Новости александрийская православная церковь

В РПЦ заявили, что Александрийская церковь не может лишить сана главу "русского" экзархата в Африке. В письме коптскому патриарху александрийский патриарх обратился к нему в особенно высоком тоне и выразил свое разочарование этим шагом, представляющим собой «прямое вмешательство в серьезные внутренние дела православной церкви».

Греки не разрешают РПЦ стать вселенской церковью

Суббота Лазарева — это день, когда «прежде страстей» Христовых, и еще прежде Его восстания верующим открывается тайна Воскресения Христова в воскрешении Лазаря. Главе Митрополичьего округа сослужили: благочинный храмов Алма-Аты, настоятель Никольского собора митрофорный протоиерей Валерий Захаров; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев, настоятель Параскевинской церкви и Александро-Невского храма протоиерей Иоанн Лопатин, благочинный Илийского церковного округа протоиерей Александр Зырянов, ключарь Петропавловского храма протоиерей Кирилл Шкляр, заместитель ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор Ендовицкий , руководитель административного секретариата Главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Сергий Слесарчук. Пел хор Александро-Невского собора под управлением регента А. Архипастырь вознес молитвы об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы. Проповедь по запричастном стихе произнес иерей Георгий Сидоров.

По окончании Литургии митрополит Александр обратился к собравшимся со словом архипастырской проповеди. Иерарх окропил верующих святой водой.

При слабых наследниках Мухаммеда Али, во второй половине XIX века, Египет превратился в полуколонию европейских держав и был оккупирован британскими войсками в 1882 году. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа большого числа технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много православных греков и сирийцев , заполнивших важные социальные ниши бизнес, издательское дело, журналистика, образование. К началу XX века православная община главным образом за счёт иммиграции насчитывала уже около 100 тысяч человек 63 тысячи греков, остальные — арабы. Клир Александрийского патриархата на тот момент насчитывал помимо Патриарха два митрополита и 50 клириков [2]. Александрийская церковь в XX и XXI веках[ править править код ] Реформатором церковной жизни в Александрийской церкви стал патриарх Фотий 1900—1925 ; при нём Александрийская церковь начала выпускать свои печатные издания, в том числе периодические. В начале XX века началась иммиграция малоазийских греков и православных арабов в Египет, в результате чего к 1930 году православные византийской традиции составляли в стране около 150 тысяч человек [9].

В 1925 году греческий архимандрит Никодим Сарикас , проживавший в Моши , Танзания , крестил первых африканцев [11]. Примерно в то же время в Уганде группа из нескольких человек во главе с Реубеном Мукасой Себанзой Спарасом в поисках истинной церкви решили познакомиться с православным учением. Их деятельность, вскоре распространившаяся и на Кению , послужила началом православной проповеди среди коренных народов Чёрной Африки [12]. Преемник Фотия патриарх Мелетий II составил правила самоуправления для Александрийской церкви и подал их на рассмотрение египетскому правительству, которое одобрило их. С этих пор Александрийский патриархат стал независимым и даже получил защиту государства. Патриарх Мелетий основал семинарию Святого Афанасия, упорядочил систему церковного судопроизводства и распространил юрисдикцию Александрийского патриархата на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всей Африки» [13]. Митрополит Леондопольский Христофор II был избран на патриарший престол 21 июля 1939 года. После Второй мировой войны из-за эмиграции в другие страны главным образом в Австралию произошло сильное сокращение греческой паствы в Египте. Христофор II положил основание современной миссионерской деятельности православной церкви на африканском континенте.

В 1946 году православные Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 году церковная ассамблея в Кампале присоединила их к Александрийской церкви [2]. Вследствие деятельности повстанцев мау-мау в 1952 году британские колониальные власти в Кении объявили чрезвычайное положение. Православная церковь была запрещена, храмы и школы были закрыты, за исключением собора в Найроби , бывшего преимущественно греческим православные африканцы сочувствовали восставшим, в то время как католики и протестанты поддерживали власти. При патриархе Николае VI , в 1982 году, в Найроби открылась патриаршая семинария архиепископа Макария III , где обучаются будущие православные священники из многих стран Африки. Создание этого учебного заведения стало отправной точкой для стремительного роста количества православных христиан на востоке Африки [14]. В письме к членам Александрийской патриархии он написал [16] [17] [18] : После зрелого размышления и множественных молитв … и заботясь о единстве Православной Церкви, мы пришли к решению признать автокефалию Православной Церкви Украины и её предстоятеля Блаженнейшего Епифания, ибо пришло время. В тот же день заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявил, что «поминовение имени Александрийского патриарха не сможет продолжаться при совершении патриарших богослужений в Русской православной церкви» [19] , а в УПЦ МП назвали решение Александрийского патриарха предательством [20]. В ноябре 2019 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл приостановил работу Александрийского подворья в Москве [22] ; а с 27 декабря 2019 года подворье Московского патриархата в Каире было выдворено из храма Димитрия Солунского в каирском районе Зейтун [23]. Решение руководства РПЦ о создании своей структуры в пределах юрисдикции Александрийского патриархата было осуждено последним [25] [26].

Современное состояние[ править править код ] По состоянию на 2018 год Александрийская православная церковь насчитывала около 1 млн верующих [27]. Богослужение совершается на греческом, арабском и местных языках. В частности, в Кении основной литургический язык — суахили. В африканских епархиях ведутся работы по переводу богослужения и на другие местные языки. Высшая власть в Александрийской православной церкви принадлежит Священному синоду под председательством патриарха, в состав которого входят как епархиальные, так и титулярные митрополиты. Священный синод избирает предстоятеля Александрийской церкви — патриарха [28].

Решением Синода также приостановлена деятельность представительства Александрийского Патриархата при Московском патриаршем престоле.

Представительство патриарха Московского и всея Руси при патриархе Александрийском решено преобразовать в приход Русской Православной Церкви в Каире. Приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, выведены из юрисдикции Александрийского Патриархата и получили ставропигиальный статус. Многие африканские священнослужители Александрийской Церкви, канонической территорией которой является Африка , не согласились с решением своего патриарха и выразили желание перейти в Московский Патриархат. В конце декабря 2021 года их просьба была удовлетворена: решением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки. Синод Александрийской Церкви воспринял это как "неканоническое и незаконное вторжение" на свою территорию и обвинил Русскую Церковь в этнофилетизме и в претензиях на глобальное первенство на Африканском континенте. Предстоятели св. Аниан ок.

Авилий ок. Иуст ок.

Директор Фонда Дмитрий Сергеев рассказал, что благотворительная организация активно участвует в социальном служении Украинской Православной Церкви, регулярно оказывая помощь украинцам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах, — ветеранам войны, пенсионерам, многодетным семьям. Поэтому в последние месяцы мы значительно усилили это направление нашей работы», — подчеркнул Дмитрий Сергеев. Он напомнил, что Фонд формирует и отгружает в среднем 500 продуктовых наборов ежедневно.

Александрийский патриарх выступил против отделения украинской церкви

В Александрии завершилась очередная встреча по православно-католическому диалогу, которая увенчалась подписанием важного коммюнике; Его подписали представители десяти православных церквей. Причиной для такого решения стало признание патриархом Александрийским и всей Африки Феодором Православной церкви Украины (ПЦУ) и внесение имени ее главы Епифания Думенко в диптих. Александрийская православная церковь поддержала позицию Русской церкви, касающуюся положения канонической церкви на Украине, заявил патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II. В недавнем окружном послании, которое опубликовал Патриарх Александрийский Феодор [1], к сожалению, утаивается правда. Синод Русской православной церкви (РПЦ) постановил принять под свою юрисдикцию 102 священника Александрийского патриархата из восьми стран Африки по их прошению.

Печальная новость: Александрийская Православная Церковь внесла главу ПЦУ Епифания Думенко в диптих

Александрийский патриарх Феодор упомянул за литургией имя руководителя ПЦУ Епифания как предстоятеля одной из поместных Православных церквей. По итогам епархиального собрания Новограчаницкой и Среднезападноамериканской епархии Сербской Православной Церкви, прошедшего 12 апреля 2024 года, была подготовлено обращение, в котором, в частности. Напомним, что Александрийская церковь — третья из 14 общепризнанных православных церквей, которые признали независимость ПЦУ. Александрийская православная церковь собирается восстановить институт диаконис, сообщает официальный сайт Александрийского патриархата. В 1998 году подворье Александрийской Православной Церкви было перенесено из Одессы в Москву и разместилось в церкви Всех Святых на Кулишках. Кенийская митрополия, является самой большой по числу православных верующих епархией Александрийской Церкви.

«Остаётся только молиться о прекращении безумия»

Синодальный суд Александрийской Православной Церкви постановил лишить сана известного антистарообрядческого публициста и миссионера РПЦ о. Георгия Максимова. Мы также не исключаем, что кто-то из епископов Александрийского патриархата заявит о желании перейти в лоно Русской православной церкви», – цитирует РИА «Новости» митрополита. Из-за малочисленности православного населения Александрийская Церковь постоянно находилась в тяжелом финансовом положении и жила благодаря поддержке других Восточных Патриархатов и помощи от православных государей, прежде всего из России.

Навигация по записям

  • Читайте также:
  • В окружном послании Патриарха Александрийского утаивается правда! /
  • Современное положение АПЦ
  • Читайте также:
  • Актуальная аналитика

Еще 15 священников Александрийского Патриархата перешли в юрисдикцию Русской Православной Церкви

Двадцать девять православных священников Александрийского Патриархата выступили с письмом, в котором выразили свое несогласие с признанием Патриархом Александрийским Феодором раскольнической так называемой «Православной церкви Украины». По предварительным данным в Русской православной церкви 3 года уже как не поминают имя Александрийского патриарха. Феодор II, Патриарх Александрийский и всей Африки, обратился с призывом ко всем Поместным Православным Церквям принять участие во Всеправославном Соборе на Крите, сообщило информационное агентство "Ромфея". В Александрии завершилась очередная встреча по православно-католическому диалогу, которая увенчалась подписанием важного коммюнике; Его подписали представители десяти православных церквей. Священный Синод Русской Православной Церкви 23-24 сентября принял решение рассмотреть обращения клириков Александрийской Православной Церкви, с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата. В грекоязычных СМИ прошла информация о том, что 22 ноября Синод Александрийской Православной Церкви лишил митрополита Леонида епископского сана.

Греки не разрешают РПЦ стать вселенской церковью

Как можно сохранить то, чего не было? Если «первенство» якобы было у Рима, то как оно могло оставаться у Константинополя? Да и не могло быть никакого первенства по канонам ни у Рима, ни у Царьграда. Но греческие извращения канонов не тема сегодняшнего разговора. Феодор пишет: «В Новое время некоторые народы, получившие свои государства, хотели иметь свои независимые Церкви, и действительно, Вселенский патриархат отрезал свои территории и создал новые независимые Церкви, назвавшиеся Автокефальными. Дядя Федя! Русичи «получили» своё государство не в Новое время, а ещё в Средние века! И никакой автокефалии не желали, сберегая единство Церкви. Лишь уход Константинополя в латинскую ересь Флорентийская уния 1439—1445 гг. Поэтому в 1589 г.

Вчы историю! Или матчасть хотя бы. Киев и был древней столицей Русского государства. И жили в нём в 1589 году русские. Которые к тому времени уж лет сто как предстоятелем своим называли патриарха Московского. И принадлежность Киевской митрополии Московскому патриархату с того самого XVII века ни одна стамбульская и ни одна каирская собака не ставила под сомнение вплоть до века XX, когда за счёт ослабленной большевистскими гонениями Русской церкви решил поживиться константинопольско-александрийский ересиарх Мелетий которого и Варфоломей и Феодор называют своим великим предшественником. Что тут можно сказать? Пожалуй, это: «Я очень хорошо знаю Украину — и епископов, и верующих-мирян — и имею очень хорошее представление о том, какими стимулами руководствуются люди, которые пытаются сегодня посеять раздор на Украине. С самого начала, когда только возникла проблема церковного раскола, Александрийский патриархат и я, как его представитель, заняли такую позицию, что Украинская Церковь является неотъемлемой частью Русской Православной Церкви...

Древняя Александрийская Церковь формулирует свою позицию таким образом: мы предстоим Богу вместе с Русской Православной Церковью и призываем, чтобы Православная Церковь была единой и неделимой, как всегда это было. В делах церковных нет места для политики.

Александрийский патриарх выступил против отделения украинской церкви Читать 360 в Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II может посетить Москву и Стамбул, чтобы предотвратить отделение украинской Церкви от Московского патриархата. Епископ Пантелеймон выразил сожаление в связи с попытками отделения и добавил, что Александрийская православная церковь не одобряет их. В октябре в Стамбуле синод Константинопольского патриархата отменил действие своей грамоты 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата.

Очевидно, позже он раскаялся, поскольку архиеп. Ахилла рукоположил его во пресвитера. Обвиняя своего епископа в неверном толковании догмата о Св. Троице, еретик-пресвитер сумел привлечь немало сторонников: к Арию благосклонно отнеслись Евсевий Никомидийский и Евсевий Кесарийский, среди последователей Ария было несколько епископов, в т. Собор осудил новую ересь, но Арий не прекратил проповедовать свои взгляды. Тогда Патриарх созвал весь клир города и его окрестностей, предложив подписать осуждение Ария. Окружное послание, сообщающее об отлучении ересиарха и его приверженцев в Александрии и Ливии, было направлено др. Всего свт. Александром было составлено ок. Азии, Греции и Балкан. Оказавшись в изоляции, Арий был вынужден покинуть Александрию, но вскоре, воспользовавшись войной Лициния и Константина, вернулся в Египет. Победивший своего соперника имп. Константин, став единовластным правителем Римской империи 324 , попытался уладить противостояние православных и ариан. Не имея точной информации о церковных делах на Востоке и не зная всей сложности положения, император направил послание, адресованное одновременно и Александру, и Арию, в к-ром упрекал обоих в нарушении мира из-за расхождений в незначительных вопросах веры и побуждал их воссоединиться. Это послание доставил в Александрию св. Осий Кордубский, присутствовавший на Соборе 324 г. Колуфа , претендовавшего на самостоятельное поставление иереев. Но и после этого в городе продолжались столкновения православных с арианами, в ходе к-рых было ниспровергнуто неск. Константин, видя, что ситуация осложняется, созвал в Никее Собор, ставший в истории I Вселенским. Собор осудил учение Ария, а Патриарх Александр вернулся в Александрию с посланием отцов Собора православным Египта; особое послание александрийцам направил и император, призывая принять решения Собора. Но хотя арианство и было осуждено в Никее, оно не прекратило существования и продолжало распространяться. Патриаршество свт. Афанасия Великого 328-373 С правлением свт. Афанасия в истории А. Он происходил, вероятно, из Александрии, с юности был близок к свт. Александру, к-рого сопровождал в Никею 325 ; в 328 г. I 8-33; Созомен. Это, однако, не прекратило выступлений ариан в Александрии, и император был вынужден выслать из города наиболее активных из них Феодорит. Патриарху Афанасию приходилось противостоять не только арианам, но и мелитианам, во главе к-рых встал еп. Мемфисский Иоанн Аркафа. Выдвигавшиеся против Патриарха обвинения среди к-рых были столь нелепые, как убийство еп. Арсения Гипселийского и занятия магией вызвали беспокойство при дворе: в 331 г. В 334 г. Патриарх отказался от участия в Соборе, подготовленном евсевианами в Кесарии; на следующий год он вместе с 50 егип. Собор, представлявший лишь арианскую сторону, направил в Александрию комиссию, чьи беззаконные действия хотя и вызвали возмущение горожан, принесли противникам Афанасия желаемый результат: Патриарх был низложен Собором. Император, поверив клевете об угрозе Афанасия прекратить поставки егип. После Тирского и Иерусалимского Соборов Арий вновь появился в Александрии, но, несмотря на поддержку своих сторонников, не смог преодолеть враждебность большинства верующих. В 336 г. Александрийцы публично выступали за возвращение сосланного Патриарха Афанасия. Антоний неоднократно писал об этом императору, но безуспешно. Впрочем, осознав, что одной из причин волнений в Александрии является появление там Иоанна Аркафы, император приказал выслать противника Патриарха из города. После смерти Константина Великого 22 мая 337 его сын Константин II , упомянув в послании александрийцам о намерении своего отца вернуть Афанасия в Александрию, отпустил жившего у него в Трире в почетном изгнании Патриарха. Афанасий торжественно вступил в Александрию. Положение вернувшегося Патриарха было непрочным, поскольку формально решение Тирского Собора не было отменено; кроме того, правивший Востоком и Египтом имп. Констанций II был воспитан евсевианами, врагами Афанасия. Ариане Александрии, не желая признавать Афанасия законным епископом, избрали своим предстоятелем свящ. Писта , к-рый был поставлен Секундом Птолемаидским. Они продолжали клеветать на Патриарха трем императорам, сыновьям св. Константина, утверждая, что именно он является причиной беспорядков в Александрии: он проявил себя жестоким иерархом, продал зерно, выделенное ему Константином II для вдов Ливии и Египта, и вернул себе Патриарший престол без согласия на то Церкви. Юлия I , убедив его признать избрание Писта. Впрочем, на Александрийском Соборе 338 г. Афанасия на престол ап. После смерти Писта противники Афанасия, осудившие его возвращение на Антиохийском Соборе кон. Эмесскому , но тот, опасаясь вражды александрийцев, не желавших др. Афанасия, отказался. Кафедру принял Григорий Каппадокийский, к-рый, получив хиротонию в Антиохии, 23 марта 339 г. II 9, 10-11; Созомен. III 6. Его приезд, пришедшийся на Великий Пяток, сопровождался побоищем, устроенным воинами в александрийском храме св. Кирина память пострадавших во время этих событий отмечена в Римском мартирологе под 21 марта. Патриарх Афанасий незадолго до этого скрылся из города и вскоре отправился на Запад под защиту имп. Правление Григория было отмечено жестокими преследованиями православных, избегавших церковного общения с новым иерархом. Эти преследования, вызвавшие отток правосл. Через 6 лет правления он был убит своими же сторонниками. После кончины Григория между 344 и 346 не осталось препятствий для возвращения свт. Посетив своего покровителя имп. Константа и папу Юлия I, он отправился на Восток, получив от папы послание к жителям Александрии с подтверждением своих прав на престол. В Антиохии ему оказал великодушный прием имп. Констанций II, безуспешно пытавшийся уговорить Патриарха позволить александрийским арианам иметь особую Церковь. С возвращением свт. Афанасия в Александрию 23 окт. Ариане были вынуждены устраивать свои собрания тайно; многие просили Патриарха простить им их заблуждения. В общении со свт. Афанасием находилось более 400 епископов христ. Для подтверждения решений, принятых в Сердике, Афанасий созвал в Александрии Собор 346. В янв. Александрийские ариане воспользовались одним из выступлений Афанасия, оплакивавшего своего покровителя, чтобы скомпрометировать Патриарха в глазах Констанция II. Было даже сфальсифицировано сочувственное послание Патриарха узурпатору Магненцию. Испортить отношения императора с Афанасием в тот раз не удалось, однако постепенно Констанций вернулся к своим прежним предубеждениям против Патриарха, чему способствовали дворцовые интриги и эпизод с освящением Патриархом большой базилики в Кесарионе без предварительного одобрения императора. Ариан вдохновляло заступничество новой императрицы Евсевии и решения, принятые против свт. Афанасия Арелатским окт. Осий Кордубский и папа Либерий , отказались анафематствовать Афанасия и были сосланы. Император приказал префекту Александрии лишить Патриарха привилегии распределять зерно в Египте, передав это право арианам. В нач. Феоны во время службы ворвались разъяренные воины дукса Египта Сириана и устроили побоище Римский мартиролог поминает пострадавших в этот день под 28 янв. На послание александрийцев императору с сообщением о кровавом происшествии пришел ответ с одобрением действий Сириана. Вскоре посланный в Александрию комит Ираклий осуществил передачу храмов арианам. После этих событий Афанасий удалился в пустыню Фиваиды, где 6 лет скрывался в разных мон-рях. Епископом Александрийским ариане избрали каппадокийца Георгия , к-рый смог занять кафедру лишь при поддержке военного отряда Севастиана февр. Констанций II направил александрийцам послание с поздравлениями по поводу изгнания Афанасия и приезда нового архиерея. Вступление Георгия на престол не могло принести церковного мира. Вскоре начались притеснения православных: их дома отдавались на разграбление, епископы и пресвитеры ссылались, диак. Евтихий был осужден на работы в рудниках, но умер по дороге. На Пятидесятницу Севастиан, сам бывший манихеем, жестоко разогнал собравшихся на кладбище православных, не желавших вступать в церковное общение с еретиками; многие претерпели мучения или были изгнаны из города ActaSS. Напряженность положения в Александрии усиливалась и из-за распространения при поддержке еп. Георгия ереси Аэтия , выходца из Сирии, некогда обучавшегося в Александрии. Аэтий и его ученик Евномий выступали одновременно и против правосл. Ересь Аэтия была отвергнута К-польским Собором 360 г. В конце концов Георгий возбудил против себя негодование всего населения Александрии. В окт. Дионисия, после чего Георгий был вынужден бежать к имп. Оправдывая свои действия, александрийцы отправили Ариминскому Собору 359 г. IV 17, ср. III 2. Попытки свт. Афанасия тайно вернуться в город не увенчались успехом: следившие за ним представители власти вынудили Патриарха вновь покинуть Александрию, и неск. Через 3 года вернулся еп. Георгий 26 нояб. Юлиана , что послужило толчком к новым волнениям. Георгий, вздумавший разрушить святилище Митры, был схвачен возмущенной толпой, брошен в тюрьму и после долгих пыток растерзан 24 дек. Юлиан в своем послании александрийцам простил им убийство епископа, вместо к-рого ариане попытались поставить некоего Лукия Сократ. III 3-4. Юлиана о возвращении всех ссыльных епископов, и 21-го числа того же месяца в город торжественно вернулся свт. Афанасий Hist. В авг. Иоанна Предтечи из Палестины в Александрию Руфин. Но Юлиан Отступник не желал усиления влияния свт. Афанасия и издал проскрипционный эдикт против него: 24 окт. Афанасий вынужден был покинуть Александрию. Прошение александрийских христиан о возвращении их епископа лишь усилило ненависть Юлиана к Афанасию, о чем свидетельствует ответное послание императора. По наущению того же Питиадора толпа язычников ворвалась в один из христ. Юлиана Hist. По вступлении на престол имп. Иовиана , приверженца Православия, стало возможным возвращение Афанасия. Сначала он отправился в Антиохию ко двору нового императора, к-рому направил догматическое послание с изложением Никейского Символа веры как единственно истинного. Александрийские ариане со своей стороны послали к императору своего ставленника Лукия, пытаясь интриговать против Афанасия Hist. Их усилия остались безрезультатными: под покровительством императора свт. Афанасий вернулся в Египет. Но в нач. Римской империи стал Валент 364-378 , убежденный сторонник арианства. Это повлекло за собой народные волнения, на к-рые городские власти ответили вооруженным захватом храма св. Дионисия, где обычно служил Патриарх. Афанасию удалось скрыться. Народное возмущение было настолько сильным, что Валент отозвал свой эдикт, и 1 февр. Афанасий вернулся в Александрию, не опасаясь более гражданских властей Hist. Язычники, предавшие огню один из александрийских храмов 11 июля 366 , были наказаны. Попытка Лукия организовать беспорядки в городе в сент. К тому времени установились близкие отношения 2 великих святителей - Афанасия и Василия , незадолго до этого избранного епископом Кесарийским. В 371 г. Афанасий принял посольство Маркелла Анкирского , представившего на его суд Исповедание веры с осуждением савеллиан и ариан. В 372 г. Патриарх вел борьбу с аполлинариевой ересью. Афанасий мирно отошел ко Господу. Афанасий назначил себе преемником Петра, его выбор был одобрен всем епископатом, клиром и народом. Начало правления Петра II пришлось на возобновление имп. Валентом и префектом Татианом гонений на православных Руфин. Позднее префект Египта язычник Палладий во время Патриаршей службы ворвался с толпой язычников и евреев в храм св. Феоны и учинил погром. Ариане, воспользовавшись отсутствием Петра, при помощи Палладия возвели на кафедру Лукия, к-рого поддерживали Магн и Евзоий , известные противники Православия. Вступление Лукия на престол 375 сопровождалось преследованиями православных, описанными в одном из посланий Петра II: священников и монахов бросали в темницы, а затем ссылали на рудники, 11 епископов и 126 клириков были высланы в Палестину, многих православных осудили на смертную казнь Феодорит. IV 22; Сократ. IV 20-22; Созомен. VI 19-20. Василий Великий направил с мон. Евгением послание правосл. Арианам в период своего временного господства пришлось столкнуться с упорным сопротивлением православных. Моисея , к-рый по приезде в Александрию отказался принять поставление от Лукия, обвинив его в жестокости, и был рукоположен в горах правосл. Патриарх Петр II вернулся в Александрию после того, как Лукий был изгнан александрийцами, а покровитель ариан имп. Валент погиб в битве под Адрианополем 378. Вступивший в 379 г. Феодосий I Великий был ревностным приверженцем Православия. В это время Александрийский Патриархат не миновали внутренние раздоры. Некто Максим Киник, сблизившись с Петром II Александрийским, стал при поддержке Патриарха претендовать на К-польский престол, на к-рый недавно был избран свт. Григорий Назианзин. Феодосий прогнал Максима из столицы, и тот, вернувшись в Александрию, стал угрожать Петру, но сам был изгнан из города как смутьян. В 380 г. Петра II на Александрийской кафедре сменил Тимофей. Он построил в Александрии множество храмов и обратил в Православие немало ариан. Тимофей принимал участие в работе Всел. Собора запрещало епископам вмешиваться в дела чужих епархий; за Александрийским Патриархом закреплялся только диоцез Египет, включавший долину Нила, Ливию и Пентаполь. Это, очевидно, было вызвано имевшей место попыткой Максима Киника утвердиться при помощи Петра Александрийского на К-польской кафедре в 4-м прав. Максим упомянут как никогда не бывший епископом и не являвшийся им на момент созыва Собора. Выдвижение на второе место после Рима быстро растущей новой столицы - К-поля прав. Это правило долгое время вызывало возражения Римских понтификов, обосновывавших значение церковных престолов не политической ролью городов, но древностью апостольских миссий. В послании отцов Аквилейского Собора 381 императорам содержались жалобы епископов на притеснения со стороны Павлина Антиохийского и Тимофея Александрийского и требование созвать большой Собор в Александрии, чтобы положить этому конец Mansi. Однако обстоятельства воспрепятствовали осуществлению этого плана, и в следующем году состоялись 2 отдельных Собора: вост. Патриаршество Феофила 384-412 В нач. На всем протяжении этого столетия язычники оставались многочисленной и влиятельной силой и в Александрии. Юлиан Отступник попытался было вернуть престиж вере предков, издав в столице Египта эдикт 4 февр. В такой обстановке выступления александрийских христиан против язычества могли стоить им жизни Сократ. III 2-3; Созомен. Сохранились сведения о христ. Феодосий Великий, не принимая суровых мер против виновных, все же приказал разрушить все языческие святилища - очаги беспорядков. В 389 г. Александрийский Патриарх Феофил с изволения императора превратил в христ. После кровавого столкновения христиан и язычников по указанию императора 391 были закрыты александрийский храм Сараписа и святилище того же бога в предместье Александрии Канопе , где Патриарх основал мон-рь Покаяния. Патриаршество Феофила было отмечено не только борьбой с язычеством, но и противостоянием оригенизму. В 394 г. Иеронима Стридонского и св. Вскоре, однако, Патриарх изменил свое мнение, созвав в Александрии Собор против приверженцев идей Оригена, к-рых было немало среди противостоявших Патриарху нитрийских монахов 399. Правление Феофила было омрачено его раздором со свт. Иоанном Златоустом , Патриархом К-польским 398-404. Среди близких Феофилу людей был свящ. Исидор, к-рого он прочил в К-польские Патриархи по смерти Нектария 397. Однако позже Исидор, осуждавший сребролюбие Феофила и его страсть к строительству, впал в немилость. Изгнанный из Александрии, он нашел прибежище у Иоанна Златоуста в К-поле. Вместе с Исидором там же укрылись преследуемые со стороны Феофила четверо «долгих братьев». Вызванный в К-поль для объяснений, Феофил объединился с противниками Златоуста во главе с императрицей Евдоксией. Результатом был печально знаменитый Собор «У дуба» 404. Но в целом деятельность Патриарха Феофила заслужила признание: отцы Эфесского Cобора 431 называли его вместе с Афанасием Великим в ряду знаменитых учителей Церкви, а св. Кирилла 412-444 По смерти Феофила в Александрии начались споры о преемнике: одни склонялись в пользу его племянника Кирилла , др. Избранный Кирилл, участвовавший в низложении свт. Иоанна Златоуста, долгое время отказывался вносить его имя в диптихи и решился на это лишь в 419 г. Исидора Пелусиота. Свое правление Патриарх Кирилл начал борьбой с расколом последователей Новациана : он закрыл их церкви в Александрии, конфисковал сокровищницы и лишил имущества их еп. При свт. Кирилле в Менуф близ Канопа были перенесены мощи святых Кира и Иоанна из александрийского храма св. Однако в этой считавшейся священной местности, куда язычники, евреи, а иногда и сами христиане приходили за прорицаниями и исцелением, язычники продолжали собираться еще в кон. Патриархи Александрийские слева направо : свт. Кирилл, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Милостивый. XVI в. В правление свт. Кирилла при попустительстве городских властей имело место нападение иудеев на христиан 414. Патриарху пришлось улаживать конфликт, что вызвало жалобу на его самоуправство префекта Александрии Ореста; впрочем, послание свт. Кирилла к императору решило дело в его пользу. На помощь христианам Александрии пришло 500 монахов из Нитрии; один из них, Аммоний, был схвачен властями и умер в заключении под пытками. Противостояние церковных и светских властей накаляло обстановку в городе. Жертвой одной из вспышек насилия стала Ипатия, математик и философ-неоплатоник, подозревавшаяся в том, что, будучи язычницей, настраивала Ореста против Кирилла 415. Ее убийство группой фанатиков причинило немало скорби Патриарху и всей Церкви Сократ. VII 13-15. По свидетельству Пасхального послания свт. Кирилла ок. Важным делом свт. Кирилла была борьба с ересиархом, Патриархом К-польским Несторием 428-431. Когда в Египте стали известны его высказывания, в к-рых просматривалась новая ересь, они вызвали волнения прежде всего в среде монашества. Патриарх Кирилл обратился к епископам и монахам с посланием, убеждавшим их в правомерности именования Пресв. Девы Богородицей, и одновременно потребовал от Нестория объяснений. Поскольку тот не внял предупреждениям, Кирилл подготовился к борьбе. Наставив находившихся в К-поле александрийских клириков, он направил сообщение о сложившемся положении папе Целестину I, сопроводив его подборкой документов, в результате Несторий был осужден на Соборе в Риме авг. Кирилл, на к-рого папа возложил миссию по исполнению решения Римского Собора в случае упорства Нестория в ереси, созвал в Александрии Собор и по его решению направил Несторию послание с 12 «анафематизмами» 430. Вскоре в Эфесе был созван Всел. III Собор 431 , где под председательством свт. Кирилла, представлявшего также по поручению папы Римский престол, несторианство было осуждено, а Несторий низложен. Впрочем, мир в Церкви не был окончательно водворен, поскольку произошел конфликт между свт. Кириллом и Патриархом Антиохийским Иоанном , к-рый, опоздав к открытию Собора, вместе с сир. Переговоры о воссоединении Церквей длились 2 года при участии имп. Феодосия II. В результате их Патриарх Кирилл подписал объединительный Символ веры и 23 апр. Низложенный Несторий окончил свои дни в ссылке. Кирилл, проведя в мире последние годы жизни, преставился в 444 г. Собора 451 назвали его «безупречным защитником веры». Вскоре по его кончине АПЦ была ввергнута в ожесточенную борьбу партий, придерживавшихся различных воззрений на природу Христа, повлекшую губительные расколы - монофизитский, а затем монофелитский; начался период быстрого и глубокого упадка АПЦ. Патриарх Диоскор и зарождение монофизитства По вступлении на престол Диоскор послал в Рим апокрисиария Посейдония с известием о своем избрании. Ответ папы, свт. Льва Великого , содержал рекомендации Александрийской кафедре придерживаться рим. Налицо было сближение 2 крупнейших кафедр, Рима и Александрии, недавно совместными усилиями победивших ересиарха, занимавшего К-польский престол. Но вскоре ситуация изменилась. В 448 г. Осужденный К-польским Патриархом Флавианом Евтихий, ссылавшийся на авторитет свт.

А по факту, последствия такой «догматической гибкости» принесли самому Феодору II и Александрийской Церкви самые неожиданные и далеко не самые приятные последствия. И дело даже не в том, что РПЦ прервала с Александрийским патриархом молитвенное общение. Это было максимально мягкое решение потому, что общение прекратилось именно с патриархом, как отдельным епископом, а не со всей Александрийской Церковью. Куда интереснее было то, что с этим же самым Александрийским патриархом прервало общение огромное количество священников Александрийской Церкви. И не просто прервало, а очень захотело перейти в РПЦ. В свою очередь, Русская Церковь несколько лет «тормозила» этот процесс перехода. И вот здесь снова нужно прояснять термины и особенности взаимоотношения Поместных Церквей в Православии. В церковной жизни и политике есть такое понятие, как «каноническая территория». Это, скажем так, та территория, где активно действует та или иная Поместная Церковь. При этом одной Поместной Церкви вторгаться на каноническую территорию другой — нельзя. Если происходит такое «вторжение», то это значит, что такие церковные структуры находятся в состоянии раскола. Грубо говоря, не признают друг друга в качестве легитимных Православных Церквей. Экзархат же, в свою очередь, — это как раз некая церковная территория за пределами страны, где находится административный центр той или иной Церкви. И Африканский экзархат появился явно за пределами России, это раз. А два — именно на канонической территории Александрийского Патриархата. При том, что, повторимся еще раз: молитвенное общение Русская Церковь разорвала только с главой Александрийской Церкви, но не со всей этой Церковью целиком. Но тут, что называется, в силу вступила коллизия момента. Ровно потому, что несколько лет подряд африканские священники в количестве более сотни человек просились именно в РПЦ.

Александрийский патриархат признал самозванцев

Трения между Патриархией и общинами начались из-за соперничества за руководство благотворительными учреждениями. Затем общины стали претендовать и на участие в делах самой Патриархии [8]. С ростом паствы и благосостояния Александрийской церкви усилилась её независимость от Константинопольской патриархии. При патриархе Иерофее II были учреждены несколько епископских кафедр, что позволяло самостоятельно поставлять епископов и избирать патриарха. В 1866 году патриарх Никанор был избран уже в Египте, а не в Константинополе [10].

При слабых наследниках Мухаммеда Али, во второй половине XIX века, Египет превратился в полуколонию европейских держав и был оккупирован британскими войсками в 1882 году. Строительство дорог, каналов, перерабатывающих предприятий, рост внешней торговли привели к наплыву из-за рубежа большого числа технических специалистов, торговцев и предпринимателей. Среди иммигрантов было много православных греков и сирийцев , заполнивших важные социальные ниши бизнес, издательское дело, журналистика, образование. К началу XX века православная община главным образом за счёт иммиграции насчитывала уже около 100 тысяч человек 63 тысячи греков, остальные — арабы.

Клир Александрийского патриархата на тот момент насчитывал помимо Патриарха два митрополита и 50 клириков [2]. Александрийская церковь в XX и XXI веках[ править править код ] Реформатором церковной жизни в Александрийской церкви стал патриарх Фотий 1900—1925 ; при нём Александрийская церковь начала выпускать свои печатные издания, в том числе периодические. В начале XX века началась иммиграция малоазийских греков и православных арабов в Египет, в результате чего к 1930 году православные византийской традиции составляли в стране около 150 тысяч человек [9]. В 1925 году греческий архимандрит Никодим Сарикас , проживавший в Моши , Танзания , крестил первых африканцев [11].

Примерно в то же время в Уганде группа из нескольких человек во главе с Реубеном Мукасой Себанзой Спарасом в поисках истинной церкви решили познакомиться с православным учением. Их деятельность, вскоре распространившаяся и на Кению , послужила началом православной проповеди среди коренных народов Чёрной Африки [12]. Преемник Фотия патриарх Мелетий II составил правила самоуправления для Александрийской церкви и подал их на рассмотрение египетскому правительству, которое одобрило их. С этих пор Александрийский патриархат стал независимым и даже получил защиту государства.

Патриарх Мелетий основал семинарию Святого Афанасия, упорядочил систему церковного судопроизводства и распространил юрисдикцию Александрийского патриархата на всю Африку, заменив в титуле Александрийского патриарха слова «всего Египта» на «всей Африки» [13]. Митрополит Леондопольский Христофор II был избран на патриарший престол 21 июля 1939 года. После Второй мировой войны из-за эмиграции в другие страны главным образом в Австралию произошло сильное сокращение греческой паствы в Египте. Христофор II положил основание современной миссионерской деятельности православной церкви на африканском континенте.

В 1946 году православные Уганды и Кении были приняты в полное каноническое общение с Патриаршим престолом, а в 1963 году церковная ассамблея в Кампале присоединила их к Александрийской церкви [2]. Вследствие деятельности повстанцев мау-мау в 1952 году британские колониальные власти в Кении объявили чрезвычайное положение. Православная церковь была запрещена, храмы и школы были закрыты, за исключением собора в Найроби , бывшего преимущественно греческим православные африканцы сочувствовали восставшим, в то время как католики и протестанты поддерживали власти. При патриархе Николае VI , в 1982 году, в Найроби открылась патриаршая семинария архиепископа Макария III , где обучаются будущие православные священники из многих стран Африки.

Создание этого учебного заведения стало отправной точкой для стремительного роста количества православных христиан на востоке Африки [14]. В письме к членам Александрийской патриархии он написал [16] [17] [18] : После зрелого размышления и множественных молитв … и заботясь о единстве Православной Церкви, мы пришли к решению признать автокефалию Православной Церкви Украины и её предстоятеля Блаженнейшего Епифания, ибо пришло время. В тот же день заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявил, что «поминовение имени Александрийского патриарха не сможет продолжаться при совершении патриарших богослужений в Русской православной церкви» [19] , а в УПЦ МП назвали решение Александрийского патриарха предательством [20]. В ноябре 2019 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл приостановил работу Александрийского подворья в Москве [22] ; а с 27 декабря 2019 года подворье Московского патриархата в Каире было выдворено из храма Димитрия Солунского в каирском районе Зейтун [23].

Решение руководства РПЦ о создании своей структуры в пределах юрисдикции Александрийского патриархата было осуждено последним [25] [26]. Современное состояние[ править править код ] По состоянию на 2018 год Александрийская православная церковь насчитывала около 1 млн верующих [27].

Александрийская Церковь является родиной монашества. Однако уже в конце V - начале VI века Александрийская Церковь была сильно ослаблена монофизитской смутой. В VII веке она окончательно пришла в упадок в связи с арабским нашествием, а в начале XVI века была завоевана турками и до последнего времени находилась в сильной церковной зависимости от Константинополя. Разрыв отношений с Русской Православной Церковью 8 ноября 2019 года за Божественной литургией в Каире патриарх Александрийский Феодор помянул на великом входе в числе предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу так называемой Православной церкви Украины и официально объявил о признании им этой неканонической структуры. В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 26 декабря, участники отметили, что решение о признании раскольнической структуры, действующей на Украине, не было принято на состоявшемся 7-9 октября заседании Священного Синода Александрийского Патриархата, не выносилось на голосование его архиереев и не имело соборного характера, а было принято предстоятелем этой Церкви единолично.

Члены Священного Синода Синода Русской Православной Церкви подтвердили невозможность поминовения имени патриарха Александрийского Феодора в диптихах, а также молитвенного и евхаристического общения с ним. Вместе с тем решено сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола. Решением Синода также приостановлена деятельность представительства Александрийского Патриархата при Московском патриаршем престоле. Представительство патриарха Московского и всея Руси при патриархе Александрийском решено преобразовать в приход Русской Православной Церкви в Каире. Приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, выведены из юрисдикции Александрийского Патриархата и получили ставропигиальный статус.

Поэтому в этом плане динамика позитивная. В то же время телеграм-канал "Правблог" отмечает , что дело обстоит гораздо серьезнее, чем представляется на первый взгляд. Константинопольский Патриархат и компания продолжают расширять масштаб атаки на Русскую Церковь. Если Русская Православная Церковь не пойдёт на капитуляцию, её и дальше будут загонять в рамки "вечно и бесспорно виноватой". Все пойдёт по нарастающей.

Сегодня "лишили сана" епископов, завтра - Патриарха Московского, послезавтра - "признают" Русскую Церковь "структурой, пребывающей в расколе и ереси", - считает автор канала. Он задается вопросом: а какова судьба документа "Об искажении Православного учения в Церкви в деяниях Константинопольского патриархата", одобренном на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви? Был ли сделан перевод текста на другие языки и был ли разослан в другие Поместные Церкви? Планируется ли его обсуждение на различных площадках с привлечением представителей других Церквей? Как вообще наша сторона собирается доводить до конца это большое начинание? Одним словом, пора переходить в своеобразное наступление. Конфликт с Константинопольским Патриархатом и его кликой из других автокефальных Церквей будет толоько нарастать, поскольку он, как и Элладская греческая Церковь сильно зависит от США через греческое лобби в этой стране.

Сам экзарх, судя по всему, не теряет уверенности в своей правоте. Он ссылается на патриарха Кирилла, который на днях советовал епископам не жалеть себя. Накануне решения Синода в Каире Горбачев во всеуслышание заявил, рассуждая о создании африканского экзархата РПЦ год назад: «Русская православная церковь данным решением заявила о себе как о вселенской православной церкви, той церкви, которая вне всяких отношений может вести за собой людей». Надо думать, что уверенность Горбачева, да и всего Московского патриархата подпитывается тем, что Российское государство ведет активную деятельность по сближению с африканскими государствами. Поэтому РПЦ не встречает препятствий со стороны властей государств региона. В среду президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия будет наращивать гуманитарные поставки продовольствия и удобрений в дружественные страны континента. Ранее президент Франции Эмманюэль Макрон жаловался, что Россия вытесняет его страну из региона. Но если у РПЦ есть поддержка в некоторых государствах, то в сугубо церковном сообществе она, кажется, не растет, а наоборот, истаивает. Еще недавно высказывали предположения, что после избрания новый глава Церкви Кипра может отказаться от отношений с ПЦУ. Однако последние заявления епископов острова развеяли эти надежды.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий