Патриархи России хронология. Таблица патриархов русской православной церкви. По утверждению патриарха, только он был достоин царского престола.
Вехи жизненного пути Святейшего Патриарха Кирилла
Cвятейшие Патриархи Русской Православной Церкви - Кафедральный собор Воскресения Христова | Патриарх Кирилл назвал очередной карательной мерой арест митрополита Арсения. |
Патриарх Кирилл: последние новости | Патриарху Кириллу принадлежит элитная яхта «Паллада» стоимостью около 4 миллионов долларов, которую ему подарила нефтяная компания «Лукойл». |
Патриархи Русской Православной Церкви | После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. |
Биография патриарха Кирилла | Патриарх Московского и всея Руси Кирилл заявил о том, что арест наместника Святогорской лавры митрополита Арсения является очередным карательным шагом в отношении представителей Украинской православной церкви. |
Патриаршество в России от восстановления до наших дней
Согласно данным «Новой газеты», он был лично заинтересован в совершении сделки, связанной с импортом данных товаров. Но многие религиозные деятели выступили с заявлениями, что все это было лишь провокацией врагов. Эту компанию якобы спланировали недоброжелатели, желая запятнать имя религиозного человека. Помимо этого отмечается, что Кирилла Гундяева на фото не раз фиксировали и уличали во взаимодействии с КГБ. В 2003 году В. Но данное действие в обществе посчитали провокацией, направленной против него. Данное действие ни в какой результат не вылилось. С 2010 году Патриарх снова стал участником громкого скандала. Согласно биографии Кирилла Гундяева, сожительница и соратница патриарха нашла в его квартире большой слой пыли.
Она вызвала комиссию, которая установила, что вещества оказались в квартире из-за ремонта, проводившегося внизу. Там жил священник Юрий Шевченко. Но скандал заключался в том, что экспертиза выявила в пыли наличие канцерогенных веществ. В итоге ущерб, нанесенный тогда имуществу Патриарха, был оценен в 20 млн рублей. Отсудила эту сумму от соседа снизу, согласно биографии Кирилла Гундяева, сожительница, и прессу заинтересовало ее наличие у Патриарха. Все стали выяснять статус женщины, очевидно проживавшей с ним в одной квартире. Затем, значительно позже, владелец квартиры рассказал, что ее подарил заместитель Ю. Лужкова по указу Б.
Ельцина, но Патриарх не жил в ней дольше недели, а подарил своей троюродной сестре, которая и обнаружила слой пыли. Следующий скандал в биографии Кирилла Гундяева — о состоянии. В 2012 году была опубликована на официальном сайте РПЦ его фотография, где на руке Кирилла присутствовали дорогие часы Brequet. Затем часы были убраны с этого фото, но остались в отражении на столе. Пресс-служба РПЦ назвала данный случай нелепостью по ошибке редактора. И в скором времени была опубликована заново настоящая версия, где часы были. Суть скандала была в том, что часы эти стоили 30 000 евро, а сам Патриарх в СМИ заявлял сперва, что наличие часов было нарисовано в фотошопе, а затем назвал их подарком. Все это вызвало бурные дискуссии в обществе о роли Церкви и о деньгах налогоплательщиков и прихожан.
Сам Кирилл в проповедях призывает не стремиться к хорошей обеспеченной жизни. Помимо этого, зарубежная пресса оценила состояние Патриарха в 4 миллиарда долларов. Ему принадлежит не один автомобиль из разряда наиболее дорогих, яхта, самолет и дорогие часы. Но сам Кирилл отбивается от нападок СМИ, подчеркивая, что все полученные церковью средства используются по назначению. Так, РПЦ открывала православные школы и благотворительные фонды. По мнению самого Патриарха, все обвинители стремятся лишь унизить РПЦ и критиковать православие в нашей стране. По большей части, людей волнует то, что он не имел права на все те предметы роскоши, которыми обладал. Ведь по церковным законам, которые он активно пропагандирует, он всего этого приобретать не вправе.
Любопытно то, что главы ряда европейских государств, очевидно, имеющие возможность жить роскошно, живут гораздо проще и скромнее русского Патриарха, хотя у них закона, запрещающего роскошь, нет. Это нередко подмечается в связи с именем Кирилла. Кто же на самом деле посвящает всего себя своей работе? Личная жизнь В биографии Кирилла Гундяева семьи, детей никогда отмечено не было. Но после того скандала с пыльным имуществом прессе стало известно, что в его личной квартире была прописана Лидия Леонова, о которой мало что известно, несмотря на поднятую шумиху во всех СМИ. Пресса уличила священника в сожительстве с представительницей прекрасного пола, а он сам называл ее троюродной сестрой. Более того, в СМИ его окрестили семьянином, найдя совместную его фотографию с этой женщиной от 1988 года. Но сам Патриарх утверждает, что, так как служит Богу, отказался от любовных связей и всего себя посвящает службе.
Поэтому не имеет никаких сожительниц. Дети Сам Кирилл считает своими детьми прихожан, слушающих его как проповедника. По христианским законам ему нельзя иметь своих биологических детей. Он нередко помогает приютам, в которых живут сироты, как и многие люди, занимающие высокое положение в обществе. Им было создано несколько благотворительных фондов в помощь инвалидам. В 1993 году он был сопредседателем, а уже в 1995 году — заместителем Главы Всемирного Русского Народного Собора. В 1994 году он стал почетным президентом Всемирной конференции «Религия и мир».
Его любимыми предметами были физика и химия. Получив полное среднее образование, Владимир планировал поступить на физический факультет Ленинградского университета, и уже имея багаж высшего светского образования, посвятить себя священнослужению. Однако митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим убедил Владимира сразу поступать в семинарию: Церкви в это непростое время требовались священнослужители, а людям с высшим образованием чинились препятствия со стороны советских органов власти при поступлении в духовные учебные заведения. Таким образом, в 1965 году он поступил в Ленинградские Духовные школы, где обучался очень успешно, проходя за год по два курса. В начале 1966 года он начинает исполнять секретарские обязанности при митрополите Никодиме. В 1969 году будущий Предстоятель с отличием окончил Ленинградскую Духовную Академию. А в следующем году ему была присуждена степень кандидата богословия за диссертацию «Становление и развитие церковной иерархии, и учение православной Церкви о ее благодатном характере». В это время он уже носил имя Кирилл, так как 3 апреля 1969 года был пострижен митрополитом Никодимом в монашество с этим именем в честь святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян. Уже 7 апреля 1969 года новопостриженный монах Кирилл был рукоположен во диакона, а 1 июня — во иеромонаха. Иеромонах Кирилл в 1970—1971 годах исполнял обязанности помощника инспектора Ленинградских Духовных школ, классного наставника 1-го класса семинарии и преподавал догматическое богословие. Впоследствии он так формулировал цели своей деятельности при этой организации: «…чтобы Русская Церковь лучше знала, что происходит в мире, и для того, чтобы мир лучше знал, что такое Русская Церковь…». Сейчас можно услышать много критики, в том числе справедливой, о деятельности Всемирного совета церквей. Но нужно понимать, что в то время в условиях постоянного давления со стороны советского государства подобные контакты были зачастую единственной возможностью несколько ослабить атеистический гнет и получить некоторую свободу деятельности, в том числе внутри нашей страны для пользы всей Церкви. Спустя три года архимандрит Кирилл вернулся в родной город. Вот что говорит Святейший Владыка о северной столице, где прошла значительная часть его жизни и служения: «Православный Петербург никогда не перестал быть русской столицей и православным городом, несмотря на то, что в нем — в культурном отношении — происходила встреча с Западом. Сочетание верности своим принципам с готовностью к диалогу — это у меня от моего петербургского воспитания». По возвращении из Женевы архимандрит Кирилл возглавил Ленинградские духовные школы. В течение 10 лет, с 26 декабря 1974 года по 26 декабря 1984 года он был ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. При возглавляемом им учебном заведении в эти годы он исполнял также обязанности доцента кафедры патрологии, именно при нем в 1979 году был создан регентский класс, в учебный процесс были введены семинары, появились уроки физической культуры. Ставилась задача путем системных преобразований повысить уровень подготовки учащихся академии и семинаристов, приучить их к самостоятельной научной работе. За годы ректорства нашего будущего Предстоятеля число студентов возросло более, чем в 3 раза, со 130 до 400 человек. А ведь это происходило не во времена перестройки, а в те самые времена «застоя», в советские времена. С ноября 1976 года по октябрь 1978 года Преосвященный Кирилл нес послушание заместителя Патриаршего экзарха Западной Европы. Заслуги молодого архипастыря были высоко оценены, и 9 сентября 1977 года он был возведен в сан архиепископа. С 1978 по 1984 годы Высокопреосвященнейший архиепископ Кирилл совмещал обязанности ректора духовных школ с архипастырским окормлением патриарших приходов в Финляндии. Причиной этого неожиданного перевода послужило недовольство деятельностью молодого архиерея со стороны советских органов. Об этом в своей книге в 2005 году откровенно рассказал бывший начальник Смоленского областного управления КГБ А. По его словам, причин для ссылки активного архиерея в глухую провинциальную епархию у властных структур было немало: успешная работа на благо Церкви не только не ценилась в соответствующих структурах, но вызывала прямое недовольство, как видим с серьезными последствиями.
Будучи, насколько мне известно, человеком очень эмоциональным, он никогда не дает своим эмоциям возобладать над пользой дела, под которой он понимает благо и процветание нашей Церкви. Это выражается, с одной стороны, в терпимости и отсутствии мстительности, а с другой, в умении ценить профессиональные качества других людей, независимо от личных взаимоотношений. Помню, как один очень влиятельный священнослужитель, близкий к Святейшему, поделился со мной, незадолго до Собора, следующим размышлением. Речь шла об одном грешащем «излишним фундаментализмом» политически активном священнике «правых» убеждений, довольно часто весьма резко и несправедливо критикующем митрополита Кирилла. Мой собеседник сказал мне: «Неужели они не понимают? Да, владыка Кирилл может их весьма негативно оценивать, и даже довольно плохо к ним относиться. Но если он станет Патриархом, то при Патриархе Кирилле они будут служить. А в ином случае, их заточат в дальнем монастыре, а при попытке сбежать из него, немилосердно и решительно извергнут из сана». И я совершенно уверен, что многие архиереи, известные своими не самыми добрыми чувствами к Святейшему, но являющиеся хорошими дельными епархиальными архиереями, не только не будут репрессированы по субъективным соображениям, но и вполне могут получить соответствующее их профессиональным достоинствам повышение. Причем, я сильно подозреваю, что некоторые из этих владык, радуясь своему возможному служебному повышению, еще более укрепляются в своих недобрых чувствах к Патриарху, коря его сквозь зубы за такое нетрадиционное поведение. Еще одна очень важная характеристика Святейшего, которую легко можно увидеть, наблюдая за его публичным поведением в течение многих лет - по ментальности Патриарх Кирилл является аристократом. Речь идет отнюдь не только о том, что многолетняя дипломатическая работа наложила на Святейшего естественный отпечаток. Речь даже не о том, что у него, как выражаются англичане о своих лордах, твердая верхняя губа, хотя это, конечно, так. Тут все, на мой взгляд, гораздо глубже. Патриарх Кирилл обладает некоторыми совершенно не свойственными большинству наших архиереев и, тем более, совершенно не свойственными высокопоставленным бюрократам, морально-эстетическими ограничениями на совершаемые поступки. Некоторые поступки, даже очень нужные, Кирилл совершить не может, потому что это неаристократично. Будучи большим и изощренным политиком, он очень умел в стратегической комбинации действий, но совершенно не способен к поступкам парвеню, к поступкам с элементами жлобства. И, видимо, он немного удивляется, когда видит, что у других, казалось бы, крупных людей, таких ограничений нет. Этот же аристократизм виден и в том, как Патриарх очень тонко и косвенно делает объявления своих будущих намерений, делает знаки, или, как сейчас говорят, посылает месседжи. И, опять же, немного удивляется, когда эти месседжи не понимают. Теперь я хочу вернуться к обещанному описанию жизненного пути Святейшего, исходя из предложенной мною реконструкции «практического богословия» его учителя митрополита Никодима. Важнейшими результатами деятельности Патриарха Кирилла за последние 20 лет, помимо его основной профессиональной деятельности на посту Главы ОВЦС, является разработка нескольких базовых концептуальных документов, по стилю и значению весьма напоминающих важнейшие папские энциклики последних полутора столетий, учреждение и поддержание некоторых общественных инициатив и некоторые важнейшие политические действия. По инициативе и под руководством Патриарха Кирилла были разработаны Социальная и Правозащитная концепции РПЦ и Нравственный Свод ограничений предпринимательской деятельности. Сюда же, с определенными оговорками, можно отнести и поддержку разработанной не без благожелательного внимания владыки Кирилла «Русской Доктрины». Если изучить эти документы внимательно, то в них обнаружится два основных потока идейного влияния. С одной стороны, это социальное богословие Римо-Католической Церкви, с другой — это русская социально-политическая философия и богословие 20-30-х годов, в особенности, разные формы русского солидаризма. Эти документы вместе взятые образуют концептуальный инструментарий для будущего активного социально-политического действия Церкви. Организационный инструментарий для такого будущего действия представляет Всемирный Русский Народный Собор. Нельзя забывать также, что в свое время владыка Кирилл стоял и у истоков Союза Православных Братств. Целенаправленное разрушение и маргинализация СПБ было произведено силами, активно противоборствовавшими стратегической политике будущего Патриарха. Важнейшей задачей на церковно-политической ниве, успешно решенной митрополитом Кириллом, является воссоединение двух главных юрисдикций Русской Церкви — Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом. Митрополит Кирилл был и инициатором знаменитых «переговоров в Даниловском» в 1993 году. Он же и убедил Патриарха Алексия вынести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери для примирения борющихся политических лагерей. Учреждение 4 ноября в день памяти Казанской иконы Божией Матери и освобождения Москвы от иностранных оккупантов общегосударственного праздника так же являлось инициативой владыки Кирилла. Думаю, что перечисленного вполне достаточно для того, чтобы имеющие очи видеть смогли составить себе адекватное представление о Патриархе Кирилле как церковном, политическом и общественном деятеле. Думаю, что на основе перечисленного можно и формулировать некоторые прогнозы о будущей деятельности нашего нового Патриарха. В стратегическом плане, как я полагаю, деятельность Патриарха будет направлена на постепенный запуск чрезвычайно влиятельных в перспективе общественно-политических институтов на Православной основе. И если Господь даст нашему Патриарху нужные для того силы и годы жизни, то нам с вами предстоит увидеть много интересного. А я надеюсь, что Господь такие силы и лета Святейшему даст. Мне кажется, что об этом свидетельствует мироточение чудотворной иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», совершившееся на Поместном Соборе. Каковы же будут результаты этого «институционального строительства»? Я, конечно не могу обещать, что Русская Православная Церковь создаст под окормлением Патриарха Кирилла православные аналоги «Акцьон Католика» или «Опус Деи», но то, что в ближайшие лет 10 мы с вами увидим влиятельные православные профсоюзы, предпринимательские союзы, страховые общества и благотворительные фонды, православные университеты, больницы и детские дома, массовые православные молодежные организации и народные дружины и даже православных священников, получающих научные степени по естественным и гуманитарным наукам и преподающих в светских университетах, считаю чрезвычайно вероятным. Для реализации всех этих амбициозных планов Патриарху Кириллу понадобится укрепление и реорганизация управленческого аппарата Московской Патриархии. Я полагаю, что, будучи талантливым стратегическим управленцем, Святейший, скорее всего, пойдет по пути постепенного создания на базе существующих Отделов Патриархии новых органов управления.
Отмечалось, что во время таких захватов прихожане рискуют стать врагами. Около 60 прихожан вышли на защиту храма. Затем после возвращения ключей от святыни они провели молебен. Также дипломат выразил надежду на то, что Ватикан сможет остановить своим авторитетным голосом вопиющие нарушения религиозных свобод украинских православных верующих.
Биография патриарха Кирилла
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также две его троюродные сестры владеют имуществом в Москве и Санкт-Петербурге на сумму в 225 миллионов рублей. Патриарх Кирилл призвал живущих в России иностранцев уважать ее культуру и веру. Святейший Патриарх Кирилл трудился в области межправославных отношений, был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций.
Гундяев Кирилл: биография, фото, семья, жена и дети, карьера
Патриархи русской православной церкви (список) | В 1606 году Патриархом всея России был избран свт. |
Кто был патриархом до Кирилла в России — история церковной власти в стране | Будущий Патриарх Кирилл так охарактеризовал Первосвятительское служение своего предшественника. |
Патриарх Московский Кирилл - Patriarch Kirill of Moscow | В 1606 году Патриархом всея России был избран свт. |
История Патриаршества | Список предстоятелей Русской церкви включает первых по чести епископов Русской православной церкви, начиная со времени её создания, с учётом изменения титулования. |
Кто был патриархом Руси до Кирилла? - Часто задаваемые вопросы | Биография патриарха Кирилла живо интересует верных Русской православной церкви, ведь епископы и священники считают Кирилла предстоятелем. |
102 года назад в России восстановили Патриаршество, упраздненное Петром Первым.
В Синодальный период высшим органом церкви вместо патриарха был Святейший Правительствующий Синод. В своем юбилейном интервью Патриарх Кирилл признался: «Никогда не просил Бога сделать меня Патриархом». В 1606 году Патриархом всея России был избран свт. Патриарх Сергий Старгородский опасался, что его не выберут жребием, поэтому ввел тайное голосование. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что взятие под стражу настоятеля Свято-Успенской Святогорской лавры канонической Украинской православной церкви (УПЦ) Арсения является карательной мерой со стороны правительства Украины.
Преемник патриарха Кирилла, возможные варианты
Результатом его работы стали принятые в 2000 году на архиерейском соборе «Основы социальной концепции РПЦ» — документ, излагавший официальную позицию православной церкви при взаимодействии с государством. С 13 января 1995 года Патриарх Кирилл был членом общественного совета при Председателе Правительства Российской Федерации по вопросам урегулирования ситуации в Чеченской Республике. Патриарх Кирилл принимал активное участие в миротворческих акциях по Югославии, во время войны посещал Белград и вел переговоры с руководством этой страны, инициировал создание неформальной международной христианской миротворческой группы по Югославии Вена, май 1999 г. Благодаря его деятельности, были расширены границы сотрудничества между государствами и представителями различных конфессий. Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий. За время служения Святейшего Патриарха Кирилла были образованы: 60 митрополий Русской Православной Церкви; 144 епархии; викариатства в Московской епархии 2011 г.
Количество епархий Русской Православной Церкви при патриархе Кирилле увеличилось со 159 на начало 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл возглавил 176 епископских хиротоний. Взгляды Патриарха Кирилла Патриарх Кирилл неоднократно высказывался по поводу радикально настроенных групп, заявляя, что подобных проповедников необходимо опасаться. По его словам, все чаще в народе появляются лжеучители, которые ввергают людей в смуту, ведь за красиво оформленные лозунгами прячется мощное орудие разрушения церкви. Это, конечно, не единственный идеал.
Но это особенный идеал для девушек, которые должны ясно сознавать, что создание семьи, рождение детей, их воцерковление, воспитание является Богом определенной для них миссией, выше которой нет ничего», — приводит его слова РИА Новости. Глава РПЦ отметил , что в современном обществе с его технологическими возможностями должная забота о семье может сочетаться с карьерными успехами и получением образования. Общественно-политическая оценка Кирилла в светских СМИ в 2000-е годы такова: его именуют «лидером российской неоконсервативной мысли», реставратором идеи Москва — Третий Рим. В феврале 2016 года впервые в истории глава РПЦ встретился с папой римским. Патриарх Кирилл и папа римский Франциск поцеловались, сфотографировались и, попросив выйти из конференц-зала журналистов, приступили к беседе, которая продлилась более двух часов.
Как передаёт «Первый канал», приветствуя папу, патриарх сказал: «Такие длинные расстояние не являются преградой, в том числе и для организации других встреч. Можно быстро прилететь в любое место. Меня не покидает чувство, что мы с вами встречаемся в правильное время и в правильном месте». В моем сердце было очень большое желание, чтобы эта встреча состоялась». Ну и, кроме того, совершенно очевидно, что страдают люди», — подчеркнул глава РПЦ.
Стоит отметить, что беседа между двумя религиозными лидерами состоялась по инициативе патриарха Кирилла. Что ответил папа Римский, неизвестно. Взгляды на современную культуру Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил в заявлении о том, что приметы надвигающегося Апокалипсиса видны невооружённым глазом и призвал деятелей культуры не способствовать его приближению. По его словам, в наше время грех демонстрируется людям самым притягательным способом современными творцами культуры через кино и театр, и таким образом искусство, которое должно помочь человеку обогатиться духовно, «становится гирей, которая не дает человеку взлететь». Также Патриарх предостерёг людей искусства от ошибок, которые в диалоге с Церковью совершали их предшественники столетие назад, и которые привели страну к Октябрьской революции, пишет «Интерфакс».
Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери — Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий.
Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества. Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов…Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь — новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году — в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение. Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет.
Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь. Большой заслугой Патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла. В краткий период первосвятительского служения Патриарха Иоасафа были напечатаны не только многочисленные богослужебные книги, но и многие издания вероучительного содержания.
Уже в 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола, затем были изданы «Большой катехизис» и «Малый катехизис». Питирим — Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Питирим принял Первосвятительский сан уже в очень преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 году. Был приближенным Патриарха Никона и после его низложения стал одним из претендентов на Престол, однако его избрали только после смерти Патриарха ИоасафаII. После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество. Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде.
В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
В 1977 году Кирилл был возведен в сан архиепископа. После этого он в разное время управлял приходами в Финляндии , Калининградской области , был архиепископом Выборгским, Смоленским и Вяземским, Смоленским и Калининградским. С 1989 по 2009 год Кирилл возглавлял отдел внешних церковных связей Московского патриархата. В 1991 году он был возведен в сан митрополита.
В октябре 1918 г. В ноябре 1918 г.
Тихон был впервые арестован и подвергнут домашнему аресту В июле 1919 г. В 1921 г. Тихон создал Всероссийский церковный комитет помощи голодающим и обратился к Ленину с предложением отдать часть церковного имущества для организации помощи жителям Поволжья. Вместо ответа в феврале 1922 г. Патриарх Тихон оценил это решение как «акт святотатства». В мае 1922 г. Тихон был вновь арестован. Ему было предъявлено обвинение в сопротивлении властям, в вымышленных благословении Деникина и сношениях с Карловацкой Зарубежной русской православной церковью.
В апреле 1923 г. В мае 1923 г. Обновленческим Собором, поддерживаемым большевиками, Тихон был лишен сана, но отказался признать это решение. После протестов Папы Римского, архиепископа Кембриджского, «ноты Керзона» и др. Тихон был освобожден, но остался под строгим надзором ГПУ в Донском монастыре. Ради спасения Церкви призвал духовенство вернуться к лояльному отношению к советской власти. В июне 1923 г. В декабре 1924 г.
В апреле 1925 г.
История Патриаршества
Положение патриарха изменилось внезапно. В этот же день патриарх публично объявил в Успенском соборе, что оставляет патриаршество. Алексей Михайлович прислал сказать, чтобы он оставался, но Никон ушел в Воскресенский монастырь. Оттуда он стал вмешиваться в текущие церковные дела. Так, в 1662 г. В январе 1665 г. Никон написал царю о своем отречении и готовности поставить нового патриарха. После смерти Алексея Михайловича новый царь Федор Алексеевич хотел освободить Никона, чтобы тот мог достроить Новый Иерусалим, но патриарх Иоаким третий после Никона категорически отказал в этом царю. По настоянию Иоакима Никона допрашивали по тремстам обвинительным статьям и поместили безвыходно в келье Кирилло-Белозерского монастыря. Лишь при известии о болезни Никона царь решился дать приказ о его освобождении.
Сопровождаемый на всем пути толпами народа умирающий Никон поплыл в Воскресенский монастырь. Он скончался в пути 17 августа 1681 г. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом Никона в Новый Иерусалим, похоронил его как патриарха и добился разрешения восточных патриархов вечно поминать его в этом сане. Преемник Никона. При нем состоялся знаменитый Московский собор 1667 г. Большой церковный собор русского и восточного духовенства. Собор торжественно проклял староверов, одновременно предавая их государственному уголовному преследованию. Патриарх обратился к староверам с суровой Увещевательной грамотой. Священников, отказывавшихся отправлять церковную службу по новым книгам и совершавших литургию на просфорах с восьмиконечным крестом, Иоасаф II лишил должностей и предал суду.
Он продолжал отстаивать дело Никона о неподсудности духовенства светской власти. При патриаршем дворе был учрежден Приказ церковных дел, где заседали только судьи духовного звания. Иоасаф II предпринимал усилия по проведению в жизнь запретов, введенных Московским собором: не признавать нетленные тела святыми без достоверных освидетельствований, не производить суд, работать и не торговать в праздничные дни; священникам не ехать с крестом перед свадебным поездом, в котором присутствуют с коморохи, музыка и пение. Вместе с тем, Иоасафу II не хватило энергии для выполнения ряда важнейших решений Московского двора. Осталась нереализованной рекомендация собора о повсеместном заведении училищ школ и учреждении в России новых епархий утверждена только одна—Белгородская. Борясь с проникновением западно-европейской манеры в русскую иконопись, патриарх стремился узаконить византийский стиль. С этой целью в 1668 г. Способствуя книгопечатанию, Иоасаф II привлекал к работе Симеона Полоцкого, издавшего «Сказание о деяниях собора 1667 г. В патриаршество Иоасафа II были возобновлены проповеди в церквах.
На Амуре, недалеко от границы с Цинской империей Китаем , был основан Спасский монастырь. Иоасаф II был последователем Никона, хотя и менее настойчивым в достижении поставленных целей. Приближенный патриарха Никона. По оставлении Никоном престола был его доверенным лицом в переговорах с царем Алексеем Михайловичем. Доверив Питириму управление делами церкви, Никон рассчитывал на сохранение своего влияния во время демонстративного ухода из Москвы. Питирим же по указанию царя полностью взял на себя церковное управление. На это Никон в Ново-Иерусалимском монастыре торжественно предал Питирима анафеме как самовольно захватившего патриарший престол. По требованию царя московские архиереи письменно заявили о непризнании анафемы «на патриарха». В 1667 г.
Лишь после его смерти Питирим получил престол главы русской церкви, который занимал менее года. За время патриаршества заметных деяний не совершил. В 1675 г. Иоаким сумел получить царскую грамоту о неподсудности духовных лиц гражданским властям к установил общую для всех епархий норму церковных даней и пошлин. Как наставник молодого царя Федора Алексеевича патриарх активно участвовал в государственных делах, противодействуя всем нововведениям. Он энергично проводил в жизнь церковные постановления против раскольников, рассылая в крупные центры раскола особых увещателей и издав полемическое «Возглашение увещательное всему российскому народу». При Иоакиме в 1687 г. Иоаким встал на сторону бояр, желавших править от имени юного Петра и свергших правительницу Софью. Осенью 1689 г.
Позитивной программы Иоаким не имел, хотя при нем была учреждена Славяно-греко-латинская академия. Содержанием деятельности Иоакима было отстаивание старины, престижа церкви в духовенства. Был возведен в патриархи по воле царицы Наталии Кирилловны. Адриан написал несколько поучений, посланий, грамот, значительное число проповедей и обличений. При нем прошло два собора: один в 1697 г. Адриан был приверженцем старины и противником реформ Петра Великого. Отношения патриарха с царем были напряженными. В то же время грамота о запрещении устраивать новые монастыри без государева указа и Записка о святительских судах, поданная в Палату об уложении, свидетельствовали о готовности Адриана сотрудничать с государством, признавая его компетенцию в церковных делах. Патриарх умер 16 октября 1700 г.
С его смертью завершился патриарший досинодальный период истории Русской православной церкви. На Патриарший престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон 1917-1925. Новому Патриарху пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, враждебно относящимся к Церкви в условиях революции, гражданской войны и всеобщей разрухи. Патриарх Тихон в миру Василий Иванович Белавин родился 19 января 1865 г. Примечательно, что товарищи по семинарии шутливо называли скромного, благодушного и готового всегда помочь друзьям Василия Белавина «Архиереем», а в академии, словно предвидя его будущее служение, студенты прозвали его «Патриархом» за серьезность и степенность нрава. После академии он три с половиной года преподавал догматику, нравственное богословие и французский язык в Псковской духовной семинарии. В 1891 г. Рукоположенный в сан иеромонаха, он через год был назначен инспектором, а впоследствии и ректором Холмской семинарии с возведением в сан архимандрита. С 1894 г.
Роль его в утверждении Православной Церкви в Америке действительно огромна. И она не ограничивается спокойным отеческим руководством и даже воссоединением с Русской Православной Церковью многочисленной новой паствы, составившейся из переселенцев из районов Восточной Европы. При нем впервые в Америке начинают знакомиться и сближаться с Православием христиане других конфессий. Перед Святейшим Синодом Русской Православной Церкви епископ Тихон отстаивал необходимость идти навстречу инославным братьям. Множество пасторов обращалось к нему по ряду проблем: от вопроса о возможности евхаристического общения до воссоединения разобщенных Церквей. Епископ Тихон принял деятельное участие в переводе богослужебных книг на английский язык. В Канаде по его ходатайству была открыта викарная кафедра. В 1905 г. После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 г.
За годы своего архиерейства в Ярославле он привел епархию в состояние духовной сплоченности. Руководство его было терпеливым и гуманным, и все полюбили доступного, разумного, ласкового архипастыря, охотно откликавшегося на все приглашения служить в многочисленных храмах Ярославской епархии. Ярославцам казалось, что они получили идеального архипастыря, с которым никогда не хотелось бы расставаться. Но в 1914 г. Патриарха предстояло избрать жребием. Божественным Промыслом жребий пал на митрополита Тихона. Интронизация нового Патриарха была совершена в Кремлевском Успенском соборе 21 ноября в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. На церковном пути нового Патриарха сразу же возникли трудности. Прежде всего, ему первому пришлось решать вопрос об отношениях с новым гocyдapственным строем, враждебно относящимся к Церкви, а также предстояло сделать все возможное чтобы сохранить Православие в тяжелый период лихолетья в условиях захлестнувших Россию революции, гражданской войны и всеобщей разрухи.
В первом обращении к всероссийской пастве Патриарх Тихон характеризовал переживаемую страной эпоху как «годину гнева Божия»; в послании от 19 января 1 февраля 1918 г. Патриарх безбоязненно обличал безбожную власть, воздвигшую гонения на Церковь, и даже произнес анафему тем, кто от лица власти творил кровавые расправы. Он призывал всех верующих к защите оскорбляемой Церкви: «... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою... Когда летом 1921 г. Он призывал церковноприходские советы жертвовать драгоценные церковные украшения, если только они не имеют богослужебного употребления. Комитет, возглавляемый Патриархом, собрал большие средства и во многом облегчил положение голодающих. Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов.
Переезжая в Москву, они отрекаются от своего прошлого и начинают жить интересами, клубящимися внутри Садового кольца». Кирилл и Путин Кирилл был избран патриархом в феврале 2009 года — на полгода раньше Владимира Путина, который стал «преемником» в августе 1999 года. Кирилл — яркая публичная фигура и все его действия, от жестокого преследования «пусек» до поцелуя с папой Римским, не требуют дополнительного описания. Из неизвестных нецерковной общественности деяний можно назвать административную реформу, вдвое увеличившую число епархий и епископов. Формально она проводилась для «приближения» архипастырей к их пастве. Неформально — для размывания старой аристократии новой, всем обязанной своему сюзерену. На практике привела к увеличению административной надстройки над приходами, росту числа хрестоматийных владык-самодуров и, в конечном счете, увеличению поборов со священников. Которые должны не только делать регулярные отчисления в епархии, но и подносить епископам со всей их челядью «конвертики» по любому поводу — от именин до «архиерейской службы», когда местный владыка приезжает в приход на богослужение.
Зная этот небольшой бэкграунд, можно проводить параллели между небом патриарх и землей президент. И страна, и церковь стали жить богаче. В обоих случаях, впрочем, богатство не привело к счастью: расслоение усилилось, справедливости и защищенности стало меньше, а беззакония — больше. Оба лидера харизматичны и пользуются авторитетом, но оба сидят — каждый на своих — штыках. При этом если в стране — некое подобие корпоративного государства 30-х годов XX века, то в церкви — и вовсе дремучее крепостничество: священник полностью подчинен воле епископа, который может назначить его на приход и снять с прихода, а уйти в другую епархию возможно, только получив в нынешней отпускную грамоту. Обе структуры загнали себя в международную политическую изоляцию. Но есть одно отличие: если Путин взял Крым, то Кирилл потерял Украину. Большая и мощная Россия легко забрала у Украины Крым.
Богатая и мощная РПЦ проиграла дипломатическую войну Константинопольскому патриарху. Не помогли ни собственные несметные сокровища, ни политическое влияние Кремля. Как же так? Есть фактор, который сильнее денег, территорий и даже «Искандеров». Называется — моральное старение. Когда ты живешь феодальными схемами, а вокруг тебя — уже постиндустриальное общество, ты неизбежно проиграешь. Что будет То и дело ходят слухи, что Путин патриархом Кириллом не слишком доволен, будет менять его на Тихона Шевкунова. Насколько такое возможно?
То, что Кремль недоволен Московской патриархией, провалившейся на Украине, не секрет.
Личность не считавшегося ни с кем Никона, ставившего себя над всей Церковью, Кузнецов считал воплощением всего самого отрицательного, что может дать Церкви патриаршество. Архиепископ Антоний Храповицкий В то же самое время представитель противоположного лагеря архиепископ Антоний Храповицкий называл патриарха Никона «самым великим человеком русской истории» и даже устроил поездку членов собора к его могиле в Новоиерусалимский монастырь, где прочел целую лекцию о патриаршестве.
На основании новооткрытых исторических фактов владыка Антоний считал Никона непонятым сторонником симфонии Церкви и государства, оболганным в русской истории. Вообще же сторонники восстановления патриаршества указывали прежде всего на 34-го апостольское и 9-е правило Антиохийского Собора, гласившего буквально следующее: «Епископам… подобает знати первого… яко главу… творити же каждому только то, что касается его епархии… но и первый ничего да не творит без рассуждения всех…». Икона свмч.
Илариона, архиепископа Верейского "Мы не можем не восстановить патриаршества, - говорил о. Иларион Троицкий , будущий епископ и священномученик , - мы должны его непременно восстановить, потому что патриаршество есть основной закон высшего управления каждой поместной Церкви». Владыка Митрофан Краснопольский , также будущий священномученик, подчеркивал, что Патриарх нужен «как духовный вождь и руководитель, который вдохновлял бы сердце русского народа, призывал бы к исправлению жизни и к подвигу и сам первый шел бы впереди".
Как замечает петербургский историк Церкви С. Фирсов, позиция многих участников Собора, особенно архиереев не была столь явной в начале, потому что Временное правительство, унаследовавшее от самодержавного строя право утверждения церковных постановлений например, святитель Тихон смог считаться митрополитом, только получив санкцию правительства , вполне могло бы не утвердить решение Собора, а это бы подорвало церковный престиж. Поэтому первые два месяца соборных заседаний все больше касались вопросов соборности.
И только после доклада председателя соборного отдела по вопросам высшего церковного управления епископа Митрофана Краснопольского 11 октября в защиту патриаршества многие соборяне показали себя сторонниками патриаршества. Противники восстановления опирались в том числе и на позицию известного церковного историка Е. Голубинского, скончавшегося в 1912 г.
Однако царя теперь уже не было, Временное правительство отступало в тень, а страна погружалась в хаос гражданской войны о том, что уже идет «внутренняя братоубийственная война» говорило синодальное послание от 22 июля. Над Церковью сгущались тучи. Уже в начале сентября 1917 года неизвестными, по всей видимости, дезертирами под Орлом был убит сельский священник отец Григорий Рождественский.
В этой обстановке Церкви был нужен вождь, защитник, хранитель, отец. Об этом говорили архиепископы Анастасий Грибановский и Сергий Страгородский , известный богослов князь Евгений Трубецкой и многие другие. Владыка Сергий еще летом пророчески говорил, что Россия переживает как бы новый удельный период, поэтому Церкви «необходим иерарх … который был бы общим печальником и нравственным центром для всех».
Интересен следующий случай: архимандрит Иларион, узнав о неприятии патриаршества в стенах его родной Московской Духовной академии, специально приехал на один день в Сергиев Посад и выступил в академии с лекцией «Нужно ли восстановление патриаршества в Русской Церкви? Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже?
В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле...
Святотатственная рука нечестивого Петра свела первосвятителя Российского с его векового места в Успенском соборе. Поместный Собор Церкви Российской от Бога данной ему властью постановит снова Московского Патриарха на его законное, неотъемлемое место. И когда под звон московских колоколов пойдет Святейший Патриарх на свое историческое священное место в Успенском соборе, будет тогда великая радость на земле и на небе" «Есть в Иерусалиме "стена плача"...
В Москве, в Успенском соборе, также есть русская стена плача — пустое патриаршее место. Двести лет приходят сюда православные русские люди и плачут горькими слезами о погубленной Петром церковной свободе и былой церковной славе. Какое будет горе, если и впредь навеки останется эта наша русская стена плача!
Да не будет!.. При этом указывалось, что высшая власть в Церкви принадлежит Поместному собору, который должен собираться в определенные сроки и которому должен быть подотчетен Патриарх. Президиум Поместного Собора 1917-1918 гг.
Именно в это время в Москве стало известно о свержении Временного правительства и о переходе власти к Совету народных комиссаров. Затем была установлена процедура избрания Патриарха. Голосование должно было быть тайным, в два тура.
Сначала все соборяне должны были подать записки с именем одного кандидата, после чего во втором туре подавались записки уже с тремя именами из числа набравших наибольшее число голосов в первом туре. И когда выявлялись три кандидата, получивших абсолютное большинство голосов, архиереи, подобно тому, как это происходит во всех Восточных церквах должны были совершить окончательное избрание. Но на Соборе 1917 года русские архиереи смиренно отказались от подобного права и решили передать последнее решение на волю Божию, проведя жребий.
Противники восстановления патриаршества избрание патриарха игнорировали. В зале присутствовало чуть более 300 из, напомним, 564 человек.
После ряда операций 1 августа его перевели в обычную палату, однако уже пять дней спустя Иваньков снова попал в реанимацию из-за развившегося перитонита.
В сентябре были кома и клиническая смерть, 1 октября вор в законе вроде бы снова пришёл в сознание, однако 9 октября СМИ сообщили о смерти криминального авторитета. Таким образом, ответ на интересующий нас вопрос может лежать где-то между 1 февраля днём интронизации Кирилла и 9 октября днём смерти Иванькова , в период, когда якобы состоялась подмена. Для начала рассмотрим проблему внешнего сходства.
Неужели действительно внешность российского патриарха в какой-то момент резко изменилась и он стал очень похожим на Япончика? Проверить это утверждение не составляет никакого труда, поскольку церковный деятель, в отличие от криминального авторитета, постоянно появлялся перед телекамерами. Как видим, никакого заметного изменения во внешности патриарха Кирилла, не считая естественного процесса старения, не случилось ни за первые 15 лет существования передачи «Слово пастыря», ни в течение 2009 года, когда его вроде бы должны были подменить.
Более того, и в эфирах последующих лет перед камерой, судя по всем внешним признакам, выступал тот же человек. Тот прищур, внимание на котором акцентируют конспирологи, различим только при опущенных бровях и появился значительно раньше 2009 года. У Япончика же на снимках мы видим небольшие тёмные глаза восточноазиатского типа, из-за которых, как считается, он и получил своё прозвище.
Это лицо имеет очень мало общего с внешностью патриарха Кирилла. Вячеслав Иваньков. Иными словами, на среднем снимке между нами не патриарх Кирилл, а «гибрид» первого и третьего снимков.
Таким образом, и экстерьерный довод можно смело отставить в сторону. То же самое касается голоса — из редкого интервью криминального авторитета, данного в американской тюрьме, видно, что это совсем другой тембр.
102 года назад в России восстановили Патриаршество, упраздненное Петром Первым.
Напомним, ранее насельники Свято-Успенской Святогорской лавры канонической Украинской православной церкви заявили , что обвинения в адрес настоятеля обители Арсения выдвинуты под надуманным предлогом.
Семинарист Несмотря на серьезный религиозный бэкграунд семьи, Владимир Гундяев мог пойти и по светской дороге. После 8-го класса он ушел из дома и поступил в геологическую экспедицию, чтобы как-то жить — его семья еле сводила концы с концами и все время была в долгах. Володя работал и учился в вечерней школе. После ее окончания даже серьезно думал стать физиком, а не клириком — хотел поступить на физический факультет Ленинградского университета. Отговорил его митрополит Никодим Ротов , который тогда возглавлял Ленинградскую кафедру. Встречу организовал старший брат Владимира Гундяева, Николай, который уже учился в семинарии.
Если их поставить друг за другом, то цепочка дотянется до Москвы, а вот священников мало. Кроме того, неизвестно, удастся ли нам принять тебя в семинарию после института. Так что поступай-ка ты сразу в семинарию», — описывал потом беседу с Никодимом сам Кирилл. Он послушал совета и не прогадал. В 60—70-е годы был разгул атеизма и царство точных наук. Молодежь в религию не шла. И любой способный семинарист легко мог сделать очень успешную карьеру.
По заграницам Кирилла называют любимцем самого влиятельного православного иерарха советских времен — митрополита Никодима Ротова. Он постриг Владимира Гундяева в монахи и дал ему церковное имя, под которым сейчас его знает весь мир — Кирилл. Никодим же, еще будучи главой Отдела внешних церковных сношений, и направил перспективного молодого священника представлять церковь за границей.
Именно Игнатий короновал Лжедмитрия и благословил его брак с Мариной Мнишек. После поражения Лжедмитрия Игнатий в 1606 году был лишён сана и отправлен в монастырь. Патриарх Гермоген 1606-1612 Гермогену Ермогену как и Иову пришлось отстаивать православную веру в Смутное время, когда польские ставленники несли с собой католичество. Патриарх, избранный в 1606 году, участвовал и в политических событиях, отставая незыблемость царской власти. Несмотря на свой разлад с Василием Шуйским, Гермоген поддержал его как венчанного царя во время боярской смуты. Другим важным политико-религиозным шагом Гермогена были его действия во время притязаний польского королевича Владислава на царский престол: непременным условием восшествия на русский трон Гермоген назвал принятие Владиславом православия. Глава русской церкви, патриарх Гермоген, встал во главе борьбы за независимость Руси во время польской интервенции: он призывал русский народ к борьбе против иностранных захватчиков; он благословил отряды народного ополчения и проклял изменников Отечества. В 1611 году поляки заточили Гермогена в Чудов монастырь, где патриарх, заморенный голодом и жаждой, принял мученическую смерть. Признательные потомки причислили Гермогена к лику священномучеников. Смутное время было тяжёлым для церкви. После кончины Гермогена семь лет Русская церковь жила без патриарха. Патриарх появился после избрания царём Михаила Фёдоровича Романова в 1613 году. В лице патриарха Филарета Россия получила сильного правителя и стойкого защитника веры. Патриарх Филарет 1619-1633 Феодор Никитич Романов-Юрьев родился в 1553 году в знатной боярской семье. Судьба приготовила ему много испытаний: он был одним из претендентов на царский престол после смерти царя Фёдора, но при Борисе Годунове попал в опалу, которая закончилась для Феодора пострижением в монахи под именем Филарет. Во время Смуты он долгое время находился в польском плену. После избрания царём сына Филарета, Михаила Фёдоровича, и после соглашения с поляками об обмене пленными, Филарет был освобождён. Филарет был возведён на патриарший престол; правомерность события была подтверждена находившимся в то время в Москве патриархом Иерусалимским Феофаном III. Как отец царя, Филарет стал именоваться «Великим Государем». При Филарете были расширены полномочия патриарха, фактически он стал соправителем царя. Патриаршему суду подлежали все духовные лица, служители монастырей и церквей; под управлением Филарета находились разряды и приказы, образованные при патриаршем престоле; он оказывал большое влияние на принятие решений в царской думе. Основные усилия Филарета были направлены на восстановление государственности после Смуты. По его инициативе была проведена поземельная перепись, позволившая упорядочить налоги; введение церковного суда укрепило порядок в государстве. В религиозной сфере патриарх боролся против нравственной распущенности и вольнодумства, противостоял распространению западных религиозных влияний, заботился об открытии школ. Патриарх Филарет скончался в 1633 году, указав своего преемника -псковского архиепископа Иоасафа. Патриарх Иоасаф I 1634-1640 Иоасаф сосредоточил свою деятельность на делах веры. При нём было основано три новых монастыря и восстановлены ранее возведённые; было издано 23 книги на богослужебные темы.
СМИ немедленно переключились на обсуждение проблемы сверхъестественного в Основном законе. Этот красивый ход оказался выгоден и Кремлю, и патриарху. Хотя за 11 лет в отношениях патриарха и Кремля случались и провалы. Чего добился Кирилл за эти годы. И что будет с ним дальше. Как Кирилла выбрали патриархом Патриарх Алексий II Ридигер умер в декабре 2008 года — смерть наступила в закрытой ванной комнате, тело нашли не сразу, на стенах, говорят, были следы крови — достаточно поводов для того, чтобы до сих пор обсуждать странности этой смерти. Для выборов нового патриарха собрали сначала Архиерейский собор он утверждает кандидатов в патриархи , потом Поместный собор на нем происходит избрание. В 2009 году за два дня до Архиерейского собора «Город 812» прогнозировал, что в патриархи будут рекомендованы три митрополита: Смоленский Кирилл, Калужский Климент и Белорусский Филарет. Так и случилось. На Архиерейском соборе за Кирилла проголосовало 97 епископов, за Климента — 32, за Филарета — 16. Однако это не означало безоговорочной поддержки Кирилла архиреями: большинство 101 из 198 не проголосовало за него. Результат голосования Поместного собора был более убедителен, несмотря на путаницу в цифрах, ставящую под сомнение умение соборян считать весь мир в прямом эфире сначала услышал, что членов собора 701 человек, затем — что их 702, и наконец — 700. В итоге было насчитано 508 голосов за Кирилла и 192 против, с учетом испорченных бюллетеней. Сама организация собора и даже рассадка делегатов исключали возможность обсуждения церковных проблем. Речь шла не о давлении на делегатов, а об их подавлении. На соборе Кирилл подавлял масштабом своей личности и стилем ведения заседаний. В результате Архиерейский собор завершился за день вместо запланированных двух, Поместный — за два вместо трех. Все это напомнило съезды КПСС, где делегатская масса утверждала решения политбюро. В данном случае, митрополитбюро. Административный ресурс использовался. Но ресурс даже не патриархии, а России. За день до собора был заблокирован сайт религиозной информации portal-credo. На время проведения собора в ХХС официальная аббревиатура храма Христа Спасителя установили «глушилки» для мобильников. Официальная версия — для того чтобы на делегатов не оказывали «давления». На самом деле — чтобы не было оперативной «утечки информации» о происходящем на соборе.
От патриарха до президента, от Сечина до Навального: как спасти церковь и Россию
Новости. Патриархи. Святейший Патриарх Кирилл трудился в области межправославных отношений, был первым представителем Русской Православной Церкви в «Синдесмосе» — Всемирном братстве православных молодежных организаций. Патриарх Кирилл — лицо современной Русской православной церкви.
Патриарх Московский Кирилл - Patriarch Kirill of Moscow
20 ноября 2021 года Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняется 75 лет. После долгих переговоров с российскими властями он согласился учредить в России патриаршество и наречь патриархом митрополита Московского Иова, сподвижника Бориса Годунова. Двоих потенциальных сменщиков патриарха Кирилла все хорошо знают – это митрополит Тихон и митрополит Иларион. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси сообщила имя нового Патриаршего наместника Московской митрополии, избранного Священным Синодом. новости России и мира сегодня.
В Вербное воскресенье Патриарх Кирилл провел литургию в храме Христа Спасителя
Международные отношения Кирилл и архиепископ Юзеф Михалик , подписав совместную декларацию к польскому и российскому народу на Королевский замок в Варшаве 2012 Президент Бразилии Дилма Руссефф встречает Кирилла по прибытии в дворец Альворада в Бразилиа , Бразилия. Кастро одобрил митрополита Кирилла как своего союзника в борьбе с «американским империализмом ». По данным Financial Times, «прекрасно осознавая, что Действия Путина серьезно подорвали его авторитет на Украине, Кирилл отказался поглощать Крым и бойкотировал церемонию в Кремле в честь аннексии России ». Отношения с государством Когда 27 января 2009 года Кирилл был избран Патриархом Поместным Собором Русской Православной Церкви тайным голосованием, он набрал 508 голосов из 702 и возведен на престол во время литургии. На следующий день Президент России Дмитрий Медведев устроил прием формальный банкет для епископов РПЦ в Большой Кремлевский дворец , в котором Патриарх Кирилл изложил византийскую концепцию симфонии как свое видение идеала церковно-государственных отношений, хотя и признал, что это невозможно в полной мере. Чудом Божиим, при активном участии руководства страны, нам удалось выйти из этого ужасного системного кризиса », и мы сравнили требования антиправительственных протестующих с« пронзительными воплями »и заявили, что протестующие представляют меньшинство. Управление внешних церковных связей якобы имело выступал в качестве крупнейшего поставщика иностранных сигарет в России. Прибыль от этой операции якобы под руководством Кирилла, по оценке социолога Николая Митрохина в 2004 г. Однако Нат Аниэль Дэвис заявил, что «...
Нет никаких доказательств того, что митрополит Кирилл действительно присвоил средства. Более вероятно, что прибыль от ввоза табака и сигарет была использована на срочные, неотложные церковные расходы ». Беспошлинный ввоз сигарет закончился в 1997 году. В его интервью 2002 года Известиям , митрополит Кирилл назвал обвинения в спекуляции политической кампанией против него. Александр Починок , который был министром по налогам и сборам 1999-2000 , в 2009 году заявил, что Кирилл не причастен к нарушениям. Женщины были арестованы за хулиганство и позже приговорены к двум годам лишения свободы. В песне были нецензурные слова, оскорбляющие Сама церковь, а также выполняемая в той части церкви у алтаря , где нет мирян. Этот акт был расценен многими православными в России как осквернение и оскорбление и изображен как таковой в СМИ.
Также было сказано, что мало кто знал эту феминистскую группу до того, как они выступили в соборе. Комментируя дело, Кирилл сказал, что они «выполняли работу сатаны » и должны быть наказаны. Это вызвало критику в адрес Православной церкви в Рунете за то, что оно не проявило милосердия , в то время как Amnesty International описала женщин как « узников совести ". В своих заключительных заявлениях члены Pussy Riot заявили, что Патриарх Кирилл использовал церковь для поддержки культурной позиции правительства Путина. Опросы Левада-центра показали, что большинство россиян считает наказание панк-группы чрезмерным, хотя только шесть процентов россиян сочувствовали этой группе.
Ради спасения Церкви призвал духовенство вернуться к лояльному отношению к советской власти. В июне 1923 г. В декабре 1924 г. В апреле 1925 г. Похороны патриарха Тихона вылились в многотысячную скорбную демонстрацию.
В 1989 г. Мощи святого ныне хранятся в Донском монастыре. Его имя носит Православный богословский институт в Москве. Родился в семье священника. В 1890 г. В 1890-х гг. В 1900-хгг. С 1911 г. В 1917 г. Подвергался арестам со стороны советской власти.
С кон. В 1927 г. Сергий вместе с Синодом призвал духовенство и верующих быть «верными гражданами Советского Союза». С 1934 г.
Помните эти слова. Я часто употребляю этот образ, потому что вы водите машины и знаете: можно на акселератор немножко давить — и машина идет, чуть поддавил — еще быстрее. А до пола там еще огромная дистанция.
Вот мы с вами должны выжимать педаль до пола, потому что не каждому из нас Господь много дает жить: "седмьдесят лет, аще же в силах — восемьдесят". А за это время нужно очень многое сделать. Вот так служите, и благо вам всем будет и в вашей личной, семейной жизни, и, конечно, в вашем служении. Храни вас Господь! Москвы иерей Димитрий Камозин.
Но, вместе с тем, уважая выбор «непоминовенцев», чтя память новомучеников, ни в коем случае не разделяя очевидно незаконные и неканоничные анафемы митрополита Сергия на них, невозможно было не видеть, что непоминовенческий выбор в тот конкретный момент нашей истории означал полную ликвидацию «внешней стороны» Церкви в России. Восстанавливая ход мыслей митрополита Никодима, мне кажется, что он пришел к выводу о том, что у митрополита Сергия не было другого выбора по объективным причинам.
Дело здесь отнюдь не только в том, что традиционное православие очень трудно представить себе без действующего священства, храмов и богослужения. Вопрос гораздо глубже. Разумеется, то, о чем я дальше скажу, является только моим личным мнением, не подтвержденным источниками. Но мне кажется, что митрополит Никодим пришел к выводу, что митрополит Сергий вынужден был ради сохранения священства, храмов и богослужений, пойти на чрезвычайно далеко заходящий компромисс с гонительской богоборческой властью, в первую очередь, потому, что у него как и у остальных архиереев нашей Церкви не было средств политического противостояния советской власти. Не было средств потому, что их не было выработано в предшествующие столетия «синодального периода» нашей церковной истории. Именно политика «слабой Церкви» в условиях христианского государства привела к тому, что в условиях гонений перед священноначалием Русской Церкви встал страшный трагический выбор между мученичеством и слишком далеко заходящим компромиссом с мучителем-гонителем-фараоном. Я полагаю, что, исходя из этой логики, митрополит Никодим пришел к выводу, аналогичному выводу Петра Великого о необходимости смиренно учиться у Запада.
Учиться, разумеется, не ценностям и не целям, а средствам. Подобно тому, как Петр был готов учиться у Запада технологиям создания военно-промышленного комплекса ради достижения побед русского оружия, митрополит Никодим, будучи в догматическом и каноническом смысле вполне консервативным православным богословом, считал необходимым учиться у западных христиан технологиям социального действия. Таким образом, программу митрополита Никодима можно представить себе как программу минимум — научиться искусству стратегической игры с Государством ради достижения бОльшей свободы Церкви в Государстве и программу максимум, которая предполагает христианизацию Государства и сильную Церковь, проводящую активную христианскую социальную политику. У меня нет твердых доказательств, но мне кажется, что все в деятельности митрополита Никодима свидетельствует о том, что он придерживался именно такой позиции. И, хотя развернутую реконструкцию «никодимовства» я делаю сейчас впервые, но многие из изложенных здесь мыслей посещали меня еще при жизни митрополита Никодима. В том числе и мысль о том, что стратегической целью деятельности владыки Никодима является христианизация Советского Союза. И еще мне кажется, что предлагаемая здесь реконструкция никодимизма как церковной стратегии, подтверждается деятельностью нашего Святейшего Патриарха Кирилла в течение последних 20 лет.
Но об этом позже. Второе, что можно с уверенностью утверждать о Патриархе Кирилле, это то, что Святейший является убежденным русским националистом. Но, разумеется, сильно более просвещенный, чем вышеупомянутые церковные деятели. Враги Святейшего из «национал-патриотического» лагеря, разумеется, с большим возмущением отрицают этот факт. Враги же его из «либерального лагеря», напротив, с торжеством признают. Я уже цитировал в прошлой колонке «Какой Патриарх нужен нашей Церкви? Кирилла — В.
А Московская патриархия является "государствообразующей конфессией", то есть она стоит, в общем, выше государства, будучи источником его бытия» Единственно, в чем невозможно согласиться с Александром Солдатовым, это в том, что национализм Патриарха Кирилла носит «конъюнктурный» характер. Владыка Кирилл демонстрирует свои взгляды уже очень много лет, ничуть не обращая внимания на «крики беотийцев» из либерального стана. Его поведение вполне постоянно. И рецепция «Русской доктрины» является вполне закономерным продолжением активных дружеских контактов с национал-патриотической оппозицией, начавшихся еще в последние годы существования советской власти. А ведь это происходило не сегодня, когда Путин и Медведев с легкостью характеризуют себя как «русских националистов в хорошем смысле», а в позднегорбаческие и раннеельцинские времена, когда «национал-патриотическая идентификация» могла иметь вполне предсказуемые печальные последствия. Но это еще не все необычное, что можно утверждать о нашем новом Патриархе. Святейший Патриарх Кирилл, что очень непривычно для иерарха Русской Церкви, является интеллектуалом.
Можно даже сказать, используя современный молодежный сленг, продвинутым интеллектуалом. И это в нашем церковном сообществе понимают очень многие. Незадолго до того, как я начал писать эту колонку, я позвонил моему старому другу, очень авторитетному московскому протоиерею, поздравить его с избранием нового Патриарха. И первое, что он мне сказал в ответ на мои поздравления: «Помнишь, как мы с тобой в юности мечтали о патриархе-интеллектуале, но считали после смерти митрополита Никодима это абсолютно невозможным. И вот, наконец, сбылось. Даже не верится». При этом Святейший является не просто интеллектуалом, но русским православным интеллигентом, воспитанным на русской религиозной философии Серебряного Века и Русского Зарубежья.
Это очень важно. Насколько я понимаю, в интеллектуальном становлении Святейшего русская философия и богословие абсолютно превалируют над западными философией и богословием. Святейший является профессиональным стратегическим управленцем и политиком очень высокого класса. Это выражается не только в «знаниях и умениях», но и в, так сказать, личностных практиках. Будучи, насколько мне известно, человеком очень эмоциональным, он никогда не дает своим эмоциям возобладать над пользой дела, под которой он понимает благо и процветание нашей Церкви. Это выражается, с одной стороны, в терпимости и отсутствии мстительности, а с другой, в умении ценить профессиональные качества других людей, независимо от личных взаимоотношений. Помню, как один очень влиятельный священнослужитель, близкий к Святейшему, поделился со мной, незадолго до Собора, следующим размышлением.