Усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости стран мира. Мировая экономика приобретает черты единого целостного образования, взаимодополняемости. Усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости стран мира. Мировая экономика приобретает черты единого целостного образования, взаимодополняемости. 220. Взаимозависимость национальных экономик означает, что: • рост дохода в одной стране стимулирует рост доходов в других странах. Взаимозависимость означает, что события в одной части мира могут оказывать немедленное воздействие на отдаленные регионы, что подчеркивает глобальный характер современных экономических проблем и возможностей.
Международная экономическая безопасность
Количественное значение любого внешнеэкономического фактора для развития народного хозяйства той или иной страны характеризуется с помощью ряда показателей, таких как экспортная и импортная квота, удельная величина внешнеторгового оборота, экспорт и импорт на душу населения.
Этот ответный эффект на рост доходов в одной стране, таким образом, вызывает увеличение совокупного спроса в других странах, что является дополнительной реакцией на первоначальное расширение спроса в одной стране. Данный эффект может использоваться в экономической политике. Крупная в экономическом отношении страна своей денежной и фискальной политикой может стимулировать внутреннее производство и соответственно импорт, что вызовет рост экспорта другой страны. Это приводит к увеличению производства и занятости в мире «теория локомотива».
Степень влияния оживления в одной стране зависит не только от доли ее импорта в другой стране, но и от влияния ее экспорта на последующий прирост дохода. На основе эконометрической модели международной связи ОЭСР были подсчитаны размеры эффекта передачи экономического роста или взаимозависимости 1979. Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения «сжатия» , повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта.
Это обусловливает сжатие экономики других стран и в свою очередь приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. Так, экспортная ориентация производства ставит страну в зависимость от изменения мировых цен, колебаний мирового спроса, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для небольших стран с узкой специализацией экономики.
Не менее чревата отрицательными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, ограничения на экспортные поставки в странах-экспортерах — все это неблагоприятно отражается на стране-импортере. Большое значение в этом плане имеет дифференциация стран по экономической мощи, уровню экономического развития, роли в мировой экономике. Сохраняющиеся построения мировой экономической системы дают односторонние преимущества ведущим странам и группам стран.
Доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Плеханова Игорь Хмелев — о необходимости поддерживать курс рубля к евро для сдерживания инфляции. Нюансы Высокая степень открытости экономики не всегда означает экономическую самостоятельность. Необходимо учитывать, какой именно продукцией торгует страна.
Чем выше уровень обработки и переработки продукции, а также техническая сложность её производства, тем сильнее страна влияет на мировую экономику. Страна может иметь относительно невысокий индекс открытости даже при больших объёмах экспорта и импорта. Это означает, что ее внутренний спрос и предложение достаточно высокие, чтобы не зависеть от внешней торговли.
Ее потенциал, с точки зрения ориентации производства на общественные интересы, ограничен. В своей хозяйственной деятельности крупные корпорации не гнушаются сговорами о тарифах, ценах, прибылях и долях рынка, т. Антимонопольная политика страны недостаточно эффективна, так как не имеет прочных традиций в российской действительности, где на протяжении десятилетий преобладали крупные предприятия монопольного типа. Дело осложняется условиями и способами формирования предпринимательства на первых этапах трансформации. Государство и сегодня продолжает испытывать на себе давление корпоративного сектора экономики.
Об этом свидетельствует явление, которое иногда именуется как приватизация государственной власти. Суть его состоит в том, что государственные органы разного уровня подпадают под влияние тех или иных бизнес-структур, что означает обретение крупным бизнесом не только экономической, но и политической власти. Это негативно воздействует на остальных участников рынка. По оценкам экспертов Всемирного банка, они в среднем получают вдвое больше льгот, чем среднее предприятие той выборки, которая стала предметом их анализа. Такие неформальные по своей сути отношения бизнеса и государства нетерпимы с точки зрения национальных интересов. В последнее время все чаще выдвигаются требования об усилении социальной ответственности бизнеса. Это способствовало бы нормализации социальной ситуации в обществе. Но такие призывы не всегда получают адекватный отклик.
Тем не менее некоторые изменения во взаимоотношениях государства и бизнеса все-таки обозначились, появились положительные тенденции. Наблюдается ослабление спекулятивного сектора и постепенный рост промышленных предприятий, расширение реального сектора экономики. Предпринимаются попытки отдалить олигархов от непосредственного управления экономической политикой. Это открывает определенные предпосылки для упорядочения предпринимательских экономических интересов. Процесс вовлечения интересов крупного бизнеса в систему национального экономического интереса еще далек от завершения. Так, продол- жающийся отток капитала сдерживает процесс диверсификации производства в соответствии с общественными потребностями и, в целом, — повышение эффективности производства. Поэтому в современных условиях стоит задача налаживания взаимодействия государства и бизнеса. Диапазон такого взаимодействия должен простираться от совершенствования институциональных условий функционирования корпораций до государственной поддержки тех из них, что следуют в своей практике национальным интересам.
Общая линия должна состоять в налаживании партнерских отношений с бизнесом, преодолении конфликтных ситуаций. Здесь видятся два взаимосвязанных аспекта. Первый — формулирование национальных финансово-экономических интересов и превращение государства в основной субъект данных интересов. Второй — реализация на этой основе стратегии согласования интересов различных групп общества. Исходя из реальной практики можно выделить следующие институциональные уровни согласования интересов и повышения финансово-экономической безопасности: 1. Государственный уровень согласования интересов выражается в нормативном регулировании вопросов корпоративного управления. Возникающие здесь проблемы являются, главным образом, результатом несложившейся административной и судебной практики осуществления норм Гражданского кодекса РФ. Поэтому на государственном уровне необходимо приложение максимума усилий к формированию судебной практики, популяризации и распространению нормативно-правовых знаний среди широкого круга лиц.
Корпоративный уровень согласования интересов определяется развитием внутрикорпоративных норм, традиций и установок. Детализация законодательных норм, а также выбор конкретных процедур реализуются через внутрикорпоративные документы: устав, положение об общих собраниях акционеров, о совете директоров, о правлении. Необходимость выхода предприятий на международные рынки в условиях неразвитости отечественной банковской системы и фондового рынка требует соблюдения западных стандартов в области как корпоративного управления, так и финансовой отчетности. Эту проблему призван разрешить принятый кодекс корпоративного поведения, который, по замыслу разработчиков, должен стать своеобразной библией взаимоотношений акционеров и менеджеров. Социальный уровень согласования интересов общественное сознание выражается в задаче создания класса собственников и формировании ответственных и компетентных руководителей. Социальная составляющая СФЭИР включает интересы домашних хозяйств, государственная — государственные интересы, а корпоративная — интересы национальных компаний.
Глобализация мировой экономики: что это такое и какие перспективы она открывает?
Опубликовано 30 марта 2022, 09:59 2 мин. A Что такое открытая экономика. Объясняем простыми словами Открытая экономика — тип экономики, при котором наблюдается её интеграция в систему мировых хозяйственных связей, обеспечивающих свободный экспорт и импорт товаров и услуг между странами. Обсудить Также подразумевает научно-технологический обмен и производственную кооперацию между странами и их субъектами. Страна с открытой экономикой активно экспортирует и импортирует товары. При этом правом на внешнюю торговлю обладает не только государство, но и резиденты этой страны. Степень открытости экономики определяет доля совокупного экспорта и импорта страны в общем объёме ВВП.
Это работает как для развитых, так и для развивающихся стран. Даже в менее развитых странах наличие стабильного покупателя данного товара гарантирует определенную экономическую стабильность.. Негативные эффекты Экономическая взаимозависимость также подразумевает негативные последствия для всех стран, которые участвуют в отношениях. Во-первых, суверенитет стран находится под угрозой, так как компании-покупатели приобретают большую политическую власть. Это означает, что национальная автономия сокращается, чтобы удовлетворить пожелания экономических групп, которые заинтересованы в экономике страны.. С другой стороны, существуют также ситуации, в которых проблемы, влияющие на местное производство, начинают рассматриваться как проблемы глобальной безопасности.. Это приводит к созданию наднациональных организаций и договоров, заинтересованных в стандартизации социальных и коммерческих норм стран, с тем чтобы гарантировать экономическую стабильность стран, которые имеют взаимозависимость.. В этом смысле мы должны учитывать, что экономические и социальные условия всех стран различны. Поэтому эти международные договоры не заключаются в условиях справедливости и в конечном итоге вызывают большую зависимость со стороны менее развитых стран и большие выгоды для промышленно развитых стран..
Глобализация и глобальная взаимозависимость. Получено с: eumed. Экономическая взаимозависимость и конфликт в мировой политике. Получено из: unc. Национальная и международная политическая конъюнктура. Восстановлено от: coyunturapoliticamx. Основы экономики: взаимозависимость.
Условия внутреннего спроса Значится не количество, а качество.
Смежные и обслуживающие отрасли Развитие отдельных отраслей способствует развитию смежных отраслей. Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция Это свойство охватывает цели, стратегии и способы организации компании. Различаются в различных странах. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в тех или иных отраслях экономики необходимо преимущество во всех составляющих ромба. Случайные события — действия несвязанные с событиями в стране резкие изменения цен на финансовых рынках, изобретения и т.
Характерные черты этого явления начинают проявлять себя уже сегодня. Ни Турция, ни Бразилия, ни Индия, ни Нигерия не являются сегодня и не станут в ближайшем обозримом будущем мощными политическими, экономическими и уж тем более финансовыми силами, но благодаря своей военной силе ещё долго будут пребывать в ранге региональных держав. Создатели этого "порядка" право на самоопределение толкуют исключительно как право народа на национальное самоопределение, но не на политическое и экономическое. В этом деле у них есть не только союзники и последователи, но и враги.
Враги сильных мира сего редко легитимизируются как таковые попросту из страха. Любовь к победителям - общее свойство человеческой природы. В целом это явление, представляющее США и привязанные к ним страны, сегодня обозначается различными терминами, но чаще всего употребляются следующие три: глобализм, глобализация и новый мировой порядок. Поэтому сразу определимся: глобализм - это идеология, глобализация - процесс, а новый мировой порядок - система. Совокупное действие этих факторов определяет функционирование всего человеческого общества в духе установок идеологии глобализма. Само собой понятно, что воспользоваться такой выстроенной конструкцией могут далеко не все участники мирового рынка. Коммуникации - мгновенные, мировая экономика функционирует одновременно на всех континентах". Противодействие глобализации носит, прежде всего, политический характер, например, усилия стран по сохранению государственного суверенитета. Как экономическая неизбежность она принята и Россией, и Китаем, и в этом смысле она уже представляет собой почти реализованный экономический порядок мира.
Противодействие глобализации усиливается в государствах, в которых развит национализм. Поэтому при сложившихся обстоятельствах ТНК вынуждены опираться на силу, которой на сегодняшний момент обладает только США. Бжезинский, до принуждения силой. Существует скрытое сопротивление тех, кто внешне вроде бы является сторонником глобализации. Однако преимущества, предоставляемые глобализацией крупным игрокам в мировой экономике, заставляют многих, даже и эти государства, всё больше склоняться к поддержке глобализации, потому что этого от них требуют национальные экономические и финансовые элиты. Терроризм оспаривает всемогущество глобализации и разрушает её авторитет. Глобализация не подразумевает ни создание универсального государственного сообщества, ни универсальности на всех уровнях. Очевидно, что пока ещё не может произойти то, что в начале XIX в. Понятно, что тот, кто не обладает большой силой, хотел бы обуздать большую силу с помощью права.
Содержание её проявляется в навязывании идеологических установок глобализма в качестве неолиберализма, в систематической и контролируемой демократизации государств, в повышении роли и значения международных организаций силы, таких как НАТО, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и т. Если политика не в состоянии преодолеть стоящие на пути глобализации препятствия, то носители её используют и военную силу. Для осуществления глобального устройства мира необходимо введение правил, согласно которым мир будет функционировать, а это иногда можно обеспечить только при помощи силы. Для достижения этой цели ведутся войны и реализуются гуманитарные интервенции. В течение 2008 г. Сегодня всё, что происходит в мире, становится доступным в форме новостей, передаваемых с помощью электронных СМИ. Похожая ситуация складывается и в других сферах культуры. В результате когда-то такие мощные киноиндустрии, как французские, например, ныне уже почти не продуцируют фильмы. Английский язык стал не только языком дипломатии и бизнеса, но и Интернета.
Доллар является платёжным средством по всему миру.
Международная экономическая безопасность
Формирование финансово-экономической безопасности государства: взаимодействие и взаимозависимость национальных и глобальных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес». Вследствие этого в качестве важной цели глобализации сегодня выступает лишение национальных государств автономии с точки зрения ведения экономической политики, что означает необходимость толковать национальный суверенитет как уже изжитую категорию. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик.
Проблема внешнеэкономического равновесия.
НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: Развитие и углубление международного разделения труда, масштабов и роли МЭО ставят на практические рельсы проблемы взаимозависимости стран. возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Это означает, что темпы роста взаимозависимости национальных хозяйств стали значительно опережать внутриэкономический рост даже в самых динамично развивавшихся странах и регионах планеты. § 1. Международная экономическая взаимозависимость: Естественным фундаментом международных экономических связей является международное разделение труда, т.е. специализация стран и регионов на производстве определенных товаров и услуг.
1.4. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная безопасность.
Значение международного кредита. Регулирующая функция международного. Роль международного кредита в развитии мировой экономики. Функции международного кредита презентация. Общественная система экономики.
Взаимосвязь и взаимозависимость видов экономических систем. Глобализация финансов. Глобализация финансовых рынков. Финансовая глобализация примеры.
Глобализация мирового финансового рынка. Глоболмзацич мирово экономики. Глобализация мирового хозяйства. Понятие экономическая глобализация.
Взаимозависимость рынков. Экономические взаимозависимости презентация. Взаимозависимость это в экономике. Потоки доходов в бизнес модели.
Координация деятельности это. Координация деятельности подразделений организации. Основные формы осуществления координации. Взаимозависимые лица примеры.
Примеры взаимозависимых лиц в организации. Взаимозависимые лица определение. Взаимозависимость современного мира примеры. Экономический раздел мира.
Возникновение и развитие корпораций.. Возникновение крупных корпораций год. Появление крупных корпораций стремившихся. Национальная экономика и национальное богатство.
Национальное богатство это в экономике. Национальное богатство страны это. Влияния национальное богатство на экономику. Взаимосвязь и взаимозависимость цен.
Виды взаимозависимости. Инвестиции в недвижимость в России статистика. Иностранные инвестиции в России статистика. Отечественные инвестиции в России.
Иностранные инвестиции в Россию. Экономика национальной безопасности. Международная экономическая безопасность. Взаимосвязь международной и национальной безопасности.
Взаимосвязь и взаимозависимость социальной политики и экономики. Социальная экономическая взаимосвязь. Взаимосвязь экономической и социальной политики государства. Взаимосвязь политики и социальной политики.
Взаимозависимость психология. Уровни политического сознания. Взаимозависимость норм международного права проявляется в. Взаимосвязь гражданско процессуальных принципов.
Принцип законности гражданского процессуального права. Взаимосвязь принципов гражданского процессуального права. Метод прямого дефлятирования. Для чего используется метод двойного дефлятирования?.
Для чего используется метод дефлятирования ВВП. Взаимозависимость это в менеджменте. Взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Взаимозависимость в педагогике.
Прогноз развития мировой экономики. Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят государства, отличающиеся социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами международных экономических отношений. Развитие и совершенствование мирохозяйственных связей представляет собой довольно сложный, противоречивый процесс. Его суть в том, что движение к экономической независимости и укреплению отдельных национальных хозяйств в современных условиях ведет неизбежно ко все возрастающей интернационализации хозяйственной жизни, повышению степени открытости национальных экономик и усилению их взаимозависимости на основе дальнейшего углубления международного разделения труда. Международное сообщество объединяет государства, имеющие свою национальную и экономическую самобытность. Основными критериями, отличающими различные хозяйственные системы, являются возможности использования передовой техники и технологии производства, а также степень овладения принципами рыночного устройства экономики. Анализ ретроспективных показателей мировой экономики в целом за последнее столетие указывает на неравномерность мирового экономического развития. Согласно статистическим данным основной прирост мирового валового продукта и внешней торговли происходил во второй половине XX века. С 1900 по 1950 г.
В последующие десятилетия с 1950 по 2000г. Необходимо заметить, что мировой экспорт товаров, ранее развивавшийся примерно теми же темпами, что и мировое производство, последние почти пять десятилетий рос в два с лишним раза быстрее, чем общемировой ВВП. Именно благодаря ускоренному развитию мировой экономики и торговли произошел заметный рост общего уровня жизни населения Земли, его обеспеченности продовольственными ресурсами и материальными благами. С переходом в послевоенную стадию восстановления и развития картина стала неизмеримо сложнее. Кроме того, что произошло двукратное увеличение темпов мирового хозяйственного роста и трехкратное мировой торговли в послевоенное пятидесятилетие по сравнению с предшествующим, рост масштабов производимого в мире валового продукта сопровождался в эти годы глубокими качественными изменениями. Произошла полная перестройка технологической базы мирового производства, приведшая к крупнейшим сдвигам в его отраслевой структуре. Резко усилилась зависимость национальных экономик от международной торговли товарами и услугами, трансграничного движения капитала и рабочей силы, экспорта и импорта знаний, технологий, информации.
Современный мир — мир жесткой конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий за три первых года XXI века.
Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики — идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами. Самым большим прорывом на этом пути поиска новых форм межгосударственных объединений стало создание Европейского союза; активизируется также деятельность ряда объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе АТР. Совершенно очевидно, что Россия не может оставаться в стороне от этих общемировых процессов, хотя ей необходимо решать собственные масштабные задачи, связанные с реорганизацией ее хозяйства и инфраструктур, а также с серьезными преобразованиями в общественной жизни. В основе активности Советского Союза на мировой политической арене в 1970—1980-е годы лежали принципы его полной хозяйственной и идеологической независимости, постоянного подтверждения статуса сильной и великой державы. Сегодня активное и эффективное участие России в мировой политике, в мировом разделении труда, во всемирной торговле строится на иных началах: оно зависит от эффективности ее работы на уровне межгосударственных и надгосударственных организаций и объединений, от степени интеграции в них. В мире растет взаимозависимость. Одним нужен доступ на внешние рынки сбыта, другие испытывают потребность в рабочей силе, кто-то зависит от технологий, а кто-то — от импорта энергоресурсов. И самодостаточность — это категория, несовместимая с понятием «прогресс».
Россия всегда была одним из субъектов исторического процесса, и потому она — великая страна. Важнейшая задача сейчас — добиться нового качества ее участия в мировых процессах. Ведь реальность XXI века состоит в том, что основными игроками и силами на мировой арене становятся не только государства, но и трансграничные структуры и объединения: объединенная Европа, ВТО, транснациональные корпорации, региональные структуры, неправительственные организации наподобие Greenpeace, мировые религии. Их влияние распространяется на всемирные инфраструктуры финансов, коммуникаций и транспорта. Очевидно, что если трансграничные образования становятся сильнее и эффективнее государственных, то с ними надо налаживать взаимодействие, выстраивая многоуровневые взаимосвязи. Участие в многочисленных и разнообразных системах отношений предоставляет свободу для маневра и не закрывает ни одной из возможностей. Вопрос лишь в принципах осуществления такой разнонаправленной интеграции. Важным инструментом повышения конкурентоспособности стали процессы укрупнения и интеграции. Региональная и субрегиональная интеграция становится в условиях глобализации доминирующей тенденцией на всех уровнях — от корпоративного до национального.
Решающее значение имеет правильный выбор ниши, которую государство или союз могут занять в мировом разделении труда. Наша задача — создать такую необходимую миру конструкцию, которая не могла бы функционировать без России и союзов с ее участием. В третьем тысячелетии успех качественного развития любого государства предопределяется его способностью задействовать не только внутренние, но и внешние источники роста. Однако все понимают, что потенциал рынка энергоносителей ограничен, к тому же сам рынок не застрахован от резких и всегда плохо предсказуемых колебаний. Его нельзя рассматривать как основу для стратегии экономического роста. Что касается производимых в России и на большей части постсоветского пространства несырьевых товаров и услуг, то их привлекательность на мировых рынках невелика в силу их пока еще невысокой конкурентоспособности. В такой ситуации есть два очевидных подхода к проведению внешнеэкономической политики. Один состоит в том, чтобы, сохраняя или даже усиливая защищенность национального рынка от внешней конкуренции, стимулировать внутренние инвестиции в основной капитал, реструктурировать таким образом производство и насытить внутренний рынок качественной продукцией, которая по мере возрастания конкурентоспособности начнет находить сбыт и за границей. Возросшие вследствие этого доходы от внутренней и внешней торговли обеспечат расширенное воспроизводство на новой качественной основе, а тем самым — требуемый экономический рост.
Однако у этой модели имеется серьезный недостаток. Неясно, хватит ли капиталов как российских, так и зарубежных , готовых работать на пока еще недостаточно емкий российский рынок, при том что окупаемость вложений далеко не очевидна, а административные издержки по-прежнему велики. Другой — противоположный — подход предполагает быструю либерализацию рынка. В этом случае можно надеяться на встречные уступки со стороны коммерческих партнеров, которые позволят тем российским предприятиям, что выдержат возросшую конкуренцию, беспрепятственно торговать со всем миром. Основные риски данного сценария связаны с тем, что переходный период приспособления российской экономики к новым условиям жесткой конкуренции явно чреват негативными социальными последствиями. И кроме того, на внешних рынках, как неоднократно приходилось убеждаться, нас никто не ждет. Но есть и еще один путь — расширение границ доступного рынка. Для России, к примеру, эта задача экономически означает создание выходящего за пределы политической карты РФ однородного пространства для деятельности российских компаний. Такая же схема подразумевается для наших соседей — Казахстана, Белоруссии, Украины.
Предположим, что этот сценарий удается осуществить. Первое и самое важное его следствие — появление мощного, нереализуемого сейчас стимула для инвестиций. Известно, что капиталовложения зависят от емкости прежде всего внутреннего рынка, а последняя — от численности населения. Например, население Китая на порядок превышает население России, поэтому при прочих равных или приблизительно равных условиях на порядок выше и приток инвестиций в Китай. Второе следствие: при выходе нашего экономического пространства за российские границы бывшие иностранные инвесторы скажем, казахстанские банки, проявляющие готовность идти в нашу экономику со своими деньгами превратятся в инвесторов внутренних. Это даст российским предпринимателям, «заморозившим» деньги в офшорах, недвусмысленный сигнал: пришло время возвращаться в собственную страну. Третье: расширение экономического пространства невозможно без модернизации механизмов его функционирования. Возникнет новый импульс для административной реформы, осуществляемой с применением лучшего мирового опыта. Снижение административной ренты станет для бизнеса самостоятельным — и очень действенным — фактором повышения конкурентоспособности.
Но все же совершенно ясно, что мы движемся по пути интеграции. Это и есть один из важнейших «активов» этих двух организаций, которые не позволили центробежным силам окончательно растащить нас в стороны и помогли сохранить видение интеграционной перспективы. Изначально в документах, подписанных в 1993—1994 годах, прежде всего в Договоре о создании Экономического союза стран СНГ, предполагалось, что Содружество будет развиваться по «линейному» сценарию регионального интеграционного объединения: зона свободной торговли, затем таможенный союз, после него экономический и валютный союзы. Однако понимание того, что на текущем этапе невозможно создать общее таможенное пространство в рамках всех стран СНГ, привело в 1995-м к учреждению Таможенного союза пяти государств Содружества, на базе которого в конце 1999 года было сформировано ЕврАзЭС. Правильность решения о создании «таможенной пятерки» подтверждается более высокими, по сравнению с другими странами СНГ, темпами развития взаимной торговли. При этом Россия совсем не обязательно смогла бы занять свою торговую нишу на рынках третьих стран — там нас никто не ждал и не ждет.
Реальный экономический эффект от функционирования СНГ, несмотря на огромное количество подписанных соглашений и других совместных документов, не настолько ощутим, чтобы не возникало стремления запустить новые интеграционные механизмы. Создание Единого экономического пространства призвано скоординировать усилия по сближению заинтересованных государств Содружества и представляет собой реальный шанс изменить ситуацию к лучшему. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц. Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества — торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, нашими главными партнерами в СНГ. Совместно мы можем выступить в роли локомотива долгосрочных интеграционных процессов. Но рамки этих объединений для нас сегодня узковаты.
Мы уже находимся в той ситуации, когда темпы роста товарооборота между странами-участницами ниже темпа роста наших рынков. Концепция ЕЭП предполагает, что, помимо единого пространства для движения товаров, необходимо создать единое пространство для движения капиталов, услуг и рабочей силы. Сегодня на этом пространстве действует изрядное число барьеров, причем каждое государство проявляет высокую степень изощренности, возводя их на абсолютно легитимных основаниях и защищая отечественный бизнес. Мы должны консолидировать наш потенциал, гармонизировать нормы экономического оборота в сфере товаров, услуг, инвестиций, сформировать реальный экономический союз. ЕЭП позволяет расширить коридор возможностей, повысить конкурентный потенциал наших экономик в торговле с третьими странами. Все это потребует создания наднациональных структур в области регулирования и принятия соответствующих решений по ряду направлений экономической политики.
Здесь мы должны действовать осознанно. Мировой опыт показывает, что без подобных шагов невозможно достичь того уровня интеграции, к которому мы стремимся. В сентябре 2003 года государства — участники проекта ЕЭП Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан подписали окончательный документ о принципах строительства такого пространства Украина — с оговоркой, что будет принимать участие в формировании ЕЭП в пределах, заданных ее Конституцией. В декабре 2003 года завершена работа над комплексом мер по формированию единого экономического пространства. Согласно этому документу, во-первых, должно сформироваться единое экономическое пространство со следующими характеристиками: единые механизмы экономического регулирования; свободное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы; общая внешнеторговая политика; скоординированная налоговая и финансовая политика. Во-вторых, провозглашен и принят принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, при этом, однако, должна соблюдаться последовательность присоединения к соглашениям ее еще предстоит выработать.
Полномочия СГГ и Комиссии будут возрастать постепенно — по мере наращивания наднациональных элементов регулирования. Далее, определены согласованные принципы вступления стран-участниц в ВТО, к чему неизменно стремится каждое государство. Продвижение в переговорном процессе по данному вопросу будет обсуждаться на ежеквартальных консультациях. При формировании ЕЭП важно не повторить ошибок прошлого, не пойти по пути «упрощенных» решений. Такие решения нивелируют эффект интеграции. Роль комплексных, системных решений, напротив, велика.
Двигаться можно только параллельно, создавая условия для реализации всех «четырех свобод» свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. А это — другая логика регулирования, в основе которой эффективность, снижение издержек, реальная отдача от инвестиций, возможность конкурировать на внешних для ЕЭП рынках. Итог — качественно иной рост национальных экономик, уровня жизни. Есть еще одна очень важная цель, к которой Россия стремится при создании ЕЭП. Уже упоминалось о том, что на рынке «мировых порядков» сегодня конкурируют не отдельные страны, а крупные над- и межгосударственные образования, в каждом из которых реализуются особые принципы организации взаимодействия. Как часть Единого экономического пространства, Россия будет более уверенно проводить свои интересы, опираясь на объединенные ресурсы.
Освоив принципы интеграции, она сможет участвовать в будущих интеграционных процессах, а сформировав межгосударственные инфраструктуры, обеспечивающие реализацию вышеупомянутых «четырех свобод», — подключаться к мировым инфраструктурам в таких сферах, как транспорт, энергетика, торговля, капиталы и рабочая сила. Таким образом, единственный путь интенсивного развития России — реальная, институционально закрепленная экономическая интеграция. В то же время Евросоюз обладает передовым и наиболее приемлемым для нас опытом создания наднационального экономического пространства и интегрированной системы регулирования его экономики. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, действующем между Россией и ЕС, зафиксировано намерение России постепенно сближать свое экономическое законодательство с нормативной базой Евросоюза. Аналогичные положения содержатся в двусторонних договоренностях с ЕС практически всех стран СНГ, многие из которых ставят перед собой задачу дальнейшего сближения вплоть до вступления в Европейский союз. Россия не стремится стать членом Евросоюза: ее целью является объединение экономических пространств без потери суверенитета.
Последний саммит Россия — ЕС в Риме 6 ноября 2003 года явился важным этапом в развитии решений о стратегическом партнерстве, принятых на майском саммите в Санкт-Петербурге. Главный итог римской встречи состоит в том, что удалось закрепить стратегическую линию на формирование четырех общих пространств: в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки и культуры. Документы и решения саммита определяют вектор сотрудничества между Россией и расширяющимся Евросоюзом на обозримую перспективу. Идея создания Общего европейского экономического пространства родилась в мае 2001-го, в ходе очередной встречи в верхах России и ЕС. Теперь нам предстоит начать переводить концепцию в плоскость планирования действий и создания «дорожных карт» по конкретным направлениям.
1.4. Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная безопасность.
Прогресс информационных технологий позволил эффективно координировать и мониторить все стадии, расположенные на большом удалении друг от друга. Транспортные и коммуникационные издержки снизились прежде всего за счет технологий контейнерных перевозок и Интернета, обеспечивших возможность бесперебойного движения товаров и услуг. Однако не только благодаря этому. Важную роль сыграли также процессы либерализации торговли и инвестиций, институциональные реформы в ключевых транспортных и инфраструктурных секторах, повысившие эффективность всех отраслевых цепочек стоимости. Наконец, кроме технологических и институциональных изменений следует отметить роль структурных сдвигов в мировом спросе в последние десятилетия. Высокие темпы роста развивающихся стран, особенно в Азии, стимулировали взрывной рост спроса и международной торговли. Азия выступает не только в качестве мировой фабрики, но и генерирует новых потребителей, предъявляющих спрос на широкий круг товаров и услуг. В результате торговля готовыми изделиями и услугами росла практически теми же темпами, что и торговля промежуточной продукцией. Уровень фрагментации производства зависит от технических характеристик производимого товара, а также от издержек, возникающих в процессе дробления производства по разным стадиям и регионам. Например, некоторые услуги в меньшей степени подвержены вертикальной специализации в тех случаях, когда требуются непосредственные контакты лицом к лицу между производителем услуг и их потребителем.
Степень фрагментации зависит также от сопоставления издержек производства с транзакционными издержками и издержками координации. Размещая стадии производства в странах с более низкими издержками, компании одновременно больше тратят на услуги, необходимые для его поддержания. Таким образом, существует определенный оптимальный уровень фрагментации, зависящий от уровня развития торговли и транзакционных издержек. Оптимальный уровень фрагментации подразумевает, что расширение глобальных цепочек добавленной стоимости не может продолжаться бесконечно. После финансового кризиса в мире стало наблюдаться их сжатие. Сказались возросшие трудности с финансированием и рост транзакционных издержек вследствие неопределенности поставок сырья и материалов. Ряд компаний после разрушительного цунами в Японии в 2011 г. Компании постоянно обновляют стратегии и пересматривают свои границы. Модель производства, действующая в настоящее время, не обязательно будет эффективной в будущем.
Многие глобальные цепочки добавленной стоимости базируются на межстрановых различиях в трудовых и капитальных издержках, которые непрерывно меняются. Например, по мере роста благосостояния населения Китая растет и уровень заработной платы. Сам Китай развивает новые производства, требующие рабочей силы с более высокой квалификацией, а некоторые старые виды производства переносятся в другие страны. Торговые и производственные модели будут меняться и в дальнейшем, и эти изменения должны учитываться в экономической политике и ее инструментах. Концепция глобальных цепочек добавленной стоимости ставит ряд серьезных методологических проблем при сборе статистических данных о международных торговле и производстве. Обычная текущая статистика дает, как правило, искаженную картину рассматриваемых процессов [7]. В ней используются укрупненные показатели, которые многократно включают в себя стоимость промежуточных продуктов, торгуемых вдоль цепочки добавленной стоимости. В результате на страну конечного производителя приходится наибольшая величина добавленной стоимости торгуемых товаров и услуг, в то время как роль стран, поставляющих промежуточные товары, оказывается недооцененной. Статистика двухсторонней торговли и объемов выпуска продукции на национальном уровне не позволяет в полной мере визуализировать цепочки стоимости или производственные сети и связи.
В связи с этим ОЭСР в кооперации с ВТО разработали новые базы данных торговых потоков в терминах показателей добавленной стоимости на основе глобальных моделей международного производства и торговых сетей. Потоки промежуточной продукции между странами и отраслями можно найти в базе данных двусторонней торговли по отраслям и категориям конечного использования [8]. Модель ICIO позволяет детально анализировать глобальные цепочки добавленной стоимости и транзакции между различными отраслями и странами по 37 отраслям глобальной экономики. Предыдущие исследования охватывали лишь ограниченное число отраслей.
Это означает, что платежный баланс в итоге должен быть сведен без остатка.
Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества. Валютный курс как экономическая категория. Факторы влияющие на валютный курс. Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны, при сделках купли-продажи. Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка, либо быть строго регламентированной решением Правительства или его главным финансовым органом, обычно Центральным банком.
Существуют две основные системы валютных курсов: При системе фиксированных валютных курсов валютный курс после фиксации остаётся неизменным в течение длительного времени. Если валютный курс под влиянием рыночных процессов сильно отклоняется от установленного курса и становится завышенным, это приводит к устойчивому дефициту платежного баланса отрицательному сальдо. В этом случае валютный курс может быть зафиксирован на новом, более низком уровне девальвация валюты. Это приведет к удешевлению экспорта и удорожанию импорта и, следовательно, будет способствовать выравниванию платежного баланса. Точно так же, если валютный курс становится заниженным, приводя к устойчивому избытку платёжного баланса положительному сальдо , то он может быть зафиксирован на новом, более высоком уровне ревальвация валюты.
Это приведет к удешевлению импорта и удорожанию экспорта. При системе плавающих валютных курсов валютный курс свободно колеблется день ото дня и падает или растёт в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры соотношения спроса и предложения , поддерживая платёжный баланс в равновесии в теории. На практике же неопределённость и спекуляция, связанные со «свободным» плаванием валюты, могут вызвать хаотическое изменение валютного курса, что в свою очередь может подавить внешнюю торговлю и дестабилизировать экономику страны.
Но такое понимание финансово-экономических интересов как национальных было бы неполным ввиду того, что в нем не отражены интересы субъектов данного общества. Рассматриваемые интересы тесно связаны с отношениями собственности, которыми определяются их специфика и характер проявления. В условиях частной собственности интересы субъектов общества в значительной мере обособлены, но в силу их взаимной зависимости они взаимодействуют между собой и указанными выше его особыми интересами. Это обусловлено тем, что здесь на передний план выступает тот аспект интересов, который связан с сохранением жизнедеятельности общества, с поддержанием динамичного баланса его интересов. Прогрессивное развитие общества связано с существованием и деятельностью социальных групп, слоев или классов, играющих ведущую роль в общественном производстве. Тем самым их интересы включаются в систему национальных финансово-экономических интересов.
Реализация всего богатства содержания национальных интересов связана с развитием их субъектов, в пределе до уровня всего общества, и формированием общественных интересов. В современном мире это происходит в рамках смешанных общественных систем. Условием этого выступает процесс, в котором «социально-классовые критерии размываются и заменяются отношениями между слоями и группами людей, формирующимися на основе множественности социальных критериев и факторов и потому частично пересекающимися, интегрирующимися, обладающими высокой социальной динамикой» [1]. Раскрывая содержание национальных финансово-экономических интересов в современной экономике, можно констатировать, что они соответствуют условиям смешанного общества и многоукладности национального хозяйства. Национальные интересы включают в себя наряду с финансово-экономическими интересами общества как целого интересы разных социальных групп и представляют собой определенное единство. Специфика и противоречия национальных финансово-экономических интересов наших дней определяются рядом взаимосвязанных факторов: многообразием форм собственности, дифференциацией социальной структуры, проявляющейся, с одной стороны, размыванием классовых критериев организации общества, а с другой — тенденциями усиления социальной дифференциации. Финансово-экономические интересы России представляют собой сложнейшую совокупность отношений между национальными, зарубежными и международными хозяйствующими субъектами по поводу создания фондов денежных средств и их использования в целях производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны, направленных на долгосрочное развитие народного хозяйства как целостной и конкурентоспособной системы, удовлетворяющей потребности населения и государства. Для выяснения сущности феномена «финансово-экономические интересы России» мы предполагаем использовать структурно-аналитическую модель, в которой содержание указанных интересов представлено в виде восьми базовых составляющих и устойчивых связей между ними. В такой модели присутствуют финансовые, экономические, политические, социальные, экологические, духовно-культурные, научно-технические компоненты, а также государственная составляющая как структурообразующий элемент всей структуры.
Основным государственным интересом в структуре финансово-экономических интересов России СФЭИР является обеспечение национальной безопасности, которая понимается как защищенность жизненно важных интересов нации, ее фундаментальных ценностей и институтов от воздействия неблагоприятных факторов. Связи между государственной составляющей и остальными семью компонентами модели СФЭИР обеспечивают национальную финансовую, экономическую, политическую, социальную, экологическую, информационную и технологическую безопасность соответственно. Важно отметить значимость всех составляющих, подвижность связей между ними и способность к трансформации во времени. Изменениям в долгосрочном периоде подвергается так называемая «периферия», т. При этом наиболее динамичны финансовая и экономическая компоненты, так как они «отвечают» за интеграцию страны в мировое хозяйство, в то время как государственная — наиболее статична, консервативна и претерпевает изменения вследствие преобразований в обществе. Финансовая и экономическая компоненты в модели СФЭИР представлены целым спектром интересов таких субъектов хозяйствования, как отечественные компании, и всем многообразием их взаимосвязей. Содержание системы экономических интересов неоднородно. Национальные интересы, например, с необходимостью включают предпринимательские, но только в той части, в какой они не противоречат им как общественным. Часть предпринимательских интересов выпадает из структуры национальных интересов.
Это касается, прежде всего, интересов крупного капитала, лишь частично соответствующих национальным интересам. Интересы, проявляющиеся в негативном экономическом поведении стремление к монополизму, к завоеванию экономической власти , а также интересы, суть которых выражается в компрадорской ориентации: вывоз капитала, эксплуатация природных ресурсов в ущерб народному хозяйству и экологии и т. Таким образом, основные противоречия, возникающие при взаимодействии предпринимательских интересов с национальными интересами, связаны с деятельностью крупного бизнеса, особенно того, который ориентирован преимущественно на мировой рынок. В то же время экономические интересы национально ориентированного предпринимательства, куда следовало бы включить предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, более полно представлены в структуре национальных интересов. Интересы такого предпринимательства в значительной мере совпадают с национальными экономическими интересами, поскольку существование и развитие субъектов этих интересов определяются благополучием общества, его устойчивостью. Это означает, что социальные слои, занятые таким предпринима- тельством, заинтересованы в развитии национальной экономики и ее социальной направленности. Расширение представительства таких интересов, в свою очередь, означает развитие социальной базы национального экономического интереса. В нем представлены также интересы не ориентированных на предпринимательство слоев и групп, связывающих свои жизненные перспективы с развитием социального государства. С учетом сказанного можно выделить три подсистемы национальных интересов и, следовательно, финансово-экономической безопасности , образующих определенное единство: интересы общества в целом как условие его существования и безопасности; интересы, реализация которых означает осуществление принципов социального государства и безопасности его граждан; интересы предпринимательства и его безопасности в той части, в какой они рассмотрены выше.
Такая структура национальных экономических интересов и финансово-экономической безопасности, с одной стороны, определяет приоритеты развития, а с другой — раскрывает основу противоречий интересов в обществе. Взаимодействие интересов в обществе давно занимает умы ведущих представителей экономической мысли.
В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является. Главное в глобализации — изменение предмета труда. Превращение формирования сознания в наиболее выгодный бизнес - не частный вопрос коммерции. Оно изменяет сам характер человеческого развития: если раньше человечество изменяло окружающий мир, то теперь оно перешло к изменению самого себя. В центре социальных отношений оказывался храм. Мораль, право, политическое и государственное устройство, культура — все это так или иначе выводились из Библии.
Подобный способ организации жизни делал ее достаточно гармоничной и согласной с природой, семья сохраняла. Ницше и Р. Ведь открытая гражданская дискуссия все расставляет по своим местам. Люди боготворят деньги, которые делают их свободными. Проблемы глобализации с точки зрения А. Менее изучены трансферы, применяемые в сфере политического воздействия на поведение местных властных и интеллектуальных элит, этнических групп, лидеров, принимающих решения. Человечество еще не осознало полного значения этого нового явления и его долгосрочных последствий. На такой основе человечество не сможет долго продержаться.
Глобализм представляет собой идеологию этих корпораций, а сами они являются главными носителями этой идеологии. Однако главная проблема проявляется в виде неформального сопротивления. Эти силы сделали наступление глобализма не только нелёгким и более медленным, но и показали, что на пути его распространения глобализм ожидают тяжёлые, дорогостоящие битвы. Хотя некоторые части света, в особенности Азия и Африка, сильно сопротивляются глобализму как идеологии, наступление глобализации здесь представляется неминуемым, в особенности на экономическом поле. В истории со времён Цезаря и до наших дней ещё никому не удавалось установить глобальный порядок в мире хотя охотники до установления такого порядка в истории человечества то и дело проявляли себя , потому что мир не только очень разнообразен, но и весьма неустойчив, полон вызывающих новых устремлений, соответствующих самой природе человека. Высокие шансы у глобализма связаны с тем, что эту идеологию активно продвигают США, которые доминируют над остальным миром. Оно во всё большей степени характеризуется не только несоблюдением, но и грубым нарушением норм международного права. Некоторые исследователи считают "новый мировой порядок" только одним из множества до конца незавершённых международных проектов.
Такую же позицию континентального доминирования на Дальнем Востоке занимает Япония. Характерные черты этого явления начинают проявлять себя уже сегодня. Ни Турция, ни Бразилия, ни Индия, ни Нигерия не являются сегодня и не станут в ближайшем обозримом будущем мощными политическими, экономическими и уж тем более финансовыми силами, но благодаря своей военной силе ещё долго будут пребывать в ранге региональных держав. Создатели этого "порядка" право на самоопределение толкуют исключительно как право народа на национальное самоопределение, но не на политическое и экономическое. В этом деле у них есть не только союзники и последователи, но и враги. Враги сильных мира сего редко легитимизируются как таковые попросту из страха. Любовь к победителям - общее свойство человеческой природы. В целом это явление, представляющее США и привязанные к ним страны, сегодня обозначается различными терминами, но чаще всего употребляются следующие три: глобализм, глобализация и новый мировой порядок.
Поэтому сразу определимся: глобализм - это идеология, глобализация - процесс, а новый мировой порядок - система. Совокупное действие этих факторов определяет функционирование всего человеческого общества в духе установок идеологии глобализма.
Взаимозависимость Экономическая
Последние захватили свыше 25 млн. Место темы: глава I в разделе Мировой экономики. Изучается в теме Мировая экономика: предмет исследования. Актуальность темы в современных условиях: определить взаимодействие всемирного хозяйства и национальных экономик, изучить уровень участия стран в мировом хозяйстве. Современные тенденции развития мирового хозяйства. Постсоциалистические государства, входившие в замкнутые военно-политические блоки, становятся странами с открытой экономикой. Такие связи опираются на глобальную инфраструктуру. Нынешнее мировое хозяйство непрерывно изменяется под влиянием факторов, придающих ему высокий динамизм. Например, в 1995 г. Так, например, в 1995 г.
Франции- 52, США-24, России 1996г. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Ускорение развития международных экономических процессов требует все более открытой экономики.
Одни и те же страны не могут быть лидерами во всех показателях. В 2004 г. Согласно прогнозу, через несколько десятилетий должна радикально измениться конфигурация т. Состав этой элитной группировки выглядит анахронизмом уже сейчас.
В дальнейшем Индия и Китай, по мнению авторов, должны с полным правом занять место среди лидеров мирового хозяйства, вытеснив оттуда такие страны, как Италия или Канада. Китай же, согласно прогнозу, должен опередить США по объёму ежегодного валового производства приблизительно к началу четвёртого десятилетия и превратиться в крупнейшую экономику мира. Основными характеристиками открытой экономики принято считать: либерализацию внешнеэкономических связей; использование протекционизма в торговле с другими странами; усиление таможенных барьеров; свободный доступ к основным макроэкономическим сведениям отдельной страны. Правильный ответ: а , г Сегодня открытость экономики подразумевает прозрачность, т. Лидерами рейтинга открытости экономики являются: Развитые страны; Страны с переходной экономикой. Правильный ответ: а Лидерами рейтинга открытости экономики являются развитые страны, показатели эти стран по 10-ти бальной шкале в 1995 г. В развитии всемирного хозяйства заинтересованы, в первую очередь развитые страны, т.
Уровень участия страны в мировой экономике определяется: Структурой производимой продукции; Удельным весом долей экспорта в ВВП страны; Удельным весом импорта в ВВП страны; Долей иностранных инвестиций в экономике страны; Размером внутреннего долга страны. Правильный ответ: б , в , г.
Крупная в экономическом отношении страна своей денежной и фискальной политикой может стимулировать внутреннее производство и соответственно импорт, что вызовет рост экспорта другой страны. Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения «сжатия» , повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и, в свою очередь, приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран.
Показатели зависимости стран от мирового рынка
Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. 220. Взаимозависимость национальных экономик означает, что: • рост дохода в одной стране стимулирует рост доходов в других странах. 29. Взаимозависимость национальных экономик означает, что: • рост дохода в одной стране стимулирует рост доходов в других странах. С другой — взаимозависимость открытых экономик и, соответственно, высокая вероятность возникновения дополнительных рисков.
Что такое экономическая взаимозависимость?
растущая взаимозависимость национальных экономик, охватывающая валютную, кредитную и финансовую сферы. Между тем в законопроекте не появилась норма о снижении порога доли участия в капитале для определения взаимозависимости иностранных компаний с российскими с 25 до 10%. 220. Взаимозависимость национальных экономик означает, что: • рост дохода в одной стране стимулирует рост доходов в других странах.