Широтная магистраль скоростного движения протяженностью 27,4 км пройдет через юго-восточные районы Санкт-Петербурга, пересечет Неву и завершится во Всеволожском районе Ленинградской области. «В целом, Широтная магистраль скоростного движения пройдет от ЗСД на Благодатной улице по территории Московского, Фрунзенского, Невского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга, а также по территории Всеволожского района Ленинградской области.
Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры региона поддержат финансово
Правительство Санкт-Петербурга на рабочем совещании 12 декабря утвердило планировку третьего этапа строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) — будущей платной автотрассы, которая свяжет между собой Кировский, Фрунзенский, Московский. Депутаты Законодательного собрания Санкт–Петербурга 21 декабря приняли в третьем чтении генеральный план города. В Санкт-Петербурге главное управление государственной экспертизы выдало положительное заключение на подготовку территории для строительства второго этапа Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Мосты Санкт‑Петербурга. Санкт-Петербург получит 90 млрд рублей из федерального бюджета на строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Об этом сообщает со ссылкой на пресс-службу Смольного.
В Петербурге начали строить новую Широтную магистраль
Чертеж границ зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения "Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Положение о размещении линейного объекта регионального значения "Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Утвердить проект межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Чертеж межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения "Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р. Перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и или изъятие для государственных нужд, способы образования земельных участков, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории для размещения линейного объекта регионального значения "Широтная магистраль скоростного движения с мостом через р.
Съездов на набережные с моста не предполагается. На правом берегу Невы трасса пройдет над набережной, Дальневосточным проспектом и Зольной улицей, чтобы упереться в перспективное продолжение Союзного проспекта, закружиться развязкой и передать эстафетную палочку третьему этапу — до границы Петербурга. Четвертый — это небольшой кусочек до КАД, а дальше — два щупальца по Ленобласти. Общая длина городской части ШМСД составит 14,2 км, всё это будет шестиполосная магистраль. ШМСД — самый масштабный дорожный проект в городе после завершения ЗСД, и для второго этапа уже есть одобренный проект.
Однако на данный момент идут работы только на первом — Витебской развязке ЗСД. Его просто включили допсоглашением в давнюю концессию по строительству и эксплуатации Западного скоростного диаметра, как Шуваловскую или Шкиперскую развязки. Изобретать ничего не пришлось, конкурсов объявлять тоже: согласовали финансирование, разбили между федеральным, региональным и партнерским бюджетами, Петербург еще и выбил на это инфраструктурный кредит по льготной ставке. С этапами II-IV так не получится. Во-первых, надо будет проводить полноценные процедуры по поиску нового концессионера, пусть ВТБ и не скрывает своих планов.
Ранее Neva. Today сообщала , что в Петербурге хотят снести еще около 250 гаражей для строительства Широтной магистрали.
Строительство первого этапа, в который входит участок от ЗСД до Витебского проспекта и транспортный узел на Витебском проспекте, началось весной 2021 года. На старте строительства проект оценивался в 160 млрд рублей. В январе 2023 года его стоимость возросла до 340 млрд.
Проект Широтной магистрали в Петербурге изменят, чтобы снизить её стоимость
Широтная магистраль санкт петербург новости. Строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) в Петербурге подразумевает в том числе строительство развязок и путепроводов. Комитет по градостроительству и архитектуре подготовил задания для проектов планировки и межевания. Московский Комсомолец Санкт-Петербург. Власти Петербурга заключат концессию на продолжение ШМСД до конца года.
Петербург готовится к строительству трёх развязок Широтной магистрали
Суммарный объем инвестиций оценивается в 100 млрд рублей. Общая протяженность магистрали составит 16 км.
Связующее звено С 2016 года то и дело в новостях появляется информация о Широтной магистрали скоростного движения. В народе она еще известна как Восточный скоростной диаметр, Восточная хорда или Восточный радиус. Эта новая трасса должна начаться от ЗСД и протянуться через юго-восточные районы Петербурга до Всеволожского района Ленинградской области. Задумка грандиозная, проект масштабный, суммы затрат впечатляющие. Протяженность будущей трассы составит 27,4 км. Всю магистраль разделили на шесть участков, которые будут строиться и вводиться поэтапно. Территорию, по которой пройдет трасса, ждут значительные изменения. Во-первых, на пересечении с Новоизмайловским проспектом будет организована развязка.
Там же будут сооружены путепровод через железнодорожные пути и надземный пешеходный переход. В-третьих, будет проведена реконструкция Воздухоплавательной улицы. Длина отрезка первой очереди составит 3,4 км. По последним данным его строительство начнется уже в 2021 году и продлится около четырех лет. В следующем году будет объявлен конкурс на концессию, и по его итогам приступят к работам. Запустить первую часть Широтной магистрали планируют в 2026-2028 годах. Впрочем, сроки начала строительства неоднократно отодвигались. Еще в конце 2019 года СМИ объявляли о старте работ в 2020 году, которые так и не состоялись. В ноябре 2020 года был выделен 1 млрд рублей из федерального бюджета на строительство.
Вторая часть трассы будет проложена от Витебского проспекта до Союзного проспекта Невский район. Протяженность этого участка — 6,8 км. Интересно, что этот участок не только свяжет между три района, но и соединит два берега Невы. В рамках строительства предполагается возведение моста, который не будет разводиться. Его расположение определено рядом с железнодорожным мостом. Развязки появятся на улицах Софийская Фрунзенский район , Седова Невский район и на проспекте Энергетиков Красногвардейский район. На этом участке развязка предусмотрена только на улице Коммуны.
Параллельно работы, связанные со строительством магистрали, идут в распределительном сетевом комплексе Санкт-Петербурга.
Компания «Россети Ленэнерго» уже проложила почти 1 км новых кабельных линий электропередачи 35 кВ. До конца 2023 года будет завершен монтаж еще 26 км кабельных линий 6-10 кВ и двух комплектных трансформаторных подстанций 6 кВ суммарной мощностью 1,2 МВА вместо демонтированных в зоне строительства автодороги. Также энергетики перестроят воздушную линию 110 кВ протяженностью более 1,6 км на участках пересечения сетевой инфраструктуры с трассой.
Кушкуль г.
Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул. Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г.
В Петербурге начали строить Широтную магистраль скоростного движения
Ближайшие развязки предусмотрены на левом берегу — с Глухоозёрским шоссе и с ул. Седова, на правом — с Союзным пр. То есть в обоих случаях примерно в 1,5 км от набережных пр. Обуховской Обороны и Октябрьской наб. Особенно примечателен отказ от развязки с Октябрьской наб. Она в составе других набережных на правом берегу Невы с советских времён задумывалась как внутригородская магистраль без светофоров непрерывного движения. То есть на первый взгляд заслуживает того, чтобы иметь развязку со скоростной трассой.
Скажем, кольцевая дорога — одна из главных петербургских магистралей — такие развязки имеет.
Кроме того, ввод Широтной магистрали внесёт большой вклад в развитие агломерации Петербурга и Ленинградской области», — рассказал Беглов. Он напомнил, что проект ШМСД поддержан руководством России, федеральный центр уже выделил городу 10 млрд рублей.
Планы развития Петербурга не должны зависеть ни от каких эпидемий», — подчеркнул губернатор Санкт-Петербурга.
В частности, и наша мастерская в свое время делала предпроектные эскизы, чтобы оценить, как выглядел бы ансамбль, если бы проект был реализован полностью», — отмечает руководитель архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов. По его словам, достройка колокольни Смольного собора — серьезный вызов и очень интересная задача. Что станет наследием нашего времени? Торговые центры и гостиницы? Вряд ли.
А вот воплощение задумки Растрелли вполне способно оставить след в истории», — подчеркивает эксперт. Мы знаем примеры, когда задумки гениев не были при их жизни реализованы, но со временем, через столетия, воплотились в жизнь. В этом нет ничего страшного. Обществу необходимо время на осмысление идеи. Надо объяснить людям, что это не разрушение исторического облика, а его развитие. Причем в историческом же духе, в рамках задумки нашего великого зодчего.
То, что уже сейчас многие разделяют нашу позицию, вселяет в нас оптимизм», — заключил он. Эксперты обсуждают решение Росстанадарта 16. Для строительной отрасли одним из актуальных направлений в этой сфере является внедрение BIM-технологий. Тем не менее, Росстандарт отменил только год назад утвержденные ГОСТы по информационному моделированию. Летом прошлого года в Градкодекс были внесены поправки, вводящие в правовое поле понятие информационной модели. Но затем что-то пошло не так.
Информационный менеджмент в строительстве с использованием технологии информационного моделирования. Часть 1. Часть 2. Стадия капитального строительства». Подробных разъяснений о причине столь радикального демарша «Строительному Еженедельнику» оперативно получить в Росстандарте не удалось. В Минстрое РФ, в ведении которого находится стандартизация процессов в области BIM-технологий, также не прокомментировали это решение.
Между тем в строительном сообществе развернулось бурное обсуждение приказа Росстандарта. Alarm Многие эксперты крайне негативно восприняли новость о действиях Росстандарта. Это документы на базе международных ISO 19650-1, -2. Один из «убитых» стандартов был посвящен основным принципам и концепциям BIM, второй закрывал стадии капитальных затрат. На подходе в ISO еще продолжение этой серии, в том числе по стадии эксплуатации, по безопасности information security , по безопасности на стройплощадке health and safety и т. Теперь мы в РФ — мимо этого продолжения.
Сейчас все цивилизованные страны разрабатывают национальные приложения, методические рекомендации к ISO 19650 для адаптации и практического применения. Международные проекты давно уже опираются на положения этих стандартов. Мы теперь мимо. По этому направлению мы скатились к положению страны третьего мира, которая вообще не смыслит, куда идет общий тренд развития», — так эмоционально отреагировала на решение Росстандарта в своем блоге генеральный директор компании «Конкуратор» Марина Король. Поскольку технология информационного моделирования еще нова и многие компании только обращают внимание на возможность ее использования в пилотных проектах, как раз ГОСТы и должны были способствовать правильному применению новых подходов и созданию качественно выполненных информационных объектов строительства. Также ГОСТы были универсальными и могли использоваться не только в коммерческих компаниях, но и в рамках государственных контрактных взаимоотношений с подрядными организациями и организациями заказчика.
Аннулирование стандартов может существенно замедлить реализацию проектов с применением информационного моделирования», — уверен он. При этом экспертизы противоречий не проводилось», — отмечает Марина Король. Арсентий Сидоров считает, что серьезных противоречий с действующим законодательством в отмененных ГОСТах не было. И даже сама процедура отмены стандартов без проведения соответствующей экспертизы и разбирательства дела с привлечением экспертного сообщества является вопиющей несправедливостью», — говорит он.
Александр Дрозденко отметил, что Ленинградская область заинтересована в строительстве 5-го и 6-го этапов Широтной магистрали скоростного движения потому, что это улучшит транспортное сообщение для жителей территорий массовой застройки Всеволожского района — Колтушей, Разметелево, Мяглово, Новосаратовки, Янино, а также для жителей Кировского района Ленобласти. Подписанное сегодня концессионное соглашение воплощает на практике договоренности, которые Ленинградская область, ВТБ и Банк «Россия» анонсировали в ходе Петербургского международного экономического форума — 2023. За декларациями у нас следуют конкретные дела, это главный принцип работы региона с партнерами», — сказал Александр Дрозденко. Андрей Костин напомнил, что ВТБ активно участвует в реализации масштабных инвестиционных проектов в самых разных отраслях экономики, в том числе в транспортной инфраструктуре.
На петербургской Широтной магистрали планируют построить три развязки
Проект широтной скоростной магистрали (ШМСД) в Петербурге скорректируют | Правительство Санкт-Петербурга на рабочем совещании 12 декабря утвердило планировку третьего этапа строительства Широтной магистрали скоростного движения ШМСД — будущей платной автотрассы, которая свяжет между собой Кировский, Фрунзенский. |
Мечты о транспортных развязках. ВСД и КАД-2: планы и сроки реализации | В Санкт-Петербурге продолжается строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). |
Строительство Широтной магистрали скоростного движения в Ленинградской области | области и ООО «Всеволожская Концессионная Компания» подписано концессионное соглашение в отношении финансирования, проектирования, строительства и эксплуатации на платной основе широтной магистрали скоростного движения в Ленинградской области. |
Строительство ШМСД. Широтная магистраль скоростного движения | Мэрия Санкт-Петербурга планирует в 2023 году подписать концессионное соглашение на предмет возведения второй, третьей и четвертой очередей Широтной магистрали скоростного движения. Об этом стало известно из сообщения главы города Александра Беглова. |
М-7 возвращение. Где пройдёт новая платная трасса и почему активисты борются с ней уже 11 лет | Губернатор Петербурга Александр Беглов обсудил с профильными федеральными министерствами вопрос строительства новой скоростной магистрали, которая свяжет зап. |
Петербург готовится к строительству трёх развязок Широтной магистрали
Широтная магистраль скоростного движения. Как это будет | Санкт-Петербург В Петербурге идет строительство Широтной магистрали скоростного движения. |
Участки ШМСД по Ленинградской области по концессии построят ВТБ и Банк «Россия» | Высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург — РОССИЙСКАЯ. Широтная магистраль скоростного движения протяженностью более 27 километров будет состоять из шести этапов, проходящих как по территории Петербурга, так и по Ленинградской области. |
Петербург готовится к строительству трёх развязок Широтной магистрали | Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) считается главным дорожным проектом Петербурга за десятилетие, однако его завершающие этапы связаны с Ленобластью. Трасса должна пройти от ЗСД в районе Благодатной улицы, перейти Неву новым мостом. |
Проект Широтной магистрали в Петербурге изменят, чтобы снизить её стоимость | АиФ Санкт-Петербург | Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов в своем радиообращении к горожанам 29 марта подробно объяснил смысл появления в городе новой платной трассы — Широтной магистрали скоростного движения. |
Эксперты рассказали, зачем Петербургу Широтная магистраль скоростного движения | Широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) одновременно с платными парковками в исторических районах города – это единственное решение разгрузить город от пробок, заторов, аварий и выхлопных газов. |
На обоих берегах Невы. Под второй этап Широтной магистрали готовят стройплощадку
АО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» выбран подрядчиком на выполнение проектных работ по развязкам Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) на пересечении с проспектом Солидарности и с улицей Коммуны. санкт-петербург. Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга опубликовал задания для планировки трёх развязок Широтной магистрали скоростного движения. Власти хотят увидеть готовые проекты планировки к концу 2024 года. Власти Санкт-Петербурга готовятся к заключению концессионного соглашения на строительство II-IV этапов Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД).
Петербург получит 90 млрд рублей на строительство Широтной магистрали
В Петербурге готовят проекты планировки территорий под развязки Широтной магистрали скоростного движения. Власти Петербурга поручили предоставить готовые проекты к концу следующего года. — Это будет широтная магистраль скоростного движения (ШМСД) Вторая-четвертая этапы трассы запланировано уже в 2023 году, она протянется в Петербурге и Ленинградской области. На главном деловом мероприятии в сфере транспорта – международной выставке «Транспорт России», впервые представили макет Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Санкт-Петербурга планирует начать строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), которая в 2024 году вместе с Западным скоростным диметром (ЗСД) и Кольцевой автодорогой (КАД) образует единую систему скоростных маг. Строительство Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) в Санкт-Петербурге начнется в 2020 году.
Мост, трамваи и широтная магистраль: Беглов доложил Путину о масштабных стройках в Петербурге
Чтобы избежать перекрытия дорог в черте города, прокладка линий велась закрытым способом через колодцы. Параллельно работы, связанные со строительством магистрали, идут в распределительном сетевом комплексе Санкт-Петербурга. Компания «Россети Ленэнерго» уже проложила почти 1 км новых кабельных линий электропередачи 35 кВ. До конца 2023 года будет завершен монтаж еще 26 км кабельных линий 6-10 кВ и двух комплектных трансформаторных подстанций 6 кВ суммарной мощностью 1,2 МВА вместо демонтированных в зоне строительства автодороги.
С ее вводом в значительной степени разгрузятся Московский и Витебский проспекты, все прилегающие улицы. Проект второго этапа ШМСД экспертизой одобрен, теперь приступают к планировке территорий. Этот этап строительства трассы — от Витебского проспекта до Союзного — самый сложный. В его рамках кроме трех названных выше развязок необходимо построить мост через Неву. Третий этап — от Союзного проспекта до границы Петербурга. Это будет также шестиполосная магистраль в эстакадном исполнении, протяженность данного этапа составит 3,9 километра. Далее в планах четвертый участок — до КАД и два областных отрезка трассы: пятый и шестой — до примыкания к Р21 «Кола» и от улицы Коммуны к Всеволожску до автодороги Петербург — Колтуши. На Ленинградскую область из 27 километров магистрали приходится почти половина — 13 км. Напомним, строительство 2 — 4-го участков магистрали планируется на условиях концессионного соглашения. Правительство Ленобласти также уже принимает заявки на участие в концессионном проекте по сооружению своей части ШМСД. Движение по всей магистрали планируют запустить в 2030 году.
Показать ещё Собеседники из АО "ЗСД" сообщили, что в компании какой-то паники по этому поводу нет, а новый руководитель ЗСД, недавно назначенный Дмитрий Губин, постоянно сидит в отчётах, докладах и совещаниях. Возможно, именно для оптимизации проекта ШМСД его неожиданно и назначили. По крайней мере, приоритеты в компании ясны: той же скандальной трассой М-7 в ЗСД, рассказали собеседники, пока даже особо и не начали заниматься.
Финансовый вопрос Стоимость проекта несколько раз пересчитывалась; по мнению экспертов, она может составлять порядка 215 млрд рублей. Предполагалось, что финансировать первый этап ориентировочно 35 млрд рублей будут городской и федеральный бюджеты, а также оператор ЗСД — компания «Магистраль Северной столицы» один из акционеров которой — ВТБ. По информации КРТИ, Правительство Петербурга сейчас озабочено выбором финансово-экономической модели строительства трассы. Объявить конкурс на поиск концессионера планировалось в первом полугодии 2020 года. В то же время осенью прошлого года появилась информация, что решение о финансировании на федеральном уровне еще не принято. Мнение Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий ИТП «Урбаника»: — По-настоящему полезной эта трасса будет для транспорта, следующего в центр города из пригородов с Кольцевой, из Всеволожска и т. На это накладывается проблема высокой цены Широтной магистрали. При этом ШМСД не будет полезна для общественного транспорта который остро нуждается в развитии , не улучшит ситуации в проблемных периферийных районах или в центре города, не решит проблем межрайонной связности. Александр Солодкий, заведующий кафедрой транспортных систем СПбГАСУ: — Впервые идея Широтной магистрали с мостом в створе улиц Фаянсовая и Зольная, которую часто некорректно называют Восточным скоростным диаметром, появилась более 50 лет назад в Генплане Петербурга. Предусматривалось создание трех меридиональных магистралей: Западный диаметр, Центральный диаметр, Восточный диаметр и две широтных магистрали. Из концепции развития дорожного хозяйства Петербурга, принятой в 1998 году, исчез Центральный диаметр, превратившись в два радиуса. Через десять лет в Генеральной схеме развития улично-дорожной сети города и в Генеральном плане осталось всего две магистрали — ЗСД и Широтная магистраль. В 2003 году было разработано экономическое обоснование строительства этой магистрали, на которое было получено положительное заключение госэкспертизы. Именно потому он так похож — и так не похож — на города Европы. Не случайно Северную столицу России называют самым европейским из всех русских городов и самым русским из всех европейских. Первые два века своей жизни Петербург прекрасно справлялся со своей миссией, превратившись в границах начала ХХ века в тот музей под открытым небом, взглянуть на который сейчас едут туристы со всего мира. Затем по-настоящему интересные, знаковые проекты стали явлением единичным. И вот сегодня, по оценкам социологов, в обществе очень силен запрос на появление новых масштабных инициатив, в том числе в градостроительной сфере, которые дали бы новый толчок развитию города, вернули бы ему статус города-идеи мирового значения. Этот амбициозный проект был заявлен в Петербурге в самом конце прошлого года. Комплекс Смольного монастыря — один из самых ярких и известных архитектурных шедевров Северной столицы, ставший классическим «открыточным видом», посещение которого при поездке в город — обязательно. Это было любимое детище дочери Петра Великого — императрицы Елизаветы Петровны. Разработку проекта поручили придворному архитектору Растрелли, работами которого являются такие известные шедевры русского барокко, как Зимний, Аничков, Воронцовский дворцы в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе и др. По проекту первый ярус представлял собой триумфальную арку — парадный въезд в монастырь, второй был надвратной церковью, а в остальных трех должны были располагаться звонницы. Однако сооружение возвели только до второго уровня, что по высоте превышает келейные корпуса, но из-за нехватки средств в связи с Семилетней войной 1756—1763 реализация проекта была приостановлена. Сам Смольный монастырь достраивался после этого еще много лет последние работы были завершены в 1835 году. Но до колокольни так «руки и не дошли». Интересно, что сам Растрелли до самой своей смерти мечтал о том, что его проект будет реализован полностью — и колокольня все-таки будет возведена в монастыре. Капители, колонны и базы из чугунного литья… Большая колокольня, коя будет построена при входе в монастырь, будет иметь 560 английских футов высоты. Нельзя не восхищаться великолепием сей постройки, коя снаружи и изнутри имеет дивную архитектуру», — так писал он о своем проекте. Первая среди равных На момент создания проекта 140-метровая в другом варианте — даже 170-метровая колокольня должна была не только стать самым высоким зданием в Петербурге, но и фактически сравняться с высочайшим храмом Европы или даже превзойти его. Задумка Растрелли была весьма амбициозным проектом — и масштабность затеи за прошедшее время ничуть не уменьшилась. В этом смысле очень интересно сравнить этот проект с иными высотными историческими храмовыми сооружениями Европы. Самым высоким из таких объектов является готический собор в немецком Ульме, начало строительства которого относится к 1377 году. Его высота в настоящее время составляет 161,5 м аккурат на полметра меньше, чем в одном из вариантов проекта Растрелли. На втором месте — еще один образец германской готики — Собор Святого апостола Петра и Пресвятой Девы Марии в Кёльне, возведение которого стартовало в 1248 году. Сегодня его высота достигает 157,4 м. Третью позицию этого своеобразного рейтинга занимает еще один образчик готики, на сей раз из Франции, — Собор Руанской Богоматери. Его строительство началось в 1145 году. На данный момент его высота — 151 м.