Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства. Алексей Петрович Боголюбов родился в семье военного и принадлежал к роду Радищевых. Это Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896) Многое изменилось в жизни юного Алёши Боголюбова после. В 2019 году исполняется 195 лет со дня рождения замечательного художника-пейзажиста Алексея Петровича Боголюбова, основателя Радищевского музея(1885) и Рисовального училища (1897) в Саратове.
Алексей Петрович Боголюбов и его документальное наследие в ОР РНБ. К 200-летию со дня рождения
Ведущий лекций Александр Казанцев приглашает всех желающих на интересную лекцию, основанную на «Записках моряка-художника» Алексея Боголюбова. В этих записках художник, находясь в Париже, описывает свою тоску по России и начинает писать историю своей жизни. Алексей Боголюбов был человеком с множеством заслуг. Он служил на море и совершил множество подвигов. Его достижения в морской службе, искусстве и общественной деятельности были отмечены как в России, так и за ее пределами.
Помимо этого, зрители увидят рисунки из путевых альбомов. Работая над ними, художник использовал акварель, сепию, технику папье-пелле. Также на выставке обширно представлена живопись.
Его достижения в морской службе, искусстве и общественной деятельности были отмечены как в России, так и за ее пределами. Боголюбов имел высший чин действительного тайного советника и был кавалером нескольких русских орденов, включая Святого Станислава, Святого Владимира и Святой Анны. Он также был удостоен высших наград от Дании, Австрии, Бельгии и Франции. Лекция, которую проведет Александр Казанцев, станет отличной возможностью для всех интересующихся искусством и историей познакомиться с жизнью и творчеством Алексея Боголюбова. В рамках «Боголюбовских чтений» будут рассмотрены не только его работы, но и влияние его творчества на развитие искусства в России и за ее пределами.
В альбоме - шесть большеформатных цветных литографий. Потомственный дворянин Алексей Петрович Боголюбов вошёл в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота в живописных полотнах, акварелях, рисунках и литографиях. Боголюбов - мастер, в творчестве которого рисунки занимают существенное место. Он делал зарисовки в путевых альбомах во время многочисленных путешествий по России, Европе и Ближнему Востоку, создавал эскизы к будущим картинам.
Третьяковка запланировала выставки Николая Рериха и Алексея Боголюбова
Алексей Боголюбов — не только художник, но и профессиональный моряк, топограф и путешественник. Наибольшую известность ему принесли батальные полотна, изображающие сцены сражений российского флота. BOGOLYUBOV Aleksey Petrovich khudozhnik-marinist, master russkoy batal'noy mariny БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович художник-маринист, мастер русской батальной марины / Alexey Bogolyubov Russian artist. В Государственной Третьяковской галерее 15 сентября открыли выставку, посвященную 200-летию со дня рождения художника Алексея Боголюбова. Сопровождавший цесаревича Алексей Петрович Боголюбов, между прочим, талантливый карикатурист, во время путешествия составил целый альбом, который находится у государя.
Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения
В калужском музее хранилось три произведения мэтра. Два из них были утрачены, причем одно исчезло во время Великой Отечественной войны, второе — с передвижной районной выставки в 1990-е годы. Графический лист «Казань», который сегодня посетители могут увидеть в одном из залов, когда-то украшал коллекцию врача и мецената Н. Васильева, давшую начало нашему Музею изобразительных искусств.
Когда-то взял у него под расписку 3,5 миллиона рублей. От экспертов водитель узнал, что стал обладателем шедевра, и добровольно принес пейзаж в полицию. По словам экспертов, картина «Виды в Риме» была написана в 1860 году. Алексей Боголюбов много работал за границей, оттачивая мастерство у знаменитых художников.
По ее словам, морскую тематику продолжит выставочный проект «Я безумен только в норд-норд-вест», который откроется в Третьяковской галерее 28 сентября и познакомит зрителей с творчеством современного российского художника Александра Пономарева. Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения» будет открыта с 15 сентября по 21 января 2024 года.
В мае 1941 г. Предполагалась установка нового памятника. В вихре последующих событий место перезахоронения Боголюбова оказалось утерянным. Памятная плита установлена в 2006 г. В Москве, в бывшем особняке художника, находящемся по адресу: ул. Сущёвская, д. Жена с 06. Жеребцовым в Париже, где познакомилась с будущем мужем.
Портал правительства Москвы
Очень понравились работы Алексея Петровича Боголюбова (1824 — 1896). Боголюбов окончил Академию в 1853 году с золотой медалью 1-го достоинства и был назначен художником Главного морского штаба. О художнике Алексее Петровиче Боголюбове рассказала Татьяна Львовна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе. Работы Боголюбова из собрания ГА РФ исполнены в жанре карикатуры, составляют три альбома и до недавнего времени считались рисунками неизвестного художника. Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства.
Третьяковка показала документальную стихию художника-моряка Боголюбова
В Омск альбом поступил в прекрасной сохранности — работы реставраторов не потребовалось. Небольшая выставка позволяет нам напомнить, что именно Боголюбов в 1885 году создал первый в Российской империи общедоступный провинциальный художественный музей в Саратове. Назвал его именем великого деда и подарил свое богатейшее художественное собрание. Не только моряк и художник — он был еще и страстный коллекционер.
Выставка «Алексей Боголюбов.
Насчет специализации сомнений не возникало: морской пейзаж. Например, для формирования «сценических декораций» при изображении морских битв. На батальном поприще Боголюбов и снискал официальную славу — как визуальный летописец русско-турецких войн и морских походов эпохи Петра I. Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера, знавшего буквально все про оснастку кораблей и тактику ведения боя. Однако батализм — лишь одна из граней творчества Боголюбова. Середина 1870-х.
Саратовский государственный художественный музей им. Фото: Государственная Третьяковская галерея «Среди наших пейзажистов он был тогда самым европейски ориентированным, — говорит Светлана Усачева, куратор персональной выставки художника, главный научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.
Холст, масло. Радищева А. Синопское сражение 18 ноября 1853 года. Между 1857—1859. Санкт-Петербург Боголюбов предстаёт на выставке не только как маринист: его пейзажное наследие не менее обширно и значительно.
Примечательно, что первыми ученическими работами в Академии художеств стали виды Петербурга. Воспитанник академика перспективной живописи М. Воробьёва, Боголюбов развивает в них тематику и пространственные концепции наставника, стремясь передать целостность природного ландшафта и архитектуры, и ощутимость световоздушной среды. Этой цели он достигает уже в таких ранних работах, как «Петербург при заходе солнца» начало 1850-х годов, ГРМ и «Вид на Смольный монастырь с Большой Охты» 1851? Эффекты ночного освещения, воспринимавшиеся в середине XIX века как один из характерных признаков романтического пейзажного образа, в произведениях Боголюбова приобретают иной характер. Картины «Ярмарка в Амстердаме» 1859, ГРМ и «Венеция ночью» 1850-е годы, Тульский областной художественный музей выглядят настолько убедительными, что становится ясно: перед нами художник, ступивший на путь реалистического искусства. Городские виды и в дальнейшем остались для Боголюбова одной из основных сфер пейзажного творчества, и это при том что жанр городского пейзажа переживает в русском искусстве второй половины XIX века явный кризис.
Подобные картины неизменно сохраняют в себе живые впечатления, являясь итогами многочисленных путешествий художника. Представленные на выставке виды Казани и Нижнего Новгорода, Ярославля и Костромы выполнены после неоднократных поездок Боголюбова по Волге, в том числе в свите цесаревича Николая Александровича, затем его брата — великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. К любому из волжских пейзажей можно отнести слова из «Записок», сказанные Боголюбовым цесаревичу Николаю: «…Вся Саксонская Швейцария, пресловутый Рейн от Бонна до Майнца — всё это жалко перед нашей родной волжской природой, где десятками вёрст тянутся Жигули, Столбичи, и никто не охает, а тихо любуется, если есть сознание величия и красоты местностей»1. Боголюбова трудно в этот момент заподозрить лишь в желании угодить высочайшему лицу. В его масштабных городских панорамах очевидна не только любознательность путешественника и тщательность топографа, но и искреннее восхищение родной землёй. В 1861 году Боголюбов открыл для себя и древнюю Москву, куда приехал для встречи с братом после пенсионерской поездки в Европу. Художник вспоминал: «Не думал я никогда, что этот православный город так на меня сильно подействует!
Щетинистый Кремль с его башнями, Василий Блаженный, соборы скученные, всех возможных стилей и архитектур, Замоскворечье — всё это было так чудно, так оригинально! Голицынская больница. Санкт-Петербург А. Вид Нижнего Новгорода. Дерево, масло.
Холст, масло. Cаратовский государственный художественный музей имени А. Столь же выдающимися можно признать его достижения в области батальной картины. Боголюбов является автором несравнимой по своему историческому значению изобразительной летописи российского военно-морского флота.
Художник известен и как автор многочисленных городских видов, отечественных и зарубежных, увлекающих своей пространственной и документальной выразительностью. Кроме того, это один из первых русских мастеров, целенаправленно посвятивший себя пейзажному пленэру, создатель камерных этюдов, покоряющих естественностью природных мотивов, поэтичностью образных решений и новаторской для своего времени техникой письма. Дерево, масло. Государственная Третьяковская галерея Не менее выдающимися стали деяния Боголюбова на поприще отечественной культуры в самых разных ее сферах. Бывший военный моряк, профессор «по живописи морских видов» Императорской Академии художеств, он являлся постоянным членом наиболее демократического и передового сообщества второй половины XIX века — Товарищества передвижных художественных выставок. Близкий знакомый императорской семьи, Боголюбов выступал художественным экспертом и комиссионером для многих ее представителей, а также частных коллекционеров. Велика его роль народного просветителя — стараниями Боголюбова в Саратове появился первый в России общедоступный художественный музей, которому он завещал собранную коллекцию русского и западноевропейского искусства. Боголюбов художник и знаток имел огромный авторитет не только на родине, но и за рубежом. Свои обширнейшие связи в европейской среде он поставил на службу молодым русским художникам, неустанно защищая их интересы, способствуя образованию и творческому росту нового поколения отечественных мастеров.
Катание на Неве. Государственная Третьяковская галерея Наследие пейзажиста и мариниста велико и находится во многих музейных и частных собраниях, значение его неоспоримо. Тем не менее универсальный характер деятельности Боголюбова и ее масштаб не позволяют сразу охватить, а тем более оценить разнообразие и глубину его живописного дара. Может быть, поэтому личность этого замечательного мастера, всю жизнь преданно служившего своей родине и русскому искусству, мало знакома широкому кругу любителей живописи. Скалы в Фекане. Радищева Алексей Петрович Боголюбов 1824—1896 — потомственный русский дворянин, сын героя Отечественной войны 1812 года и внук писателя-революционера Александра Николаевича Радищева, имя которого художник через много лет увековечил в названии саратовского Радищевского музея. Боголюбов гордился своим происхождением, чувство долга неотделимо от его жизненного и профессионального пути. О нем он увлекательно рассказал в «Записках моряка-художника» — интереснейших воспоминаниях, написанных на склоне лет.
Читайте также
- Другие сюжеты
- В картинной галерее открыли «…чудный подарок…» памяти Алексея Боголюбова
- Музеи Петербурга проведут выставку к 200-летию художника-мариниста Боголюбова
- Курсы валюты:
- Анна Семененко: о выставке «Алексей Боголюбов: моряк и художник»
- Творчество художника
Настройки шрифта:
- Оценка, продажа и реализация картин А.П. Боголюбова
- Префектура Центрального административного округа города Москвы
- В картинной галерее открыли «…чудный подарок…» памяти Алексея Боголюбова — Вольская жизнь
- Встреча с искусством «Художник-маринист Алексей Боголюбов»
- Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896)
- Художник моряка победил. Третьяковка заново открывает живопись Алексея Боголюбова
Столичный вор сдал в полицию украденную картину известного художника
Творчество Алексея Боголюбова впитало как идеи передвижников, так и школы барбизонцев. Он создавал чудные графические этюды Балтика, Финский залив. Алексей Боголюбов помогал русским художникам за рубежом, по его инициативе в столице Франции было создано Общество взаимного вспомоществования русским художникам, он устроил в Саратове музей имени Радищева многие картины оттуда представлены на выставке. Художник, попечитель, морской офицер.
Так, например, в фонде русской графики Музея имени М. Врубеля хранятся два оригинальных рисунка мастера, а также цветные литографии из альбома "Изображение действий Черноморского флота против турок, 1853 года" Санкт-Петербург , полученные в дар от Государственного Эрмитажа.
В альбоме - шесть большеформатных цветных литографий. Потомственный дворянин Алексей Петрович Боголюбов вошёл в историю изобразительного искусства как замечательный мастер, запечатлевший историю российского флота в живописных полотнах, акварелях, рисунках и литографиях.
В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Молодой художник был "... Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет. В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, окончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор постоянно ходил в заграничные плавания.
С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику. Сохранилось несколько картин и рисунков Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах "Фрегат "Усердный", "Пароход "Камчатка" и др. Они еще далеки от профессионального мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало в изучении натуры и жизни, что так характерно для всей многолетней творческой деятельности художника Боголюбова. Бывая за границей, Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате "Камчатка", он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. В том же году на острове Мадера произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: "Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству.
С современной европейской школой живописи Боголюбов познакомился в 1848 году, посетив музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама. О живописных работах Боголюбова этого периода дает представление картина "Пароход-фрегат "Камчатка" 1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург. Условность композиции и освещения, наивная пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Нет ничего удивительного в том, что молодой художник, внимательный к деталям, но еще очень неопытный и далекий от мастерства, пишет подражательно и испытывает влияние марин Айвазовского, находившегося тогда в зените славы. В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба. С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.
В Академии художеств Боголюбов учится у М. Воробьева и В. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, И. Айвазовский, хотя он н не был профессором Академии художеств. С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: "... Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили. Три последние были удостоены Малой золотой медали.
Тем не менее живопись первых картин Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые мешают ему передать общее; композиции очень "придуманны", и творческая фантазия с налетом академического романтизма то и дело заменяет художнику строгое профессиональное мастерство и верность натуре. Более всего Боголюбов остается самим собой в рисунках: альбом ранних его набросков, хранящийся в Киевском музее русского искусства, дает представление о живой непосредственности молодого художника, об его остром и юмористическом восприятии действительности. Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе. В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за "Вид С. Перспективно-видовые картины, подобные "Катанию на Неве" 1854, Третьяковская галерея , были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий - "Афонское сражение 19 июля 1807 года".
Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает "Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг. Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба. В конце апреля 1854 года Боголюбов отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден. Он уезжал с твердым намерением учиться в Дюссельдорфе у известного немецкого пейзажиста Андрея Ахенбаха. Здесь он подробно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду царский заказ. Вскоре Боголюбов переехал в Швейцарию, где пользовался советами известного пейзажиста Калама, много путешествовал.
Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и говорят о том, что Академия дала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" 1854 , таков же "Синоп" 1856 - этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Пространство строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" 1859 передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке. Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве. Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из города в город, с большим прилежанием зарисовывает всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий.
Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и целый ряд других русских художников, Боголюбов останавливается там. Результатом этого путешествия были картины: "Римская ночь", "Бурный вид о-ва Капри", "Вечер в Неаполе" и другие. Дело сначала не шло. Пришлось написать десять этюдов - и только тогда в Риме я мог окончить эту работу". В Риме судьба свела Боголюбова с художником Франсуа, который познакомил его с работами французских пенсионеров академии "Villa Мedici". Это "разом сделало во мне переворот, - пишет Боголюбов, - и я стал вглядываться, как этот народ, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и прочих новых светил, тогда только открывших новую эру французского пейзажа, глядит на натуру". Первая встреча с представителями французской реалистической живописи очень скоро дала свои результаты: Боголюбов "все больше и больше вдавался в простоту линий пейзажа, писал очень мало, но зато чертовски много рисовал и пером и карандашом". Это помогло ему овладеть перспективой.
Работа над выполнением царского заказа заставила Боголюбова осенью 1856 года отправиться на Дунай, чтобы написать этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал множество этюдов Константинополя и, наконец, прибыл в Синоп, уже "подготовленный всеми реляциями известного боя". В Синопе Боголюбов пробыл месяц, нарисовал и написал его "со всех сторон". Работать было трудно - война едва отшумела, и обстановка повсюду была еще очень тревожной. Боголюбов едет в Париж, где поступает в школу Кутюра, а затем, познакомившись с известным французским художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него. Пользуясь советами опытного мариниста и работая в его мастерской, Боголюбов постигает "науку живописи" и вместе с тем сближается со многими известными французскими художниками: Орасом Верно, Энгром, Полем Деларош, а позже и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном.
Многогранная деятельность Алексея Боголюбова включала в себя не только творческую, педагогическую и художественно-просветительскую работу. Благодаря его трудам, были созданы Саратовский художественный музей им. Радищева и Общество взаимного вспомоществования русским художникам в Париже. Алексея Боголюбова по праву называют «послом русской живописи». При поддержке Президентского Фонда культурных инициатив разработана масштабная кросс-культурная программа «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи», которая включает проведение художественно-музыкального фестиваля, концертов, творческих лабораторий-пленэров с последующей экспозицией в онлайн галерее проекта, издание и презентацию первой художественно-биографической книги «Алексей Боголюбов», съемку и премьерный показ документального фильма «Большое путешествие художника Алексея Боголюбова», организацию выставочного проекта в открытом городском пространстве «А.
«АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи»
Новости. Открытие «Года А.П. Боголюбова» и презентация кросс-культурной программы «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ: 200 лет великому послу русской живописи». Алексей Петрович Боголюбов – «моряк-художник», был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком. Алексей Боголюбов скончался в 1896 году во Франции, но захоронен в Санкт-Петербурге – том городе, что был сотворён, дабы стоять на море, грозить Западу и одновременно – удивлять всех роскошествами дворцов.
Другие сюжеты
- Художник моряка победил. Третьяковка заново открывает живопись Алексея Боголюбова
- Алексей Петрович Боголюбов
- Третьяковка показала документальную стихию художника-моряка Боголюбова
- Платный контент
- Выставка «Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения»
- Биография Алексея Боголюбова - моряка-художника / Документальный фильм
Художник Алексей Боголюбов, внук Радищева
Боголюбова в ГА РФ. К открытию юбилейной выставки художника в Третьяковской галерее В марте 2024 г. В преддверии юбилея Государственная Третьяковская галерея в сентябре 2023 г. На ней будут представлены работы А. Боголюбова из многих российских художественных и музейных собраний. Боголюбова, некоторые из них будут экспонироваться на выставке в Третьяковской галерее. Работы Боголюбова из собрания ГА РФ исполнены в жанре карикатуры, составляют три альбома и до недавнего времени считались рисунками неизвестного художника. При составлении каталога изобразительных материалов в фондах ГА РФ эти альбомы подробно изучались на предмет установления авторства. Оказалось, что некоторые листы имеют подписи: «A.
Bogolubof» и «AB». В ряде случаев художником указана дата и место исполнения рисунка. Большинство работ не подписаны, но общая стилистика, цветовая гамма, характерные приемы изображения частей тела, одежды позволяют определить их автора. Кроме того, рисунки каждого альбома объединены одной темой и общим кругом изображенных лиц, так что фактически являются серией иллюстраций к конкретным событиям.
Основные будут проходить в музее имени Радищева». Поделиться через соц.
По ней идут люди; поднимая столбы пыли, проезжают крестьянские телеги Заходящее солнце окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт далекого города. Колорит этого этюда и его настроение очень напоминают известное полотно Третьяковской галереи "Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом. В нем снова повторяется тот же мотив вечернего закатного освещения. Вода блестит в желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким красноватым силуэтом вырисовываются главы церквей и стены древнего русского города. На опустевшем берегу - женщины, встречающие запоздалую рыбачью лодку. Наибольший интерес для выяснения эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в городе Пизе Русский музей , датировка которых до сих пор оставалась неясной. Между тем они могут быть датированы абсолютно точно благодаря записям в дневниках художника. Ощущением грусти, навеваемой обликом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. Они безусловно могут быть названы пейзажами настроения. В них уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи. В 1863 году Боголюбов вторично совершает поездку по Волге и третью, правда непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился ряд больших картин: "Вид Казани в разлив", "Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н другие, а также огромное количество рисунков. В 1863 году Боголюбов побывал также на Дону и в Крыму. Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов. Пора было подумать и об исполнении заказа на морские баталии петровского времени. В 1865 году Боголюбов уехал в Швейцарию, а затем в Дюссельдорф, где в следующем году и приступил к этой работе. Большая часть полотен была создана им тогда же, но весь цикл был завершен только в 1876 году. Второй цикл морских баталий состоит из следующих известных нам картин: "Абордажное дело со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г. Картины "Гангутский бой" и "Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г. В 50-х годах, воссоздавая историю Крымской войны, Боголюбов многословно и сухо воспроизводил исторически-документальную правду. Теперь он приходит к новым и самостоятельным композиционным решениям, достигает большой смысловой и живописной выразительности. Это ставит его работы на одно из первых мест среди произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века. Правда, Боголюбов не обладал той мощью фантазии, которая присуща полотнам его старшего современника Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего только по памяти и никогда не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова хорошо обдуманы и хорошо нарисованы. Ему чужды преувеличения Айвазовского, чужды и его ошибки. Моряк по профессии, он прекрасно знал корабль и не допускал дилетантских просчетов, изображая мачты и паруса. Еще А. Иванов, заметив талант Айвазовского, предугадал те опасности, которые сулил ему легкий успех у публики. Он предсказывал, что молодой художник будет иметь "добрый капитал", и выражал опасения по поводу попыток Айвазовского создавать себе славу газетной шумихой. Впоследствии об этом же писал в своих дневниках Боголюбов. Морские драмы Айвазовского, которые поражают чаше всего внешней красотой и внешними эффектами, Боголюбов резко критиковал. В своей критике творческого метода Айвазовского Боголюбов был прав. Однако время сделало выбор: популярность Айвазовского не может идти в сравнение с относительно малой известностью марин Боголюбова. К Боголюбову, автору скрупулезнейшей, но всегда прозаической истории русского военного флота, никогда не приходило то поистине поэтическое вдохновение, которым отмечено большинство полотен Айвазовского. Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год - путешествие по России, затем - Дюссельдорф, Дания. В следующем году - третье путешествие по Волге. В 1869 году в Петербурге открылась выставка работ Боголюбова, посвященная памяти профессора А. После ее закрытия Боголюбов снова путешествует по России, а затем уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. Из работ, экспонировавшихся на выставке, следует отметить большую картину "Крушение фрегата "Александр Невский" 1868, Центральный военно-морской музей и волжские виды. К этому времени относится пейзаж "Лес в Вёле" Третьяковская галерея. В тихой лесной роще - темный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Сквозь верхушки деревьев проглядывает серенькое небо. Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу. Это "безлюдная" природа, но кажется, что здесь незримо присутствует человек. Тональная живопись этой картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленого цвета, она роднит этот пленэрный пейзаж с лучшими произведениями барбизонской школы. Боголюбов предстает перед нами в новом качестве - не как автор видовых полотен, исполненных в духе академического романтизма, а как романтик иного - реалистического плана. Элементы нового отношения к пейзажу - интерес к состоянию природы, к ее внутреннему эмоциональному содержанию - угадывались в творчестве Боголюбова уже в начале 60-х годов и особенно в итальянских пейзажах художника, но еще в большей степени они заметны в одном из самых очаровательных по простоте и задушевности пейзажей - "Вёль. Двор фермы. Осень" Русский музей. Нормандские этюды подготовили художника к созданию картины "Устье Невы" 1872, Третьяковская галерея , которая в творчестве Боголюбова стала этапной. Даже современники хорошо понимали, что "сличая и припоминая виденное уже нами, вышедшее из-под кисти Боголюбова, нельзя не сознаться, что его "Устье Невы" во многом представляет заметный шаг вперед. Прежде всего поражает здесь свобода и простота концепции". Широкая даль Невы, светлые силуэты зданий Петербурга, освещенные суда и песчаная отмель реки, изображенные на этом полотне, полны жизни и правды. Безыскусственность и простота сюжета, глубокая реалистическая убедительность и смелый живописный прием, использованный Боголюбовым, приводят его "к решениям, близким передвижническому пейзажу". Близким, но обособленным. И вот почему. С передвижниками Боголюбова сближала верность принципам реалистического искусства. Но в истории русского пейзажа он, как и Похитонов, который впоследствии тоже преимущественно жил и работал за границей, занимает несколько особое положение. Даже в национальных по теме и содержанию полотнах Боголюбова всегда преобладает пассивно-созерцательное начало. При всей изобразительной достоверности живописный и эмоциональный строй картин Боголюбова имеет мало общего с русским пленэрным пейзажем 70-х годов, в котором в эти годы все более утверждаются мотивы, выражающие социальные настроения русского общества. Идейных позиций передвижников в своем творчестве Боголюбов не разделял. Программа национально-самобытного искусства, воплощающего животрепещущие социальные темы, была ему в целом чужда. Тем не менее, он участвует во всех передвижных выставках, начиная с первой - 1871 года, в следующем году становится одним из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества и умело использует свое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников. Боголюбов был вхож к высокопоставленным и царствующим особам. Будучи художником Главного морского штаба, он неоднократно лично представлял царю заказанные ему картины, а впоследствии был приглашен давать уроки живописи наследнику и его жене. Большую роль в сближении с передвижниками сыграл выход Боголюбова в 1873 году из состава Совета консервативной Академии, в который он был избран в 1871 году, и последующая его активная борьба с Академией в 1876 году по вопросу о создании русской Академии в Риме. Глубокую связь, которая существовала между ним и передвижниками, убедительнейшим образом подтверждает история создания Боголюбовым народного музея имени Радищева в Саратове.
Но такую дату — 200 лет со дня рождения мы не могли обойти и с большим интересом увлеченно занимались этой личностью», — рассказала заместитель генерального директора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова в ходе презентации выставки. Она отметила, что гости галереи смогут увидеть марины и баталии Боголюбова, связанные с историей военно-морского флота России, пейзажные этюды, а также графические произведения. По ее словам, морскую тематику продолжит выставочный проект «Я безумен только в норд-норд-вест», который откроется в Третьяковской галерее 28 сентября и познакомит зрителей с творчеством современного российского художника Александра Пономарева.
Боголюбов А.П.
Выставка посвящена творчеству русского художника Алексея Боголюбова. Художник Алексей Боголюбов. Важное. Приглашаем принять участие в Харлампиевских чтениях! В Инженерном корпусе проведут выставку "Алексей Боголюбов. К 200-летию со дня рождения художника" о русском маринисте и пейзажисте второй половины XIX века. Сопровождавший цесаревича Алексей Петрович Боголюбов, между прочим, талантливый карикатурист, во время путешествия составил целый альбом, который находится у государя. Большая выставка, посвященная творчеству знаменитого мариниста и пейзажиста Алексея Боголюбова открывается в Третьяковской галерее.
Алексей Петрович Боголюбов и его документальное наследие в ОР РНБ. К 200-летию со дня рождения
16 января 2024 года Центральный концертный образцовый оркестр Военно-Морского Флота имени го-Корсакова выступил в программе Научной конференции в рамках художественной выставки «Алексей Боголюбов. Очень понравились работы Алексея Петровича Боголюбова (1824 — 1896). Боголюбов не случайно потеснил Айвазовского на поприще мариниста, заняв в 1853 году вслед за маститым живописцем должность художника Главного Морского штаба, а затем Морского министерства. В Париже Боголюбов сблизился с художниками барбизонской школы, тесно общался с Камилем Коро, дружил с Шарлем-Франсуа Добиньи. Алексей Петрович Боголюбов — «моряк-художник», как он сам себя назвал, — это целая эпоха в русской живописи.