Новости война в ираке 1991

Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. «Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. 3 марта 1991 года иракские военные и руководство многонациональных сил подписали на авиабазе Сафван (Ирак) документы, регулирующие режим прекращения огня.

Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу

Совет Безопасности потребовал от Багдада вывести свои войска из Кувейта. Главную тяжесть военных действий США взяли на себя: из более чем 660 тысяч военнослужащих, вошедших в МНС, 500 тысяч, то есть не менее 76 процентов, были американцами. Остальные страны помогали главным образом деньгами. По оценкам Министерства обороны США, военная операция против Ирака в общей сложности стоила 61 миллиард долларов, хотя некоторые эксперты прибавляют к этой цифре еще 10 миллиардов. Члены МНС сообща собрали 53 миллиарда, причем больше всех выделили ближайшие соседи Ирака, страны Персидского залива, понимавшие, что Саддам Хусейн, если его не остановить, не удовольствуется Кувейтом. К их общему взносу в 36 миллиардов еще 16 добавили Германия и Япония. Остальную сумму внесли американцы. Второй этап операции по освобождению Кувейта получил название "Буря в пустыне". Возглавил его американский генерал Норман Шварцкопф.

За первые 14 часов боевых действий по Ираку было выпущено 114 крылатых ракет. Подавляющая часть их стартовала с надводных кораблей и несколько - с подводной лодки. Одновременно в воздух поднялись специальные самолеты для оказания мощного радиоэлектронного воздействия на средства ПВО противника. Главная цель, которую ставили перед собой МНС на начальном этапе проведения военной операции, заключалась в завоевании полного господства в воздухе. В целом это удалось. Глубоко эшелонированная и, по стандартам того времени, вполне современная система иракской ПВО, включавшая в себя в основном советские и французские образцы вооружений, понесла серьезные потери. Особенно следует отметить, что в ходе этой кампании американские генералы впервые широко использовали космические средства: еще до начала бомбардировок была развернута орбитальная группировка космических аппаратов, насчитывавшая более пятисот единиц, пятьдесят из которых относились к классу разведывательных. У Саддама Хусейна, несомненно, видевшего все эти приготовления, имелся собственный план противодействия.

Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США.

Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации.

Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире.

Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции.

С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния. Саддаму Хусейну не удалось разыграть израильскую карту, хотя в этом направлении были предприняты известные шаги в виде нанесения по территории Израиля серди ракетных ударов. Следует напомнить, что, по расчетам иракского лидера, резкое раскручивание антиизраильской кампании и попытки спровоцировать Тель-Авив на ответные военные действия против Ирака должны были поднять на защиту Багдада весь мусульманский мир и таким образом крайне затруднить США и их партнерам по антииракской коалиции реализацию их плана восстановления кувейтской монархии.

Однако этот замысел, по существу, был сорван усилиями Вашингтона, который сумел удержать израильтян от ответных мер и в какой-то степени обеспечить прикрытие территории Израиля зенитными ракетными комплексами. В итоге Израиль получил определенный политический выигрыш хотя бы от того, что не ухудшил отношений с арабским миром, а также некоторую компенсацию в виде финансовой помощи и дополнительных поставок вооружений. Но с нанесением поражения Ираку, а также в результате ликвидации его ракетного, химического и ядерного потенциала значительно снизилась военная угроза для Израиля со стороны такого опасного противника, каким до недавнего времени можно было считать Ирак. Заметно уменьшились и возможности палестинцев, пользовавшихся материальной и финансовой поддержкой Багдада, по оказанию сопротивления израильской оккупации арабских земель. Некоторые арабские странырассчитывали, что после войны им удастся через США добиться определенных уступок от Тель-Авива. Однако этого не произошло даже после серии американо-израильских переговоров по проблеме ближневосточного урегулирования в новых условиях. Влиятельные политические круги и лидеры Израиля с прежней настойчивостью добиваются закрепления за своей страной захваченных арабских земель. Естественно, это снижает для США и НАТО ценность добытой ими победы, так как способствует сохранению недоверия к их политике со стороны ряда арабских государств. Поэтому можно говорить о том, что война в зоне Персидского залива усилила позиции Израиля в его противостоянии арабам, а это никак не вяжется с утверждениями о стабилизирующей роли в мире военной мощи США и НАТО. Консервирующей военно-политическую ситуацию в интересах Вашингтона и его союзников - да, но далеко не стабилизирующей.

Что касается Ирана, то война в зоне Залива несколько изменила его стратегическое положение в благоприятном для него направлении. Главное, значительно ослаблен военный потенциал его основного военного и политического соперника. Кроме того, иракская агрессия против Кувейта в определенном смысле сместила или скорректировала источники угроз для монархических режимов и тем самым заставила последних смотреть на Иран как на возможного союзника в межарабском противоборстве. Во всяком случае, последние события в регионе способствовали улучшению отношений Тегерана с некоторыми государствами Аравийского п-ова, хотя, конечно, ирано-арабское соперничество в Заливе - это довольно стабильный военно-политический фактор, в значительной мере определяющий содержание внешнеполитического курса Ирана и направленность его военного строительства.

Такую же позицию занимали некоторые арабские страны, прежде всего, монархии Персидского залива. Захватив Кувейт, Хуссейн грозил напасть и на других соседей, не выражавших необходимого почтения «новому Алладину», которым он мнил себя. Как же так: Ирак один воевал с враждебным шиитским Ираном, а платить ему за это никто из богатых суннитских королевств и эмиратов не хочет?

Он считал, что Ирак надо подвергнуть жестким санкциям и одновременно поощрять внутреннее сопротивление режиму Хусейна. Хотя в то время можно было бы свергнуть режим Хусейна без особых проблем и с менее болезненными для всего региона последствиями. Свержением Саддама Хусейна воспользовался в большей степени Иран, за двенадцать лет, прошедших с первой войны, заметно укрепивший свои позиции. Вот почему свержение иракского лидера в 2003 году на Ближнем Востоке поддерживали не все - в нем видели определенный противовес укреплявшемуся шиитскому Ирану.

Активная фаза операции длилась всего 26 дней. Clements Значение американского вторжения в Ирак для геополитики Спустя 20 лет после вторжения США в Ирак эксперты полагают, что есть все основания считать эту интервенцию переломным событием в современной истории международных отношений. В интервью "Известиям" генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов отметил: "Вторжение в Ирак и последующая оккупация этой одной из ведущих арабских стран имели долгосрочные и масштабные последствия для всего ближневосточного региона, причем некоторые из этих последствий не преодолены и по сей день. Разрушение Ирака пошатнуло устоявшийся баланс между шиитами и суннитами, дало толчок для быстрого подъема исламского фундаментализма и международного терроризма, запустило цепную реакцию кризисов государственности в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, что через семь лет обернулось драмой "арабской весны". Последствия интервенции США для Ирака Крах государственности Операция "Иракская свобода" началась под предлогом поиска в Ираке оружия массового поражения и привела к свержению режима Саддама Хусейна и Партии арабского социалистического возрождения "Баас". Однако на Западе по-прежнему с неохотой говорят о том, что именно американская интервенция привела к краху государственности Ирака. Оккупационная администрация во главе с Полом Бремером сделала ставку на шиитские элиты, способствуя их продвижению на руководящие должности в Багдаде. Суннитское меньшинство, традиционно составлявшее основную часть политической верхушки страны Саддам Хусейн также был суннитом , ушло в оппозицию и инициировало партизанскую войну.

Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"

Большая их часть была направлена на поражение стационарных объектов ПВО Ирака (это прежде всего радиолокационные станции дальнего обнаружения) и системы государственного и военного управления страной. В первой половине 1991 года силы коалиции, собранные у границы с Ираком, превосходили по численности и вооружению в сравнении с силами противника. После завершения войны в 1991 году ООН потребовала от Ирака избавиться от уже имевшегося оружия массового поражения (химического, бактериологического) и приостановить разработку нового. Для этого в страну была направлена международная комиссия. Цитата 1991 год — операция «Буря в пустыне» по освобождению Кувейта от иракских войск, выпущены 282 крылатые ракеты. 1996 год — операция «Удар в пустыне» против Ирака для защиты курдов, выпущены 44 крылатые ракеты.

Агрессия Ирака против Кувейта.

4.2 Военная операция в Ираке. коалиция стран во главе с США подвергла массированной бомбардировке войска Ирака, за полгода до этого вторгшиеся на территорию небольшого, но очень богатого соседнего Кувейта. Видимо, госсекретарь США Джеймс Бейкер предупредил заместителя премьер-министра Ирака Тарика Азиза на встрече в Женеве 9 января 1991 года, то есть до начала войны, что его страна вернется в доиндустриальное состояние, если не выведет свои войска из Кувейта.

Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"

Военная операция сил США и Европы против Ирака началась 17 января 1991 г. №Около 3.00 ночи 17 января силы коалиции нанесли серию мощных авиационных и ракетных ударов по ключевым объектам иракской военной и экономической инфраструктуры. Война затянулась на 8 лет, в ходе боевых действий Саддам (по версии США) применял химическое оружие против оккупированной иранцами территории Курдистана (провинция в Ираке где живут курды). 17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне".

52. Ирак, 1990–1991 БОЙНЯ В ПУСТЫНЕ

КУВЕЙТСКИЙ КРИЗИС 1990–91 • Большая российская энциклопедия - электронная версия В ходе ирано-иракской войны Кувейт, откровенно опасавшийся усиления Ирана и расширения его влияния в регионе, выделил Ираку кредиты в общей сложности на 15 миллиардов долларов.
Операция «Буря в пустыне»: Роковое решение и уничтожение Ирака 17 января 1991 года началась разгромная для иракской армии операция "Буря в пустыне", ставшая первой дистанционной войной в мире и последней легитимной для США.

Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года

Предлагаем вашему вниманию доклад-расследование сайта о последствиях проводившихся США бомбардировок Ирака в ходе первой войны в Персидском Заливе (1991). Война в Персидском заливе (1991) — Война в Персидском заливе Дата 2 августа 1990 – 28 февраля 1991 Место Север Аравийского полуострова Причина Аннексия Ираком Кувейта. Итог Победа международной коалиции; освобождение Кувейта. Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии. 17 января 1991 года вооруженные силы США и стран Международной коалиции ООН начали военную операцию «Буря в пустыне» (Operation Desert Storm), направленную на уничтожение иракских войск, занявших соседний Кувейт. 26 февраля 1991 года президент Ирака Саддам Хусейн заявил о выводе войск из оккупированного Кувейта.

Война в Персидском заливе 1990-1991 годов

Партизанский этап войны в Ираке 2003 — 2010 гг. Война принесла в Ирак не только свержение Саддама Хусейна, но и хаос. Вакуум власти, созданный вторжением, привёл к большому разгулу мародёрства, грабежей и насилия. Ситуацию усугубляли и теракты, которые с завидной регулярностью начали осуществляться в крупных городах страны. С целью предупреждения военных потерь и потерь среди мирного населения, войска коалиции начали формирование полиции, которая должна была состоять из иракцев. Создание таких формирований началось уже в середине апреля 2003 года, а к лету территория Ирака была разделена на три оккупационные зоны. Север страны и район вокруг Багдада находился под контролем американских войск. Юг страны вместе с городом Басра контролировался британскими войсками. Территория Ирака к югу от Багдада и к северу от Басры находилась под контролем сводной дивизии коалиции, в состав которой вошли войска из Испании, Польши, Украины и других стран.

Солдаты коалиции Однако, несмотря на предпринятые меры, в Ираке вовсю развернулась партизанская война. При этом повстанцы практиковали не только взрывы автомобилей и самодельных бомб на улицах городов, но и обстрелы войск международной коалиции, причём не только из стрелкового оружия, но и даже из миномётов, минирование дорог, похищения и казни солдат коалиции. Эти действия заставили американское командование уже в июне 2003 года провести операцию «Удар по полуострову», направленную на уничтожение зародившегося в Ираке повстанческого движения. Посмотрите также Читать Среди важных событий войны в Ираке, помимо многочисленных восстаний и терактов, особенное место занимает поимка низложенного президента Саддама Хусейна. Он был обнаружен в подвале деревенского дома в 15 километрах от родного города Тикрит 13 декабря 2003 года. В октябре Саддам Хусейн предстал перед судом, который приговорил его к смертной казни — наказанию, которое временно было вновь разрешено оккупационной администрацией Ирака. Несмотря на ряд успехов коалиционных войск, операции против партизан не позволяли кардинально решить их проблему. В период с 2003 по 2010 гг.

В 2010 году американские войска из Ирака были выведены, тем самым официально завершив эту войну для США. Однако оставшиеся в стране американские инструкторы продолжали вести боевые действия и, как следствие, американские войска продолжали нести потери. К 2014 году потери войск международной коалиции составили, согласно американским данным, примерно 4800 человек убитыми. Потери партизан подсчитать не представляется возможным, однако можно с уверенностью сказать, что они превышают число потерь коалиции в несколько раз. Потери среди мирного населения Ирака исчисляются сотнями тысяч, если не миллионом, человек.

В беседе с RT он вспомнил события, которые предшествовали трагедии, рассказал о роли личности Саддама Хусейна и подчеркнул, что многое из того, что мы наблюдаем на Ближнем Востоке сегодня, стало следствием той войны. Началась оккупация, которая длилась более пяти месяцев. Затем последовал целый ряд международных резолюций, требующих от властей Ирака вывести войска из Кувейта, но дипломатические усилия потерпели провал, и 16 января 1991 года началась 43-дневная операция «Буря в пустыне». Саддам Хусейн обращается к нации. Фото: Reuters Международная коалиция, в которую входило более 60 государств, наносила авиаудары по территории Ирака. Эта операция и вытеснение иракских сил из Кувейта изменили облик Ближнего Востока. Однако если Кувейту удалось исцелить раны, нанесённые войной, Ирак до сих пор страдает от её последствий, а иракский народ до сих пор расплачивается за эту авантюру. Кроме того, по мнению экспертов, эта война стала главной причиной событий, пагубно отразившихся на некоторых других странах региона. RT обсудил эту катастрофу с генерал-майором Абду ад-Дайри. В прошлом он возглавлял военно-морские силы Ирака, а затем работал дипломатом и ежедневно самым пристальным образом следил за развитием событий. По его словам, возглавлявший тогда Ирак Саддам Хусейн всегда был склонен к насилию. Кроме того, Хусейн стремился к утверждению личной власти. Он очень хотел получить власть как офицер, желающий стать командиром, который принимает все решения. Хотя он был заместителем главы Совета революционного командования и мог давать распоряжения высокопоставленным генералам, он стремился стать генерал-лейтенантом иракских вооружённых сил, чтобы монополизировать власть в военных кругах», — вспоминает ад-Дайри. Существует предположение, что американский посол Эйприл Глэспи на встрече с Хусейном намекнула, что если он вторгнется в Кувейт, никакой реакции со стороны Вашингтона не последует. Протокол этой встречи был опубликован на нескольких языках, но прямых или косвенных доказательств этой версии RT не удалось найти. Тем не менее многие эксперты по-прежнему к ней склоняются. Апрель 1991 года. Фото: Reuters «Он игнорировал два очень важных момента. Первый связан с национальными интересами США в регионе Персидского залива.

В случае расхождений вырабатываются команды на коррекцию маршрута. Конечно, американцы искали пути преодоления этой проблемы Проделав огромную работу, их картографы нашли единственный маршрут в Багдад, подходивший для -Томагавков- Однако иракцы тоже обнаружили этот маршрут. Следуя своей традиции не носить все яйца в одной корзине, американцы попытались проложить другой маршрут, однако новый путь частично пролег по территории Ирана. Это было вторжение в воздушное пространство третьей страны, но янки посчитали, что это пустяки. В ходе атак Батдада -Томагавками- в 1991 г. После оснащения -Томагавков- глобальной навигационной системой GPS стали применяться и другие, но пока на американских складах лежали BGM-109 старою образца, их запускали лишь по этим двум дорогам Иракцы решили, что самым лучшим способом остановить -Томагавки- являются заграждения из огня малокалиберной зенитной артиллерии и ПЗРК в определенных точках обоих маршрутов На одном из предприятий военной промышленности страны был построен макет BGM-109. С учетом этого вокруг основных целей в стране расположили большое количество зенитных систем малого радиуса действия включая ЗПУ-14. Иракцы считали, что эти средства способны справиться с угрозой -Томагавков-. Задача обнаружения воздушных целей решалась примитивно. Посты наблюдателей образовывали три кольца: первый — вдоль всех границ страны, второй — примерно в 150 км в глубь иракской территории и третий непосредственно вокруг важнейших целей На каждом посту дежурило по 6-8 человек, которые посменно наблюдали за воздушным пространством в бинокли. Вышки постов отстояли друг от друга на 5-8 км в зависимости от рельефа местности. Каждая оборудовалась радиостанцией и обычным телефоном Сообщения наблюдателей анализировались в промежуточных штабах, пересылались для проверки ближайшим постам радиолокационного наблюдения, затем поступали в штабы оперативных секторов ПВО. Такая система позволяла не только обнаруживать низколетящие средства воздушного нападения, но и вычислять, к каким целям они направляются. Она отлично показала себя во время ирано-иракской воины и к 1991 г. Это случилось 17 января в 2 ч 35 минут. Ракетная атака сопровождалась постановкой интенсивных радиопомех системе связи наблюдателей. Поэтому визуальное наблюдение и простое прослушивание неба зачастую были единственными способами обнаружения американских ракет. М-р Хамид Hameed был опытным офицером- зенитчиком. Отряд занял позицию неподалеку от Хаббании Habbanya и авиабазы Таммуз Tammuz Основной его задачей стало уничтожение крылатых ракет на пути к иракской столице, побочной — защита авиабазы от низковысотных атак самолетов коалиции. Отряд Хамида был частью очень сильного пояса ПВО. Позиция давала ему возможность видеть все.

Началась оккупация, которая длилась более пяти месяцев. Затем последовал целый ряд международных резолюций, требующих от властей Ирака вывести войска из Кувейта, но дипломатические усилия потерпели провал, и 16 января 1991 года началась 43-дневная операция «Буря в пустыне». Саддам Хусейн обращается к нации. Фото: Reuters Международная коалиция, в которую входило более 60 государств, наносила авиаудары по территории Ирака. Эта операция и вытеснение иракских сил из Кувейта изменили облик Ближнего Востока. Однако если Кувейту удалось исцелить раны, нанесённые войной, Ирак до сих пор страдает от её последствий, а иракский народ до сих пор расплачивается за эту авантюру. Кроме того, по мнению экспертов, эта война стала главной причиной событий, пагубно отразившихся на некоторых других странах региона. RT обсудил эту катастрофу с генерал-майором Абду ад-Дайри. В прошлом он возглавлял военно-морские силы Ирака, а затем работал дипломатом и ежедневно самым пристальным образом следил за развитием событий. По его словам, возглавлявший тогда Ирак Саддам Хусейн всегда был склонен к насилию. Кроме того, Хусейн стремился к утверждению личной власти. Он очень хотел получить власть как офицер, желающий стать командиром, который принимает все решения. Хотя он был заместителем главы Совета революционного командования и мог давать распоряжения высокопоставленным генералам, он стремился стать генерал-лейтенантом иракских вооружённых сил, чтобы монополизировать власть в военных кругах», — вспоминает ад-Дайри. Существует предположение, что американский посол Эйприл Глэспи на встрече с Хусейном намекнула, что если он вторгнется в Кувейт, никакой реакции со стороны Вашингтона не последует. Протокол этой встречи был опубликован на нескольких языках, но прямых или косвенных доказательств этой версии RT не удалось найти. Тем не менее многие эксперты по-прежнему к ней склоняются. Апрель 1991 года. Фото: Reuters «Он игнорировал два очень важных момента. Первый связан с национальными интересами США в регионе Персидского залива. Второй — с тем, что Саддам как правитель не уделял никакого внимания иракскому народу, его будущему.

56. Итоги операции «Буря в пустыне»

Операция в Афганистане началась осенью 2001 года, и уже в следующем году движение потерпело поражение. После этого Ирак снова оказался в центре событий. Уже в начале 2002 года США потребовали от Ирака возобновить сотрудничество с комиссией ООН по контролю над химическим оружием и оружием массового поражения. Саддам Хусейн отказался, мотивируя это тем, что такого оружия в Ираке нет.

В конце концов, в ноябре 2002 года Ирак под нарастающим давлением был вынужден пустить комиссию на территорию Ирака. При этом комиссия ООН заявила, что никаких следов оружия массового поражения не обнаружено, равно как и возобновления его производства. Тем не менее, американское руководство уже выбрало путь войны и настойчиво шло по нему.

В адрес Ирака с завидной периодичностью выдвигались объединения о связях с Аль-Каидой, производстве химического оружия и подготовке терактов на территории США. Однако ряд этих обвинений доказать так и не удалось. Тем временем подготовка к вторжению в Ирак шла полным ходом.

Войска этих государств и должны были провести молниеносную операцию против Ирака, свергнуть Саддама Хусейна и установить в стране новое, «демократическое» правительство. Операция получила название «Иракская свобода». Для вторжения в Ирак была создана мощная группировка войск коалиции, включавшая в себя 5 американских дивизий среди них одна танковая, одна пехотная, одна воздушно-десантная и две дивизии морской пехоты и одна танковая дивизия Великобритании.

Эти войска были сконцентрированы в Кувейте, который и стал плацдармом для вторжения в Ирак. Начало войны в Ираке март — май 2003 г. Карта боевых действий На рассвете 20 марта 2003 года войска антииракской коалиции вторглись в Ирак, а их авиация подвергла бомбардировкам крупные города страны.

При этом американское руководство отвергло идею массированной авиационной подготовки, как в 1991 году, и приняло решение уже с первого дня осуществить наземное вторжение. Отчасти это было вызвано тем, что Джорджу Бушу необходимо было как можно быстрее свергнуть иракского лидера и объявить о победе в Ираке для повышения собственного рейтинга, а также для исключения какой-либо возможности применения Ираком оружия массового поражения нахождение которого на территории страны, впрочем, и так подвергалось сомнению. Посмотрите также Читать 23 иракские дивизии практически не вели боевых действий, ограничившись лишь локальными очагами сопротивления в городах.

При этом бои в населённых пунктах затягивались до двух недель, несколько снижая темп наступления. Однако в основном войска коалиции продвигались вглубь страны достаточно быстро, при этом неся совсем мизерные потери. Авиация Ирака также не оказывала противодействия войскам союзников, что позволило последним уже в первых дней получить и прочно удерживать превосходство в воздухе.

В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев. И Советский Союз, хотя в состав коалиции из 34 государств в том числе многих стран из бывшего Варшавского договора не входил, но агрессию режима Саддама Хусейна решительно осудил и фактически поддержал заправилу операции — США. Может потому, что и самому СССР до развала оставалось менее года и своих проблем хватало, а может из-за действительно откровенно захватнической политики Багдада, который за два дня буквально растоптал маленький, но очень нефтяной Кувейт. Ирак тогда оккупировал Кувейт под предлогом воровства этой страной нефти американцы действительно предоставили Кувейту технологии наклонного бурения, позволяющего заглубляться в «резервуары» соседей , а, по сути, Ирак агонизировал из-за низкой стоимости этой самой нефти — 18 долларов за баррель. Было бы 25 долларов за баррель — Ираку бы хватило, чтобы поправить финансовое и экономическое положение после недавно закончившейся затратной ирано-иракской войны. Из любой ситуации нужно делать выводы и извлекать опыт, в том числе содержащий ошибки конфликтующих сторон. Бесспорно, российский Генштаб досконально изучил ход операции «Буря в пустыне» как и многие другие и составил свою тактику действий, которая сейчас позволяет нашим ВКС успешно и бескровно действовать в Сирии против боевиков «Исламского государства» запрещенная в России террористическая организация , эффективно поддерживая с воздуха правительственные войска и патриотическую оппозицию. Непосредственно сама операция «Буря в пустыне» длилась с 17 января по 24 февраля 1991 года и стала частью так называемой Первой войны в Персидском заливе «Война в заливе».

Ей предшествовала операция «Щит пустыни», начавшаяся 7 августа 1990 года с размещения американских войск в Саудовской Аравии. Последующая операция — «Сабля в пустыне» — продолжалась с 24 по 28 февраля 1991 года и представляла наземную операцию МНС, которая привела к разгрому иракской армии, освобождению Кувейта и продвижению войск коалиции на глубину до 50 километров на территорию самого Ирака. Багдад тогда заявил о прекращении сопротивления по всем фронтам и признал все резолюции Совбеза ООН. Как же тогда, 25 лет назад, развивались события? К началу военных действий в регионе противостояния противоборствующие стороны развернули мощные группировки различных видов вооруженных сил. МНС во главе с США имели почти в три раза больше боевых самолетов и абсолютное превосходство в военно-морских силах. Эти силы включали до 600 тысяч человек, свыше четырех тысяч танков, более 3 700 орудий полевой артиллерии и минометов, около двух тысяч самолетов и более 100 кораблей.

Но не каких важных решений Америка не предпринимала для того что бы поставить иракского лидера на место. Это и дало основание Саддаму не бояться ответных реакций со стоны США. Так же, хотелось бы отметить, что Вашингтон был в курсе того что Ирак разрабатывал программу по созданию оружия массового поражения, расходовал значительную часть кредитов на развитие военной области и делал резкие заявления в сторону Кувейта; но при этом администрация белого дома закрывала на это глаза и накануне оккупации Кувейта Ираком не указала Саддаму на неизбежность жестких мер в случае его вторжения в Кувейт. Он писал: "Тот самый Запад, который столь усердно добивался выполнения резолюций ООН и направил свои войска и корабли, чтобы освободить Кувейт, на протяжении десятилетий оставался глух к более значимым проблемам региона и до сих пор ничего не делает для проведения в жизнь резолюций, принятых по иным поводам. Полной поддержкой Запада пользуются причиняющие страдания народам диктаторские режимы. Их правители купаются в роскоши в то время как народы этих государств живут в условиях жуткой нищеты и голодают. Запад закрывает глаза, когда людей лишают свободы, но широко открывает их, как только появляются признаки антизападных настроений или опасной религиозной войны. Вот почему многие арабы полагают, что их страдания - результат заговора диктаторских режимов и Запада". Данное общественно- политическое мышление выполнялось в политике улучшения взаимоотношений с западными государствами. На политику Советского Союза в большей мере влиял принятый советским руководством курс на сближение с Соединенными Штатами. В правительстве к этому времени возобладала точка зрения, согласно которой, основной интерес СССР должен обратиться на Запад в расчете на приобретение поддержки, инвестиций и новой технологии. Другой внутренний фактор, влиявший на политику Москвы - религиозно-национальный вопрос, а именно, представители мусульманских движений являлись в ряде регионов СССР более серьёзной альтернативой коммунистическому руководству. Они анализировали мусульманские регионы Советского Союза как часть наиболее широкого мира мусульманской цивилизации. Советский Союз поставлял крупные партии орудия и технологии в Ирак, тем самым укрепляя собственную экономику. Внутреннее положение государства оставляло желать лучшего, Советский Союз был на грани развала. Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта. Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку. Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю. Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США. Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации. В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН. Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе. В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники. Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций.

Геллман пишет: "По словам аналитиков из Пентагона, через четыре месяца после окончания войны в заливе генерирующие мощности электроэнергетики Ирака были низведены до доиндустриального уровня, страна вернулась к 1920 году, когда еще не нашли широкого распространения холодильники, водоочистка и канализация". Разрушение систем водоочистки и канализации Журналист Эд Вуллиами Ed Vulliamy рассказал, как во время войны в Персидском заливе союзники разбомбили водоочистные сооружения в городе Басра. Имеются письменные свидетельства очевидцев уничтожения других объектов гидросистемы. Команда из Гарварда в сентябре 1991 года сообщала, что посетила два очистных канализационных сооружения, которые обслуживают Багдад. Оба прекратили работу в первые недели войны, лишившись электроэнергии. Один объект был позже разрушен бомбами союзников, и по состоянию на начало мая 1991 года продолжал сбрасывать неочищенные сточные воды в реку Тигр. Кларк сообщал, что "четыре из семи крупных водонасосных станций в Ираке разрушены. Бомбы и ракеты попали в 31 муниципальный объект водоочистки и канализации. В одном только Багдаде было 20 таких попаданий. Сточные воды стекали в Тигр и растекались по улицам Багдада, увеличивая число смертей от заболеваний, передаваемых через воду". Далее Кларк сообщает: "Водоочистные сооружения выведены из строя по всей стране. Те, что не были повреждены, не могут работать без электричества. На протяжении многих недель население Багдада набирало воду для питья ведрами в Тигре. При этом не было ни телевидения, ни радио, ни газет, которые могли бы предупредить его об опасности". ИноСМИ основывает свои заключения на документе, подготовленном разведывательным управлением министерства обороны США и рассекреченном в 1995 году. Он утверждает, что Соединенные Штаты специально лишили Ирак возможности обеспечивать население питьевой водой. В докладе РУМО от 18 января 1991 года, который был озаглавлен "Уязвимости иракских систем водоочистки" и направлен в передовые командования союзных войск, представлен подробный технический отчет об иракских водоочистных сооружениях и даются детальные объяснения о том, какое воздействие можно оказать на Ирак и его население, если разрушить такие объекты и не дать их восстановить. О значении доклада РУМО мы подробно поговорим позднее. Разрушение предприятий по производству хлора В рассекреченном американском докладе сообщается об уничтожении предприятий по производству хлора, предположительно в результате бомбардировок союзников: Восстановление мощностей по подготовке пригодной для питья воды в масштабах всей страны замедлено благодаря 1 разрушению мощностей по производству хлора и 2 большим финансовым затратам на восстановление разрушенных нефтехимических производств и необходимости импортировать продукты хлора из-за рубежа. Водоочистные системы и переносные генераторы, предоставленные в рамках гуманитарной помощи, в лучшем случае могут стать временной мерой. Министерство здравоохранения Ирака продолжает публиковать инструкции для населения о необходимости кипятить воду, доводить еду до полной готовности, а также хранить пищу и воду в чистых емкостях. В июне 1991 года газета New York Times сообщила со ссылкой на иракские правительственные источники, что во время войны было повреждено шесть заводов по производству хлора. На одном был начат ремонт, и его удалось ввести в строй в короткие сроки, однако он мог обеспечить потребности Ирака в хлоре для водоочистки всего на 20 процентов. Разрушение сети связи Иракская системе телекоммуникаций была выведена из строя в первые дни войны в Персидском заливе. Миссия по выявлению фактов из Международного союза электросвязи МСЭ , работавшая в Ираке в июне-июле 1991 года, сообщила: "400 000 из 900 000 иракских телефонных линий уничтожены. Чтобы не допустить распространения информации, новостей и предупреждений для населения, было уничтожено шесть беспроводных широковещательных станций, 12 телевизионных станций и пять радиостанций. Без электричества даже неповрежденные радиопередатчики и приемники оказались бесполезны. Разрушение транспортной системы В стране, которая строилась в основном по берегам двух больших рек, было повреждено и уничтожено 139 автомобильных и железнодорожных мостов, в том числе, 26 в одной только провинции Басра.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий