Twoje źródło najświeższych wiadomości na Rzeczpospolitej. Несмотря на все беды, которые пережила Польша в 20 веке, она восстановила свое богатое наследие, традиции и экономику.
Власти Польши заявили, что республика не готова к военному конфликту
Больше новостей в нашем официальном телеграм-канале «Фонтанка SPB online». Подписывайтесь, чтобы первыми узнавать о важном. По теме.
Западные союзники и высшие военные чины все больше беспокоятся о возможном распространении насилия в результате полномасштабного вторжения Путина в Украину, поскольку российский лидер продолжает выступать с завуалированными ядерными угрозами в адрес Запада и хранит атомное оружие в Беларуси, которая граничит с членами НАТО Польшей, Литвой и Латвией. С тех пор правоцентристская администрация Туска пытается отменить многолетнюю политику PiS, обещая восстановить демократические стандарты в стране и улучшить отношения с Брюсселем. Туск недавно предупредил , что Европа находится в «предвоенной эпохе», но ей предстоит пройти еще «долгий путь», прежде чем она будет готова противостоять грядущей угрозе.
А недавно президент Польши Анджей Дуда заявил, что Польша «готова» разместить на своей территории ядерное оружие , если НАТО решит усилить свой восточный фланг.
Западные союзники и высшие военные чины все больше беспокоятся о возможном распространении насилия в результате полномасштабного вторжения Путина в Украину, поскольку российский лидер продолжает выступать с завуалированными ядерными угрозами в адрес Запада и хранит атомное оружие в Беларуси, которая граничит с членами НАТО Польшей, Литвой и Латвией. С тех пор правоцентристская администрация Туска пытается отменить многолетнюю политику PiS, обещая восстановить демократические стандарты в стране и улучшить отношения с Брюсселем. Туск недавно предупредил , что Европа находится в «предвоенной эпохе», но ей предстоит пройти еще «долгий путь», прежде чем она будет готова противостоять грядущей угрозе. А недавно президент Польши Анджей Дуда заявил, что Польша «готова» разместить на своей территории ядерное оружие , если НАТО решит усилить свой восточный фланг.
Стоимость билета зависит от города, из которого отходит паром, и страны, куда он направляется, и составляет, как правило, около 65 евро. Поиск авиабилетов в Польшу Поиск авиабилетов в Польшу Мы сравниваем все доступные варианты перелётов по вашему запросу, а потом направляем вас для покупки на официальные сайты авиакомпаний и агентств. Стоимость авиабилета, которую вы видите на Aviasales — финальная. Мы убрали все скрытые услуги и галочки.
Мы знаем, где купить авиабилеты дешево. Билеты на самолет в 220 стран мира. Поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний. Мы сотрудничаем с Aviasales. К концу первого тысячелетия здесь уже проживали племена полянов, давших современное название стране, лендзянов от имени которых произошло просторечное название поляков — «ляхи» и некоторые другие. В 800 — 960 годах они образовали около 20 отдельных княжеств. Самым крупным княжеством было Польское государство, образованное полянами в X веке. Христианство в нём было принято в 966 году. С 1025 года Польша стала королевством.
В XIV веке, присоединив к своим владениям Галицко-Волынское княжество, Польша попыталась захватывать западнорусские земли, ослабленные татаро-монгольским вторжением. В 1569 году Польша объединилась с Великим княжеством Литовским и образовала новое государство — Речь Посполитую. В 1610 году польская армия генерала Жолкевского разбила русско-шведское войско и двинулась на Москву.
Польша – последние новости
В интервью ТАСС Рябков подчеркнул, что идея постоянного размещения ядерных объектов в Польше является чрезвычайно провокационной и может стать причиной серьезной военной угрозы для России. Замминистр также указал на дестабилизирующий характер расширения практики совместных ядерных миссий НАТО, особенно когда речь идет о приближении к российским границам. По мнению Рябкова, это может значительно обострить уже и так напряженные отношения между Россией и альянсом. Ситуация с размещением ядерного оружия обсуждается на высшем уровне в Польше.
Она привела к финансовым потерям, «потере доверия и престижа», ухудшению внешних отношений и оттеснила Польшу «на обочину самых важных дебатов в Европейском союзе, а также в НАТО». Если предыдущее правительство выбрало «путь конфронтации», то у нового будут другие приоритеты, сказал Сикорский, предвидя, что в первой половине 2025 года Польша будет председательствовать в ЕС на основе ротации. Польша быстро превращается в оборонного тяжеловеса и занимает 14-е место в мире по объему военных расходов, увеличив свои расходы на 75 процентов в период с 2022 по 2023 год до 31,6 миллиарда долларов, согласно данным , опубликованным на этой неделе Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира.
Источник перевода: newsstreet.
Читайте, анализируйте, делитесь с друзьями! И запомните — никаких фейков и непроверенной информации. Оставайтесь сегодня с нами и будьте всегда в курсе самых актуальных польских новостей. На объекте, который будет стоить 260 миллионов долларов США и….
Ранее власти Польши объявили о готовности содействовать Киеву в возвращении находящихся в стране украинцев призывного возраста. Эксперты констатируют, что такое решение со стороны «союзников» Украины последовало после принятия нового закона о мобилизации и одобрения в США допфинансирования для Киева.
'+obj.error+'
последние известия. Антироссийски настроенные сторонники Польской социалистической партии (ППС) полагали, что путь к независимости Польши лежит через поражение России в войне. Сунак заявил о планах Великобритании направить свои истребители в Польшу в 2025 году. Несмотря на все беды, которые пережила Польша в 20 веке, она восстановила свое богатое наследие, традиции и экономику. Феодалы поощряли не только польскую, но и немецкую сельскую и городскую колонизацию, что привело к появлению в ряде городов экономически и политически сильного немецкого Патрициата.
событий в Польше
Польша сегодня — ICAN заявила о нарушении НАТО международных договоров в случае размещения ЯО в Польше. День независимости Польши 11 ноября. свежие польские новости на русском. Власти Польши «схватились за голову» после одной из недавних шуток российского президента Владимира Путина. Информация о Польша новости, события. ведущая газета Польши: новости, события, то что интересует. Но для того чтобы въехать в Польшу из других государств Шенгенского соглашения, уважительные причины не нужны.
Новая этика Дуды. Президент Польши назвал поляков «свиньями»
Najnowsze wiadomości, najświeższe informacje, najciekawsze komentarze i opinie. Polska i świat, polityka, historia, biznes, kultura, Tygodnik Wprost oraz blogi. Резонансные события Польши на русском языке собраны в одном разделе и всегда находятся на главной странице. День независимости Польши 11 ноября.
Польша дважды за ночь поднимала истребители из-за ударов на Украине
В максималистском сценарии, при котором Польша будет иметь эскадрилью истребителей, предназначенных в том числе для выполнения ядерной миссии, в Польше будет склад ядерного оружия. Это, несомненно, станет важным политическим сигналом. Однако следует помнить, что символика и сигнализация — это еще не всё. Это не будет "польский" ядерный арсенал. Чтобы его использование стало возможным, союзникам, в первую очередь американцам, нужно будет дать своё согласие на политическом уровне" — написал Пекарский в материале для польского портала OKO. Соответствующее заявление он сделал отвечая на вопросы пользователей соцсети Х в профиле партии "Гражданская платформа" При этом польское общество разделилось в вопросе размещения ядерного оружия на территории Польши. Стоит отметить, что декларация президента Польши о готовности разместить на берегах Вислы американское ядерное оружие — далеко не первое подобное заявление польских политиков наивысшего ранга за последние годы. Так, в начале апреля 2022 года Ярослав Качиньский, лидер тогда правящей партии "Право и Справедливость" её выдвиженцем является Дуда , выразил подобную готовность в интервью немецкому изданию Die Welt. Да и в польском обществе подобные настроения существуют достаточно давно.
Карту поляка можно будет получить в каждом воеводстве Польши 04. Снятие ограничений по Covid-19 в Польше 24. Минздрав Польши: мы находимся на пороге четвертой волны эпидемии 09. Польша находится на пороге четвертой волны эпидемии коронавируса.
Об этом... Поляки все чаще используют туристические ваучеры в отпуске 06.
Так что если бы мы давали территорию, радары, другие элементы, а они дали бы то, что они делают лучше всего, то в сумме это имело бы экономическую пользу и военную пользу. В итоге мы были бы в безопасности», — цитирует его «Свободная пресса».
Минобороны России подчеркивает, что удары наносятся исключительно по военным и энергетическим объектам Украины и связанной с ними инфраструктуре.
Ранее 5-tv.
Польша – последние новости
Детская смертность высокая и в 2003 она достигала 8,95 на 1000 новорожденных. Женское население превышает мужское из-за значительных потерь мужчин во время Второй мировой войны; в 1997 на 105 женщин в Польше приходилось 100 мужчин. Средняя продолжительность жизнив стране — 70,04 у мужчин и 78,52 у женщин. В результате германо-советского договора 1939 о разделе Польши, приблизительно 13 млн. К июню 1949 1503,8 тыс.
Не менее 500 тыс. Из 3440 тыс. На немецких землях, включенных в состав Польши после Второй мировой войны по решениям Потсдамской конференции, в 1939 проживало 8,3 млн. Более 5 млн.
Им не разрешили вернуться назад, а вскоре все оставшиеся здесь немцы были переселены в Германию. Примерно 800 тыс. Католичество играет в польском народе и его истории важную роль. Крупнейшими городами страны по оценке 1996 являются тыс.
В Люблине в 1944 под покровительством СССР было сформировано Временное правительство, в котором преобладали коммунисты. После окончания войны представители Польской рабочей партии ППР , Польской социалистической партии ППС и Польской крестьянской партии создали правительство национального единства. В 1947 коммунисты распустили эту коалицию и создали государство народной демократии, что нашло отражение в конституции Польской Народной Республики, принятой в июле 1952. Поправка 1976 к конституции официально утвердила руководящую роль этой партии.
Несмотря на усиление политического контроля, польское коммунистическое государство столкнулось в послевоенные годы с сильной политической оппозицией. Причинами недовольства были ограничения личной свободы и возможности участвовать в политической жизни, а также низкий уровень жизни. Кроме того, многие поляки были настроены против политики ПОРП, направленной на отделение церкви от государства. Массовые демонстрации и протесты в 1956, а затем в 1970 вынудили власти сменить лидеров и изменить политику на более либеральную.
В 1976 Комитет защиты рабочих, состоявший из известных диссидентов-интеллектуалов, стал первой институциональной формой оппозиции. Затем возник независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность» зарегистрирован в ноябре 1980, объединил 8 млн. ПОРП стала терять власть, и в декабре 1981 генерал Войцех Ярузельский, лидер коммунистов и главнокомандующий польской армии, ввел военное положение, поставил «Солидарность» вне закона и интернировал ее лидеров. Военное положение не решило проблем страны.
Профсоюз продолжал действовать в подполье и сохранил свое влияние в польском обществе, выступая под лозунгами борьбы с тоталитарной коммунистической системой и коренных демократических и социально-экономических преобразований. В июне 1989 в Польше были проведены первые в странах Восточной Европы свободные парламентские выборы, на которых победила «Солидарность». С 31 декабря 1989 страна стала называться Республика Польша, 29 января 1990 11-й съезд ПОРП принял решение о роспуске партии, а 9 декабря 1990 президентом республики был избран лидер «Солидарности» Лех Валенса. Государственные органы власти.
По конституции 1952, парламент являлся высшим органом государственной власти. Государственный совет избирался парламентом во главе с председателем, который исполнял также обязанности главы государства. Совет министров, избиравшийся парламентом и подотчетный ему, являлся высшим исполнительным органом. После поправок к конституции в 1989 в эту систему были внесено несколько важных изменений: был создан сенат — высшая палата парламента; упразднен Государственный совет; учрежден пост президента республики; реорганизована судебная система.
До конституционных поправок 1989 парламент состоял из одной палаты — cейма, члены которого избирались на 4-летний срок. Сейм был уполномочен разрабатывать и принимать законы, утверждать бюджет и государственный народнохозяйственный план, назначать и снимать министров, избирать Государственный совет и контролировать деятельность других органов государственной власти и управления. С начала 1950-х годов выдвижение кандидатов на выборах в cейм контролировалось политической организацией, продолжительное время называвшейся Национальным фронтом, в котором господствовали коммунисты. В 1982, после введения военного положения, она получила название «Патриотическое движение за национальное возрождение» и выдвинуло единый список кандидатов от ПОРП, Объединенной крестьянской партии, Демократической партии и независимых кандидатов.
В 1980-х годах давление оппозиции заставило польских лидеров увеличить число кандидатов: на выборах 1980 в сейм были выдвинуты 646 кандидатов на 460 мест; на выборах 1985 — 870 кандидатов. В феврале — апреле 1989 прошли переговоры «круглого стола» между представителями основных политических сил страны. Была учреждена верхняя палата парламента — сенат из 100 членов. Сенат получил право вето на законы, принимаемые cеймом, но вето сената могло быть преодолено двумя третями голосов депутатов сейма.
Выборы в июне 1989 завершились убедительной победой «Солидарности»: ее кандидаты получили всю выборную квоту мест 161 в cейме, а в cенате — 99 из 100 мест. В ноябре 1992 президент Лех Валенса подписал Конституционный акт так называемую Малую конституцию , который предусматривал введение сильной президентской власти. В мае 1997 на референдуме была принята новая конституция. Она явилась плодом компромисса между парламентским большинством, принадлежавшим бывшим коммунистам Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия , и двумя оппозиционными партиями Союз свободы, Союз труда.
Новая конституция ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента. Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства. Сенат состоит из 100 членов, избираемых большинством голосов в 16 воеводствах на 4-летний период. Выборы назначаются президентом республики.
Сейм может быть распущен большинством двумя третями голосов его членов или, в некоторых случаях, президентом. Референдум по особо важным вопросам может быть назначен cеймом абсолютным большинством голосов или президентом с согласия cената. Органы исполнительной власти. С 1990 президент избирается путем всеобщего голосования сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз.
Президент должен быть гражданином Польши. По конституции 1997, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989.
Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре. Лех Валенса выиграл президентские выборы в декабре 1990 после второго тура, как и Александр Квасьневский в 1995. Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения.
Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма. Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти. Местные органы власти. До 1990 местные органы государственной власти состояли из построенных по иерархическому принципу народных советов, члены которых избирались на 3 года населением соответствующих территориальных единиц.
Формально депутаты могли отзываться избирателями. Народные советы руководили местной экономической, социальной и культурной деятельностью и координировали местные нужды с государственными потребностями. С 1990 до конца 1998 основной единицей местных органов власти являлась община гмина — всего общин было 2121. В стране насчитывалось 49 воеводств, в т.
Промежуточное звено местного управления — 293 округа повята были ликвидированы в 1975. В июле 1998 парламент принял закон о новом административном делении страны; цель его — передача значительной части полномочий местным органам власти. Закон, вступивший в силу 1 января 1999, восстановил повяты которых теперь 308 , придал 65 городам статус повятов и одновременно уменьшил число воеводств с 49 до 16. На местные выборах в октябре 1998 были избраны 63,8 тыс.
Судебная система. Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются.
Пост государственного прокурора, который до 1989 являлся ключевым в судебной системе страны, был подчинен министру юстиции. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются cеймом с согласия cената. В 1998 правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского союза. В соответствии с ними планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения.
Политические партии. Ее партнерами являлись Объединенная крестьянская партия и Демократическая партия. ПОРП возникла в 1948 в результате слияния Польской рабочей партии образована в 1942 вместо Коммунистической партии Польши, распущенной в 1938 Коминтерном и Польской социалистической партии, после их чисток. После выхода «Солидарности» на политическую арену Демократическая партия и Объединенная крестьянская партия отказались от своего подчинения ПОРП и объединились с «Солидарностью».
Позже обе эти партии объединились в Союз демократических левых сил. Владислав Гомулка, возглавлявший Польскую рабочую партию до ее объединения с Польской социалистической партией, в 1948 подвергся гонениям за «национальный уклон», то есть за то, что ставил интересы Польши выше интересов международного коммунистического движения. Гомулка положил начало либерализации и получил некоторую независимость от КПСС. К концу 1950-х годов процесс либерализации сошел на нет.
В 1968 Гомулка подавил восстание студентов и интеллектуалов, провел чистки в университетах и фактически одобрил кампанию антисемитизма, развязанную аппаратом ЦК ПОРП. Гомулка был вынужден уйти в отставку в декабре 1970, после того как приказал полиции в Щецине стрелять в рабочих, которые выступили против его экономической политики было убито не менее 70 рабочих. В июне 1976 уже он подавил новые выступления рабочих, поддержанные студентами и оппозиционно настроенной интеллигенцией. В 1976 варшавскими и гданьскими интеллигентами был создан Комитет защиты рабочих для оказания помощи арестованным.
С началом нового движения рабочих в 1980 неспособность ПОРП разрешить кризис стала очевидной. В течение нескольких недель политика лидера партии полностью обанкротилась, и Герека сменил Станислав Каня, который согласился с большинством требований рабочих. При поддержке оппозиционно настроенной интеллигенции во главе с Брониславом Геремеком, Яцеком Куронем, Тадеушем Мазовецким и Адамом Михником рабочие создали массовое независимое профсоюзное движение «Солидарность», которое добилось права на проведение забастовок и самоуправление. Под руководством электрика Гданьской судоверфи Леха Валенсы «Солидарность» стала массовой оппозиционной партией, оспаривавшей главенствующую роль ПОРП в политической жизни Польши.
Католическая церковь, усилившая свое влияние после избрания в 1978 поляка Кароля Войтылы папой римским Иоанном Павлом II, поддерживала «Солидарность». Несмотря на попытки внутренней демократизации, ПОРП не была готова уступить свою руководящую роль. Более того, успехи «Солидарности» вызвали угрозу советского военного вторжения в Польшу. Кризис достиг пика в 1981, когда Каню в качестве руководителя партии сменил генерал Войцех Ярузельский.
В декабре 1981, после выступления «Солидарности» с призывом провести референдум о легитимности власти коммунистов и союзе Польши с Советским Союзом, Ярузельский ввел в стране военное положение. Однако в течение 1980-х годов становилось все очевиднее, что правительство не сможет модернизировать экономику без сотрудничества с рабочими. В 1983 военное положение было отменено. На выборах в июне 1989 победила «Солидарность».
В августе 1989 депутат «Солидарности» Тадеуш Мазовецкий был назначен на пост главы правительства. В апреле 1990 внутри «Солидарности» произошел раскол, когда Валенса, готовясь к выдвижению своей кандидатуры в президенты, назвал темпы политических реформ правительства медленными, а последствия его экономической политики расценил как тяжелое бремя для рабочих. В результате этого «Солидарность» распалась на несколько политических движений, от националистических групп правого толка до новых рабочих профсоюзов на левом фланге. С 1990 по 1993 в Польше у власти находились правительства, сформированные неустойчивыми политическими коалициями, которые быстро сменяли друг друга.
После вотума недоверия правительству Ганны Сухоцкой летом 1993 президент Валенса распустил парламент. В результате новых выборов к власти пришло коалиционное правительство Союз демократических левых сил и Польская крестьянская партия , сначала во главе с премьер-министром Вольдемаром Павляком октябрь 1993 , затем с Юзефом Олексой март 1995 и в конце концов с Влодзимежем Чимошевичем февраль 1996. Поражение партий «послеавгустовского лагеря» политических организаций, вышедших из недр движения «Солидарность» на выборах 1993 потребовало переоценки их политической стратегии. Несмотря на то, что эти партии все вместе получили голосов в целом больше, чем бывшие коммунисты, каждая из них не смогла преодолеть 5-процентного барьера, необходимого по избирательному закону для того, чтобы попасть в парламент.
В результате Демократический союз и Либерально-демократический конгресс в 1994 объединились в Союз свободы, а в 1996 более тридцати политических партий образовали избирательный блок «Солидарность» ИБС. Польская крестьянская партия — партнер по коалиции Союза демократических левых сил — потерпела поражение. Бузеком ИБС. Вновь встал вопрос о декомунизации и люстрации.
В июне 1998 Сейм принял постановление об осуждении коммунистического тоталитаризма и внес поправки в Закон о люстрации, согласно которым все кандидаты на руководящие посты в органах государственной власти должны заполнить декларацию, в которой они отрицают или признают свое сотрудничество со спецслужбами ПНР. Правительство Е. Бусека выдвинуло четыре программы реформ: административного устройства, пенсионной системы, здравоохранения и просвещения. При этом реформы пенсионной системы и здравоохранения проводились непоследовательно и не вызвали поддержки широких слоев населения.
В июне 2000 Союз свободы вышел из состава правительства Бузека, в отставку ушли и все рекомендованные Союзом высшие чиновники. Одновременно в парламент вошли две крайние группировки — «Самооборона» и «Лига польских семей». Новое правительство возглавил Лешек Миллер. Вооруженные силы.
Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992. Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии — 12 месяцев. В 1997 в вооруженных силах насчитывалось 214 тыс.
В соответствии с реформой, проведение которой связано со вступлением в НАТО, Польша сокращает свою армию до 160—180 тыс. Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил и осуществляет эту функцию с помощью министра обороны. Вооруженные силы находятся под гражданским и демократическим контролем и по закону должны оставаться политически нейтральными. Внешняя политика.
После Второй мировой войны началось тесное сотрудничество Польши с Советским Союзом. Польша являлась членом Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора вплоть до их самороспуска в 1990—1991. Одной из главных проблем Польши была гарантия безопасности ее западных границ. В 1970 ФРГ признала западную границу Польши.
В 1975 в Хельсинки Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе была признана незыблемость послевоенных границ всех европейских государств. Германско-польскими договорами в ноябре 1990 и июне 1991 была признана граница между обоими государствами по Одре и Нысе-Лужицкой. В начале 1990 Польша создала в Центральной Европе благоприятную атмосферу взаимопонимания между странами Вышеградской группы Польша, Венгрия, Чехо-Словакия и подписала договоры со своими соседями. После 2000 планируется вступление Польши в Европейский союз.
С конца 1940-х до конца 1980-х годов польская экономика была организована по советской модели, характеризующейся централизованным планированием и государственной собственностью на средства производства. Экономический рост в первые после Второй мировой войны годы, несмотря на значительное истощение ресурсов, происходил ускоренными темпами. Правительство ограничивало индивидуальное потребление, чтобы поддержать высокий уровень капиталовложений. В отличие от Советского Союза и других стран Восточной Европы, в Польше не было проведено всеобщей коллективизации.
Постепенно возросло значение обрабатывающей и добывающей промышленности, и в конце 1970-х годов на эти отрасли приходилась половина национального дохода страны и треть всех рабочих мест. В 1980-х годах правительство ослабило контроль за деятельностью предприятий. В то же время предприятия продолжали настаивать на выделении государством субсидий и других форм поддержки. Власти, не имевшие возможности финансировать более высокий уровень расходов за счет налоговых поступлений, были вынуждены прибегать к эмиссии.
В результате правительство Т. Мазовецкого, пришедшее к власти в сентябре 1989, столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией. Министр экономики Л. Бальцерович разработал стратегию экономических реформ, состоявшую из двух этапов.
В течение первого этапа, реализованного осенью 1989, правительство установило контроль над бюджетом и скорректировало некоторые диспропорции в ценах, создало систему пособий по безработице и разработало юридическую основу процедуры банкротства. Второй этап начался 1 января 1990 и включал резкое сокращение дефицита бюджета, реформу налоговой системы, ограничение монетарного курса, либерализацию большинства цен, девальвацию злотого и резкое сокращение темпов индексации заработной платы. Экономическая история 18—20 вв. Экономическую историю Польши за 150-летний период до Первой мировой войны следует рассматривать в тесной связи с историей соседних держав, в которые входили отдельные части страны с конца 18 в.
Экономическая деятельность в каждой из этих частей Польши подчинялась властям соответствующей державы, а различные судебные и финансовые системы и сориентированная на другие центры транспортная сеть, которая сформировалась в этот период, создали серьезные трудности для нового польского государства, возникшего после Первой мировой войны. В период между двумя мировыми войнами польская экономика столкнулась с проблемами преодоления разрушений, объединения ранее разделенных частей страны, достижения финансовой стабильности, осуществления аграрной реформы и индустриализации. После Второй мировой войны в Польше были созданы экономические организации и система централизованного планирования советского типа. Земельная реформа ликвидировала оставшиеся крупные частные землевладения, вместо них были созданы крупные государственные хозяйства; часть земли небольшими наделами была распределена между крестьянами.
Частные несельскохозяйственные предприятия, основанные на наемном труде, были ликвидированы путем национализации предприятий, число занятых на которых превышало установленный государством минимум, а также с помощью контроля и конфискационного налогообложения, которое разрушало стимулы к труду. По плану Бальцеровича приватизация осуществлялась путем ускоренного акционирования государственного сектора и продажи предприятий. В соответствии с законом о приватизации, принятым летом 1990, были созданы центральное агентство, руководившее процессом приватизации, и министерство по делам собственности. Быстрый рост частного сектора начался уже в 1989: возникли малые и средние фирмы, а также личные предприятия «малая приватизация».
Приватизация крупных предприятий вызвала меньший интерес со стороны потенциальных покупателей и активное сопротивление со стороны рабочих. К 1992 были акционированы только 501 из 8841 предприятий, и лишь 76 были приобретены по рыночной цене отечественными или иностранными покупателями. Занятость населения. С 1970-х годов произошли значительные изменения в структуре занятости населения страны: доля занятых в сельском хозяйстве уменьшалась, в промышленности — до середины 1980-х годов увеличивалась, а в сфере услуг и других секторах росла после 1988, особенно начиная с 1990.
По оценкам 1996, трудовые ресурсы Польши составляли 22 млн. Национальный доход. В 1950—1970-е годы в стране происходил значительный экономический рост. Однако с 1974 из-за мирового экономического кризиса и увеличения внешней задолженности рост стал замедляться.
После 1978, особенно в 1980—1981, экономический и социально-политический кризис вызвал резкий спаду производства. Со второй половины 1992 в экономике наметились положительные сдвиги. В 2002 ВВП Польши составил 373,2 млрд. Число частных предприятий в Польше увеличилось с 0,5 млн.
Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989.
Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс. В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. Сельское хозяйство.
Государственные хозяйства сосредоточены в основном в западных и южных воеводствах. В 1992 было создано агентство сельскохозяйственной собственности, в обязанности которого входила продажа 1495 государственных сельскохозяйственных предприятий и 3,1 млн. Государство продолжает оказывать значительную поддержку сельскохозяйственному сектору экономики. Меняется структура посевных площадей: увеличивается возделывание картофеля и технических культур за счет сокращения посевов зерновых.
В результате Польша вынуждена ввозить значительное количество зерна. В 1992 сбор основных культур составлял: пшеницы 7,4 млн. Польша является крупнейшим в мире экспортером яблочных консервов и занимает видное место в производстве консервов, компотов, свежезамороженных смородины, капусты и моркови. В 1996 в Польше насчитывалось 8 млн.
Поголовье свиней достигло 20 млн. Произошел сдвиг в структуре птицеводства: снизилось выращивание цыплят и кур до 45 млн. В частном сельском хозяйстве лошадь остается важной тягловой силой, хотя число используемых тракторов резко возросло — почти с нуля в 1956 до 1211,6 тыс. Лесное и рыбное хозяйство.
Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс.
В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться — до 655 тыс.
Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975.
Запасы бурого угля лигнита , который добывается в центральном Малинец, Адамув и юго-западном Турошув, Жары районах Польши, оцениваются в 14 млрд. Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска». Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок.
По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции, работающие на угле. В 1994 общая установленная мощность электростанций Польши составляла 29,64 млн. Добывающая и обрабатывающая промышленность.
Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий.
Гданьск и Щецин — крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве. Транспорт и связь. Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта.
В 1997 было перевезено 386 млн. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля. Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов общей грузоподъемностью 159 тыс.
После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. Кроме того, имеется более 75 тыс. В 1993—1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании.
Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998. Внутренняя и внешняя торговля. Внешняя торговля до 1989 оставалась монополией государства.
При этом ее владения не только обширны, но и достаточно разнообразны. В частности, в ее состав входит небольшой эксклав, расположенный на берегу Балтийского моря — Калининградская область. По словам китайских экспертов, Калининград на юге граничит с Польшей, и она давно засматривается на российские земли.
Об этом сообщает издание Sohu. АБН24 представляет эксклюзивный пересказ статьи. Калининградская область находится в окружении стран НАТО, и этот регион представляет огромную стратегическую ценность как для России, так и для Запада.
Они утверждают, что вечером в пятницу «наблюдается усиленная активность Российской Федерации». В последнее время польская авиации неоднократно предпринимала подобные действия. В Минобороны РФ заявляли, что полеты военных самолетов выполняются в соответствии с международными правилами использования воздушного пространства.
В 1605 самозванец вступает в Москву и коронуется. Полякам открылся путь на Москву. В результате боярского заговора Шуйский был выдан польскому гетману Жолкевскому, который вывез его в октябре под Смоленск , а позднее в Польшу, а Москва присягнула на верность польскому царевичу Владиславу. Однако межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызвали восстание русского народа против польского господства.
В 1617 г. Владислав , поощряемый польским сеймом, неудачно попытался овладеть московским престолом, но ограничился территориальными уступками Москвы Польше по Деулинскому перемирию. Он окончательно отказался от претензий на Москву по Поляновскому миру в 1634 году. Initium calamitatis regnum Начало гибели государства Король смог избежать участия Речи Посполитой в Тридцатилетней войне , придерживаясь религиозной терпимости, и провёл военную реформу. Он безуспешно стремился укрепить королевскую власть, выступая против магнатов. Царствование Владислава IV оказалось последней стабильной эпохой в истории королевской Польши. В 1648 году началось восстание украинских казаков и крестьян под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1654 — 1667 шла война Польско-Литовского государства с Россией, начавшаяся после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. В результате борьбы за Украину Речь Посполитая оказалась ввергнута в войну и анархию так называемый «Потоп». Казачья вольница стала вести себя еще более воинственно, шведы оккупировали большую часть Польши, включая столицу — Варшаву , а король Ян II Казимир , был вынужден спасаться бегством в Силезию.
В 1657 году Польша отказалась от суверенных прав на Восточную Пруссию. В результате неудачных войн с Россией Польша по Андрусовскому перемирию 1667 год потеряла Киев и все районы восточнее Днепра. В стране начался процесс дезинтеграции. Магнаты, создавая союзы с соседними государствами, преследовали собственные цели; мятеж князя Ежи Любомирского поколебал основы монархии; шляхта продолжала заниматься самоубийственной для государства защитой собственных «свобод». С 1652 года она стала злоупотреблять пагубной практикой «либерум вето», которая позволяла любому депутату блокировать не нравящееся ему решение, требовать роспуска сейма и выдвигать любые предложения, которые должны были рассматриваться уже следующим его составом. Пользуясь этим, соседние державы путем подкупа и других средств неоднократно срывали проведение неугодных для них решений сейма. Король Ян Казимир был сломлен и отрёкся от польского трона в 1668 году, в самый разгар внутренней анархии и раздора. Ян III Собеский провёл радикальную реформу в вооружении и организации армии. Под его командованием коалиция христианских держав нанесла сокрушительное поражение туркам в битве под Веной 12 сентября 1683 года и остановила продвижение Османской империи в Европу. Для этих государств, равно как и для той части шляхетской партии, которая умела извлекать выгоды из анархии государства, новая конституция была невыгодна.
Конституция возбудила большое неудовольствие среди польских магнатов. Собравшись в Тарговице [1] , недовольные объявили конституцию уничтоженною и образовали конфедерацию для борьбы с королем Станиславом , признавшим их бунтовщиками. Императрица Екатерина II приняла тарговицких конфедератов под свое покровительство и велела генералам вступить в Польшу.
Wiemy, ile wydamy na majówkę. "Każdy się szczypie"
последние известия. Polska); до 1952 года — Республика Польша (польск. Согласно заявлению министра внутренних дел и администрации Польши Мариуша Каминьского, начиная с 10 февраля, польский пункт пропуска «Бобровники» на границе с Беларусью временно прекратит свою. Польша: Интервью с польским комбатантом о СВО (Defence24, Польша), «3 часа и армия Лукашенко будет разбита» – Польша рискует повторить свою судьбу, как 85 лет назад, Русская ракета попала «куда нужно». ПОЛЬША, Республика Польша, прибалтийское европейское государство. С 1947 по 1989 страна называлась Польской Народной Республикой. На севере омывается водами Балтийского моря, на северо-востоке граничит с Россией (Калининградской областью) и Литвой, на востоке – с.
Польша подняла в небо истребители из-за России
"Польша хочет под "натовским зонтиком" оторвать часть западной территории Украины и Белоруссии, это — опасная игра", — заявил президент. Обстоятельства, побудившие президента Польши Анджея Дуду высказаться о возможном размещении в стране ядерного оружия, не до конца ясны. Согласно заявлению министра внутренних дел и администрации Польши Мариуша Каминьского, начиная с 10 февраля, польский пункт пропуска «Бобровники» на границе с Беларусью временно прекратит свою.