И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Прорыв блокады Ленинграда: из «Искры» возгорелось пламя
Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение. Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи. К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов. Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие.
А для обеспечения ее «питанием» командующий настоял на том, чтобы в городе резко повысилось производство боеприпасов. Железный поток К началу операции «Искра» соотношение сил было следующим: Ленинградский и Волховский фронты смогли сконцентрировать примерно по 100 000 человек, немцы — около 40 000. Но при этом вермахт располагал мощной системой обороны, которая возводилась не один год, а нашим войскам предстояло форсировать Неву, преодолевая открытые пространства. И все же уже в первый день наступления Ленфронт добился колоссального успеха, с ходу преодолев крутой обледенелый берег Невы и захватив плацдарм шириной и глубиной в несколько километров и взяв в плен несколько сотен немцев — больше, чем за все время обороны Ленинграда с 1941 года. А вот дальше началось уже настоящее прогрызание вражеской обороны.
Этих дней не смолкнет слава. Хроники войны 8 сентября 1941 года, выйдя к истоку Невы и захватив Шлиссельбург немецкие войска замкнули Ленинград в кольцо блокады.
В окружении оказался город, где к тому времени находилось почти два с половиной миллиона человек. Снабжение населения можно было осуществлять лишь по воздуху и через Ладожское озеро, поскольку Кировская железная дорога, Беломоро-Балтийский канал и Волго-Балтийский путь в районе реки Свирь были либо перерезаны, либо находились под контролем финской артиллерии. Уже 9 сентября 1941 года попытку прорыва блокады предприняла 54-я отдельная армия, которой командовал маршал Кулик. В сентябре 41-го навстречу 54-й армии со стороны Ленинграда никто не наступал. В октябре и ноябре осуществить прорыв блокады пытались войска Ленинградского фронта — и вновь безуспешно.
А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование.
Более высокая, 50-метровая, была оставлена противником без боя в январе 1944 года, после того как советские войска, учтя печальный опыт предыдущих сражений, начали наступление на других направлениях, угрожая немцам окружением. Финны активно помогали немцам Парад финских войск в захваченном Выборге Недавнее открытие памятной доски Густаву Маннергейму в Петербурге которая, правда, вскоре была демонтирована вызвала в обществе бурную дискуссию о личности финского маршала и его роли в Великой Отечественной войне. Сторонники установления доски утверждали, что финская армия под его руководством лишь отвоевала то, что СССР захватил в ходе Зимней войны 1939-40 годов, после чего, мол, благородно отказалась принимать участие в совместном с вермахтом штурме Ленинграда. На самом же деле руководство Финляндии не скрывало своих агрессивных планов. Президент страны Ристо Рюти заявил представителям Третьего рейха, что "Ленинград надо ликвидировать как крупный город".
В своей речи, заготовленной для празднования падения северной столицы СССР, Рюти собирался сообщить согражданам, что "это известие, как и ожидалось, подняло дух каждого финна". Летом-осенью 1941 года финская армия под командованием Маннергейма не только отвоевала то, что потеряла в 1940 году, но и перешла старую границу между Ладожским и Онежским озерами, захватив часть Карелии, включая Петрозаводск. Однако ударить с севера по Ленинграду финнам помешали мощные укрепления Карельского укрепрайона и активное сопротивление его гарнизона. А крест на попытках финской армии соединиться с немцами поставила успешная Тихвинская наступательная операция Красной Армии, проведенная в ноябре-декабре 1941 года. Кроме того в результате этой победы РККА немцы не смогли зимой перерезать "Дорогу жизни", по льду Ладожского озера связавшую осажденный Ленинград с большой землей.
Капитуляцию Ленинграда нацисты не приняли бы в любом случае Разрушенный немцами Екатерининский дворец в Царском Селе Несколько лет назад телекомпания "Дождь" провела интернет-опрос "Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней? Но остался вопрос: что было бы? Ведь объявили же французы летом 1940 года Париж «открытым городом», отказавшись его защищать, и ничего, обошлись без кровопролития. Но с Ленинградом всё обстояло иначе - его участь была предрешена. Что касается попыток жителей и гарнизона сдаться в плен, то в документе четко пояснялось: "Они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться.
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
Перед войсками 2-й ударной и 8-й армий ставилась задача взломать оборону противника на участке Липка, Гайтолово шириной 12 км, разгромить его группировку в восточной части выступа и, развивая наступление, соединиться с войсками ударной группировки Ленинградского фронта. При подготовке наступательной операции большое внимание было уделено организации надежного огневого поражения противника. Основная роль в нем отводилась артиллерии. На обоих фронтах впервые за годы Великой Отечественной войны готовилось артиллерийское наступление в полном объеме: артиллерийская подготовка атаки, артиллерийская поддержка атаки и артиллерийское сопровождение наступающих войск. Артиллерийская подготовка атаки планировалась в 67-й армии продолжительностью 140, во 2-й ударной армии — 105 и в 8-й армии — 125 минут. Плотности составляли в среднем: в 67-й армии — 144, во 2-й ударной — до 180, в 8-й армии — 100 орудий и минометов на 1 км полосы наступления.
Однако в зависимости от важности избранных направлений они могли быть и большими. Так, в полосе 136-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта они составляли 163, а в полосе 327-й стрелковой дивизии Волховского фронта — 360 орудий и минометов на 1 км. В полосе наступления 67-й армии для сохранения целостности льда на Неве разрушение оборонительных сооружений противника на переднем крае и в глубину до 200 м от него планировалось проводить только орудиями, выставленными для стрельбы прямой наводкой. Во 2-й ударной армии для стрельбы прямой наводкой также было выставлено почти 250 орудий. Артиллерийская поддержка атаки планировалась одинарным огневым валом на глубину 1 км, а затем последовательным сосредоточением огня.
В 67-й армии было решено с выходом пехоты на лед реки Невы на вражеском берегу на удалении 200—250 м от берега создать рубеж сплошного заградительного огня, который на местности совпадал с первым рубежом огневого вала. В армиях создавалось большое количество артиллерийских групп различного назначения: для борьбы с артиллерией противника — группы дальнего действия, для поражения целей в глубине обороны противника — группы особого назначения из наиболее дальнобойных орудий, для разрушения самых прочных оборонительных сооружений — группы разрушения из крупнокалиберных орудий. В отдельные группы были сведены гвардейские минометные части реактивной артиллерии. В стрелковых дивизия создавались группы поддержки пехоты, группы ближнего боя и контрминометные группы гаубичный или минометный полк со средствами звуковой разведки. Авиация должна была решать одновременно две боевые задачи: поражать наземного противника и обеспечить надежное прикрытие ударных группировок фронтов от ударов авиации противника с воздуха.
Использование авиации планировалось в виде авиационного наступления, включавшего в себя проведение предварительной и непосредственной авиационной подготовки и авиационной поддержки наступающих войск. Были отработаны вопросы взаимодействия сил 13-й и 14-й воздушных армий и авиации флота. Для улучшения эффективности использования штурмовой и бомбардировочной авиации при поддержке наземных войск разработан так называемый «челночный» способ действий. Заключался он в том, что самолеты 14-й воздушной армии, нанеся удары по целям, не возвращались назад, а садились на аэродромы Ленинградского фронта, где заправлялись, принимали бомбовый груз и вылетали для повторного удара теперь в обратном направлении с посадкой уже на свои аэродромы. Аналогично планировались и действия авиации 13-й воздушной армии.
Особого внимания заслуживают способы применения танков. Небольшая глубина операции «Искра» и лесисто-болотистая местность не позволяли в полной мере использовать маневренные и скоростные качества боевых машин. Поэтому командующие армиями приняли решение использовать танки исключительно для непосредственной поддержки пехоты, распределив их заблаговременно между соединениями первого и второго эшелонов. В 67-й армии первому эшелону были приданы только легкие танки, которые могли преодолевать реку Неву по льду вместе с пехотой. Для преодоления реки средними и тяжелыми танками саперы должны были уложить на лед специальный деревянный колейный настил, а его поперечины крепить ко льду сквозными болтами и нарастить таким образом толщину льда.
Это планировалось сделать после выхода наступавших войск на вражеский берег. Испытания предложенной саперами конструкции проводили незадолго до начала операции в присутствии маршала К. Ворошилова и генерала Л. И танк, однако, провалился и затонул. Но идея была одобрена, проверена и сослужила свою службу.
Инженерные войска 67-й армии были разделены на четыре эшелона. Первый эшелон должен был сопровождать и обеспечивать боевые действия войск первого эшелона; второй эшелон — прокладывать колонные пути и дороги вслед за наступающими войсками; задачей третьего эшелона было сооружение четырех переправ через реку Неву; четвертый эшелон предназначался для перевозки грузов. В состав этого эшелона входил батальон, имевший 80 собачьих упряжек. Аналогичное использование инженерных войск планировалось и во 2-й ударной армии, с той лишь разницей, что у них не было необходимости в подготовке к преодолению широкой водной преграды. Началом подготовки операции «Искра» можно считать предварительное разрушение обороны противника огнем артиллерии и ударами авиации.
Артиллеристы в течение месяца разрушили 80 дзотов, 35 пулеметных гнезд и блиндажей, 8 наблюдательных пунктов, уничтожили много вражеских пулеметов и несколько артиллерийских орудий. Разрушение велось на широком фронте и не могло раскрыть направление главного удара. Генерал М. Духанов так писал впоследствии: «Со стороны казалось, что на участке 67-й армии жизнь течет в ленивом русле позиционной войны. Не меняло положения и то, что с некоторых пор наша артиллерия методически, ежедневно разрушала тот или иной дзот гитлеровцев — то же происходило и на других участках фронта».
Авиация в период предварительной подготовки наносила удары по аэродромам и железнодорожным узлам, по опорным пунктам в глубине, по местам расположения резервов и по позициям артиллерии. В ночи на 10 и 11 января 1943 года войска ударных группировок фронтов начали занимать исходное положение для наступления. Соединения первого эшелона 67-й армии расположились в траншеях на правом берегу реки Невы, войска Волховского фронта — на исходных позициях в 300—500 м от первой траншеи противника. Подготовка к операции проводилась настолько скрытно, что немецко-фашистское командование только за 3—4 дня до ее начала стало догадываться о том, что в районе «фляшенхальс» советские войска, возможно, готовятся к наступлению. Но определить заранее силу удара и время начала наступления ему не удалось.
В ночь перед наступлением авиация обоих фронтов группами ночных бомбардировщиков нанесла удар по войскам противника, по артиллерии, штабам, аэродромам, узлам коммуникаций. Авиация дальнего действия за 70 минут произвела 450 вылетов, нанося удары по войскам противника в районе станции Мга и по самой станции. Одиночные самолеты 14-й воздушной армии в течение всей ночи проводили налеты с целью изнурения войск противника.
Таким образом, войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда». Вскоре с помощью автомобильной и железной дорог была восстановлена сухопутная связь Ленинграда со страной. Полностью блокадное кольцо было снято через год, 27 января 1944-го.
Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски, крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость! Около полуночи по радио прозвучало специальное всесоюзное сообщение о прорыве блокады: «Наши войска имели задачей разрушить оборону противника и этим прорвать блокаду города Ленинграда...
Благодаря этим мерам, в 1943 году количество артиллерийских снарядов, упавших на город, уменьшилось примерно в 7 раз 1943 год. Операция "Искра". Духанов, с 24 января по конец февраля — генерал-майор А. Черепанов, затем снова М. Свиридов 13-я воздушная армия — командующий: генерал-полковник авиации С. Рыбальченко Волховский фронт — командующий: генерал армии К. Мерецков , заместитель ком. Федюнинский 2-я ударная армия — командующий: генерал-лейтенант В. Романовский 54-я армия — командующий: генерал-лейтенант А. Сухомлин 8-й армии — командующий: генерал-лейтенант Ф. Стариков 14-я воздушная армия — командующий: генерал-лейтенант авиации И.
Операция «Искра»
Блокада Ленинграда завершилась 27 января 1944 года — тогда Красная армия с помощью кронштадтской артиллерии заставила нацистов отступить. Операция «Искра», в ходе которой 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединившись, смогли наконец-то разомкнуть вражеское кольцо, стала пятой попыткой прорыва блокады. Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри.
Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра»
18 января – 80 лет прорыву блокады Ленинграда. День прорыва блокады Ленинграда. 18 января 1943 года в ходе операции советских войск под кодовым названием «Искра» в районе Рабочего поселка № 1 под Шлиссельбургом был осуществлен прорыв блокады Ленинграда. 12 января 1943 года началась операция «Искра» — Ленинградский и Волховский фронты перешли в наступление, главной задачей которого был прорыв блокады Ленинграда.
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. В этих боях ключевую роль опять должна была сыграть 2-я ударная армия. 12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда. Операция «Искра» стала отправной точкой большого перелома в войне, который произошел в 1943-м году. В этот день завершилась операция "Искра": советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри.
Операция «Искра» — восемьдесят лет назад Советские войска прорвали блокаду Ленинграда
На участке наступления 136-й стрелковой дивизии играл духовой оркестр, исполнявший "Интернационал" на тот момент бывший гимном СССР. Первыми двигались штурмовые группы, состоявшие из саперов и пехотинцев. Немцы встретили наступавшие советские части ураганным огнем, однако остановить атакующих не смогли. К концу первого дня наступления расстояние между наступавшими навстречу друг другу 67-й армией Ленфронта и 2-й ударной Волховского фронта составляло 8 км. Здесь в 9:30 утра 18 января встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта.
Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее этого Рабочего поселка. В два пополудни над Шлиссельбургом был поднят красный флаг. От вражеских войск было очищено все южное побережье Ладожского озера. Вечером сообщение о прорыве блокады было зачитано в Ленинграде.
Несмотря на поздний час, сразу после того, как по радио было передано внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады, на ленинградских заводах состоялись митинги. Утром 19 января улицы Ленинграда были украшены флагами, даже незнакомые люди на улицах обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. ЛенТАСС так описывал настроения жителей города-фронта в тот знаменательный день: "Радости нет предела. Люди обнимаются, целуются, жмут друг другу руки, поздравляют с прорывом блокады".
Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни Развить успех и отбросить немецкие войска от Ленинграда в январе 1943 года Красной армии не удалось. До снятия блокады оставался еще целый год. Но прорыв блокады имел важнейшее значение для жизни города.
В тот же день, когда было объявлено о прорыве блокады, Ленгорисполком начал готовить план первоочередных работ по восстановлению городского хозяйства, вечером 18 января Госкомитет обороны утвердил новый план строительства железнодорожной магистрали, которая через станцию Волховстрой должна была связать Ленинград прямым сообщением с востоком страны. В тот же день в Шлиссельбург, только что освобожденный от немцев, прибыли инженеры-железнодорожники, которым к 8 февраля предстояло построить более 30 км дороги и два моста через Неву и Назию. В течение 17 суток через участок прорыва была проложена автомобильная дорога.
Благодаря подавляющему превосходству в артиллерии и вводу в бой частей второго эшелона, сопротивление гитлеровцев в конце концов сломили. К 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. Командование вермахта разрешило оказавшимся в окружении частям в районе Шлиссельбурга и Липок пробиваться на юг к Синявину.
Противник оставил побережье Ладоги. Фашисты попытались нанести контрудар и отбить позиции, однако атака захлебнулась. Чуть позже Красная армия полностью освободила Шлиссельбург и Липки. Немцы хотели бросить в бой резервы. Но советское командование вовремя нанесло отвлекающие удары на других участках фронта. Там за несколько недель проложили железную и автомобильную дороги», — говорит Юрий Кнутов.
Седьмого февраля на Финляндский вокзал прибыл первый поезд с продовольствием. В Ленинграде вернули нормы снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Это резко улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Сотни тысяч человек спаслись от голодной смерти. Люди на улицах были оживленными, несмотря на сильный холод. Только и разговоров вокруг было, что наши пошли в наступление.
А вскоре стали привозить продукты, возобновилось собственное производство. Уже в 1943-м ленинградская кондитерская фабрика имени Крупской произвела три тонны конфет «Мишка на Севере». Несмотря на успех с прорывом блокады, войска развить успех тогда не сумели.
Ближний тыл советских частей в районе прорыва блокады Ленинграда. Рокировка частей производилась лишь в ночное время суток либо в плохих погодных условиях, что обеспечивало безопасность от возможного обнаружения советских группировок вражеской авиацией. Разведка была активизирована по всей прифронтовой линии, враг не должен был разгадать намерения советского командования. Да и осведомленных о самом плане операции было немного, «Искра» разрабатывалась строго ограниченным кругом штабных сотрудников. Но в январе 1943-го, незадолго до начала наступательной операции, противнику стало известно о полной готовности советских войск к атаке.
Но сведения о времени и месте проведения операции до последнего момента оставались для гитлеровского командования загадкой. Жукова ознакомили с положением дел в ударных армиях, по его приказу устранились последние обнаруженные недоработки. В ночь на 11 января 1943 года войска заняли исходные позиции. Советские бойцы устанавливают связь в районе прорыва блокады Ленинграда. Второй связист вооружен трофейным пистолетом-пулеметом MP-40. Масштабы сражений и перелом фронта Захваченные после прорыва трофеи. Немецкие пленные солдаты и офицеры, захваченные во время операции по прорыву блокады Ленинграда. Район поселка Мга Кировский район Ленинградской области.
Загремели мощнейшие бои. На кону у Красной армии стоял не только крупнейший советский город, но и честь всего фронта. Нельзя было сдаваться и немцам. После сложнейших атак и неимоверных потерь в полночь 18 января радиодиктор объявил, что военная блокада прорвана. Ленинградские улицы и проспекты накрыло всеобщее ликование.
Общий замысел операции сводился к тому, чтобы встречными ударами двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — разгромить группировку фашистских войск. Исследователь Вячеслав Мосунов говорит: "Прорыв блокады обошелся нам почти в 70 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести бойцов и командиров. Но бойцы Красной армии сделали главное — обеспечили строительство железной дороги, сообщает tsargrad.
В этот же день ее начали строить южнее Ладожского озера. Железная дорога Фото: пресс-служба Управления на транспорте МВД по СФО Всего за 19 суток была проложена ветка протяженностью 33 км — Дорога Победы, или Коридор смерти, на некоторых участках рельсы были слишком близки к позициям фашистов, иногда буквально в трех километрах. Враг без труда совершал артиллерийские обстрелы составов. Советские войска отвоевывали каждый метр Дороги Победы, зато в Ленинграде смогли усилить подачу электричества, в городе появилась вода, увеличили нормы выдачи хлеба. Движение поездов регулировали женщины в сопровождении автоматчиков. Они днем и ночью сидели вдоль коридора с керосиновыми фонарями — зеленым и красным. Как только они узнавали об очередном прорыве наших войск, сразу включали соответствующий фонарь, и поезд с провизией мог следовать дальше.
Официальный сайт Чувашского рескома Коммунистической Партии Российской Федерации
- Как Петербург и Ленобласть отмечают 80-летие прорыва блокады
- Как Петербург и Ленобласть отмечают 80-летие прорыва блокады
- В смертельном кольце
- Ленинградская битва. Операция «Искра»
18 января – День прорыва блокады Ленинграда (1943 год)
советская военная операция в январе 1943 года во время Второй мировой войны, направленная на прорыв блокады Ленинграда вермахтом. К 80-летию наступательной операции «Искра» Минобороны России опубликовало рассекреченные архивные документы, описывающие подготовку и прорыв блокады Ленинграда. 78 лет назад во время Великой Отечественной войны успех наступательной операции «Искра» укрепил веру жителей Ленинграда в полное освобождение города от блокады. Четвертая попытка прорыва блокады – 3-я Синявинская операция – произошла уже в августе 1942.
Прорыв блокады Ленинграда: как это было
Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за город. Стратегическая наступательная операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда проводилась силами ударных группировок Ленинградского (командующий генерал-лейтенант Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. 12 января началась операция по прорыву блокады Ленинграда.