Социальная среда характеризуется совокупностью материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Влияние социального окружения распространяется на все аспекты жизни человека, т.е. формирует его социальную среду. В этой лекции (в этом тексте и следующих) мы рассмотрим, что такое цифровая и социальная среда. это все то, что окружает нас и влияет на нашу жизнь и взаимодействие с другими людьми.
Социальная Среда - это...
Кроме того, социальная среда также влияет на наше поведение через культуру и взаимодействие с другими людьми. Эти факторы формируют наш мировоззрение и отношение к жизни в целом. Мы принимаем нормы и ценности, существующие в нашем обществе, и стремимся соответствовать его ожиданиям. Также одним из факторов, влияющих на формирование личности, является экономическая среда. Наше материальное благосостояние, уровень дохода и возможности для развития зависят от экономических условий в стране и в нашем регионе. Все вышеуказанные факторы в совокупности определяют наш образ мышления, поведение и характер.
Мы не можем изменить нашу социальную среду, но мы можем изменить нашу реакцию на нее и выбрать свой путь развития и самореализации. Среда и социальные проблемы Среда, в которой мы живем, имеет огромное влияние на социальные проблемы в обществе. Она может способствовать их возникновению или, наоборот, помочь в их решении. Например, загрязнение окружающей среды может привести к заболеваниям и другим проблемам здоровья, что может стать причиной бедности и других социальных проблем. Неподходящие условия жизни, такие как плохая качеством жилья и отсутствие доступа к образованию и здравоохранению, также могут способствовать возникновению социальных проблем.
Социальные проблемы могут также быть связаны с неравенством в обществе, когда одни группы людей имеют больше ресурсов и возможностей, чем другие. Это может привести к конфликтам и несправедливости, что может подорвать стабильность и развитие общества. В целом, социальная среда, в которой мы живем, имеет большое значение для нашей жизни и благосостояния. Поэтому важно обращать внимание на проблемы социальной среды и работать над их решением. Действия государства в социальной среде Социальная среда нашего общества зависит от многих факторов, включая действия государства.
Государство выполняет важные функции, связанные с социальной средой и благополучием людей. Одной из важнейших задач государства является охрана здоровья граждан. Государственные программы по здравоохранению обеспечивают доступность медицинской помощи для всех слоев населения, включая бедных и малообеспеченных.
Блог о саморазвитии Социальная адаптация С ситуациями, когда нужно вливаться в новый коллектив, сталкивались все: переход в другой класс, новая работа или переезд заставляли вас знакомиться и учиться взаимодействовать по-другому. Для кого-то это стресс и самый главный страх, для других — совершенно привычная и даже приятная ситуация. От чего это зависит? От открытости коллектива или психологических характеристик личности? Ответ — от всего. Но от этого процесса скрыться не удастся никому, поэтому стоит разобраться, что нужно делать для его всестороннего облегчения. Что такое социальная адаптация?
В биологии термин «Адаптация» означает приспособление организмов к условиям окружающей среды для существования, а в социальных процессах адаптация интерпретируется как приспособление индивида к социальной среде, поэтому принято выделять два ее типа: Биофизиологическая адаптация — это приспособление организма к устойчивым и меняющимся условиям среды температуре, атмосферному давлению, влажности, освещению и другим внешним физическим условиям и воздействиям , а также к изменениям в самом себе. Например, человек создает одежду, строит жилье или проявляет способности к произвольной психической регуляции биологических состояний. Социально-психологическая адаптация — процесс приближения внутреннего мира личности к социальным требованиям среды в интересах реализации соответствующих социальных ролевых функций. Это гармонизация взаимодействий личности и группы, активное освоение человеком природной и социальных сред во всем многообразии их проявлений. Несмотря на сходство терминов и процессов, не стоит путать социальную адаптацию и социализацию. Хотя в обоих случаях происходит активное приспособление, усвоение человеком социальных норм и требований социальной среды, эти понятия различаются своим происхождением и функциями. Социализация личности — это формирование и становление личности через овладение социальным опытом и наращивание социальных связей. Для выполнения социальных функций человеку необходимы знания, умения и качества , а каким образом он их приобретает? Только преодолевая разного рода противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности, а это как раз и есть социальная адаптация. Получается, что процесс социализации осуществляется посредством социальной адаптации.
Именно с ее помощью вырабатываются наиболее ценные качества, свойства личности, которые дают ей возможность осваивать окружающую действительность, ориентироваться в ней, находить свое место, то есть социализироваться. Конечная цель социализации состоит в формировании личности, востребованной в данном обществе, то есть социализация «заказывается» общественной потребностью, ведь без нее не было бы общества как такового. А конечная цель социальной адаптации — достижение личностью точки равновесия с обществом, а этот процесс является человеческой потребностью [ М. Ростовцева, 2016 ]. Критерием и результатом как успешной социализации, так и эффективной социальной адаптации, является саморазвитие, самореализация и самоактуализация личности в обществе. Дело в том, что адаптация связана с целью удовлетворить мотивы и стимулы человека, а на успех в особенности влияют отношения с другими людьми. Поэтому в соответствии с изменениями окружающей среды и ее обратной связью изменяется поведение человека. Получается, что адаптация, комфорт и самореализация взаимосвязаны: люди с рождения учатся приспосабливаться к различным обстоятельствам и отношениям, согласовывать их реальность, мысли и внутреннюю культуру с окружающими социокультурными концепциями, чтобы достичь баланса, в котором они смогут самостоятельно удовлетворять свои потребности. В зависимости от требований среды и реакции человека психологом И. Калайковым были выявлены три формы адаптации: Внешняя — выражается в процессе, через который субъект приспосабливается к объективным внешним проблемным ситуациям, не перестраиваясь внутренне, оставаясь самодостаточной личностью.
Внутренняя — полная адаптация личности, то есть перестройка внутренних качеств личности, образование новых вследствие воздействия внешних обстоятельств. Смешанная реадаптация — личность отчасти приспосабливается к окружению, в новой общественной среде, коллективе, где превалируют иные ценности, правила и способы поведения, где абсолютно другая ведущая деятельность. Хотя этот процесс сопровождается серьезными личностными модификациями, личность сохраняет индивидуальность и свое «Я» [ Н. Ведмеш, 2015 ]. Не секрет, что формирование общества и развитие человеческой индивидуальности взаимозависимы, но социальная адаптация помогает индивидууму найти баланс между приспособлением и обособлением. Какой может быть социальная адаптация? Вы помните свой первый день в детском саду или первом классе? Поступление в первое образовательное заведение всегда сопровождается трудностями. Переход из семейной обстановки в окружение большого количества сверстников и условия с другими требованиями может быть весьма некомфортным.
К сожалению, нормальные дети зачастую отвергают ребенка с дефектом и эта важнейшая социальная потребность, таким образом, не реализуется. Состояние неудовлетворенного самоутверждения ведет, как правило, к деформации личности, к возникновению у нее моральной неустойчивости и опустошенности. Если же эта потребность удовлетворена, то открывается путь к реализации возможностей личности в различных решающих сферах жизнедеятельности и труда. Критической точкой в жизни аномального ребенка, независимо от того, каким дефектом он страдает, является период, когда он начинает осознавать, что его внешние данные отличаются от других людей и пытается в этой связи предвосхитить последствия для него этих различий. В случае, если окружающие ребенка люди никаким образом не акцентируют внимание на дефекте и неудобствах, которые он несет ребенку, моральная-психическая напряженность постепенно спадает. Если же ребенок становится объектом насмешек и издевательства со стороны сверстников и окружающих, возникает тяжелейший внутренний конфликт, последствия которого бывают трудно предсказуемыми. Таким образом, социальный статус людей с ограниченными возможностями все еще очень низкий. Действительное включение их в социальную жизнь потребует еще немало времени, финансовых ресурсов, дополнительных усилий. Одним из таких направлений является социальная реабилитация как процесс возвращения и приобщения людей к социальной жизни. Не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного мнения по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Печать, радио, телевидение, прочие средства массовой информации должны объединить свои усилия для воспитания у населения уважительного отношения ко всем людям, оказавшимся из-за физического или психического дефекта в затруднительном положении. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, пользоваться возможностями человеческой жизни, а у детей формируются качества, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой. Адаптация детей и подростков в социальной среде Понятие «адаптация» от лат. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко. Индивид, согласно А. Петровскому, изначально обладает стремлением к внутренней цели, в соответствии с которой приводятся в действие все без исключения проявления его активности. Эта внутренняя цель раскрывается в понятии адаптивная направленность всех психических процессов и поведенческих актов. Сюда входят процессы приспособления индивида к природной и социальной среде, процессы самоприспособления саморегуляция, подчинение высших интересов низшим и другие. В зависимости от трактовки целей жизнедеятельности индивида выделяют следующие варианты возможной направленности адаптации: 1 гомеостатический вариант — адаптивный исход состоит в достижении равновесия; 2 гедонистический вариант — адаптивный исход состоит в наслаждении, в избегании страданий; 3 прагматический вариант — адаптивный исход состоит в практической пользе, успехе. Все частные стремления по отношению к общей внутренней предустановленной цели оцениваются как адаптивные и неадаптивные. Понятия «адаптивность — неадаптивность» раскрываются как тенденции функционирования целеустремленной системы и определяются соответствием — несоответствием между ее целями и достигнутыми результатами. Адаптивность выражается в согласовании цели и результатов усилий по ее достижению. Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию — с его итогами. Идея несовпадения цели и результата является определяющей характеристикой неадаптивности. Названные противоречия в проблеме неадаптивности неизбежны и неустранимы, но в них проявляются не только негативные тенденции, но и прогрессивные: это источник динамического существования индивида, его развития. Так, если цель не достигнута, то это побуждает продолжать активность в данном направлении. Неадаптивность может выступать и как дезадаптивность: в случае постоянной неудачи при попытке реализовать цель или же при наличии двух или более равнозначимых целей. В связи с широкой трактовкой понятия «адаптация» различают несколько ее видов: физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу социальной реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптации. Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру. Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни. Процесс адаптации к окружающей социальной среде идет непрерывно. Однако его обычно связывают с кардинальными изменениями, происходящими на жизненном пути индивида. Первые уроки приспособления к взаимодействию с людьми ребенок получает в семье, в кругу близких для него доброжелательно настроенных родных и близких. Но социальная жизнь не ограничивается рамками семьи. Важными ступенями для вхождения в социальную жизнь становятся дошкольное учреждение, школа, формальные и неформальные группы общения, включение в трудовую деятельность, создание семьи и многое другое. И каждый раз, в каждом новом объединении индивиду приходится поддерживать или приобретать заново свой социально-психологический статус. В числе основных факторов, определяющих степень успешности вхождения ребенка в социальную среду, выступают особенности самого ребенка и особенности микросоциальной среды, в которую он включается. К индивидуальным особенностям ребенка, от которых зависит эффективность его адаптации, относят его потребностно-мотивационную сферу потребности, цели, мотивы, установки и т. В зависимости от структуры потребностно-мотивационной сферы ребенка выделяют два основных типа адаптационного процесса: активный и пассивный. Активный тип адаптации. Для него характерна Целеустремленность ребенка или подростка в налаживании контактов со сверстниками или другими людьми, активный поиск товарищей на основе общих интересов.
Две крайние формы проявления социальной среды определяют как «макросреду»и «микросреду». К ней относятся те факторы, которые, воздействуя на общество в целом, представляют собой предпосылки и условия жизнедеятельности, общие для всех его членов. Наряду с перечисленными условиями в структуре социальной среды по признаку «непосредственные контакты»выделяют социальные сферы, где личность проявляет себя в своем индивидуальном поведении и которые служат связующим звеном в отношениях личности и общества. Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду.
Что такое социальная работа?
Если рассматривать социальную среду как среду, свойства и характеристики которой постоянно изменяются, то используется понятие социальный континуум. Schulze, Gerhard. Soziale Welt, Sonderband 7 1990 : 409-432. Bremer, Helmut, and Andrea Lange-Vester. Soziale Milieus und Wandel der Sozialstruktur.
Воздействие среды, поскольку оно разнообразно, не предполагает однозначного решения; выбор линии поведения осуществляется самим человеком. Слайд 11 Описание слайда: Процесс взаимодействия между человеком и его окружением называется социализацией. Данный термин появился в американской психологии и изначально подразумевал взаимоотношения, с помощью которых индивидуум адаптировался, к окружающей его среде. Исходя из этого, адаптация является начальной составляющей социализации. Слайд 14 Слайд 15 Описание слайда: Заключение Вхождение индивида в общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную в себе, либо конформную.
На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не находит взаимопонимания, это может способствовать формированию агрессивности, подозрительности. Человек либо становится интерналом "кузнецом своего счастья" , либо экстерналом "все в руках Господних". Слайд 16 Описание слайда: Источники Список использованной литературы 1. Леонтьев А. Стр: 56-59 2. Избранные психологические произведения. Стр: 12-29 3. Стр: 43-44 4.
Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного подсознания в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой.
Социальная среда На странице обсуждения могут быть пояснения. Для улучшения этой статьи желательно : Проверить достоверность указанной в статье информации. На странице обсуждения должны быть пояснения. Исправить статью согласно стилистическим правилам Рувики. После исправления проблемы исключите её из списка. Удалите шаблон, если устранены все недостатки. Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Она включает культуру, в которой человек получил образование, в которой живет, а также людей и учреждения, с которыми они взаимодействуют. Взаимодействие может происходить лично или через средства массовой информации, даже анонимно или в одностороннем порядке, оно не может подразумевать равенство в социальном статусе.
Глава 10. Социальная среда как фактор здоровья человека
Социальная среда – это социальный мир, который окружает конкретного индивида. Общее понятие социальной среды в маркетинге Несмотря на то, что маркетинговая среда делится на два вида. семью, трудовую, учебную и др. группы. О влиянии социальной среды на развитие личности человека В современной науке уже давно не отвергается тот факт, что человек развивается под влиянием как своей природы, так и внешней среды. Влияние социального окружения распространяется на все аспекты жизни человека, т.е. формирует его социальную среду.
Социальная сфера: что это такое, ее элементы и задачи
Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Научный анализ системы «человек – социальная среда» свидетельствует о высокой степени сложности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения. Конкретная социальная среда представляет собой в социально-психологическом плане совокупность отношений личности с группой. Его индивидуальный социальный опыт не соотносится с законами, чаще –беззаконием, и опытом социальной среды, которая диктует своим гражданам динамику преступного сознания и поведения. Смотрите видео онлайн «Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения» на канале «Таинственные таланты» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 25 апреля 2024 года в 13:18, длительностью 00:03:11, на видеохостинге RUTUBE. Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.
АСИ представило программу по созданию дружелюбной среды в социальных учреждениях
Социальная сфера – это совокупность производств, предприятий, организаций, которые непосредственно связаны между собой и определяют образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Специалисты разделяют особенности социальной адаптации с новой средой по следующим возрастам. Поддержка ветеранов Социальная среда Фонд стремится укреплять связь поколений и сохранять в каждом память об истории страны и её нее. В статье рассматривается социальная среда, различные концепции и подходы ее интерпретации; взаимодействие личности и социальной среды, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру.
Социальная сфера
Бандитизм —это организация вооруженных банд с целью нападения на государственные и общественные учреждения либо на отдельных лиц, а также участие в таких бандах и совершенных ими нападениях. Террор —физическое насилие вплоть до физического уничтожения. Взятие заложников— форма преступления, при которой происходит захват людей одними лицами с целью заставить выполнить определенные требования другими лицами, из числа которых взяты заложники. Эта форма не только способна нанести ущерб здоровью человека, но и опасна для жизни.
Алкоголизм— хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Развивается физическая и психическая зависимость от алкоголя, психическая и социальная деградация, патология внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Наркомания— зависимость человека от наркотиков, заболевание, при котором жизнедеятельность организма поддерживается на определенном уровне только при условии приема наркотического вещества и ведет к глубокому насыщению физических и психических функций.
Резкое прекращение приема наркотика вызывает нарушение многих функций организма.
Элементы социальной сферы Социальная сфера имеет сложную структуру, состоит из разнообразных элементов: наций, этносов, классов. К элементам социальной сферы относятся: Этническая составляющая. В современности особой общностью является народ; Территория. Каждая общность людей проживает на определённой территории страна, город, посёлок ; Классовая составляющая. Неравенство доходов, уровня жизни, разделение труда приводят к появлению классов общества. В современном мире определение «класс» заменено на понятие «социальные группы»; Экономическая составляющая. Данный элемент основывается на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны; Профессионально-образовательная составляющая.
А микроокружение или микросреда — все объекты и субъекты, которые взаимодействуют с компанией и так или иначе оказывают на нее влияние. Например, поставщики, посредники, торговцы, конкуренты и пр. Также факторы могут оказывать разное влияние на работу компании и итоги ее деятельности.
Например, есть положительные и отрицательные факторы. Первые дают возможности развития, вторые — тормозят его, создавая помехи и угрозы.
Есть также хороший опыт организации мест для хранения и разогрева принесенной с собой еды. Первым этапом программы является диагностика — проверка организации на соответствие критериям и анкетирование благополучателей, затем — проектирование и реализация решений по улучшениям, после чего следует повторная диагностика и выявление новых возможностей для улучшений. Сейчас программа «Дружелюбная организация в социальной сфере» пилотируется в 4 регионах — Калужской, Липецкой, Сахалинской областях, Республике Бурятия. В дальнейшем планируется внедрение программы и в других регионах.
Роль социальной среды в формировании образа жизни и поведения
Во втором — может снизиться точность работы системы, так как человек не почувствует ее сопротивления. Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко из-за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом. Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека.
Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах. Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в коллективе, процесса трудовой деятельности и т. Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т.
В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Изучаются психические процессы, свойства личности и особенно подробно — различные формы психических состояний, которые наблюдаются у людей в процессе выполнения ими различных видов деятельности. Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни — экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни.
Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем. Одну из основных опасностей для человека представляет перенаселение, связанное с демографическим взрывом в слаборазвитых и увеличением продолжительности жизни в развитых странах. Если в конце XIX в. Годовой прирост населения в мире за этот период составлял: в 1950-х годах — 50 млн, в 1980-х — 84 млн, а в 1990-х — 96 млн человек. Демографический взрыв усиливает опасность для биосферы Земли. Ускоренными темпами осуществляются вырубка леса, опустынивание земель, загрязнение почвы, воды, воздуха и т.
Самыми страшными следствиями этого по сути необратимого процесса могут стать голод и экологические катастрофы. Еще одна серьезная опасность для человечества обусловлена энергетической проблемой.
Моральное сознание включает в себя познание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность, и моральные отношения. Сюда также относят: моральное самосознание, моральную самооценку. Моральное сознание всегда аксиологично, ибо в каждом своем элементе оно заключает оценку с позиции выработанной системы ценностей и опирается на определенную совокупность моральных норм, образцов, принципов традиций и идеалов. Моральное сознание как система оценок со знаками плюс или минус, отражает действительность сквозь призму одобрений и осуждений, через противоположность добра и зла, отношение и деятельность.
Нормы морали разнились от эпохи к эпохе, и отношение к ним всегда было неоднозначно. Все процессы, происходящие в окружающем мире, откладывали свой отпечаток на понимание морали, вносили что-то новое или меняли уже существующее. Одним из сильнейших катализаторов данного процесса было христианство. В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения. В основании всякого кодекса морали лежит определенный исходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианство выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом.
Учение о нравственности находится в центре всей системе И. В своих работах ему удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям, побуждениям, отличным от всех остальных психических параметров человека. Мораль не сводится к "внутренней механике" душевных импульсов и переживаний человека, а имеет нормативный характер. В этом, прежде всего и состоит объективно - долженствовательная природа моральных требований по отношению к индивидуальному сознанию. Одним из важнейших вопросов, является вопрос о социальной природе нравственности.
Нередко в истории развития человеческой мысли, нравственные представления из следствия становились причиной, из предиката - субъектом. Нам представляется более близким к истине понимание нравственности Э. Дюркгеймом как сугубо коллективного социального феномена, когда из синтеза индивидуальных сознаний рождается психическая жизнь нового рода. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель. На основе сочетания ряда признаков есть смысл различать общественное и индивидуальное поведение, с одной стороны, общественное и антиобщественное - с другой.
В первом случае внешним признаком общественного поведения становится его массовидность, своего рода многосубъективность. Но это только внешний признак. Главным же является то, что термин "общественное" указывает на отношение к социальным нормам, обычаям, традициям, системе ценностей. Во втором случае термин "общественное", как и "антиобщественное", указывает на соответствие или несоответствие поведения объективно существующим системам норм, ценностям, то есть берется в положительном или отрицательном смысле слова. Таким образом, под общественным поведением понимаются такие типичные массовидные человеческие действия, которые характеризуются социальной значимостью, их отношением к социальным институтам, нормам, нравственным ценностям и в то же время обусловлены определенными экономическими, политическими и другими социальными мотивами. Если сосредоточить внимание на зависимости общего от единичного, то здесь, прежде всего, бросается в глаза непременная зависимость между практическими действиями индивидов и их сознанием или его подструктурами: знаниями, убеждениями, чувствами, привычками.
Что касается массовидного поведения, то оно может рассматриваться как одна из существенных черт конкретно-исторического образа жизни. Довольно часто разделяют и противопоставляют средства социального контроля и механизмы внутреннего самосознания индивидов на том основании, что первые оказываются внешними по отношению к самоопределению человека, сковывают его свободу и обеспечивают только адаптивно-приспособительное поведение. Такое положение имеет место, но оно не является всеобщим. Что касается социальной активности личности, то она является специфическим свойством формы движения материи; с одной стороны, она есть родовое понятие по отношению к деятельности, с другой - означает меру интенсивности социальной деятельности, меру ее реального осуществления. Главным инструментом установления и поддержания порядка в обществе, стабилизации его социальных структур является социальный контроль, представляющий собой совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение своих членов, делает его социально предсказуемым. В качестве главных элементов социального контроля выступают социальные нормы и санкции - средства поощрения или наказания, направленные на поддержание социальных норм.
Социальные нормы - это общепринятые шаблоны поведения, которые усваиваются индивидом в процессе социализации. Первый тип - это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах. Второй тип - это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание, за нарушение других норм жёсткие санкции.
Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Регуляция жизни общества и процесса общественных отношения является основной функцией социальных норм. Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы это ещё и ожидания: от соблюдающего данную норму человека. Таким образом, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся.
Если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Личностная дезорганизация - далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. В каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. В данном случае налицо не индивидуальное, а групповое отклонение от норм доминирующей культуры, так как, например, подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры. Субкультура в данном случае содержит образцы поведения, привнесённые индивидуумами, отклоняющимися от общепринятых социальных норм.
Можно различать два типа отклонений: индивидуальные отклонения, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры и групповое отклонение, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре. В реальной жизни девиантные личности строго разделить на два указанных типа нельзя.
Это звено образует тот неповторимый, характерный лишь для данного индивида комплекс материальных, духовных и личностных факторов, который и определяют как микросреду.
Ее важнейшими структурными компонентами являются: первичный трудовой или учебный коллектив бригада, участок, школьный класс, студенческая группа , партийная, профсоюзная, комсомольская и др. Как показывают результаты социологических исследований, социально-поселенческие различия существенно сказываются на материальных и духовных условиях жизни людей, на формах их поведения и общения. Экология человека.
Эти критерии формируют модель «дружелюбной школы» или «дружелюбной больницы». Например, в дружелюбной медицинской организации человек должен понимать весь процесс лечения — сейчас в сложных медицинских терминах может разобраться далеко не каждый. А для сотрудников медицинских учреждений важно иметь возможность передохнуть в комнате отдыха или получить психологическую поддержку. В «дружелюбной школе» должен быть решен вопрос полезного, вкусного и доступного питания.
Социальная среда как потенциал саморазвития человека
Макроуровень социальной среды – это система социальных отношений в обществе. Большая перемена Новости социальной сферы. Социальная среда в интернет-пространстве представлена различными группами, исповедующими определенные нормы и ценности, формирующими собственную культуру. Сегодня, в 11 часов утра по московскому времени, в Общественной Палате РФ эксперты будут обсуждать вопросы обеспечения доступности социальной среды.
Что такое социальная работа?
/ Социальная сфера. Социальная среда – это совокупность всех социальных условий, в которых функционирует индивид или группа людей. Однако, социальная среда не является однородной и решает как общие, так и частные задачи, обусловленные современными вызовами общественного развития. это окружение, в котором человек живет и общается с другими людьми. Научный анализ системы «человек – социальная среда» свидетельствует о высокой степени сложности взаимодействия человека с различными компонентами его социального окружения. Социальная среда, влияющая на здоровье человека, безусловно, взаимодействуют с экологическими факторами.