Об иконах праздника Благовещения, — священник Иоанн Халюта. Из икон Благовещения, прославившихся своей чудотворной силой, известны две, находившиеся в Москве: в Успенском соборе («Устюжская») и в церкви Благовещения. В Гатчинский дворец вернулась икона «Благовещение», вывезенная во время Великой Отечественной войны. православные иконы, синайские, армянские, японские, коптские иконы, картины Благовещения Рублева. Новая икона Благовещения Пресвятой Богородицы написана архимандритом Зиноном для Феодоровского собора.
Икона Богородицы «Благовещение» Московская
Настоятель церкви Параскевы Пятницы в Барабаново отец Алексий (Язев) недавно обратился к своим подписчикам в соцсетях с просьбой собрать деньги на икону Благовещение. Верующие, приходящие в храм 7 апреля, ищут образ Благовещения – Икону Благая весть. Икона Благовещения, называемая Устюжским, 12 века. На этой иконе нет никаких второстепенных деталей. Об иконах праздника Благовещения, — священник Иоанн Халюта.
Устюжское Благовещение
Медведевой, было принято решение об ее приобретении. Приобрести икону я попросила профессиональных художников и иконописцев из города Козельска И. Яценко и его супругу Н. Когда при детальном осмотре обнаружились следы реставрации иконы, мы попросили владельца более подробно изложить историю бытования образа. Выяснилось, что икона была куплена в деревне Нижнее Алопово Перемышльского района Калужской области, расположенной рядом с Шамординским женским монастырем, основанным преподобным Амвросием Оптинским. Образ находился у потомков почившей верующей старушки, которая хранила его у себя в доме в советское время. В 1990-е годы икона была приобретена калужским коллекционером и вскоре отреставрирована В.
Седовым, по удивительному совпадению, родным дядей Н. Седов, известный московский реставратор, признанный специалист по "открытию" старых икон, снятию поновлений и записей, обнаружил под изображением "Спорительницы хлебов" другой образ — фигуры двух святых, имена которых установить не удалось, — и сообщил об этом владельцу.
Использованы также апокрифические детали — красная пряжа в руках Девы Марии.
В верхней части иконы изображён Ветхий Денми, восседающий на херувимах и восславляемый серафимами. Появление данного иконографического типа академик В. Лазарев относит к послеиконоборческомупериоду и связывает с влиянием богослужебных текстов Синаксарь на 24 марта, богородичный гимн Октоиха.
Дева Мария Мария изображена в винно-красном мафории лишён традиционных для её иконографии звёзд, но его край украшен золотой бахромой и темно-синем хитоне. Она стоит перед престолом от него уцелели лишь часть подножия и фрагмент золотой узорной ткани под ногами Богородицы. Лицо Богородицы изображено лишённым ярко выраженных чувств или эмоций, эта нейтральность выступает символом её смирения перед волей Бога.
Её голова немного наклонена к явившемуся ей вестнику. На лице Марии видны румяна на щеках, лбу, верхних веках, на носу и шее. В её левой руке моток красной пряжи возникла из рассказа апокрифического Протоевангелия Иакова , нить пропущена сквозь пальцы правой руки Богородицы и спускается вниз к несохранившемуся пряслицу на подножии.
Правая рука Богородицы изображена с отставленным указательным пальцем, образуя подобие благословляющего жеста, которым она прикасается к нимбу младенца Христа. Младенец Иисус Богомладенец изображён фронтально в полный рост, «на персях у Пречистой вообразися и мало знати, аки в стекле». Тело Иисуса исполнено в красноватых тонах, что на фоне красного мафория Богородицы делает его фигуру как бы просвечивающей сквозь одеяние Марии.
Правая рука младенца помещена строго в центре его фигуры и сложена вблагословляющем жесте, левая опущена вниз с широко и распластано раскрытой ладонью. Обнажённая плоть Иисуса тело покрыто только набедренной повязкой, намекающей на предстоящие Распятие Христово является традиционным указанием на наличие в нём человеческой природы. Нимб Иисуса написан тёмным серебром.
Архангел Гавриил Изображён в охряном хитоне и голубоватом гиматии с золотыми волосами. Заглубления и тени одежды переданы дополнительными цветами, а глубина складок подчеркнута тёмным вилкообразным рисунком. Хитон и волосы Гавриила покрыты золотым ассистом, наложенным по диагонали, что указывает на направление света, падающего на иконе сверху и слева.
Через гиматий проступает оранжевый тон нижней одежды. Отчетливость складкам гиматия придаёт грузило, прикреплённое к концу гиматия, перекинутому через правое плечо архангела. Гавриил с ораторским жестом обращается к Марии.
В его левой руке виден сохранившейся фрагмент мерила.
Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: "Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница. Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным. Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию - благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал". Слово на Благовещение. Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом "непорочном зачатии", то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее.
Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: и дух прав обнови во утробе моей Пс. Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека. Имя Иисус, или, по-еврейски, Йешуа, также значимо. Имя сие носил сын Навинов, который ввел народ израильский в землю обетованную и тем прообразовал роль и дело Иисуса Спасителя, введшего род человеческий в истинную и бессмертную землю обетованную, в Царствие Небесное. Все прочее, сообщенное архангелом, рассчитано на то, дабы уверить Деву: Ее Сын будет ожидаемым Мессией. Он наречется Сыном Всевышнего, получит от Бога престол Давида и будет царствовать над домом Иакова вовеки - все сие в сознании всякого израильтянина, тем паче в сознании духовно воспитанной Девы Марии, относится исключительно к ожидаемому Мессии. Он не говорит Ей о всемирной и всечеловеческой роли Иисуса, не говорит о Нем как о Спасителе всех народов и племен, как об Основателе духовного Царствия, Судии всех живых и мертвых, а еще менее - как о Слове Божием, Одной из Трех вечных Ипостасей Святой Троицы.
Если бы он сказал Ей это, он еще более смутил бы Ее. Она не всеведуща, несмотря на Свое целомудрие и чистоту. Архангел строго придерживается рамок израильских представлений. Он в органической связи приводит все то, что рассеяно в пророческих книгах и что Она знает Ис. Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем Пс. Слово посылает Господь на Иакова, и оно нисходит на Израиля Ис. Выслушав сие послание небес, Дева Мария в Своем детском целомудрии и простодушии вопрошает чудного посетителя: как будет это, когда Я мужа не знаю? Слова сии выражают не Ее неверие гласу архангельскому, но лишь Ее детское целомудрие и простодушие. Что бы сказал кто-нибудь из вас на подобное извещение, полученное от самого необыкновенного гостя из всех гостей? То, что вам пришло бы на ум первым, когда вострепетало бы сердце ваше, не так ли?
Но Дева Мария не изрекла ничего излишнего. Если Ее вопрос, предположим, является излишним для Нее, то для нас он не таков. Ради нас Ее благодатный дух вопрошает о том, о чем, конечно, спросили бы все мы, находящиеся под бременем законов природы. Для рождения нужен муж; где же муж? Так спросил бы всякий из нас - удаленных от радующейся всемогуществу Божию свободы, привыкших ко гнету природных сил. Поэтому надлежало, ради нас, чтобы Дева задала вопрос сей, а мы услышали ответ посланника Божия. Что отвечает Гавриил? Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Полный и совершенно исчерпывающий ответ. Бог идеже хощет, побеждается естества чин.
Природа и законы ее словно бы и не существуют, когда Бог живый творит Свою волю и Свое домостроительство человеческого спасения. Григорий Неокесарийский I слово на Благовещение. Дух животворит Ин. Дух животворит косвенно или непосредственно. Непосредственно Дух Божий подавал жизнь в Раю, до грехопадения. И сказал Бог - и стало так! После грехопадения Дух подает жизнь косвенно, посредством сотворенных душ и сотворенных тел. Это опосредованное действие Духа мы и называем природою и законами природы. Но у Духа Божия есть зарезервированное право и неограниченное могущество давать жизнь и непосредственно - по Своей воле и в соответствии с Божиим домостроительством спасения человеческого. Тем не менее, и подавая жизнь косвенным образом, Дух является зачинателем и владыкою жизни.
Природа, как она есть, - только сень, завеса, сквозь которую действует Дух. Однако и в случаях опосредованного воздействия Духа бывают разные степени, более прямое и более косвенное воздействие. Так происходит с плодовитыми и с неплодными женщинами. Косвенным, но менее косвенным является случай и с престарелою Елисаветой, как и с матерями Исаака, Самсона и Самуила. Ибо зачатие престарелых жен все-таки невозможно наречь непосредственным действием Духа, так как все плодовитые и неплодные женщины начиная с Евы - причастницы греха, связанные с миром сим вожделениями и похотями, в большей или меньшей мере. Единственное зачатие при непосредственном наитии, или воздействии Духа Жизни есть зачатие Пречистой Девицы Марии. Во всей истории сотворенного мира от Адама до Христа такого случая не было. Есть только один такой случай во времени и только один в вечности. Оба они относятся ко Господу и Спасу нашему Иисусу Христу. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
Это значит, что всякое слово Божие всегда исполняется в полноте. А вот сие и сбывается. С сотворения мира Богу достаточно лишь единожды сказать.
При его восстановлении, накануне освящения закладного камня, давно сухой колодец чудесным образом наполнился водой. Во время строительных работ была обретена древняя икона Благовещения — удар лома разбил её надвое, однако изображения Пресвятой Девы и архангела Гавриила не пострадали. Стиль иконописи на этом образе — очень древний, довизантийский; есть версия что это одна из икон, написанных в I веке апостолом и евангелистом Лукой. С момента перенесения иконы в ещё строящуюся церковь по молитвам у неё стали происходить исцеления и случаи чудесной помощи, которые не прекращаются до сих пор.
Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля
Примеры: все то же Устюжское Благовещение; прорись с иконы XVII века из коллекции Постникова. Сегодня — Благовещение Пресвятой Богородицы, один из 12 главных православных праздников. Икона «Благовещение» из праздничного чина. Во время строительных работ была обретена древняя икона Благовещения — удар лома разбил её надвое, однако изображения Пресвятой Девы и архангела Гавриила не пострадали. Знаменитая икона Благовещение Пресвятой Богородицы, принадлежащая кисти известного православного иконописца, находится в иконостасе Благовещенского собора Московского. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в 2024 году православные верующие будут отмечать 7 апреля. Настоятель церкви Параскевы Пятницы в Барабаново отец Алексий (Язев) недавно обратился к своим подписчикам в соцсетях с просьбой собрать деньги на икону Благовещение.
Устюжское Благовещение: тайна воплощения Бога
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ)Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) (празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. Молитвы перед иконой «Благовещение» помогут в вашем выздоровлении, в освобождении из заключения, и вообще — получить «благую» (хорошую) весть о чем-либо. Икона Благовещения олицетворяет собой Богоматерь, как заступницу обездоленных и нуждающихся в небесном покровительстве людей.
В "Александровской слободе" хранится редкая икона "Благовещенье"
Еще один образ более поздний — 19 века. Изображения на доске и окладе различны и не повторяют друг друга! Подробнее об истории праздника, а также о том, что можно и чего нельзя делать в Благовещение, можно прочитать на сайте. Ссылка скопирована.
Кроме этого согласно молве среди верующих известны случаи избавления от тяжелых стадий алкоголизма и наркомании. Образ Марии в иконе представлен, как олицетворение идеального материнства. Поэтом и сама икона служит символом и мощной защиты материнства и детей. Истинная вера и набожность помогают справиться даже с такими сложными заболеваниями, как рак, туберкулез, проблемы с подвижностью позвоночника, сердечные недуги.
Богоматерь на иконе Благовещения — это заступница и хранительница семейного очага и всех обездоленных женщин и детей. Она учит каждого христианина смирению, кротости и доверию промыслу Бога, который любит всех своих детей. Молитва иконе Благовещения Текст молитвы для прочтения у иконы Благовещения Пресвятой Богородицы рекомендуется заучить наизусть. Тогда у верующего человека будет возможность в любое время, не отвлекаясь от чтения с листка вознести обращение к Деве Марии. Если нет такой возможности, то разрешается использовать переписанный текст на листок, но только своей собственной рукой, который постоянно нужно носить при себе. Рис 3 Особой мощной силой в исцелении бесплодия и тяжелых болезней обладает молитвенное обращение к иконе Благовещения. Современные священники более лояльно относятся к заучиванию молитв и советуют приобретать в церкви маленькие образа. Допускается хранение при себе карманного молитвослова, для прочтения молитвы при необходимости.
Главное, чтобы каждое слово шло от чистого сердца и с истинной верой в помощь Небесной Покровительницы. Как правильно молится иконе «Благовещение Пресвятой Богородицы» Наибольшей силой молитва иконе «Благовещение Пресвятой Богородице» обладает в день праздника Благовещение. Однако обращаться за помощью к Богородице можно всегда и везде. У православных принято носить миниатюрную иконку и текст молитвы при себе на поясе. Можно их хранить на рабочем столе, в офисе, в детской комнате, в спальне. Для оберега от негатива и прочих проблем рекомендуется использовать маленькие настольные иконки с написанной на обратной стороне молитвой с изображением благовещения Пресвятой Богородицы. Для максимально правильного прочтения в первую очередь важно настроится на вознесение святых слов, нужно мысленно избавиться от любого негатива и внутренне настроится на положительный результат. Перед началом прочтения и по окончании нужно обязательно креститься, класть поясные поклоны.
Если молитва читается в день самого Благовещения, то поклоны должны быть земные до пола. Обращение к Царице Небесной произносится вполголоса, слегка распевным тоном, вдали от посторонних глаз. Исключение составляет обращение к иконе непосредственно в церкви. Рис 4 Для чтения молитвы Благовещение Пресвятой Богородицы нужно посещать церковь по воскресеньям. Священнослужители советуют приходить на верчение субботние службы Всенощные Бдения.
Сад Мадонны надёжно ограждён крепостной стеной. Ваза с лилией — в левом нижнем углу. Крупная кровать с раскинувшимся балдахином выполнена в ярко-красных, телесных оттенках багрянца Изображение Гавриила[ править править код ] Крылатый Гавриил изображается коленопреклонённым перед сидящей Девой вариант — архангел парит над землёй, нетвёрдо касаясь её ногой. Как правило, одна рука его поднята в приветствии, а другая — в благословляющем жесте. Поза ангела восходит к изображениям вестника в античном искусстве. На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах , архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора [42]. Крылья у ангела появляются лишь с V—VI веков [43]. В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально. Если у архангела — скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике Андрея Критского , Иакова Коккиновафского [44]. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию. Изображение Марии[ править править код ] Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45]. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия Ecce ancilla Domini. Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу. В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову. В правой руке Мария держит клубок шёлку, простирая левую к ангелу. Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности. Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха работа Боттичелли в ГМИИ им. Пушкина , Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом например, фрески Джотто в капелле Скровеньи , столбах храма Киевская София. В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста. Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение. Изображение Святого Духа и Бога-Отца[ править править код ] Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается.
А после праздника, «Аверов» отправлялся на Балканы, дабы принять участие в боевых действиях. А пока епископ благословлял корабль, экипаж опустился на колени, загадывая сокровенное желание. И оно, конечно же, исполнилось. Ещё одна провинция была отбита у турок и присоединена к исконной родине. Все эти чудеса утвердили людей во мнении, что Тинос является центром Ортодоксального Христианства Греции. А началось всё задолго до рассказываемых мною событий. Пирр Фессалийский, врач и философ, в своём историческом труде упоминает, что ещё в 1821 году, накануне праздника Евангелизма, житель Тиноса — Михалис Полизонис, 80 лет от роду, увидел во сне Божью Матерь, которая обратилась к нему со словами: «Ступай на участок земли, принадлежащий Антонию Доксара, и возведи там церковь на руинах дохристианского храма. А я помогу всем, кто возьмётся за её строительство». Михалис Полизонис проснулся, перекрестился и, решив, что видел сон, приготовился спать и дальше. Но сон не шёл. И он всё думал и думал над словами Пречистой Девы. И тогда, словно для того, чтобы он понял всю важность видения, Матерь Божья предстала перед ним снова, одетая в белоснежную одежду и окружённая серебристым сиянием. На этот раз обратилась она к старцу строго: - Чего боишься? Или не признал меня? А может, страх твой — результат недостатка веры? Так знай, всё, что я поручила тебе, следует исполнить немедленно. Ступай на тот участок, о котором я говорила тебе и найди икону с моим изображением. Она должна лежать там, под слоем земли. С этими словами Богородица исчезла. Старик поднялся и стал размышлять, к кому ему лучше всего обратиться. И решил идти прямо к Митрополиту. Последний, впрочем, выслушал его с недоверием. Он стал уверять старика, что тот просто увидел всё это во сне. И напрасно Михалис уверял священнослужителя в том, что если в первый раз Пресвятая Дева и явилась к нему во сне, то во второй раз он вовсе не спал. Обеспокоенным вышел Михалис Полизонис от священнослужителя. И всякий раз, останавливаясь по пути домой, он рассказывал то, что случилось с ним этой ночью. Поверили ему двое. Так втроём они разработали план. Вечером, когда стемнело, они пробрались на участок, принадлежащий Антонио Доксара и стали копать. Но участок был большой, копали они неглубоко. К тому же их сбил с толку тот факт, что в какой-то момент они нашли остатки античной стены. Причём, они не поняли, что именно они нашли, и принялись было вынимать из стены мраморные камни, пытаясь найти икону среди них. А когда над Тиносом взошёл рассвет, щедро крася небо, море и землю розовым цветом, они в спешке собрали свои лопаты и кирки. И ушли восвояси, донельзя разочарованные. А меж тем, всё та же сила уже направляла волю никем неизвестной монахини… В местечке Кехровуни, что лежит вблизи деревушки Кехрос, в монастыре Успения, или как его ещё называют Повелительницы Ангелов ;;;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;; , построенном в десятом веке, принимает постриг девица Лукия Негрепонти, принимая имя Пелагия. Именно ей со временем предстоит быть посвящённой в ранг святых. Монахини очень скоро обнаруживают, что Пелагию отличают не только скромность и аскетизм, но и ясновидение. Всё это помогает Пелагие завоевать уважение других монашек. И вот, 9 июля 1822 года было Пелагие видение: явилась ей во сне Богоматерь и объяснила, как, впрочем, уже объясняла она Михалису Полизонису что на холме, близ пристани, среди развалин сожжённой Сарацинами церкви, выстроенной на развалинах храма Диониса, находится икона. И что необходимо найти икону и поспешить со строительством церкви, куда и должна быть помещена эта икона.
В Кирилло-Белозерском музее в Благовещение представили уникальную икону 1696 года
Мария отправилась к ней. Только Мария показалась на пороге дома родственницы, как Дух Святой оповестил Елизавету — перед ней Богоматерь и она , первая из людей, сказала: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего! Время шло, облик Марии менялся, как и положено перед родами. Ее супруг, Иосиф, конечно, заподозрил супругу в измене и решил расстаться с Ней. Мария понимала, что Она не имела права открыть святую тайну и поэтому во всем положилась на Господа. Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившейся в Ней есть от Духа Святого, Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их…» Безоговорочно поверил Иосиф Божиему посланнику, он был настолько поражен такой вестью, что долго не мог прийти в себя после пробуждения. Непорочность Марии больше не вызывала у него сомнения, теперь он стал относиться к Ней с трепетом, как к Матери Сына Божиего. Воплощение Сына Божия, с одной стороны, дело Божией любви — крестной, ласковой, спасающей — и Божией силы; но вместе с этим воплощение Сына Божия есть дело человеческой свободы.
Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией.
От фигуры Ветхого денми исходит луч света, символизирующий Святого Духа, прямо устремленный к Богоматери. С раннехристианских времен получил распространение образ «Благовещения у кладезя», восходящий к апокрифическим преданиям. Покровский в своем труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку здесь изображается не собственно Благовещение, а момент, предшествовавший ему. Один из древнейших примеров — оклад Евангелия слоновой кости из Милана 2-я пол.
В более поздних памятниках композиции не столь эмоциональны: как правило, Мария стоит с кувшином в руке, иногда лишь слегка повернувшись к Архангелу, нередко Архангел изображается слетающим к Ней с небес. Например, фигуры девушек-служанок. Письменный источник, в котором сообщалось бы о свидетелях беседы Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в «Протоевангелии... В сцене у колодца Матерь Божию, слушающую Ангела, окружают несколько дев, держащих Ее под руки.
В некоторых иконах служанка выглядывает из-за колонны или сидит у ног Божией Матери, что можно видеть в византийской иконе XIV века из Музея изобразительных искусств имени А. В пространстве храма Благовещение занимает особое место. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения стали помещать на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма. Обычно Архангел располагается слева, а Богоматерь — справа, фигуры оказываются с двух сторон от алтарной арки; таким образом, между ними раскрывается алтарное пространство, которое в семантике храма символизирует рай, вход в Царство Небесное. Это символизирует то самое начало главизну спасения, которое совершается после того, как Пресвятая Дева отвечает Богу «Да будет».
Нередко обе фигуры образуют композиционную пирамиду с алтарным образом Богоматери в конхе верхней части алтарной апсиды — олицетворением Церкви торжествующей. Это или Богоматерь на троне, или Оранта — Богоматерь, молящаяся с воздетыми руками. С появлением на Руси высокого иконостаса сцена Благовещения стала размещаться в царских вратах, сохраняя тот же смысл. Наиболее традиционный вариант — когда Богородица и Архангел помещаются в верхней части врат, а ниже изображаются четыре евангелиста. Таким образом, отмечается Евангелие как событие и Евангелие как книга, написанная евангелистами.
Но и в Византии нередко Благовещение располагали на царских вратах, причем чаще всего это были ростовые фигуры Богородицы и Архангела Гавриила; их помещали на разных створках, и когда в начале Литургии врата отворяются, фигуры как бы расходятся, открывая пространство алтаря, где совершается таинство Евхаристии — таинство Царства. Новые сюжеты: книга, лилии, мирт Праздник Благовещения входит в круг главных праздников литургического года — двунадесятых, называемых так по их числу. Уже в XII веке в Византии получила распространение традиция эпистилиев — двенадцати праздников, написанных на одной доске.
Этим объясняется хорошая сохранность. В 2004 году, после смерти Винтерберга, икона перешла по наследству его падчерице Карин Юксток, которая решила вернуть образ в Гатчинский дворец. Передача состоялась в рамках проекта «Немецко-российский культурный диалог», направленного на совместный поиск и выявление утраченных музейных экспонатов как на территории России, так и на территории других стран.
Доктор Коринна кур Королёв, курирующая Гатчинский дворец, сообщила о звонке доктора Юксток и её намерении вернуть икону.
Таким образом, отмечается Евангелие как событие и Евангелие как книга, написанная евангелистами. Но и в Византии нередко Благовещение располагали на царских вратах, причем чаще всего это были ростовые фигуры Богородицы и Архангела Гавриила; их помещали на разных створках, и когда в начале Литургии врата отворяются, фигуры как бы расходятся, открывая пространство алтаря, где совершается таинство Евхаристии — таинство Царства. Новые сюжеты: книга, лилии, мирт Праздник Благовещения входит в круг главных праздников литургического года — двунадесятых, называемых так по их числу. Уже в XII веке в Византии получила распространение традиция эпистилиев — двенадцати праздников, написанных на одной доске. И среди них, конечно, было и Благовещение. Позже, примерно с XIV — начала XV века, при формировании высокого иконостаса, двунадесятые праздники заняли целый ряд — так называемый праздничный чин. В русской традиции это отдельные иконы, поставленные одна за другой. Так, например, распространились изображения Божией Матери, читающей книгу стоя или коленопреклоненно перед аналоем.
Амвросий Медиоланский. Однако самое раннее сохранившееся изображение читающей Богородицы относится ко второй половине IX века: это резьба на шкатулке из слоновой кости, вероятно, сделанной в Меце. В западной традиции начиная с XV века стали появляться изображения Девы Марии с книгой, на которую сходит Святой Дух в виде голубя как мы видим на картине Лоренцо Коста , или даже просто читающей Марии как у Антонелло да Мессины. И то и другое подразумевает Благовещение. Для западной традиции также характерно изображать Архангела Гавриила с лилией в руке. Лилия — символ чистоты и девственности Марии. Но есть изображения, где Архангел вручает Деве оливковую ветвь или ветку мирта обе символ мира и благословения. Например, в триптихе Симоне Мартини «Благовещение со святыми и четырьмя пророками» 1333 г. Лилии в этой композиции тоже присутствуют, они стоят в вазе.
Сцена носит несколько куртуазный характер, что было особенно характерно для поздней готики и раннего Возрождения. Русские художники нередко вдохновлялись итальянским искусством и создавали свои интерпретации, соединяя традиции Запада и Востока. Светские художники обращались и обращаются к религиозным сюжетам. Так, в XIX веке наиболее выразительный образ Благовещения был создан Александром Ивановым в его серии Библейских эскизов, а в ХХ веке необычную интерпретацию этого сюжета мы находим у советского художника Гелия Коржева. Современные иконописцы, как правило, обращаются к классической иконографии — византийской и древнерусской.
Благовещение 2023: как празднуют, что можно делать и чего нельзя
На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах , архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора [42]. Крылья у ангела появляются лишь с V—VI веков [43]. В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально. Если у архангела — скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике Андрея Критского , Иакова Коккиновафского [44]. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию. Изображение Марии[ править править код ] Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления. Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45]. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия Ecce ancilla Domini.
Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу. В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову. В правой руке Мария держит клубок шёлку, простирая левую к ангелу. Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности. Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха работа Боттичелли в ГМИИ им. Пушкина , Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом например, фрески Джотто в капелле Скровеньи , столбах храма Киевская София. В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста. Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение. Изображение Святого Духа и Бога-Отца[ править править код ] Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается. Голубь может быть в золотом вращающемся диске.
На иконах в месте соприкосновения луча с телом Богоматери может быть изображена фигурка младенца в мандорле , символизирующая Воплощение. В средневековых произведениях встречаются также изображения Бога-Отца, иногда в виде десницы в облаках или лица, глядящего с небес [47]. Встречались и изображения Святого Духа в виде младенца Младенца Христа , слетающего к Деве Марии и несущего крест, с голубем или без него. Но позже эта иконография была признана еретической, так как Мария должна была зачать младенца, а не получить его с небес [48].
И он всё думал и думал над словами Пречистой Девы.
И тогда, словно для того, чтобы он понял всю важность видения, Матерь Божья предстала перед ним снова, одетая в белоснежную одежду и окружённая серебристым сиянием. На этот раз обратилась она к старцу строго: - Чего боишься? Или не признал меня? А может, страх твой — результат недостатка веры? Так знай, всё, что я поручила тебе, следует исполнить немедленно.
Ступай на тот участок, о котором я говорила тебе и найди икону с моим изображением. Она должна лежать там, под слоем земли. С этими словами Богородица исчезла. Старик поднялся и стал размышлять, к кому ему лучше всего обратиться. И решил идти прямо к Митрополиту.
Последний, впрочем, выслушал его с недоверием. Он стал уверять старика, что тот просто увидел всё это во сне. И напрасно Михалис уверял священнослужителя в том, что если в первый раз Пресвятая Дева и явилась к нему во сне, то во второй раз он вовсе не спал. Обеспокоенным вышел Михалис Полизонис от священнослужителя. И всякий раз, останавливаясь по пути домой, он рассказывал то, что случилось с ним этой ночью.
Поверили ему двое. Так втроём они разработали план. Вечером, когда стемнело, они пробрались на участок, принадлежащий Антонио Доксара и стали копать. Но участок был большой, копали они неглубоко. К тому же их сбил с толку тот факт, что в какой-то момент они нашли остатки античной стены.
Причём, они не поняли, что именно они нашли, и принялись было вынимать из стены мраморные камни, пытаясь найти икону среди них. А когда над Тиносом взошёл рассвет, щедро крася небо, море и землю розовым цветом, они в спешке собрали свои лопаты и кирки. И ушли восвояси, донельзя разочарованные. А меж тем, всё та же сила уже направляла волю никем неизвестной монахини… В местечке Кехровуни, что лежит вблизи деревушки Кехрос, в монастыре Успения, или как его ещё называют Повелительницы Ангелов ;;;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;; , построенном в десятом веке, принимает постриг девица Лукия Негрепонти, принимая имя Пелагия. Именно ей со временем предстоит быть посвящённой в ранг святых.
Монахини очень скоро обнаруживают, что Пелагию отличают не только скромность и аскетизм, но и ясновидение. Всё это помогает Пелагие завоевать уважение других монашек. И вот, 9 июля 1822 года было Пелагие видение: явилась ей во сне Богоматерь и объяснила, как, впрочем, уже объясняла она Михалису Полизонису что на холме, близ пристани, среди развалин сожжённой Сарацинами церкви, выстроенной на развалинах храма Диониса, находится икона. И что необходимо найти икону и поспешить со строительством церкви, куда и должна быть помещена эта икона. Пелагия проснулась.
Сомнения грызли её. Что делать рассказать о своём видении или нет?! Она не знала. Скрыв своё видение, она продолжала обычную жизнь. Ровно через неделю, однако, в воскресную ночь было ей новое видение.
И снова Пелагия промолчала, не представляя себе, как её, простую монашенку, могла выбрать своей вестницей сама Матерь Божья. Но 23 июля 1822 года Пресвятая Дева явилась ей во плоти. На этот раз она была в ярости. Монашка тут же помчалась к игуменье и рассказала о своих видениях.
Ее отличает детальное повествование о жизни Богородицы, сообщила пресс-служба музея. В фондохранилище постоянно поддерживается необходимый температурно-влажностный режим, экскурсии проводятся только по предварительной записи", - привела пресс-служба слова генерального директора музея-заповедника Михаила Шаромазова. По информации научных сотрудников музея, икона была создана для иконостаса деревянной Ильинской церкви города Белозерска. Возможно, ее написали местные иконописцы Михаил и Дмитрий. Выделяется детальным повествованием о Благовещении и других сценах земной жизни Богородицы.
Через Христа, Господа нашего. Гимнография[ править править код ] Со смыслом и событиями праздника Благовещения тесно связаны два католических песнопения — молитва Аве Мария , первая часть которой представляет собой приветствие архангела, сказанное им Пресвятой Деве в момент Благовещения, и благодарственный гимн Богородицы — Магнификат Величит душа Моя Господа , приведённый в Евангелии от Луки. Подробнее см. Благовещеньев день В славянской народной традиции Благовещение — «самый большой у Бога праздник», даже «птица гнёзда не вьёт». На Благовещение весна зиму поборола.
В третий и в последний раз закликается весна. В некоторых местах в ночь на этот день возжигали на земле костры — «палили зиму» и «грели весну». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, конский и коровий навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь. Был обычай ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, призывая «благоволить Мать Божью и Гавриила-Архангела урожаем».
Крестьяне верили, что на Благовещение открывается небо. В это время можно «выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым». Поэтому в вечер на Благовещение люди выходили на улицу смотреть на небо в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу!
Считается, что этот обычай родственен ассиро - вавилонскому весеннему очистительному обряду выпускания птиц [38]. В изобразительном искусстве[ править править код ] Этот лиричный и праздничный сюжет издавна популярен в религиозной живописи. Он легко узнаваем по позам действующих лиц и атрибутам. Иконографические схемы начали складываться очень рано. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах , например на стене усыпальницы святой Прискиллы [39].
Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века. В западноевропейской живописи проторенессанса особенно известны произведения фра Беато Анжелико , Симоне Мартини ; из ренессансных работ — картины Леонардо да Винчи и Боттичелли , а из северных работ — Яна ван Эйка , Робера Кампена и Рогира ван дер Вейдена. В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен написал Эль Греко. Начиная с эпохи барокко , как это произошло и с другими сюжетами, в трактовку этого сюжета проникают многие вольности и отступления см. Иконописные каноны развились из раннехристианских и остаются в византийской и русской иконописи в принципе неизменными за исключением некоторого влияния в XVII—XVIII веках западноевропейской иконографии, которое к нашему времени сошло на нет.
7 апреля. Об иконах праздника Благовещения
Благовещение Пресвятой Богородицы — это древний христианский праздник, который отмечается в память о возвещении архангела Гавриила Деве Марии о рождении Сына Божьего. Протоиерей Козлов: Благовещение напоминает о свободе, данной человеку Богом. Икона Благовещение, написанная художником Яковым Капковым в 1852 году. Благовещение, оборот иконы «Богоматерь Психосострия». благословляющий ее.
Икона Богородицы Благовещение Московская
Такой извод мы видим в известной древнерусской иконе «Устюжское Благовещение», датируемой XII веком. Традиционно на иконах Благовещения изображают две фигуры — Архангела Гавриила, обращающегося с благой вестью к стоящей или сидящей Деве Марии. "Устюжское благовещение" Наряду с рассмотренным иконографическим типом Благовещения встречается также тип со стоящей Богородицей, как бы вставшей со своего седалища. В иконе «Устюжское Благовещение» (начало XII века) наглядно представлена идея Воплощения Христа. Благовещение икона – купить или заказать на Ярмарке Мастеров с доставкой по России и СНГ.
«БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Ваза с лилией — в левом нижнем углу. Крупная кровать с раскинувшимся балдахином выполнена в ярко-красных, телесных оттенках багрянца Изображение Гавриила[ править править код ] Крылатый Гавриил изображается коленопреклонённым перед сидящей Девой вариант — архангел парит над землёй, нетвёрдо касаясь её ногой. Как правило, одна рука его поднята в приветствии, а другая — в благословляющем жесте. Поза ангела восходит к изображениям вестника в античном искусстве. На древнейшем изображении Благовещения, фреске в римских катакомбах , архангел Гавриил изображён в виде римского официального вестника и оратора [42]. Крылья у ангела появляются лишь с V—VI веков [43]. В иконописи было принято, чтобы одно крыло оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия.
Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. В католичестве эта традиция не соблюдалась буквально. Если у архангела — скорбный лик и поза, выражающая его нерешительность и колебания, то это точно соответствует описанию настроения этого события в византийской гомилетике Андрея Критского , Иакова Коккиновафского [44]. Согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота, Гавриил, стоя перед Марией, правой рукой благословляет её, а в левой руке держит расцветшую лилию. Изображение Марии[ править править код ] Мария может быть стоящей, сидящей или коленопреклонённой, сложив руки на груди в жесте сердечной молитвы или делая какой-либо жест удивления.
Например, руки могут выражать сомнение кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила [45]. Рядом с Марией могут быть написаны её слова согласия Ecce ancilla Domini. Иногда они написаны вверх ногами, чтобы их было удобнее видеть Богу-Отцу. В православной иконографии Мария традиционно изображается стоящей в храме, немного наклонив голову. В правой руке Мария держит клубок шёлку, простирая левую к ангелу. Между обеими фигурами может стоять какой-то ярко выраженный разделительный элемент, например, колонна или ваза с высоким побегом лилии в таком случае она становится центральной точкой картины как символ девственности.
Также они могут быть разделены даже физически: на разных створках диптиха работа Боттичелли в ГМИИ им. Пушкина , Царских врат или на тимпанах арки, разделённые проёмом например, фрески Джотто в капелле Скровеньи , столбах храма Киевская София. В некоторых древних манускриптах фигуры располагались напротив друг друга по обе стороны текста. Практически полное отзеркаливание архангелом позы Девы и придание ему как можно более женственных черт — результат стремления ликвидировать какой-либо сексуальный аспект диалога «мужчина-женщина» и придать сцене максимально спиритуальное наполнение. Изображение Святого Духа и Бога-Отца[ править править код ] Обычно присутствует также Святой Дух в образе голубя и луча света, в котором птица спускается. Голубь может быть в золотом вращающемся диске.
Этим движением как бы подчеркивается, что согласие Божией Матери не есть пассивное принятие Благовещения, а активная Ее отдача Себя воле Божией, добровольное и самостоятельное участие Приснодевы, а в Ее лице — и всей твари в деле спасения. Иконография Благовещения — одна из древнейших известных иконографий праздников. Изображение Благовещения находится уже в римской катакомбе Прискиллы; относится оно археологами ко II в.
Иконография его в основном осталась неизменной. Разница лишь в деталях. Так, в силу принятого тогда обычая ангел изображен здесь без крыльев.
Наша икона, хотя и не обладает звучностью и чистотой красок, свойственных иконам XV в. Grabeskirche und Apostelkirche: Zwei Basiliken Konstantins. Leipzig, 1908.
Он хотя и стоит на земле, но одно крыло его приподнято, что также является символом его посланничества. Символ этот передается и в богослужении, когда диакон, по толкованию свт. Иоанна Златоуста, изображающий ангела, символически повторяет этот жест, поднимая правой рукой орарь всякий раз, как он призывает верующих к молитве.
Но если в Благовещении полет ангела направлен с неба на землю, то в богослужении наоборот: диакон призывает верующих в молитве вознестись с ним к небу. Великая вечерня.
Также её называют «Богоматерь нации», подчёркивая особое значение для всего православного народа Эллады. После семи явлений Богородицы монахине Пелагие был обнаружен средневековый храм Иоанна Предтечи, который в своё время сравняли с землёй сарацины. При его восстановлении, накануне освящения закладного камня, давно сухой колодец чудесным образом наполнился водой. Во время строительных работ была обретена древняя икона Благовещения — удар лома разбил её надвое, однако изображения Пресвятой Девы и архангела Гавриила не пострадали.
Редкая икона «Благовещение» миниатюрного аристократичного письма первой трети XIX века Уважаемые посетители! Новый рассказ о наших иконах посвящён редкой иконе «Благовещение» миниатюрного аристократичного письма первой трети XIX века. Икона — яркий пример письма староверов из поволжского городка Романова-Борисоглебска.
История современного открытия полузабытой иконописной традиции — «романовских писем», знаки авторской манеры великого иконописца XIX столетия Максима Архиповского в этой иконе, красота и утонченность ее неповторимых деталей — всё это предмет рассказа.