Планируемые изменения в части требований Банка России к резервированию.
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О внесении изменений в положение банка россии от 28 июня 2017 года n 590-П "о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к. Обозначить подходы к соблюдению отдельных требований Положения 590-П, проинформировать банки, как они могут быть оценены Банком России. Диалог с регуляторами. Кредитование и депозиты. Банк России проинформировал о подготовке изменений в пп. 3.10.1 Положения № 590-П в связи с распространением с 01.01.2024 кредитных каникул на все виды потребительских кредитов. Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Таблица значений показателя Положением Банка России 590-П
Официальные реквизиты нормативного акта: Положение Банка России № 590-П от 28.06.2017 «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». Зарегистрировано в Минюсте России 7 апреля 2023 г. N 72915 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ от 15 марта 2023 г. N 6377-У О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ ОТ 28 ИЮНЯ 2017 ГОДА N 590-П. По информации от сотрудников Банка России санкции за направление формы допуска с недочетами, за отсутствие необходимых приложений пока применяться не будут. Банк России в Письме № ИН-08-23/8 от 07.02.2022 разъяснил кредитным организациям применение Положения Банка России № 590-П в части пункта 4.11, касающегося.
Положение банка 590 п
Для этого регулятор разработал проект изменений в положение № 590-П, которое определяет порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам. Таблица значений показателя Положением Банка России 590-П. В новой редакции проекта предусматривается появление новой III категории качества обеспечения. 2. Указание № 6377-У «О внесении изменений в Положение Банка России №590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам». Изменение справедливой стоимости залога учитывается при определении размера резерва, рассчитываемого в порядке, установленном пунктом 6.7 настоящего Положения.
Регулятор велит банкам блокировать операции «с запахом» криптомонет
Для этого регулятор разработал проект изменений в положение № 590-П, которое определяет порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам. к настоящему Положению, а также особенности осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам. 2. Указание № 6377-У «О внесении изменений в Положение Банка России №590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам».
Формирование резервов на возможные потери по ссудам
Если в течение последних 360 календарных дней платежи осуществляются своевременно, то качество долга можно будет оценивать без учета этого требования, следует из пояснительной записки. При ухудшении качества обслуживания долга, расчетный резерв по такой ссуде будет максимальным из предусмотренных для ее категории качества. Кроме того, регулятор предлагает не рассматривать как реструктуризацию изменение условий кредитных договоров, если оно произошло в связи с требованиями закона, а не из-за ухудшения финансового положения заемщиков.
Банки соблюдали МПЛ просто за счет предоставления заемщикам меньшего размера кредита. Так, средний размер банковского кредита физлицам снизился с 207 тыс. Это создает риски для заемщиков и банков в случае возможных экономических и финансовых шоков.
Документом предполагается возможность включения в портфели ссуд величиной не более 100 тыс. Также документ устанавливает, что резерв по военной ипотеке формируется в отношении величины, определяемой как разница между суммой требования по военной ипотеке и накопительными взносами, включая средства, поступившие из федерального бюджета. Наконец, проект указания расширяет перечень информации, которая может использоваться для анализа финансового положения заемщика — субъекта МСП. Предложения и замечания к проекту Центробанк принимает до 27 мая.
Это создает риски для заемщиков и банков в случае возможных шоков. С учетом этого Банк России считает целесообразным ускорить переход к более сбалансированной структуре кредитования и ужесточает значения МПЛ для IV квартала 2023 года. Значения МПЛ для банков за исключением банков с базовой лицензией :.
Новые правила-2020 оценки ссуд и критерии аффилированности от Банка России
9.2. Банк России (уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России) запрашивает у кредитной организации копии утвержденных ею внутренних документов по вопросам кредитной политики, а также изменения и дополнения к ним. (в ред. Положение Банка России от 28.06.2017 № 590-П обязывает кредитные структуры формировать резервы на возможные потери. Обозначить подходы к соблюдению отдельных требований Положения 590-П, проинформировать банки, как они могут быть оценены Банком России. Банк России опубликовал на официальном сайте проект изменений в положение от 28 июня 2017 года № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».
ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Указание Банка России от 04. Сервисы, размещаемые на официальном сайте Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации в сети «Интернет» либо в единой системе межведомственного электронного взаимодействия больше не используются в качестве источника сведений об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов. Упрощены требования к некоторым документам, составленным полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.
При этом из буквального толкования абзаца шестого пункта 5. Учитывая, что в абзаце шестнадцатом пункта 5. Однако по мнению кредитных организаций — членов НСФР подобное толкование необоснованно ограничило бы право кредитных организаций группировать ипотечные ссуды, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства на цели, не связанные с приобретением недвижимого имущества, являющегося предметом обеспечения ипотекой , в портфели однородных ссуд.
Планируется, что в части ссуд подходы в регулировании начнут действовать по истечении месяца после публикации изменений19 ориентировочно в первом полугодии 2024 года , а до этого будет временное решение.
В части требований и УОКХ изменения уже встроены в регулирование20. Дифференциация поручительств независимых гарантий региональных гарантийных организаций РГО по категориям качества обеспечения, учитываемого в целях минимизации размера формируемых резервов с модификацией. При этом текущий временный подход определения кредитного качества поручительств РГО, основанный на ренкинге АО "Корпорация "МСП"21, будет заменен на разработанную Банком России более риск-чувствительную методику, которая начнет действовать с 2024 года — сначала через модификацию временного решения, а после формализации методики в документах Минэкономразвития России встроится в регулирование. Изменение режима соблюдения лимитов открытых валютных позиций ОВП. До конца 2023 года не признаются нарушением превышения лимитов короткой ОВП до 15 операционных дней включительно за последние 40 дней , если они возникли не по вине банка при рублевом погашении валютных активов. Этот подход будет сохранен и интегрирован в новую инструкцию по расчету ОВП22.
Дополнительно будет дана возможность не считать нарушениями норматива разовые превышения лимитов ОВП до 5 операционных дней включительно за последние 30 дней вне зависимости от причин их возникновения. По действующему регулированию без учета послабления превышение лимитов ОВП даже за 1 операционный день является нарушением норматива при этом меры применяются, если превышения фиксируются 6 дней и более. Планируется, что новое регулирование начнет действовать с 01. Расширение перечня КО, которые вправе досрочно применять расчетный коэффициент внутренних потерь23 при расчете размера операционного риска ОР , и предоставление возможности для начала его применения с первого числа любого календарного месяца. Планируется, что нормы начнут действовать по истечении месяца после дня опубликования изменений24 ориентировочно в первом полугодии 2024 года , а до этого будет временное решение.
При наличии по кредитам займам , предоставленным в рамках реализации механизма проектного финансирования, обеспечения, предусмотренного главой 6 настоящего Положения, размер формируемого резерва определяется в порядке, установленном указанной главой. В отношении кредитов займов , предоставленных в рамках реализации механизма проектного финансирования, требования главы 3 и пункта 4. В случае если по кредиту займу , предоставленному в рамках реализации программы "Фабрика проектного финансирования, наступает хотя бы одно из обстоятельств, предусмотренных подпунктом "к" пункта 5 данной программы, формирование резерва по соответствующему кредиту займу осуществляется в соответствии с общими требованиями настоящего Положения, в том числе главы 3 за исключением требований подпункта 3. Абзац утратил силу. Информация о принятом уполномоченным органом кредитной организации решении о применении подхода к определению размера расчетного резерва в отношении ссуд, предоставленных в рамках механизма проектного финансирования, отражается в профессиональном суждении, вынесенном с учетом критериев, предусмотренных разделом 1 приложения 2 к Положению Банка России N 483-П.
Уточнение размера расчетного резерва и размера резерва по ссудам, предоставленным в рамках механизма проектного финансирования, осуществляется при получении информации об изменении факторов, влияющих на оценку кредитного риска, но не реже одного раза в год по состоянию на отчетную дату. По ссудам, предоставленным заемщикам-застройщикам, использующим счета эскроу, размер расчетного резерва определяется на основании уровня кредитоспособности заемщика, присвоенного исходя из соответствия максимальному количеству критериев, для кредитования заемщиков-застройщиков, использующих счета эскроу, установленных приложением 5 к настоящему Положению: высокий уровень кредитоспособности - расчетный резерв в размере от 1 до 5 процентов; достаточный уровень кредитоспособности - расчетный резерв в размере от 5 до 10 процентов; удовлетворительный уровень кредитоспособности - расчетный резерв в размере от 10 до 35 процентов; слабый уровень кредитоспособности - расчетный резерв в размере от 35 до 100 процентов. Ссуда, предоставленная заемщику-застройщику, использующему счета эскроу, в случае выявления фактов использования ее не по целевому назначению, определенному в договоре, на основании которого ссуда предоставлена, классифицируется в V категорию качества с формированием резерва в размере 100 процентов. При наличии по ссудам, предоставленным заемщику-застройщику, использующему счета эскроу, обеспечения, предусмотренного главой 6 настоящего Положения, размер формируемого резерва определяется в порядке, установленном указанной главой. В случае если определение размера расчетного резерва в отношении ссуд, предоставленных заемщику-застройщику, использующему счета эскроу, осуществляется в соответствии с настоящим пунктом, требования главы 3 и пункта 4. Информация о принятом уполномоченным органом кредитной организации решении о применении подхода к определению размера расчетного резерва в отношении ссуд, предоставленных заемщику-застройщику, использующему счета эскроу, отражается в профессиональном суждении, вынесенном с учетом критериев, предусмотренных приложением 5 к настоящему Положению. Уточнение размера расчетного резерва и размера резерва по ссудам, предоставленным заемщикам-застройщикам, использующим счета эскроу, осуществляется при получении информации об изменении факторов, влияющих на оценку кредитного риска, но не реже одного раза в год по состоянию на отчетную дату. Глава 5. Оценка кредитных рисков по ссудам в целях формирования резерва по портфелю однородных ссуд 5. Кредитные организации могут формировать резерв по портфелю однородных ссуд, каждая из которых незначительна по величине.
Возможность формировать резерв по портфелю однородных ссуд не распространяется на ссуды, предоставленные одному заемщику и соответствующие признакам однородности, если величина каждой из ссуд и или совокупная величина таких ссуд на дату оценки риска превышает 0,5 процента от величины собственных средств капитала кредитной организации с универсальной лицензией или 3 процента от величины собственных средств капитала кредитной организации с базовой лицензией. Признаки однородности ссуд например, ссуды физическим лицам, предприятиям малого бизнеса , а также незначительности величины ссуд в пределах до 0,5 процента от величины собственных средств капитала кредитной организации с универсальной лицензией или 3 процентов от величины собственных средств капитала кредитной организации с базовой лицензией определяются кредитной организацией самостоятельно. Признаки однородности ссуд не могут содержать в качестве самостоятельного признака указание на связанность с кредитной организацией. Ссуды с индивидуальными признаками обесценения то есть с признаками, наличие которых не позволяет классифицировать ссуду в I категорию качества, в том числе если финансовое положение заемщика и качество обслуживания долга по ссуде оцениваются хуже, чем хорошие, с учетом требований пунктов 3. В портфели однородных ссуд, резервы по которым определяются в размерах, указанных в таблицах настоящего пункта, увеличенных на 0,5 процентных пункта, но не более 100 процентов, могут группироваться ссуды, в отношении которых принято решение в соответствии с пунктом 3. Минимальный размер резерва по ссудам, решения по которым принимаются в соответствии с пунктом 3. В случае если по ссуде, ранее включенной в портфель однородных ссуд, выявлены индивидуальные признаки обесценения, кредитная организация должна исключать указанную ссуду из портфеля однородных ссуд, за исключением: случаев, предусмотренных абзацами шестым , шестнадцатым и двадцать пятым настоящего пункта; случаев, когда величина ссуды не превышает 0,01 процента от величины собственных средств капитала кредитной организации но не более 1 миллиона рублей и по ней отсутствует просроченная задолженность длительностью свыше 90 календарных дней; случаев, когда резерв по ссудам создается в увеличенном размере, предусмотренном в абзаце третьем настоящего пункта. Ссуды, по которым выявлены обстоятельства, указанные в пункте 4. В случае если ссуды, предоставленные заемщику, классифицируются на индивидуальной основе и по ним имеются признаки обесценения, иные ссуды, предоставленные данному заемщику, не могут быть включены в портфель однородных ссуд и или должны исключаться из портфеля однородных ссуд, за исключением ссуд, величина каждой из которых не превышает 0,01 процента от величины собственных средств капитала кредитной организации но не более 1 миллиона рублей , и при этом совокупная величина ссуд, выданных кредитной организацией с универсальной лицензией одному и тому же заемщику, не превышает 0,5 процента от величины ее собственных средств капитала , а совокупная величина ссуд, выданных кредитной организацией с базовой лицензией одному и тому же заемщику, не превышает 3 процентов от величины ее собственных средств капитала , а также ссуд, резерв по которым создается в увеличенном размере, предусмотренном в абзаце третьем настоящего пункта. Ссуды, предоставленные физическим лицам, в зависимости от продолжительности просроченных платежей по ссудам по основному долгу и или процентам могут группироваться в один из следующих портфелей обеспеченных ссуд ипотечные ссуды, в том числе под залог прав требования участника долевого строительства, соответствующий требованиям главы 6 настоящего Положения далее - ипотека , ипотечные кредиты займы , отвечающие требованиям подпункта 2.
Кредитные организации вправе объединять ссуды без просроченных платежей и ссуды с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней в один портфель далее - объединенный портфель. Минимальный размер резерва для ссуд кроме военной ипотеки, классифицированной в I категорию качества, и ипотеки, указанной в таблице 3.
ЦБ планирует уточнить список документов для получения кредитов физлицами
Ссуды, предоставленные связанным с кредитной организацией лицам за исключением кредитных организаций , превышающие 0,1 процента от величины собственных средств капитала кредитной организации, выданные не на рыночных условиях не учитывающие порядок определения среднего уровня процентов в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. Ссуды, использованные заемщиком с 1 октября 2021 года прямо или косвенно через третьих лиц на осуществление вложений в уставные капиталы других юридических лиц, классифицируются не выше, чем в III категорию качества. Требование абзаца первого настоящего пункта не распространяется на вложения в уставные капиталы, осуществляемые в рамках федеральных целевых программ, а также на вложения в уставные капиталы юридических лиц, входящих в Перечень стратегических предприятий и или Перечень стратегических организаций, а также включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 года N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. При наличии по ссудам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, обеспечения, предусмотренного главой 6 настоящего Положения, размер формируемого резерва определяется в порядке, установленном указанной главой. В случае если показатели операционной деятельности заемщика в том числе положительная величина чистых активов, рентабельность, платежеспособность свидетельствуют о том, что платежи по основному долгу и процентам будут осуществлены своевременно и в полном объеме, кредитная организация вправе повысить категорию качества ссуды, предусмотренную абзацем первым настоящего пункта, не более чем на одну категорию качества на основании решения уполномоченного органа управления органа кредитной организации. По ссудам, которые по решению, принятому в соответствии с абзацем первым настоящего подпункта, классифицированы во II категорию качества, резервы создаются в следующих размерах: с 1 октября 2021 года - не менее 2 процентов; с 1 октября 2022 года - не менее 3,5 процента; с 1 октября 2023 года - не менее 5 процентов. Информация о принятии решения, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, с его обоснованием, включающим данные о реализуемом проекте, окупаемости реализуемого проекта, об источниках погашения ссуды, анализе финансовых показателей деятельности заемщика за три последних завершенных года и о категории качества ссуды, включается в досье заемщика и представляется кредитной организацией в Банк России уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России в соответствии с пунктом 3. Глава 4. Особенности формирования резервов 4. При уточнении размера сформированного резерва и или при определении величины резерва по вновь выданной ссуде в случае, когда заемщику выдано несколько ссуд, все ссуды, предоставленные данному заемщику, следует относить к наиболее низкой из присвоенных этим ссудам категорий качества с применением максимального из определенных кредитной организацией по этим ссудам размеров расчетного резерва.
В случае если кредитная организация предоставила заемщику несколько ссуд, одна из которых удовлетворяет требованиям пункта 3. Формируемый после уменьшения на величину обеспечения резерв по ссудам заемщика в случае, если в отношении хотя бы одной из ссуд применяются требования пункта 3. После исполнения заемщиком обязательств по ссуде, относившейся к наиболее низкой из категорий качества, оставшиеся непогашенными ссуды, предоставленные этому заемщику, относятся к наиболее низкой из категорий качества, присвоенных оставшимся непогашенными ссудам, с применением максимального из определенных кредитной организацией по этим ссудам размеров расчетного резерва. В случае если кредитная организация формирует резервы по сделкам, связанным с отчуждением финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа, в размере резерва не меньше размера по отчужденному активу, определенного на момент списания актива с баланса кредитной организации, при формировании резервов по прочим ссудам, предоставленным данному заемщику, размер резерва по данной ссуде не учитывается. Требования настоящего пункта не распространяются на ссуды, предоставленные заемщикам, являющимся головными исполнителями или исполнителями в соответствии с Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", на цели выполнения государственного оборонного заказа. При оценке кредитного риска по суммам, уплаченным кредитной организацией бенефициару по банковским гарантиям, но не взысканным с принципала, кредитная организация определяет качество обслуживания долга принципалом в соответствии с требованиями пункта 3. Финансовое положение принципала оценивается в соответствии с требованиями пунктов 3. При оценке кредитного риска по приобретенным на вторичном рынке закладным помимо оценки финансового положения заемщика должны быть проанализированы тенденции изменения стоимости имущества по закладной. При формировании резерва по сделкам, связанным с отчуждением кредитной организацией финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа, а также по сделкам, связанным с приобретением кредитной организацией финансовых активов с предоставлением контрагенту права отсрочки поставки финансовых активов, кредитная организация формирует следующие резервы: по сделкам, связанным с отчуждением кредитной организацией финансовых активов с одновременным предоставлением контрагенту права отсрочки платежа, - в размере не меньше размера резерва по отчужденному активу, определенного на момент списания актива с баланса кредитной организации; по сделкам, связанным с приобретением кредитной организацией финансовых активов с предоставлением контрагенту права отсрочки поставки финансовых активов, - в размере не меньше размера резерва в отношении приобретаемого актива.
Резерв формируется по требованиям к контрагенту по возврату денежных средств по второй части сделки по приобретению ценных бумаг или иных финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения. При создании резерва приобретенные ценные бумаги или иные финансовые активы в целях настоящего Положения могут рассматриваться в качестве обеспечения в соответствии с главой 6 настоящего Положения. Резерв по синдицированной ссуде формируется в отношении требований к участникам синдиката с учетом подходов к распределению рисков среди участников синдиката в соответствии с приложением 4 к Инструкции Банка России N 199-И. В случае если по договору финансирования под уступку денежного требования, заключенного в соответствии с главой 43 Гражданского кодекса Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. После уступки денежного требования оценка кредитного риска осуществляется в отношении должника. Ответственность клиента за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного требования, являющегося предметом уступки по договору финансирования под уступку денежного требования, заключенного в соответствии с главой 43 Гражданского кодекса Российской Федерации, в целях настоящего Положения рассматривается в качестве обеспечения в целях определения размера резерва с учетом положений главы 6 настоящего Положения. Данное обеспечение используется для определения размера резерва в порядке, аналогичном порядку определения резерва в случае, когда обеспечением являются поручительство, гарантия банковская гарантия , аваль и или акцепт векселя.
Это означает, что изменения напрашиваются, исходя из накопленной практики взаимодействия с банками, но имеют ограниченное влияние на финансовый результат и капитал банков. То есть, изменения сильно не влияют на общие правила игры, а скорее приводят регулирование в соответствие с ними. Реальный эффект от этого будет в упрощении, автоматизации и унификации процедур оценки риска по таким ссудам в целях резервирования. Это стало возможным за счет окрепшей веры регулятора в валидность и точность внутренних банковских моделей для оценки кредитного риска.
Новый лимит переводов самому себе Ме2Ме-перевод в СБП начнет действовать с 1 мая 2024 года — одновременно со вступлением в силу соответствующего закона. Важно отметить, что размер переводов без комиссии одного гражданина другому С2С-переводы останется прежним — 100 тыс. Количество бесплатных переводов не ограничивается. В ЦБ подчеркивали, что новые правила не будут распространяться на переводы, которые человек совершает непосредственно в отделениях, так как это более затратная для банков операция, а также на переводы по номеру карты, поскольку в этом случае не всегда возможно определить получателя средств.
В случае если показатели операционной деятельности заемщика свидетельствуют о том, что платежи по основному долгу и процентам будут осуществлены своевременно и в полном объеме, кредитная организация вправе повысить категорию качества ссуды не более чем на одну категорию качества. При этом по ссудам, которые классифицированы во II категорию качества, резервы создаются в следующих размерах: с 1 октября 2021 года - не менее 2 процентов; с 1 октября 2022 года - не менее 3,5 процента; с 1 октября 2023 года - не менее 5 процентов.