Оркестр в детском саду. рождественская концертная программа в стиле XIX века, специально созданная для детей и взрослых музыкантами сообщества NordArtMusic.
П. Чайковский. "Времена года". Январь. У камелька
Кошки это особые животные которые тоже могут сделать такое в которое очень трудно поверить,но пример доказывает это. Поэтому нужно очень любить животных и они вам будут отвечать добро...
Эта аналогия может подвигнуть пианиста к поиску подобных эффектов на фортепиано.
Большое удовольствие доставляет пьеса, когда слышишь искреннее и естественное ее интонирование. Но именно здесь заключается проблема: преувеличение в динамике, назойливость в интонировании мелодии, излишне аффектированная игра, что называется, «на публику», сентиментальные «охи-ахи», на которые падок невзыскательный слушатель, словом, малейшее прегрешение против хорошего вкуса способно погубить истинное обаяние этой музыки - опасность, подстерегающая даже опытных исполнителей в дальнейшем мы не будем больше касаться этой темы, но будем помнить, что в связи с творчеством П. Чайковского эта проблема стоит остро.
Сложность трехчастной формы, которую использовал здесь Чайковский, заключается в том, что каждая из трех ее основных частей сама по себе трехчастна, Так, в разделе А после первого ясного и спокойного изложения главной музыкальной мысли композитор, не уходя от нее, в середине вычленяет некоторые ее характерные обороты, дробит их на короткие попевки, более настойчиво утверждает их - здесь они звучат вопросами, не находящими ответа. И вот наконец ответ - первоначальная фраза пьесы. Это ее проведение и есть реприза первой части.
Цельность этой части достигается тем, что нигде не теряется из виду главный мотив - именно он а не новая тема дает материал для развития в этой первой части. Действительно новая музыкальная мысль возникает в средней части пьесы В. Её можно уподобить внезапно нахлынувшему воспоминанию.
Музыка звучит с романтическим подъемом, взволнованно. Невольно вспоминаются и другие страницы Чайковского, например сцена письма Татьяны «Кто ты: мой ангел ли хранитель…» или ария Ленского «Что день грядущий нам готовит? Огромное мастерство требуется, чтобы новые музыкальные идеи в средней части , с одной стороны, контрастировали с музыкой крайних частей, с другой - находились с ней в художественном единстве.
Совершенно очевидно, что не всякое «новое» годится в дело.
Воскресенск и даёте согласие на обработку пользовательских данных. Подробнее Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия политики в отношении обработки персональных данных в Администрации г.
Воскресенск и даёте согласие на обработку пользовательских данных файлов cookie , в том числе с использованием систем аналитики «Яндекс.
Чайковского, а также педагоги Тульского колледжа искусств им. Изюминкой конкурса является и его оформление.
В холле музыкальной школы, где непосредственно сейчас проходит конкурс, размещены картины туляков, членов Союза художников России, а также предметы быта и интерьера, старинные ноты и книги из фондов Церковно-археологического кабинета Тульской духовной семинарии». Каждый третий подросток школьного возраста в нашем поселке обучается в музыкальной школе, — отмечает директор бородинской детской музыкальной школы Роберт Исаев. Мы видим, как с самого начала конкурса к школе подъезжают автобусы и машины, заполненные детьми и сопровождающими их педагогами и родителями.
Конкурс получился добрым и по-настоящему семейным. Думаю, что все удалось, в первую очередь, благодаря духовной поддержке митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, действенному участию протоиерея Сергия Ковалевского, благочинного церквей Киреевского района и культурно-просветительского центра «Фавор». Хочу также поблагодарить замечательных педагогов нашего школьно-музыкального сообщества и тех коллег, что принимают участие в конкурсной программе через своих воспитанников.
Отдельное спасибо нашему спонсору — магазину музыкальных инструментов «Бостон», коллектив которого приготовил для победителей и участников конкурса замечательные награды и призы. Слова особой благодарности — детям, живо откликнувшимся на наше приглашение и подготовившим интересные выступления, включающие произведения и Петра Ильича Чайковского и других русских композиторов». Среди основных целей конкурса гости фестиваля особенно выделяют укрепление традиций домашнего музицирования.
«У камелька»
«У камелька» Музыкально-поэтический вечер посвящённый 180-летию П.И. Чайковского — (2 волонтеров подали заявку). 6 ноября преподаватель Детской хоровой школы №1 Углова Марина Маратовна совместно с учащимися РПО организовали и провели концерт "У камелька с Чайковским" на базе школы №43. Презентация для ознакомления детей с творчеством ского, в частности с альбомом "Времена года". На музыкальных занятиях в старшей и подготовительной к школе группах дети познакомились с произведением ского «У камелька». Иллюстрация к произведению Чайковского у камелька.
П.И. Чайковский "Январь. У камелька"
Чайковского прошел в усадьбе Брянчаниновых при участии студентов Вологодского колледжа искусств 2 декабря 2015 г. Музыкальный вечер собрал в зале культурно-просветительского центра поклонников классических произведений знаменитого композитора. В концерте приняли участие преподаватели и студенты Вологодского областного колледжа искусств. Музыкальные произведения дополнил рассказ об основных этапах биографии композитора. В программе концерта звучали фортепианные мелодии, произведения для виолончели.
Подробнее Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия политики в отношении обработки персональных данных в Администрации г. Воскресенск и даёте согласие на обработку пользовательских данных файлов cookie , в том числе с использованием систем аналитики «Яндекс. Метрика» и «Google Analytics», IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве тип, производитель, модель ; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные в целях определения посещаемости сайта.
Первая часть Начинается произведение в мечтательном настроении, мелодия состоит из коротких фраз, которые произносятся словно в задумчивости. Одна мысль по-разному повторяется несколько раз, как будто идет рассказ о чем-то одном, но с разных сторон, появляются воспоминания о каком-то событии. На протяжении всего первого раздела преобладает динамика piano тихо. Нет неожиданных скачков или резких аккордов. Все это способствует формированию размеренной, спокойной обстановки. При исполнении музыканту важно передать камерность этой пьесы, не переусердствовать с интонированием мягкой мелодии. Средняя часть Средняя часть отличается по характеру, темпу и тональности, но при этом не контрастирует с первой, а дополняет ее. Появление легких пассажей, которые имитируют игру на арфе, делает музыкальную ткань воздушной. Эти пассажи похожи на нахлынувшие волны. Эта взволнованность достигает своего пика перед репризой. Остается только мелодия; восходящая хроматическая гамма, изложенная неровными длительностями и длинная пауза после нее передают остановку, словно затаенное дыхание, ожидание чего-то. Набежавшие волны эмоций средней части отходят на второй план.
За разговорами, приятными беседами, рукоделием, чтением и музицированием проводили время долгими зимними морозными вечерами. На атмосферу тихой радости и размышления настроили гостей «Вальс цветов» Петра Чайковского из балета «Щелкунчик» в исполнении Яны Герман в дуэте со своим педагогом Мариной Кудряшовой, «Сладкая грёза» в исполнении Влады Додоновой и Юлии Землянской, прозвучавшие в начале вечера. Полифоническая музыка Иоганна Себастьяна и Филиппа Эммануила Бах, с имитацией не только фортепиано, но и старинных инструментов клавесина, органа прозвучала в исполнении учеников старшего и выпускного классов -Юлии Землянской, Софьи Белоглазовой, Алсу Сайфутдиновой, Дианы Мякишевой и дипломанта международного конкурса-фестиваля «Рождественская сказка-2017» Юлии Черменской. Выпускники также выступили в фортепианных дуэтах, исполнив музыку джазовых композиторов.
«ФЕВРАЛЬ. МАСЛЕНИЦА»
- Музей П.И. Чайковского
- У камелька юные музыканты Верхнеуслонской ДШИ со своими педагогами и родителями
- «У камелька»
- Les Saisons, Op. 37b
- Онлайн-концерт «У камелька»
П.Чайковский. "У камелька".
Играет Святослав Рихтер Пётр Ильич Чайковский У камелька Январь из фортепианного цикла Времена годСкачать. Открывающийся уютной мечтательной сценкой «У камелька» (январь), цикл «Времен года» завершается картиной самого радостного зимнего праздника «Святки» (декабрь), написанной в форме увлекательного вальса. 12 пьес — 12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов: «У камелька». Алексей Голобоков П И Чайковский Январь У камелька.
Чайковский У камелька
Каждый третий подросток школьного возраста в нашем поселке обучается в музыкальной школе, — отмечает директор бородинской детской музыкальной школы Роберт Исаев. Мы видим, как с самого начала конкурса к школе подъезжают автобусы и машины, заполненные детьми и сопровождающими их педагогами и родителями. Конкурс получился добрым и по-настоящему семейным. Думаю, что все удалось, в первую очередь, благодаря духовной поддержке митрополита Тульского и Ефремовского Алексия, действенному участию протоиерея Сергия Ковалевского, благочинного церквей Киреевского района и культурно-просветительского центра «Фавор». Хочу также поблагодарить замечательных педагогов нашего школьно-музыкального сообщества и тех коллег, что принимают участие в конкурсной программе через своих воспитанников. Отдельное спасибо нашему спонсору — магазину музыкальных инструментов «Бостон», коллектив которого приготовил для победителей и участников конкурса замечательные награды и призы. Слова особой благодарности — детям, живо откликнувшимся на наше приглашение и подготовившим интересные выступления, включающие произведения и Петра Ильича Чайковского и других русских композиторов».
Среди основных целей конкурса гости фестиваля особенно выделяют укрепление традиций домашнего музицирования. Александр Семёнов, приехавший поболеть за внука, вспоминает, что на Руси всегда было в почете семейное музыкальное образование: «Когда в семьях уделяется внимание, это хорошо. Ведь здорово, когда семья может собраться вечером или в выходные, чтобы послушать музыку, которую играет кто-то из членов семьи. Никакое караоке не заменит этого живого и душеполезного общения».
Программа состоит из 3-х частей: - 30 минут узнаваемой праздничной классической музыки с рассказом ведущего. В этом году собрали для вас самые яркие шедевры классической музыки. В антракте все желающие принимают участие в играх, танцах, поют песни вместе с артистами, водят хороводы и читают рождественские стихи и прозу.
Название цикла «Времена года» впервые появляется при первом издании всех пьес вместе, осуществленном в конце 1876 года Н. Бернардом, после завершения журнальной публикации.
Оно же перешло во все последующие издания, хотя с некоторыми различиями в подзаголовке. У Бернарда значится: «12 характерных картинок». В прижизненных изданиях П. Юргенсона: «12 характерных картин», позже — «12 характеристических картин». Подготовка первого издания пьес в «Нувеллисте» началась 13 декабря 1875 года, когда Чайковский выслал в Петербург две первые пьесы, о чем свидетельствует письмо композитора. Журнал выходил ежемесячно, первого числа. Пьесы Чайковского открывали каждый номер, за исключением сентябрьского. В этом номере первой была помещена пьеса композитора В. Главача, постоянного автора «Нувеллиста» «Сербская походная песня» «Радо иде србин у войнике» в обработке для фортепиано, как отклик на актуальные в то время события войны на Балканах, в которой Россия принимала участие.
Бернард опубликовал в конце 1876 года весь цикл Чайковского отдельным изданием с названием «Времена года». Обложка была с 12 картинками — медальонами и названием «Времена года». Сведений о первом публичном исполнении всего цикла или отдельных пьес не сохранилось. Отсутствуют и отклики прессы на издание. Однако очень скоро «Времена года» стали необычайно популярными и у музыкантов — любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки. Январь Камелек — это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага камина собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически — мечтательным настроением. Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости. О таком эмоциональном состоянии можно встретить в письмах Чайковского: «Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться.
Средний раздел более оживленный по характеру, но также строится на коротком мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы. После него следует третий раздел, повторяющий первый с дополнением, заключающим всю пьесу с своеобразным затиханием мелодии и переливов арфы. Музыка как бы истаивает и картинка исчезает... Февраль Масленица или масленая неделя — праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых.
Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества. Март Жаворонок — полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений — мечтательно-грустного и светлого — заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.
Апрель Подснежник — так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни.
В августе крестьяне собирали созревший хлеб.
Чайковский с помощью звуков создал зрительный образ трудовых будней русской деревни, передал движение, характерное для работы в поле. В пьесе чувствуется оживление и радостное настроение. Стремительное движение крайних частей сменяется спокойной лирикой средней части, которая изображает деревенский пейзаж. Звучит «Август. Охота — не только промысел животных, но и азартная забава.
Охота была любимым занятием дворян. В фортепианном цикле «Времена года» Чайковского тоже запечатлена картина охоты. В пьесе «Сентябрь» в звучании фортепиано легко угадываются призыв охотничьего рожка, выкрики охотников, веселое волнение. Звучит «Сентябрь. Охота» из цикла фортепианных пьес Чайковского «Времена года».
У камелька юные музыканты Верхнеуслонской ДШИ со своими педагогами и родителями
А что если затопить мозг автору видео? И с тех пор добавляла вс е новых и новых исполнителей. Не все они стали известны, но, вот, Шакире повезло.
Вместе с ней дети весело танцевали шуточный танец и играли в разные подвижные игры! А на память об этом вечере все дети в волшебных крещенских носочках нашли сладкие призы. Форма обратной связи.
Камелек — русское название для камина или небольшой печки. Этому произведению сопутствует строфа из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Мечтатель»: И мирный неги уголок В камине гаснет огонек, И свечка нагорела. Перед тем, как приступить в к разбору произведения, давайте внимательно послушаем пьесу «Январь. У камелька» в исполнении пианиста Александра Малофеева. Чайковский, «Январь. У камелька». Исполняет Александр Малофеев.
Фрагмент концерта 26 декабря 2019 года. Санкт-Петербург, концертный зал Мариинского театра Пьеса состоит из трех разделов, где третий раздел повторяет первый, являясь его репризой. Первая часть Начинается произведение в мечтательном настроении, мелодия состоит из коротких фраз, которые произносятся словно в задумчивости. Одна мысль по-разному повторяется несколько раз, как будто идет рассказ о чем-то одном, но с разных сторон, появляются воспоминания о каком-то событии. На протяжении всего первого раздела преобладает динамика piano тихо.
Надо отметить, что многие ученики класса постигают азы не только фортепиано, а еще и занимаются рисованием, хореографией и сольным пением. Вот и одна из них - Настя Черменская спела песню «Ромашковая кошка. Приятным сюрпризом вечера было выступление юной гостьи Амелии Каримовой с итальянской народной песней «Санта Лючия». Фортепианное переложение «Вариаций» Николо Паганини в исполнении лауреата международных конкурсов Влады Додоновой, стало ярким заключительным аккордом выступления юных музыкантов.
Детская музыкальная школа № 11 имени М.А. Балакирева
🕯 Чайковский – Январь, У камелька (из Времён года) | музыка | Постила | На музыкальных занятиях в старшей и подготовительной к школе группах дети познакомились с произведением ского «У камелька». |
Межмуниципальный фестиваль-конкурс рождественской музыки "У камелька" | Иллюстрация к произведению Чайковского у камелька. |
Разбор произведения «Январь. У камелька» из цикла П. И. Чайковского «Времена года»
Участники концерта «У камелька» дарят возможность прикоснуться к этой доброй, теплой традиции, способной объединить музыкантов и слушателей в единую творческую семью. Январь "У камелька" — П. Чайковский 5:34 Времена года, зима: январь — П. Как будто бы такие простые, незамысловатые картинки Чайковского «Времена года» стали одним из популярнейших его произведений.
Оставляйте реакции
- Мы далеки от мысли упрекать Чайковского за то, чего в его сюжете нет
- У КАМЕЛЬКА 3+ Рождественский концерт-ёлка (выставочный зал)
- Чайковский. Времена года. Январь - У камелька
- Детский сад №3 «Сказка» п.Восточный Омутнинского района Кировской области | Новости
- Читайте также:
- П.И.Чайковский - Январь. У камелька - смотреть бесплатно
Нет комментариев
- Межмуниципальный фестиваль-конкурс рождественской музыки "У камелька"
- П. Чайковский. У камелька - Мультики и классическая музыка для малышей
- Концерт в рамках «Рождественского фестиваля»
- Концерт «У камелька» в ДХС «Надежда»
- Музыкальный вечер «У камелька…»
«У камелька» с Чайковским…
Уже более десяти лет конкурс способствует духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, приобщению к богатейшим традициям русской и зарубежной рождественской музыки. Фестиваль направлен на широкое освещение музыкального творчества, выявление и поддержку молодых дарований в области искусства в культурном пространстве Самарской губернии. Суммарно видеоролики набрали более 40 тысяч просмотров. В отборочном туре участвовали пять детских музыкальных школ и школ искусств из Самары, Чапаевска, Октябрьска и Усмани Липецкая область. Солисты, дуэты и ансамбли в возрасте от 5 до 17 лет соревновались в вокальном искусстве академическом, эстрадном и народном и инструментальном исполнительстве в трех возрастных категориях. Жюри, сформированное из числа ведущих педагогов детских школ искусств Чапаевска, оценило 36 концертных номеров.
Учитывались следующие критерии: соответствие репертуара рождественской тематике, исполнительское мастерство и сценическая культура.
Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки — словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн. Июль Косари — это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен.
Пели во время кошения трав дружно, весело. Косьба — также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество. Основная мелодия содержит интонации, напоминающие народные песни.
В пьесе три больших раздела. Они родственны друг другу по характеру. Хотя первая и третья части — это и есть, собственно, песня косаря, крестьянина, который весело и энергично косит луг и поет во весь голос широкую и, вместе с тем, ритмически четкую песню. В среднем эпизоде, в более быстром движении мелькающих аккордов сопровождения, можно услышать сходство со звучаниями русских народных инструментов. В конце на более широком звучании сопровождения вновь звучит песня, словно после небольшого перерыва крестьянин с новыми силами принялся за работу.
Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: «Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнемождении от наплыва любви к природе». Август Жатва — это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина — важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари.
При этом много пели. В рукописи композитор сделал подзаголовок «Скерцо». И в действительности, «Жатва» — это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы.
В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж... Сентябрь Охота — это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова «охота», означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота — очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы.
Вспоминаются описания охоты о романе Л. Толстого, рассказах и повестях И. Тургенева, картины русских художников. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.
Октябрь Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени — это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы — это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы.
Октябрь, «Осенняя песнь» — это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации — вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным «вздохам», и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой «morendo», что означает, «замирая», как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни.
Вся пьеса — это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. Ноябрь Тройка — так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен.
Появление этой пьесы в цикле Чайковского воспринимается, хотя и в достаточно элегическом тоне, но как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей — вот символы продолжающейся жизни.
Обложка была с 12 картинками — медальонами и названием «Времена года». Сведений о первом публичном исполнении всего цикла или отдельных пьес не сохранилось. Отсутствуют и отклики прессы на издание. Однако очень скоро «Времена года» стали необычайно популярными и у музыкантов — любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки. Рассмотрим все части цикла по отдельности… «У камелька». Январь Камелек — это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага камина собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические.
В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали. Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически — мечтательным настроением. Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости. О таком эмоциональном состоянии можно встретить в письмах Чайковского: «Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться.
Средний раздел более оживленный по характеру, но также строится на коротком мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы. После него следует третий раздел, повторяющий первый с дополнением, заключающим всю пьесу с своеобразным затиханием мелодии и переливов арфы. Музыка как бы истаивает и картинка исчезает... Февраль Масленица или масленая неделя — праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества.
Март Жаворонок — полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений — мечтательно-грустного и светлого — заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка. Апрель Подснежник — так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега.
Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов. Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца. Май Белые ночи — так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем.
Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Именно так — «Белые ночи» — называется повесть великого русского писателя Федора Достоевского. Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей.
Бурёнка Чайковского городского округа с выездной программой «Души запасы золотые». Под теплым осенним небом звучала нежная скрипка Алены Зайцевой, задорно отбивал ритм ансамбль ложкарей «Калина», читал стихи собственного сочинения актер Чайковского театра драмы и комедии Александр Ляйс.