Высадка в Нормандии – самая крупная десантная операция в истории, также известна как "День Д". В ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли Ла-Манш из Англии в Нормандию. После высадки в Нормандии американское и английское командование почти два месяца было занято наращиванием сил, не предпринимая решительных действий против врага. Прошло 75 лет со дня высадки союзнических войск в Нормандии. Высадка десанта в Нормандии признана крупнейшей в мировой истории морской десантной операцией. Высадка в Нормандии – самая крупная десантная операция в истории, также известна как "День Д". В ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли Ла-Манш из Англии в Нормандию.
Высадка в Нормандии или операция «Оверлорд» (D-Day)
Высадка в Нормандии – самая крупная десантная операция в истории, также известна как "День Д". В ней приняли участие более 3 миллионов человек, которые пересекли Ла-Манш из Англии в Нормандию. 6 июня 1944 года союзные войска приступили к реализации операции «Оверлорд», начальной целью которой была высадка десанта в Нормандии. Я думаю, что каждый образованный человек, знает о том, что 6 июня 1944 года, была высадка союзников в Нормандии, и наконец, полноценное открытие второго фронта. В британском Портсмуте сегодня прошла торжественная церемония по случаю 75-летия высадки союзников в Нормандии. Высадка в Нормандии, или День «Д» — одно из самых смелых наступлений Второй мировой войны и крупнейшая морская десантная операция в мировой истории – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, вторая мировая война, высадка в. Уникальность "Дня Д", положившего начало высадке в Нормандии, в другом.
Высадка в Нормандии - «величайшая операция» или жуткое позорище?
День Д или День высадки союзников в Нормандии. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 16 апреля заявил, что Москва пока не получала от Франции приглашение на празднования, приуроченные к 80-летию высадки союзников в Нормандии. Данная новость принадлежит , и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник.
«О́ВЕРЛОРД» ОПЕРА́ЦИЯ
«День Д» с последующим разоблачением. Высадка в Нормандии мало что решала? | Высадка в Нормандии — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги. |
Операция «Оверлорд». Высадка в Нормандии и открытие Западного фронта | Странное сравнение потерь при высадке союзников только за один день и потерь в Сталинградской битве за несколько месяцев. |
Трамп и Елизавета II отметили годовщину высадки в Нормандии // Новости НТВ | Спустя 70 лет после высадки союзников на побережье Нормандии фотограф агенства Reuters — Крис Хельгрен — приехал во Францию, чтобы отыскать и сфотографировать те самые места с военных архивных кадров, на которых запечатлены драматические события. |
70 лет спустя: факты, которых вы могли не знать о дне высадки союзных войск в Нормандии (фото)
Высадка в Нормандии или операция «Оверлорд» (D-Day): picturehistory — LiveJournal | Когда ветеран Второй мировой войны Тед Оуэнс, 94 года, из Пемброк-Дока, возвращается во Францию, чтобы отметить 75-летие после высадки в Нормандии, здесь он вспоминает, как он думал, что «Д-день» был тренировочным упражнением, пока он не увидел тела на пляже. |
Франция пригласила РФ на церемонию в честь 80-летия высадки в Нормандии | Ветераны высадки в Нормандии собрались на открытие Мемориала Британской Нормандии в 2021 году. |
6 июня – 75 лет операции "Оверлорд". Высадка Союзников в Нормандии. / Артём Демченко | В этот день войска США, Великобритании и Канады под командованием генерала Эйзенхауэра высадились в Нормандии. |
Депутат Колунов счёл унизительным приглашение РФ на юбилей высадки в Нормандии | О том, что никакая высадка в Нормандии не была бы возможна без успехов Красной армии, не говорится ничего. |
Нормандия: 70 лет назад и сейчас
Депутат Госдумы Сергей Колунов в беседе с счёл оскорбительным и унизительным приглашение России на празднование 80-летнего юбилея высадки союзников в Нормандии. В этот день войска США, Великобритании и Канады под командованием генерала Эйзенхауэра высадились в Нормандии. Уникальность "Дня Д", положившего начало высадке в Нормандии, в другом. В этот день войска США, Великобритании и Канады под командованием генерала Эйзенхауэра высадились в Нормандии. Высадка в Нормандии, или День «Д» — одно из самых смелых наступлений Второй мировой войны и крупнейшая морская десантная операция в мировой истории – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, вторая мировая война, высадка в. Президент Украины Владимир Зеленский в своем выступлении на саммите G20 сказал, что высадка союзников в Нормандии в 1944 году стала переломным моментом во Второй мировой войне.
Россию пригласили на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Цель — Нормандия! Весь опыт десантных операций и Первой, и Второй мировых войн говорил о том, что наиболее успешной высадка будет в том случае, если в самом ее начале удастся захватить крупный порт. Это было очевидно командованию союзников. Но столь же очевидно это было и для командования вермахта. Крупнейшие порты на ближайшем к Великобритании побережье Франции — Кале и Булонь-Сюр-Мер — были, пожалуй, самыми защищенными с точки зрения противодесантной обороны. И тогда выбор разработчиков операции пал на Нормандию, где плотность гитлеровской обороны была ниже, а глубина ее меньше. Крупных портов в тех местах не было, а идея высаживать на длинные песчаные пляжи крупный десант, способный взломать прибрежные укрепления и захватить серьезный плацдарм, выглядела утопической. Этим заблуждением и воспользовались союзники, выбрав в качестве места высадки Нормандию.
К тому же до нее могли свободно долетать истребители союзников, а обеспечение господства в воздухе было одним из важнейших условий операции. Обмануть «Атлантический вал» В ожидании высадки союзников германские войска успели построить на побережье Франции, Бельгии, Голландии, Германии, Дании и Норвегии линию прибрежных укреплений длиной 2685 км — так называемый «Атлантический вал». В линию укреплений входили мощные казематы с крупнокалиберной артиллерией, ДОТы, вооруженные крупнокалиберными и обычными пулеметами, инженерные заграждения, наземные и подводные минные поля… Но прочность этого «вала» не везде была одинаковой. Самые сильные укрепления возводились в той части побережья, которая была ближе всего к Британским островам. И командование союзников сделало все для того, чтобы убедить немцев: да, именно на этом участке и планируется высадка десанта. В ход пошло все: дезинформация и «случайные» утечки в прессу, фальшивые полевые лагеря неподалеку от портов, расположенных ближе всего к району Кале — Булонь, его массированные бомбардировки и даже отвлекающий десант, высаженный за несколько часов до настоящего именно там, где и ожидало германское командование. От отлива до прилива Оптимальным временем суток для высадки на берег Нормандии командование союзников посчитало промежуток между полуночью и началом большого прилива. Во время отлива подводные заграждения «Атлантического вала» обнажались, и десантные суда могли избежать их. Первая волна высаживающихся проделывала в них проходы, и с началом большого прилива остальные десантные средства могли подойти к берегу вплотную.
Оставалось назначить точную дату, исходя из графика отливов и приливов.
Немецкие войска, понесшие значительные потери от авиации и огня корабельной артиллерии, не оказывали большого сопротивления. Уже к исходу первого дня союзные войска захватили пять плацдармов глубиной от 2 до 9 км. Битва за Нормандию продолжалась около трех месяцев закончилась 31 августа , а параллельно с ней, и в дополнение, с 15 августа американские и французские войска успешно провели Южно-французскую операцию, которая еще более ослабила немцев.
А главной причиной, не позволившей усилить войска вермахта на западе, стало наступление советских войск в Белоруссии. Закончилась Нормандская операция освобождением Парижа и падением Фалезского котла. А войска союзников, наступавшие с севера и юга Франции, после этих двух операций соединились и продолжили наступление к германской границе, освободив практически всю территорию Франции.
В распоряжении 3-го воздушного флота находилось около 500 самолетов. Союзники же могли противопоставить им более 7 тыс. Высадке предшествовало воздушное наступление, длившееся несколько недель и приведшее к сильным разрушениям на севере Франции. Авиаударам подвергалась дорожная сеть, но одновременно разрушались жилые постройки, под бомбами союзников гибли французские мирные жители.
Определенные надежды на успех немцам давал строившийся с 1942 года "Атлантический вал" - полоса укреплений вдоль побережья. Однако в первую очередь укреплялись порты и прилежащее к ним побережье. Снабжение бетоном строительства "Атлантического вала" на других участках осуществлялось по остаточному принципу. Поэтому идея союзников с сооружением искусственной гавани открывала им дорогу для атаки наименее укрепленных позиций. Помимо препятствий и ДОТов на берегу немцами были построены заграждения в море. Металлические ежи, бетонные пирамиды должны были пробивать днища десантных кораблей. Поэтому союзным командованием было решено высаживаться во время отлива, когда все эти препятствия показывались из-под воды.
За время до прилива саперы должны были подорвать заграждения, мешающие подойти к берегу. Первоначально датой высадки было назначено 5 июня 1944 года. Утром 4 июня высадка была задержана на сутки в ожидании улучшения погодных условий. Вечером того же дня Эйзенхауэр принял решение - вторжение на континент должно начаться во вторник 6 июня. В пользу союзников сработал кажущийся малозначительным факт вытеснения немецких метеостанций из Северной Атлантики. Однако именно это помешало немцам увидеть приближающееся улучшение погодных условий, в отличие от метеослужбы англо-американских войск. Эрвин Роммель даже уехал к семье, будучи твердо уверен, что в ближайшее время высадки не будет.
Ход высадки Операция "Оверлорд" началась 6 июня 1944 года, через несколько минут после полуночи, когда десантники союзников начали один за другим покидать транспортные самолеты. В Нормандии высадились 82-я и 101-я американские и 6-я английская воздушно-десантные дивизии. Десантникам удалось счастливо избежать "спаржи Роммеля" специальных противодесантных заграждений - они высаживались ближе к побережью, чем рассчитывали немцы. Из-за потери ориентировки десант был рассеян на большой площади, но задачи свои в конечном счете выполнил. Были захвачены несколько важных мостов, а некоторые из них - взорваны, чтобы не допустить немецкие подкрепления в район высадки. В 03:00 побережье атаковали две тысячи английских и американских бомбардировщиков. За налетом в 05:25 последовала бомбардировка немецких позиций с кораблей.
На побережье обрушился огонь семи линкоров, 18 крейсеров, 43 эсминцев, двух канонерских лодок и монитора с тяжелыми орудиями.
Нормандия: 70 лет назад и сейчас
Последние слова о высадке в Нормандии Вконтакте Одноклассники Драматические реконструкции, трогательные интервью участников боевых действий и недавно обнаруженные архивные кадры, использованные в фильме-реконструкции, погружают в события, которые происходили 75 лет назад. Зритель оказывается в самом эпицентре битвы, которую Уинстон Черчилль назвал «самой сложной и трудной операцией, которая когда-либо имела место», — штурме Нормандии канадскими, британскими и американскими войсками.
Сильный подводный флот более сотни океанских подлодок в планах защиты Ла-Манша не учитывался, так как такие субмарины были не приспособлены к действиям в мелких водах пролива. А крупные корабли тяжёлые и лёгкие крейсеры, линкоры базировались в норвежских и балтийских водах и большую часть времени находились на стоянке в своих базах. Для сохранения флота командование Кригсмарине было вынуждено отказаться от проведения рейдов и разведывательных операций. И при полном отсутствии взаимодействия авиации и флота немецкие войска были не в состоянии быстро отреагировать на меняющуюся обстановку во время высадки. Линкор HMS Warspite поддерживает огнём высадку британской 3-й дивизии на участке «Суорд», обстреливая береговую батарею в Виллервилле. Третья башня ГК не работает в результате попадания бомбы Fritz-X и развернута в походное положение Союзники, в свою очередь, для поддержки десантных подразделений задействовали американские и английские линкоры Texas, Arkansas, Nevada, Ramillies и Warspite. Общее число крейсеров достигало 23, эсминцев и миноносцев — 135. Всего флот союзников включал в себя почти 7 тысяч кораблей, а авиация — более 10 тысяч самолётов.
Экспедиционные войска были готовы к отправке уже третьего июня. Однако из-за отвратительной погоды десантные отряды вышли в море лишь утром пятого числа. Вечером того же дня авиация союзников начала массированную бомбардировку немецких укреплений в зоне высадки. Было сброшено свыше 7 тысяч тонн различных бомб, которые не нанесли никакого ощутимого урона. Кроме морского десанта, готовились к высадке и парашютисты. Главной их задачей являлось отвлечение внимания противника путём выведения из строя узлов связи и дорог. Помощь в этом оказывали и французские партизаны, действовавшие в глубоком тылу. Места высадки воздушного и морского десанта 6 июня 1944 года Ночью шестого июня союзники провели крупнейшее за всю войну воздушное десантирование, итоги которого, однако, оказались провальными. В немецкий тыл было сброшено почти 25 тысяч парашютистов и сотни единиц различной техники.
Из-за немецкого зенитного огня и низкой облачности десантные отряды разбросало на много километров, и с организацией взаимодействия возникли большие трудности. Многие десантники попали в плен, а некоторые, ввиду отсутствия оборудования, попросту не смогли выполнить свою задачу. В дальнейшем союзники никогда не проводили воздушную высадку ночью. Невзирая на это, воздушный десант оказал большую помощь морской пехоте. Британские спецназовцы SAS сумели захватить мосты и удержать позиции. А известная американская 101-я воздушно-десантная дивизия «Кричащие орлы» захватила ключевые узлы дорог и освободила первый французский город. Багровый песок Высадка морского десанта осуществлялась в двух секторах: американском и английском. Американский сектор состоял из плацдармов «Омаха» и «Юта», английский — из участков «Голд», «Джуно» и «Суорд». В пять часов утра прогремели орудия линкоров, мониторов и крейсеров, а спустя два часа одновременно с высадкой морского десанта на немецкие форты обрушился град бомб.
Некоторые батареи замолчали навсегда, но большинство — лишь на время. Несмотря на поддержку кораблей и авиации, морская пехота встретила ожесточённое сопротивление. Первые волны десанта понесли крупные потери. Участок высадки «Суорд» являлся ключевым, так как именно в этом районе находился довольно большой город Кан.
Но мы ничего официального на этот счет не получали", - сказал Песков журналистам, отвечая на вопрос, получал ли президент России приглашение на эти мероприятия.
Первоначально союзники планировали начать операцию в мае 1944 года. Однако, по настоянию Б. Монтгомери , было решено дополнительно высадить ещё один десант на полуострове Котантен сектор «Юта». Из-за внесения изменений в план высадки дату вынужденно перенесли с мая на июнь. На июнь приходилось несколько подходящих режимом приливов дней, в первую очередь — 5, 6 и 7 июня. Если бы не получилось начать вторжение в эти дни, то его пришлось бы отложить на 18, 19 или 20 июня [16]. Учения морского десанта с высадкой на берег с малого десантного корабля LCI. Утром 5 июня главнокомандующий провёл заключительное совещание, на котором главный метеоролог армии предоставил прогноз на кратковременное улучшение погоды 6 июня. Мнения командования разделились, но Эйзенхауэр после некоторых колебаний отдал решительный приказ — вторжение союзных войск в Западную Европу начать утром 6 июня [18] , именно этот день и вошёл в историю, как День «Д». Общий замысел морской десантной операции В разделе не хватает ссылок на источники см. Предварительный план получил название «Скайскрепер» и предусматривал одновременную высадку в районе Кана десанта силами до трёх дивизий, за которыми следовал второй эшелон с шестью дивизиями [19]. В дальнейшем, после захвата и удержания плацдарма, союзники планировали сосредоточить значительное количество войск на берегу и, мощным ударом прорвав оборону Вермахта, развить наступление по территории Франции в двух направлениях: на запад и восток от нормандского побережья. Однако, чем больше штаб руководства сталкивался с реалиями на запланированных зонах высадки, оценивая силы противника и в особенности свойства района вторжения, тем больше поддержку получало предложение Монтгомери усилить общую численность сил вторжения. Монтгомери настаивал на том, чтобы увеличить число дивизий с трёх до пяти, что должны высаживаться морем, также осуществить высадку войск на восточном краю полуострова Котантен и минимум трёх воздушно-десантных дивизий для поддержки морского десанта. Высадка британского воздушного десанта возле Кана и американского возле Сент-Мер-Эглиз имели целью всячески содействовать высадке морского десанта и изоляции района боевых действий на флангах полосы вторжения. Десант, который предлагалось провести ночью накануне операции, имел задачей захватить узлы дорог, переправы, мосты и другие ключевые объекты, и помешать контратакам войск Вермахта и максимально нарушать систему управления войсками противника в операционной зоне. Окончательный утверждённый стратегический замысел операции определял одновременную высадку крупных сил морского десанта на побережье Нормандии на фронте до 80 км. В ходе операции «Нептун» планировалось захватить плацдарм глубиной 18—20 км и прочно закрепиться на нём. В дальнейшем ставилась задача накопить значительные силы вторжения, и, создав значительное превосходство в силах, мощными ударами занять расположенные на флангах зоны вторжения морские порты Шербур и Гавр. В дальнейшем планом предусматривалось организовать полномасштабное наступление вглубь Франции. По плану вторжения, британцы, действуя совместно с канадскими войсками, должны захватить в первый же день ключевые объекты — города Байё и Кан и продвинуться как можно южнее и юго-восточнее. Таким образом, овладев важнейшими транспортными узлами, британцы перерезали пути подхода немецких резервов на полуостров Котантен и предоставляли возможность американцам, что действовали справа, закрепиться на своих плацдармах. А в дальнейшем американские дивизии имели свою главную цель — захват большого морского порта Шербур. Тренировки транспортных судов в высадке десанта с применением средств имитации. Американские войска должны были высадиться в западном секторе на двух плацдармах, английские и канадские — в восточном секторе на трёх участках. Планируя высадку войск, союзники учли такой важный фактор, как разграничительные линии между зонами ответственности войск противника. Удар был нанесён в стык разграничительной линии между 7-й и 15-й немецкими армиями , что создало большие проблемы с организацией взаимодействия между командованиями двух немецких армий. Подготовка войск к операции [ править править код ] Британские коммандос перед погрузкой на десантные корабли. Подготовка к самой масштабной десантной операции в истории войн шла не только путём тренировки войск и сил, которые должны были непосредственно участвовать в операции, но и за счёт наращивания темпов производства вооружения и расширения строительства специальных десантных и противолодочных средств. Специально для проведения операции судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки было построено около 30 тысяч единиц разнородных десантных судов , а также десантно-высадочных средств. Были разработаны и запущены в массовое производство специальные средства для обеспечения пехотных подразделений в бою во время высадки: плавающие и огнемётные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, мостоукладчики, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и т. Для ускорения темпов загрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвлённая сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю. Оригинальным решением проблемы с портовой инфраструктурой для высадки войск и выгрузки грузов стала идея создания временных искусственных портов. Планировщики операции исходили из того, что в зоне высадки в течение 90 дней после начала вторжения не будет больших портов, а каждый день надо будет выгружать для снабжения войск и перевозки подкреплений около 12 тысяч тонн различных грузов и около 2,5 тыс. Для решения этой проблемы они предложили создать возле захваченных берегов две искусственные гавани, которые получили название гавань «Малберри» , и которые не уступали по размеру большому торговому порту. Для этих целей на юге Англии втайне были сооружены гигантские кессоны для создания двух искусственных гаваней «Малберри» по одной в английском и американском секторах. Гавань «Малберри» состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда [20]. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10—11 м, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти» ; судна большего размера пользовались акваторией, защищённой плавающими волнорезами. Много кессонов было оборудовано кранами, складами, кубриками для экипажей, имели собственные пушки, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки.
70 лет спустя: факты, которых вы могли не знать о дне высадки союзных войск в Нормандии (фото)
Крупнейшая в мире морская десантная операция. День «Д» | Глава МИД напомнил, что на 75-летии высадки в Нормандии Россия была представлена на уровне посла. |
6 июня – 75 лет операции "Оверлорд". Высадка Союзников в Нормандии. | Празднование й годовщины высадки в день Д, также известной как высадки в Нормандии, состоятся на этой неделе. |
Франция может пригласить Россию на 80-летие высадки союзников в Нормандии | Решение о высадке в Нормандии было принято на конференции в Касабланке, где встретились Черчилль и Рузвельт. |
Франция решила пригласить Россию на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
запоздалое открытие второго фронта. Высадка в Нормандии считается самой крупной десантной операцией за всю историю войн. Ветераны высадки в Нормандии собрались на открытие Мемориала Британской Нормандии в 2021 году. Высадка в Нормандии была грандиозной попыткой вытеснить из Европы одну из самых эффективных и разрушительных военных машин. Город был полностью разрушен в результате налета 2000 бомбардировщиков, во время атаки немецких солдат перед высадкой солдат в Нормандии. Высадка в Нормандии — морская десантная операция, проведённая 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии.
Мо Вейнер, уроженец Бруклина, США:
- Сегодня отмечается 70-летие высадки союзников в Нормандии
- Франция может пригласить Россию на 80-летие высадки союзников в Нормандии | РИАМО
- Россию пригласили на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии
- Ветераны операции в Нормандии делятся воспоминаниями
- LAST DAY CLUB
- Первая победа
Наши проекты
- Смотри также
- Нормандская операция: как освобождали Францию - Статьи
- Во Франции подтвердили приглашение России на празднование высадки в Нормандии - Ведомости
- Продолжение высадки в Нормандию
- Депутат Колунов счёл унизительным приглашение РФ на юбилей высадки в Нормандии
- МИД: Высадка в Нормандии не оказала принципиального влияния на исход Второй мировой войны
Высадка в Нормандии: 20 интересных фактов о «Дне Д»
Шестого июня 1944 года началась операция «Оверлорд» - крупнейшая десантная операция в истории, в которой приняло участие свыше трех миллионов солдат и офицеров из США, Британии, Канады и других стран. Там, где развернулись сражения, сегодня пройдут памятные мероприятия с участием руководителей государств-союзников. Накануне западные лидеры собрались в английском Портсмуте, откуда к французским берегам в «День Д» уходили десантные корабли.
Транспорты с боеприпасами, горючим, техникой и пехотой на переходе были прикрыты военными кораблями и эскортными авианосцами — от подводных лодок адмирала Деница. В Атлантике в то время шла настоящая битва. К лету 1944 года в Великобритании были собраны тысячи танков, десятки тысяч орудий и минометов, многие сотни тысяч военнослужащих. Эта сила должна была ударить тогда и там, где и когда враг этого удара не ожидал. Гитлер в ходе войны сильно укрепил атлантическое побережье Франции, объявив о создании немецкими инженерами чуда инженерной мысли — укреплений Атлантического вала, о который разобьется и захлебнется в собственной крови любой десант врага. Готовилась оборона всего французского побережья. Потому Союзники подготовили сокрушительный удар. Учения морского десанта с высадкой на берег с малого десантного корабля LCI.
Во-вторых, вторжение предварила тщательная подготовка, войска долгое время тренировались высаживаться на берег и преодолевать оборону врага. Перед высадкой, за несколько дней, были выброшены авиадесанты, которые непосредственно перед наступлением должны были овладеть важными объектами врага. В-третьих, все разведанные укрепления немцев перед высадкой десанта подверглись жесточайшему артобстрелу и авиаударам. Уточненный план высадки Союзников в Нормандии Фото: ru. После мощной артподготовки и бомбежки к берегу подходили десантные суда — и на берег бежали пехотинцы первой волны десанта. Кто оборонял французское побережье? На территории Франции, Бельгии и Голландии находилось 59 немецких дивизий. Северную Францию прикрывала группа армий «Б» под командованием генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Под его командованием находились две полевые армии. Атлантический вал состоял из тысячи опорных пунктов, оборонять которые должны были около 300.
Письмо Эйзенхауэра «в случае, если нацисты победят» Генерал США Дуайт Эйзенхауэр написал письмо, которое следовало вскрыть «при поражении». В нем он написал: «Наша высадки в местности Шербур и Гавр не смогла достаточно закрепиться, и я приказал отступить. Мое решение атаковать в это время и в этом месте было основано на лучшей доступной информации в то время. Пехота, десант и морские силы сделали все возможное в их силе.
Любая ответственность и вина за эту попытку лежит на мне лично». Письмо было по ошибке подписано 5 июля, вместо 5 июня; предположительно, он был несколько занят в этот момент. В любую погоду Изначально высадка в Нормандии планировалась на 5 июня, но когда день пришел, плохая погода заставил Генерала Эйзенхауэра отложить операцию на 24 часа. Согласно Библиотеке ВМС США немецкое военное командование ожидало, что союзники начнут вторжение в конце мая, когда была полная луна, высокий прилив и слабый ветер.
Когда погода ухудшилась в начале июня, немцы стали понемногу расслабляться, но синоптики союзников предсказали небольшое окошко, и операция была проведена. Синоптиков союзников чествовали за их решение, основанное на этой погодной карте. В гениальной машине было более 200 миллиардов возможных буквенных комбинаций, и ее коды считались неподдающимися расшифровке. Однако, ближе ко дню высадки, неведомо для немецкого вермахта, союзники взломали код при помощи польских криптографов.
Прорыв был бесценен для планирования дня высадки, потому что союзники смогли собрать важную информацию из расшифрованных сообщений.
Американцы высадились на пляжах Омаха и Юта, британцы - на пляжах Голд и Сворд, а канадцы и англичане - на пляже Джуно. В фильме 1998 года «Спасти рядового Райана» показаны события, произошедшие на пляже Омаха, самой смертоносной из всех пяти зон высадки и той, где немецкая оборона оставалась почти полностью нетронутой. Первая волна пехоты на пляже пережила самую страшную бойню за всю кампанию дня «Д». Большие части целых рот были убиты или утонули, так и не добравшись до берега и не сделав ни единого выстрела. Американские войска понесли потери на пляже Омаха в количестве 2 400 человек. Немецкий Атлантический вал и его разросшиеся береговые укрепления стали объектами сокрушительной воздушной бомбардировки союзников, предшествовавшей вторжению пехоты. Одной из причин, по которой пляж Омаха был таким кровавым, было то, что густая облачность в этом районе сделала бомбардировки неэффективными, оставив вражескую инфраструктуру и орудия в идеальном рабочем состоянии. После воздушной бомбардировки, но до высадки на берег, 24 000 американских, канадских и британских десантников высадились на парашютах в тылу врага, чтобы обеспечить безопасность выходов с пляжей.
Сильная облачность, препятствовавшая бомбардировке пляжа Омаха, помешала и десантникам. Многие подразделения оказались далеко от намеченных зон высадки в условиях хаоса. Канадцы, атаковавшие пляж Джуно, пережили бойню, подобную той, что пережили американцы на Омахе, особенно первая волна войск, многие из которых погибли, не добравшись до берега, благодаря бурному морю и безжалостной немецкой артиллерии. В конце концов именно канадцы захватили больше городов, больше стратегических позиций и больше территории, чем любые другие батальоны. Во вторжении приняли участие 6 939 кораблей и других судов. Восемьдесят процентов из них были британскими. В операции также участвовало 11 590 самолётов. Они поддерживали военно-морской флот, высаживали десантников, вели разведку и обстреливали оборонительные позиции немцев. В день «Д» насчитывалось 73 000 американских военнослужащих.
Наряду с американцами в освобождении участвовали 61 715 британских и 21 400 канадских солдат.