План четвертой Пятилетки 1946-1950 гг. Пятая пятилетка в СССР плакаты. В СССР такими периодами были пятилетки, поэтому приведём их краткие результаты, чтобы проследить динамику успехов, динамику созидания при социализме.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
Конечно, столь успешное завершение проекта вызвало у государства вполне естественную радость. Конечно, первые пятилетки в СССР давались людям непросто. Таблица, суммирующая первый из них, будет содержать следующие слова в качестве слогана или подзаголовка: «Главное — начать! Основными строительными объектами на тот момент были угольные шахты Донбасса и Кузбасса, Магнитогорский металлургический комбинат. Благодаря этому удалось добиться финансовой независимости СССР. Важнейшее здание — Днепровская ГЭС. Новая держава стремительно укрепляет свой статус в Европе. Все в правительстве чувствовали надвигающийся кризис, для которого было много причин: внутренние, внешние, политические и экономические. Когда-то можно было изменить структуру власти, не отказываясь от социализма, но ничего этого не произошло.
В связи с кризисом очень быстро сменились люди на руководящих постах в государстве. Андропов занимал эту должность до 13. Черненко — до 10. Продолжает развиваться транспортировка газа из Западной Сибири в Западную Европу. Нефтепровод Уренгой — Помары — Ужгород протяженностью 4 500 км пересекает Уральский хребет и сотни рек. Четвёртая пятилетка 1946-1950 После войны всем странам пришлось возродить свое производство и экономику, СССР почти полностью это удалось в конце 1940-х годов, когда начался четвертый срок. Пятилетка предполагала не увеличение военной мощи, как прежде, а возрождение общества, утраченного во время войны во всех сферах жизни. Третья пятилетка 1938-1942 Начало третьей пятилетки ознаменовалось лозунгом: «Достичь и превзойти производство на душу населения в развитых капиталистических странах!
Активно развивается автомобильная промышленность, ремонтируют вагоны и железные дороги. Капитальные вложения превысили 300 млрд рублей в год. Освоение нефтяных и газовых скважин в Западной Сибири привело к строительству многих предприятий и прокладке нефтепроводов. Поскольку с появлением большого количества фабрик повысился и уровень занятого населения, было введено сокращение «Барабанщик девятой пятилетки» для разницы между работой и производством. Основные итоги В годы четвертой пятилетки многое было сделано в контексте «перезагрузки» экономики страны после войны. Восстановлено более 6 тысяч предприятий, достигнуты успехи практически во всех отраслях. Другие результаты включают: Уровень промышленного развития вышел на довоенный уровень уже в 1948 году. Советские ученые разработали ядерное оружие, благодаря которому США потеряли преимущество в противостоянии двух государств.
К концу пятилетнего периода восстановления сельскохозяйственный ущерб, нанесенный во время Второй мировой войны, был устранен. Активно стали развиваться машиностроение, черная металлургия и энергетика. Таким образом, в течение 4-й пятилетки произошли структурные изменения в промышленности и народном хозяйстве. Продуманная политика СССР позволила быстро ликвидировать последствия Второй мировой войны, улучшить экономическое положение и благосостояние граждан. Четвертая пятилетка охватывала социальную, политическую и промышленную сферы. Если начало пятилетнего плана восстановления сопровождалось пессимистическими прогнозами и настроениями в обществе, то после успешной реализации всех пунктов, перечисленных в постановлении правительства, все изменилось. За 4 года власти смогли доказать, что план был осуществим не без помощи ограничителей, и все споры вокруг него исчезли. Десятая пятилетка 1976-1980 Активный рост национального дохода и объем промышленного производства начинают сокращаться.
Сейчас стране не нужен огромный рост бизнеса, но всегда необходимо стабильное развитие всех сфер промышленности. На первый план вышла добыча нефти, поэтому за пять лет было построено множество трубопроводов, которые протянулись через Западную Сибирь, где были развернуты сотни станций.
Формально западные страны свои санкции сразу не отменили, но государственные институты стали смотреть сквозь пальцы на нарушение экономических ограничений предпринимателями. Советский Союз, пользуясь ситуацией, закупал товары не потребительского назначения, а именно инвестиционного — машины и оборудование. Нам нужно было в рекордные сроки создать собственную промышленность и стать независимыми. В конце 1930-х потребность в импорте оборудования стала сокращаться — мы уже производили своё. При этом мобилизационный курс развития экономики СССР сохранялся. Группа отраслей, производивших инвестиционные товары, известная также как группа А, развивалась активнее, чем группа отраслей, производивших товары потребительские группа Б. За Волгой строились предприятия, дублирующие фабрики и заводы, находившиеся в западных регионах СССР.
Это спасло экономику страны в ситуации молниеносного нападения гитлеровской Германии. Кроме того, уже после начала нацистской агрессии многие предприятия, находившиеся к западу от Волги, удалось переместить в более безопасные места — на Урал, в Среднюю Азию. Эта передислокация промышленности была беспрецедентной в мировой истории. Несмотря на то что на СССР обрушилась основная тяжесть войны с гитлеровской Германией, наша экономика перенесла её увереннее многих других стран. Да, в первые годы войны бюджет у нас был дефицитным. И дефицит руководство государства закрывало, включая печатный станок. Но в конечном итоге наша финансовая система оказалась устойчивой. Это лучшая оценка того, как была организована экономика СССР. И мы с этим успешно справились.
Сами пятилетки сопровождались проводившимися на государственном уровне реформами: денежной реформой, реформой цен. Те, кто незаконно зарабатывал деньги на чужом горе в военные годы, лишились своих накоплений. А уровень жизни обычных людей рос. Каждое снижение цен утверждалось лично Сталиным. Как бы вы оценили с позиций сегодняшнего дня саму систему пятилеток? Насколько она была эффективной? В капиталистических странах в полной мере его реализовать было невозможно, но отдельные его элементы использовались на практике.
Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать».
Через 15 лет после сформулированной и озвученной И. Сталиным основной хозяйственно-политической задачи пятилетки, в 1961 г. Если бы не Великая отечественная война, то в 1942 г. Но в первые годы войны Госплану стало не до разработки пятилетних программ. Однако к августу 1944 г. Согласно ему, в 1947 г. Тем не менее дальнейшего хода этот документ не получил. Основной хозяйственно-политической задачей четвертой — первой послевоенной пятилетки явились восстановление пострадавших районов, достижение довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства и в дальнейшем превышение его в значительных размерах.
К примеру, в 1949 году было создано Министерство угольной промышленности СССР, в составе которого выделился трест «Главдонбассшахтострой», объединивший как восстановительные, так и шахтостроительные организации. Это позволило за короткий период завершить восстановление практически всех шахт Донбасса. Вот что пишет доктор исторических наук, профессор Александр Иголкин в статье «Фундамент нефтяной сверхдержавы»: «В современной литературе можно встретить взгляды, подобные тем, что В. Попов выразил в работе, опубликованной в 2005 г. Он полагал: «…послевоенный рост промышленности, о котором наша пропаганда сообщала как об очередном успехе советской экономической политики, не привел ни к каким структурным изменениям ни в экономике, ни в обществе»[98]. Но развитие нефтегазовой промышленности, на наш взгляд, опровергает тезис В. Какие изменения почувствовало население? Во-первых, в Москву стал поступать саратовский газ — стали уходить в прошлое примусы и керосинки.
Во-вторых, 26 августа 1945 г. ГКО обязал Наркомсредмаш начать выпуск легковых автомобилей «Победа» в июне 1946 г. И если в 1947 г. Еще более высокими темпами рос выпуск мотоциклов и мотороллеров — с 6,8 тыс.
Если главный документ 1-го пятилетнего плана имел статус директив, а 2-й и 3-й пятилеток — резолюций партсъездов, то в основе 4-й пятилетке был «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства», принятый сессией Верховного Совета СССР.
В 1947 году были образованы Госснаб госкомитет по снабжению народного хозяйства и Гостехника госкомитет по внедрению новой техники в народное хозяйство. В результате выросла покупательная способность рубля и повысилась реальная зарплата. Проведённая тогда же конверсия облигаций Государственного займа 1938 года позволила собрать статистику для организации конверсии остальных займов, которая состоялась в следующем году. В ходе реформы бумажная наличность была обменена на новые купюры в соотношении номиналов 10:1. Примечательно, что набор их колеров по номиналам полностью повторял последние банкноты царской России.
Вклады подверглись дифференцированной переоценке. Для сумм от 3 до 10 тысяч рублей отношение обмена было установлено 3:2, а от 10000 рублей и выше — 2:1. Реформа существенно укрепила систему государственного кредита, наблюдался большой приток вкладов в период реформы и после её проведения. Реформа ударила прежде всего по спекулянтам, державшим свои накопления на руках.
История России: Пятилетки – основные этапы развития страны в простом изложении
В конце 1930-х потребность в импорте оборудования стала сокращаться — мы уже производили своё. При этом мобилизационный курс развития экономики СССР сохранялся. Группа отраслей, производивших инвестиционные товары, известная также как группа А, развивалась активнее, чем группа отраслей, производивших товары потребительские группа Б. За Волгой строились предприятия, дублирующие фабрики и заводы, находившиеся в западных регионах СССР. Это спасло экономику страны в ситуации молниеносного нападения гитлеровской Германии. Кроме того, уже после начала нацистской агрессии многие предприятия, находившиеся к западу от Волги, удалось переместить в более безопасные места — на Урал, в Среднюю Азию. Эта передислокация промышленности была беспрецедентной в мировой истории. Несмотря на то что на СССР обрушилась основная тяжесть войны с гитлеровской Германией, наша экономика перенесла её увереннее многих других стран. Да, в первые годы войны бюджет у нас был дефицитным. И дефицит руководство государства закрывало, включая печатный станок. Но в конечном итоге наша финансовая система оказалась устойчивой.
Это лучшая оценка того, как была организована экономика СССР. Седачев — Как реализовывались пятилетние планы в послевоенные годы? И мы с этим успешно справились. Сами пятилетки сопровождались проводившимися на государственном уровне реформами: денежной реформой, реформой цен. Те, кто незаконно зарабатывал деньги на чужом горе в военные годы, лишились своих накоплений. А уровень жизни обычных людей рос. Каждое снижение цен утверждалось лично Сталиным. Как бы вы оценили с позиций сегодняшнего дня саму систему пятилеток? Насколько она была эффективной? В капиталистических странах в полной мере его реализовать было невозможно, но отдельные его элементы использовались на практике.
Дальше всех в этом продвинулись японцы в 1950—1960-е годы. Вот и независимая оценка.
Увеличить выход нефтепродуктов из нефти путем сокращения потерь и широкого внедрения каталитических процессов и других новейших методов производства бензина и технических масел. Построить за пятилетие четыре нефтеперерабатывающих завода и 16 нефтеперерабатывающих установок. Восстановить три нефтеперерабатывающих завода для обеспечения нефтепродуктами сельскохозяйственных и промышленных районов Юга». Большие успехи продемонстрировало и нефтяное машиностроение.
Так, был освоен выпуск тяжелых установок, предназначенных для бурения скважин глубиной 2,5—3 км. Основными производителями буровых станков в 1946 г. В том же году в Грозном были пущены в эксплуатацию первые в СССР опытно-промышленные установки каталитического крекинга отечественной системы. В отчете Грозненского обкома с гордостью отмечалось, что «за истекший год завод «Красный Молот» сдал две новейшие конструкции грязевых насосов, превосходящих лучшие американские образцы». В конце 1945 г. А на старых площадях были обнаружены новые нефтеносные поля.
Открытия были сделаны и в других районах, прежде всего — Волго-Уральском. Новые месторождения открывались во всех районах, в том числе в Азербайджане. Почти все оборудование, необходимое нефтяной промышленности, тогда производилось в СССР. По официальным советским статистическим данным, объем выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 г. Профессор А. Иголкин обоснованно полемизирует с теми, кто готов поставить под сомнение первоочередность решаемых в то время задач в экономике.
Он пишет[99]: «Современный исследователь В. Кудров полагает: «После войны вновь начался восстановительный период. Производство быстро росло. Главная задача, которая ставилась в то время, была связана с восстановлением опять же тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта. Как и прежде, о нуждах населения думали в остаточном варианте»[100].
Было восстановлено более 6 тысяч предприятий, достигнуты успехи почти во всех отраслях. Среди других итогов можно выделить: Уровень развития промышленности вышел на довоенный уже в 1948 году. Удалось добиться крупного снижения стоимости продуктов народного потребления. Советские ученые разработали ядерное оружие, благодаря чему США потеряли преимущество в противостоянии двух государств. К концу пятилетнего периода восстановления удалось устранить ущерб, который был нанесен сельскому хозяйству в годы Второй мировой. Начали активно развиваться машиностроение, черная металлургия и электроэнергетика. Таким образом, во время 4 пятилетки произошли структурные изменения в промышленности и народном хозяйстве. Грамотно продуманная политика СССР позволила оперативно устранить последствия Второй мировой войны, улучшить экономическую ситуацию и благосостояние граждан. Четвертый пятилетний план охватывал социальную, политическую и производственную отрасли. Если начало восстановительной пятилетки сопровождалось пессимистичными прогнозами и настроениями в обществе, после удачного воплощения в жизнь всех перечисленных в постановлении правительства пунктов все изменилось. За 4 года власть смогла доказать, что план является выполнимым - не без помощи лимитчиков , и все споры вокруг него исчезли. Понравилась статья? Поделитесь ей.
Экономический рост обеспечивался во многом благодаря производственному героизму народа, активному рационализаторству на производстве, внедрению достижений науки и техники, повышению квалификации инженерных и рабочих кадров [7] [8]. Экономист Г. Ханин в своих исследованиях пришёл к следующему выводу: «в последние годы четвертой пятилетки советская экономика твердо встала на путь интенсивного развития » [8]. НПЗ Советского Союза как и до войны перерабатывали практически всю добываемую нефть — сырьё не вывозилось. Добыча нефти в 1945 году составила 19 436 тыс. Машиностроение Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 году был в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. В 1947 году было произведено 9,6 тыс. Транспорт В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году.
Четвертая пятилетка (1946–1950 гг.). СССР достиг ядерного паритета
Вторая пятилетка была проведена в Советском Союзе с 1933 по 1937 годы. Кроме достижений СССР, о которых говорилось выше, только упомянем, что были ещё и победы в войне с Финляндией (1939) и в войне с Японией (1945), а также решалась такая масштабная задача, как создание социалистического лагеря. Телепередача "Семь дней истории". Советская история. 4-й 5-летний план 1946-1950 гг. Курс на восстановление тва. прямое тому подтверждение), но советский народ стойко справлялся со всеми нормами и даже перевыполнял планы.
Четвертая пятилетка
Ханин в своих исследованиях пришёл к следующему выводу: «в последние годы четвертой пятилетки советская экономика твердо встала на путь интенсивного развития » [8]. НПЗ Советского Союза как и до войны перерабатывали практически всю добываемую нефть — сырьё не вывозилось. Добыча нефти в 1945 году составила 19 436 тыс. Машиностроение Объём выпуска продукции машиностроения в СССР в 1950 году был в 2,3 раза больше, чем в 1940 году. В 1947 году было произведено 9,6 тыс. Транспорт В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году. Согласно расчётам Д. Остальную роль сыграли внешние факторы, важнейшими из которых стали помощь союзников в годы войны , послевоенные репарации, перемещение материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов с оккупированных СССР территорий [10].
Либо мы сделаем это, либо нас сомнут», — заявил советский лидер. Рабочей силы для воплощения в жизнь идей индустриализации было достаточно. Партия и комсомол успешно проводили пропагандистскую кампанию. Многие люди ради более высокого качества жизни уехали в города из сельской местности. Для создания новых предприятий активно привлекались иностранные специалисты. Первая и вторая пятилетки подарили стране Турксиб, Днепрогэс, «Уралмаш», ГАЗ, металлургические и тракторные заводы, а также многие другие стратегически важные промышленные объекты. Строители Днепрогэса собрались на митинг перед пуском станции. В 1930 году в СССР было введено всеобщее начальное образование, в городах — семилетнее. Советские учёные и педагоги выстраивали систему высшего технического образования. По итогам первых двух пятилеток производство чугуна и стали в СССР выросло в четыре раза, угля — в 3,5 раза, нефти — в 2,5 раза, электроэнергии — в семь раз. Роль пятилеток в войне Методист Музея Победы Ирина Архангельская отметила в разговоре с RT, что третья пятилетка проходила под знаком подготовки к Великой Отечественной войне. По словам Архангельской, третья пятилетка — это этап обширного строительства. В эти годы было введено в строй около 3 тыс. К 1941 году Урал, Сибирь, Средняя Азия, восточные регионы страны стали играть заметную роль в промышленном производстве.
Вновь заработали гиганты металлургии и машиностроения Юга. Начиная с 1947 года, вплоть до 1953 года, весной проходили снижения розничных цен на продукты питания и товары широкого потребления. Глава государства — И. Основная хозяйственно-политическая задача послевоенной пятилетки была сформулирована И.
Колхозам вменялось в обязанность поставлять государству заданный объём продукции по устанавливаемым сверху ценам: сдача хлеба и другой сельскохозяйственной продукции государству рассматривалась как «первая заповедь колхозника». Оплата труда колхозников производилась преимущественно натурой по «трудодням». В личной собственности колхозника оставался «подсобный» участок и немного домашнего скота. За счет приусадебного участка, размер которого был заметно меньше дореволюционного общинного надела от 0,25 до 1 га земли , в основном кормились и выживали крестьяне. На словах, вступление в колхоз было добровольным, и добровольцы находились. Но в большинстве случаев крестьяне испытывали сильнейшее давление, которому не имели сил противостоять. Для организационного обеспечения «колхозного движения» на село, в порядке партийной мобилизации, направлялись десятки тысяч коммунистов из рабочих. Составной частью коллективизации было «раскулачивание». Еще в ноябре 1929 г. Сталин заявил о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса». У кулаков отбирались и передавались колхозам постройки, скот, техника, инвентарь, а их самих вместе с семьями выселяли в отдаленные районы страны спец переселенцы. В 1930-1931 гг. Крестьяне сопротивлялись насильственной коллективизации — только в январе-марте 1930 г. Но подобные выступления беспощадно подавлялись. К концу 1933 г. Рычагами воздействия на колхозы стали машинно-тракторные станции МТС — государственные предприятия, оснащенные тракторами, комбайнами, сенокосилками, железными плугами и др. Через МТС государство как бы подводило материально-техническую базу под колхозное строительство. В то же время политотделы МТС 1931-1934 гг. Колхозная собственность охранялась не менее сурово, чем государственная. С 1932 г. Коллективизация сопровождалась резким падением объемов сельскохозяйственного производства. С коллективизацией также связан массовый голод 1932-1933 гг. Голод возник в результате неурожая и почти полного изъятия государством зерна у коллективизированных крестьян О разных версиях и причинах голодомора читайте в нашей статье. По разным данным, погибло от 4 до 7 млн. В результате коллективизации вместо прежнего крестьянина — частного собственника — появился класс колхозного крестьянства. В 1937 г. В 1932 г. ГУЛаг В 1930-е гг. В ГУЛаге так называлось Главное управление лагерей использовался бесплатный труд заключенных: уже в 1929-30 гг. ГУЛаг превратился в важную часть хозяйственной системы. Работая в тяжелейших условиях, заключенные осваивали северные территории, прорыли за 20 месяцев гигантский Беломоро-Балтийский канал, также канал Москва-Волга, строили БАМ с 1933 г. В Дальстрое Колымские лагеря они добывали золото, руду, валили лес.
«Произошла вторая революция»: экономист — о пятилетних планах развития народного хозяйства СССР
Да, в первые годы войны бюджет у нас был дефицитным. И дефицит руководство государства закрывало, включая печатный станок. Но в конечном итоге наша финансовая система оказалась устойчивой. Это лучшая оценка того, как была организована экономика СССР.
И мы с этим успешно справились. Сами пятилетки сопровождались проводившимися на государственном уровне реформами: денежной реформой, реформой цен. Те, кто незаконно зарабатывал деньги на чужом горе в военные годы, лишились своих накоплений.
А уровень жизни обычных людей рос. Каждое снижение цен утверждалось лично Сталиным. Как бы вы оценили с позиций сегодняшнего дня саму систему пятилеток?
Насколько она была эффективной? В капиталистических странах в полной мере его реализовать было невозможно, но отдельные его элементы использовались на практике. Дальше всех в этом продвинулись японцы в 1950—1960-е годы.
Вот и независимая оценка. Что касается СССР, то некоторое ослабление системы планирования произошло во второй половине 1960-х с введением так называемого хозрасчёта на предприятиях. Вскоре стало ясно, что эта реформа Косыгина — Либермана может завести страну в тупик, и её стали сворачивать.
Но прежнюю модель в полной мере восстановить уже не смогли, поэтому в СССР возник «застойный социализм». А полный развал системы планирования начался во второй половине 1980-х годов на фоне реформ, проводимых Михаилом Горбачёвым. Тогда многие предприятия получили возможность существовать автономно, не выполняя пятилетние планы, а работая на так называемый свободный рынок.
У нас часто говорят о «японском экономическом чуде», «немецком экономическом чуде», «южнокорейском экономическом чуде». Но подлинным экономическим чудом была индустриализация в СССР. Каждый день в строй вводилось в среднем по два новых предприятия.
Где-то ещё происходило нечто подобное? Ни в одной другой стране мира.
Примечательно, что мы не ждали окончания войны, чтобы приступить к восстановлению, — оно началось ещё во время войны Валентин Катасонов, доктор экономических наук, «Экономика Сталина». Основная хозяйственно-политическая задача послевоенной пятилетки была сформулирована И. Сталиным 9 февраля 1946 года: "восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах". Советские люди своим героическим трудом успешно решили эту задачу.
Построено новых и восстановлено 6200 крупных промышленных предприятий. Восстановлен металлургический завод Запорожсталь. Вступила в строй Днепрогэс, Заработали все шахты Донбасса. Сельское хозяйство вышло на предвоенный уровень. Успешно шла работа по Атомному проекту - было создано атомное оружие. Кроме достижений СССР, о которых говорилось выше, только упомянем, что были ещё и победы в войне с Финляндией 1939 и в войне с Японией 1945 , а также решалась такая масштабная задача, как создание социалистического лагеря.
Были построены новые заводы и фабрики, введены в эксплуатацию новые технологии и оборудование. Сельское хозяйство В сельском хозяйстве третьей пятилетки были предприняты меры для увеличения производства сельскохозяйственных товаров. Были проведены коллективизация и механизация сельского хозяйства, что позволило повысить эффективность производства и увеличить урожайность. Также были осуществлены меры по развитию животноводства и рыболовства. Транспортная система В рамках третьей пятилетки было проведено строительство новых железных дорог, расширение автомобильных дорог и развитие водного транспорта. Это позволило улучшить транспортную инфраструктуру страны и обеспечить более эффективную доставку товаров. Жизненный уровень населения Одной из целей третьей пятилетки было повышение жизненного уровня населения. Были предприняты меры по улучшению жилищных условий, развитию образования и здравоохранения, а также расширению доступа к культурным и спортивным мероприятиям. Однако, третья пятилетка была прервана началом Второй мировой войны в 1941 году.
Война потребовала перенаправления ресурсов и усиленной мобилизации на военные нужды, что привело к приостановке многих планов и программ развития. В целом, третья пятилетка была периодом интенсивного развития Советского Союза, но ее результаты были сокращены из-за войны. Четвертая пятилетка 1946-1950 Четвертая пятилетка была проведена в послевоенный период с 1946 по 1950 годы. Она была направлена на восстановление и развитие народного хозяйства Советского Союза после разрушительных последствий Второй мировой войны. Основные цели четвертой пятилетки включали восстановление промышленности, сельского хозяйства, транспорта и жилищного строительства, а также развитие науки и культуры. Основные направления развития: 1. Промышленность: В рамках четвертой пятилетки было проведено масштабное восстановление и развитие промышленности. Были восстановлены разрушенные предприятия, запущенные новые производства и осуществлено внедрение новых технологий. Особое внимание уделялось развитию тяжелой промышленности, такой как металлургия и машиностроение.
Сельское хозяйство: Четвертая пятилетка также ставила перед собой задачу восстановления и развития сельского хозяйства. Были проведены работы по восстановлению разрушенных сельскохозяйственных угодий, внедрению новых методов обработки почвы и повышению урожайности. Также было осуществлено развитие животноводства и сельскохозяйственной техники. Транспорт: В рамках четвертой пятилетки было проведено развитие транспортной инфраструктуры. Были построены новые дороги, железные дороги, аэропорты и порты.
До этого имели место лишь отдельные поставки грузовиков, преимущественно дружественным СССР странам. Получив признание на родине, ГАЗ-М-20 проложил для советской автоиндустрии путь на мировой рынок. Автомобиль охотно покупали в скандинавских странах, в Бельгии, в ряде государств Западной Европы, где появились первые торговые представители горьковской марки. В 1956 году для представительства советского автопрома на мировом рынке было создано внешнеторговое объединение «Автоэкспорт». Если до войны экспорт ограничивался лишь незначительным количеством «трехтонок», то «Победа» заставила всерьез заговорить об успехах и возможностях отечественного автомобилестроения.
В послевоенной Европе ощущалась нехватка относительно недорогих, комфортабельных автомобилей, и «Победа» быстро нашла устойчивый сбыт во многих странах. Творение советских инженеров и механиков — «Победа» во многом превзошла свои западные аналоги. В этом превосходстве — секрет ее популярности в тогдашней Европе. Это был особенный, со множеством оригинальных решений автомобиль. Именно таких, сравнительно недорогих, выносливых о кузове этой машины до сих пор ходят легенды , прихотливых к плохому бензину, но в то же время комфортабельных легковушек в мире было мало. С 1951 года производство модели было налажено в Польше. Поляки назвали автомобиль «Варшавой» и продолжали собирать его вплоть до 1973 года. Если верить слухам, то и в 80-ые годы XX века китайские товарищи собирали небольшими партиями «Победы» — для себя, ибо очень хороша машина… На Западе советская машина получила благожелательные отзывы. Английский журнал «Motor» в 1952 году по результатам тест-драйва характеризует «Победу», которую тогда только начинали продавать в Бельгии, как «интересный автомобиль», отмечает высокую проходимость, хорошую комфортабельность, достойное качество изготовления, но ругает за высокую шумность и плохую динамику. Журнал «Cars» США за 1953 год в обзорной статье, посвященной советским автомобилям, называет «Победу» «прекрасно выглядящей машиной современного дизайна», «копирующей "некоторые лучшие черты американских автомобилей"», отмечает, что машина «весьма хорошо сделана», «приближается к обычному американскому автомобилю легкого класса вроде "Форда" или "Шевроле"», но «тяжелая и недостаточно мощная».
В 1957 году американский журнал «Science and mechanics», также проведя тест-драйв темно-серой «Победы» 1956 года выпуска, отмечает устаревшую конструкцию и дизайн, слабый двигатель и грубое изготовление с большим использованием ручного труда, но хвалит «Победу» за продуманные детали конструкции жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки, набор инструмента и так далее , высокое качество хромировки и подгонки деталей. Служба в такси: от России до Финляндии «Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где ее любили таксисты, скандинавские страны и Бельгию, где всегда покупали немало советских машин; такси в Финляндии, как массовое явление, вообще фактически началось именно с «Побед», — до этого таксопарки были укомплектованы разношерстными автомобилями довоенных моделей. Первые автомобили «Победа» начали применяться в таксомоторной службе в 1946 году, вытесняя остававшиеся в строю «Эмки» и ЗИС-101, а также вынужденно использовавшиеся в первые послевоенные годы поступавшие по репарациям малолитражные германские DKW. Массовое появление их пришлось уже на 1947 год. Они быстро завоевали любовь водителей за неприхотливость, высокие эксплуатационные и ходовые качества и достаточно высокий по тем временам комфорт. В 1948 году руководство Моссовета приняло решение об единой раскраске «Побед»-такси — светлый верх, серый низ, серый шашечный пояс по бортам кузова и опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Первые такси с зеленым огоньком вышли из ворот 5-го таксопарка, открывшегося в Москве 04. В 1949 году был налажен массовый выпуск специальной версии для такси — М-20А. Их было выпущено 37 492 штуки. Машины поздних выпусков имели уже не единую светло-серую окраску, а более разнообразную — бежевую, салатовую и так далее.
Последние «Победы»-такси в Москве были выведены из эксплуатации в 1962 году. Нужно сказать, что поездка на «Победе»-такси была доступной практически каждому трудящемся человеку. Одно из незапланированных инженерами ГАЗа испытание автомобиля «Победа» было проведено в 7 часов утра 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинске. Там, в глухих казахских степях, проводились испытания первой атомной бомбы РДС-1. На опытном поле, в круге радиусом 10 километров, были построены сооружения, подведена техника, привезены животные. Предполагалось не только доказать работоспособность первой советской атомной бомбы, но и изучить поражающее воздействие нового оружия. На расстоянии 1000 метров от будущего эпицентра и далее, через каждые 500 метров, были установлены 10 новеньких легковых автомобилей «Победа». Перед их взорами раскинулась картина тотального разрушения. Кроме прочего, сгорели и все десять «Побед». По иронии судьбы, «Победами» правительство и награждало отличившихся при создании бомбы специалистов.
РДС-1 — первая советская атомная бомба — шаг к глобальной стабильности на Земле Конец 30-х — начало 40-х годов XX столетия ознаменовались выдающимися открытиями в области физики: деление тяжелых ядер и возможность цепной реакции деления. Эти открытия означали, что перед человечеством открывается возможность практического использования нового мощного источника энергии — энергии деления ядер. Однако политическая обстановка в мире в этот период предопределила то, что усилия ученых ряда стран мира по поиску путей использования ядерной энергии вскоре оказались направленными в первую очередь на создание атомных бомб. Первые атомные бомбы были созданы в Соединенных штатах Америки и применены США в войне с Японией уже через шесть с половиной лет после открытия деления. Еще через четыре года СССР создал и испытал свою первую атомную бомбу. Достижение ядерного паритета, важным шагом к которому явилось создание первой отечественной атомной бомбы, сказалось на судьбах человечества, способствуя глобальной стабильности и миру на Земле. Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путем приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путем. В итоге была создана РДС-1 «изделие 501», атомный заряд «1—200» — первая советская атомная бомба. Мощность бомбы — 22 килотонны длина 3,7 м, диаметр 1,5 м, масса 4,6 т.
Хотя некоторые системы, такие как баллистический корпус и электронная начинка, были советской разработки. Одновременно разрабатывалось два варианта бомбы: С-1 и С-2. Но в 1948 году работы по РДС-2 были свернуты. Разработка бомбы шла по четырем направлениям: отработка ядерного заряда, разработка металлического ядра, определение критической массы активного вещества, отработка взрывателя. В СССР еще не было опыта разработки подобных бомб, проведения аэродинамических испытаний корпусов бомб, опыта сбрасывания бомб с больших высот. Однако уже летом 1946 года в КБ-47 были изготовлены чертежи 4 вариантов бомбы и переданы в КБ-11. По этим чертежам к концу года было изготовлено по 10 корпусов бомб на каждый вариант. Параллельно в КБ-11 шла разработка корпуса будущей бомбы, который и был взят впоследствии за основу. Вариантов нейтронного запала взрывателя было предложено целых 20. После экспериментальных проверок был выбран вариант, предложенный Ю.
Харитоном и К. Много времени ушло на отработку компановки систем автоматики внутри корпуса». К лету 1949 года были решены и отработаны все вопросы, связанные с конструкцией РДС-1. Первой атомной бомбе дали обозначение РДС-1. Это название произошло от правительственного постановления, где атомная бомба была зашифрована как «реактивный двигатель специальный», сокращенно РДС. Обозначение РДС-1 широко вошло в жизнь после испытания первой атомной бомбы и расшифровывалось по-разному: «Реактивный двигатель Сталина», «Россия делает сама» и т. Руководство испытаниями осуществлялось Государственной комиссией.
План и основные задачи четвертого пятилетнего плана
- В СССР принят четвёртый пятилетний план: праздники и памятные даты (события) 18 марта
- Советская экономика после войны: 4-ая пятилетка
- Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
- Победить разруху. Как в Советском Союзе после войны жизнь налаживали | Аргументы и Факты
- Содержание
- Промышленное развитие ссср в годы 4й пятилетки.
Главные задачи
- Послевоенное развитие
- Четвертая пятилетка (1946–1950 гг.). СССР достиг ядерного паритета
- «Вопреки мифам»: как пятилетки изменили экономику СССР — РТ на русском
- План и результаты 📙 четвертой пятилетки (1946-1950 гг.) - Экономика
- Восстановление экономики после Великой Отечественной войны
- Содержание
Please wait while your request is being verified...
Однако советский общественный и государственный строй, социалистическая плановая система хозяйства обеспечили их преодоление. Вторая пятилетка была проведена в Советском Союзе с 1933 по 1937 годы. Однако советский общественный и государственный строй, социалистическая плановая система хозяйства обеспечили их преодоление. Кроме достижений СССР, о которых говорилось выше, только упомянем, что были ещё и победы в войне с Финляндией (1939) и в войне с Японией (1945), а также решалась такая масштабная задача, как создание социалистического лагеря. Союз Советских Социалистических Республик.
Восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
Советский плакат времён Четвёртого пятилетнего плана. — Какова была ситуация в экономике Советского Союза перед введением пятилетних планов? Четвёртая пятилетка. Для СССР война явилась по существу, первым «открытием» Запада. Объем капиталовложений в четвертой пятилетке только по УССР составлял 65,1 млрд, руб., что превысило капиталовложения во все народное хозяйство СССР в первой пятилетке.