Однажды Курт Кобейн рассказал в интервью Rolling Stone, что «Smells Like Teen Spirit» была попыткой написать песню в стиле Pixies — группы, которой он восхищался. Найдите топ-песни и альбомы этого артиста (Kurt Cobain), включая «And I Love Her», «She Only Lies» и другие. Фрэнсис Бин Кобейн, дочь лидера группы Nirvana Курта Кобейна и певицы Кортни Лав, выпустила дебютную песню, приурочив ее к годовщине смерти отца. When Kurt Cobain’s Journals were published in 2002 they provided fans with genuine insight into the man and his music through both his diary entries as well as a series of deeply personal illustrations.
Курт Кобейн и группа Nirvana: история коллектива и лучшие композиции
Разбитую Куртом Кобейном в клипе Nirvana на песню «Smells Like Teen Spirit» бас-гитару Zen-On выставили на аукцион. Новая версия последней работы Курта Кобейна будет издана в раных форматах: например, Super Deluxe Edition с 70-ю треками поместится на трех CD-дисках и одном DVD; обычный вариант альбома можно будет заполучить на двух дисках, трех винилах или в цифре. Через пятнадцать лет после самоубийства Курта Кобейна «Nirvana» продолжает оказывать огромное влияние на музыку и культуру в целом.
Как Nirvana сыграли лучший концерт в истории «MTV Unplugged»
эксперт в работе с нейросетями и автор канала по нейросетям "Промты для Midjourney / ChatGPT" в котором более 3 500 человек, где я делюсь последними новостями из мира ИИ и уникальными промптами для Midjourney и ChatGPT. Курт Кобейн никогда не мечтал о мировой славе, он боялся, что под слишком пристальным вниманием поклонников утратит свободу, и музыка из любимого занятия превратится для него в скучную повседневную рутину. Official Nirvana Website: Complete Discography, Videos and more. Организаторы запретили это делать, но Курт Кобейн в начале выступления сыграл первые аккорды «Rape Me» и пропел первую строчку песни. 5 апреля 1994 года всех потрясла новость о гибели Курта Кобейна. Так вот, Курт Кобейн, который меньше всего хотел стать «пророком», этот испуганный ребёнок, возглавил поход детей, подростков в век XXI.
Одно из последних интервью Курта Кобейна
Thank goodness. Targeted by conservative religious groups, the Wisconsin folk-punks — led by the Flemion brothers, Dennis and Jimmy — reacted by recording a tune entitled God Is Gay and including it on their next album. As it transpires, Dry was a first vital step on an enthralling career that now spans close to three decades and nine further albums of utterly inspiring music. Britain embraced them fully although America appeared impervious to their advances. Their cult hero status is confirmed by the on-going popularity of their Know Your Product compilation which Kurt added to this list. Influences ranged from dub to jazz on this self-titled offering — an album that Kurt loved so much that he wrote the sleevenotes to this reissue. Their flair and snot-nosed clearly appealed to Kurt whose initial musical tastes were initially more Catholic than the tastes he later developed. M — Green Warner Bros. Their most accessible set, it also proved to be their most commercially successful — the band essentially splintering in its wake.
Новая версия последней работы Курта Кобейна будет издана в раных форматах: например, Super Deluxe Edition с 70-ю треками поместится на трех CD-дисках и одном DVD; обычный вариант альбома можно будет заполучить на двух дисках, трех винилах или в цифре. Какие именно композиции войдут в переиздание, не сообщается. Однако доподлинно известно, что альбом дополнят бонусами, компиляциями и «живыми» записями.
А насторожило его помимо записки то, что на дробовике не было заметных отпечатков пальцев. Кроме того, доза героина в крови Кобейна втрое превышала смертельную. Она должна была убить его раньше, чем он вытащил иглу из вены, и уж точно Курт не смог бы взять в руки оружие. Правда, информация о дозировке является неофициальной это конфиденциальные данные по законам штата Вашингтон , поэтому полагаться на нее нельзя. Он сказал, что знает имя убийцы. Вскоре Хоук погиб под колесами поезда при странных обстоятельствах.
Усилия детектива Тома Гранта и журналистов привели к тому, что в 2014 году расследование было открыто заново. Однако ничего принципиально нового оно не показало, к тому же большая часть материалов осталась засекреченной. Криминалисты проанализировали фотографии и не приняли как доказательство, что записка могла быть дописана кем-то еще.
Вырвали у нее несколько перьев и разделили между собой. На счастье и - чтоб все поровну… Часто так и проходил их досуг. А в те дни, когда Кобейн, перед смертью был совсем один и нуждался в общении и понимании, Кортни Лав рядом как раз и не оказалось… Пять главных песен группы Nirvana Smells Like Teen Spirit Главный хит Nirvana, который группа в своих последних турах играть перестала. Добавлял, что "даже не помнит в ней соло гитары". А "разучить его заново - уже не интересно".
Come As You Are Второй гимн группы, звучавший почти на всех концертах группы. About a Girl Правдивая песня о любви Курта к девушке, которая считала его слишком худым для серьезных отношений. В этой мелодии ощущается давнее уважение лидера Nirvana к The Beatles и бит-музыке 60-х. Сам-то Кобейн считал, что "включать эту песню в альбом Bleach было рискованным". Поскольку тут группа "углубилась в поп-музыку". Но хорошо, что все-таки спел ее. Даже с гитарой и гармонью. И это тоже Nirvana!
Serve the Servants Одна из любимых "громких песен" самой группой. А поет в ней Курт Кобейн о своем отце.
You Know You're Right
- Kurt Cobain — слушать онлайн бесплатно на Яндекс Музыке в хорошем качестве
- Новости, которые вас могут заинтересовать
- За репост песен Курта Кобейна будут давать пять лет
- 5 лучших песен в исполнении Курта Кобейна |
- «Если вас это оскорбляет, то вы тайный педофил»
- Позавчерашняя Музыка – Telegram
Группа Nirvana выпустила неизданные концертные записи
Claims by Kurt Cobain's lawyer Rosemary Carroll that he didn't write his suicide note were broadcast in the 2015 documentary 'Soaked in Bleach'. Курт Кобейн никогда не мечтал о мировой славе, он боялся, что под слишком пристальным вниманием поклонников утратит свободу, и музыка из любимого занятия превратится для него в скучную повседневную рутину. «Воссоздать» лирику и музыку Курта Кобейна специалисты тоже пытаются не впервые.
Поклонники Курта Кобейна услышат его неизданные песни
Ник всё больше стал советоваться по техническим вопросам с новым участником The Bad Seeds Уорреном Эллисом Warren Ellis , в результате чего отношения между ним и Харви становились всё более напряжёнными. Мик был недоволен новым звучанием группы. Там Кейв и Баргельд в открытую подшучивали над сольным творчеством Харви, говоря, что он не является самодостаточным музыкантом, потому что хоть и прекрасно владеет всеми инструментами, но у него нет сценической харизмы и он недостаточно силён как автор. Смотрелось это, как мне сейчас помнится, не особенно красиво. Мик очень много сделал в музыке и за пределами сотрудничества с Кейвом.
Ещё в 1985м году он участвовал в возрождении прекрасной группы Crime and the City Solution и играл в ней параллельно с The Bad Seeds на гитаре и ударных в разное время до 1990го года. Пи Джей, к слову, не родственница Мика. Они просто однофамильцы и родились на разных континентах. На данный момент у Мика Харви в активе десять сольных студийных альбомов, столько же саундтреков к фильмам и один концертный альбом.
У Кобейна в детстве был воображаемый друг «Boddah». Когда Nirvana впервые громко заявила о себе альбомом «Nevermind», музыканты получили факс от Metallica. В нем говорилось: «Мы врубаемся в Nirvana. Давайте увидимся. Ларс ненавидит вашу группу». На момент самоубийства в доме Курта играл альбом R. M «Automatic for the People». В 2008 году пепел Курта был украден из дома его вдовы Кортни Лав.
Кобейн страдал хроническими болями в желудке и чтобы их не чувствовать начал ежедневно употреблять героин. В них — тексты песен, рисунки и письма о своих планах относительно Нирваны и размышления о славе, о состоянии музыки и людях, которые занимались куплей-продажей его записей. Более двадцати из этих дневников пережили вместе с ним много переездов и путешествий, и после его смерти были заперты в сейф. Они открывают нам артиста, который любил музыку, знал историю рока, и твёрдо решил определить свое место в этой истории. Вот завораживающий, бесподобный портрет самого влиятельного музыканта своего времени. Но миллионы поклонников рока понимают под этим только одно — название группы, которая перевернула представление о статусе рок-звезд в 90-х. NIRVANA была одной из уникальных представительниц сцены андеграунда, которая нашла своих фэнов как среди любителей альтернативной рок-музыки, трэшевиков, мошеров, панкеров так и среди приверженцев традиционного рок-мейнстрима. Кросс, Бред Моррелл Одна из многих, короткая, но в тоже время содержательная, биография кумира нескольких поколений — Курта Кобейна.
На музыке его группы, Nirvana, росли и учились жить. А кем был он сам, герой панк-рока? Сами о себе» Ник Вайз Книга содержит подборки высказываний К. Кобейна и К. Лав о своей жизни и творчестве, друг о друге. В отдельную главу собраны высказывания о Курте и Кортни их друзей и известных деятелей шоу-бизнеса. Преодолев долгие годы корпоративного гнета, андерграунд наконец прорвался на поверхность и проскользнул в тайные сокровищницы истеблишмента. Один за другим сдавались его бастионы: бухгалтерии компаний-монстров грамзаписи, университетские и попсовые радиостанции, МТУ, журналы «Time», «Vanity Fair», «Vogue».
Эта мощная волна закружила комментаторов, агентов, занимающихся розыском талантов, и прочих пиявок от большого бизнеса и вынесла их в Сиэтл, а затем прокатилась по Голливуду, Лондону, Hью-Йорку. Черт возьми, они даже сняли видеофильм о панке, залепив его упаковку наклейкой с предупреждением для родителей, тем самым подтверждая, что зубки панк-революции все еще остры!
Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм» Лайк! Лайв-версия Scentless Apprentice была записана на концерте коллектива в Сиэтле 7 января 1994-го, за три месяца до того, как Курт Кобейн покончил с собой, отмечает журнал. Издание уточняет, что всего в готовящемся переиздании будет 53 неизданных лайв-трека, ремастированные студийные записи и би-сайды.
Фото Кадр из клипа «Smells Like Teen Spirit» Обложка альбома Nevermind На создание культовой обложки альбома «Nevermind» Кобейна вдохновили роды в воде, которые он увидел по телевизору.
Три участника группы — Кобейн, Дэйв Грол и Крист Новоселич — изначально сами полезли в бассейн для фото, но получилось не очень, поэтому они решили найти для кадра подходящего малыша. Ребенку на фотографии, Спенсеру Элдону, на момент съемки было 3 месяца. Фото Legion Media Несмотря на критику со стороны общественности и церкви, послание группы уже ушло в народ. Спустя 25 лет после выхода альбома обложку решили «повторить» все с тем же героем. Спенсер Элдон был не против сняться обнаженным, но фотограф все-таки попросил его надеть плавки. Кстати, на груди Спенсера есть татуировка — «Nevermind».
Музыкант был активным защитником прав женщин: в интервью NME в 1991 году он сказал: «Изнасилование — одно из самых страшных преступлений в мире, и оно происходит каждые несколько минут. Проблема групп поддержки жертв в том, что они пытаются научить женщин защищаться. Но они должны еще и научить мужчин не торопиться. Надо начинать с основ». В политике Курт Кобейн придерживался леворадикальных взглядов. Также лидер Nirvana едко иронизировал над токсичной маскулинностью, и признавался, что нарочно иногда выходил на сцену в крайне провокативных образах.
Случилось это на концерте в Лос-Анджелесе в 1991 году. В том же году Кобейн и Лав стали встречаться, несмотря на разницу в расписаниях и различные маршруты их туров. Известно, что пара активно употребляла наркотики и сыграла свадьбу на пляже Вайкики на Гавайях, возможно, лишь из-за неожиданной беременности Лав. Их отношения были непростыми. Затем они заявили, что это был несчастный случай. Курт с дочерью Фрэнсис Фото Twitter Прилетевшая на вызов полиция изъяла у Кобейна несколько единиц оружия и пузырек с таблетками.
Сам певец утверждал, что спрятался от Кортни и заверил полицейских, что такого больше не повторится. Жена Кобейна не пользовалась популярностью у фанатов Nirvana. Они обвиняли ее в том, что она использовала Кобейна для самопиара.
Курт Кобейн
В последний год жизни Курт активно пытался избавиться от наркотической зависимости, а пресса обсуждала его отношения с его женой, Кортни Лав. Официальная версия его смерти — самоубийство путём выстрела себе в голову из малокалиберного ружья, но довольно необычные обстоятельства его смерти всё ещё являются поводом для активных дискуссий.
Песня с альбома стала невероятно популярной, к удивлению группы, которая сделала титульной песней альбома. Песня была признана музыкальной прессой гимном «поколения X». Как лидер очень популярной группы, Курт Кобейн оказался в глазах СМИ не просто музыкантом, но «голосом поколения».
Слушайте 404 — Нейронная оборона на Яндекс Музыке Через год Ямщиков и Тихонов продолжили музыкальный эксперимент и захотели привлечь к своему творчеству иностранную аудиторию. Они научили нейросеть сочинять стихи в стиле лидера группы Nirvana Курта Кобейна. Так появился мини-альбом Neurona. Ямщиков и Тихонов создали стихи и записали музыку к четырем трекам. Все остальное сделал искусственный интеллект. В записи альбома в качестве вокалиста участвовал американский певец Роб Кэрролл. Трек Drowned in The Sun от Over the Bridge Мимо творчества Nirvana не смогла пройти и канадская организация Over the Bridge, которая помогает музыкантам, страдающим от психических расстройств. Одна из композиций называется Drowned in The Sun, она создана в стиле Nirvana. Программа изучила около 30 песен Курта Кобейна — мотив, последовательности аккордов, гитарные риффы и соло, ритм ударных и особенности текстов — и создала особую мелодию. Вокал записал фронтмен трибьют-группы Nevermind Эрик Хоган. Он стал первым ИИ, который сочинил и спродюсировал целую пластинку. Разработчики этой нейросети хотели, чтобы в записи треков практически не участвовали живые люди.
И, собственно, "Нирвана" ведь тоже не ниоткуда появилась, они продолжали традиции альтернативного рока 80-х правда, у нас в стране их предшественники известностью особой не пользуются , просто они едва ли не первыми вышли в мейнстрим хотя вот Sonic Youth подписали контракт с Geffen еще за год до "Nevermind", но такой бешеной популярностью они все равно никогда не пользовались. Ну да, они в какой-то мере проложили дорогу всем этим унылым пост-гранжевым группам. Но, надо сказать, то, что было в мейнстриме в 80-х, тоже не очень-то радовало. А при чем тут Барлоу?
«MTV Unplugged in New York»: как Курт Кобейн переписал стандарт MTV
Новая песня Курта Кобейна | Курт Кобейн пережил пять передозировок наркотиками, а в возрасте 27 лет его обнаружили мертвым в собственном доме. |
Новости по теме Кобейн Курт | Kurt Cobain — Do Re Mi (доработка). |
+ | Курт Дональд Кобейн (англ. Kurt Donald Cobain; 20 февраля 1967 — 5 апреля 1994) — автор песен, музыкант и художник, наиболее известный как вокалист и гитарист американской рок-группы Nirvana. |
Новые Песни Курта Кобейна, Кори Тейлор душит Музыкантов, Гитара Slayer покрашенная Кровью,
Курт Дональд Кобейн — американский рок-музыкант, гитарист, автор песен, основатель и солист рок-группы Nirvana. Неизданные песни лидера группы Nirvana Курта Кобейна будут собраны в альбом, который выйдет в свет 6 ноября. Неизданные песни лидера группы Nirvana Курта Кобейна будут собраны в альбом, который выйдет в свет 6 ноября.
Предстоящие события
- Курт Кобейн — биография
- Курт Кобейн – последние новости
- 10 хороших песен Nirvana, которые вы могли не слышать
- В мире рока и наркотиков. Разрушительная любовь Курта Кобейна и Кортни Лав | STARHIT
Лучшие песни группы «Нирвана»: топ-20 по версии КП
- Kurt Cobain | Новости | Musical-Express
- Рекомендуемое
- Правила цитирования
- Слушать еще
- Kurt Cobain слушать
Как Nirvana сыграли лучший концерт в истории «MTV Unplugged»
Это дальше уже вступила техника, студии и прочие дорогие вещи. Меня всегда поражали стихи Курта с точки зрения формы. Я привык спотыкаться о ритмику текстов западных звезд, но у Курта это именно стихи, с ними песня льется. Как будто это русская классика с неизменным хореем. Но самое главное — это невероятные мелодии.
Нет песни, которую не хотелось бы напевать. Все мелодии Курта совершенны; у него был настоящий дар, который, казалось, не проявится ни у кого после распада Beatles. Я слушал много кого, но других мелодистов в песенной музыке, кроме «битлов» и Курта для меня не существует. Если вы не слышите этого в Кобейне, вы или сноб или не музыкант вообще.
Федор Закревский, Barskybeat Пожалуй, основополагающей музыкой для нашего поколения является именно Nirvana. Последней великой группой XX века лично я считаю Radiohead, но важнее Nirvana для нас нет никого. Честно говоря, сам я никогда не был таким уж фанатом этого коллектива. Вернее, таким фанатом, каковым принято быть.
Разумеется, многие их песни для меня как Библия, разумеется, в моём гардеробе всегда должна быть фланелевая рубашка, разумеется, Nevermind навсегда в моём сердце и всё такое прочее, но положа руку на это самое сердце, я никогда не боготворил Курта Кобейна, кадры с Unplugged никогда не вышибали у меня слезу, да и вообще мне не особо нравился этот концерт. И в то же время я, как и многие, видел себя в Кобейне. Недавно узнал, что по майянскому календарю он Белое Зеркало. Основное его свойство— отражать.
Вот он и отражал целую эпоху, всех и каждого. Как было написано в одной из книжек: «Курт Кобейн не ставил никаких вопросов и не давал никаких ответов, он просто кричал» за буквальность цитаты не ручаюсь, но ручаюсь за точность передачи смысла. И если уж говорить начистоту, конечно, он ни разу не был воином. А был он жертвой и, как это ни печально, нытиком.
Причём и гениальность его тоже была обусловлена исключительно виктимностью и заведомым поражением. Хорошо, назовём его мучеником, если кому-то это кажется красивее, но сути это не меняет. Ещё я хорошо помню, что даже будучи тупым школьником, я прекрасно осознавал — эта музыка выполняет очень большую миссию, но она слишком быстро становится прочитанной книгой. Сегодня я вряд ли способен дослушать хоть одну песню Nirvana до конца.
Впрочем, вру: песня Sliver всё-таки одна из самых любимых моих вещей вообще. Кстати, сегодня я с огромным удивлением встречаю какие-то споры на тему того, что есть музыка гранж, насколько Nirvana является гранжем и всё такое. Ребята, хватит бредить. Гранж — это любой грязный гитарный рок, сыгранный в Сиэтле 90-х, будь он металлическим как Alice In Chains, хард-роковым как Mudhoney, сладжевым месиловом как Melvins или блюзовым панк-роком как The Gits.
Сиэтл 90-х, не говоря уже о всяких стрёмных близлежащих местечек по типу Абердина, был мрачной захолустной пердью: лесорубы, маньяки, безотцовщина, героин и регулярные самоубийства на фоне американской мечты с её тошнотворным культом успеха. Мне это что-то очень сильно напоминает, и я думаю, что в нашей стране реальное движение, способное изменить культурный ландшафт, зародится ничерта не в Москве и не в Петербурге. Но спасибо Сиэтлу за то, что мы здесь выросли нормальными пацанами. Клип тогда показался необычайно мрачным, от него веяло какой-то ненормальной безысходностью.
Тогда я ещё не знал, что вокалиста уже 4 года как нет в живых. Я благодарен Курту Кобейну за тот период в моей жизни, когда под влиянием его истории и его творчества я, со всем свойственным подросткам максимализмом, презирал мейнстрим. Запись выступления Nirvana на Top of the Pops , где Курт нарочито дурным голосом исполнял песню, во многом благодаря которой они стали популярны, стала для меня настоящим гимном протеста. Так альтернативная музыка пришла в мою жизнь, и, со временем, остервенелое желание продвигать её привело меня на телеканал A-One, которому я отдал больше двух лет жизни.
На мой взгляд, история Курта Кобейна — это история одной из самых трагичных судеб прошлого века. Человека, выбивающегося из всех возможных придуманных рамок, но при этом породившего собой целое течение «out of any style». Человека, искренне обожающего истинное творчество, плевавшего на популярность, но при этом увековечившего Nirvana в зале славы своей смертью. Человека, сделавшему выбор в пользу пули, а не жизни без любимой дочери.
Антон Мануйлов, звукорежиссер Впервые я услышал музыку Кобейна в 1992 году, это был, понятно, Nevermind. Тогда было такое время, когда для адептов, скажем, death metal считалось чуть ли не зазорным проявлять симпатии к более мягкой музыке. Мне, впрочем, повезло: в группе, где я в то время играл, царили довольно свободные нравы в этом отношении. Мы вообще пытались слушать всё подряд, чтобы не зацикливаться и не скучнеть.
В Nirvana, конечно, потрясало кобейновское умение петь, голосоведение, странные завораживающие мелодические ходы. С Кобейна началась моя страсть — тогда это была всего лишь искорка — к гитарам «странной» формы, вылившаяся в итоге в покупку Mosrite. В девяностые вокруг Кобейна было слишком много шума, поэтому оценить, что сделал этот великий музыкант, мне случилось только теперь, по прошествии двадцати лет. Я очень благодарен ему за укоренение мелодии как основы в современной гитарной музыке, за небоязнь строить песню на странноватых, нестандартных для рока созвучиях и вообще на чём-то кроме сраной пионерской пентатоники.
По крайней мере, последнее слово всегда за мной. Interviewer: В ваших песнях есть много искусных вещей, но кажется вам приятно и просто громко, со скрежетом шуметь на электрогитаре. Игра на гитаре, это удовольствие для вас, или вы постоянно боретесь с инструментом? Kurt: Борьба это и есть удовольствие. Я анти-гитарный герой — я могу играть только свои вещи. Я первый соглашусь, что я не виртуоз. Я не могу играть как Segovia. С другой стороны, Segovia, вероятно, никогда не сможет играть как я. Interviewer: Теперь, когда Пэт Смир играет на гитаре в концертном составе группы, сильно ли изменился ваш подход к инструменту?
Или просто легче играть вживую, с дополнительной парой рук на гитаре? Kurt: Пэт отлично вписался с первого дня. Помимо того, что он один из моих самых близких друзей, Пэт нашёл в нашей музыке нишу, которую, казалось, всегда занимал, без каких-либо существенных изменений. Хотя я не представляю, чтобы я когда-нибудь стал Миком Джагером, присутствие Пэта на сцене даёт мне больше времени сконцентрироваться на моих взаимоотношениях с аудиторией. Я становлюсь больше шоуменом — ну, может это я немного перегнул. Скажем просто — Пэт держит ритм и это позволяет мне полностью сконцентрироваться на выступлении. Interviewer: На In Utero, и на концертах, вы играете несколько очень мощных «анти-соло» постоянно перегружая гитару. Что вам приходит на ум когда наступает время пошуметь с гитарой? Kurt: Меньше, чем вы можете себе представить.
Interviewer: Крист и Дэйв проделывают отличную работу, помогая донести до публики ваши песни. Как бы вы распределили роли каждого музыканта, включая себя самого, в музыке Nirvana?
Несколько раз лечил зависимость в клинике, но безуспешно. Музыкант был без сознания. Как выяснилось позже, у него случилась передозировка лекарства рогипнол, которое Курт запивал шампанским. Он уверял всех, что просто ошибся с дозой, но некоторые сочли это первой попыткой свести счеты с жизнью. Две недели спустя Лав вызвала полицию, когда Кобейн заперся в комнате с оружием и таблетками.
Впоследствии оба утверждали, что кончать жизнь самоубийством он не планировал и тогда. Вскоре после этого Кобейна в очередной раз поместили в клинику для наркоманов, откуда он сбежал — перелез через стену — и улетел в Сиэтл. Для поисков мужа Кортни Лав наняла частного детектива Тома Гранта, однако тот найти его не успел... Увидев в гараже машину, он заключил, что дома кто-то есть, но ему никто не открыл.
По словам Голдберга, Кобейн опасался подобной реакции задолго до записи Nevermind о том, что музыкант в принципе плохо переносил критику и насмешки, говорят многие его близкие ; этим страхом скорее всего объясняется изначальное намерение фронтмена дать пластинке издевательское название Sheep «Овцы» , словно подчеркивавшее ее предназначенность массовой аудитории. Несколько лет спустя Кобейн в интервью Rolling Stone уже иронизировал над этой критикой: «Я не виню условного семнадцатилетнего панк-рокера за обвинение меня в продажности.
Я понимаю его. И если он немного повзрослеет, то поймет, что в жизни есть куда более важные вещи, чем следование строгим заветам рок-н-ролла». О том, сколько мучений пришлось пережить группе во время записи Nevermind, рассказывал Бутч Виг. Продюсер настаивал на дополнительной обработке треков, чему Курт противился, и Вигу приходилось прибегать к хитростям, заявляя, что ему не удалось записать тот или иной тейк — и повторять запись для усиления инструментов или голоса вокалиста. Когда я просил что-нибудь сделать, в основном он соглашался. У нас не было громких споров и чего-то подобного.
Но если я на чем-то настаивал, он пускался в отказ. Пару раз он просто откладывал гитару или отходил от микрофона со словами «Я не хочу этого делать». Как вспоминал барабанщик Дэйв Грол, тот не особо слушал предложения музыкантов, обрабатывая и полируя демки для Nevermind. Менеджер коллектива, впрочем, рисует картину совсем иную: что Кобейн сам долго шел к такому звучанию и настаивал на нем во время сессий в студии. Основная запись велась в Лос-Анджелесе ; Кобейн, к тому времени уже употреблявший героин, по словам одного из его биографов Майкла Азеррада, не знал, у кого достать наркотики в незнакомом городе, потому перешел на кодеиновый сироп, регулярно потягивая его с крепким алкоголем во время сессий. Снимки для Nirvana сделал фотограф Кирк Уэддл; из серии его работ музыканты выбрали фото с пятимесячным Спенсером Элденом, но уже на этой стадии представители Geffen Records запротестовали из-за того, что на обложке будет виден пенис младенца.
Кобейн, предугадывая возможные конфликты, даже хотел заклеить эту область стикерами с надписью «Если вас это оскорбляет, то вы тайный педофил», однако в итоге с пенисом Спенсера было решено ничего не делать. После выхода альбома никаких скандальных коллизий, связанных с фотографией, не возникло. По иронии, скандал разгорелся 30 лет спустя буквально несколько недель назад , когда Элден подал на группу в суд за демонстрацию его гениталий всему миру. Американец потребовал от Nirvana и всех причастных компенсацию в размере 2,25 миллиона долларов. Впрочем, не исключено, что это лишь рекламный трюк в честь юбилея альбома — до сих пор Спенсер не раз заявлял в интервью, что снимок прославил его и открыл перед ним множество дверей. В любом случае сложно не отметить, насколько пророческой стала обложка Nevermind для 30-летнего Спенсера, всю жизнь, кажется, преследующего легкие способы заработка.
Родственные души друг в друге они увидели, когда Курт предложил Кристу добавить глиттер в его мобильный телефон из макарон. Такую шалость музыканты проворачивали не впервые — еще до выхода Bleach они задурили голову журналисту британского NME, представив себя реднеками из леса. Кобейн вообще славился крайне разносторонними интервью и всегда избегал повторов в своих ответах. Учитывая зачастую одинаковые вопросы интервьюеров, это было достаточно сложной задачей. В августе 1991-го, когда работа над альбомом была завершена, музыканты вновь отправились в Европу, в фестивальный тур с Sonic Youth. Все биографы описывают этот период как самый угарный в истории Nirvana — группа, еще не прославившаяся на весь мир, но уже имевшая в репертуаре гарантированные хиты, отрывалась в европейских городах на всю катушку вместе с другими рокерами.
Эйфорические гастроли запечатлены в документальном фильме Дэйва Марки 1991: The Year Punk Broke — фильм фокусируется на Sonic Youth, но содержит и кадры с выступлений и бесчинств в гримерках Nirvana и групп Mudhoney, Dinosaur Jr и других. Самый волнующий период для группы — перед взрывом популярности. Для нас это было время прямо перед выходом Nevermind. Это было классно! Столько волнения в воздухе, что можно было его попробовать на вкус Курт Кобейнв книге Эверетта Трю Nirvana: The Biography «Мы были неуправляемы» Nevermind вышел 24 сентября 1991 года, когда Nirvana отправилась в тур по Северной Америке. Первоначальный тираж альбома составил всего чуть больше 46 тысяч копий, и его буквально смели с прилавков.
По версии, которой придерживались сами музыканты, в дороге они и не представляли, какой ажиотаж разыгрался вокруг Nevermind; осознавали резкий рост своей известности они лишь тогда, когда MTV принялся почти без остановки крутить клип на Smells Like Teen Spirit, а концертные площадки заполнила ранее невиданная аудитория — металлисты, мажоры и различное быдло, которому Nirvana вроде как себя противопоставляла. Из-за откровенной неприязни к новым фанатам коллектив стал чаще устраивать беспорядки на сцене — ломать гитары и оборудование, уничтожать декорации. Впоследствии такое поведение в массовом сознании станет классическим для Nirvana. Во время тура Nevermind мне становились неприятны люди, которые приходили на концерты, — я не хотел их видеть. Они действовали мне на нервы. Я вел себя просто отвратно, показывал письку, притворялся педиком, танцевал в платьях, просто напивался.
Я кричал: «Итак, мажорский рок! Посмотрите на всех мажорчиков здесь! Мы были неуправляемы Курт Кобейнв книге Майкла Азеррада Come as You Are: The Story of Nirvana Вместе с радикально изменившимся статусом группы резко поменялось и их отношение к новому альбому: в многочисленных интервью Кобейн и другие музыканты неоднократно ругали собственную работу, жаловались на ее излишнюю попсовость, обилие постобработки и бессмысленность самых хитовых композиций. Голдберг, не умаляя любви Курта к контркультуре и его творческого гения, рисует фронтмена Nirvana в период работы над Nevermind как сосредоточенного, знающего свои цели контрол-фрика, который не просто жаждал массового успеха, но долгие годы тщательно планировал путь к нему. Кобейн с головой погружался во все аспекты продвижения альбома — от создания клипов до разработки мерча. Исходя из этого трудно поверить, что когда в октябре 1991-го музыканту объявили, что Nevermind стал золотым, разойдясь тиражом свыше 500 тысяч копий, ему якобы было на это наплевать.
Курта также сильно заботил имидж группы; к примеру, когда он увидел, что часть музыкальных критиков в обзорах на Nevermind делает акцент на профемповестке в песнях в частности, в треке Polly, посвященному киднеппингу и изнасилованию , он в беседе с Голдбергом предположил, что в пресс-китах от лейбла этому уделяется особое внимание. Курт, не желавший, чтобы Nirvana представляли в СМИ исключительно политической группой, попросил убрать из пресс-китов объяснение песни. Он был твердо намерен пройти по границе между панковской и мейнстримовой культурами, причем так, как никто раньше не делал Дэнни Голдбергиз книги «Курт Кобейн. Воспоминания менеджера Nirvana» 1.