александр Ермолов лично проводит операции пострадавшим. В институте говорят, что большинство пострадавших поступает с ожогами и переломами. При тяжeлых ожогах людям требуется переливание крови.
Пока запасов крови в институте им. Склифосовского хватает.
В результате штурма все террористы были убиты.
По официальным данным, в общей сложности погибло 130 человек, общественная организация «Норд-Ост» называет 174 погибших. Теракт в Буденновске, 1995 14 июня 1995 года в Буденновске группа боевиков Шамиля Басаева, насчитывавшая около 200 человек, взяла в заложники более 1,2 тыс. Террористы требовали прекратить военные действия в Чечне, признать ее независимость и вступить в переговоры с режимом Джохара Дудаева. Российские власти согласились на перегороворы с террористами и пообещали пойти на выдвинутые условия в обмен на освобождение заложников.
Банда Басаева потребовала, чтобы группа добровольцев из числа заложников сопровождала их в Чечню для обеспечения безопасности. Остальные смогли покинуть город. Теракт в жилом доме на Каширском шоссе, 1999 13 сентября 1999 года в Москве прогремел взрыв в жилом доме на Каширском шоссе. Бомба мощностью в 300 килограммов в тротиловом эквиваленте взорвалась в подвальном помещении здания, дом полностью разрушился.
В результате погибли 124 человека, еще 7 получили ранения. Следствие считало, что за организацию и финансирование этого теракта, как и других, произошедших в российских городах 4-16 сентября 1999 года, отвечали руководители незаконного вооруженного формирования Исламский институт «Кавказ», в частности Эмир аль-Хаттаб и Абу Умар. Два подъезда были полностью уничтожены, взрывной волной был поврежден соседний дом. По официальным данным, погибли 106 человек, 690 пострадали.
Теракт в Кизляре, 1996 9 сентября 1996 года в Кизляре повторилась ситуация, произошедшая годом ранее в Буденновске. Группа террористов под командованием Салмана Радуева и Зункара Исрапилова напала на дагестанский город Кизляр. Боевики взяли в заложники местных жителей и удерживали их в больнице, а затем под прикрытием группы из 200 заложников выехали на территорию Чечни.
Дело расследовали как теракт, но подозреваемые так и не были точно установлены.
В поезде сработала система автоматического пожаротушения «Игла», предотвратив возгорание всего состава. В 2006 году организаторов преступления приговорили к пожизненному заключению. Через шесть месяцев, 31 августа 2004 года, у станции метро «Рижская» произошел еще один взрыв. Жертвами стали 10 человек.
Вход на ст. Сразу после трагедии кинологами были обследованы все станции метро, чтобы исключить возможность продолжения серии терактов. Как в московском метро становится безопаснее Каждые несколько лет в метро усиливают меры безопасности. На тот момент в подземке ежедневно проверяли более ста тысяч человек.
В этот же день молодой, ничем не примечательный на вид парень восточной внешности выходит из дома, а за плечами у него рюкзак с бомбой мощностью от 2,9 до 6,6 килограмма в тротиловом эквиваленте. Он заходит на станцию метро «Кантемировская», захватив с собой музыкальный плеер, чтобы по дороге слушать записи Корана. RU Если замолчать и прислушаться, то можно услышать: «Бах, бах, бах». Это колеса вагонов на зеленой ветке отстукивают ритм, преодолевая километры. Через несколько минут здесь произойдет один из самых страшных терактов за всю историю современной России.
Сев в поезд, пассажир доезжает до тоннеля между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». В 08:32 утра тот самый парень — участник Карачаевского джамаата, террорист-смертник Анзор Ижаев из Карачаево-Черкесии в вагоне московского метро взрывает самодельную бомбу. Сразу после взрыва во втором вагоне начинается пожар пятой самой высокой степени сложности. Третий же вагон оказывается сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля. С момента трагедии прошло ровно двадцать лет.
Что изменилось? Какой стала система безопасности на одном из самых охраняемых объектов Москвы? Можно ли было избежать столько жертв, если бы с «бандитами договаривались»? И что теперь с теми, кто невольно оказался в эпицентре трагедии? В этом попытался разобраться корреспондент MSK1.
Но именно 6 февраля он не слышит будильник и просыпается позже. Впопыхах запрыгивает во второй вагон метро, хотя обычно садится в третий, так удобнее. До места практики Андрей так и не доезжает. Думал, что электричеством ударило. В ощущении свободного полета оказался у четвертой двери, пролетев почти через весь вагон.
Куча останков посыпалось на меня. Те, кто устроил взрыв, не рассчитывали на большое количество жертв. А там каша была. Потом глаза открыл — задымление и люди пытаются двигаться. В одном видео рассказываем всё, что известно о трагедии на станции метро «Автозаводская» Источник: Городские порталы Возня, скрежещущий треск и пугающая тишина — от взрывной волны закладывает уши.
А потом валит едкий дым, смешанный с запахом паленой кожи. Через несколько минут после взрыва Андрей пытается встать на ноги. Паники нет, хотя с него «как с резаной свиньи льется кровь». Оглядывается по сторонам и в дымке видит силуэты: люди ведут себя спокойно, пытаются встать. Пошевелил, вроде всё на месте.
Вагон же растянуло по тоннелю. В эти распертые двери я двух женщин и вытолкнул. Они были в полном шоке, не понимали. Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез.
Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП.
Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса. Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему.
Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать. В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц.
Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов.
Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала. К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие».
Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак.
15 самых страшных московских терактов
Сила взрыва на "Парке культуры" в тротиловом эквиваленте составила 1,5 кг. По словам источника "Ведомостей" в правоохранительных органах, проверяется версия, что взрывные устройства были приведены в действие дистанционно сообщниками террористок-смертниц. Около 14. Восемь жертв опознаны, сообщил журналистам первый заместитель мэра столицы Петр Бирюков. Телеканал CNN около 13. На каком именно сайте говорится об этом, не сообщается, не названа и группировка, взявшая на себя ответственность за теракты. По хэштэгу metro29 можно отслеживать развитие ситуации в Twitter. Сегодня утром на Сокольнической линии московского метро произошла серия взрывов. По словам источника в ГУВД, взрыв на станции "Лубянка" произошел во втором вагоне поезда, следовавшего в сторону "Комсомольской". Второй взрыв произошел на станции "Парк культуры" - радиальная в 8.
В результате взрывов на станции Московского метрополитена "Лубянка" погибли 23 человека, 18 - пострадали, на станции "Парк культуры" погибли 12 человек, 15 - получили ранения, сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. По факту взрывов возбуждено уголовное дело по ст. Взорванный на станции "Лубянка" поезд - "Красная стрела" - один из тематических составов метрополитена, сообщил сотрудник пресс-службы Московского метрополитена.
Система отслеживает передвижение такого человека в подземке и, если необходимо, передает дежурным на станции информацию. Ежегодно полиция может выявить от 70 до 200 тысяч потенциально опасных предметов, среди которых — садовые инструменты, газовые баллоны и даже птицы без клеток. Металлодетекторы также помогают в обнаружении опасных предметов.
Эффективность этого способа проверки нередко ставится под вопрос: в условиях большого пассажиропотока сложно проконтролировать, чтобы все прошли через металлодетектор. Также будет доступно программное обеспечение, позволяющее просматривать данные с регистраторов в режиме реального времени. В метро планируется разместить 12 304 вагонных камеры и 418 серверов распознавания лиц. Цель кампании — повысить уровень безопасности пассажиров и развернуть систему оперативного реагирования в критических ситуациях. Не все верят в теорию о безопасности. Через камеры можно контролировать население Вопрос о внедрении в метро системы распознавания лиц стал дискуссионным.
Так бы надышались и умерли. А потом и сам вылез. Там какой-то дядька дал мне мокрую тряпку, и мы пошли по тоннелю в сторону «Автозаводской». Я бы просто не дошел до «Павелецкой», — рассказывает MSK1. RU Алимов. Помню мужчину всего синего» Андрей Алимов, жертва теракта на «Автозаводской» Студент вытаскивает из вагона нескольких человек. В этот момент машинист поезда Владимир Горелов быстро реагирует на ЧП. Он помогает пассажирам выбраться из превратившихся в груду металла вагонов, просит диспетчера снять напряжение с контактного рельса.
Если бы сотрудник метро растерялся, то люди погибли не только от взрыва, но еще и от удара током. Водитель тоже сыграл большую роль. Меня хотели сначала в одну больницу отвезти, но он сказал: «Не-не, туда мы его не повезем. Иначе всё, кранты ему. Только в Склиф». Лежал в ожоговой реанимации, было две остановки сердца. Но жить страшно хотелось, боролся. Люди хотели сообщить своим близким, куда их повезли, но не могли этого сделать.
В итоге родные оставались в неведении и ждали новостей возле моргов и больниц. Но связи уже не было. Но потом удалось поговорить с ней. Она мне после рассказывала: «В тот момент, когда в метро бабахнуло, я стояла мылась в душе, и вдруг будто что-то оборвалось, ударила тревога». То есть она почувствовала этот момент. В больнице через окошко нам дали поговорить, но обожженную сторону лица я не показывал — не хотел расстраивать, — вспоминает Андрей Алимов. Источник: Net-film. Рядом с ней сидела молоденькая девчушка и плакала.
К ней подошел врач и сказал: «Чего ты плачешь? Твоего пацана через день-два выпишут. Вон у Алимовых всё на грани, шансы небольшие». Пройдя курс лечения и прочитав новости о том, что на «Автозаводской» был совершен теракт, Андрей вспоминает, что стоял буквально в метре от террориста-смертника. Это был мужчина небольшого роста, мусульманской внешности. Странноватый чудак. Это всё дело и рвануло. Три человека между нами было, на вытянутую руку.
RU По словам Андрея Алимова, выплаченная компенсация для него почти ничего не стоит. К тому же через время он снова чуть не становится жертвой теракта. И в этот день у него был сердечный приступ. Он мне позвонил: «Андрюха, не надо, сегодня не едь». После его звонка через час происходит взрыв на станции «Лубянка». Я там должен был проезжать, — рассказывает Андрей Алимов. RU «У нас терроризм процветал» Если один раз увидел, как на твоих глазах в муках умирает человек, — забыть этот сковывающий тело ужас практически невозможно. В ушах набатом звучит фраза: «Я мог бы что-то сделать», но сделать спустя 20 лет уже ничего нельзя — только помнить.
Вот и Андрей Алимов, теперь уже семьянин и автослесарь, — забыть не может. А там какие-то мусульмане, у них сумки, — вспоминает пассажир. Тогда было страшно, но переборол. Из-за теракта психованный был, крепкий алкоголь пить нельзя было — крыша ехала, инстинкт самосохранения пропал. Забыть не могу: я засыпаю с этой мыслью и просыпаюсь. Я живой. Жить спокойнее стало». Охранники выдергивают пассажиров с рюкзаками и баулами, начинают проверять.
Если бы правительство не работало, то нас бы разрывали. Была бы провокация за провокацией. Тогда никому ничего не надо было. Пока он не разобрался со всем этим, вся система была развалена, всем на всё было плевать. Пролетали и «Печатники», и Каширка, и «Норд-Ост». У нас терроризм процветал. RU В паре метров от Андрея и террориста-смертника сидит 45-летняя Людмила Тимофеева — сотрудница управления по обслуживанию дипломатического корпуса. Миниатюрная женщина с короткой стрижкой и голосом, похожим на птичий щебет.
В тот день она, как и тысячи москвичей, едет на работу. И так уж сложилось, что судьбы многих пассажиров злополучного вагона переплелись, сами того не подозревая. Так как мне было удобно выходить из первой двери второго вагона, чтобы потом выйти через переход на «Театральной», я села туда. А вот уже на «Автозаводской» была давка страшная. Я никакого странного мужчину не видела. Толпа была такая, что даже продохнуть нельзя было, — рассказывает Людмила. Меня завалило трупами» Людмила Тимофеева, жертва теракта на «Автозаводской» А дальше всё как в тумане. Людмила спасается только благодаря тому, что из-за взрывной волны ее сразу же отбрасывает на несколько метров.
Женщину накрывают тела других пассажиров.
Количество жертв и пострадавших неизвестно. Автобусы следуют от станции метро "Красногвардейская" до "Павелецкой". К "Автозаводской" и "Павелецкой" выехали в общей сложности около 100 бригад "скорой". Станция "Павелецкая-кольцевая" работает только на выход.
Взрыв в московском метро 6 февраля 2004 года
Тогда погибли 6 человек и 14 пострадали. Ответственность за теракт взял боевик Шамиль Басаев. На следующий год прогремел взрыв на улице у метро Рижская. Взрыв оказался очень сильным: 10 человек погибли, 57 пострадали. Летом 2006 года на территории Черкизовского рынка с разнице в 55 секунда прозвучало 2 взрыва. Уникальный случай: 2 из 3 исполнителей теракта были задержаны сразу же после взрыва сотрудниками рынка и охраной. Третьего задержали через 2 дня. Вскоре были задержаны и другие участники военно-патриотического клуба «Система подготовки армейского спецназа» ВПК «СПАС» , которые организовывали теракты на почве национальной неприязни. Теракты на транспорте Москвы Высокая плотность людей и недостаточные меры безопасности позволили террористам в 2000-х годах провести несколько терактов в столичном метро. Взрыв был такой силы, что соседний вагон сжало ударной волной.
Теракт в метро между «Павелецкой» и «Автозаводской» стал самым смертоносным — от одного взрыва погибли 42 человека Фото: fishki. Спустя 40 минут прогремел второй взрыв в вагоне поезда, прибывшего на станцию «Парк культуры». Первое взрывное устройство было мощностью до 4 кг тротила, втрое до 2 кг тротила. И снова взрывчатка была начинена болтами и обрезками арматуры. Поскольку взрывы произошли не в тоннеле, а у платформы с большим объёмом пространства нет стен, от которых отражается ударная волна , то погибших оказалось меньше, чем в 2004 году.
Каждый год в последний месяц зимы она созванивается с теперь уже бывшим офицером МЧС России Сергеем Кавуновым и говорит слова благодарности. Как часы: полвосьмого туда, потом оттуда, как у всех. Я служил на «Тверской» напротив мэрии. Все в своих мыслях, никто никогда на посторонних не обращает внимания, — считает Кавунов. Перед тем как зайти на станцию метро, спасатель покупает в киоске газету «Спорт-экспресс».
Каждое утро он читает именно ее, каждое утро заходит в одну и ту же дверь одного и того же вагона. Сергей Кавунов уверен: коренные москвичи знают, где им выходить, путь до работы буквально просчитан по шагам. Но утром 6 февраля 2004 года спасатель изменяет своим привычкам. Случайная пассажирка внезапно привлекает его внимание. Там и произошел взрыв. Но случилась мистическая история. За неделю до этого жене купили первую шубу. Я отправился на работу раньше нее. А передо мной шла женщина точно в такой же шубе. Посмотрел и подумал: «Жена вроде дома».
Мне захотелось посмотреть, что за женщина в такой же шубе, — усмехнувшись, вспоминает Сергей. Представляете, женщина в шубе меня спасла» Сергей Кавунов, офицер МЧС, жертва теракта на «Автозаводской» Стук колес номерных вагонов, желтый тусклый свет от ламп и внезапный «бах». Воздушный поток, осколки стекол и плафонов летят в лицо. Загорается аварийный свет, ошарашенные пассажиры еще некоторое время стоят в вагоне. По громкой связи звучит механический голос машиниста: «Только когда двери открою, тогда можно будет выходить». Какая-то женщина пытается докричаться до него: «Мы тут стоим, задыхаемся, нам дышать тяжело». В этот момент уже произошло возгорание. Я с профессиональной точки зрения оценивал ситуацию и понимал: вагон метро горит достаточно быстро. Боялся того, что появятся языки пламени. Думал, как буду бить окно.
Пару человек в обморок упали. Всё в дыму, — вспоминает спасатель. RU Сергей Кавунов стоит около двери, которая из-за взрыва открылась внутрь, вместо того чтобы отъехать влево. Тогда он еще не допускает мысли, что произошел взрыв. Разворачиваются спасательные работы: людей очень много — до этого же был час пик, места между тоннелем и раскуроченным вагоном мало, а вытащить всех как-то надо. Эвакуацию нельзя проводить в спешке — может начаться давка, и тогда снова жертвы. А то, что происходило у второго вагона, я не видел. Когда последний вагон проходим, я вижу части тел, лежащие на путях. Тогда я подумал, что произошла какая-то вспышка в тоннеле. Про взрыв не знал.
Я обернулся, и мне какой-то мужик говорит: «Да там же взрыв во втором вагоне». Люди пошли дальше через белый туман, — вспоминает Кавунов. RU «Надо было найти живых» Понемногу осознавая, что произошло ЧП, Сергей Кавунов бежит обратно — к вагону, от которого почти ничего не осталось. Под ногами — окровавленные части тел, а в голове: «А если обвал и всё вспыхнет? Сейчас, видимо, будет работа серьезная». До этого тоже были трагические события. Я работал почти на всех обрушениях и терактах в Москве: на «Пушкинской», в переходе, все-все-все. Прибежал, дежурное освещение горит, дымка рассеивается. И смотрю — картина ужасающая даже спустя 20 лет Кавунов вспоминает трагедию со слезами , около вагона стояли три человека, мы начали распределять работу. Прежде всего надо было найти живых среди всей этой массы, как бы это печально ни звучало.
Мужчина проверяет пульс, дышит женщина или нет. Садится на корточки и гладит по голове, приговаривая: «Всё хорошо, моя хорошая. Потерпи, сейчас тебя вытащим». Объясняет: при спасении важно говорить с людьми ласково, чтобы не началась паника. Меня эта мысль не оставляла. Надо было найти живых и убрать их отсюда в безопасную зону. А потом пошла работа: одного, второго, третьего, пятого, шестого достали. Затем начали спасатели прибывать. Практически все знают меня в лицо. Первый в темноту просовывается, я его за шкварки беру и говорю: «Узнаёшь?
Но Сергею приходит в голову мысль: «А вот сюда я вроде еще не смотрел». Он протягивает руку вперед под сиденье, по локоть оказывается в телах погибших и случайно нащупывает пульс. Слабый, но живой. Они убрали всех. Я боюсь его потерять, крайнего этого парня. Серое февральское небо и первый глоток свежего воздуха он не может забыть до сих пор.
При взрывах 6 февраля 2004 года в вагоне электропоезда на перегоне метро между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" и 31 августа 2004 года у станции метро "Рижская" погибли 49 и пострадали более 300 человек.
Александр Анатольевич — Склиф. Салихова С. Симанина Ольга Игоревна — Склиф. Сомов Владимир Юрьевич — Склиф. Сонин Вячеслав Семенович — Склиф. Сотсков А. Таирова Т. Тимофеева Людмила В. Цицоров Виталий Олегович - Склиф. Шанкина О. Шахваростова Лариса Николаевна - Склиф. Шведова Елена Михайловна - Склиф.
Теракт в Театре на Дубровке, 2002
- В России вспоминают жертв теракта в столичном метро в 2004 году — 06.02.2024 — В России на РЕН ТВ
- Выживший после теракта-1999 на Каширском шоссе раскрыл страшные детали
- Теракт между станциями Автозаводская и Павелецкая - Новости
- До атаки на «Крокус»: самые громкие теракты в России
- «Мы шли по трупам»: как Москва пережила трагедию в метро 20 лет назад -
Хроника московских терактов
В годовщину штурма захваченного террористами Театрального центра на Дубровке вспоминаем самые страшные теракты, потрясшие Москву на протяжении последних десятилетий. До 2008 года теракты в Москве происходили каждый год. Хроника терактов в московском метро. 11 июня 1996 г. на Серпуховской линии московского метро на перегоне между станциями "Тульская" и "Нагатинская" был совершен террористический акт. Шестого февраля 2004 года произошёл теракт в Москве на станции метро «Автозаводская». Взрывы в московском метро в понедельник утром произошли по аналогичному сценарию, по предварительным данным, с участием террористов-смертников, сообщил журналистам прокурор Москвы Юрий Семин. Шестого февраля 2004 года произошёл теракт в Москве на станции метро «Автозаводская».
Хроника московских терактов
Взрывы в метро: синдром и последствия | Российское агентство правовой и судебной информации - РАПСИ | В феврале 2007 года Мосгорсуд приговорил к пожизненному заключению трех фигурантов дела о терактах в московском метро, совершенных в 2004 году. |
Скорбные списки жертв и пострадавших в Москве :: Происшествия | В целях предотвращения террористических актов начальником ГУВД Москвы принято решение усилить охрану вестибюлей метрополитена, прилегающую территорию, сопровождение поездов кадрами милиции". |
Два года назад прогремел взрыв в московском метро // Новости НТВ | Теракт в столичном метрополитене стал самым страшным и массовым за всю историю России. |
ヴィトンバックスーパーコピー,プラダ 帽子 激安,ベル&ロススーパーコピー激安 | Теракт 6 февраля 2004 года стал крупнейшим терактом в московском метро. |
Верховный суд РФ признал законным приговор по делу о терактах в метро Москвы в 2004 году
20 лет со дня теракта в метро на станции "Автозаводская" | Теракт в метро 6 февраля 2004 года — хроника событий Взрыв прогремел 6 февраля в 8:32 около первой двери второго вагона на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая». |
Хроника московских терактов | Главная» Новости» Теракт 6 февраля 2004 года в московском метро. |
Как сложилась жизнь спасшихся в теракте на станции метро «Автозаводская» | 15 лет назад, 31 августа 2004 года, около станции метро «Рижская» в Москве прогремел взрыв. |
Популярное
- В Москве продолжается расследование причин мощного взрыва в столичном метро
- Теракт между станциями Автозаводская и Павелецкая - Новости
- От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе
- Два года назад прогремел взрыв в московском метро
- Теракт в метро 6 февраля 2004 года — спасательная операция
- ИСТОРИЧЕСКИЙ КЛУБ (обо всём понемногу)
Теракт на «Автозаводской», страшные последствия терроризма
Он же проходит главным подозреваемым по делу о теракте 31 августа 2004 года у станции метро "Рижская" (тогда погибли 10 человек и более 30 получили ранения). После теракта 6 февраля 2004 года в московском метро стала активно развиваться антитеррористическая программа, активизировалось создание централизованной системы видеонаблюдения. Теракт в московском метро произошёл утром 6 февраля 2004 года, в час пик. Главная» Новости» Новости метро москвы сегодня свежие происшествия.
Опубликованы списки погибших во время теракта в метро
Сегодня, 6 февраля, вспоминают жертв теракта в московском метро, который произошел в 2004 году на участке между станциями Павелецкая и Автозаводская. Взрывы домов, теракты в метро, Беслан и Норд-Ост: вспоминаем самые громкие теракты в России за последние четверть века. «После теракта на метро поехал уже на следующий день, — делился спасатель.
Память сквозь года: Самые страшные теракты в России
Там новобранцы учились владению различными видами стрелкового оружия, а также осваивали минно-взрывное дело и строительство фортификационных сооружений. Инструкторы искали среди боевиков кандидатов на роль террориста-смертника для одного из будущих терактов. Они остановили свой выбор на Анзоре Ижаеве, который отличался большим фанатизмом [46]. Окончив курс подготовки в диверсионном лагере в октябре 2003 года, Ижаев вернулся домой. В 2004 году следователи полагали, что Анзор остановился в Москве у дальних родственников и даже самостоятельно собрал взорванное им в метро взрывное устройство [43]. Однако после ареста в 2005 году террориста Тамбия Хубиева прокуратуре удалось выяснить, что накануне теракта Ижаев жил в однокомнатной квартире, которую Хубиев снимал на Бирюлёвской улице , а бомба была изготовлена террористами ещё до приезда смертника [4] [3]. По показаниям Хубиева, в последние дни жизни Анзор отправлялся на прогулки по улицам столицы [3]. Утром 6 февраля 2004 года Ижаев, надев рюкзак с бомбой, ушёл на станцию метро « Кантемировская » [4].
С собой он взял музыкальный плеер , чтобы по дороге слушать записи Корана [3]. Сев в поезд, Ижаев доехал до тоннеля между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая», где взорвал себя [4]. Весной 2004 года сотрудники прокуратуры, ещё не зная, что Ижаева уже не было в живых, объявили его в федеральный розыск [46]. После опознания останков террориста-смертника розыск Ижаева был прекращён в связи с его смертью [51]. Арест террористов[ править править код ] Впервые спецслужбам удалось выйти на след одного из организаторов этого теракта во время расследования взрыва, совершённого террористкой-смертницей возле метро «Рижская» 31 августа 2004 года [52]. Бомба была взорвана преждевременно, и сопровождавший смертницу до станции метро организатор теракта — амир Карачаевского джамаата Николай Кипкеев [52] — получил тяжёлые ранения и позднее умер в больнице [45]. Когда оперативники нашли на месте взрыва мобильный телефон Кипкеева, из распечаток его телефонных разговоров им стало известно, что незадолго до теракта он связывался с уроженцем Кабардино-Балкарии Муратом Шаваевым [53] — сотрудником Федеральной службы судебных приставов при Министерстве юстиции России [54].
За годы работы в ведомстве Шаваев дослужился до звания полковника [55] и имел чин старшего советника юстиции [56]. В ходе расследования было установлено, что в конце августа 2004 года Кипкеев несколько дней проживал в одной квартире с Шаваевым [54]. Изучение круга общения Николая Кипкеева также позволило оперативникам вычислить организаторов серии взрывов на автобусных остановках в Воронеже , которые произошли в 2004—2005 годах [52]. Одним из этих террористов оказался русский ваххабит Максим Панарьин «Муслим» [4] — участник возглавляемого Кипкеевым джамаата, поселившийся в Воронеже в 2003 году [57]. В феврале 2004 года он по приказу своего командира Идриса Глоова, приехавшего в Воронеж из Москвы после проведения теракта в вагоне метро [4] , организовал взрыв на городской автобусной остановке [57]. В июле того же года Панарьин по указанию Николая Кипкеева подготовил два аналогичных теракта [52]. После этого Панарьин выехал в Москву, чтобы принять участие в изготовлении бомбы, взорванной смертницей возле станции метро « Рижская » [58].
Затем он вернулся в Воронеж. Сотрудники спецслужб начали слежку за Панарьиным, надеясь выявить остальных членов его террористической группы. Когда в мае 2005 года поступили данные, что Максим Панарьин собирается устроить взрыв во время празднования Дня Победы , было принято решение задержать террориста. В том же мае 2005 года в Московской области был арестован карачаевский террорист Тамбий Хубиев исламское имя — «Абду-Салям» [4] [59] , а в Нальчике — судебный пристав Мурат Шаваев, который ранее уже проходил подозреваемым по делу о теракте возле станции метро «Рижская» [4]. Хубиев, изучавший минно-взрывное дело в учебном центре Хаттаба « Кавказ », рассказал на допросах, что Шаваев доставлял в Москву компоненты СВУ не только перед взрывом у «Рижской», но и в ходе подготовки к теракту в вагоне метро в феврале 2004 года, а в последнем случае также помогал конструировать бомбу, взорванную Ижаевым. Тамбий Хубиев сознался в том, что изготовил взрывные устройства для обоих терактов [4] в августе 2004 года бомбу для теракта он собирал вместе с Панарьиным и Кипкеевым [52]. Кроме того, согласно Управлению ФСБ по Краснодарскому краю , куда Хубиев был этапирован после своего ареста, Тамбий нёс ответственность за подрывы автобусных остановок в Краснодаре 25 августа 2003 года.
По признанию Хубиева, эти взрывы являлись лишь отвлекающим манёвром и должны были побудить спецслужбы перебросить в Краснодар часть сил из Кабардино-Балкарии. Тем самым террористы рассчитывали дать Шамилю Басаеву, блокированному в тот день в одном из частных домов города Баксан , возможность вырваться из окружения и беспрепятственно покинуть территорию республики [59]. В июне 2005 года Генеральная прокуратура объединила уголовные дела Хубиева, Шаваева и Панарьина в одно производство, так как все трое обвиняемых были участниками одной и той же террористической группировки [4]. Показания подсудимых о взрыве в вагоне метро[ править править код ] В августе 2003 года на совещании Маджлисуль Шуры лидеры чеченских сепаратистов приняли решение организовать в России очередную серию терактов, направленных против гражданского населения. Координация действий террористов была поручена арабу Ахмеду Самбиеву, известному по прозвищам «Марван» и «Белый араб» [60]. По показаниям Тамбия Хубиева, в том же 2003 году он получил от Самбиева приказ перебраться в Москву и начать подготовку нового теракта. Приехав в столицу, Хубиев поселился в съёмной квартире на Бирюлёвской улице.
Вскоре он приступил к закупке необходимых электронных компонентов СВУ с целью их последующей переправки в Нальчик, а также приобрёл селитру вместе с алюминиевой пудрой, которые использовал при изготовлении бомбы [4]. Завербованный террористами судебный пристав Мурат Шаваев в декабре 2003 года привёз Хубиеву из Нальчика взрывчатку, электродетонаторы и пластит , полученные от амира Карачаевского джамаата Идриса Глоова [61] [к 1]. В январе 2004 года в Москву приехал и сам Глоов [4] ; по свидетельству арестованных террористов, именно он руководил подготовкой теракта в московском метро [61]. Собравшись на съёмной квартире, Глоов, Хубиев и Шаваев, которого Тамбий ранее лично обучал паянию часового механизма для бомб [61] , вместе сконструировали взрывное устройство большой мощности [4]. По утверждению Хубиева, общий вес бомбы составил почти 19 килограммов. В её конструкцию входили поражающие элементы — болты и гайки. Собрав бомбу, организаторы теракта поместили её в рюкзак, который они позже передали террористу-смертнику Анзору Ижаеву [4].
Утром 6 февраля 2004 года террористы снимали на камеру сборы Ижаева перед его уходом в метро [3]. Узнав из новостей по телевизору, что в тоннеле метро возле станции «Автозаводская» был взорван вагон поезда, Хубиев, Шаваев и Глоов сразу же покинули столицу [4]. Во время отъезда из Москвы Идрис Глоов едва не был задержан милицией при проверке документов. После того, как находившийся вместе с Глоовым Мурат Шаваев, сотрудник Министерства юстиции, показал милиционерам своё служебное удостоверение, террористам позволили уйти. В марте 2004 года Глоов и несколько боевиков из его группы были ликвидированы в ходе спецоперации в Ставропольском крае [61]. Суд над террористами[ править править код ] Арестованные участники Карачаевского джамаата обвинялись в терроризме, бандитизме, убийстве, незаконном приобретении оружия и изготовлении бомб. Вдобавок Максиму Панарьину и Тамбию Хубиеву инкриминировали участие в незаконных вооружённых формированиях и подделку документов [55].
Хубиев получил отдельное обвинение в вооружённом мятеже [55] , организации взрывов у станций метро «Автозаводская» и «Рижская» в Москве и подрывах автобусных остановок в Краснодаре [62] [63]. Панарьин, по данным следственной группы, участвовал в подготовке теракта у метро «Рижская» и серии взрывов на остановках автобусов в Воронеже [62] [63]. Шаваев обвинялся в том, что содействовал Тамбию Хубиеву и Максиму Панарьину в организации московских терактов: пользуясь служебным положением, он ввозил в столицу компоненты взрывных устройств [62] [63]. Уголовное дело против террористов строилось на признательных показаниях Хубиева и Панарьина; Мурат Шаваев наотрез отказался признавать свою вину [62]. До начала суда Хубиев, Шаваев и Панарьин содержались в Лефортовской тюрьме. Во время пребывания в Лефортово Максим Панарьин некоторое время сидел в одной камере с мошенником Григорием Грабовым , возглавлявшим собственную секту. Грабовой предложил террористу тоже стать её членом, но получил отказ [61].
Судебные заседания по делу о серии взрывов в Москве, Воронеже и Краснодаре проходили в Московском городском суде с 7 ноября 2006 года [63] по 2 февраля 2007 года [55]. Уголовное дело рассматривалось в закрытом режиме, поскольку некоторые его материалы были засекречены [63]. На предварительных слушаниях в конце октября 2006 года бывший пристав Шаваев поначалу намеревался ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных [62]. Позднее он отказался от этой идеи и вместе с Панарьиным и Хубиевым просил передать судебное разбирательство в ведение профессионального судьи [63].
Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с торговым павильоном. Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжелую мраморную скамью. Взрывом выбило мощные плафоны на станции, с потолка сыпалась облицовка. В результате взрыва пострадали 20 человек, в том числе двое детей, погибших нет. Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, но более 120 человек погибли от действия усыпляющего газа, примененного спецназом при штурме, в сочетании с тяжелыми условиями, в которых находились заложники трое суток в сидячем положении практически без еды и воды.
Погибло 16 человек, около 50 ранено. Фото: Московский Комсомолец 9. Погибли 6 человек, 14 человек ранено.
После теракта в метро 29 марта Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о создании комплексной системы безопасности на транспорте. В первую очередь, указ касается предотвращения чрезвычайных ситуаций в метрополитене и других видах общественного транспорта. Согласно тексту указа, создание комплексной системы безопасности на транспорте должно быть завершено к началу 2014 года, а план ее создания должен быть разработан правительством России в четырехмесячный срок. Медведев поручил начать выполнение работ с наиболее уязвимых объектов транспортной инфраструктуры — их необходимо оснастить спецсредствами для борьбы с незаконным вмешательством в течение года.
Также Медведев предложил установить ответственность транспортных операторов за допущение терактов и чрезвычайных ситуаций. Ответственным за создание комплексной системы безопасности на транспорте назначено министерство транспорта. В связи с терактом вводятся дополнительные меры безопасности на транспорте. Так, Министерство транспорта РФ планирует ввести обязательное предъявление документа, удостоверяющего личность, при покупке проездных билетов на междугородние автобусы. Кроме того, планируется проведение проверки автовокзалов на соответствие требованиям безопасности и закрытие тех из них, где будут выявлены нарушения. Во всех метрополитенах России к 2013 году планируется создать комплексные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. По словам Сергея Шойгу, пилотный проект по обеспечению комплексной безопасности в метрополитене должен быть реализован на станции метро «Лубянка» в Москве По словам министра, данные технологии пока находятся на стадии разработок, однако в МЧС надеются, что в ближайшие месяцы «пилотные проекты будут показаны в метрополитенах семи городов России».
Национальный антитерростический комитет, в свою очередь, предлагает разработать план действий всех служб в зависимости от уровня террористической угрозы. Если предложения комитета будут приняты, то потребуется изменить законодательство, поскольку главам регионов будет даваться право вводить различные виды специального режима. Министерство чрезвычайных ситуаций, которое отвечает за действие этой системы, планирует расширить ее применение вдвое. Зарубежные обозреватели отметили, что основным последствием терактов будет падение престижа Владимира Путина и Дмитрий Медведева, а так же ужесточение контроля над населением и расширение полномочий силовых органов. Ответ на усиление ударов по террористическим группировкам Как отметил глава ФСБ РФ Александр Бортников, теракт совершен террористической группировкой, имеющей отношение к Северному Кавказу.
Тела лежали на путях. Сергей быстро ориентируется и вместе с другими мужчинами из своего вагона собирает команду по поиску выживших. Ориентировались по пульсу. Тех, у кого есть пульс, выносили из вагона. Всего команде Кавунова удаётся вынести 7 человек. Все впоследствии выжили, среди них Людмила. Мы встретились только спустя 2 года. Энтэвэшники организовали для нас встречу на станции "Павелецкая". Я его увидела и сказала: "Можно я вас поцелую? Сейчас они дружат. Каждый год 6 февраля встречаются на панихиде у храма Пресвятой Богородицы. Людмила уверена, что вера помогла ей выжить.
Взрыв в Буйнакске, 4 сентября 1999 года
- Правила комментирования
- Главные новости
- Взрыв в тоннеле метрополитена
- Хроника трагедии
Хроника московских терактов
20 лет самому крупному теракту в истории московского метро: Metro | Вследствие теракта 6 февраля 2004 года в Московском метрополитене были значительно усилены меры безопасности. |
Хроника трагедии | В феврале 2007 года Мосгорсуд приговорил к пожизненному заключению трех фигурантов дела о терактах в московском метро, совершенных в 2004 году. |
20 лет самому крупному теракту в истории московского метро: Metro | Как и в предыдущих случаях, после теракта были усилены меры безопасности не только в метро, но и по всей Москве. |
Взрыв в Московском метрополитене (февраль 2004) — Рувики | Взрывы в московском метро в понедельник утром произошли по аналогичному сценарию, по предварительным данным, с участием террористов-смертников, сообщил журналистам прокурор Москвы Юрий Семин. |
Теракт на «Автозаводской», страшные последствия терроризма | 20 лет назад, 6 февраля 2004 года, был совершен один из самых страшных терактов в истории московского метро: террорист-смертник активировал мощную бомбу на перегоне между станциями «Автозаводская». |
Двери открылись — и произошел взрыв. 10 лет со дня терактов на станциях «Лубянка» и «Парк культуры»
6 февраля 2004 года в Московском метрополитене, между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская», произошёл теракт с большим числом жертв и раненых. Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: Москва, взрывы, метрополитен на развлекательном портале Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником – Самые лучшие и интересные антифишки по теме: Москва, взрывы, метрополитен на развлекательном портале Главная» Новости» Новости метро москвы сегодня свежие происшествия. Взрыв в Московском метрополитене 6 февраля 2004 года — террористический акт, совершённый террористом-смертником в вагоне поезда на перегоне между станциями. Происшествия - 8 февраля 2024 - Новости Москвы -
Теракт в московском метро 6 февраля 2004 года. Хроника событий
Теракт в московском метро: 30 погибших, 150 раненых. 6 февраля в 8:30 мск в московском метро на перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская" прогр. Теракт в метро между «Павелецкой» и «Автозаводской» стал самым смертоносным — от одного взрыва погибли 42 человека. Теракт в московском метро: 30 погибших, 150 раненых. 6 февраля в 8:30 мск в московском метро на перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская" прогр. В Москве вспоминают жертв теракта в метро 6 февраля 2004 года.
От Норд-Оста до Крокус Сити Холла. Самые громкие теракты в Московском регионе
Тимонова Татьяна Александровна - 23. Федченко Елена Юрьевна - 28. Фролова Зоя Константиновна - 22. Хачатрян Левон Хажакович - официант, 29. Чевская Ольга Ивановна - 24.
Чернышев Владимир Михайлович - 08. Щевелев Алексей Николаевич - 20. Брызги крови на стенах тоннеля и фрагменты тел - биологический материал, пригодный, как говорят эксперты, для идентификации. Но на основании этих материалов эксперт не может установить ничего, кроме пола человека.
Идентификация погибших в "смертельном поезде" будет затруднена, поскольку точно неизвестно, кто ехал в этом вагоне. До момента опознания погибшие в метро могут числиться пропавшими без вести. Ссылки по теме:.
Взрыв был такой силы, что в вагоне оторвало крышу. Взрывная волна достигла головы первого вагона, помяла дверь в кабине машиниста и выбила одно из лобовых стекол. Сразу после взрыва по салону распространился огонь, который перекинулся на большую часть состава.
Пожару была присвоена пятая, самая высокая, степень сложности. Когда высокое напряжение было снято, пассажиры смогли покинуть задымленные вагоны. По тоннелю они направились в сторону станций. Часть вышла на «Павелецкой», а другая — на «Автозаводской», которая была ближе. Со слов очевидцев, несмотря на едкий смог в тоннеле, эвакуация проходила организованно и без паники. Первую помощь пострадавшим оказывали сами пассажиры.
В результате теракта погиб 41 человек. Более 200 пассажиров получили ожоги, осколочные ранения и травмы. Как и кого будут защищать новые профессионалы в этой области Теракт в метро 6 февраля 2004 года — спасательная операция Первые спасательные подразделения начали прибывать на станцию спустя 15—20 минут.
Теракт в метро 6 февраля 2004 года — исполнители Поначалу ответственность за теракт взяла на себя малоизвестная террористическая организация из Чечни, по заявлению которой взрыв в метро был местью российским военным.
Но позднее спецслужбы установили, что теракт подготовили и осуществили участники террористической группировки из Карачаево-Черкесии, оказывающие поддержку чеченским боевикам. По данным следствия, в прибывшую в Москву группу входили четверо террористов: бывший сотрудник Минюста Мурат Шаваев, жители республики Тамбий Хубиев, Максим Панарьин и Анзор Ижаев — террорист-смертник, взорвавший бомбу в вагоне метро. До этого мужчина 1983 года рождения проходил спецподготовку в лагерях диверсантов. Эксперты считают, что серьезных формирований экстремистов в стране сегодня не осталось Террористы изготовили взрывное устройство массой около 19 кг.
Бомбу засунули в рюкзак и передали Ижаеву. Утром 6 февраля в самый час пик он сел в поезд на станции «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя. В ноябре 2006 года в Московском городском суде в закрытом режиме прошел суд над Шаваевым, Хубиевым и Панарьиным. Их также подозревали в организации теракта у входа на станцию «Рижская», который произошел спустя полгода после взрыва на Замоскворецкой линии метро.
Все трое были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Террористы попытались обжаловать приговор, однако Верховный суд оставил его в силе. Теракт в метро 6 февраля 2004 года — 20 лет спустя После теракта численность сотрудников органов правопорядка в метро была увеличена втрое.
Разбилось правое лобовое стекло в кабине машиниста. Второй вагон, представлял собой страшное зрелище: месиво из тел погибших людей, пожар, пожирающий всё вокруг, а выбраться из вагона было невозможно, да, в общем-то, и некому. Масштаб теракта подтверждает количество погибших — 41 человек, если не брать в расчет террориста-смертника, и 250 пострадавших в разной степени. Эти цифры увеличатся при воспоминании о семьях, которые потеряли своих близких ведь их горе невосполнимо. На станции «Автозаводская» установлена мемориальная доска с перечнем жертв теракта, а у ее подножья — вазон для цветов. В вазе всегда стоят свежие букеты.
Каждый год люди в день памяти трагедии приходят почтить погибших, возлагая цветы и зажигая свечи. Теракт на «Автозаводской» сплотил россиян, наполнив чувством сострадания и справедливого гнева к террористам. Также страна узнала своих героев, которые живут среди нас. Люди, умеющие в решающий момент взять на себя ответственность, действовать в экстремальных условиях умело и оперативно. Машинист-спасатель Машинист Владимир Горелов в это утро управлял поездом, в котором произошёл взрыв. Он не растерялся, действуя быстро и профессионально: применил экстренное торможение и, пользуясь громкой связью, попросил пассажиров не впадать в панику. Затем, связавшись с диспетчером, оповестил его о том, что имеет место теракт на «Автозаводской» и попросил отключить высокое напряжение, чтобы при эвакуации не пострадали люди.