Как сообщает пресс-служба Росатома, на строящейся Нововоронежской АЭС-2 начались работы по монтажу одной из основных и самых крупных частей ловушки локализации расплава (УЛР). строящейся в Китае по российскому дизайну АЭС "Тяньвань", на седьмом энергоблоке, начался монтаж уникального устройства системы безопасности атомной станции — ловушки расплава. устройство локализации расплава активной зоны (ловушки расплава). «Ловушка расплава» – важный элемент превентивной системы обеспечения безопасности запроектных аварий.
«Тяжмаш» показал новые ловушки расплава для АЭС в Бангладеш
УЛР или «ловушка расплава» — одно из специальных устройств безопасности энергоблоков ВВЭР-1200. Курчатовское предприятие «Энерготекс» изготовило для Курской АЭС-2 «ловушку» расплава. Для устранения неопределенностей при подборе стали для ловушки расплава и повышения конкурентоспособности отечественных АЭС на мировом рынке ученые МИСиС провели.
«Росатом» доставил первое крупное оборудование для АЭС в Египте
С одной стороны, удобно: и отдельный парогенератор не нужен, и давление не нужно такое сильное, как на ВВЭР. Но есть и минусы. Например, в случае чего ядерную реакцию на ВВЭР можно глушить бором, точнее — боросодержащей водой бор отлично поглощает нейтроны. Но в кипящем реакторе этого не получится: в паре этот бор очень быстро улетучивается в турбину. Во-первых, есть баки с водой, которой хватит на 24 часа. Если станция оказывается полностью обесточена, вода с бором сразу идёт в активную зону и, как уже было упомянуто, тормозит ядерную реакцию. Из реактора вода попадает в парогенератор, а оттуда — к специальным устройствам под названием "теплообменники". В итоге лишнее тепло уходит в воздух и реактор охлаждается. Как отметили в "Росатоме", эта система в случае аварии включается самостоятельно. Главной особенностью проекта ВВЭР-1200 является уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности, способных функционировать без вмешательства операторов и при полном обесточивании станции Из комментария ОАО "Концерн Росэнергоатом" Далее.
Имеется насос для дополнительной подачи воды в баки. Он работает от передвижного дизель-генератора, который находится где-то на площадке АЭС либо в непосредственной близости от неё. И плюс ещё две дополнительные, "дублирующие" дизельно-насосные установки. Они мобильные и находятся тут же, на площадке. Каждый реактор положено укомплектовать двумя штуками, повторимся, 24 часов должно хватить, чтобы подключить дизель к насосу и одну дополнительную установку. Даже если откажет дизель, на одной ДНУ ситуацию можно будет держать под контролем ещё минимум двое суток. А, как рассчитали разработчики системы, при максимальном использовании возможностей подпитки баков можно будет предотвращать разогрев активной зоны в течение целых 13—15 суток. На самый катастрофический случай под реактором есть конусообразная чаша, заполненная в основном оксидами железа и алюминия. Оксид железа — это, кстати, ржавчина.
Довольно широко известно, что она защищает от радиации. Так вот, чаша называется ловушкой расплава, а ржавчина и прочее — "жертвенный материал".
В России работает четыре блока с реакторами этого поколения: по два реактора — на площадке Нововоронежской и Ленинградской атомных электростанций. Сооружение АЭС осуществляется в соответствии с пакетом контрактов, вступивших в силу 11 декабря 2017 года. Согласно контрактным обязательствам российская сторона не только построит станцию, но и осуществит поставку российского ядерного топлива на весь жизненный цикл атомной электростанции, а также окажет египетским партнерам помощь в обучении персонала и поддержку в эксплуатации и сервисе станции на протяжении первых 10 лет ее работы. В рамках еще одного соглашения российская сторона построит специальное хранилище и поставит контейнеры для хранения отработавшего ядерного топлива. Предприятие было основано в 1941 году и в настоящее время является производителем широкой номенклатуры оборудования, востребованного на тепловых, гидро- и атомных электростанциях, металлургических и горнодобывающих комбинатах, а также в судостроении и на стартовых комплексах космодромов. Кроме того, завод оснастит каждый из четырех энергоблоков полярными кранами и оборудованием шахты реактора.
Как только максимальная температура достигнута, топливо плавится. Это уже нештатная ситуация. Турбина высотой с четырёхэтажку: как строят атомные электростанции Представьте, что топливо превратилось в лаву, которая медленно стекает вниз внутри реактора. Чтобы топливо не прошло насквозь, на пути его встретит ловушка. Всё расплавленное топливо попадает в ёмкость конструкции, перемешивается с «жертвенным» материалом, который остудит его и сделает твёрдым. Благодаря ловушке, расплав, который не смогли бы остудить системы реактора, застрянет в прочной ёмкости и не сможет навредить конструкции. Может ли реактор обойтись без ловушки Вспомните воздушных гимнастов. Люди зависают в нескольких десятках метров от земли, выполняют ловкие трюки на кольцах, полотнах и трапециях. Гимнасты уверены в своих силах, когда выходят на арену, но во время выступления под ними натянута сетка. Несмотря на подготовку, внизу их ждёт страховка. Люди, которые проектируют такие важные объекты, как атомные электростанции, продумывают всё до мелочей, чтобы избежать аварий. В том числе новые конструкции, которые помогут справиться с последствиями ситуаций, которые ещё не произошли, но могут произойти по какой-то причине.
В комитете информации и печати Курской области рассказали, что так называемая ловушка расплава - это уникальная разработка российских атомщиков и одна из важнейших систем безопасности АЭС. Как пояснил начальник отдела строительного контроля Ростислав Кимлик, ловушка расплава адаптирована под условия площадки, она обладает повышенной сейсмостойкостью, гидродинамической и ударной прочностью. Данное устройство общим весом 381 тонна, состоящее из трёх частей: корпуса, фермы-консоли и направляющей плиты, изготовило Курчатовское предприятие АО «Энерготекс».
На первом энергоблоке АЭС «Эль-Дабаа» начали монтировать ловушку расплава
По окончании монтажа вес «ловушки расплава» вместе с внутренним оснащением составит 668 тонн. Во время эксплуатации АЭС «ловушка расплава» заполнена специальными материалами, при взаимодействии с которыми расплав активной зоны теряет часть накопленного тепла. 25 июня 2022 года, Буюкеджели, Турция – Устройство локализации расплава (УЛР, или «ловушка расплава») установлено в проектное положение в шахту реактора энергоблока № 3. На Блоке № 4 АЭС «Аккую» установлено в проектное положение устройство локализации расплава (УЛР, «ловушка расплава»).
На курской АЭС установили элемент ловушки расплава
«Ловушка расплава – уникальная разработка российских атомщиков и одна из важнейших систем безопасности АЭС. По окончании монтажа вес «ловушки расплава» вместе с внутренним оснащением составит 668 тонн. Гидропресс предложил альтернативу ловушкам расплава для 23 блоков ВВЭР. В российских гермооболочках ловушка расплава сооружается непосредственно под реактором (на дне шахты реактора) и представляет собой конусообразную металлическую конструкцию.
На энергоблоке №2 строящейся Курской АЭС-2 установлено устройство локализации расплава
В России предложили оптимальный материал для ловушки расплава на АЭС Которая является важной частью безопасности атомных электростанций Ученые из МИСиС представили оптимальный материал для ловушек расплава, специальных емкостей, предназначенных для улавливания расплавленного кориума в случае аварии на атомных электростанциях. Эти емкости имеют габариты впечатляющие, с диаметром до 6 метров и глубиной до 12 метров, а их корпусы могут нагреться до 1200 градусов Цельсия в случае аварии, и затем остывать медленно, в течение 10-12 месяцев.
Обеспечивает изоляцию фундамента от расплава, подкритичность расплава и охлаждение расплава. В российских гермооболочках ловушка расплава сооружается непосредственно под реактором на дне шахты реактора и представляет собой конусообразную металлическую конструкцию общим весом около 750 тонн. Расплав, прожёгший корпус реактора, поступает в предловушку, а затем по наклонной поверхности поступает в помещение растекания, и должен, по концепции ловушки, растечься по помещению тонким слоем и закристаллизоваться.
В 2015-2016 годах были проведены подготовительные работы на стройплощадке, разработана рабочая документация, а также материалы обоснования лицензий на размещение и сооружение блоков.
В 2017 году реализация проекта сооружения АЭС «Руппур» продолжилась в соответствии с графиком.
По договору завод тяжелого машиностроения должен оснастить АЭС «Руппур» двумя такими изделиями. Вторая «ловушка» сегодня тоже находится в производстве.
Также крупные контракты были заключены на оборудование для атомных электростанций - 2 млрд рублей, причем пик по этому направлению пришелся на третий квартал, когда завод получил сразу два заказа - для Курской АЭС и АЭС «Руппур» в Бангладеш.
Сызранский «Тяжмаш» отправил в Африку первую партию «ловушек»
Во время эксплуатации АЭС "ловушка расплава" заполнена специальными материалами, при взаимодействии с которыми расплав активной зоны теряет часть накопленного тепла. Химические процессы, возникающие при таком взаимодействии, создают условия для удержания расплава и его охлаждения. УЛР обладает максимальными характеристиками безопасности: повышенной сейсмостойкостью, гидродинамической, ударной прочностью и др. Изготовлено устройство на российском заводе "Тяжмаш", который специализируется на производстве данного вида оборудования.
На время перевозки оборудования трассу Иванино - Макаровка перекрыли для автомобильного движения во всех направлениях. Водителям-экспедиторам помогали операторы, которые осуществляли координацию прохождения сложных участков пути: поворотов, моста через реку Сейм, проезда под высоковольтными линиями электропередач.
Устройство может удерживать расплав неограниченное количество времени, не давая радиоактивным веществам попасть в окружающую среду. Впервые ловушка расплава была установлена на первой очереди Тяньваньской АЭС в Китае, построенной по российскому проекту. АЭС "Сюйдапу" — новый проект сотрудничества России и Китая в области атомной энергетики, расположенный в городе Хулудао провинция Ляонин.
Вместе с тем, в проект внесен ряд изменений, улучшающих эксплуатационные свойства «ловушки» и повышающих уровень безопасности станции», - рассказал начальник отдела схемно-режимного бюро комплексного проектирования ОАО «Атомэнергопроект» Александр Сидоров, являющийся одним из разработчиков российского «ноу-хау». По его словам, проект «ловушки» модернизирован с учетом увеличения нагрузок от максимального расчетного землетрясения, которые может выдержать энергоблок, а также в связи с увеличением в новых проектах АЭС автономности блока до 72 часов. Модернизированная «ловушка» имеет более эффективную конструкцию охлаждения собственных силовых элементов, что позволяет снизить материалоемкость оборудования «ловушки», обеспечивающего функционирование главного её элемента — корпуса с наполнителем. Кроме того, разработчики усовершенствовали технологию монтажа устройства.
На станцию замещения Курской АЭС доставили вторую ловушку расплава!
В этой связи были проведены специальные гидрологические исследования. Предусмотрены любые варианты развития событий, в том числе возможность шторма. Специально для приема ловушки в Сосновом Бору были построены новые объекты инфраструктуры. Его размеры довольно внушительны: 100 метров вдоль линии моря и 70 в глубину», — поясняет Резников. В целом, все работы по маршруту доставки ловушки расплава на стройплощадку выполнены в срок». Государственный контракт на строительство двух первых энергоблоков ЛАЭС-2 был заключен 14 марта 2008 года и состоит из выполнения проектно-изыскательских, строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также включает в себя поставку оборудования, материалов и изделий. Расчетный срок службы ЛАЭС-2 — 50 лет, основного оборудования — 60 лет.
Это уникальная разработка российских атомщиков.
В целом, «ловушка расплава» защищает энергоблок, а также является одним из важнейших технических средств, которые могут управлять серьезными авариями. Например, такими как выход кориума расплав топлива и конструкционных материалов за пределы корпуса реактора. Вокруг на высоту 7 метров возвели шахту реактора, на это ушло более 85 тонн арматуры, забетонировали ее и подготовили к монтажу ферма-консоли.
Тепловыделяющая сборка. При этом от каждой половинки тоже откалываются нейтроны. Они летят дальше, сталкиваются с соседними ядрами, те разбиваются, опять отлетают нейтроны, опять они врезаются в ядра и так далее. Но в большинстве случаев это излишне: уран-235, если ему не мешать, разбивается сам собой. Тут, скорее, приходится, наоборот, сдерживать реакцию, чтобы всё не взлетело на воздух.
Для этого есть специальные регулирующие стержни, их помещают прямо туда, где идёт реакция — в активную зону. Они состоят из такого вещества, которое поглощает лишние нейтроны. Это алюминий либо цирконий. Чтобы реакция пошла, их надо убрать, чтобы реакция не была слишком сильной — надо опустить в активную зону. И требуется ещё кое-что, чтобы реакция шла максимально эффективно, то есть чтобы нейтроны как можно чаще попадали в ядра и разбивали их. Дело в том, что они носятся, как первоклашки на перемене. Только если первоклашки как раз очень успешно сбивают всё и всех на своём пути, то нейтроны на своих сверхскоростях просто проносятся мимо ядер, и от их мельтешения никакого толку нет. Чтобы они с чувством, с толком, с расстановкой встречались с ядром и разделяли его надвое, их нужно немножко притормозить.
С помощью какого-нибудь подходящего вещества. Потому такое вещество в реакторе называют замедлителем. Идеальный замедлитель — это молекулы, которые замедляют нейтроны, но не берут их себе, не включают в свой состав. Потому что, извините, нам эти нейтроны самим нужны. В качестве замедлителей в реакторах используют графит, бериллий и воду. Так вот, в новом реакторе, запущенном в Сосновом Бору как и во многих других ему подобных , используют воду. Это водо-водяной энергореактор ВВЭР. Водо-водяной — потому что вода используется и для замедления нейтронов, и для выработки потом электричества.
Диаметр корпуса - 6 120 мм, высота - 6 101 мм, масса - 158 763 кг. Работа ведется одновременно для четырех энергоблоков, оборудование — ответственное, требования к выполнению заказа — очень строгие. Но мы дорожим оказанным нам доверием как со стороны Госкорпорации «Росатом», так и со стороны египетского заказчика. И делаем все возможное, чтобы работать с высоким качеством и в соответствии с поставленными сроками». Это уникальное ноу-хау российских атомщиков, которое обеспечивает безопасность для окружающей среды и человека при любых сценариях работы АЭС. Во время эксплуатации АЭС «ловушка расплава» заполнена специальными материалами, при взаимодействии с которыми расплав активной зоны теряет часть накопленного тепла.
На Балтийской АЭС установили корпус ловушки расплава
Ученые из МИСиС представили оптимальный материал для ловушек расплава, специальных емкостей, предназначенных для улавливания расплавленного кориума в случае аварии на. В настоящее время в цехах АО «Тяжмаш» продолжается работа над оставшимся оборудованием ловушки расплава для энергоблока № 1 АЭС «Эль-Дабаа». По словам директора Департамента капитального строительства ОАО «Концерн Росэнергоатом» Николай Павленко, предстоящий монтаж ловушки расплава станет знаковым этапом в ходе.
На Балтийской АЭС установили корпус ловушки расплава
Устройство локализации расплава – «ловушка расплава» – один из важнейших элементов обеспечения ядерной безопасности станции – доставлена на площадку строительства. В целом, «ловушка расплава» защищает энергоблок, а также является одним из важнейших технических средств, которые могут управлять серьезными авариями. УЛР или «ловушка расплава» — одно из специальных устройств безопасности энергоблоков ВВЭР-1200. 6 октября на энергоблоке №1 египетской АЭС «Эль-Дабаа» приступили к монтажу корпуса устройства локализации расплава (УЛР, ловушка расплава). В настоящее время детали «Ловушки расплава» размещены на специально подготовленной бетонной площадке перед реакторным зданием №1 КуАЭС-2.
Начался процесс заводской приемки «ловушки расплава» для АЭС «Пакш-2»
Монтаж выполнен при слаженной командной работе турецких и российских специалистов. Отмечу, что установке ловушки предшествовал тщательный контроль: на заводе-изготовителе с участием представителей АО «Аккую Нуклеар» был выполнен контроль качества, а по прибытии на площадку АЭС «Аккую» проведена обязательная процедура входного контроля, по результатам которой подтверждена целостность и надежность оборудования». Справка Устройство локализации расплава представляет собой емкость в виде стального конуса высотой 6,14 м и диаметром 5,83 м. Оборудование весом 144 т предназначено для надежного удержания и предотвращения выхода фрагментов расплава активной зоны в окружающую среду в случае нештатной ситуации. В период эксплуатации АЭС «Аккую» «ловушка расплава» заполнена специальными материалами.
Для станции замещения ловушку изготовило Курчатовское предприятие АО «Энерготекс». На время перевозки крупногабаритного оборудования трассу Иванино — Макаровка перекрыли для автомобильного движения во всех направлениях. Водителям-экспедиторам помогали операторы, координирующие прохождение сложных участков пути: повороты, мост через реку Сейм, проезд под высоковольтными линиями электропередач. До второй половины декабря части ловушки расплава будут находиться на специально подготовленной бетонной площадке.
Все этапы строительства проходят под надзором независимых инспекционных организаций и национального регулятора — Агентства по ядерному регулированию NDK. Для справки: Устройство локализации расплава — один из главных элементов пассивной системы безопасности третьего энергоблока. Высота корпуса «ловушки» составляет 6,14 метра, диаметр — 5,83 метра.
Его общий вес - 381 тонна: направляющая плита весит 97 тонн, ферма-консоль с диаметром 9,5 метров — 145 тонн, корпус ловушки высотой 5,8 метров — 139 тонн. Для станции замещения ловушку изготовило Курчатовское предприятие АО «Энерготекс». На время перевозки крупногабаритного оборудования трассу Иванино — Макаровка перекрыли для автомобильного движения во всех направлениях. Водителям-экспедиторам помогали операторы, координирующие прохождение сложных участков пути: повороты, мост через реку Сейм, проезд под высоковольтными линиями электропередач.