Личная жизнь Юрия Гагарина. Юрий Гагарин с женой Валентиной. Личная жизнь первого космонавта была счастливой и безоблачной. Со своей будущей супругой Юрий Гагарин познакомился до того, как стал членом отряда космонавтов. За 34 года жизни Юрий Гагарин успел совершить невозможное. Великая жизнь и тайна смерти Юрия Гагарина. Ньютон. Большую летную практику имел и Юрий Гагарин, хотя те полеты он выполнял после перерыва, вызванного защитой дипломной работы в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского.
Свадебные фото и воспоминания земляков: малоизвестные факты из жизни Юрия Гагарина
Биография Юрия Гагарина. Биография Юрия Гагарина. Юрий и Валентина Гагарины, 1965 год. Юрий Набатов/ ТАСС. По словам экспертов, которые расследовали подробности гибели Гагарина, у Героя Советского Союза не было ни единого шанса на выживание. В тот день Юрий Алексеевич совершал полет на истребителе МиГ-15УТИ вместе с инструктором Владимиром Серегиным. мотивирующие видео - школьные вопросы для взрослых/молодых - разоблачения - актуальные новости (1 раз в неделю) - видео про ОПГ и бандитов - темные стороны популярных проектов И это даже близко не всё.
«Любовь до последнего взгляда». Слухи не смогли очернить Юрия Гагарина
Однако оба они прошли специальную подготовку, и такая высота не должна была быть критичной для тренированных пилотов. Более того, одному на момент катастрофы было 34 года, другому — 45. И полковник Серегин не мог уйти из жизни в тот же самый момент, когда умер Гагарин, — гипоксия не действует на всех мгновенно. Следовательно, одновременная потеря сознания была маловероятной.
Воздушное хулиганство Некоторые специалисты склоняются к версии хулиганства в воздухе, которое было очень распространенно среди летчиков Советского Союза в 50-60-х годах. Экипаж мог ослушаться приказа и не сразу возвратиться на аэродром, а приступить к сложному пилотажу, снизившись до предела. Однако большинством эта версия того, как умер Гагарин Юрий Алексеевич, не рассматривается.
Будучи очень ответственным и грамотным пилотом, он с нетерпением ждал первого самостоятельного полета после столь длительного перерыва. Ни о каком лихачестве не могло быть и речи, так как Гагарину было важно успеть закончить задание и сделать на самолете круг самостоятельно, поскольку погода портилась. Халатность руководства Факты говорят о том, что экипаж учебного "МиГ-15" имел устаревшую информацию о погодных условиях.
Свежие данные должны были быть предоставлены им в процессе полета, но их так и не передали. Выполнив снижение, самолет сделал переворот с выходом из пикирования и попал в зону с повышенной облачностью. Это не вызвало у летчиков беспокойства, так как, по их данным, нижний край облаков находился на высоте в 900 метров, хотя в реальности эта цифра составляла всего 400 метров.
Когда они увидели землю, высота для выхода в горизонтальное положение оказалась слишком маленькой. Возможно, эти события и спровоцировали трагедию. Что говорят современные исследования?
Сегодня все всплывающие факты опровергают вышеизложенные версии того, как и когда умер Гагарин. Версия о столкновении в воздухе опровергается отсутствием на фюзеляже каких-либо следов и сбоев в системе управления.
Кабина не была герметична, а летчики заметили это поздно.
Они попытались снизить самолет, но из-за перепада давления потеряли сознание. Эту версию многие оспаривают. Одни утверждают, что Гагарин имитировал свою смерть, другие — что был убит по приказу властей после конфликта с ними.
После авиакатастрофы супруге космонавта Валентине Гагариной вручили его. Приводим тут лишь отрывок из письма. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею.
Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя.
Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирует, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны».
Читайте также: Знаете, каким он парнем был?
Была объявлена единственная официальная версия: во время проведения учений изменилась воздушная обстановка, из-за которой был совершен резкий маневр и попал в шторм. Гибель Ю. Гагарина стала непредсказуемой трагедией для всего Советского Союза. По этой причине был объявлен день траура. Следует напомнить, что он впервые был связан со смертью человека, не имеющего отношения к правительству государства. Мнение космонавта Леонова Первым, кто решился высказать мнение по этому поводу, стал космонавт А. Его поддержал С. Белоцерковский, занимавший пост кандидата наук в области ракетостроения. Леонов сообщил средствам массовой информации о том, что более 20 лет боролся с тем, чтобы не сообщить всем о реальной версии гибели советского космонавта.
Он считает, что во время полета не происходило воздушных перемен и погода была благоприятная для проведения испытаний. По его версии, виновником крушения самолета стал пилот. Космонавт не стал называть его фамилии, так как он жив по сей день и может попасть под расправу за смерть великого героя. Предполагаемый виновник не так давно отметил свой восьмой юбилей и сейчас его здоровье находится под угрозой. Леонов также сообщил, что его версия подтверждена вскрытием секретного конверта, в котором присутствуют результаты экспертиз, проведенных в день крушения самолета. Официальную версию, в которой говорится о том, что экипаж попал в шторм, космонавт считает бредом. По его версии, основная причина гибели Гагарина и Серегина - это халатность пилота и несоблюдение правил во время совершения учений. Леонов огромное количество времени потратил на то, чтобы раскрыть причину смерти советского героя и донести правду до его семьи и соотечественников.
Фрагменты тел Гагарина и Серёгина, которые удалось обнаружить и собрать на месте катастрофы, были кремированы, а урны с прахом установили для прощания в Центральном доме Советской Армии. В тот же день, 30 марта 1968 года, на Красной площади прошел траурный митинг, в СССР была объявлена минута молчания, после чего урны с прахом были захоронены в двух заранее приготовленных нишах Кремлевской стены. Всего семь неполных лет было отведено космонавту-1 прожить в лучах всемирной славы. Срок очень малый, чтобы завершить хотя бы начатое, не говоря о новых замыслах. Но вполне достаточный для того, чтобы побронзоветь и выйти в тираж вместе с портретным глянцем. Он сильно изменился, но по-человечески только в лучшую сторону". Гагарина Личное "Сын погиб в день рождения отца" В тот год, когда имя Гагарина оказалось на устах миллионов, ему исполнилось 27. Ведь его по-своему берегли, не допускали к полетам. Но материнское сердце - вещун. Анна Тимофеевна Гагарина, когда узнала, что Юра был дублером Владимира Комарова, погибшего в апреле 1967-го при аварийном спуске космического корабля "Союз-1", места себе не находила. А сын, чтобы ее успокоить, на расспросы матери отшучивался: "О чем ты? Какая разведка тебя подослала? Уже тогда, видимо, знал, что на день рождения мамы - 20 декабря - выбраться не сможет. Увиделись только в феврале 68-го - Юрий уговорил Анну Тимофеевну лечь в больницу, сердце пошаливало. Навещал ее, а сразу после выписки позвал из Гжатска сестру, родных и в семейном кругу отпраздновал защиту диплома в академии. Гагарина Он родился в 34-м году и в 34 года погиб. А родным и близким еще горше от того, что 27 марта в семье отмечали как день рождения Алексея Ивановича Гагарина.
Сборник ответов на ваши вопросы
Ссылаясь на рассекреченные документы следственной комиссии, расследовавшей гибель Гагарина, он утверждает, что это уже «не версия, а истинная причина гибели первого космонавта». 27 марта 1968 года трагически оборвалась жизнь Юрия Алексеевича Гагарина. Он несколько раз был на волосок от смерти во время своего легендарного полета. В день гибели Гагарин впервые в жизни забыл пропуск на аэродром. Результаты работы комиссии по расследованию причин гибели на были рассекречены.
Вдова Юрия Гагарина: Тихо в квартире. Я одна. Я чего-то жду
И объясняет, почему после гибели Гагарина во время тренировочного полёта вдова первого космонавта планеты Валентина Гагарина, пережившая его на 50 с лишним лет, ни разу не дала журналистам интервью. Все эти годы Валентина Ивановна продолжала жить в Звёздном городке в той же квартире, откуда в свой последний полёт отправился Гагарин. Валентина Гагарина. Всесоюзная фотовыставка «Фотообъектив и жизнь». Работа фотографа Д. Ухтомского «Последнее интервью».
Они пытались опорочить память Юрия Алексеевича. На Валентину Ивановну и так обрушилось страшное горе, а ещё эти сплетни, что, мол, Гагарин был нетрезвый. Все космонавты, которые жили в Звёздном городке и прекрасно знали Гагарина, были возмущены этой ложью, но ничего не могли поделать». Главная история XX века. Как Елизавета II пила чай с Гагариным Подробнее «Любовь до последнего взгляда» Тамара Дмитриевна вспомнила, как сама однажды стала свидетельницей распространения слухов о Гагарине: «Я ехала в поезде.
Я думала, что сейчас задохнусь от возмущения, от этой страшной лжи, но промолчала, потому что поняла, что этому мужчине, который самоутверждался за счёт светлой памяти Юрия Алексеевича, ничего не докажу. Новость по теме СМИ опубликовали оригинал инструкции для Юрия Гагарина в космосе Каждый человек думает о другом в меру своей испорченности. Светлый человек никогда бы такого не стал говорить.
В конце концов все узнают, все всегда узнавали после, сначала узнают тебя». Скромный кандидат экономических наук Юрий Кондратчик, взявший фамилию отца, а не деда, родство с Гагариным скрывал всю свою жизнь. Юрий Кондратчик: «Всегда вспоминали о его теплоте душевной, о его открытости». Сотрудница оренбургского загса Мария Пищухина 64 года назад регистрировала брак Гагарина-курсанта. Мария Пищухина, бывшая сотрудница загса: «Рабочий день закончился, приходите завтра, мы вас завтра первых и зарегистрируем. А он стоит чуть ли не со слезами упрашивает: пожалуйста, зарегистрируйте, мне в ночь улетать, а отец Валентины не верит, что я на ней женюсь». Ксения Попова, начальник отдела публикаций Государственного архива Оренбургской области: «На фотографии изображены молодожены Юрий и Валентина Гагарины на второй день после свадьбы.
Это действительно уникальная фотография». Сохранилась та самая комната в коммуналке на 6 семей, где сделано фото. Дом-музей семьи Гагариных в Оренбурге открыли как раз к юбилею первого полета в космос. К юбилейному году в российских музеях чего только не раскопали: редкие фото студента Саратовского индустриального техникума. В свободное время Юра Гагарин успевал еще и на трубе играть и судить студенческие соревнования по волейболу. Сохранился и гагаринский свисток, он до сих пор работает.
Это было связано с процедурой регистрации рекорда, установленной Международной авиационной федерацией Federation Aeronautique Internationale, FAI. На тот момент правила требовали, чтобы пилот, претендовавший на мировой рекорд, приземлился внутри летательного аппарата. В 1971 году FAI пересмотрела свои требования, решив, что методика посадки в космонавтике может отличаться от авиационной. После полета В конце апреля 1961 года Юрий Гагарин отправился за рубеж с "миссией мира". С мая 1961 года он работал в ЦПК командиром отряда космонавтов и старшим инструктором-космонавтом. В июне 1962 года ему досрочно было присвоено звание подполковника, а в ноябре 1963 года - полковника. С декабря 1963 года Гагарин был заместителем начальника ЦПК и одновременно начальником отдела по летно-космической подготовке. В марте 1964 года, сохраняя прежние должности, был вновь назначен старшим инструктором-космонавтом. С марта 1966 года был заместителем начальника ЦПК по летно-космической подготовке, старшим инструктором-космонавтом. В сентябре 1965 года - апреле 1967 года Юрий Гагарин проходил подготовку к полету на первом пилотируемом корабле "Союз" в составе второго экипажа, был дублером Владимира Комарова. После гибели Комарова 24 апреля 1967 года при возвращении на "Союзе-1" кандидатура Гагарина больше не рассматривалась для дальнейших полетов в космос. В 1968 года добился разрешения о возобновлении летной практики в ВВС. Самолет упал вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы не установлена. В 1975 году на месте гибели летчиков был открыт мемориал. Урны с прахом Гагарина и Серегина были захоронены 30 марта 1968 года у Кремлевской стены на Красной площади в Москве с воинскими почестями под залпы артиллерийского салюта. Звания, награды За осуществление полета в космос 14 апреля 1961 года Юрий Гагарин был удостоен звания Героя Советского Союза 1961 и награжден орденом Ленина 1961. Кроме того, первый космонавт планеты был отмечен многими иностранными почетными званиями и наградами. Помимо этого он был награжден золотой медалью им. Был заслуженным мастером спорта по бегу 1961 , почетным членом Международной академии астронавтики 1966.
Новоселово Киржачского района Владимирской области. Похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в г. Национальность: русский. Образование: 1941 - поступил в 1-й класс средней школы с. Клушино, но учебу прервала война. Лишь в 1943 возобновил учебу в школе. Гжатска в 1945 семья Гагариных переехала в Гжатск. Люберцы Московской области, получил специальность «формовщик-литейщик». Люберцы и был направлен Московским областным управлением трудовых резервов на учебу в Саратовский индустриальный техникум. На самолете Як-18 выполнил 196 полетов и налетал 42 час 23 мин. Ворошилова г. Оренбурга Южно-Уральского военного округа по истребительному профилю по первому разряду. Госэкзамены по теоретическим курсам сдал на «отлично».
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина
Фактически он так и полетел. Но очевидцы утверждают, что полковник Серёгин был злой и с большой неохотой лез в кабину выполнять перестраховочный приказ. Видно у него в душе было какое-то предчувствие… Кстати, сам я на месте Серёгина сделал бы тоже самое. Приказал бы найти ещё одну «спарку», в данном эпизоде она просто случайно оказалась без ручки управления, и точно также как Серёгин, я бы в эту «спарку» уселся. Я же знаю, что лётчик готов летать сам. А дальше произошло вот что. Погода была совсем не такой, как по прогнозу давал синоптик.
У Гагарина допуск был только в ПМУ в простых метеоусловиях, а они попали в облака. И Гагарин потерял пространственную ориентировку. Для тренированного, влётанного лётчика, каким был Серёгин, будь у него ручка управления в кабине, он бы вывел МИГ-15 без проблем, но её-то не было. А у Юрия Алексеевича Гагарина хотя и был допуск к полётам в облаках, но натренированность его к приборным полётам была слабой, учитывая те колоссальные перерывы в лётной работе, которые «учинило ему заботливые» дяди из партии и правительства. Вот и получилось, что Гагарину для вывода не хватило высоты, а у Серёгина только голосом не получилось ему помочь. Теперь вы понимаете, почему расследование катастрофы с самого начала было покрыто тайной и истинные её причины скрываются до сих пор.
Ведь это перед всем мировым сообществом надо признать, что в наших «доблестных» Военно-Воздушных Силах творится огромный «бардак», если даже первому космонавту планеты подсовывают самолёт без ручки управления в задней кабине. Именно поэтому все обломки и остатки самолёта замурованы в специальный бункер и его не разрешено вскрывать в ближайшие 100 лет. А плановую таблицу, в которой дорисован контрольный полёт Гагарину, ищут до сих пор… П. И ещё, Валерий, Вы забыли чисто психологический момент. Повторяю ещё раз - Спарка до этого 1,5 месяца летала без РУС. Технический экипаж привык к этому и не видел ничего странного в том, что её допустили в полёт так, тем более, что здесь они выполняли приказ командира полка...
Надеюсь что эта статья Вам будет интересна. Однажды я спросил одного из видных членов государственной комиссии, крупного и известного в своей области специалиста главного инженера ВВС генерал-полковника М. Гагарина: - Сознайтесь, Михаил Никитич, ведь комиссия с самого начала, не сговариваясь, поставила перед собой задачу "не найти" истинную причину? Он чуть улыбнулся и произнес: " Естественно". Из мемуаров командующего Дальней авиацией генерал-полковника В. Гибель Легенды.
Как это было. Вместо предисловия Никогда не думал, что через 46 лет мне снова придётся возвращаться к трагедии, произошедшей 27 марта 1968 года, которой был потрясён весь цивилизованный мир и ввергнута в шок вся наша страна.. Я почти не сомневался, что на сегодняшний день об этой трагедии всё давно уже известно до последних деталей. Но потом мне как-то попалась на глаза одна статья в интернете. Читаю, и никак не могу понять, что за чертовщина такая — «загадка века…», «…неразгаданная тайна…», «…никто никогда не узнает…», «…даже семья ничего не знает…».. Первой моей реакцией на прочитанное было полное недоумение - я просто этому не поверил.
Ну, а чтобы убедиться в том, что информация не соответствует истинному положению вещей, решил позвонить Елене Юрьевне, и... Как и прежде нет ничего определённого, только муссируются всякого рода догадки и абсурдные фантазии. То есть, всё обстоит так же, как и 46 лет назад. Удивлению моему не было предела. И когда первое оцепенение прошло, я твёрдо пообещал Елене Юрьевне, что сниму эту искусственно созданную «завесу тайны». Для этого в ближайшее время я напишу персонально для неё специальную статью, в которой доходчиво и простыми словами расскажу об истинных причинах трагедии, и тем самым будет положен конец всем пустым измышлениям на эту тему.
Поработать над статьёй пришлось не один месяц, и вот, наконец, последняя точка поставлена, теперь остаётся только узнать мнение всех заинтересованных читателей. В статье использованы исключительно! В это просто невозможно было поверить. Дело в том, что полёт и сопутствующая этому ситуация была настолько простой, что проще просто не бывает. Задание в зоне было самое простое которое они почему-то?! К этому моменту мы ещё вернёмся , самолёт простейший и надёжнейший.
Лётчики про этот самолёт говорили так, ты ему только не мешай на посадке, он сам сядет. Подробно об этом мы будем говорить ниже. Погода, в смысле пилотирования, была простейшая не было ни грозы, ни турбуленции, ни электрических разрядов. Были облака с нижним краем 700-900 метров, верхний край 3400-3900 с прослойками, и для лётчиков эти условия абсолютно обычные.
Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу. Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина. А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место. Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина.
Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма. Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге. Это было больше, чем просто любовь. Он уважал, ценил свою жену, как и она его. Всегда старался её чем-то радовать.
День встречи оба ждали с трепетом в сердце и теплом в душе. Валя закончила учебу и получила специальность фельдшера. Молодая пара первое время жила в маленькой комнате, которую им любезно согласилась дать местная учительница на время своего отпуска. Потом им дали комнату в гарнизонном доме, принадлежавшем местному военному комиссариату. Это было их первое семейное жилье.
Они его обустраивали, даже делали ремонт, чтобы было не так холодно во время полярной зимы. Юра заготовил кучу дров, чтобы было чем топить печь темными морозными вечерами. За время своего пребывания там, Гагарины сблизились со своими соседями, с семьей Бориса Федоровича Вдовина. Его жена помогала Валентине более подробно ознакомиться с военным бытом, а Юра много времени проводил по вечерам за чашкой крепкого чая с Борисом Федоровичем. Они обсуждали буквально все — от новостей из прессы до перспектив полета человека в космос.
В возможность этого тогда мало кто верил. Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена. Как только закончился май и наступил первый месяц лета, пара приехала к родителям, но буквально на недельку. Как только наступил день перед отъездом в Оренбург, когда все вещи были собраны, ночью недалеко от их дома, в поселении случился пожар. Вся семья: Алексей Иванович с сыновьями Юрием и Валентином бросились бороться с огнем, отстаивать другие дома.
К счастью у них все получилось. Вернулись они под утро, когда уже наступил рассвет. Еще около часа мужчины продолжали обсуждать произошедшее и только потом уснули. Жена за три часа до поезда разбудила Юрия и увидела, что тот был весь красный и горячий у него был жар. Валентина подумала, что её муж обгорел, когда тушил пожар.
Однако все было относительно хуже — Юрий заболел корью. Пока Гагарин не поправился, они жили в доме у родителей. Болел он долго. Много обсуждал с родными космос. В 1957-м году в Советском Союзе по проекту Сергея Павловича Королева был запущен на околоземную орбиту первый искусственный спутник земли.
Буквально недавно оправившийся от войны, Советский Союз стал первой космической державой. Все граждане СССР много обсуждали это, грезили о будущем космонавтики. Никто даже подумать не мог, что всего через четыре года СССР войдет в историю как страна, запустившая первого человека в космос. И никто в то время не мог представить, что этим человеком станет простой, но безумно смелый и амбициозный парень Юра Гагарин. Родители тогда не знали, что перед тем как идти в отпуск, их сын откликнулся на предложение вступить в первый отряд космонавтов.
Не знали они об этом до самого дня полета в космос. Историю первого отряда вы можете почитать здесь, в одном из моих предыдущих материалов. После того, как Юрий Алексеевич поправился, они вместе с женой и дочерью вернулись в часть. Всего через месяц он отправил родителям письмо, где сказал, что приедет в Москву на медицинские обследования. Мать и отец обрадовались возможности вновь скоро увидеть свое чадо.
Он им много рассказывал о подробных и частых исследованиях, от чего Анна Тимофеевна часто недоумевала, что же они такого в нем все ищут. В 1960-м году перед своим днем рождения 9-го марта Гагарин сообщил, что вместе со своей женой и дочерью будут переезжать в городок под Москвой. Повторюсь, никто не знал о предстоящем полете: ни родители, ни друзья, никто из близких, кроме одного человека — его жены Валентины. Звездный час И вот наконец настал день полета. Ради своего «звездного часа» Гагарин находился в космосе 1 час 48 минут предшествовало огромное время подготовки и отбора претендентов.
Испытать шанс стать первым человеком, покорившим космос, откликнулось более трех тысяч летчиков-истребителей со всего Советского союза. Это было мероприятие огромных масштабов. Еще на этапе изучения медицинских карт было отсеяно более двух тысяч человек. В лаборатории было приглашено около двухсот человек, из которых лишь двадцать вошли в отряд и лишь двое были допущены до первого полета. Юрия Гагарина выбрали первым из-за безупречной биографии, оптимистичного настроя и стрессоустойчивости.
Герман Титов стал капитаном второй экспедиции в рамках программы «Восток». До 10-го числа еще никто точно не знал, кто станет «счастливчиком». Среди всего отряда, несмотря на дружеское, я бы даже сказал родственное отношение друг к другу, обладал дух соперничества. Все осознавали масштаб доверия партии к каждому из претендентов, но никто не ссорился. На одном из предпоследних правительственных собраний, на которых присутствовали все конструкторы, инженеры и потенциальные космонавты, при всех было вынесено решение, что кандидатов на первый полет будет двое.
Ими стали Гагарин и Титов. По рассказам Сергея Павловича Королева и его знакомых Гагарин был выбран из-за того, что он был любознательным, искренним. Не знаю, было ли именно это на самом деле. Но в один из дней, когда Гагарин и Титов находились на заключительных испытаниях в барокамере, на вопрос о самочувствии Герман ответил, что все хорошо. Он боялся не пройти до конца.
А вот Гагарин наоборот, в подробностях расписал свои негативные ощущения от эксперимента. Для Королева было важно, чтобы космонавт «без прикрас» докладывал о своем личном состоянии, а также о состоянии всех систем космического корабля, ну и о ходе самого полета конечно же. Юрий Алексеевич этому целиком и полностью соответствовал. Были осуществлены заключительный проверки и сборки технической части ракеты-носителя, а также самого космического корабля «Восток». Врачи волновались, наверное, больше самих космонавтов.
Двум товарищам — Гагарину и Титову была важна грамотная организация отдыха перед полетом. Для крепкого сна врачи предлагали им снотворное. Но те отказавшись крепко сладким сном проспали до рассвета. Сами врачи не сомкнули глаз, как и все инженеры, в том числе и Сергей Павлович Королев. С самого утра, как на Байконуре начались подготовительные мероприятия, он обхаживал стартовую площадку и осматривал каждый сантиметр ракеты, которая перевернет всю историю.
До полета, само собой, были проведены запуски тестовых, экспериментальных образцов «Восток-1» с манекенами. К сожалению, в некоторых случаях у космического корабля бывало, отказывала тормозная система. И несколько манекенов превратились в пепел, так и не долетев до земли. Шанс погибнуть был один к двум. Это была самая масштабная игра в русскую рулетку.
Королев приехал в домик, где они отдыхали, спросил о самочувствии. Оно у обоих было отличным. И после этого все вместе они поехали в корпус на заседания Государственной комиссии, начавшееся аж в шесть утра. На нем были оговорены формальности целей миссии: узнать, как изменятся ощущения в невесомости, возможно ли питаться находясь за пределами Земли, как изменится психическое состояние человека после полета, его здоровье и прочее… Гагарин, в свойственной ему манере, ни капельки не волновался. С его лица все никак не сходила знаменитая, белоснежная улыбка, отдающая детским счастьем.
Все-таки по-настоящему счастливым человеком можно назвать того, кто будучи взрослым осуществил свою мечту. О полете мечтал и сам Королев. Для него Гагарин и все остальные космонавты были сродни детям. Через пятьдесят минут после начала собрания космонавты были доставлены на стартовую площадку космодрома «Байконур». Дома у родителей все шло своим чередом.
Правда мама, предчувствуя что-то, встала рано, никак не могла заснуть с трех часов ночи. Чтобы не тратить время впустую она принялась готовить завтрак своему мужу Алексею Ивановичу, заниматься домашними делами. За окном был живописный рассвет, весеннее солнце заполняло просторы комнат своими греющими душу лучиками, воздух витал смолистый аромат набухающих почек, на улице зажурчали ручейки. Позавтракав уже было около 9 утра , Алексей Иванович, справив свой ящик с инструментами, пошел по своим делам. А внуки пошли в школу.
Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз. Но, к счастью, второй парашют раскрылся. И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично.
Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги. Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню. Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика.
Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта. На его лице можно разглядеть следы пережитого. Усталость, какая-то отрешенность, а вместе с тем — та же светлая улыбка… Ты выдержал... Обнимаешь А в сердце и в глазах остался, знаешь, След звездного, но трудного пути.
Ты счастлив, что ты выполнил заданье, Остался жив и воплотил мечту: Подняться к звездам, к тайнам мирозданья, Увидеть неземную красоту. А впереди фанфары и литавры, Но ты о том не думаешь пока, Пусть славы суету, венки и лавры — Все унесет смирения река. А ты останешься простым и скромным. Людей любить, служить им, согревать; И на Земле, и в Космосе огромном Улыбки светом тьму одолевать Ты будешь, как и прежде.
А победа Всего сложнее, знаешь, — над собой… И жизнь твоя осталась звездным следом Над нашею планетой голубой… [18] Потом О. Ивановский напишет: «Тысячу раз прав оказался Королев, говоривший, что в Гагарине удивительно сочеталось все то, что должно быть у первооткрывателя. Он все, что надо, заметил, все сделал, как надо, ничего не упустил, не потерял самообладания. Он был тем, кем должен был быть первый землянин, взлетевший в космос» [19].
Опустела без тебя земля… После полета Гагарин больше не принадлежал себе. Он не ожидал этого. Не ждал и не искал славы, ему это вообще в голову не приходило. Он вообще не считал, что совершает нечто выдающееся или особенное, он просто выполнял свою работу.
А когда эта фантастическая, невероятная слава на него обрушилась, то совершенно его не задела. Скорее, тяготила его, смущала, мешала. Он терпел ее как данность. Где была возможность, старался избежать пышных встреч и приемов.
Это известно. Но Гагарин и это испытание выдержал с честью. Вот его слова: «Я самый обыкновенный. Я обыкновенный русский человек, которых множество.
Мои товарищи более опытные и способные, и поэтому их приберегли для более сложных задач, поскольку последующие полеты сложнее, чем первый. А меня отправили первым, как менее способного». А еще он говорил: «Мы никак не можем позволить себе остановиться, расслабиться, почить на лаврах. Лавры прибережем для супа…» [20].
Любя людей, он радовался вместе с ними и дарил им радость. А мир не просто восхищался подвигом первого космонавта, люди ответили любовью на его любовь и свет его души. Его носили на руках — не в переносном, а в буквальном смысле слова, в его честь называли детей в разных странах, за автографом к нему выстраивались очереди… А он умел быть всем для всех, умел найти общий язык со всеми — от простых людей до королевы Англии, растопить лед предубеждения, не терялся ни при каких вопросах на пресс-конференциях и интервью. С ним фотографировались, обнимались, ему дарили цветы, вручали ордена, провозглашали почетным гражданином больших и малых городов… Взвесьте — легко ли в 27 лет оказаться на виду у всей планеты?
Если бы меня попросили назвать основное в нем, я ответил бы так: посидишь с ним минут десять и забываешь, что рядом с тобой живой Гагарин, человек, который нес на своих плечах такую славу, какой не было, не ошибусь, ни у кого их живых за всю историю нашей планеты. Наверно, непросто нести ее, такую всемирную. И еще: «Природа, наделив его многими хорошими качествами, дала и дипломатическую жилку. Сколько доброго он сделал для Родины за рубежом уже после того, как своим подвигом обратил внимание к нашей стране даже тех, кто почти ничего не знал об СССР.
Он подружил с нами целые государства и народы. Семь лет его невероятной славы и около тридцати стран, которые он посетил, были не только для того, чтобы мир посмотреть и себя показать, хотя и это имело значение. Не было у нас дипломатических отношений с Бразилией — послали не государственного деятеля, не дипломата, а первого космонавта. Когда Гагарин вышел из самолета и сел в машину, тысячи жителей бразильской столицы подняли автомобиль с ним и несли на руках до президентского дворца.
После этого визита наши страны обменялись послами…» [23]. Он сделал очень много за свою короткую жизнь, и очень о многом можно еще рассказать. Я приведу здесь еще только несколько штрихов, несколько мгновений, запечатленных в памяти знавших Юрия Гагарина и составляющих драгоценный узор на полотне его жизни. С женой Валентина Гагарина: «Я и сейчас помню все дни, когда он бывал грустным и усталым, расстроенным и даже злым.
Но я не помню его равнодушным, безразличным… Он жил для людей…». Каждую просьбу считал обязательной и мучился, когда ему не удавалось что-то сделать. Себе же он отказывал во многом — в отдыхе, в свободном времени, в расслабленности, которая порой так нужна, в каких-то желаниях» [24]. Как-то вечером звонят из проходной на территорию Звездного городка: старик приехал из Сибири, дожидается Гагарина.
Пришлось идти на проходную. Оказалось, пожилой человек лет 80-ти приехал в Москву откуда-то из района Читы с просьбой: разыскать могилу сына, погибшего в Великую Отечественную войну. Юрий Алексеевич тепло его выслушал, записал все данные, обещал помочь, дал ему денег на обратную дорогу. Более года потратил на поиски и нашел [25].
Гагарин отвечал на все письма, во множестве приходившие на его имя. И ответы эти не были формальными. Он отвечал вдумчиво, серьезно. Всегда старался понять человека.
Говорят, он никогда никого не осуждал, ни о ком не позволял себе говорить плохо. Любил изречение: «Все приходит вовремя для того, кто умеет ждать». Прага, октябрь 1961 Сергей Павлович Королев: «Юра был настоящим русским парнем — честным и добросовестным, открытым и жизнерадостным, смелым и талантливым, дорожащим своим добрым именем и очень любящим людей» [26]. Космонавт Алексей Леонов: «Возможно, внимательные историки и биографы Юрия Гагарина найдут иные слова о главном в его характере, но нас особенно восхищала в нем какая-то бездонная сила и устойчивость простых человеческих качеств — честности, прямоты, общительности, трудолюбия.
И даже такой полет, такая слава не могли ни на йоту изменить его в худшую сторону. А что греха таить, такое могло произойти с кем-нибудь другим. Полет лишь ярко раскрыл человеческий талант Юрия. Это особенно было заметно для тех, кто начинал с ним» [27].
Летчик-космонавт Георгий Шонин: «Гагарин как-то по-особенному, по-своему, воспринимал и чувствовал прекрасное. Красоту природы, человека… Он находил ее повсюду, порою даже там, где ее присутствие только угадывалось» [28]. В Лондоне Константин Петрович Феоктистов инженер-разработчик космических кораблей, космонавт : «Юрий был умным человеком, обладавшим врожденным даром мгновенно оценивать ситуацию, выбрать нужную тональность разговора, найти общий язык с любым собеседником… Гагарину очевидно было не по душе, когда он чувствовал, что кто-то обойден вниманием» [29]. Во время прогулки по лесу с женой: «Знаешь, о чем я думаю?
Гагарин и Королев Вспоминает Владимир Суров, который в 1961-м году, будучи 9-летним мальчиком, был отобран для участия первомайской демонстрации на Красной площади, поднимался на трибуну с цветами и видел Гагарина: «Лицо у него было доброе и приветливое, но в то же время очень усталое. Конечно, он был приветлив и с улыбкой отвечал на признание людей, но в то же время я видел, что в нем не было и капли высокомерия... После того, как я взглянул в его усталое лицо, сразу почему-то понял, что за этими минутами славы и уважения стольких людей стоит нелёгкий и опасный многодневный труд! В 1964-м году Гагарин вместе с двумя товарищами съездил в Троице-Сергиеву лавру.
Переоделись в гражданское, думал — не узнают. Но, конечно, узнали, обступили. Их «спас» Наместник, увел к себе. Провел по лавре, к святыням.
В церковно-археологическом кабинете Гагарин долго стоял у макета храма Христа Спасителя, сказал: «Какую красоту разрушили»! Президиум буквально чуть со стульев не попадал. Объявили перерыв. Брежнев тогда замял этот эпизод.
Сейчас можно услышать: а что он такого сказал? Да он же не предлагал восстановить храм как храм, а только как памятник войны 1812 года. Таких людей хочется в ответ спросить: а вы вообще представляете себе ту эпоху? То, что Гагарин сказал и как сказал, свидетельствует о его безусловной смелости и большом уме.
Да только так и можно было сказать! Точнее, даже так нельзя. И если бы это сказал не первый космонавт, а кто-то другой, то поплатился бы очень большими неприятностями. Несколько раз вместе с матерью Гагарин бывал у известной православной подвижницы схимонахини Макарии Артемьевой.
Старица говорила: «Он очень, очень хороший. Простой, как ребенок». Раз сказала ему: «Не летай больше. Тебе нельзя больше летать».
Когда он погиб, старица Макария позвала священника, попросила заочно отпеть. Молилась об упокоении его души. Очень тяжело пережил Юра смерть Сергея Павловича Королева.
А короткое время спустя — фрагмент человеческой челюсти с золотым и стальным зубом: такие были у Владимира Серегина. Поэтому в Москву доложили о том, что один член экипажа погиб, второго ищут — была надежда, что Гагарин мог катапультироваться и находится где-то в лесу. Сразу развернули масштабные поиски, но уже стемнело. Только около двух часов ночи рядом с воронкой нашли нижнюю челюсть со стальным зубом Также были найдены права и наколенный планшет, записи в котором были выполнены характерным и знакомым многим летчикам почерком Гагарина. А около семи утра на дереве нашли окровавленный обрывок куртки, в нагрудном кармане которой лежал талон на завтрак на имя полковника Юрия Алексеевича Гагарина. Корпус полностью разрушился, а обломки разбросало на площади 100 на 200 квадратных метров.
Вскоре был найден второй парашют и оба катапультных кресла с целыми пиропатронами. Останки обоих летчиков немедленно отправили в Москву на экспертизу и уже вечером кремировали. Во второй половине дня из земли извлекли двигатель самолета, а затем и обе кабины, переднюю и заднюю В каждой были часы — и по отпечаткам стрелок удалось установить время катастрофы. На первом же заседании создали четыре подкомиссии — по изучению летной подготовки, по самолету, по организации летной работы в ЦПК и организационную. Стоит отметить важную вещь: и комиссиями, и подкомиссиями руководили профессионалы. По данным Госкомиссии, столкновение с землей произошло в 10 часов 31 минуту 00 секунд — через 50 секунд после последнего сеанса связи. По результатам расследования катастрофы было установлено, что МиГ-15УТИ летел под углом 50-55 градусов, с креном 5-7 градусов и с полностью исправным двигателем, работавшим в момент столкновения с землей в штатном режиме. Рули высоты были отклонены вверх на 16-18 градусов, элероны — вправо на 5 градусов, рули поворота и триммеры находились в нейтральном положении До самого момента столкновения с землей самолет оставался целым и невредимым. Ни один из летчиков не пытался катапультироваться, оба находились в сознании, Юрий Гагарин управлял самолетом — на это указывали отпечатки подошв на педалях управления и отпечатки рукавиц на рукоятях.
Анализ показал, что в крови у Гагарина и Серегина не было алкоголя и что ни один из них не чувствовал страха — адреналина не было. Оба были в рабочем состоянии до момента гибели, Гагарин левой рукой держал ручку управления самолетом, ноги обоих были на педалях и давили на них Степан Микоянгенерал-лейтенант авиации, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Позже по срубленным МиГом деревьям установили угол падения — около 55 градусов. Не выявили следов попадания молнии. Ни в кабине, ни в телах не нашлось следов ядов или газов. Тщательно изучив все до одного обломки, ни на одном из них не обнаружили следов внешнего воздействия — то есть столкновений с птицами или с метеорологическим шаром. При этом выяснилось, что в день трагедии, 27 марта 1968 года, из города Долгопрудного был запущен метеорологический шар, который в 10:03 оказался в районе аэродрома Чкаловский. На земле нашли два десятка старых метеозондов, но ни на одном не было следов столкновения с самолетом. В результате уже через пять месяцев комиссия фактически завершила работу. Из заключения и предложений Правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР полковника Гагарина Ю.
В результате тщательного анализа динамики полета самолета, изучения материальной части и дополнительных исследований установлено, что наиболее вероятной причиной аварии является выполнение резкого маневра для отворота от шара-зонда или что менее вероятно для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности. Резкий маневр привел к последующему попаданию самолета в закритический режим полета и сваливанию в условиях усложненной метеообстановки. Правительственная комиссия отмечает, что тяжелому исходу летного происшествия способствовали крупные недостатки в организации и руководстве полетами на аэродроме Чкаловский и безответственное отношение командования Военно-воздушных сил тт. Ими и руководством полетами на аэродроме Чкаловский т. Пушко не было принято никаких дополнительных мер по обеспечению безопасности полета Ю. Гагарина и не обеспечено выполнение целого ряда мер по безопасности полетов, предусмотренных установленными правилами. Вывод о резком изменении траектории из-за угрозы столкновения с метеорологическим шаром устраивал всех: фактически никто не был виноват — ни летчики, ни офицеры полка, ни инженеры. При этом все результаты расследования были засекречены. Возникло множество слухов: согласно одним, перед вылетом Гагарин и Серегин выпили по стакану водки каждый; по другим — Гагарина убили по приказу Брежнева, так как он, став депутатом Верховного Совета СССР, пытался улучшить положение советских людей; по третьим — Юрий якобы погиб во время испытаний космического корабля для высадки на Луну.
Результаты работы Госкомиссии были засекречены, с ними ознакомили только узкий круг руководителей — и практически повелели забыть Впрочем, это лишь подпитывало множество слухов и сплетен, которые долго беспокоили народ. Между тем специалистов волновали другие вопросы, которые оставались без ответа. Первый из них был связан с тем, что самолет МиГ-15УТИ под бортовым номером 18 не был предназначен для учебно-тренировочных полетов — именно поэтому он находился в технико-эксплуатационной части ТЭЧ. Его переоборудовали для показательных катапультирований при демонстрации подготовки летчиков-космонавтов. Пилот размещался в передней кабине, а парашютист — в задней И для того, чтобы было удобно, в кабине инструктора сняли ручку управления самолетом — она мешала при срабатывании катапульты. Для этих же целей переоборудовали фонарь задней кабины. Именно по этой причине Владимир Серегин, находясь в полете с Гагариным в кресле инструктора, не мог взять управление на себя — педали управления там тоже были отключены. К тому же кабина МиГ-15 была сделана таким образом, что если передний летчик катапультировался, то у заднего фонарь не откидывался: он был обречен погибнуть вместе с самолетом. А барорегистратор высоты и скорости полета в тот день почему-то забыли заправить бумагой — объективных данных о происходящем не было.
Установленные на МиГ-15 подвесные топливные баки сильно влияли на аэродинамические характеристики, замедляя маневрирование и снижая допустимые перегрузки почти в три раза: управлять таким самолетом могут только опытные летчики. Тонкость в том, что они быстрее сваливаются в неуправляемый режим Однако, по словам Степана Микояна, уже после катастрофы летчики на МиГ-15 с подвесными баками специально исследовали вопрос управляемости и ничего критического не почувствовали. Самолет действительно реагировал немного иначе, но не критично. Однако и испытания проводили опытные летчики с большим налетом.
Юрий Гагарин
К летной подготовке он вернулся в 1963 г. В те годы в Советском Союзе началась реализация «лунной программы». Одним из тех, кто стал готовиться к полету на Луну, стал и Гагарин. Нетрудно догадаться, как ему хотелось первым отправиться к нашей вечной спутнице. Но до этого было еще далеко. Пока было необходимо научить летать корабль «Союз». Первый испытательный полет в пилотируемом варианте был намечен на апрель 1967 года. То, что основным пилотом корабля стал Комаров, совсем не означает, что он был лучше подготовлен. Когда решался этот вопрос, Гагарина решили «поберечь» и не рисковать его жизнью. Всем известно, чем закончился полет корабля «Союз—1».
Выступая на траурном митинге, посвященном памяти Владимира Комарова, его дублер Юрий Гагарин пообещал, что космонавты научат летать «Союзы». В конце концов, так и произошло. Но сделано это было уже без Юрия Гагарина. Продолжал готовиться к новым полетам в космос.
Потому что, во-первых, хотя его и берегли в СССР, Гагарин все равно умудрился вернуться в летчицко-космическую программу, в частности в лунную. Он был дублером Комарова в том трагическом полете на новом «Союзе». Так что если бы Комаров не смог полететь, Гагарин стопроцентно разбился бы. Во-вторых, Гагарин не прекращал попыток вернуться непосредственно к деятельности летчика. Он был заместителем руководителя Центра подготовки космонавтов, но для сохранения собственного авторитета и для какого-то внутреннего спокойствия считал правильным, если он останется действующим летчиком. И он настаивал на возвращении в летчики. В итоге в 1967 году он вновь стал летать, а 27 марта 1968 года должен был совершить первый самостоятельный вылет. На самом деле, ведь Гагарин не был опытным летчиком, таким как Владимир Серегин, сопровождавший его в последнем полете. Просто его совершенно не устраивал статус «паркетного» космонавта. А еще он был практикующим, опытным дипломатом, который с 1961 года участвовал в разного рода представительских проектах. Создавались какие-то банки, что-то типа Торгово-промышленной палаты. Отсюда контакты с участием Гагарина, к примеру, с Францией, которая в 60-е была настроена антиамерикански. Деятельность такая была сложной, но Гагарин ею занимался. Помимо этого, он был и депутатом Верховного Совета — да, в те годы такая деятельность была декоративной, но это была тоже его практика во власти и, возможно, его подготовка к будущей активной политической деятельности. Думаю, если бы Гагарин дожил до слома эпох, до середины 80-х, он без вариантов мог бы занять серьезное политическое место. Конечно, это чисто мое мнение, но будем объективны — в конце 80-х в СССР возникла вакансия харизматичного политика, который, с одной стороны, имел бы большую электоральную поддержку, а с другой стороны, был бы достаточно компетентен. Думаю, Гагарин оказался бы в те годы вне конкуренции даже среди известных нам по тем временам фигур — при его разного рода опыте, к тому времени его бы точно вынесло бы на политическую стезю. Откуда все это взялось? Когда он в юношеские годы оказался литейщиком, он сделал так, чтобы его направили в Саратовский индустриальный техникум для продолжения образования. И всегда, когда он достигал потолка, не наслаждался достигнутым статусом, а придумывал что-то еще. И это говорило о том, что если бы не эта трагическая гибель в 1968 году, мы бы не воспринимали Гагарина только как космонавта — он стал бы для нас кем-то еще. Даже энергичный, творческий и деятельный его коллега Леонов. Смотрите — когда мы видим на экране, что Гагарин выступает в передачах рядом с Титовым, с другими коллегами, не в обиду будет им сказано, но именно его речь воспринимается как призыв к эмоциональной мобилизации тех, к кому он обращается. И это, повторюсь, не только природное обаяние, конечно, и оно тоже, но здесь мы видим и осознанно выстроенные вещи. Думаю, если бы Гагарин дожил до слома эпох, до середины 80-х, он без вариантов мог бы занять серьезное политическое место «Гагарин второй половины 60-х был уже очень неудобным для ситуации транзита власти» — В последние годы в СМИ часто звучала версия того же Алексея Леонова о том, что причиной трагедии 27 марта 1968 года был некий самолет, летевший выше самолета Гагарина и Серегина. В какой степени версия убедительна? Да, Леонов считал, что в тот день в небе был и некий другой летчик, который взлетел с другого аэродрома и плотной струей опрокинул самолет Гагарина и Серегина. Он говорил далее, что этот летчик жив, что те, кто вели расследование, знают, кто он, но почему-то не говорят его имя.
Юрий ГАЕВ Пропагандистская машина всеми силами старалась сделать из первого космонавта идола, не имеющего ни слабостей, ни недостатков. Самый яркий пример тому - история гагаринского шрама на лбу. Юрий Алексеевич, привыкший к физическим перегрузкам, был измотан бесконечными встречами и выступлениями так, что 25 августа 1961 руководство страны вынуждено было отправить его вместе с семьей и космонавтом N 2 Германом Титовым в Крым отдохнуть. Через пару дней газета «Правда» сообщила, будто Гагарин совершил очередной подвиг. Купаясь в море, он будто бы заметил, как тонет мальчик, которого накрыла большая волна. Космонавт якобы бросился на помощь, успел выбросить пацаненка на берег, но очередной вал кинул Гагарина на скалу, и он сильно рассек лоб. Гагарин, видимо, газет не читал, и 15 ноября 1961 года предложил журналистам свою версию. Нес, мол, дочку Галю в море, споткнулся о камень, Галю сумел уберечь, а сам стукнулся лбом. А теперь - правда. Жена в двери, он - в окно Ане Афанасовой было 22 года, когда ее приняли на должность санитарки в правительственный санаторий «Тессели» близ Фороса. От персонала, жившего тут же, требовали дисциплины, аккуратности, но в первую очередь - умения держать язык за зубами. Прибывшая компания, по словам Анны Дмитриевны, жила дружно и весело, в общении все были просты. Только руководителя подготовки космонавтов генерала Каманина все боялись. Притащат ребята ящик коньяку, спрячут у Ани в комнате и таскают потом по бутылке. Не напивались, но пили хорошо - молодые. Девушка поняла, что Гагарин ее сразу выделил: когда бы ни дежурила, старался остаться наедине, намекал на встречи. Но Аня не допускала и мысли об «отклонениях», к тому же у нее был парень. Как-то, не выдержав докучаний, сказала: «Юрий Алексеевич, что вам от меня надо? Вон сколько за вами девчат гоняется». В ответ услышала: «Запомни, Аня, догоняют не того, кто стоит, а того, кто убегает». Валя, ревнуя мужа, следовала за ним по пятам. Он же унижал ее такими, например, шутками. Утром выйдет в коридор, сделав вид, что идет к морю, и спрячется за дверь. Валя вылетает за ним и сразу к дежурной: «Где Юра?
Во время последней проверки датчиков и наших рекомендаций Юрий был молчалив, сосредоточен и очень серьезен. Изредка он напевал куплеты из популярных тогда песен, но больше молчал. За четыре часа до старта есть у меня снятая ЭКГ было видно, что Юра волнуется. Да кто бы не волновался! Просто он умел сдерживать свои эмоции» [15]. Ничего особенного не заметила я. Он только настойчиво, несколько раз повторил: Мама! Валю не оставляй! Что сын имел в виду, она поняла только, когда утром 12 апреля ошарашенная невестка жена сына Валентина , услышавшая сообщение по радио, прибежала к ней с известием: «Мама! Наш Юра — в космосе, командир космического корабля! А вот очень характерный для Гагарина эпизод. Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов кандидат медицинских наук, начальник Центра подготовки космонавтов : «5 апреля 1961 года, то есть через две недели после первого посещения космодрома, группа космонавтов вновь отправилась на Байконур. Но теперь уже для прямого участия в грандиозном событии. Вылетели двумя тройками одна — с Гагариным, другая — с Титовым на двух самолетах Ил-14. Я оказался в группе с Гагариным и Поповичем. С нами и генерал Н. Вновь и вновь возвращаюсь мысленно к предстоящему полету в космос, пытаюсь представить, что думают космонавты о связанном с ним риске. А они увлечены шахматной партией. Мне же было не до шахмат, хотя я и неравнодушен к ним. Наверное, вид у меня был озабоченный. Гагарин заметил, подсаживается в соседнее кресло, заводит разговор: — Да вы не переживайте, Евгений Анатольевич, все будет хорошо. Вот увидите. И попросил: — Ведь вы войну прошли. Расскажите, как это было? Начинаю с того, как в блокированном фашистами Ленинграде довелось ускоренно заканчивать Военно-медицинскую академию…». Дальше Евгений Анатольевич описывает завязавшийся разговор и отмечает: «И тут, признаюсь, захотелось мне обнять этого молодого и очень симпатичного человека. За его любознательностью я остро почувствовал большую человеческую доброту, внимательность, душевность натуры. Ведь неспроста затеял Гагарин эту беседу, старался отвлечь меня от нелегких раздумий…» [17]. Информация о том, как проходил сам исторический полет, до совсем недавнего времени была засекречена. Но сейчас можно легко найти запись доклада Юрия Гагарина 13 апреля 1961 года, где он подробно рассказывает специальной комиссии о своем полете и отвечает на вопросы. Доступна полная аудиозапись. А ее расшифровка приводится и во множестве печатных изданий, и в Интернете. Я остановлюсь лишь на нескольких моментах и замечу, что некоторые нештатные ситуации, возникшие в ходе первого полета человека в космос, вполне могли привести к трагедии. В автобусе по дороге на стартовую площадку Итак, началось все с того, что сам старт был задержан примерно на 2 часа. Гагарин уже сидел в кабине «Востока», когда выяснилось, что не срабатывает датчик герметичности. Пришлось срочно откручивать крышку и ставить ее обратно. Томительное ожидание. Но Юрий спокоен, шутит по рации с переживающим Королевым, напевает песенки. Момент старта. Знаменитое «Поехали! К Гагарину были прикреплены датчики — для медиков. Так вот, его пульс, до того нормальный, при объявлении пятиминутной готовности: 108, в момент старта и подъема — 130-150 и больше, на орбите — 97, при посадке — 112 ударов в минуту. А внешне он был спокоен и абсолютно ровным, спокойным голосом докладывал на Землю о том, как идет полет. Только восхищения иногда не мог скрыть: «Какая красота! Кстати, информация о том, что СССР отправил в космос человека, буквально сразу же оказалась в распоряжении наших главных конкурентов в космической гонке, американцев. США имели станции наблюдения, оснащенные аппаратурой, способной перехватывать телеметрию, идущую с советских спутников. Таким образом, перехват данных с «Востока» начался, как только корабль попал в зону видимости американских станций. Данные были получены и расшифрованы. Перед стартом В первом полете управление решили доверить автоматике, поскольку медики не знали, как организм человека отреагирует на невесомость. Тогда всерьез опасались, что человек может повредиться рассудком и потерять адекватность. Переход на ручное управление осуществлялся по специальному коду, который хранился в запечатанном конверте. Правда, Гагарину несколько человек «по секрету» этот код сообщили заранее. Ручное управление он знал отлично и был готов в любой момент на него перейти, если автоматика на каком-то этапе не сработает. Гагарин производил на орбите какие-то простейшие эксперименты, которые ему были поручены. Тщательно фиксировал, записывал происходящее на магнитофон. Следующая неприятность после задержки старта заключалась в том, что орбита оказалась выше расчетной, так как не выключился вовремя двигатель третьей ступени. Это было чревато тем, что корабль в случае нештатной ситуации не сможет вовремя сойти с орбиты. Об этом Гагарину с Земли решили не сообщать. На орбите все было нормально. Но вот ТДУ — тормозное двигательное устройство — сработало вовремя, но нештатно. Корабль начал кувыркаться — вращаться с большой скоростью, «голова-ноги». А так же не произошло отделения спускаемого аппарата от приборного отсека. Это могло привести к катастрофе при вхождении в плотные слои атмосферы. Гагарин понимает: что-то пошло не так, ситуация опасная, но, подумав, решает: «панику не стоит поднимать». Так он потом сказал в своем докладе. Разделение все же произошло минут через десять, и тогда прекратилась эта карусель, вращение. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои земной атмосферы. Из-за совокупности проблем спуск осуществлялся по более резкой траектории, чем предполагалось. Как следствие, перегрузки возросли запредельно, они достигли 12 g вместо ожидаемых 8-9 g. Юрий был тренирован переносить и такие перегрузки, но в какой-то момент у него потемнело в глазах, все поплыло, и только большим усилием воли он не дал себе отключиться. Шар горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору После этого Гагарина ждало еще одно испытание. Шар — спускаемый аппарат — горел от трения об атмосферу, расплавленная обшивка текла по иллюминатору, было видно пламя, слышалось потрескивание, улавливался запах гари. Было непонятно: так должно быть или нет. Когда после полета отец спросил Юру, было ли ему страшно, тот вспомнил именно этот эпизод — когда он летел в огненном пылающем шаре. На этом проблемы не кончились. Первые космонавты приземлялись отдельно от спускаемого аппарата — в нужный момент происходило катапультирование. Спускаемый аппарат приземлялся на своем парашюте, а космонавт на своем. Так вот, когда произошло катапультирование, у Гагарина не открылся клапан дыхания в скафандре — Юрий стал задыхаться. Оказалось, что тросик, по которому должен был поступать воздух, попал под одежду, когда Гагарина облачали в скафандр. Гагарин после полета Но и это было еще не все. Внезапно открылся запасной парашют, что тоже опасно, было много случаев, когда в такой ситуации запасной парашют запутывался в стропах основного, тот схлопывался — и человек камнем летел вниз. Но, к счастью, второй парашют раскрылся. И, хотя спуск на двух парашютах тоже, как говорят, достаточно опасен, но все же это не критично. Следующая неприятность заключалась в том, что Гагарин летел прямо в ледяные воды Волги. Управлять этими двумя парашютами было практически невозможно, но, к счастью, оторвался достаточно тяжелый неприкосновенный запас, который был прикреплен к скафандру на случай возможного приземления в различных условиях там был запас еды, надувная лодка, еще что-то , и Гагарина ветром отнесло от Волги. Он приземлился на пашню. Приземление ожидали в Казахстане, но из-за совокупности нештатных ситуаций Гагарин приземлился в районе Саратова, по интересному совпадению, именно там, где он начинал путь летчика. Примерно через 2 часа после приземления были сделаны первые фотографии первого космонавта. На его лице можно разглядеть следы пережитого. Усталость, какая-то отрешенность, а вместе с тем — та же светлая улыбка… Ты выдержал... Обнимаешь А в сердце и в глазах остался, знаешь, След звездного, но трудного пути. Ты счастлив, что ты выполнил заданье, Остался жив и воплотил мечту: Подняться к звездам, к тайнам мирозданья, Увидеть неземную красоту. А впереди фанфары и литавры, Но ты о том не думаешь пока, Пусть славы суету, венки и лавры — Все унесет смирения река. А ты останешься простым и скромным. Людей любить, служить им, согревать; И на Земле, и в Космосе огромном Улыбки светом тьму одолевать Ты будешь, как и прежде. А победа Всего сложнее, знаешь, — над собой… И жизнь твоя осталась звездным следом Над нашею планетой голубой… [18] Потом О. Ивановский напишет: «Тысячу раз прав оказался Королев, говоривший, что в Гагарине удивительно сочеталось все то, что должно быть у первооткрывателя. Он все, что надо, заметил, все сделал, как надо, ничего не упустил, не потерял самообладания. Он был тем, кем должен был быть первый землянин, взлетевший в космос» [19]. Опустела без тебя земля… После полета Гагарин больше не принадлежал себе. Он не ожидал этого. Не ждал и не искал славы, ему это вообще в голову не приходило. Он вообще не считал, что совершает нечто выдающееся или особенное, он просто выполнял свою работу.
Юрий Алексеевич Гагарин
"Гагарин просил ее не убиваться с горя" - МК | Личная жизнь Юрия Гагарина. Юрий Гагарин был женат на Валентине Ивановне Гагариной (в девичестве — Горячевой [1935−2020]). |
Гагарин Юрий | Арсений Дмитриевич Миронов, член лётной подкомиссии, расследовавшей причины гибели самолёта Гагарина, главный научный сотрудник Летно-исследовательского института имени М.М. Громова, в своих воспоминаниях особо отмечал недисциплинированность авиаполка. |
Небо не прощает ошибок. История жизни Юрия Алексеевича Гагарина | Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район, Западная область (ныне — Смоленская область) — 27 марта 1968, возле села Новосёлово. |
Тайна последних секунд жизни и гибели Юрия Гагарина раскрыта - Российская газета | Юрий Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1, полёт из-за неисправности солнечной батареи был прерван досрочно, а закончился гибелью космонавта из-за неполадок парашютной системы. |
«Я поверил в счастье!» Что на самом деле произошло и почему погиб первый космонавт Юрий Гагарин? | Биография Юрия Гагарина: личная жизнь, фото, первый полет в космос, причина смерти на |
Свадебные фото и воспоминания земляков: малоизвестные факты из жизни Юрия Гагарина
Гагарин Юрий Алексеевич. Гагарин Юрий Алексеевич (9.3.1934, село Клушино Гжатского, ныне Гагаринского, района Смоленской области – 27.3.1968, возле деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области), советский лётчик-космонавт, первый человек, совершивший. Обстоятельства смерти первого человека в космосе Юрия Гагарина, погибшего в 1968 году при крушении самолета, очень долго были окружены слухами. Т.е. виновник гибели Юрия Гагарина (по версии А.А. Леонова) — летчик-испытатель с аэродрома в Жуковском, которому в 2017 году было за 90 лет, и который в 1988 году стал Героем Советского Союза. Юрию Гагарину было всего 34 года. Личная жизнь Юрия Гагарина. Юрий Гагарин был женат на Валентине Ивановне Гагариной (в девичестве — Горячевой [1935−2020]). Результаты работы комиссии по расследованию причин гибели на были рассекречены.
День памяти Юрия Гагарина: что стало причиной крушения самолёта?
Биография Юрия Алексеевича Гагарина ничем не отличалась от жизни тысяч других людей, родившихся накануне войны. Дата и причина смерти. мотивирующие видео - школьные вопросы для взрослых/молодых - разоблачения - актуальные новости (1 раз в неделю) - видео про ОПГ и бандитов - темные стороны популярных проектов И это даже близко не всё.
О причинах гибели Гагарина
Отец Юрия, Алексей Иванович, любил мастерить из дерева различные поделки и научил этому мастерству своих детей. В шестилетнем возрасте Юра пошел в школу. Мальчик проучился всего год, когда грянула Великая отечественная война. Фашисты захватили многие советские города и деревни, в том числе, и Клушино. Поэтому о дальнейшей учебе в школе маленькому Юре пришлось забыть. Когда Гагарин вырос и стал знаменитым, он предпочитал не вспоминать о тяжелом времени оккупации. Когда фашисты отступали, они угнали Зою и Валентину Гагариных в Германию. К счастью, им удалось вернуться оттуда живыми. Юрий Гагарин в детстве Деревню, где жили Гагарины, освободили в 1943 году. Когда война закончилась, Гагарины перебрались в Гжатск. Там мальчик продолжил свою учебу.
Мальчик был очень любознательным и способным. У него было очень много увлечений, например, фотография, музыка и пр. После окончания шестого класса школы Юра решил переехать в столицу, где было намного больше возможностей для его дальнейшего развития. Родители юноши были не слишком довольны таким решением и пытались его отговорить, однако Юрий своего решения не изменил и в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Москву. Подросток поселился у столичных родственников и поступил на учебу в ремесленное училище. Параллельно он учился в московской школе рабочей молодежи, уже в седьмом классе. В это время он начал играть в баскетбол, в скором времени став капитаном команды. Через несколько лет Гагарин переехал в Саратов, поступив на учебу в местный индустриальный техникум. В Саратове Юрий впервые оказался в клубе авиалюбителей. В клубе читались доклады людей, ставших основателями космонавтики.
Впервые познакомившись с выкладками Циолковского , молодой человек влюбился в небо и решил связать свою жизнь с авиацией. Юрий Гагарин в юности Выпустившись из техникума, Юрий уже имел на своем счету несколько полетов на небольшом учебно-тренировочном самолете. Через пару месяцев после окончания техникума Гагарин был призван в Чкаловское военное авиаучилище для прохождения службы в армии. Во время учебы у Юрия возник конфликт с однокурсниками, который едва не закончился трагически. Гагарин был помощником командира взвода. Он очень строго относился к дисциплине, а некоторых сокурсников такое положение дел не устраивало. Они решили проучить юношу и жестоко избили его ночью. В результате этого Юрий попал в больницу, где ему пришлось провести целый месяц. Вернувшись на службу, он остался таким же строгим и требовательным, как и до избиения. Сломить боевой дух будущего космонавта хулиганам не удалось.
Во время учебы Гагарину удавалось успешно справляться со всеми заданиями, за исключением посадки самолета. Управляемое курсантом воздушное судно все время «клевало носом». В училище к обучающимся предъявлялись чрезвычайно строгие требования, поэтому Гагарина решили отчислить. Юрий был невероятно огорчен этим решением, так как без неба уже не представлял своей дальнейшей жизни. К счастью, начальник летного училища, который все время пытался понять, почему его лучший курсант не может освоить посадку самолета, предположил, что неудачи объясняются маленьким ростом молодого человека. Юрию предоставили последний шанс, и юноша его блестяще реализовал. Научиться сажать самолет ему удалось после того, как на кресло пилота положили подкладку, позволившую увеличить угол обзора.
Юра проучился там всего два года, но этого хватило, чтобы налетать 43 часа и окончить курс начальной подготовки с отличием. Служба 27 октября 1955 года Гагарин ушел служить в армию. Его направили в город Чкалов в военно-авиационное училище. В 1957 году Юрий окончил училище с отличием и отправился служить на два года под Мурманск, в 169-й истребительный авиационный полк. Он сразу написал рапорт о желании попробовать свои силы в новом небывалом деле. После нескольких медэкспертиз Юрий Гагарин 3 марта 1960 года был зачислен в группу кандидатов в космонавты. Он соответствовал всем требуемым параметрам: возраст 25-30 лет, рост не выше 170 см, вес не более 72 кг, опыт высотной адаптации, быстрота реакций, выносливость, устойчивая психика. Начались недели тренировок в Звездном городке под Москвой. Но кто полетит в космос, было решено в самый последний момент. Выбрали Гагарина. Его дублером был Герман Титов. Перед первым космонавтом была поставлена задача: «выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».
Отец любил заниматься поделками из дерева и приобщал к этому детей. Немцы дошли до Клушино, деревня полтора года была в оккупации. Гагарин, уже будучи знаменитым человеком, предпочитал никогда не вспоминать о мрачных временах оккупации. Известно, что фашисты увезли его брата и сестру. К счастью, они вернулись живыми из Германии. После окончания войны Гагарины переехали в Гжатск. В этом городе Юрий Гагарин продолжил учебу. В 1949 году пятнадцатилетний Гагарин решил уехать в Москву. В столице у Гагариных были родственники, и мальчик жил у них, поступив в ремесленное училище. Параллельно он учился в школе рабочей молодежи, говорится в биографии Юрия Гагарина в Википедии. В 1951 году Юрий поступил в Саратовский индустриальный техникум. В период учебы юноша записался в клуб авиалюбителей. Там он впервые узнал о космонавтике, познакомился с трудами Константина Циолковского. Юрий буквально влюбился в идею полетов в Космос. В 1955 году Гагарин окончил техникум. Но продолжал состоять в клубе авиалюбителей и уже успел самостоятельно выполнить несколько полетов на маленьком учебно-тренировочном самолете. Карьера Юрия Гагарина в армии Вскоре Юрия призвали в армию. Он был направлен в город Оренбург в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К. Обучался у известного в то время лётчика-инструктора Я. Однако там у Гагарина возник серьезный конфликт, едва не стоивший молодому человеку жизни. Дело в том, что Гагарин, назначенный помощником командира взвода, был чрезвычайно строг по части дисциплины, и это не устраивало его сокурсников. Однажды ночью его подловили и жестоко избили, после чего юноша пролежал в больнице месяц, прежде чем смог вернуться к службе. Примечательно, что это происшествие нисколько не сломило боевой дух, отношение к подопечным он не поменял. Курсант Гагарин отлично учился, но ему плохо удавались посадки самолета. Аппарат постоянно клевал носом, и из-за того, что требования к обучающимся были крайне строги, было принято решение отчислить Гагарина.
Валентина и Зою угнали на принудительные работы в Германию. Полтора года Гагарины жили в оккупации, пока деревню Клушино не освободили бойцы Красной Армии. Сам Юрий Гагарин редко затрагивал военные годы, рассказывая о своей жизни. Хорошо запомнился ему эпизод, когда два советских самолета были подбиты в воздушном бою рядом с их селом. Летчики выжили. Мальчишки сразу побежали туда, и смогли рассмотреть самолеты, которые видели впервые. Там же ребята и остались ночевать, не смыкая глаз до рассвета. Утром летчики, на груди которых блестели ордена, улетели, и каждому ребенку захотелось летать и показать свою храбрость. Продолжить учебу получилось лишь в 1943-м. А в 1949 году мальчик окончил шестой класс в Гжатской школе, куда семья перебралась в 1945-м. В городе найти работу было проще. После этого будущий советский космонавт Юрий Гагарин принял решение получать образование в Москве, где жили родственники. Семья и учителя уговаривали подростка окончить семилетку в Гжатске, но Юра поставил себе цель и добился своего. Хотя набор в ремесленные училища уже закончился, в конце сентября ему удалось поступить в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика. Параллельно Гагарин учился в вечерней школе и вступил в комсомол. В 1951 году молодой человек переехал в Саратов, где поступил в местный техникум на литейное отделение. Помимо учебы Юра Гагарин проявил себя как хороший физкультурник. Известен год первого самостоятельного полета Юрия Гагарина на самолете Як-18. Это произошло на спортивном аэродроме Дубки в 1955 году. Всего в аэроклубе он выполнил 196 полетов и налетал 42 часа 23 минуты. Карьера Юрия Гагарина в авиации В октябре 1955 года Юрий был призван в армию и направлен на учебу в военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге. Будущий космонавт попал на курс известного летчика-инструктора Ядгара Акбулатова, хорошо проявил себя и стал помощником командира взвода. Однако некоторых курсантов не устраивали высокие требования и дисциплина, к которой призывал Юрий Гагарин, и подчиненные его сильно избили. Но и после госпиталя он не сдал позиций и не смягчил требования ни к себе, ни к окружающим. Несмотря на то, что про Юрия Гагарина после триумфального полета говорили, как об одном из лучших курсантов, это не всегда было так. Акбулатов вспоминал, что летал молодой человек плохо, и его даже собирались отчислить. Но он упросил командование оставить их и начал усиленно с ними заниматься. Вскоре летать будущий герой начал уверенней. Но сколько бы Юрий Гагарин ни старался посадить самолет ровно, воздушное судно все равно клевало носом. Тогда начальство обратило внимание на невысокий рост курсанта, влияющий на угол обзора и снижающий чувство земли. Тогда ему подложили на кресло толстую подкладку, и Юра успешно справился с заданием. В итоге в октябре 1957 года он окончил училище и уехал служить на Север. Причем Ядгар Шакирович подчеркивал, что его ученик был простым, доброжелательным и быстро схватывающим все наставления. Когда Юрий Гагарин стал первым в освоении космоса, он приехал в училище и встретился со своим инструктором. Акбулатов делился: «Юра от всего сердца поблагодарил меня за помощь, оказанную ему в трудную минуту. Это было очень приятно слышать». До того, как Юрий Гагарин совершил свой высокий полет, он служил в Мурманской области в 769-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота. Налетав 265 часов, получил квалификацию «Военный летчик 3-го класса» и дослужился до звания старший лейтенант. Впереди его ждала подготовка к главному событию всей жизни. Юрий Гагарин в отряде космонавтов В конце 1959 года прошел отбор кандидатов в космонавты. Ожидалось, что одни из них впоследствии совершит первый в мире полет в космос на корабле «Восток-1», Юрия Гагарина также взяли. Он подал заявку и был внесен в список после успешно пройденных испытаний и медкомиссии. С марта 1960 года он приступил к тренировкам вместе с другими кандидатами. Отбор велся среди летчиков, имеющих опыт полетов на реактивном истребителе, при этом они должны быть невысокого роста и веса до 170 см и 72 кг. Помимо лидерских и физических качеств, оценивалась биография кандидатов и партийная принадлежность Юрий Гагарин вступил в партию в 1960 году. К концу того года в отряде осталось шесть кандидатов, под первым номером был сам Гагарин, под вторым — Герман Титов. Через несколько месяцев, 23 марта 1961 года, наш герой стал руководителем отряда, но ответственные лица до последнего момента не могли принять решение, кто же полетит. Задолго до того, как Юрий Гагарин был утвержден на осуществление почетной миссии, стало известно, на каком корабле произойдет знаковое событие. В мае 1959 году было принято решение об утверждении разработки пилотируемого комплекса «Восток». Для его создания выбрали ряд простых и быстро осуществимых решений, поскольку прошла информация, что 20 апреля космическое путешествие планируют американцы, и нужно было их опередить. Некоторые компоненты для корабля создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от системы аварийного спасения на старте и системы мягкой посадки корабля. Также из конструкции убрали дублирующую тормозную установку. Предполагалось, что полет корабля, которым будет управлять Юрий Гагарин, проведет в космосе около полутора часов, совершив один виток вокруг Земли. И после этого благополучно приземлится. Задание звучало следующим образом: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта».