Возраст в "Войне и мире", несомненно, функционален. Толстой Л.Н. Война и мир 3.746. Толстой Л.Н. Таблица персонажей Войны и мира 3.747. Четырехтомник Толстого «Война и мир» – классика, которая никогда не потеряет актуальности. В разделах 2-6 рассказывается, каким образом Лев Толстой меняет возрастные характеристики героев "Войны и мира" в зависимости от их функции в романе, от того, насколько они молоды, какого они пола, а также от некоторых других индивидуальных особенностей.
Откройте свой Мир!
Как видите, ни слово "война", ни слово "мир" сюда не попали. Роман в цифрах Действие романа длится на протяжении 15 лет. За это время герои взрослеют, стареют, получают огромные состояния или проигрывают в карты крупные суммы. Главные цифры "Войны и мира" — в нашей графике. При подготовке материала были использованы данные из открытых источников. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Этот персонаж пережил много душевных травм и боли, обладая сам по себе добрым и высокоблагородным нравом. Толстой и герои романа «Война и мир» очень часто выражают свою любовь и принятие Пьера Безухова как человека весьма высоких нравов, благодушного и человека философского ума.
Лев Николаевич очень любит своего героя, Пьера. Как друг Андрея Болконского молодой граф Пьер Безухов весьма предан и отзывчив. Не смотря на различные плетущиеся у него под носом интриги, Пьер не озлобился и не утратил своей добродушности к людям. А женившись на Наталье Ростовой он, наконец, обрел ту благодать и счастье, которого ему так не хватало в его первой жене, Элен. В конце романа прослеживается его стремление к изменению политических устоев в России и издалека даже можно угадать его декабристские настроения. Проблемы государства возникают вследствие великих мировых событий и становятся заботой каждого сознательного гражданина. Главные герои романа «Война мир» являются представителями влиятельных семей при дворе императора. Андрей Болконский Образ русского патриота, павшего в борьбе с французскими оккупантами.
Его не манит тихая семейная жизнь , светские приемы и балы. Офицер берет участие в каждой военной кампании Александра I. Муж племянницы Кутузова, он становится адъютантом прославленного генерала. В Шенбергском сражении поднимает в атаку солдат, неся упавшее знамя, как настоящий герой. В битве под Аустерлицем Болконский получает ранение и попадает в плен, освобожден Наполеоном. В Бородинском сражении осколок снаряда попадает в живот храброму воину. Половник скончался в муках на руках любимой девушки. Толстой показал человека, жизненными приоритетами которого являются государственный долг, военная доблесть и честь мундира.
Представители русской аристократии всегда были носителями моральных ценностей монархической власти. Наташа Ростова Юная графиня росла в роскоши, окруженная родительской заботой. Дворянское воспитание и прекрасное образование могло обеспечить девушке выгодную партию, веселую жизнь в высшем свете общества. Война изменила беззаботную Наташу, перенесшую потерю дорогих людей. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она стала многодетной матерью, нашедшей покой в семейных заботах. Лев Толстой создал положительный образ русской дворянки, патриотки и хранительницы очага. Автор критически относится к тому, что родив четверых детей, Наташа перестала следить за собой. Автор хочет видеть женщину неувядающей, свежей и ухоженной на протяжении всей жизни.
Старый генерал придавал значение образованию, особенно изучению технических наук. Девушка знала геометрию и алгебру, много часов проводила за чтением книг. Отец был строгим и предвзятым, изводил дочь уроками, именно так демонстрируя свою любовь и заботу. Марья принесла молодые годы в жертву старости родителя, была с ним рядом до последних его дней. Она заменила мать племяннику Николеньке, пытаясь окружить того родительской нежностью. Свою судьбу Мария встретила во время войны в лице спасителя Николая Ростова. Их отношения развивались долго, оба не осмеливались сделать первый шаг. Кавалер был младше своей дамы, это смущало девушку.
Княжна обладала большим наследством Болконских, что останавливало парня. У них получилась хорошая семья. Пьер Безухов Юноша получил образование за границей, вернуться в Россию ему позволили в двадцатилетнем возрасте. Высший свет принял молодого человека настороженно, потому что он был незаконнорожденный сын знатного вельможи. Однако перед кончиной отец просил царя признать Пьера законным наследником. В один миг Безухов стал графом и владельцем огромного состояния. Неопытного, нерасторопного и доверчивого Пьера использовали в корыстных интригах, его быстро оженил на своей дочери князь Василий Курагин. Герою пришлось пройти через боль измен, унижение любовников жены, дуэль, масонство и пьянство.
Война очистила душу графа, избавила его от пустых мысленных мытарств, кардинально изменила мировоззрение. Пройдя сквозь огонь, плен и потерю дорогих людей, Безухов обрел смысл жизни в семейных ценностях, в идеях новых послевоенных политических реформ. Илларион Михайлович Кутузов Личность Кутузова является ключевой фигурой событий 1812 года, потому что он командовал армией, защищающей Москву. Лев Толстой в романе «Вона и мир» представил свое видение характера генерала, свою оценку его поступков и решений. Командующий выглядит, как добрый толстый старик, который своим опытом и знанием ведения больших сражений пытается вывести Россию из сложной отступательной ситуации. Бородинская битва и сдача Москвы — это была хитрая военная комбинация, которая привела к победе над французской армией. Автор описал прославленного Кутузова, как обычного человека , раба своих слабостей, у которого есть опыт и мудрость, накопленная за долгие годы жизни. Генерал является образцом командующего армией, который заботится о солдатах, переживает за их обмундирование, довольствие и сон.
Лев Толстой пытался через образ главных героев романа передать сложную судьбу представителей высшего общества России, которые пережили военную европейскую бурю начала XIX века. Тогда формировалось поколение декабристов, которые положат начало новым реформам, результатом станет отмена крепостного права. Главной чертой, объединяющей всех героев, является патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к родителям. Лев Николаевич Толстой своим чистым русским пером дал жизнь целому миру персонажей в романе «Война и мир». Его вымышленные герои, которые переплетаются в целые дворянские роды или родственные связи между семьями, являют современному читателю настоящее отражение тех людей, которые жили во времена описанные автором. И на фоне этих событий показывается величие русской души , во всей ее мощи и многообразии. Грядущая война с французами, решительно надвигающееся на весь мир и растущее величие Наполеона, сумятица в московских светских кругах и наглядное спокойствие в петербургском светском обществе — все это можно назвать своеобразным фоном, на котором, как гениальный художник, автор прорисовывал свои персонажи. Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением, и иногда, когда ей даже того не хотелось, она, чтобы не обмануть ожиданий людей, знавших ее, делалась энтузиасткой.
Любящий брат и сын, почитающий свою семью, в то же время любит служить в российской армии, что является для его достоинства весьма значимым и важным. Если вас интересую произведения Толстого в которых более глубоко рассматривается христианское наследие нашего народа, тогда вам нужно прочитать книгу про Отца Сергия и о том как он боролся с соблазном. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны. Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.
История создания Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой , описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны. Несколько вариантов имело и название романа. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени.
Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе. Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах.
Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея. Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток. Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.
Анализ романа Описание Наполеон перед сражением в задумчивости В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди , так и вымышленные писателем для придания красочности описания. Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года. В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает.
Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге. Первый том Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей. Второй том Первый бал Наташи Ростовой Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж.
Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений. В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона. Четвертый том После битвы раненные прибывают в Москву «Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.
Василий Курагин - богатый и эгоистичный аристократ, который пытается жениться на Наташе Ростовой и свести её с ума своими обещаниями. Он является примером многих отрицательных качеств аристократии того времени. Марья Дмитриевна Ахросимова - богатая и общительная вдова, которая старается помочь героям романа и часто действует как своеобразный меценат. Анатоль Курагин - брат Василия Курагина, непостоянный и жестокий человек, который пытается завоевать сердце Наташи Ростовой, но в конце концов бросает её ради другой женщины. Николай Болконский - брат Андрея Болконского, молодой офицер, который становится близким другом Николая Ростова и женится на Марье Болконской. Долохов - друг Николая Ростова, бравый офицер, но иногда слишком склонный к азартным играм и аморальному поведению. Марья Николаевна Болконская - сестра Андрея Болконского, интеллигентная и чувствительная женщина, которая помогает Наташе Ростовой во время её трудностей. Пьер Безухов - главный герой романа, сын богатого купца, который страдает от своей неопределенности и ищет своё место в жизни. Он оказывается втянут в войну и становится свидетелем многих исторических событий. Наполеон Бонапарт - французский император, который является центральной фигурой второй половины романа и в итоге побеждает Россию в войне. Каждый из этих героев имеет свои сильные и слабые стороны, и их истории взаимодействуют друг с другом, создавая сложный и интересный портрет общества России в начале XIX века. Краткое содержание Том 1 Первый том "Войны и мира" посвящен знакомству с главными героями и описанию обстановки в России перед началом войны 1805 года. Роман начинается с визита главного героя Пьера Безухова к своему отцу, который умирает и оставляет Пьеру значительное наследство. Затем читатель знакомится с богатой и общительной княгиней Анной Павловной Шерер, которая является своего рода связующим звеном между различными персонажами романа. В первом томе также описываются события войны 1805 года, включая битву при Аустерлице. Том 2 Второй том романа описывает жизнь главных героев после окончания войны 1805 года.
По долгу «службы» ей положено соответствовать обществу, которое она принимает на своих вечерах. Почему же на лицах её гостей мы видим застывшие маски? Князь Курагин По какому принципу мы разделим героев романа на героев "войны" и героев "мира"?
Полное несоответствие: 5 случаев, когда актёры были намного старше своих персонажей
Для Элен важен её статус и её титул, именно он определяет её. Напротив, Наташу, которая получила такой же титул в конце романа, называют "графиня Безухова" лишь однажды. Элен Графиня Безухова Популярность имени "Элен" в русских текстах с 1800 - 2012 Чаще всего персонажа называют по имени на французский манер. Его не зовут по имени и отчеству, не указывают его титул. Вероятно, это связано с тем, что Анатоль предстает перед читателями в качестве беспокойного, буйного и самодовольного героя. Фамилия указывает на дворянское происхождение, встречается не так часто, как имя, потому что нрав и поведение Анатоля не соответствуют дворянским манерам. Курагин Анатоль Популярность имени "Анатоль" в русских текстах с 1800 - 2012 По фамилии Долохова часто называют не для того, чтобы показать его происхождение, ведь он "небогатый человек, без всяких связей". Частое упоминание персонажа именно по фамилии говорит об отношении Толстого к герою - он показывает Долохова как жестокого, холодного человека.
Если вы хотите отвечать на вопросы на этом языке, пожалуйста, кликните на кнопку ниже. If you want to answer questions in English, please click button below. Узнать больше о данных, которые собирает Quizzclub или поменять свои настройки приватности сейчас.
Най-Турс в «Белой гвардии» картавит, как Денисов в «Войне и мире». Но этого мало. Как и Денисов, он нарушает устав, чтобы добыть снабжение для своих солдат. Денисов отбивает обоз с провиантом, предназначенный другому русскому отряду — он становится преступником и получает наказание. Сколько страниц в войне и мире все тома? Все о книге Война и мир. В 4 томах. Том 3-4 Автор.
Княжна Марья воспитывала Николеньку на протяжении всего его детства. Что сделал Болконский перед смертью? Он делает выговор Болконскому, что тот позволяет людям все сжигать, но, узнав князя Андрея, извиняется, говоря, что только выполняет приказы. Старый князь плачет. С ним происходит второй удар, и он умирает. Княжна Марья чувствует сильнейшую любовь к отцу и казнит себя за то, что желала его смерти. Кто Картавит в войне и мире? Най-Турс в «Белой гвардии» картавит, как Денисов в «Войне и мире». Но этого мало.
Сколько героев в войне и мире
Попробуйте распределить всех героев романа «Война и мир» на две группы: «Сторонники войны» и «Сторонники мира». Писатель Д. Быков предлагает соотносить героев исходя из смысловых пластов романа. Вопрос викторины: Тест по роману «Война и мир». В основе британской «Войны и мира» — судьбы Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Андрея Болконского и семейства Курагиных.
Порядок персонажей «Войны и мира» по внешнему виду
Старший из центральных персонажей «Войны и мира», в отличие от остальных, не имеет конкретного прототипа — однако нельзя сказать, что Л. Н. Толстой полностью его выдумал. В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Главные герои В романе примерно 559 героев, из них не более 20 — центральные персонажи. Но в «Войне и мире» есть и другое: проповедь всеобъемлющего человеколюбия, выходящего далеко за рамки любой политики. Сколько персонажей в Войне и мире? Ответ: Liza. В романе Л. Н. Толстого более 550 персонажей.
Прототипы героев «Войны и мира»
Это энергичный человек, отважный воин и большой патриот России. После смерти отца уходит в отставку, чтобы поправить пошатнувшееся финансовое положение семьи. Вера Ростова Строгая к себе и окружающим девушка, способная сделать в обществе неуместные, хоть и весьма справедливые замечания. Отчего-то не пользуется безотчетной материнской любовью, остро это чувствует и страдает. Этим объясняется ее извечное желание действовать наперекор всем и всему. Петя Ростов Самый младший из детей четы Ростовых. Будучи еще мальчишкой, порывается идти на войну. Вопреки родительскому запрету тайком определяется в полк Денисова, и в первом же сражении погибает, так и не проявив себя в качестве воина. Гибель мальчика становится страшным ударом для его близких. Соня Племянница графа Ростова, давно влюбленная в своего кузена Николая. Это тихая, скромная, добрая девушка с мягкими чертами лица.
Она способна не только искренне любить, но и жертвовать собой ради любви. Узнав, что Николай испытывает сильные чувства к Марье Болконской, она отпускает его. Так и не устроив свою личную жизнь, Соня остается в доме Ростовых. Элен Курагина Невероятно красивая, яркая женщина с обольстительной улыбкой, настоящая царица высшего петербургского общества. Не отличается острым умом и образованностью, однако способна очаровать кого угодно. Также обладает умением налаживать необходимые связи и заводить полезные знакомства. Первая супруга Пьера Безухова. Анатоль Курагин Брат Элен, столь же красивый и харизматичный, как и его сестра. Его жизнь — это бесконечный поиск удовольствий и острых ощущений. Человек беспринципный и морально неустойчивый, он привык проводить все свое время в пьянках и дебошах.
Несмотря на свое семейное положение, предпринимает попытку похитить Наташу Ростову и обвенчаться с ней. Федор Долохов Офицер Семеновского полка, человек отважный и рискованный. В его характере весьма затейливо сочетаются цинизм, эгоизм и вместе с тем — способность глубоко любить и проявлять заботу о своих близких. В кругу семьи кардинально преображается, становится совершенно другим человеком. Пример краткой характеристики 3 Главные герои романа Толстого «Война и мир» Князь Андрей Болконский — молодой человек лет двадцати пяти, умный, образованный. Он невысок, красив, «с определёнными и сухими чертами». Болконский появляется в начале романа, на светском вечере. Здесь он радуется только одному человеку, близкому ему по духу Пьеру Безухову. Пустота светских разговоров его раздражала. Болконскому, умному и глубокому человеку, было скучно в свете.
Князь Андрей переживал увлечение личностью Наполеона. Им овладела мечта о такой же славе, и он отправляется на войну. Но идея посвятить жизнь великим делам рушится под Аустерлицем. Раненый в бою Андрей лежал на поле боя и видел высь неба, созерцание которого открыло ему бренность честолюбивой мечты: «… всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба». После пережитого на войне и смерти жены герой переживал душевный кризис. Воскресила его к жизни любовь к Наташе Ростовой. Князь Андрей, ранее сравнивавший себя с засохшим дубом, почувствовал весеннее пробуждение. Он стал мечтать о делах государственной важности, намерен сотрудничать со Сперанским. Однако работа с кодификацией законов, обслуживающих высший слой общества, разочаровала его. Герой решил, что эта деятельность не сделает его «счастливее и лучше».
Не состоялось и его счастье с Наташей. У Болконского был строгий, непреклонный нрав. Сначала он оставил на долгий срок юную, порывистую Наташу, потом не смог простить ей увлечения другим мужчиной, да ещё с дурной репутацией. В Отечественной войне с Наполеоном князь Андрей уже совсем другой человек, в отличие от того, каким он был под Аустерлицем. Он далёк от мыслей о славе, служба при штабе его не привлекает. Как хороший офицер Болконский заботится о подчинённых, как патриот сражается с захватчиком, пришедшим на его землю. Умирая от ранения, полученного при Бородино, Андрей Болконский проходит заключительный этап своей духовной эволюции. Страдая, он примиряется с Наташей, осознаёт, что был жесток, порвав с ней. Андрей снова любит её, но постепенно отдаляется от всех земных привязанностей, ему открывается вечная любовь. Князь Андрей Болконский в романе — один из лучших представителей дворянства, в котором есть ум, честь и совесть.
Автор говорит с читателем устами Андрея, вкладывает в него свои мысли.
Долохов, обыгрывая Николая в карты, решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Возраст положительных и отрицательных персонажей Л.
Толстой оценивает персонажей по шкале «молодые-старые». Так, положительные героини в романе до шестнадцати лет. Семнадцатилетние героини положительными уже не бывают. На момент появления в романе Вера уже благополучно миновала "пик совершенства" - шестнадцать лет.
Соня была к нему близка. Наташа тоже постепенно движется к этому рубежу, когда она будет неотразимо хороша. В последний раз о возрасте Наташи упоминается в 1809 году, когда ей шестнадцать. Больше героине уже не будет.
Привет, эрудит! Самое время сохранить свой прогресс. Подтверди свой E-Mail и получи 50 приветственных монет 7 656 игроков онлайн Подписываясь на QuizzClub, вы соглашаетесь получать ежедневные вопросы Сменить язык с Русский на English.
Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам. Почитаемая семейная пара, пример для подражания. Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность. Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный. Анализ и вывод В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя « народную мысль ».
Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией. Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов , так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове. Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах. Берсом в 1863 году пишет своему другу, графу Толстому, письмо, в котором сообщается об увлекательной беседе между молодыми людьми о событиях 1812 года. Тогда Лев Николаевич решил написать грандиозное произведение о том героическом времени.
Уже в октябре 1863 года писатель в одном из писем родственнице пишет, будто никогда не чувствовал такие творческие силы в себе, новая работа , по его словам, не будет похожа ни на одну, что он делал прежде. Изначально главным героем произведения должен стать декабрист, возвращающийся в 1856-м году из ссылки. Далее Толстой перенес начало романа на день восстания в 1825, но потом художественное время переместилось на 1812 год. Видимо, граф боялся, что роман не пропустят по политическим соображениям, ведь еще Николай Первый ужесточил цензуру, боясь повторения бунта. Поскольку Отечественная война напрямую зависит от событий 1805 года — именно этот период в окончательном варианте стало фундаментом для начала книги. Планировалось, что в первой части или поре будет рассказываться о молодых декабристах, участниках войны; во второй — непосредственно описание восстания декабристов; в третьей — вторая половина 19 века, внезапная гибель Николая 1, поражение русской армии в Крымской войне , амнистия участников оппозиционного движения, которые, возвращаясь из ссылки, ожидают перемен. Следует заметить, писатель отверг все труды историков, положив в основу многих эпизодов «Войны и мира» мемуары участников и свидетелей войны. Материалы газет и журналов так же служили отличными информаторами. В Румянцевском музее автор прочел неопубликованные документы, письма фрейлин и генералов.
Несколько дней Толстой провел в Бородино, а в письмах супруге воодушевленно писал, что если бог даст здоровья, то он опишет Бородинское сражение так, как никто до него не описывал. Автор положил 7 лет жизни на создание «Войны и мира». Существует 15 вариаций начала романа, писатель неоднократно бросал и вновь начинал свою книгу. Толстой предугадывал глобальный размах своих описаний, хотел создать нечто инновационное и создал роман-эпопею, достойную представлять литературу нашей страны на мировой арене. Темы «Войны и мира» Тема семьи. Именно семья определяет воспитание, психологию, взгляды и моральные устои человека, поэтому закономерно занимает одно из центральных мест в романе. Кузница нравов формирует характеры героев, влияет на диалектику их души в течение всего повествования. В описании семьи Болконских, Безуховых, Ростовых и Курагиных раскрываются мысли автора о домострое и то значение, которое он придает семейным ценностям. Тема народа.
Слава за выигранную войну всегда принадлежит полководцу или императору, а народ, без которого не появилась бы эта слава, — остается в тени. Именно эту проблему и поднимает автор, показывая суетность тщеславия военных чиновников и возвышая рядовых солдат. Тема войны. Описания военных действий существуют относительно отдельно от романа, самостоятельно. Именно здесь раскрывается феноменальный русский патриотизм, ставший залогом победы, безграничная храбрость и сила духа солдата, идущего на все ради спасения родины. Автор вводит нас в военные сцены глазами того или иного героя, погружая читателя в глубину происходящего кровопролития. Масштабные баталии перекликаются с душевными терзаниями героев. Нахождение на перекрестке жизни и гибели открывает им истину. Тема жизни и смерти.
Персонажи Толстого делятся на «живых» и «мертвых». Смерть же в «Войне и мире» представлена в 3 ипостасях: смерть телесная или физическая, нравственная и пробуждение через смерть. Жизнь сравнима с горением свечи, чей-то огонек маленький, с вспышками яркого света Пьер , у кого-то он неустанно горит Наташа Ростова , колеблемый свет Маши. Так же 2 ипостаси: жизнь физическая, как у «мертвых» персонажей, чья безнравственность лишает мир внутри необходимой гармонии, и жизнь «души», это о героях первого типа, о них будут помнить и после смерти. Главные герои Андрей Болконский — дворянин, разочарованный в свете и ищущий славы. Герой красив, обладает сухими чертами лица, невысокого роста, но атлетического сложения. Андрей мечтает славиться, как Наполеон, за тем и едет на войну. Ему наскучило высшее общество , даже беременная жена не дает отрады. Болконский меняет мировоззрение, когда он, раненный на сражении в Аустерлице, столкнулся с Наполеоном, который показался ему мухой, вместе со всей его славой.
Далее любовь, вспыхнувшая к Наташе Ростовой, так же меняет взгляды Андрея, который находит в себе силы вновь зажить полноценной и счастливой жизнью , после гибели жены. Смерть он встречает на Бородинском поле, так как не находит в своем сердце силы прощать людей и не воевать с ними. Автор показывает борьбу в его душе, намекая, что князь — человек войны, ему не ужиться в атмосфере мира. Так, он прощает Наташу за измену лишь на смертном одре, и умирает в гармонии с собой. Но обретение этой гармонии было возможно лишь таким образом — в последний раз. Подробнее о его характере мы написали в сочинении «». Наташа Ростова — веселая, искренняя, эксцентричная девушка. Умеет любить. Обладает чудесным голосом, пленит им самых придирчивых критиков музыки.
В произведении мы впервые видим ее 12 летней девочкой , в ее именины. На протяжении всего произведения мы наблюдаем взросление юной девушки: первая любовь, первый бал, предательство Анатоля, вина перед князем Андреем, поиски своего «я», в том числе в религии, смерть возлюбленного Андрея Болконского. Мы проанализировали ее характер в сочинении «». В эпилоге из задиристой любительницы «русских танцев» перед нами появляется жена Пьера Безухова, его тень. Пьер Безухов — полный молодой человек, которому неожиданно завещали титул и крупное состояние. Пьер открывает себя через происходящее вокруг, из каждого события он выносит мораль и жизненный урок. Уверенности ему придает свадьба с Элен, после разочарования в ней он находит интерес в масонстве, а в финале обретает теплые чувства к Наташе Ростовой. Бородинское сражение и пленение у французов научили его не мудрствовать луково и находить счастье в помощи другим. Эти выводы обусловило знакомство с Платоном Каратаевым, бедняком, который в ожидании смерти в камере без нормальной пищи и одежды опекал «барчонка» Безухова и находил в себе силы его поддерживать.
Граф Илья Андреевич Ростов — любящий семьянин, роскошь была его слабостью, что привело к финансовым проблемам в семье. Мягкость и слабость нрава, неприспособленность к жизни делают его беспомощным и жалким. Графиня Наталья Ростова — жена Графа, обладает восточным колоритом , умеет себя правильно подать в обществе, чрезмерно любит собственных детей. Расчетливая женщина: стремиться расстроить свадьбу Николая и Сони, так как та была не богата. Такой сильной и твердой ее сделало сожительство со слабым мужем. Ник олай Ростов — старший сын — добрый, открытый, с кудрявыми волосами. Расточителен и слаб духом, как отец. Проматывает состояние семьи в карты. Жаждал славы, но после участия в ряде сражений понимает, как бесполезна и жестока война.
Семейное благополучие и душевную гармонию обретает в браке с Марьей Болконской. Соня Ростова — племянница графа — маленькая, худенькая, с черной косой. Имела рассудительный характер и добрый нрав. Она всю жизнь была предана одному мужчине, но отпускает возлюбленного Николая, узнав о его влюбленности в Марью. Ее смирение Толстой возвышает и ценит. Николай Андреевич Болконский — князь, обладает аналитическим складом ума, но тяжелым, категоричным и неприветливым характером. Слишком строг, поэтому не умеет показывать любви, хоть и испытывает теплые чувства к детям. Умирает от второго удара в Богучарово. Марья Болконская — скромная, любящая родных, готова пожертвовать собой ради любимых.
Толстой особенно подчеркивает красоту ее глаз и некрасоту лица. В ее образе автор показывает, что прелесть форм не заменит душевного богатства. Элен Курагина — бывшая жена Пьера — красивая женщина , светская львица. Любит мужское общество и умеет получать то, что захочет, хотя порочна и глупа. Анатоль Курагин — брат Элен — хорош собой и вхож в высшее общество. Безнравственный, отсутствуют моральные принципы , хотел тайно обвенчаться с Наташей Ростовой, хотя уже имел жену. Жизнь наказывает его мученической смертью на поле боя. Федор Долохов — офицер и лидер партизанов, не высокий, имеет светлые глаза. Удачно сочетает в себе эгоизм и заботу о близких.
Порочен, азартен, но привязан к семье. Любимый герой Толстого В романе явственно чувствуется авторская симпатия и антипатия автора к героям. Что касается женских образов , свою любовь писатель отдает Наташе Ростовой и Марье Болконской. Толстой ценил в девушках настоящее женское начало — преданность возлюбленному, умение оставаться всегда цветущей в глазах мужа, познание счастливого материнства и заботливость. Его героини готовы к самоотречению ради блага других. Писатель очарован Наташей, героиня находит в себе силы жить даже после смерти Андрея, она направляет любовь на мать после гибели своего брата Пети, видя, как ей тяжело. Героиня перерождается, поняв, что жизнь не закончена, пока в ней есть светлое чувство к ближнему. Ростова проявляет патриотизм, без сомнений помогая раненым. Марья тоже находит счастье в помощи другим, в ощущении себя нужной кому-то.
Болконская становится мамой для племянника Николушки, забирая его под свое «крылышко». Она беспокоится за обычных мужиков, которым нечего кушать, пропуская проблему через себя, не понимает, как могут богатые не помочь бедным. В финальных главах книги Толстой заворожен своими героинями, которые повзрослели и обрели женское счастье. Любимыми мужскими образами писателя стали Пьер и Андрея Болконский. Безухов впервые представляется перед читателем неуклюжим, полным, невысокого роста юношей, который появляется в гостиной Анны Шерер.
Семь причин прочитать "Войну и мир"
это один из самых знаменитых романов в мировой литературе, написанный Львом Толстым в 1865-1869 годах. Пример краткой характеристики 3 Главные герои романа Толстого «Война и мир». Впервые Наполеон как персонаж «Войны и мира» появляется в главах, посвященных Аустерлицкому сражению; сначала его описывает повествователь, затем мы видим его с точки зрения князя Андрея. Сколько персонажей в «Войне и мире» всего. Возраст героев в романе "Воина и мир". произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500.
Полное несоответствие: 5 случаев, когда актёры были намного старше своих персонажей
Остальные ответы «Война и мир» — роман необычный. Ничего похожего по замыслу в русской литературе до него не появлялось. Количество героев - Более 600 Время действия - С эпилогом — 15 лет 1805—1820 Что лежит в основе сюжета - Судьба народа в том числе и героев Источник:.
Петр Безухов - отец Пьера Безухова, богатый и эксцентричный человек, который на протяжении романа пытается помочь своему сыну найти свою жизненную цель. Анна Михайловна Друбецкая - подруга Наташи Ростовой, которая помогает ей заново влюбиться в Андрея Болконского, после того как она пережила разочарование в любви к Анатолю Курагину.
Платон Каратаев - крестьянин, у которого Андрей Болконский жил во время войны. Он символизирует духовное просвещение и духовную силу русского народа, а его философия жизни оказывает сильное влияние на Андрея. Василий Курагин - богатый и эгоистичный аристократ, который пытается жениться на Наташе Ростовой и свести её с ума своими обещаниями. Он является примером многих отрицательных качеств аристократии того времени.
Марья Дмитриевна Ахросимова - богатая и общительная вдова, которая старается помочь героям романа и часто действует как своеобразный меценат. Анатоль Курагин - брат Василия Курагина, непостоянный и жестокий человек, который пытается завоевать сердце Наташи Ростовой, но в конце концов бросает её ради другой женщины. Николай Болконский - брат Андрея Болконского, молодой офицер, который становится близким другом Николая Ростова и женится на Марье Болконской. Долохов - друг Николая Ростова, бравый офицер, но иногда слишком склонный к азартным играм и аморальному поведению.
Марья Николаевна Болконская - сестра Андрея Болконского, интеллигентная и чувствительная женщина, которая помогает Наташе Ростовой во время её трудностей. Пьер Безухов - главный герой романа, сын богатого купца, который страдает от своей неопределенности и ищет своё место в жизни. Он оказывается втянут в войну и становится свидетелем многих исторических событий. Наполеон Бонапарт - французский император, который является центральной фигурой второй половины романа и в итоге побеждает Россию в войне.
Каждый из этих героев имеет свои сильные и слабые стороны, и их истории взаимодействуют друг с другом, создавая сложный и интересный портрет общества России в начале XIX века. Краткое содержание Том 1 Первый том "Войны и мира" посвящен знакомству с главными героями и описанию обстановки в России перед началом войны 1805 года.
Уже то, как Николай Ростов относится к этой сироте — Соне, выдаёт в нём человека добродушного, искреннего и вместе с тем — умеющего принимать сложные решения, не «перекладывать» на других ответственность за свою жизнь.
Впрочем, эти замечательные качества не предостерегают его от довольно серьёзных ошибок, и он, сам того не желая, не раз причиняет боль самым близким людям. Также стоит отметить, что в начале романа Ростов буквально влюблён в императора Александра I. Ради блага государя он готов сделать что угодно — в том числе пойти на войну.
Однако реальное поле боя оказывается слишком далёким от романтических легенд... Портрет героя в начале романа Николай был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица. На верхней губе его уже показывались черные волосики, и во всём лице выражались стремительность и восторженность.
Наташа Ростова Прототипом самой восторженной, неусидчивой, искренней и ранимой героини романа-эпопеи послужила Софья Андреевна Толстая — супруга писателя. Даже имя героини — Наташа — Лев Николаевич «позаимствовал» из повести, написанной женой. Но, судя по тому, какой любовью окружают юную графиню Ростовы и родители, и друзья семьи, и даже слуги, кое-что досталось этой героине и от Марии Николаевны Толстой — младшей сестры писателя, долгожданной девочки напомним, что у автора «Войны и мира» было три старших брата.
Многие читатели находят Наташу Ростову чересчур легкомысленной — дескать, она постоянно в кого-то влюбляется. С этим не согласятся школьные педагоги, которые год за годом повторяют заученную фразу: «Наташа Ростова, по мнению Толстого, — идеал русской женщины». И ссылаются при этом на события четвёртого тома.
Так что, если вы уже прикипели к милой Наташе, но пока не дочитали роман-эпопею, — будьте готовы к тому, что в просторечии называется «разрыв шаблона». Портрет героини в начале романа Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своём корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка.
И каждый из этих людей, даже самый незначительный из них, абсолютно живой и узнаваемый. В «Войне и мире» нет ни одного однозначно плохого или безупречно хорошего персонажа, что и делает их таким реальными и человечными. Даже Наполеон - персонаж почти злодейский — описан по меньшей мере интересно. В некоторых моментах Толстой предлагает нам заглянуть ему в душу и почувствовать его боль, как под Бородино, где Наполеон, осматривая усыпанное трупами поле, полной мерой осознаёт и собственную жестокость, и собственное бессилие. Как писатель, Толстой строго следует данному себе обету: «рассказывать, показывать, но не судить», поэтому созданные им персонажи - такие «дышащие», такие живые. Этот роман заставит Вас радоваться жизни. В этой книге есть, с одной стороны, описания человеческой жестокости и залитых кровью полей сражений, а с другой стороны — образцы самых мощных моментов необыкновенного блаженства, какие только можно найти в мировой литературе.
Вот князь Андрей, распростёртый на поле боя, впервые в жизни смотрит в небо и видит в нём потрясающую необъятность Вселенной; вот Наташа - она танцует и поёт так, как будто её никто не видит; или вот Николай Ростов в пылу охоты на волков ощущает сам себя хищным зверем. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою». Мир, изображаемый Толстым в его величайшем романе, - это место, полное тайн, где вещи не всегда являются тем, чем кажутся, а сегодняшняя трагедия лишь открывает путь к завтрашнему триумфу.
Сколько всего томов в войне и мире?
Генерал в более ранних войнах, он пишет свои мемуары в поддержку будущей истории походов генерала Суворова 1729-1800. Безжалостно властный мужчина, он подчиняет свою дочь строгим стандартам в учебе и постоянным издевательствам в личной жизни. Княгиня Марья Болконская - Обычная женщина, которая борется между религиозными обязательствами и желания ее сердца. Живет в постоянном страхе перед непрекращающимися издевательствами отца. Позже выходит замуж за Николая Ростова.
Мадемуазель Амели Буриенн - осиротевшая французская компаньонка княгини Марьи Болконской и ее отца. Очень красивая, она привлекает внимание Анатоля Курагина вдали от его намеченной, княгини Марьи. Принц с жесткой иерархией был приглашен к обеденному столу, чтобы доказать своей дочери, что все мужчины равны, он хранит молчание на протяжении всей трапезы. Часть вторая - октябрь 1805 г.
Его трудолюбие и скромность в конечном итоге спасли Россию от французского вторжения. Князь Несвицкий - «Высокий штабной офицер, очень толстый, с добрым, улыбающимся красивым лицом и влажными глазами» Капитан Тимохин только внешний вид - Красноносый капитан, доблестный в бою, потерял два зуба при Осаде Измаила. Жерков - корнет гусар и адъютант князя Багратиона. Шутник, он издевается над австрийским генералом, вызывая гнев Андрея Болконского.
III князь Козловский - адъютант генералу Кутузову. Мрачно прибывает в штаб Кутузова с известием, что он сдал всю свою армию Наполеону после Ульмской битвы. В итоге генерал партизанских войск при отступлении французов из Москвы. Безуспешно делает предложение Наташе Ростовой.
Лаврушка - камердинер Денисову, позже камердинер Николая Ростова. Введенный в заблуждение Наполеон. V Штабс-капитан Кирстен только внешность - Очень благородный и гордый своим полком. Союзный конклав в.
Конечно, подробное раскрытие персонажа потребовало введения дополнительных героев. В романе четко отслеживаются три поры: Молодость декабристов. Восстание 1825 года. Возвращение героев домой после ссылки. Лев Толстой, «Война и мир» которого гениальное произведение, решил сделать упор на первую часть. Даже описание этих фактов и подробностей потребовало огромных усилий. В романе прослеживается жанровое многообразие: здесь сочетаются исторические сводки, просматривается психология и многогранная характеристика личностей. Благодаря красочным эпизодам читатель может погрузиться в историю России, а также разобраться в отношениях персонажей. Толстой собирал информацию, обращаясь к мемуарам участников.
В анализе «Войны и мира» важное место занимает проблематика. В романе пересекается множество сюжетных линий, связанных с судьбами людей. Полностью охватить проблематику сложно, но мы выделили основные моменты: Семейные взаимоотношения и родственные связи. На примере нескольких совершенно разных семей Лев Николаевич высказал свое мнение о том, какой на самом деле должна быть семья. Явную симпатию писателя вызывают Ростовы и Болконские. Первые живут в обстановке любви и гармонии, во всем поддерживают друг друга. Вторые чтят традиции, честь и отвагу. Явная противоположность — Курагины, для которых нет ничего святого, они запросто могут предать близкого человека. Народ и личность. Народ в понимании Толстого — это главная движущая сила истории.
Писатель ценил честность, порядочность, отвагу. Поэтому в романе описываются патриоты и лжепатриоты. Одни помогали друг другу, рискуя жизнью. Другие отсиживались в штабах, стараясь улучшить свое положение. Человеческие поступки. Не зря в романе показан тяжелый путь героев, которые постепенно понимают смысл жизни. Один из ярких примеров — Пьер Безухов. Проблемы с женой, дуэль, образ жизни приводят Пьера к серьезным последствиям. Переломный момент наталкивает героя на размышления о смысле жизни, он находит себя в масонстве и помощи народу. Влияние личности на историю.
Наиболее яркими и значимыми личностями в романе являются Наполеон и Кутузов. Оба управляли массами. Но если Кутузов заботился о солдатах и жил интересами народа, то Наполеон видел и слышал только себя, что и привело к поражению французского войска. По жанру «Война и мир» — роман-эпопея. От других жанров его отличает: большой объем произведения; масштаб отображаемых событий и проблематики. Нравится писатель Лев Толстой? Писатель критикует войны и считает их причиной проблем в социуме. Люди, вырванные из привычной жизни, должны убивать друг друга, терпеть лишения. Здесь подключается и описание личности многих героев, которые в сложные времена разделились на два лагеря: одни поддерживали народ, другие заботились только о себе. При изучении романа обязательно нужно учитывать композицию.
Можно заметить, что каждая часть — это отдельная история.
А искренний, добропорядочный, недалёкий Николай, раз навсегда остановившийся в развитии, заранее знает, что в случае чего будет стрелять в противников законного правителя, его возлюбленного государя... Правдоискатели Это самый важный из разрядов; без героев-правдоискателей никакой эпопеи «Война и мир» вообще не было бы. Их нельзя назвать безусловно положительными; для создания их образов повествователь использует самые разные краски — но именно благодаря неоднозначности они кажутся особенно объёмными и яркими. Оба они, князь Андрей и граф Пьер, богаты Болконский — изначально, незаконнорожденный Безухов — после внезапной смерти отца , умны, хотя и по-разному. Ум Болконского холоден и остр; ум Безухова наивен, зато органичен.
Как многие молодые люди 1800-х годов, они без ума от Наполеона; горделивая мечта об особой роли в мировой истории, а значит, убеждённость в том, что именно личность управляет ходом вещей, в равной мере присуща и Болконскому, и Безухову. Из этой общей точки повествователь и прочерчивает две очень разные сюжетные линии, которые поначалу расходятся очень далеко, а потом вновь соединяются, пересекаясь в пространстве истины. Но здесь-то как раз и обнаруживается, что правдоискателями они становятся вопреки своей воле. Ни тот, ни другой правду искать не собираются, к нравственному совершенствованию не стремятся и поначалу уверены, что правда явлена им в образе Наполеона. К напряжённому поиску истины их подталкивают внешние обстоятельства, а быть может — и само Провидение. Просто душевные качества Андрея и Пьера таковы, что каждый из них способен ответить на вызов судьбы, отозваться на её немой вопрос; только потому они в конечном счёте и поднимаются над общим уровнем.
Князь Андрей Болконский в начале книги несчастлив; он не любит свою милую, но пустую жену; равнодушно относится к будущему ребёнку, да и в будущем не проявляет особых отцовских чувств. Ни холодная пустота большого света, ни теплота семейно-родового гнезда не влекут его. Зато прорваться в число избранных вождей он не просто мог бы, но и очень бы хотел. Наполеон, повторим ещё и ещё раз, для него — жизненный пример и ориентир. Узнав от Билибина, что русская армия дело происходит в 1805 году попала в безнадёжное положение, князь Андрей почти рад трагическому известию. Чем это кончается, вы уже знаете, сцену с вечным небом Аустерлица мы разбирали подробно.
Казалось бы, сюжетная линия Болконского исчерпана уже в конце первого тома, и автору ничего не остаётся, как объявить героя погибшим. И тут, вопреки обыденной логике, начинается самое важное — правдоискательство. Приняв истину сразу и во всей полноте, князь Андрей её неожиданно утрачивает — и начинает мучительный, долгий поиск, боковой дорогой возвращаясь к тому чувству, которое однажды посетило его на поле Аустерлица. Вернувшись домой, где все считали его погибшим, Андрей узнаёт о рождении сына и о смерти жены: маленькая княгиня с короткой верхней губкой исчезает с его жизненного горизонта в тот самый момент, когда он готов наконец-то открыть ей своё сердце! Это известие потрясает героя и пробуждает в нём чувство вины перед умершей женой; бросив военную службу вместе с тщетной мечтой о личном величии , Болконский поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, читает, воспитывает сына. Казалось бы, он предваряет путь, по которому в конце четвёртого тома пойдёт Николай Ростов — вместе с сестрой Андрея, княжной Марьей.
Самостоятельно сравните описания хозяйственных забот Болконского в Богучарове и Ростова в Лысых Горах — и вы убедитесь в неслучайном сходстве, обнаружите очередную сюжетную параллель. Но в том и различие между обычными героями «Войны и мира» и правдоискателями, что первые останавливаются там, где последние продолжают неостановимое движение. Болконский, узнавший истину вечного неба, думает, что достаточно отказаться от личной гордыни, чтобы обрести душевный покой. Но на самом деле деревенская жизнь не может вместить его нерастраченную энергию. А истина, полученная как бы в подарок, не выстраданная лично, не обретённая в результате долгих поисков, начинает ускользать от него. Андрей в деревне вянет, душа его словно бы усыхает.
Лишь на миг в князе просыпается счастливое чувство причастности к истине — когда впервые после ранения он обращает внимание на вечное небо. А затем пелена безнадёжности опять застилает его жизненный горизонт. Что же случилось? Душе князя Андрея предстоит сложная работа, ему придётся пройти через многочисленные испытания, прежде чем он вернёт себе ощущение незыблемой правды. И с этой минуты сюжетная линия князя Андрея уподобляется спирали: она идёт на новый виток, на более сложном уровне повторяя предыдущий этап его судьбы. Ему суждено опять полюбить, опять предаться честолюбивым помыслам, опять разочароваться — и в любви, и в помыслах.
И, наконец, заново прийти к истине. Третья часть второго тома открывается символичным описанием поездки Андрея в рязанские имения. Наступает весна; при въезде в лес Андрей замечает старый дуб на краю дороги. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Понятно, что в образе этого дуба олицетворён сам князь Андрей, который не отзывается на вечную радость обновляющейся жизни, омертвевший.
Но по делам рязанских имений Болконский должен будет встретиться с Ильёй Андреичем Ростовым — и, заночевав в доме Ростовых, князь вновь замечает светлое, почти беззвёздное весеннее небо. А затем случайно услышит взволнованный разговор Сони и Наташи. В сердце Андрея подспудно просыпается чувство любви хотя сам герой этого пока не понимает ; как персонаж народной сказки, он словно бы сбрызнут живой водой — и на возвратном пути, уже в начале июня, князь снова видит дуб, олицетворяющий его самого. Сквозь жёсткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья... Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна...
Его новым героем, вождём, кумиром становится молодой энергичный реформатор Сперанский. За Сперанским, который хочет преобразовать Россию, Болконский готов следовать точно так же, как прежде готов был во всем подражать Наполеону, который желал бросить всю вселенную к своим ногам. Но Толстой строит сюжет таким образом, чтобы читатель с самого начала почувствовал нечто не совсем ладное; Андрей видит в Сперанском героя, а повествователь — очередного вождя. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Что в этой цитате отражает точку зрения персонажа, а что — точку зрения повествователя? Иными словами, князь Андрей на новом витке своей биографии повторяет ошибку юности; он опять ослеплён ложным примером чужой гордыни, в котором находит себе пищу его собственная гордость.
Но тут в жизни Болконского происходит знаменательная встреча: он знакомится с той самой Наташей Ростовой, чей голос лунной ночью в рязанском имении вернул его к жизни. Влюблённость неизбежна; сватовство предрешено. Но поскольку суровый отец, старик Болконский, согласия на скорый брак не даёт, Андрей вынужден уехать за границу и прекратить сотрудничество со Сперанским, которое могло бы соблазнить его, увлечь на прежний путь вождя. А драматический разрыв с невестой после её неудавшегося бегства с Курагиным вовсе выталкивает князя Андрея, как ему кажется, на обочину исторического процесса, на окраину империи. Он вновь под началом Кутузова. Но на самом деле Бог продолжает вести Болконского особым, Ему Одному ведомым путём.
Пройдя соблазн примером Наполеона, счастливо избежав соблазна примером Сперанского, повторно потеряв надежду на семейное счастье, князь Андрей в третий раз повторяет рисунок своей судьбы. Потому что, попав под начало Кутузова, он незаметно заряжается тихой энергией старого мудрого полководца, как прежде заряжался бурной энергией Наполеона и холодной энергией Сперанского. Толстой не случайно использует фольклорный принцип троекратного испытания героя: ведь, в отличие от Наполеона и Сперанского, Кутузов поистине близок к народу, составляет с ним одно целое. Детальнее о художественном образе Кутузова в «Войне и мире» будет сказано далее; пока же обратим внимание вот на что. До сих пор Болконский сознавал, что поклоняется Наполеону, догадывался, что втайне подражает Сперанскому. Духовная работа самовоспитания на примере Кутузова протекает в нём скрыто, подспудно.
Более того, Болконский уверен, что решение покинуть штаб Кутузова и пойти на фронт, ринуться в самую гущу сражений приходит к нему спонтанно, само собой. На самом же деле он перенимает от Михаила Илларионовича мудрый взгляд на сугубо народный характер войны, который несовместим с придворными интригами и гордыней вождей. Именно накануне Бородинского сражения Андрей встречается с другом своим Пьером; между ними происходит третий опять фольклорное число! Первый состоялся в Петербурге том I, часть первая, главка VI , во время него Андрей впервые сбросил маску презрительно-светского человека и откровенно сказал другу о том, что подражает Наполеону. Во время второго том II, часть вторая, главка XI , состоявшегося в Богучарове, Пьер увидел перед собой человека, скорбно сомневающегося в смысле жизни, в существовании Бога, внутренне помертвевшего, утратившего стимул к движению. Преодолев невольное отчуждение, накануне того дня, когда, возможно, оба они погибнут, друзья вновь откровенно обсуждают самые тонкие, самые важные темы.
Они не философствуют — для философствований нет ни времени, ни сил; но каждое их слово, даже очень несправедливое как мнение Андрея о пленных , взвешено на особых весах. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да ненадолго! Ранение на поле Бородина композиционно повторяет сцену ранения Андрея на поле Аустерлица; и там, и здесь герою внезапно открывается истина. Истина эта — любовь, сострадание, вера в Бога.
Вот и ещё одна сюжетная параллель. Но в том и дело, что в первом томе перед нами был персонаж, которому правда являлась вопреки всему; теперь мы видим Болконского, успевшего подготовить себя к принятию истины — ценой душевных мучений и метаний. Обратите внимание: последний, кого видит Андрей на Аустерлицком поле, это ничтожный Наполеон, казавшийся ему великим; а последний, кого он видит на Бородинском поле, — это враг его, Анатоль Курагин, также тяжело раненный... Впереди же у Андрея новая встреча с Наташей; последняя встреча. Причем и здесь срабатывает фольклорный принцип троекратного повтора. Впервые Андрей слышит Наташу не видя её в Отрадном.
И вот — раненый Болконский в Москве, возле дома Ростовых, в тот самый момент, когда Наташа приказывает отдать подводы раненым. Смысл этой итоговой встречи — прощение и примирение; простив Наташу, примирившись с нею, Андрей окончательно постиг смысл любви и потому готов с земной жизнью расстаться... Смерть его изображена не как непоправимая трагедия, а как торжественно-печальный итог пройденного земного поприща. Недаром Толстой осторожно вводит в ткань своего повествования тему Евангелия. Мы уже привыкли, что герои русской литературы второй половины XIX века часто берут в руки эту главную книгу христианства, рассказывающую о земной жизни, учении и воскресении Иисуса Христа; вспомните хотя бы роман Достоевского «Преступление и наказание». Однако Достоевский писал о своей современности, Толстой же обратился к событиям начала столетия, когда образованные люди из высшего общества обращались к Евангелию куда реже.
По-церковнославянски они в большинстве своём читали плохо, к французской Библии прибегали нечасто; лишь после Отечественной войны началась работа по переводу Евангелия на живой русский язык. Возглавил эту работу будущий митрополит Московский Филарет Дроздов ; выход русского Евангелия в 1819 году повлиял на многих писателей, включая Пушкина и Вяземского. Да по той простой причине, что Толстой хочет показать: евангельская мудрость вошла в душу Андрея, она стала частью его собственных размышлений, он читает Евангелие как объяснение своей собственной жизни и своей собственной смерти. Если бы писатель заставил героя цитировать Евангелие по-французски или даже по-церковнославянски, это сразу бы отделило его внутренний мир от евангельского мира. Вообще, в романе герои тем чаще говорят по-французски, чем дальше они от общенародной истины; Наташа Ростова вообще произносит по-французски только одну реплику на протяжении четырёх томов! А цель Толстого прямо противоположна: он стремится навсегда связать образ Андрея, нашедшего истину, с темой Евангелия.
Пьер Безухов Если сюжетная линия князя Андрея спиралевидна и каждый последующий этап его жизни на новом витке повторяет этап предыдущий, то сюжетная линия Пьера — вплоть до эпилога — похожа на сужающийся круг с фигурой крестьянина Платона Каратаева в центре. Мы знакомимся с Пьером в тот самый момент, когда он от избытка жизненной силы принимает участие в кутежах и почти разбоях история с квартальным. И это же — его главная беда, поскольку Безухов не знает, к чему приложить свою богатырскую силу, она бесцельна, есть в ней что-то ноздрёвское. Особые душевные и умственные запросы присущи Пьеру изначально именно поэтому он выбирает себе в друзья Андрея , но они распылены, не облекаются в ясную и чёткую форму. Пьера отличает энергия, чувственность, доходящая до страстности, крайняя бесхитростность и близорукость в прямом и переносном смыслах ; всё это обрекает Пьера на необдуманные шаги. Как только Безухов становится наследником громадного состояния, прожигатели жизни немедленно опутывают его своими сетями, князь Василий женит Пьера на Элен.
Разумеется, семейная жизнь не задаётся; принять правила, по которым живут великосветские прожигатели, Пьер не может. И вот, разъехавшись с Элен, он впервые осознанно начинает искать ответ на мучающие его вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?
К напряжённому поиску истины их подталкивают внешние обстоятельства, а быть может — и само Провидение. Просто душевные качества Андрея и Пьера таковы, что каждый из них способен ответить на вызов судьбы, отозваться на её немой вопрос; только потому они в конечном счёте и поднимаются над общим уровнем. Князь Андрей Болконский в начале книги несчастлив; он не любит свою милую, но пустую жену; равнодушно относится к будущему ребёнку, да и в будущем не проявляет особых отцовских чувств. Ни холодная пустота большого света, ни теплота семейно-родового гнезда не влекут его. Зато прорваться в число избранных вождей он не просто мог бы, но и очень бы хотел. Наполеон, повторим ещё и ещё раз, для него — жизненный пример и ориентир. Узнав от Билибина, что русская армия дело происходит в 1805 году попала в безнадёжное положение, князь Андрей почти рад трагическому известию. Чем это кончается, вы уже знаете, сцену с вечным небом Аустерлица мы разбирали подробно. Казалось бы, сюжетная линия Болконского исчерпана уже в конце первого тома, и автору ничего не остаётся, как объявить героя погибшим. И тут, вопреки обыденной логике, начинается самое важное — правдоискательство. Приняв истину сразу и во всей полноте, князь Андрей её неожиданно утрачивает — и начинает мучительный, долгий поиск, боковой дорогой возвращаясь к тому чувству, которое однажды посетило его на поле Аустерлица. Вернувшись домой, где все считали его погибшим, Андрей узнаёт о рождении сына и о смерти жены: маленькая княгиня с короткой верхней губкой исчезает с его жизненного горизонта в тот самый момент, когда он готов наконец-то открыть ей своё сердце! Это известие потрясает героя и пробуждает в нём чувство вины перед умершей женой; бросив военную службу вместе с тщетной мечтой о личном величии , Болконский поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, читает, воспитывает сына. Казалось бы, он предваряет путь, по которому в конце четвёртого тома пойдёт Николай Ростов — вместе с сестрой Андрея, княжной Марьей. Самостоятельно сравните описания хозяйственных забот Болконского в Богучарове и Ростова в Лысых Горах — и вы убедитесь в неслучайном сходстве, обнаружите очередную сюжетную параллель. Но в том и различие между обычными героями «Войны и мира» и правдоискателями, что первые останавливаются там, где последние продолжают неостановимое движение. Болконский, узнавший истину вечного неба, думает, что достаточно отказаться от личной гордыни, чтобы обрести душевный покой. Но на самом деле деревенская жизнь не может вместить его нерастраченную энергию. А истина, полученная как бы в подарок, не выстраданная лично, не обретённая в результате долгих поисков, начинает ускользать от него. Андрей в деревне вянет, душа его словно бы усыхает. Лишь на миг в князе просыпается счастливое чувство причастности к истине — когда впервые после ранения он обращает внимание на вечное небо. А затем пелена безнадёжности опять застилает его жизненный горизонт. Что же случилось? Душе князя Андрея предстоит сложная работа, ему придётся пройти через многочисленные испытания, прежде чем он вернёт себе ощущение незыблемой правды. И с этой минуты сюжетная линия князя Андрея уподобляется спирали: она идёт на новый виток, на более сложном уровне повторяя предыдущий этап его судьбы. Ему суждено опять полюбить, опять предаться честолюбивым помыслам, опять разочароваться — и в любви, и в помыслах. И, наконец, заново прийти к истине. Третья часть второго тома открывается символичным описанием поездки Андрея в рязанские имения. Наступает весна; при въезде в лес Андрей замечает старый дуб на краю дороги. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Понятно, что в образе этого дуба олицетворён сам князь Андрей, который не отзывается на вечную радость обновляющейся жизни, омертвевший. Но по делам рязанских имений Болконский должен будет встретиться с Ильёй Андреичем Ростовым — и, заночевав в доме Ростовых, князь вновь замечает светлое, почти беззвёздное весеннее небо. А затем случайно услышит взволнованный разговор Сони и Наташи. В сердце Андрея подспудно просыпается чувство любви хотя сам герой этого пока не понимает ; как персонаж народной сказки, он словно бы сбрызнут живой водой — и на возвратном пути, уже в начале июня, князь снова видит дуб, олицетворяющий его самого. Сквозь жёсткую столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья... Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мёртвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна... Его новым героем, вождём, кумиром становится молодой энергичный реформатор Сперанский. За Сперанским, который хочет преобразовать Россию, Болконский готов следовать точно так же, как прежде готов был во всем подражать Наполеону, который желал бросить всю вселенную к своим ногам. Но Толстой строит сюжет таким образом, чтобы читатель с самого начала почувствовал нечто не совсем ладное; Андрей видит в Сперанском героя, а повествователь — очередного вождя. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Что в этой цитате отражает точку зрения персонажа, а что — точку зрения повествователя? Иными словами, князь Андрей на новом витке своей биографии повторяет ошибку юности; он опять ослеплён ложным примером чужой гордыни, в котором находит себе пищу его собственная гордость. Но тут в жизни Болконского происходит знаменательная встреча: он знакомится с той самой Наташей Ростовой, чей голос лунной ночью в рязанском имении вернул его к жизни. Влюблённость неизбежна; сватовство предрешено. Но поскольку суровый отец, старик Болконский, согласия на скорый брак не даёт, Андрей вынужден уехать за границу и прекратить сотрудничество со Сперанским, которое могло бы соблазнить его, увлечь на прежний путь вождя. А драматический разрыв с невестой после её неудавшегося бегства с Курагиным вовсе выталкивает князя Андрея, как ему кажется, на обочину исторического процесса, на окраину империи. Он вновь под началом Кутузова. Но на самом деле Бог продолжает вести Болконского особым, Ему Одному ведомым путём. Пройдя соблазн примером Наполеона, счастливо избежав соблазна примером Сперанского, повторно потеряв надежду на семейное счастье, князь Андрей в третий раз повторяет рисунок своей судьбы. Потому что, попав под начало Кутузова, он незаметно заряжается тихой энергией старого мудрого полководца, как прежде заряжался бурной энергией Наполеона и холодной энергией Сперанского. Толстой не случайно использует фольклорный принцип троекратного испытания героя: ведь, в отличие от Наполеона и Сперанского, Кутузов поистине близок к народу, составляет с ним одно целое. Детальнее о художественном образе Кутузова в «Войне и мире» будет сказано далее; пока же обратим внимание вот на что. До сих пор Болконский сознавал, что поклоняется Наполеону, догадывался, что втайне подражает Сперанскому. Духовная работа самовоспитания на примере Кутузова протекает в нём скрыто, подспудно. Более того, Болконский уверен, что решение покинуть штаб Кутузова и пойти на фронт, ринуться в самую гущу сражений приходит к нему спонтанно, само собой. На самом же деле он перенимает от Михаила Илларионовича мудрый взгляд на сугубо народный характер войны, который несовместим с придворными интригами и гордыней вождей. Именно накануне Бородинского сражения Андрей встречается с другом своим Пьером; между ними происходит третий опять фольклорное число! Первый состоялся в Петербурге том I, часть первая, главка VI , во время него Андрей впервые сбросил маску презрительно-светского человека и откровенно сказал другу о том, что подражает Наполеону. Во время второго том II, часть вторая, главка XI , состоявшегося в Богучарове, Пьер увидел перед собой человека, скорбно сомневающегося в смысле жизни, в существовании Бога, внутренне помертвевшего, утратившего стимул к движению. Преодолев невольное отчуждение, накануне того дня, когда, возможно, оба они погибнут, друзья вновь откровенно обсуждают самые тонкие, самые важные темы. Они не философствуют — для философствований нет ни времени, ни сил; но каждое их слово, даже очень несправедливое как мнение Андрея о пленных , взвешено на особых весах. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да ненадолго! Ранение на поле Бородина композиционно повторяет сцену ранения Андрея на поле Аустерлица; и там, и здесь герою внезапно открывается истина. Истина эта — любовь, сострадание, вера в Бога. Вот и ещё одна сюжетная параллель. Но в том и дело, что в первом томе перед нами был персонаж, которому правда являлась вопреки всему; теперь мы видим Болконского, успевшего подготовить себя к принятию истины — ценой душевных мучений и метаний. Обратите внимание: последний, кого видит Андрей на Аустерлицком поле, это ничтожный Наполеон, казавшийся ему великим; а последний, кого он видит на Бородинском поле, — это враг его, Анатоль Курагин, также тяжело раненный... Впереди же у Андрея новая встреча с Наташей; последняя встреча. Причем и здесь срабатывает фольклорный принцип троекратного повтора. Впервые Андрей слышит Наташу не видя её в Отрадном. И вот — раненый Болконский в Москве, возле дома Ростовых, в тот самый момент, когда Наташа приказывает отдать подводы раненым. Смысл этой итоговой встречи — прощение и примирение; простив Наташу, примирившись с нею, Андрей окончательно постиг смысл любви и потому готов с земной жизнью расстаться... Смерть его изображена не как непоправимая трагедия, а как торжественно-печальный итог пройденного земного поприща. Недаром Толстой осторожно вводит в ткань своего повествования тему Евангелия. Мы уже привыкли, что герои русской литературы второй половины XIX века часто берут в руки эту главную книгу христианства, рассказывающую о земной жизни, учении и воскресении Иисуса Христа; вспомните хотя бы роман Достоевского «Преступление и наказание». Однако Достоевский писал о своей современности, Толстой же обратился к событиям начала столетия, когда образованные люди из высшего общества обращались к Евангелию куда реже. По-церковнославянски они в большинстве своём читали плохо, к французской Библии прибегали нечасто; лишь после Отечественной войны началась работа по переводу Евангелия на живой русский язык. Возглавил эту работу будущий митрополит Московский Филарет Дроздов ; выход русского Евангелия в 1819 году повлиял на многих писателей, включая Пушкина и Вяземского. Да по той простой причине, что Толстой хочет показать: евангельская мудрость вошла в душу Андрея, она стала частью его собственных размышлений, он читает Евангелие как объяснение своей собственной жизни и своей собственной смерти. Если бы писатель заставил героя цитировать Евангелие по-французски или даже по-церковнославянски, это сразу бы отделило его внутренний мир от евангельского мира. Вообще, в романе герои тем чаще говорят по-французски, чем дальше они от общенародной истины; Наташа Ростова вообще произносит по-французски только одну реплику на протяжении четырёх томов! А цель Толстого прямо противоположна: он стремится навсегда связать образ Андрея, нашедшего истину, с темой Евангелия. Пьер Безухов Если сюжетная линия князя Андрея спиралевидна и каждый последующий этап его жизни на новом витке повторяет этап предыдущий, то сюжетная линия Пьера — вплоть до эпилога — похожа на сужающийся круг с фигурой крестьянина Платона Каратаева в центре. Мы знакомимся с Пьером в тот самый момент, когда он от избытка жизненной силы принимает участие в кутежах и почти разбоях история с квартальным. И это же — его главная беда, поскольку Безухов не знает, к чему приложить свою богатырскую силу, она бесцельна, есть в ней что-то ноздрёвское. Особые душевные и умственные запросы присущи Пьеру изначально именно поэтому он выбирает себе в друзья Андрея , но они распылены, не облекаются в ясную и чёткую форму. Пьера отличает энергия, чувственность, доходящая до страстности, крайняя бесхитростность и близорукость в прямом и переносном смыслах ; всё это обрекает Пьера на необдуманные шаги. Как только Безухов становится наследником громадного состояния, прожигатели жизни немедленно опутывают его своими сетями, князь Василий женит Пьера на Элен. Разумеется, семейная жизнь не задаётся; принять правила, по которым живут великосветские прожигатели, Пьер не может. И вот, разъехавшись с Элен, он впервые осознанно начинает искать ответ на мучающие его вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Умрёшь — и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». И тут на его жизненном пути встречается старый масон-наставник, Иосиф Алексеевич. Метафорой жизненного пути служит в эпопее дорога, по которой путешествует Пьер; Иосиф Алексеевич сам подходит к Безухову на почтовой станции в Торжке и заводит с ним беседу о таинственном предназначении человека. Смысл жизни не в героическом подвиге, не в том, чтобы стать вождём, подобно Наполеону, а в том, чтобы служить людям, чувствовать себя причастным вечности... Но истина именно приоткрывается, она звучит глухо, как дальний отголосок. И чем дальше, тем болезненнее Безухов ощущает лживость большинства масонов, несовпадение их мелочной светской жизни с провозглашёнными общечеловеческими идеалами.