Слайд 1Подготовила: учащаяся 5 б класса Кочакова Арина Звукопись как особый художественный приём поэтической речи.
Ларионов Михаил
К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными в том числе от англицизмов , и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения фонетика.
В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах. Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария. Глобализация берет свое.
Это сказывается на письменной речи. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Так вот, звукопись — это стилистический приём, выражающийся в подборе слов, звучание которых подчёркивает настроение текста и помогает передавать замысел автора. Конечно, этот приём интересен, в первую очередь, поэтам, для которых иногда звучание слов важнее, чем их значение, и именно музыка текста передаёт его смысл и настроение. И здесь огромную роль играют общие для всех людей ассоциации. Разные звуки в стихах используются для передачи различного содержания, например, звук «л» как твёрдый, так и мягкий, ассоциируется с водой. Он создаёт ощущение переливов и журчания. Лермонтова в стихах «Русалка»: И старалась она доплеснуть до луны, А вот звук «р» используют в описании грозы. Это уже отрывок из известного стихотворения Тютчева: Одним из видов звукописи является аллитерация — повторение одинаковых звуков или слогов. Этот приём был очень популярен в поэзии скальдов, живших в эпоху викингов. Кстати, интересно, что рифмовались в их стихах-висах не последние слоги строк, а первые. Конечно, в переводе это передать сложно. Но вот как примерно звучит аллитерация в висе Эгиля Скаллагримссона: «В р ог вр езаю руны, Кр овью здесь присловье Кр ашу и под кр ышей Кр асных брагодательниц П ьяной п ены волны П ью из зуба зубра». Возможно, смысл стиха будет более понятен, если узнать, что легендарный скальд произнёс его, принимая кубок с ядом, о чём Эгиль знал.
Е — белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных родников и хрупких опахал; И — пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У — трепетная рябь зеленых волн широких, Спокойные луга. Покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной. О — дивных глаз ее лиловые лучи. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!.. Есенин А. Пушкин Здесь ассонанс использован для того, чтобы изобразить гул городской улицы. Шумели, сверкали И к дали влекли, И гнали печали, И пели вдали… К. Вдруг на мишку — вот напасть- Осы вздумали напасть! Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной.
В статье «Как делать стихи? Звуковое подобие слов часто подчеркивает смысловую близость, однородность предметов. Звуковые повторы выделяют однородные члены предложения. Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Например: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, Ты прошла, словно сон мой легка... И вздохнули духи, задремали ресницы, Зашептались тревожно шелка. Блок Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х , образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки… Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах. Как выразительное средство используются звуковые повторы в заголовках газетных и журнальных статей, художественных произведений «Роса на рассвете», «Фонтаны Федоровки». Такое использование звукописи можно назвать привлекающим внимание.
Значение слова "звукопись"
Первая зависит от инструментовки речи, вторая от темпа. Инструментовка может быть прямая и косвенная. Прямая инструментовка состоит в том, что звуки слова соответствуют действию предмета. Причем название предмета или действия может быть или ономаноэтическим, или же слова, имеющие другое значение, своим звуковым составом могут только указывать на предмет или действие, но не обозначать его. Чаще всего речь строится так, что звуковая идея ономапоэтического слова входит в звуковой состав других слов см.
Приведем пример. В поговорке «от топота копыт пыль по полю несется» слово топот — ономапоэтическое: звуками т, и, т передается идея слухового ощущения; в слове — копыто, взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному к. Приведем пример на второй случай. Слова, не имеющие никакого отношения к ономапоэтичности, благодаря повторению и аллитерации делаются ономапоэтическими:.
Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений. Ссылка на словарную статью.
Включен в перечень социально значимых интернет-ресурсов России. Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством.
В большинстве же художественных произведений современных сочинителей стихотворений приёмы звукописи используются "абы как", без какой либо цели и смысла. Сергей Сметанин.
Фонетические средства художественной выразительности. Звукопись
ЗВУКОПИСЬ в Толковом словаре Ефремовой: звукопись ж. 1) Воплощение в музыке явлений окружающего мира с помощью изобразительных музыкальных средств. Так, в поэтической речи используется звукопись – особый прием, основанный на повторе близких звуков. Что такое звукопись? В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. то же, что система звуковых повторов, в особенности подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п. (" Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши", К. Д. Бальмонт). Что такое звукопись? Звукопись – это повторение одинаковых или сходных согласных, а также гласных звуков. Используется авторами в целях большей выразительности и повышения образности текста, так как усиливаются слуховые впечатления от изображаемого явления. Что такое звукопись в литературе: определение, функции, основные черты, виды, примеры из прозы и поэзии (с цитатами).
Звукопись за 5 минут | ЛИТЕРАТУРА ЕГЭ | СОТКА
Звукопись в прозе выполняет ту же функцию, что и в стихах, то есть создание определённого настроения. тэги: звукопись, звукопись это, что такое звукопись. Звукопись в англоязычной поэзии напрямую связана с особенностями английской фонетики. Так, в поэтической речи используется звукопись – особый прием, основанный на повторе близких звуков. это звуковая организация речи; повтор одинаковых звуков (аллитерация или ассонанс). Заключение по исследованию Проведя исследование в 5 и 9 классе, мы убедились в том, что ученики в основном знают, что такое звукопись, но редко используют этот приём в своём творчестве.
Поэтические приёмы. Звукопись. Терминологическая лаборатория
К примеру: «На цыпочках скачет чиж». Комбинирование звуков «ц», «ч» и «ж». В основе приема лежит использование звуков, создающих контраст своим звучанием таких как «д» и «л». Познакомимся с примером: «Майский дивный день лета лучший дар». Прибегают к нескольким видам звуковой организации, дополняя интонационными особенностями. Мы узнали, что такое звукопись. И теперь перейдем к знакомству с ее приемами. Аллитерация и консонанс Аллитерация — прием речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваем и в русской, и в зарубежной поэзии.
Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта. Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст. Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома. В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом повтором согласного, которым заканчивается слово. Звукопись: примеры аллитерации Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А.
Пушкин, Н. Некрасов, Г. Державин, В. Маяковский, Ф.
Запись специальными приборами на плёнку, пластинку и т. Толковый словарь русского языка Ефремовой Т. В художественной речи: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания.
Сопоставительные видовые понятия: звукоподражание, звукосимволизм. Матвеева Т. Полный словарь лингвистических терминов.
Ростов-на-Дону, 2010.
Повторение похожих звуковых сочетаний в художественной речи Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, Но поздно, я сдрейфил, и вот мне — отказ.
Что такое звукопись: примеры. Звукопись в литературе
Процесс записи звука включает в себя различные этапы, такие как выбор и настройка микрофонов, установка уровней громкости, микширование звука и редактирование полученной записи. Звукопись играет важную роль в музыкальной индустрии, позволяя музыкантам и продюсерам записывать и производить свою музыку. Она также используется в радио и телевидении для создания программ, рекламы и звукового дизайна. Звукопись также широко применяется в сфере развлечений и мультимедиа, включая создание звуковых эффектов для фильмов и компьютерных игр.
В заключение, звукопись является важным инструментом для фиксации и передачи звука. Она позволяет сохранять и воспроизводить аудиоданные, а также создавать новые звуковые произведения. Звукопись имеет широкое применение в различных областях и продолжает развиваться вместе с технологическим прогрессом.
Определение и принципы использования Звукопись — это процесс записи и воспроизведения звуковых сигналов. Она является одним из фундаментальных аспектов звуковой техники и используется во многих областях, включая музыку, радио, телевидение, кино, аудиозапись и звукорежиссуру. Принципы использования звукописи включают в себя: Запись звука: Основной принцип звукописи — это возможность записи и сохранения звука на аудионосителях, таких как ленты, компакт-диски или цифровые файлы.
Запись звука позволяет сохранить и воспроизвести различные звуковые эффекты, а также музыку и голос. Редактирование звука: С помощью звукописи можно изменять, обрабатывать и редактировать звуковые сигналы. Это позволяет улучшать качество звучания, добавлять эффекты и создавать различные звуковые комбинации.
Микширование: Звукопись используется для сведения нескольких аудиозаписей вместе, что позволяет создавать баланс между различными звуковыми элементами и инструментами. Микширование является важной составляющей процесса создания музыки и звукорежиссуры. Воспроизведение звука: Звукопись также позволяет воспроизводить заранее записанные звуковые сигналы на аудиоустройствах, таких как акустические системы, наушники и динамики.
Это важно для прослушивания музыки, просмотра фильмов и воспроизведения аудиозаписей. Использование в различных областях: Звукопись находит применение в различных областях, включая музыкальную индустрию, радио, телевидение, кино и звукорежиссуру. Она позволяет создавать и передавать аудиоматериалы, а также улучшать звучание и воспроизводить звуковые эффекты.
В целом, звукопись является важным инструментом для создания, редактирования и воспроизведения звука. Она открывает множество возможностей для мышления, выражения и передачи информации с помощью звуковых сигналов. Примеры звукописи в музыке Звукопись — это искусство записи и воспроизведения звуковых событий.
Она играет важную роль в музыке, помогая музыкантам и звукорежиссерам создавать уникальные звуковые образы.
Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. Вы также можете поддержать проект, оставив комментарий или разместив у себя на сайте или блоге ссылку на энциклопедический словарь. Ссылки на энциклопедический словарь допускаются без каких-либо ограничений.
Слово Бальмонта можно охарактеризовать как «разомкнутое навстречу другим словам» С. В стихотворении «Я мечтою ловил…» есть звуковые соответствия, сближающие слова, расположенные как контактно светлее сверкали; выше шел , так и дистантно ловил-всходил; чем-тем; дня-меня; блистало-догорало; тени-ступени и др. У Бальмонта звуковые соответствия могут более или менее равномерно пронизывать всю строку, а также могут представлять несколько рядов: А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. На первый план выступает структурная, организующая функция звуковых соответствий. В еще большей мере эта функция проявляется в объединении двух строк. При этом звуковые соответствия скрепляют строки за счет собственной соотнесенности: Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Особую роль в соединении строк играет прием расчленения многоконсонантного слова: оставаясь на одной строке, оно как бы рассыпается в другой веером звуков. Связь строк при этом часто укрепляется рифмой: И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес до Земли. Звуки рифмующихся строк могут углубляться в строку, как бы развертывая рифму, - словно строки стремятся к возможно большей звуковой соотнесенности. Гармоническая цельность — вот главное направление в развитии бальмонтовских звуковых соответствий, передающих, по выражению поэта, «мерную лиричность взнесенного чувства и умудренного сознания». Метрический репертуар Бальмонта необыкновенно богат: он насчитывает 59 размеров, из которых 53 самостоятельных. В анализируемом стихотворении представлен нечастый размер — цезурованный четырехстопный анапест. Длина стиха Бальмонта предельно многообразна: от 2 слогов до 24!
С этим звуковым сочетанием стих стал более ритмичен, более твёрд. Я считаю, что именного этого хотел добиться автор. Ещё один приём, который используется реже других — ономатопея. Это слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т. И хруст песка, и храп коня А. Блок хрустят и хрупки, как хрусталь И. Северянин Существуют многие другие приёмы звукописи: диссонанс, стык, кольцо и др. Но шесть названных выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Слово «Звукопись»
Данный звук придает строфам некую прозрачность: Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идешь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту. Есенин "Батум" 1924 Звук [а] кажется чем-то добрым, прекрасным, веселым, свежим, невесомым. С его помощью акцентируется внимание на красоте Родины: Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. А Есенин "Закружилась листва золотая... Аллитерация не несет в себе определенного смысла, она подчеркивает звучание некоторых слов, добавляя им звуковую выразительность: А вдали, чернея, выползают тучи, И ревет сердито грозная река, Подымают брызги водяные кручи, Словно мечет землю сильная рука. Есенин "Буря" 1914 Аллитерация [р] создаёт звук рёва, напряжённости. Повторяющийся взрывной звук создаёт эффект скопления свинцовых туч, надвигающейся темноты, шум сильного ветра.
Но вот как примерно звучит аллитерация в висе Эгиля Скаллагримссона: «В р ог вр езаю руны, Кр овью здесь присловье Кр ашу и под кр ышей Кр асных брагодательниц П ьяной п ены волны П ью из зуба зубра». Возможно, смысл стиха будет более понятен, если узнать, что легендарный скальд произнёс его, принимая кубок с ядом, о чём Эгиль знал. Звукопись в прозаическом тексте Со стихами всё ясно, а вот нужна ли звукопись в прозе? Я считаю, нужна. Причём звучание прозаического текста, не приправленного рифмой, иной раз важнее благозвучия стиха. Чаще всего звукопись рождается стихийно, интуитивно. Когда писатель находится в соответствующем настроении, то и слова с нужными звуками появляются сами.
С подобными примерами в литературоведении негусто, поэтому я привожу свой. Но в нём уже слова подобраны вполне осознанно. Тишина оглушает, и каждый шорох и хруст мёртвой, скошенной травы вызывает мурашки страха, пробегающие по спине». Здесь я использовала особенности шипящих звуков, которые вызывают ассоциации с неприятными, тревожащими объектами. Это и змеи, и пауки, и крадущиеся шаги злоумышленника или зверя.
Композиционная функция звукописи Звукопись может играть композиционную роль: сообщать сходное звучание смысловым отрезкам фразы и отличать фонетически каждый новый поэтический образ. Например: Ты рванулась движеньем испуганной птицы, ты прошла словно сон мой легка… И вздохнули духи, задремали ресницы, зашептались тревожно шелка Бл. Здесь повторение звуков в - у - п в первой строке объединяет слова, связанные с образом птицы; иную звуковую окраску получает сравнение словно сон; «перекличка» согласных и гласных отличает последующие речевые отрезки, разделенные паузами: за словосочетанием вздохнули духи словно слышится вздох эту иллюзию создает сочетание звуков д - у - х , образное выражение задремали ресницы получает особую экспрессию благодаря гармонии созвучий ре - ре, з - с - ц; наконец, в последующей строчке выразительная аллитерация на шипящие отражает шум шелковых нарядов промелькнувшей таинственной незнакомки… Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах. Не разрушая целостности частей текста, звуковые повторы могут оттенять смену картин, Например, у И. Тургенева каждая художественная деталь имеет особую звуковую окраску: На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья шумят, облитые тенью. Для фоники первой части этого отрывка характерно повторение гласных е - о; описание ветра оттеняет анафора согласного в и повторение созвучий ок - ка - га - ко, неясный шепот ночи доносят аллитерации на свистящие и шипящие; в словосочетании деревья, облитые тенью, объединительную функцию выполняют созвучия де - ит - те. Понятие звукообраза В небольших произведениях наблюдается подбор лексики, заданный звуковым обликом главного по смыслу слова; к тому же нередко это слово используется для заголовка. Так, в стихотворении А. Пушкина «Адель» настойчиво повторяются звуки: а - ль: Играй, Адель, не знай печали Хариты, Лель тебя венчали и колыбель твою качали. Звуковые повторы глубже вводят в наше сознание главное слово, скрепляют логические связи созвучных с ним слов. В таких случаях говорят о звукообразе, то есть о художественном образе, усиленном средствами звукописи. Возникновение звукообраза объясняют психологически: в процессе творчества поэта переполняют те или иные созвучия, связанные с главными образами. Это побуждает его подбирать слова близкого звучания по-своему закрепляющие и усиливающие основной звуковой комплекс. Поэты могут создавать в одном произведении несколько звукообразов, которые иногда бывают созвучны друг другу. Такова, например, фонетическая организация «Бахчисарайского фонтана» Пушкина с общей звуковой основой имен героев Гирей, Мария, Зарема. Звукообразы придают художественную завершенность и особую целостность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой того или иного автора. Например, для поэзии С. Есенина характерны звукообразы липы, березы, клена. Стихотворения, пронизанные звуковыми повторами. Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. Сохранение избранного звукообраза на протяжении всего произведения или его значительной части создает особую тональность. Работа над фоникой в процессе авторедактирования Просматривая черновики писателей и сравнивая различные редакции художественных произведений, можно проследить, как в процессе авторедактирования идет отбор фонетических средств языка. Так, изучение черновиков А. Пушкина показывает, что с годами поэт все требовательнее относился к фонике своих произведений. Чтобы достичь желаемой окраски стиха, он напряженно искал нужные слова, исправлял написанное. Обратимся к черновым наброскам «Евгения Онегина»: первоначальный текст - Любви печальную тревогу я слишком, может быть, узнал; первый вариант правки - Любви печальную тревогу я слишком долго испытал; поправки в черновике, перенесенные в беловую рукопись, - Любви безумную тревогу я слишком сильно испытал; печатный текст - Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Найденное поэтом словобезотрадно не только наиболее оправданно по смыслу.
А звукообразы придают художественную завершённость и особую цельность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой стиля того или иного автора. Анализ результатов исследования В задачи данного исследования входило изучение уровня знаний учащихся школы. Для получения данных нами было проведено анкетирование среди учащихся 6-х классов. Вопросы и ответы в анкете были составлены таким образом, чтобы можно было проследить, насколько респонденты увлекаются чтением дополнительной литературы и понимают ли они роль звукописи в поэтическом тексте. В ходе анкетирования было опрошено 20 человек. Текст опросника среди учащихся 6-х классов по теме «Звукопись в произведенях русских детских писателей XX века» 1. Каких русских детских поэтов XX века вы можете назвать? Знаю: Не знаю 2. Чьё произведение вам больше нравится? Обращали ли вы внимание на повтор гласных или согласных в стихотворениях? Как вы думаете, почему эти стихотворения звучные и запоминающиеся? Потому что много повторяющихся гласных 2. Потому что много повторяющихся согласных 3. Строка стихотворения начинается с одной и той же буквы. Анкетирование помогло выяснить: 1. Все ученики могут перечислить не более 4 поэтов XX века. Самыми известными среди респондентов являются С. Маршак, С. Михалков и Н.
Что такое звукопись: примеры. Звукопись в литературе
Конкуренция более могущественных граммофонных предприятий была настолько велика, что «Звукопись» стала постепенно сдавать свои позиции. Значение слова Звукопись на это Звукопись Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Докажите, что в данном отрывке использован приём звукописи. Л.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано.
Звукопись. Для чего используются звуковые повторы в речи
Тут найдется полное раскрытие темы -Звукопись, как особый художественный приём поэтической речи, Загружено: 2008-12-09. Кроме того, звукопись может выполнять композиционную роль, т. е. подчёркивать смысловое разграничение фрагментов, обозначать появление новых событий, образов. В сочетании с интонацией фразы звукопись рождает неповторимо выразительный образ.