Новости взаимозависимость национальных экономик означает что

Это означает, что темпы роста взаимозависимости национальных хозяйств стали значительно опережать внутриэкономический рост даже в самых динамично развивавшихся странах и регионах планеты. Ответ на тест Взаимозависимость национальных экономик означает, что. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик.

Глобализация мировой экономики: что это такое и какие перспективы она открывает?

усиливается взаимозависимость национальных экономик за пределами территориальных границ интегрирующихся государств. НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Развитие и углубление международного разделения труда, масштабов и роли МЭО ставят на практические рельсы проблемы взаимозависимости стран. Решён156 просмотров22.02.2023Экономика10-11 класс 0 Uchitel188.04K 22.02.2023 0 комментариев Взаимозависимость национальных экономик означает, что: Варианты ответа: а) рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в. и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа. Основными факторами, определяющими экономическую взаимозависимость стран в современном мире, являются близость уровней экономического развития и уровня рыночной зрелости стран, которые интегрируются; географическая близость, наличие общей границы и.

Взаимозависимость Экономическая

Опубликовано 30 марта 2022, 09:59 2 мин. A Что такое открытая экономика. Объясняем простыми словами Открытая экономика — тип экономики, при котором наблюдается её интеграция в систему мировых хозяйственных связей, обеспечивающих свободный экспорт и импорт товаров и услуг между странами. Обсудить Также подразумевает научно-технологический обмен и производственную кооперацию между странами и их субъектами. Страна с открытой экономикой активно экспортирует и импортирует товары. При этом правом на внешнюю торговлю обладает не только государство, но и резиденты этой страны. Степень открытости экономики определяет доля совокупного экспорта и импорта страны в общем объёме ВВП.

Репке, М. Представители позднего неолиберализма Б. Сторонники корпорационализма С. Рольф, У. Представителями структурализма Г. Неокейнсианцы Р. Теоретики дирижизма Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Максимова, Н. Шмелев, Ю. Шишков и др. В конце XIX в. Это дополняется свободой предпринимательства. В качестве основных признаков МЭО могут быть названы следующие.

Враги сильных мира сего редко легитимизируются как таковые попросту из страха. Любовь к победителям - общее свойство человеческой природы. В целом это явление, представляющее США и привязанные к ним страны, сегодня обозначается различными терминами, но чаще всего употребляются следующие три: глобализм, глобализация и новый мировой порядок. Поэтому сразу определимся: глобализм - это идеология, глобализация - процесс, а новый мировой порядок - система. Совокупное действие этих факторов определяет функционирование всего человеческого общества в духе установок идеологии глобализма. Само собой понятно, что воспользоваться такой выстроенной конструкцией могут далеко не все участники мирового рынка. Коммуникации - мгновенные, мировая экономика функционирует одновременно на всех континентах". Противодействие глобализации носит, прежде всего, политический характер, например, усилия стран по сохранению государственного суверенитета. Как экономическая неизбежность она принята и Россией, и Китаем, и в этом смысле она уже представляет собой почти реализованный экономический порядок мира. Противодействие глобализации усиливается в государствах, в которых развит национализм. Поэтому при сложившихся обстоятельствах ТНК вынуждены опираться на силу, которой на сегодняшний момент обладает только США. Бжезинский, до принуждения силой. Существует скрытое сопротивление тех, кто внешне вроде бы является сторонником глобализации. Однако преимущества, предоставляемые глобализацией крупным игрокам в мировой экономике, заставляют многих, даже и эти государства, всё больше склоняться к поддержке глобализации, потому что этого от них требуют национальные экономические и финансовые элиты. Терроризм оспаривает всемогущество глобализации и разрушает её авторитет. Глобализация не подразумевает ни создание универсального государственного сообщества, ни универсальности на всех уровнях. Очевидно, что пока ещё не может произойти то, что в начале XIX в. Понятно, что тот, кто не обладает большой силой, хотел бы обуздать большую силу с помощью права. Содержание её проявляется в навязывании идеологических установок глобализма в качестве неолиберализма, в систематической и контролируемой демократизации государств, в повышении роли и значения международных организаций силы, таких как НАТО, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т. Если политика не в состоянии преодолеть стоящие на пути глобализации препятствия, то носители её используют и военную силу. Для осуществления глобального устройства мира необходимо введение правил, согласно которым мир будет функционировать, а это иногда можно обеспечить только при помощи силы. Для достижения этой цели ведутся войны и реализуются гуманитарные интервенции. В течение 2008 г. Сегодня всё, что происходит в мире, становится доступным в форме новостей, передаваемых с помощью электронных СМИ. Похожая ситуация складывается и в других сферах культуры. В результате когда-то такие мощные киноиндустрии, как французские, например, ныне уже почти не продуцируют фильмы. Английский язык стал не только языком дипломатии и бизнеса, но и Интернета. Доллар является платёжным средством по всему миру. Бжезинский сообщил, что ежегодно полмиллиона молодых людей стекается в Америку на учёбу. А во-вторых, глобализация настаивает на сосуществовании всех видов сознания, религиозных в том числе. Несколько иначе, правда, обстоит дело с исламом, откуда идёт серьёзное сопротивление глобализации и как идее, и как практике. Сторонники глобализации подчёркивают её важность для устранения всех преград "свободной торговле".

Макроэкономическое равновесие

Взаимозависимость национальных экономик означает, что *обязательна координация макроэкономической политики. Ответ на тест Взаимозависимость национальных экономик означает, что. Взаимозависимость национальных экономик требует внимания и координации со стороны государств и международных организаций, чтобы минимизировать негативные последствия и обеспечить устойчивое развитие мировой экономики. Экономическая взаимозависимость по-разному сказывается на состоянии национальных экономик. Это означает, что национальная автономия сокращается, чтобы удовлетворить пожелания экономических групп, которые заинтересованы в экономике страны.

Тесты с ответами - Мировая экономика

Уткина и др. Будучи символом всеобщего, глобализация, однако, в ее гуманистическом смысле и толковании не имеет ничего общего с унификацией, стандартизацией и обезличиванием. Как и почему это возможно? Сущность глобализации открывается в явлениях и процессах более глубокого уровня, чем она предстает в феноменологическом срезе. Жестко фиксируя усиливающуюся зависимость стран, народов и культур друг от друга, глобализация соединяет ее с взаимностью, тем самым обозначая рубикон в естественно-историческом процессе развития человеческой цивилизации. Существуют подходы и теории, наделяющие глобализацию исключительно негативной, разрушительной силой, вещающих о рождении некоего «сверхобщества», которое надстраивается над современным социумом и процветает за счет всего остального человечества. В концептуальном социально-философском плане, по мнению В. Акцент ставится на единстве, а точнее — единстве в многообразии.

Касаясь сфер политики, и особенно культуры, они применяют его менее категорично, высказывая ряд серьезных оговорок и уточнений. Это одна из ловушек глобализации, реальную опасность которой нельзя недооценивать. В каком смысле единым? Это выражается в нескольких направлениях. Достаточно бросить взгляд на карты авиалиний, маршрутов авиакомпаний или на схемы связей в интернете, чтобы отдать себе отчет в том, что в масштабе целого мира перемещаются люди, информационные блоки, изображения. События в одной части мира немедленно влияют на то, что делается в самых отдаленных от нее странах. Падение добычи нефти в Ираке определяет повышение цен на бензин в Исландии.

Наиболее очевидным примером такого рода могут служить крупные промышленные корпорации, банки, торговые фирмы. Результатом такого рода изменений становится прогрессирующая униформизация мира. Капиталистический экономический рынок с характерными для него формами сделок, организациями, институтами, этикой конкуренции, потребительской ментальностью раньше всего овладел миром. Как утверждает американский теоретик Иммануил Валлерстайн, уже с XV в. Гомогенизация охватывает также сферу культуры. Люди читают одни и те же книги, смотрят одни и те же фильмы, одни и те же футбольные матчи, слушают одни и те же мелодии и хиты. Психологическое отражение всех этих явлений в групповом сознании имеет амбивалентный характер.

С одной стороны, люди все чаще начинают мыслить в категориях общей судьбы, общих угроз и надежд. Появляется региональная идентичность например, понятие «мы - европейцы» , а также зародыши истинно мировой солидарности. Усиливается локальная идентичность и лояльность, ее этнические и религиозные проявления. В таком мире живем мы сегодня. Первый этап глобализации. Такие теоретики первой волны глобализации, как Р. Кобден и Дж.

Но в августе 1914 г. Первая мировая война остановила процесс экономически-информационно-коммуникационного сближения наций самым страшным образом. Для реанимации процесса понадобилось немало времени.

Возможности государства в защите национальных интересов, несмотря на масштабы приватизации, все еще значительны. Государство остается самым крупным предпринимателем, инвестором, покупателем, продавцом, кредитором и должником. В российской экономике роль государства необходима также для контроля за процессами трансформации. В корпоративном секторе наблюдается сложная структура разного рода объединений: холдингов, финансово-промышленных групп, вертикально и горизонтально интегрированных компаний, демонстрирующих объективный процесс концентрации и централизации капитала. Однако процесс корпоративизации экономики с позиций национальных интересов носит противоречивый характер. Основу современного производства составляют крупные и крупнейшие структуры, склон- ные к монополизму, а конкуренция между ними является олигополистической. Ее потенциал, с точки зрения ориентации производства на общественные интересы, ограничен. В своей хозяйственной деятельности крупные корпорации не гнушаются сговорами о тарифах, ценах, прибылях и долях рынка, т. Антимонопольная политика страны недостаточно эффективна, так как не имеет прочных традиций в российской действительности, где на протяжении десятилетий преобладали крупные предприятия монопольного типа. Дело осложняется условиями и способами формирования предпринимательства на первых этапах трансформации. Государство и сегодня продолжает испытывать на себе давление корпоративного сектора экономики. Об этом свидетельствует явление, которое иногда именуется как приватизация государственной власти. Суть его состоит в том, что государственные органы разного уровня подпадают под влияние тех или иных бизнес-структур, что означает обретение крупным бизнесом не только экономической, но и политической власти. Это негативно воздействует на остальных участников рынка. По оценкам экспертов Всемирного банка, они в среднем получают вдвое больше льгот, чем среднее предприятие той выборки, которая стала предметом их анализа. Такие неформальные по своей сути отношения бизнеса и государства нетерпимы с точки зрения национальных интересов. В последнее время все чаще выдвигаются требования об усилении социальной ответственности бизнеса. Это способствовало бы нормализации социальной ситуации в обществе. Но такие призывы не всегда получают адекватный отклик. Тем не менее некоторые изменения во взаимоотношениях государства и бизнеса все-таки обозначились, появились положительные тенденции. Наблюдается ослабление спекулятивного сектора и постепенный рост промышленных предприятий, расширение реального сектора экономики. Предпринимаются попытки отдалить олигархов от непосредственного управления экономической политикой. Это открывает определенные предпосылки для упорядочения предпринимательских экономических интересов. Процесс вовлечения интересов крупного бизнеса в систему национального экономического интереса еще далек от завершения. Так, продол- жающийся отток капитала сдерживает процесс диверсификации производства в соответствии с общественными потребностями и, в целом, — повышение эффективности производства. Поэтому в современных условиях стоит задача налаживания взаимодействия государства и бизнеса. Диапазон такого взаимодействия должен простираться от совершенствования институциональных условий функционирования корпораций до государственной поддержки тех из них, что следуют в своей практике национальным интересам. Общая линия должна состоять в налаживании партнерских отношений с бизнесом, преодолении конфликтных ситуаций. Здесь видятся два взаимосвязанных аспекта. Первый — формулирование национальных финансово-экономических интересов и превращение государства в основной субъект данных интересов. Второй — реализация на этой основе стратегии согласования интересов различных групп общества. Исходя из реальной практики можно выделить следующие институциональные уровни согласования интересов и повышения финансово-экономической безопасности: 1. Государственный уровень согласования интересов выражается в нормативном регулировании вопросов корпоративного управления. Возникающие здесь проблемы являются, главным образом, результатом несложившейся административной и судебной практики осуществления норм Гражданского кодекса РФ. Поэтому на государственном уровне необходимо приложение максимума усилий к формированию судебной практики, популяризации и распространению нормативно-правовых знаний среди широкого круга лиц.

Так, во внешней торговле Африки доминирует Западная Европа. Что касается регионализации остальных форм международных экономических отношений, то надо иметь в виду следующее. Валютно-расчетные отношения достаточно сильно привязаны к торговле товарами и услугами, меньше - к движению капитала и поэтому, прежде всего регионализация внешней торговли страны определяет характер регионализации валютно-расчетных отношений. В целом регионализация является заметным и, как полагают некоторые экономисты, все более важным явлением хозяйственной жизни мира. В качестве доказательства они приводят тот факт, что хотя международные экономические отношения в целом в последние десятилетия развиваются достаточно быстро, наиболее динамично они развиваются внутри регионов и между соседними регионами. Более того, существует точка зрения, согласно которой регионализация - это препятствие для глобализации. Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем мировое хозяйство, возможно, превратится в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, которое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках регионов и частично между соседними регионами. С этой точки зрения, регионализация есть не препятствие для глобализации, а путь к ней. Ведь современная регионализация, в отличие от 20-30-х гг. Специфика мирового хозяйства и, соответственно международных экономических отношений, определяется тем обстоятельством, что взаимоотношения в гражданском обществе, в частности между социальными слоями, осуществляются через государственные границы и предстают в качестве международных экономических отношений. Мировое хозяйство является сложной системой. Вся совокупность различных национальных экономик или их внешнеэкономических частей, если исходить из узкого определения скреплена движением товаров, услуг и факторов производства экономических ресурсов. На этой основе между странами возникают международные экономические отношения внешнеэкономические связи, мирохозяйственные связи , то есть хозяйственные связи между разными странами. Международные экономические отношения представляют собой сложную, противоречивую систему хозяйственных связей как между отдельными государствами, их региональными и прочими объединениями, так и между национальными, международными компаниями в рамках мирового хозяйства. В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в следующих основных формах: международная торговля товарами и услугами; межгосударственная кооперация производства; обмен в области науки и техники; международное движение капиталов; международная миграция рабочей силы; международные валютно-расчетные отношения. Международное движение товаров, услуг и факторов производства является основой международных экономических отношений. Торговля представляет собой первоначальный, основной вид внешнеэкономической деятельности государств.

Россия в глобальной политике

Вспомним, например, модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода. В обыденной жизни такая всеобщая взаимозависимость, пожалуй, нагляднее всего проявляется в периоды нефтяных кризисов. Так было в 70-х годах ХХ в. Оно стимулировало также новый виток научно-технического прогресса с характерным для него переходом на ресурсосберегающие технологии. Подобная "цепочка" зависимостей при колебании цен на нефть наблюдается и в настоящее время - от изменения структуры затрат и доходов в отрасли, всплесков инфляции и безработицы до социальных изменений в отдельных странах и в мировом сообществе в целом. Анализ условий достижения согласованности взаимозависимых процессов и является предметом теорий, изучающих равновесие в экономике.

Равновесие означает не только сбалансированность, но и устойчивость, то есть либо отсутствуют тенденции к изменению, либо существуют механизмы, восстанавливающие отклонения от равновесия. Теорию экономического равновесия иногда называют теорией экономической статики, в отличие от теорий экономической динамики, к которым относятся теории экономического роста и экономических циклов. При этом анализ равновесия означает не только описание параметров устойчивых состояний, но и причин их нарушения и механизмов восстановления. Общее равновесие и общие пропорции в экономике Достижение макроэкономического равновесия возможно в том случае, когда устанавливается пропорциональность и сбалансированность между взаимосвязанными экономическими процессами. Соответствие должно достигаться между следующими параметрами экономических систем: производством и потреблением; совокупным спросом и совокупным предложением; товарной массой и ее денежным эквивалентом; сбережениями и инвестициями; рынками труда, капитала, потребительских благ и пр.

Достижение соответствия между перечисленными взаимосвязанными параметрами экономической системы будет означать установление так называемых общих пропорций в экономике. Отсутствие равновесия при таком подходе означает, что какие-то сферы экономики не сбалансированы. Нарушение общих пропорций будет проявляться в таких явлениях, как инфляция, безработица, спад производства, уменьшение объема национального продукта и снижение реальных доходов населения.

К сожалению, статистика пока не дает возможности провести расчеты текущих объемов международного производства с учетом пересмотра его дефиниции. Но с накоплением знаний о работе глобальных платформ наверняка появятся возможности и для такого анализа. По данным проведенного в апреле 2017 г. Однако пока очень немногие из этих компаний действительно осознают масштабы сдвигов, которые несет цифровизация для привычной им бизнес-среды.

Между тем изменения в глобальном конкурентном ландшафте носят все более глубокий и необратимый характер. Во-первых, коренным образом меняются ожидания покупателей в отношении потребительских свойств приобретаемых товаров и услуг, а также времени, необходимого для их приобретения. Наиболее успешные пионеры цифровой экономики действовали в соответствии с формулой С. В результате товары и услуги, еще недавно казавшиеся совершенно несвязанными между собой, стали дополнять друг друга. Пример: современный смартфон сочетает в себе помимо мобильной телефонии функции персональных компьютеров, аудиоцентров, фото- и видеокамер, GPS-навигаторов, медицинских устройств, платежных карт и т. Во-вторых, важнейшее изменение в характере глобальной конкуренции связано с размыванием границ традиционных отраслей и резким усилением так называемых кросс-отраслевых конкурентных угроз источником которых являются конкурентные атаки представителей других отраслей. Проведенный в 2017 г.

В свете тектонических изменений в глобальном отраслевом ландшафте такие опасения не лишены оснований. Еще не так давно процветавшие отрасли фактически доведены до маргинального состояния или вовсе уничтожены из-за бурного распространения тех же смартфонов: производство традиционных мобильных телефонов, производство фотокамер и фотопленки, производство радиоприемников, производство CD-дисков и традиционной аудио аппаратуры и т. Еще одним примером может служить межотраслевая экспансия корпорации Tesla, которая стала образцом радикальной трансформации традиционных отраслей на основе использования так называемых подрывных disruptive цифровых технологий. Компания добилась немалых успехов в области создания электромобилей. Но в 2015 г. Tesla продемонстрировала потенциал своих цифровых энергонакопителей уже для широкого применения в энергетической отрасли, в том числе в комбинации с солнечными панелями в рамках инновационных моделей распределенной электрогенерации smart grid. По существу, все самые серьезные изменения в глобальной конкуренции, связанные с размыванием ее отраслевых границ, так или иначе обусловлены переходом от конкурентного соперничества фирм внутри традиционных отраслей к сложным конкурентно-партнерским отношениям в рамках цифровых экосистем.

По оценкам, в течение ближайшего десятилетия сформируется не менее 12 глобальных экосистем, которые объединят трансформировавшиеся на цифровой основе ТНК в своеобразные межотраслевые кластеры. Разумеется, финальную конфигурацию формирующихся глобальных экосистем представить пока сложно, однако их контуры вырисовываются уже сегодня. Иллюстрация возможных контуров цифровых экосистем, возникающих на месте традиционных отраслей в качестве основного поля глобальной конкуренции ТНК объемы прогнозируемых продаж в 2025 г. В первую очередь страдают фирмы-посредники, услуги которых становятся просто ненужными в условиях динамично растущей на базе углубляющейся цифровизации ценовой прозрачности и практически безграничного выбора на глобальных просторах интернет-рынков. Так, еще недавно весьма востребованный бизнес бюро путешествий и агентств по продаже авиабилетов оказался практически подорван, когда подавляющее большинство их клиентов смогло получать их услуги онлайн — практически бесплатно, в любой момент и в любом месте. По мере распространения облачных технологий в аналогичной ситуации оказались многие поставщики компьютерной техники для крупных компаний, которые ранее закупали в больших объемах мощные серверы и сетевое оборудование для собственных информационных центров. Риски подобного рода потерь не одинаковы по отраслям.

Результаты обследования, проведенного McKinsey в середине 2017 г. Как же реагируют на вызовы цифровизации традиционные ТНК? В целом большинство из них только начинают реальное движение в этом направлении. Более того, попытки подведения итогов даже самых начальных этапов, далеких от завершения проектов цифровой перестройки, дают скорее негативные результаты. Так, на начало 2016 г. Главная причина — недооценка глубины необходимых преобразований и неготовность к изменению фундаментальных элементов систем управления, включая бизнес-модели, стратегии, операционные структуры. В то же время постепенно растет число ТНК, которые сумели существенно продвинуться по пути цифровых преобразований.

Разумеется, индивидуальная стратегия преобразований во многом зависит от достигнутой степени цифровизации отрасли, масштабов ожидаемых конкурентных угроз и вероятных потерь. Однако немалую роль играет и видение корпоративным руководством перспектив дальнейшего развития процессов цифровизации, а также понимание роли в них самой компании. В таком контексте интерес представляют характеристики основных подходов к цифровой трансформации, которые уже продемонстрировали наиболее успешные в данной области ТНК. Можно выделить три варианта таких подходов, различающихся главным образом глубиной изменений в базовой архитектуре бизнеса. Первый предполагает преобразования, ведущие к цифровой перестройке отдельных элементов его прежней модели. Чаще всего они касаются пересмотра механизмов взаимодействия с покупателями и нацелены на увеличение потребительской ценности предлагаемых товаров и услуг. Одним из инновационных решений стала система PORT, использующая цифровые средства навигации, технологии искусственного интеллекта и оборудованные сенсорами лифты для обеспечения безопасного пропуска и комфортного сопровождения зарегистрированных посетителей по офисным и жилым зданиям.

Другой подход предполагает выстраивание новой, чисто цифровой бизнес-модели, дополняющей традиционную и работающую с ней параллельно. При этом прежняя бизнесмодель нередко также подвергается цифровой модернизации. В 2012 г. Покупатели техники John Deere получают аналитику бесплатно и используют ее как для повышения эффективности управления парком сельхозмашин включая сокращение простоев и экономию горючего , так и для оптимизации самого агропроизводства выбор наиболее выгодных для культивирования растений, выбор времени посевной и пр. Наконец, радикальным ответом на вызовы цифровизации с точки зрения внедряемых изменений является отказ от прежней бизнесмодели и полномасштабный переход на цифровую, чаще всего платформенную, модель. Это чревато серьезными рисками — как внешними, так и внутренними. Неслучайно среди крупнейших ТНК немногие готовы последовать за Apple и резко порвать с прошлым, если только сами отрасли рыночные сегменты , в которых они работают, не оказываются под угрозой исчезновения в результате цифровизации.

Реализация всего богатства содержания национальных интересов связана с развитием их субъектов, в пределе до уровня всего общества, и формированием общественных интересов. В современном мире это происходит в рамках смешанных общественных систем. Условием этого выступает процесс, в котором «социально-классовые критерии размываются и заменяются отношениями между слоями и группами людей, формирующимися на основе множественности социальных критериев и факторов и потому частично пересекающимися, интегрирующимися, обладающими высокой социальной динамикой» [1].

Раскрывая содержание национальных финансово-экономических интересов в современной экономике, можно констатировать, что они соответствуют условиям смешанного общества и многоукладности национального хозяйства. Национальные интересы включают в себя наряду с финансово-экономическими интересами общества как целого интересы разных социальных групп и представляют собой определенное единство. Специфика и противоречия национальных финансово-экономических интересов наших дней определяются рядом взаимосвязанных факторов: многообразием форм собственности, дифференциацией социальной структуры, проявляющейся, с одной стороны, размыванием классовых критериев организации общества, а с другой — тенденциями усиления социальной дифференциации.

Финансово-экономические интересы России представляют собой сложнейшую совокупность отношений между национальными, зарубежными и международными хозяйствующими субъектами по поводу создания фондов денежных средств и их использования в целях производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны, направленных на долгосрочное развитие народного хозяйства как целостной и конкурентоспособной системы, удовлетворяющей потребности населения и государства. Для выяснения сущности феномена «финансово-экономические интересы России» мы предполагаем использовать структурно-аналитическую модель, в которой содержание указанных интересов представлено в виде восьми базовых составляющих и устойчивых связей между ними. В такой модели присутствуют финансовые, экономические, политические, социальные, экологические, духовно-культурные, научно-технические компоненты, а также государственная составляющая как структурообразующий элемент всей структуры.

Основным государственным интересом в структуре финансово-экономических интересов России СФЭИР является обеспечение национальной безопасности, которая понимается как защищенность жизненно важных интересов нации, ее фундаментальных ценностей и институтов от воздействия неблагоприятных факторов. Связи между государственной составляющей и остальными семью компонентами модели СФЭИР обеспечивают национальную финансовую, экономическую, политическую, социальную, экологическую, информационную и технологическую безопасность соответственно. Важно отметить значимость всех составляющих, подвижность связей между ними и способность к трансформации во времени.

Изменениям в долгосрочном периоде подвергается так называемая «периферия», т. При этом наиболее динамичны финансовая и экономическая компоненты, так как они «отвечают» за интеграцию страны в мировое хозяйство, в то время как государственная — наиболее статична, консервативна и претерпевает изменения вследствие преобразований в обществе. Финансовая и экономическая компоненты в модели СФЭИР представлены целым спектром интересов таких субъектов хозяйствования, как отечественные компании, и всем многообразием их взаимосвязей.

Содержание системы экономических интересов неоднородно. Национальные интересы, например, с необходимостью включают предпринимательские, но только в той части, в какой они не противоречат им как общественным. Часть предпринимательских интересов выпадает из структуры национальных интересов.

Это касается, прежде всего, интересов крупного капитала, лишь частично соответствующих национальным интересам. Интересы, проявляющиеся в негативном экономическом поведении стремление к монополизму, к завоеванию экономической власти , а также интересы, суть которых выражается в компрадорской ориентации: вывоз капитала, эксплуатация природных ресурсов в ущерб народному хозяйству и экологии и т. Таким образом, основные противоречия, возникающие при взаимодействии предпринимательских интересов с национальными интересами, связаны с деятельностью крупного бизнеса, особенно того, который ориентирован преимущественно на мировой рынок.

В то же время экономические интересы национально ориентированного предпринимательства, куда следовало бы включить предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, более полно представлены в структуре национальных интересов. Интересы такого предпринимательства в значительной мере совпадают с национальными экономическими интересами, поскольку существование и развитие субъектов этих интересов определяются благополучием общества, его устойчивостью. Это означает, что социальные слои, занятые таким предпринима- тельством, заинтересованы в развитии национальной экономики и ее социальной направленности.

Расширение представительства таких интересов, в свою очередь, означает развитие социальной базы национального экономического интереса. В нем представлены также интересы не ориентированных на предпринимательство слоев и групп, связывающих свои жизненные перспективы с развитием социального государства. С учетом сказанного можно выделить три подсистемы национальных интересов и, следовательно, финансово-экономической безопасности , образующих определенное единство: интересы общества в целом как условие его существования и безопасности; интересы, реализация которых означает осуществление принципов социального государства и безопасности его граждан; интересы предпринимательства и его безопасности в той части, в какой они рассмотрены выше.

Такая структура национальных экономических интересов и финансово-экономической безопасности, с одной стороны, определяет приоритеты развития, а с другой — раскрывает основу противоречий интересов в обществе. Взаимодействие интересов в обществе давно занимает умы ведущих представителей экономической мысли. Современное понимание этой проблемы наиболее полно представлено в концепции социального государства и рыночной экономики и может быть сведено к двум основным направлениям.

Одно из них базируется исключительно на возможностях конкуренции среди агентов производства. Государству отводится роль поддержания конкуренции и правил игры рыночных сил, предотвращающих попытки обретения бизнесом чрезмерной экономической власти и сращивания с государственными структурами. Его можно определить как умеренно либеральный подход к рассматриваемой проблеме.

Другое направление, не отрицая роли конкуренции и правил экономического поведения, предполагает активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, главным образом, на уровне перераспределения национального дохода. Достижение целей благосостояния общества ставится как прямая задача государства.

Например, население Китая на порядок превышает население России, поэтому при прочих равных или приблизительно равных условиях на порядок выше и приток инвестиций в Китай. Второе следствие: при выходе нашего экономического пространства за российские границы бывшие иностранные инвесторы скажем, казахстанские банки, проявляющие готовность идти в нашу экономику со своими деньгами превратятся в инвесторов внутренних. Это даст российским предпринимателям, «заморозившим» деньги в офшорах, недвусмысленный сигнал: пришло время возвращаться в собственную страну. Третье: расширение экономического пространства невозможно без модернизации механизмов его функционирования. Возникнет новый импульс для административной реформы, осуществляемой с применением лучшего мирового опыта. Снижение административной ренты станет для бизнеса самостоятельным — и очень действенным — фактором повышения конкурентоспособности. Но у этого сценария есть и еще один аспект.

Расширение границ доступного нам рынка должно достигаться не одним лишь путем создания единого экономического пространства с участием ряда республик бывшего СССР. Требуется формирование аналогичного по функциям пространства с участием объединенной Европы не только на восточном Единое экономическое пространство — ЕЭП , но и на западном Общее европейское экономическое пространство — ОЕЭП направлениях. Отметим, что при формировании общего с Европой экономического пространства сохраняются второе и третье из указанных позитивных следствий сценария — расширение привлекательности внутренних инвестиций и снижение административных издержек. Но одновременно достигается еще один, самый значимый результат. Если расширение рынка на страны СНГ фактически решает задачу восстановления традиционного российского рынка и традиционных связей бывшего СССР, если при этом меняются — хотя и очень заметно — только количественные показатели хозяйственной деятельности, то взаимодействие с Европой обеспечивает другой процесс, также очень важный для сегодняшней России: качественное развитие. Речь опять-таки идет о задействовании внешних источников развития, но на этот раз не технологических связей, рынков сбыта или источников капитала, а в первую очередь новых стандартов качества и управления администрирования и выработки решений. Ведь ни для кого не секрет, что соблюдение стандартов качества и разработка изделий новых поколений, обладающих потребительскими качествами на уровне высших мировых стандартов, представляют для российских предприятий серьезные трудности в традиционных для России и СССР отраслях промышленности. Расширение российского рынка на страны СНГ, восстановление традиционных связей не способствуют ускорению и облегчению этих процессов — это лишь может содействовать накоплению ресурсов для дальнейшего качественного технологического рывка. Зато тесные связи с рынками Европы, использование европейских стандартов качества пусть и таким «внешне инициированным» способом все же помогут российским предприятиям приступить к созданию продукции нового поколения в области автопрома, авиапрома, электроники и т.

При этом нельзя забывать о двух обстоятельствах. Во-первых, сказанное не относится к основному и традиционному направлению сотрудничества России и Европы — экспорту-импорту энергоносителей. Россия рассматривает это направление сотрудничества, доказавшее взаимную выгоду, как важнейший источник собственного благосостояния и накопления ресурсов для решения масштабных задач страны — перспективных и ближайших. На этом пути должен действовать принцип взаимодополняемости России и Европы. В то же время для сотрудничества в более высокотехнологичных областях может сработать принцип взаимного сближения, а зачастую и уподобления. Хочется особо подчеркнуть, что это изменения, которые должны произойти не только у нас, но и у наших европейских партнеров. Под гармонизацией законодательства недопустимо понимать односторонний переход России к применению норм европейского права. Наша правовая система — часть российской государственности, а ОЕЭП не предусматривает ни полного, ни ассоциированного членства России в ЕС. Мы уже унифицируем экономическую жизнь с учетом европейских стандартов, и впоследствии нам будет намного проще расширить общее экономическое пространство на западном направлении.

Но нефтегазовый экспорт имеет слишком важное значение для страны, чтобы Россия не стремилась к достижению особых договоренностей с ЕС по этим вопросам. Во-вторых, инициировать развитие извне следует чрезвычайно аккуратно, с тем чтобы, не тормозя процессов качественного роста, сократить до минимума те возможные негативные социальные последствия в переходный период, о которых говорилось выше. Для этого правительство использует постепенное введение в действие законов и нормативных актов, государственную поддержку мероприятий, от которых зависит конкурентоспособность товаров и услуг на европейском рынке да и сама возможность продвижения в Европу , и в конечном итоге «государственное лоббирование» интересов российских производителей в ЕС. Это — все та же социальная составляющая. Ведь расширенное пространство подразумевает приход не только инвесторов, но и конкурентов. Значит, образование экономического пространства должно сопровождаться созданием пространства социального, то есть учетом интересов менее развитых регионов, построением системы социального обеспечения, учреждением целевых фондов поддержки, формированием целой инфраструктуры снижения социальных издержек. Все это требует средств, причем немалых. Степень рисков здесь зависит от нашей способности обеспечить требуемые темпы структурной реформы. С одной стороны, приход инвесторов предоставит необходимые для нее капиталовложения.

С другой — национальная экономика может не выдержать роста конкуренции в случае, если структурные преобразования начнут отставать особенно это важно для европейского направления. Поэтому единое пространство нужно создавать по мере вызревания каждого его элемента в реальной ткани хозяйственной жизни — шаг за шагом, исходя не из политических устремлений, а из экономической целесообразности. Очевидно, что создание такого пространства — задача и приоритет не одной только России. Россия не может и не будет никому навязывать свои планы; она не намерена осуществлять экспансию на чужих территориях. Единое пространство возможно только как продукт осознанного взаимного интереса или, точнее, баланса интересов. Формат данной статьи не позволяет проанализировать основания, по которым та или иная страна является нашим потенциальным партнером по общему пространству. Надо лишь отметить, что этот анализ должен учитывать сложное и уникальное для каждой страны переплетение политических, экономических, правовых, исторических, культурных и цивилизационных факторов. Курс на взаимное экономическое сближение является официальной политикой как России, так и этих государств. Пространство СНГ — это сфера наших стратегических интересов.

В свою очередь, Россия является зоной национальных интересов государств Содружества. Россия заинтересована в экономическом прогрессе на всем пространстве СНГ, потому что взаимозависимость процессов нашего развития очевидна. Инфраструктура здесь изначально создавалась как единая. Для многих товаров этих стран рынки соседей были и остаются практически единственным рынком.

Ответы на тесты онлайн для всех ВУЗов

  • моровая экономика.doc
  • Сдаем тесты, экзамены. Примеры
  • Ответы на тесты по предмету «Мировая экономика. Тест 44»
  • Характеристики ответов (шпаргалок)

Показатели зависимости стран от мирового рынка

  • Взаимозависимость и проблема эк-й безопасности национальных экономик — КиберПедия
  • Глобализация мировой экономики: что это такое и какие перспективы она открывает?
  • Экономика. 11 класс
  • Онлайн олимпиада по дисциплине: «Мировая экономика»
  • Блиц олимпиада для студентов - Мировая экономика

Экономика. Тест с ответами#38

В развитии национальной экономики всякой страны определенную роль играют внешнеэкономические факторы. Взаимозависимость означает, что события в одной части мира могут оказывать немедленное воздействие на отдаленные регионы, что подчеркивает глобальный характер современных экономических проблем и возможностей. § 1. Международная экономическая взаимозависимость: Естественным фундаментом международных экономических связей является международное разделение труда, т.е. специализация стран и регионов на производстве определенных товаров и услуг. Сегодня национальная внешнеэкономическая и экономическая политика в целом не может не ощущать на себе воздействия внешних факторов, связанных с сильной взаимозависимостью государств.

Проблема внешнеэкономического равновесия.

Взаимозависимость означает, что события в одной части мира могут оказывать немедленное воздействие на отдаленные регионы, что подчеркивает глобальный характер современных экономических проблем и возможностей. Это означает, что темпы роста взаимозависимости национальных хозяйств стали значительно опережать внутриэкономический рост даже в самых динамично развивавшихся странах и регионах планеты. Она отражает ин-тенсификацию международного разделения тру-да и развитие кооперации, ведущие к усилению взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономик.

Глобализация мировой экономики: сущность и основные тенденции

Источники опасности — это … показатели, которые при определенных условиях обнаруживают вредоносные свойства экономически опасное воздействие повышение уровня жизни людей условия и факторы, при определенных условиях сами по себе или в различной совокупности обнаруживающие вредоносные свойства 41. Социально допустимое значение децильного коэффициента для обеспечения экономической безопасности национальной экономики составляет … 8.

Это обусловливает сжатие экономики других стран и, в свою очередь, приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. Экспортная ориентация производства ставит страну в зависимость от изменения мировых цен, колебаний мирового спроса, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для небольших стран с узкой специализацией экономики. Не менее чревата отрицательными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, ограничения на экспортные поставки в странах-экспортерах — все это неблагоприятно отражается на стране-импортере.

Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления. Эти направления отличаются прежде всего разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма В. Репке, М. Представители позднего неолиберализма Б. Сторонники корпорационализма С. Рольф, У. Представителями структурализма Г. Неокейнсианцы Р. Теоретики дирижизма Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Максимова, Н. Шмелев, Ю. Шишков и др.

Уже упоминалось о том, что на рынке «мировых порядков» сегодня конкурируют не отдельные страны, а крупные над- и межгосударственные образования, в каждом из которых реализуются особые принципы организации взаимодействия. Как часть Единого экономического пространства, Россия будет более уверенно проводить свои интересы, опираясь на объединенные ресурсы. Освоив принципы интеграции, она сможет участвовать в будущих интеграционных процессах, а сформировав межгосударственные инфраструктуры, обеспечивающие реализацию вышеупомянутых «четырех свобод», — подключаться к мировым инфраструктурам в таких сферах, как транспорт, энергетика, торговля, капиталы и рабочая сила. Таким образом, единственный путь интенсивного развития России — реальная, институционально закрепленная экономическая интеграция. В то же время Евросоюз обладает передовым и наиболее приемлемым для нас опытом создания наднационального экономического пространства и интегрированной системы регулирования его экономики. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, действующем между Россией и ЕС, зафиксировано намерение России постепенно сближать свое экономическое законодательство с нормативной базой Евросоюза. Аналогичные положения содержатся в двусторонних договоренностях с ЕС практически всех стран СНГ, многие из которых ставят перед собой задачу дальнейшего сближения вплоть до вступления в Европейский союз. Россия не стремится стать членом Евросоюза: ее целью является объединение экономических пространств без потери суверенитета. Последний саммит Россия — ЕС в Риме 6 ноября 2003 года явился важным этапом в развитии решений о стратегическом партнерстве, принятых на майском саммите в Санкт-Петербурге. Главный итог римской встречи состоит в том, что удалось закрепить стратегическую линию на формирование четырех общих пространств: в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки и культуры. Документы и решения саммита определяют вектор сотрудничества между Россией и расширяющимся Евросоюзом на обозримую перспективу. Идея создания Общего европейского экономического пространства родилась в мае 2001-го, в ходе очередной встречи в верхах России и ЕС. Теперь нам предстоит начать переводить концепцию в плоскость планирования действий и создания «дорожных карт» по конкретным направлениям. Это означает деятельность сторон в рамках дисциплин ВТО с дальнейшим совместным продвижением к созданию режима свободной торговли при углубленном сотрудничестве в отдельных приоритетных секторах. Мы исходим из того, что экономики России и ЕС взаимно дополняют друг друга сотрудничество в области энергоносителей и энергетики свидетельствует об этом особенно явно. Но что означает такая взаимодополняемость? По-видимому, ее смысл в том, что экономики России и стран Европы могут развиваться только совместно, — по крайней мере, темпы и качество их развития окажутся значительно выше, если они будут работать не по отдельности, а при включении механизмов взаимного и взаимовыгодного использования. Россия приняла этот тезис. Мы прекрасно понимаем, что без использования внешних механизмов развития, подталкивающих хозяйство страны вперед, задача качественного роста, интенсификации не будет решена. При этом Россия не может позволить себе пройти через новые социальные потрясения, а это значит, что потребуется локальное и контролируемое применение упомянутых внешних механизмов. Следующий ход — за нашими европейскими партнерами. Если и они примут тезис о естественной взаимодополняемости экономик России и ЕС и принципов их организации, то многие, с нашей точки зрения, искусственные, даже, скорее, идеологические барьеры больше не будут препятствовать развитию наших отношений. Такое изменение отношения к проблеме ОЕЭП — это самое важное на данном этапе явление. Однако нам предстоит пройти еще долгий путь. Эти два процесса должны проходить во взаимной увязке, обогащая друг друга и постепенно консолидируя зону экономической интеграции, в три раза превосходящую Россию по численности населения. Думается, для России это вполне реально, о чем говорит накопленный за последнее время опыт консультаций с нашими партнерами в двух форматах — с Белоруссией, Украиной и Казахстаном о Едином экономическом пространстве и с Европейским союзом об Общем европейском экономическом пространстве. Безусловно, такая опасность существует, в случае если реализация сугубо политических интересов приведет к тому, что «четверка» будет строиться без учета наших обязательств по отношению к европейским партнерам или наоборот. Если же будет соблюдаться определенный баланс интересов и обязательств по отношению и к «четверке», и к ЕС, то параллельное развитие двух «пространств» вполне возможно. Примеры сосуществования таких разноуровневых интеграционных блоков имеются. Показательным примером является и сам Евросоюз, подписавший интеграционные соглашения ЗСТ, таможенные союзы с десятками государств и параллельно повышающий уровень внутренней интеграции. Еще раз повторим: во-первых, создание общего экономического пространства, будь то со странами СНГ или ЕС, не самоцель. Устраняя препятствия для торговли и инвестиций, оно расширяет доступный нам рынок, обеспечивая экономический рост и качественное развитие. Во-вторых, в результате создания экономического пространства необходимо реализовать «четыре свободы» — свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Эта наглядная формула удобна, помимо прочего, и потому, что позволяет структурировать возможные сценарии решения поставленной задачи. В-третьих, степень и темпы реализации свобод не являются заданной величиной. Некоторые требования к сторонам вытекают из норм ВТО например, требование опубликовать график отмены пошлин во взаимной торговле. Все остальные меры могут осуществляться в том режиме, который экономически эффективен и наиболее приемлем с точки зрения устранения реальных препятствий в торговле и инвестициях. В-четвертых, создание общего пространства не может противоречить обязательствам стран по участию в ВТО или не должно служить препятствием для присоединения к ВТО в будущем. В-пятых, осуществление «четырех свобод» не ограничивается устранением пограничных препятствий, или, иными словами, барьеров для «входа на рынок» — пошлин, квот, ограничений на инвестиции и т. Полное единство экономического пространства достигается лишь при гармонизации всего экономического регулирования. Например, отказаться от антидемпинга можно только при эффективно действующем общем законодательстве о конкуренции. Общее законодательство о государственной помощи и единая ценовая политика позволят не применять во взаимной торговле инструмент компенсационных пошлин. Некоторые меры по гармонизации дают незамедлительный эффект и на самых начальных стадиях создания общего пространства. Например, унификация технических требований к продукции, ветеринарных и фитосанитарных норм, таможенных правил и документации. Изложенные соображения в равной мере применимы к обоим «пространствам», в обсуждении которых принимает участие Россия. Ведь страны Содружества более схожи друг с другом по уровню развития экономики и конкурентоспособности; кроме того, многое для взаимного открытия рынков уже сделано, экономическое законодательство формируется, и его проще гармонизировать. Поэтому тем более важно тщательно разработать некоторые из необходимых мер, чтобы они в дальнейшем оказались применимы и в диалоге с Евросоюзом.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий