Известный режиссер и актер Никита Михалков дебютировал на исторической сцене Александринского театра в Петербурге – в спектакле "Двеннадцать", созданному по одноименному художественному фильму.
Спектакль «12»
Все улики свидетельствуют против обвиняемого, и одиннадцать из двенадцати человек, собравшихся в школьном спортзале, готовы осудить юношу. Но один из присяжных уверен, что всё не так однозначно, как кажется на первый взгляд, и предлагает коллегам более вдумчиво рассмотреть дело. Спектакль создан при поддержке компании «Sima Land» и Андрея Симановского Костюмы для постановки предоставлены компанией Bosco di Ciliegi Действующие лица и исполнители:.
И когда в Telegram-канале «Бесогон» он отозвался, мы c семьей выдохнули. С того момента — только улыбка и вера в лучшее. Сотрудники театра не удивились аншлагу. Это не наша постановка. Они арендуют дважды в месяц сцену. Сегодня пришли, видимо, удостовериться, что жив-здоров Никита Сергеевич. Так же к нам ходят на спектакли с участием Александра Анатольевича Ширвиндта. Живые легенды.
Директор «Новой оперы» Антон Гетьман — о доме для современного танца, проекте с Большим театром и законопослушании Богомолова «Жизнь за сеткой» Пространство сцены от зрительного зала отделяет натянутая сетка. Это постановочное решение авторов спектакля.
Если совсем плохо сыграл — взять в кадр другого актера.
Здесь же у меня нет возможностей монтажа. А также — ни одного крупного плана. Самое главное для нас, сидящих на сцене, — заставить зрителя «увидеть» крупный план.
Еще одна особенность театрального воплощения — сетка, натянутая между сценой и залом. После спектакля артисты признались, что она стала для них четвертой стеной — скрыла публику и подарила ощущение замкнутого пространства. Однако, как объяснил Никита Михалков, ее использование было обусловлено технической необходимостью.
На полупрозрачный экран проецировались воспоминания чеченского мальчика, оказавшегося на скамье подсудимых: кадры из фильма «12». Таким образом режиссер Михалков разрешил извечную проблему драматического действия, которое нельзя легко повернуть вспять — в отличие от хода времени в кино. Сценическое воплощение получилось более камерным, чем фильм, куда включены, например, эпизоды в зале суда.
Здесь же — лишь коробка школьного спортзала, знакомого по ленте «12». Узнаваемые детали — пианино, заключенное в клетку: чтобы не покалечили хулиганы или, наоборот, чтобы сами не покалечились. В символическом пространстве спектакля оно предстает метафорой русской жизни — с ее абсурдными и бессмысленными запретами.
Еще одним символом странностей бытия выступает труба теплотрассы, прорезающая спортзал: не проложенная вовремя в земле и теперь находящаяся там, где ей не место. А вдобавок — заткнутая казенной подушкой, на которой стоит штамп пионерлагеря «Орленок» и год: 1967. Метафора безалаберности, уже не одно десятилетие побеждающей закон.
Закон мертв. В нем ничего личного нет.
Как считаете, что спектакль приобрел по сравнению с кинематографической версией? На экране актер не зависит от зрителя. Его зритель — съемочная группа. Поэтому, скажем, если в моей съемочной группе кто-то во время дубля посмотрел на часы — понять, скоро ли обед, — он работать уже не будет.
Потому что отнял энергию у актера, это его вышибает из нужного состояния. Совершенно искренне скажу, я не вижу, что мы потеряли или приобрели. Но это то живое общение, которого в кино актер не получает. Когда я в первом акте сижу спиной к зрительному залу и возникает ощущение, что зал пустой, потому что такая стоит тишина, это очень странные, но важные эмоции. Любые аплодисменты могут быть инициированы. Кто-то хлопнул — и все захлопали, а тишину инициировать нельзя.
Поэтому та тишина, которая сопровождает спектакль, где бы мы его ни играли, — самое главное его достижение. Проблемы остались прежними, почему зрительный зал так и принимает тепло спектакль. Его достоинство заключается в том, что и человек, сидящий в директорской ложе, и человек, сидящий в третьем ярусе, что-то получают лично для себя. Для своей жизни, для своего опыта. Слоган спектакля — «про всех и для каждого». Мы добились, что это так.
А как удалось добиться этого на сцене? Спектакль большой, длинный, тяжелый, и там нет ни одной минуты для кого-нибудь передохнуть, подумать о своем. Потому что энергия каждого — это заряд для того, на ком в эту секунду должно быть сосредоточено внимание. Именно это заставляет зрителя точно так же находиться вместе с нами на сцене. Очень хорошо сказал мой друг Сережа Шакуров. Он человек некомплиментарный и бескомпромиссный.
Когда он посмотрел спектакль, то столько восторженного мата я давно не слышал. Он сказал, что был все время на сцене. Когда такое говорит человек с опытом и дарованием Шакурова, это стоит всех комплиментов и рассуждений театроведов. Шакуров — профессиональнейший актер, который, как правило, смотрит на сцену или кино глазом человека изнутри. Увлечь его настолько, чтобы он себя чувствовал на сцене вместе с актерами, это очень непросто. Поэтому самое главное — то, что мы все три часа существуем абсолютно как в аквариуме.
Но не видно, что все мизансцены, как и те или другие передвижения актеров, срежессированы.
Спектакль "12"
Каждый персонаж раскрывался, благодаря расследованию внутри школьного спортзала. Эти истории повествовали не столько о своей боли, сколько о боли общества. Примечателен факт, что роли были прописаны под амплуа известных актеров фильма, среди которых есть и Сергей Гармаш, и Сергей Маковецкий. Актеры спектакля признались журналистам, что задача справиться с ролью изначально была непростая, однако результат оправдал себя — об этом рассказал и сам режиссер. Этот формат требует другой энергетики со сцены, и зритель получает это взаимодействие, испытывая шок. Самое главное — это тишина зала.
Не устаю повторять, что овации можно инсценировать, за деньги построить. А тишину сложно», — поделился впечатлениями о екатеринбургском зрителе Никита Михалков.
Последняя позволяла переключить внимание зрителей на крупные планы.
Исполнить финальный танец поручили коллективу московского детского ансамбля абхазского танца "Амцабз". Одним из тех, кто сыграл роль присяжного в спектакле "12", стал народный артист РФ Николай Бурляев. Он рассказал, что получил приглашение от Михалкова ещё когда тот только собирался снимать одноимённый фильм, однако в итоге режиссёр изменил концепцию и отдал предпочтение Сергею Маковецкому.
Однако о своём предложении поработать вместе Никита Михалков не забыл, позвав Николая Бурляева участвовать в спектакле. Читайте также: Юный поклонник "Бесогона" из Петербурга встретится с Лавровым и... Я благодарен Никите за этот этап моей жизни, — признался Бурляев.
В их руках — судьба чеченского юноши. Его обвиняют в убийстве своего приёмного отца — офицера российской армии. И только один человек отказывается выносить суровый вердикт. В 2007 году Никита Михалков снял одноимённый фильм.
Как отмечает сам Михалков, каждый зритель найдет здесь то, что ему важно. Перед показом спектакля Михалков отметил, что он очень любит и ценит Нижний Новгород.
По его словам, нижегородская земля часто становилась для него съемочной площадкой, подарившей много прекрасных впечатлений. Здесь он снимал «Солнечный удар», «Утомленные солнцем».
В Самаре состоялся спектакль Никиты Михалкова по мотивам фильма «12»
Никита Михалков представил на нижегородской сцене спектакль «12». В среду, 28 февраля, в Самарском академическом театре оперы и балета состоялся показ спектакля Никиты Михалкова по мотивам фильма «12». На концертной площадке «Екатеринбург-ЭКСПО» показали спектакль «12», режиссером которого выступил художественный руководитель Центра театра и кино, народный артист России Никита Михалков. Со спектаклем «12» артисты Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова объездили практически всю страну. Режиссер Никита Михалков заявил о готовности представить спектакль «12» в Донецкой Народной Республике, передает ТАСС. рассказал народный артист РСФСР, автор спектакля «12» Никита Михалков.
Спектакль Михалкова "12" впервые покажут за границей
На сцену Большого вышли 26 юных танцоров московского детского ансамбля абхазского танца «Амцабз» под руководством хореографа Лаши Марыхуба. В этом ужасе ожидания я провел все последние месяцы. Мы работали много, как вы понимаете. Конечно же, это очень ответственно», — заключил художественный руководитель Центра театра и кино , народный артист России Никита Михалков. Первые гастроли спектакля «12» пройдут уже 21 мая в Екатеринбурге, в выставочном центре «Екатеринбург-ЭКСПО», а следующий премьерный показ в Москве состоится 5 июня в концертном зале «Зарядье».
Главной темой обсуждения была сама постановка, а также те мысли, которые хотел донести режиссер. В частности, Михалков рассказал, что, по его мнению, характер русского человека сформирован «огромностью» нашей страны, и это, с одной стороны, величайшее счастье, ведь люди способны испытывать сострадание. Михалков также рассказал, что он превратил сугубо американскую историю в «социальный срез нашего общества», где от оригинала взята только идея.
А актер Владимир Долинский вспомнил другой эпизод из совместной работы с Никитой Михалковым, на съемках фильма «Утомленные солнцем», но его сцену пришлось вырезать.
Кинематографичность постановки подчеркивали проекции из одноименного кинофильма, появлявшиеся на экране в нужный момент. Так же, как кино, постановка строится вокруг, казалось бы, простого сюжета. В школьном спортзале собираются присяжные заседатели. Их задача решить, виновен ли в убийстве своего приемного отца чеченский парень Умар.
Решение должно быть единогласным. Одиннадцать из них не задумываясь выносят обвинительный приговор. И только один сомневается, в результате заставив каждого из присутствующих задуматься — может быть милосердие все же выше закона? Наверное, спектакль можно было бы назвать театральным парафразом кинокартины. Если бы не одно «но».
Театр все же живет по своим законам, действие в нем происходит здесь и сейчас. Если в кино можно сделать несколько дублей, оставив лучший из них, то на сцене такой роскоши нет. А значит нет места фальши и халтуре, что накладывает на актеров двойную ответственность. Настоящим в этом спектакле были даже бутерброды, которые ели герои спектакля во время бурного обсуждения.
Легендарный артист также показал осведомленность тем, какие события происходят в нашем регионе. В частности, поздравил жителей с завершением надвижки на мосту через Волгу в районе Климовки. Мы знаем, что Победа будет за нами! Губернатор Дмитрий Азаров, который вместе с земляками был зрителем постановки, поблагодарил всю творческую труппу и лично Никиту Михалкова. Спасибо за то, что этот разговор дает нам возможность задуматься, побыть наедине с самим собой, примерить на себя ту или иную жизненную ситуацию», - сказал глава региона.
Никита Михалков рассказал, зачем красноярцев отделили сеткой от артистов
Тишина, которая бывает в моменты, она обескураживает... Не стоит сравнивать фильм и спектакль считает и народный артист России Николай Бурляев. Он играет роль ученого-физика, который инициировал раскол и посеял сомнения в других присяжных. В фильме эту роль сыграл, напомним, Сергей Маковецкий. Опасения напрасны. Это две разные субстанции. То, что в спектакле, даже в чем-то превосходит фильм...
Для подмостков Михалков собирает свою команду из 12 присяжных. Среди звезд старшего поколения — Владимир Долинский и Николай Бурляев. Последний играет роль ученого-физика. Этого же персонажа основного протогониста в фильме сыграл Сергей Маковецкий. Но именно Бурляев исполнял эту роль и в студенческом спектакле своего однокурсника Михалкова. Режиссер, создавший немало ярких лент в кино, всегда был близок театру. Даже фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино» создавалась, как у Станиславского, с большим количеством застольных репетиций. Театральная версия «12» повторила трюк создателя актерской системы, который идет вразрез с театральной аксиомой: не поворачиваться к зрителям спиной.
Он добавил, что самым главным и ценным для него было "заставить зрителя увидеть крупный план через внимание и энергию, которую обращают на них находящиеся на сцене артисты". По словам артистов, им важно было держать планку в сравнении с художественным фильмом, но при этом привнести что-то свое. Он крупный режиссер и мастер, который знал, чего он хочет от нас. Это первый спектакль, дальше пойдет по нарастающей, я в это верю", - отметил с беседе с журналистами Николай Бурляев. Михалков подтвердил, что спектакль планируется играть и дальше. Михалкову исполнилось 75 лет в 2020 году, премьера спектакля переносилась из-за пандемии.
Меня порекомендовали. Играть было не страшно: я же танцевал на сцене. На столе у актеров разложены папки с делом 18-летнего чеченского юноши, которого обвиняют в убийстве приемного отца: «Это настоящие дела, каждая страница реальна. Мы это делаем для того, чтобы зритель нам поверил», — рассказал журналистам Никита Михалков. Зал выставочного центра «Екатеринбург-Экспо» был заполнен, постановка была закрытой. Как пояснил организатор показа, один из учредителей Фонда святой Екатерины Андрей Симановский, всего было разослано порядка 4 тысяч приглашений. На сцене зритель увидел уже знакомых персонажей в исполнении других актеров. Прозрачный экран периодически включался, зрителю демонстрировали фрагменты из фильма - это детство мальчика.
Премьера спектакля Никиты Михалкова "12" прошла в Большом театре
Фестиваль Олега Лундстрема в Забайкалье закрыл спектакль "12" Никиты Михалкова | Спектакль «12» по мотивам одноименного фильма российского режиссера Никиты Михалкова могут показать в Донецкой народной республике (ДНР). |
Спектакль Михалкова "12" впервые покажут за границей – Москва 24, 21.05.2023 | В рамках этого фестиваля известный актёр и режиссёр Никита Михалков привёз зрителям края свой спектакль "12". |
Популярное
- Премьера спектакля Никиты Михалкова "12" прошла в Большом театре
- В печатном номере
- Никита Михалков: «Я всем сердцем защищал «Слово пацана» -
- На сцене театра драмы Никита Михалков представил спектакль «12»
Михалков представил спектакль «12» в Нижнем Новгороде 23 июня
Создатели спектакля: Автор пьесы, режиссер-постановщик: Никита Михалков Авторы пьесы: братья Пресняковы Художник-постановщик: Юрий Купер Композитор: Эдуард Артемьев Хореографы: Лаша Марыхуба, Евгений Раев Постановщик трюков. "Спектакль "12" стал настоящим подарком для иркутян, все билеты разобрали еще в конце февраля. На концертной площадке «Екатеринбург-ЭКСПО» показали спектакль «12», режиссером которого выступил художественный руководитель Центра театра и кино, народный артист России Никита Михалков.
Режиссёр Никита Михалков представил свой спектакль «12» в Йошкар-Оле
В центре сюжета спектакля «12» — обсуждение двенадцатью присяжными заседателями уголовного дела об убийстве чеченским юношей своего приёмного отца. «12» Никита Михалков купить билеты в Москве от организатора мероприятия без наценок на сайте Moscow Show. О спектакле «12» Никиты Михалкова.