Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Кто такие шурави и бача? мятежники пытаются вызвать ненависть населения к шурави — то есть к нам, советским. Невидимыми прочными нитями пережитого это обращение связывает накрепко тех, кто имеет на это право, навсегда.
Курсы валюты:
- За что сражались «шурави»
- Происхождение термина
- Советский спецназ в Афганстане: «шурави», которых «душманы» боялись больше всего
- Шурави что значит с афганского
Навигация по записям
- Экс-душманы – «шурави» были прекрасный народ и настоящие воины
- Почему афганцы называли русских шурави?
- Бача: столкновение смыслов
- Содержание статьи
Афганистан: шурави «слабого пола» в горах Гиндукуша покоряли ханов и полевых командиров
Новости. Трансляции. Главная. Мир Фактов. Кто такие Шурави? СССР. Средняя Азия. Главная» Новости» Шурави кто такие. Кто такие шурави? Шурави — это этническая группа, проживающая на Кавказе. Кто такие мальчики-бачи и какую роль они сыграли в истории Средней Азии.
Кто такие шурави и как афганцы называют русских?
- "Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова
- Правда Шурави. – Telegram
- "Шурави" - кто это? Происхождение и значение слова
- Шурави что значит с афганского
Война глазами «шурави»
Всем кому не безразлична наша история, кто имеет заряд энергии и инициативу открыта дорога в члены группы военно – исторических реконструкций «Шурави». Вот и получилось, что Советских воинов-интернационалистов стали звать "Шурави". 25 декабря 1979 года лет по просьбе правительства Демократической республики Афганистан (ДРА) на её территорию был введен ограниченный контингент Советской Армии. За неполное десятилетие «через Афган» прошло около 620 тыс. человек, среди которых военнослужащие. Домен ваш? Срок регистрации вашего домена истек 09.04.2024. Для восстановления работы сайта необходимо продлить срок регистрации домена. Домен не ваш? Вы можете оформить предзаказ на регистрацию этого домена. В случае его освобождения будет произведена. Кто такие шурави в афганистане.
«Шурави». За что афганцы любили и уважали советских солдат?
В магазинах Афганистана почти нет «своих» продуктов — из-за полувековых, практически не прекращающихся войн. Разве что баранина, питьевая вода, орехи. Зато полно импортного фастфуда — хотя это больше для зажиточных афганцев, результат такой «диеты» можно сразу увидеть по их весьма упитанным детям. Рассказали и о нашей «Алёнке» — шоколад привозят в Афганистан китайские торговцы, активно закупающие сладости в РФ.
Более того, оно употреблялось даже на официальном уровне, для подчёркивания важности сотрудничества Афганистана с Советским Союзом: в частности, общеупотребительное приветствие «Шурави — хуб асти» и другие приветствия адресованные советским гостям. Негативную коннотацию слово приобрело на рубеже 1970-х и 1980-х гг.
Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны. В культуре О шурави — советских солдатах, воевавших в Афганистане, — сняты фильмы, написаны песни, книги, патриотические клубы создают музеи.
Изучим получше, кто такие «шурави». Слово использовалось в отношении гражданских и военных специалистов из СССР, в большом количестве работавших в Афганистане с середины 1950-х. Первоначально термин носил нейтральный смысл, негативную окраску он приобрел лишь с вводом советских войск в Афганистан в 1979 году.
Для моджахедов слово "шурави" было равносильно понятиям "неверный", "враг". Они воспринимали русских исключительно как агрессоров и узурпаторов. После ухода советских войск из Афганистана было разрушено около трех четвертей объектов, построенных специалистами из СССР. Многие афганцы сожалеют, что не ценили то, что делали для них шурави. Сначала моджахеды, а затем и талибы отбросили страну в дремучее средневековье.
К примеру, в Джелалабаде при участии советских агрономов выращивались мандарины, виноград и оливки, и все это поставлялось в Европу.
На их счету немало успешных боевых операций, первая из которых и самая знаменитая — захват дворца Амина. Одной из главных особенностей боевых операций, проводимых «мусульманскими» батальонами, было то, что они успешно использовали стратегию и тактику афганских моджахедов — азиатам подобное «перенимание» боевого опыта у чужестранцев давалось проще: по менталитету советские мусульмане душманам оказались ближе, чем славяне. Спецназовцы-«мусульмане» быстрее понимали и предугадывали поведение противника.
В случае провала «Шторма» «Мусбат» предполагалось уничтожить подразделением десантников — именно как группу бунтовщиков армии ДРА. Диверсионная операция в итоге прошла успешно, но «Мусбат» при штурме потерял 8 человек убитыми и свыше 60 ранеными. Пленные душманы рассказывали, что за голову Керимбаева «Панджшерский лев» Ахмад Шах Масуд назначил награду в миллион долларов. Тактика бойцов советского спецназа, заимствованная у душманов, на примере последнего боя Амангельды Жантасова состояла в следующем: для уничтожения банды моджахедов спецназовцы заняли высокогорные позиции над тропой, по которой должны были пройти «духи», в несколько ярусов — одна группа над другой.
Подобное рассредоточение увеличивало обзор местности и, соответственно, сектор ведения огня.
Кто такой шурави в Афганистане: история и значение
Шурави — настоящие воины, исповедующие принципы чести и достоинства, которые превратились в легенду 23:44 2021-09-10 Афганцы все чаще стали говорить о «шурави», как о доблестных воинах, исповедующих принципы чести и достоинства, и противопоставлять их корыстным американцам. Изучим получше, кто такие «шурави». Слово использовалось в отношении гражданских и военных специалистов из СССР, в большом количестве работавших в Афганистане с середины 1950-х. Первоначально термин носил нейтральный смысл, негативную окраску он приобрел лишь с вводом советских войск в Афганистан в 1979 году. Для моджахедов слово "шурави" было равносильно понятиям "неверный", "враг". Они воспринимали русских исключительно как агрессоров и узурпаторов.
После ухода советских войск из Афганистана было разрушено около трех четвертей объектов, построенных специалистами из СССР. Многие афганцы сожалеют, что не ценили то, что делали для них шурави. Сначала моджахеды, а затем и талибы отбросили страну в дремучее средневековье.
Последнего тяжелораненого бойца командир взвода отнёс в расщелину, а сам стрелял, пока не кончились патроны. Бандитам так и не удалось взять в плен советского офицера: он подорвал себя и врагов оставшейся гранатой. Наших было семнадцать, а душманов — человек 400. Мой взвод находился недалеко, мы и вызвали подкрепление, чтобы забрать раненого и тела своих ребят. Его отцу, который разыскал многих сослуживцев сына, пришлось одиннадцать лет биться, чтобы подвиг Сергея оценили хотя бы посмертно. Владимир готов говорить о бригаде, о заслугах других, но о том, за что он награждён медалью «За отвагу», сказал кратко. Я очень горжусь этой наградой, многим из нас пришлось проявить отвагу и храбрость, чтобы выполнить эту боевую задачу.
Помню ли первого погибшего от своей пули? Нет, когда идёт бой, тут не до впечатлений. А один случай врезался в память. Наблюдатель доложил, что на сопке над нами замечены духи. Мы схватили эрдэ Ред. А они уже метров на двести к нам подкрались. Перебежками идём в наступление, и тут мне кричат: «Вовка, дух сзади! Я оказался быстрее. Но шок испытал очень сильный. В бою некогда бояться, страх приходит потом.
Подлая пропаганда Вспоминая о событиях тех дней, Зия Бумия, в мирное время занимавший пост директора Дома афганской печати, отмечал о тлетворном влиянии на умы афганцев подлой пропаганды со стороны Запада и пакистанских религиозных деятелей. Именно они распространяли информацию о том, что русские солдаты представляют собой бездушные машины, способные только на убийства и разврат. На деле же воины-интернационалисты старались не нарушать местные традиции: они с почтением относились к старикам и с широкой душой к детям, одаривая их конфетами. Мирные намерения По свидетельству таджикского журналиста Равшана Темуриёна, афганцам, для того чтобы оценить «шурави» потребовалось испытать на себе последствия вторжения американских сил. Те, кто в 80-х годах XX века сражался против советских военных, повторяют, что они были благородными солдатами. Убийства не были их целью, они входили в деревни с мирными намерениями, и, только попав под огонь врага, прибегали к ответным действиям. Совсем по-иному вели себя американские бойцы, которые при встрече с местными жителями всегда были готовы лишить их жизни. Достойный враг Участвовавшие на стороне моджахедов ветераны афганской войны признают, что если ранее прозвище «шурави» звучало оскорбительно, то сейчас оно превратилось в своём роде почётное звание.
Говоря ныне о советских солдатах, афганцы восхищаются их достойным поведением.
Между тем в 1980-х годах, во время боёв с предшественниками нынешних боевиков — моджахедами или, по-нашему, душманами — в рядах шурави служили женщины из СССР. С одной из них разговаривал корреспондент «МК в Саратове». Сватовство хана Прапорщик медицинской службы Ирина Алькова была в Афганистане с апреля 1987-го по август 1988 года. Оттуда лежали пути доставки грузов в Герат, Шиндант, Кандагар. Молодая женщина из Союза пользовалась повышенным вниманием афганских мужчин.
Они считались лояльными к тогдашней кабульской власти, и им подчинялись правительственные войска. Джелани вошёл ко мне с большим куском дорогой ткани. Оказалось, он приехал… делать мне официальное предложение! Незадолго до его визита Ирина с особистом выезжала в кишлак, чтобы осмотреть «первую и любимую» жену известного муллы из Герата. У неё на руках был полуторагодовалый младенец, и мулла хотел ещё одного дитя. Требовалась медпомощь, оказывать её женщине в данном случае, по понятиям афганцев, могла только женщина.
Видимо, тогда 24-летняя фельдшер-шурави попала в поле зрения тургундийских «авторитетов». После этого в батальоне побывал в гостях у особиста Дастагир-хан, старший брат Джелани-хана. Тогда никто и не догадывался, что это были «смотрины». Вскоре появился и сам соискатель руки и сердца.
Афганский словарь. Шурави
Слово получило распространение сначала среди афганцев, впоследствии и среди ветеранов афганской войны , как автоэтноним «Мы — шурави». В культуре.
Пленных бойцов накачивали наркотиками, жестоко пытали и засунув труп в мешок отправляли «кровавые посылки» на базы «шурави». Наших замученных солдат бандиты называли «красными тюльпанами». После получения восьми «адских бандеролей» контрразведчики и спецы из ГРУ получили приказ любой ценой прекратить кровавую душманскую вакханалию.
С появлением первых «красных тюльпанов» советские бойцы и офицеры стали носить на постоянке резервную гранату «Ф-1». Весной 1987 года наши контрразведчики узнали, что агенты ЦРУ решившие сначала подсадить воинский контингент «комми» на наркотики, а потом запугать его «красными тюльпанами» назначили встречу группе полевых командиров неподалеку от Джелалабада.
Когда моджахедов обстреляли два советских МИ-24, душманы стали отходить. Имея задачу на их уничтожение, группа Жантасова пошла на сближение с отступающей бандой, продолжая находиться на господствующих высотах. В результате моджахедов «додержали» до подхода основной роты спецназа, которая и добила остатки бандформирования. Эти и многие другие приемы, перенятые у душманов, «отряд Кара-майора» использовал в знаменитом 8-месячном блокировании групп Ахмад Шаха Масуда в Панджшерском ущелье. В итоге «Панджшерский лев» вынужден был согласиться прекратить боевые действия против советских войск — душманы не смогли справиться со спецназовцами, успешно проводившими засадные операции и рейды, противодействуя превосходящим силам противника.
Техника ведения подобного боя у советских «мусульман» была такой же, как и у моджахедов. Фронт спецназовской засады на участке «одноуровневой» без серьезных высот пустыни Регистан был растянут на 250 метров. При подходе душманского каравана группу моджахедов, сопровождавшую навьюченных верблюдов, втянули в «огненный мешок».
В интервью российским и зарубежным изданиям афганцы говорят о том, как много было создано в Афганистане советскими солдатами. Так, военный корреспондент Суханов отмечает, что если раньше на улице каждый афганец уверял его, что дрался с шурави, то сегодня, спустя 30 лет с момента вывода советских войск из Афганистана, он все чаще слышит от местного населения: "Почему вы нас бросили тогда?... Её построили «шурави», почти закончили, но немного успели: вывели войска.
А школ сколько, фабрик… Теперь ничего этого нет...
Кто такие Шурави? СССР. Средняя Азия. Афганистан. Афганцы.
Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Чтобы помнили У «Правды шурави», без сомнений, будет еще немало подписчиков, новых рассказов и фактов, которые можно услышать от живых солдат той войны. Среди моджахедов был популярен девиз "Марг бар шурави", что означает "смерть Советам".
Война глазами «шурави»
Кто такие шурави и как афганцы называют русских? Первые контакты России и Афганистана относятся к концу XIX века, когда империя завоевала Среднюю Азию и напрямую вышла к территории этого государства. Он рассказал, что тогда воевал против «шурави», о чем сегодня сильно жалеет. «Шурави» – такую надпись можно встретить на некоторых машинах, проезжающих по дорогам. Однако спустя время местное население под словом «шурави» стало подразумевать благородного советского солдата. Шурави всерьез обозлились на духов, терзающих колонны, и начали крупномасштабные операции вдоль всей дороги, ведущей в Союз. Невидимыми прочными нитями пережитого это обращение связывает накрепко тех, кто имеет на это право, навсегда.
Салам шурави перевод с афганского
Чтобы как-то повысить свой социальный статус, родители в семьях, где рождаются только девочки, применяют уловку: одна из дочерей становится «бача пош». Что это значит? Отныне девочку станут одевать лишь в мужские наряды. Дословно термин можно именно так и перевести: «одетый словно мальчик». Ставшие «бача» девочки имеют те же права и свободы, что и пацаны. Они посещают школу, могут заниматься спортом, путешествовать. И даже устраиваются на работу. Бача считается мужчиной не только у себя дома, но и за его пределами.
О нем всегда говорят только с использованием мужского рода. С годами родители уже не могут игнорировать естественной половой принадлежности — природу не обманешь, в отличие от соседей которые вполне могут и не подозревать, что их сын дружит с «бача пош». К моменту полового созревания девочки, превращенные в мальчиков, лишаются всех социальных преимуществ и считаются обычными девушками. И меняют свойственную мужчинам свободу на девичью незаметность, стыдливость и скромность. В самом буквальном переводе «бача» с ударением на последнем слоге означает просто «парень», «пацан». В русском языке смысл слова «бача» был коренным образом изменен, оно получило самостоятельное значение. Оно значило что-то вроде «родной», «брат», «друг».
Такое обращение бывших «афганцев» друг к другу стало символом единства и войскового товарищества. Те, кто прошел афганскую школу жизни, понимают друг друга, по возможности поддерживают. И многое прощают. Обращение «бача» стало одной из невидимых нитей, накрепко соединяющей тех, кто имеет право так называться. Чествуя воинов, прошедших Афганистан, к ним в советских учреждениях и школьных актовых залах упорно применяли слово «ветеран». Но разве подходит этот термин для молодых ребят, которым и до сорокалетнего-то рубежа было далеко? Вот и прижилось в среде молодых ветеранов другое название — «бача».
Источник Кто такие шурави и как афганцы называют русских?
В основе сюжета лежит история тувинского парня, участвовавшего в военных действиях в Афганистане. Спектакль о любви, гражданской ответственности и долге. Смотрите 7 декабря в 18:00 на большой сцене Национального театра. Спектакль приурочен к 30-летию вывода Советских войск из Афганистана.
Если верить официальным документам, до ввода в Афганистан советских войск исламисты получали от американцев исключительно гуманитарную помощь — медикаменты, еду, обмундирование. Но уже с начала 1980 года власти США запустили полноценную программу поддержки моджахедов — и в течение следующих месяцев те стали получать от Америки столько же, сколько от Саудовской Аравии.
Первое время им не поставляли американское оружие — партнеры исламистов закупали советское вооружение у Египта и других стран. В числе поставщиков был и Китай, с которым у СССР к тому времени сложились весьма напряженные отношения. Основная часть помощи афганским группировкам шла через Пакистан. Вследствие этого с него сняли санкции, наложенные в связи с ядерной программой, и уже в 1980-м договорились о финансовой помощи в размере более 100 миллионов долларов. Новый договор, заключенный в следующем году, предусматривал отправку в Пакистан более 3,2 миллиарда долларов в течение пяти лет. Вместе с оружием моджахеды получали камеры для съемок своих атак на советские войска — записи были гарантией того, что помощь продолжится. В основном их вооружали теми моделями оружия, к которым подходила советская амуниция, — так исламисты могли снабжать сами себя с помощью грабежей.
Взорванный боевиками грузовик Фото: AP Вскоре американская администрация перестала скрывать, что действует в Афганистане, — в страну начали отправлять новейшие зенитно-ракетные комплексы и другое оружие. Объем американской поддержки моджахедов с 1980 по 1984 год, по данным The New York Times, составил 625 миллионов долларов. В 1985 году США обеспечили Афганистан «Стингерами» — они всего четырьмя годами ранее встали на вооружение в Штатах, и на тот момент их еще ни разу не экспортировали. Как вспоминает Милтон Бирден, руководивший резидентурой ЦРУ в Афганистане и Пакистане с 1986 по 1989 год, первую группу моджахедов тогда вывезли на обучение в Лондон — и уже в сентябре они впервые сбили американскими ракетами отряд советских вертолетов Ми-24 «Крокодил», ранее почти неуязвимых для оружия боевиков. Многие историки считают, что это было одним из факторов, лишивших СССР надежды на окончательную победу в Афганистане. Не зная броду Одновременно с неудачами в войне в СССР стали понимать, что изначальная оценка ситуации в Афганистане была неправильной — в огромном количестве аспектов. Ставка на то, что одно лишь присутствие советских войск подавит смуту, была принципиально неверной — афганцы, привыкшие воспринимать любых иностранных солдат как захватчиков, усилили сопротивление, и те, кто до этого не присоединялся к джихаду, теперь поверили в необходимость священной войны.
В боях с «неверными» погибали люди — и их сыновья, братья и отцы, следуя племенным традициям, клялись отомстить и уходили в горы — целыми семьями, а в некоторых случаях и целыми кишлаками. Полагая, что родственные пуштунам и другим афганцам народности вызовут у них больше понимания, советское руководство сначала комплектовало мотострелковые части в основном за счет призывников из Средней Азии — доля узбеков, туркменов, таджиков и казахов доходила в них до 60 процентов. Это тоже сыграло роль, обратную ожидаемой, — оказалось, что с некоторыми из советских народностей пуштуны исторически враждовали, поэтому их появление на территории Афганистана вызвало лишь больший гнев моджахедов. Он, однако, хоть и ослабил одни радикальные реформы и отменил другие, придерживался в целом того же непримиримо социалистического курса, что предыдущие лидеры страны. В эйфории от того, что СССР все же ввел войска, он не шел на контакт с другими политическими силами, не проводил должной работы с населением и даже начал преследовать и выдавливать из правительства членов более радикальной фракции НДПА «Хальк», вместо объединения, которого от него ждало советское руководство. В 1986 году с приходом к власти в СССР Михаила Горбачева Кармаля сместили с должности «по состоянию здоровья», и на его место пришел начальник афганской службы государственной безопасности Мохаммад Наджибулла. Тот сразу же попытался наладить контакт со своими гражданами — принял новую конституцию без упоминания социализма и коммунизма, объявил ислам государственной религией и провозгласил «политику национального примирения».
Все это имело определенный успех, но за годы у власти НДПА растеряла доверие населения — и режим оставался крайне шатким. Дипломатия войны С первых же дней войны международное сообщество назвало ее вторжением — жалобу в ООН подал Пакистан, превратившийся в «прифронтовое государство». Франция, Англия и ФРГ уже в 1981-1982 годах предлагали Советскому Союзу свои решения по дипломатическому урегулированию, но «кремлевские старцы» отвергали их — слишком большим был риск падения дружественного режима. Непрямые переговоры в Женеве между представителями Пакистана и Афганистана начались в 1982 году и продлились 6 лет. Это создало прямую угрозу и безопасности нашей южной границы. Такое положение вынудило нас оказать военную помощь». Боевики осматривают обломки упавшего вертолета Ми-17, май 1988 года.
Моджахеды заявили, что сбили этот вертолет афганской армии советского производства в 16 километрах от границы с Пакистаном. Соседние с этим местом базы, по их заявлениям, были эвакуированы на следующий день. Однако от США не следовало ожидать слишком прямолинейной дипломатии: несмотря на все заявления, на самом деле американцы были заинтересованы в продолжении советско-афганской войны. Она была для них рычагом постоянного политического давления на СССР — поэтому первые попытки дипломатических решений не просто игнорировались: после первого раунда переговоров в 1982 году президент Рональд Рейган увеличил объемы помощи моджахедам. Как писал в 1988 году американский исследователь Стивен Галстер, на словах политика администрации Рейгана была нацелена на поиск скорейшего решения с помощью переговоров, а фактически американцы наращивали военное обеспечение моджахедов, блокируя любые перспективы политических решений «до тех пор, пока моджахеды хотят воевать». В 1998 году Збигнев Бжезинский , бывший советник по национальной безопасности президента Картера, в ответ на вопрос, сожалеет ли он о помощи исламистам в свете продолжившейся после ухода СССР гражданской войны, заявил: «Сожалеть о чем? Тайная операция была превосходной идеей.
В результате ее реализации русские попали в афганский капкан, и вы хотите, чтобы я сожалел об этом? Пора уходить Из этого капкана СССР не мог выбраться не только из-за участия США: советское руководство до последнего пыталось сохранить на южной границе дружественный режим, не согласовывая сроки вывода войск. Казалось — как позже выяснилось, верно, — что без военной поддержки ДРА падет.
Arnold Genthe Название цветка герань происходит от греческого слова «;;;;;;;», что буквально означает «журавль». Ня японском «tsuru», что означает журавль Б. Рыбаков 1987 даже предполагает, что слово «жар-птица» произошло от журавля по созвучию названий. Даоисткие саги были доставлены с небес на спине журавлей. В качестве посредника между мирами журавль выступает посланцем богом и проводником переносчиком душ умерших к месту их загробного существования. Благодаря своему длинному клюву и брачным танцам, журавль во многих традициях выступает фаллическим символом, а также вестником плодородия, приносящим дождь. Для культур Средиземноморья характерен эротический «журавлиный танец» гераникос — воплощение жизнерадостности и любви, имеет своим прообразом движения журавлей во время тока и связан с культом Афины-Геры.