Во всех посланиях патриарх Кирилл рассказал, что 24 апреля в одном из крупнейших монастырей УПЦ Святогорской лавре были проведены обыски. На презентации этой книги архимандрит Кирилл (Говорун) сообщил, что в НПУ имени М.П. Драгоманова что он там «преподает и развивает собственное богословие». 25 сентября был запрещен в служении и отдан под церковный суд широко известный даже в нецерковных кругах внутренний раскольник в РПЦ, экс-архимандрит Кирилл (в миру – Сергей) Говорун.-2.
Патриарх Кирилл лишил священного сана архимандрита Кирилла
В Церкви провинившимся дается время на покаяние. Сначала их увещевают, дают возможность вернуться на путь истинный — тем более, если у человека были заслуги. Ну а если выясняется, что надежды на исправление нет, то тогда и следуют уже серьезные наказания. Так я, грешный, понимаю… Впрочем, насколько мне известно, кое-какие наказания воспоследовали сразу после его первого, анонимного «вброса» на страницах нацистской печати…». С 10 октября 2009 года он — первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ.
Псевдоним был вскоре раскрыт, что привело к скандалу. Но тот, вместо покаяния, тут же побежал к американцам и стал сотрудником Йельского университета. После чего были чтение курсов по «публичной теологии» в нацистской Киево-Могилянской академии, неоднократные выступления на раскольнических мероприятиях еще одного перебежчика — того самого Коваленко, экс-пресс-секретаря киевской митрополии. С 2017 года Говорун — научный сотрудник иезуитского университета в Лос-Анджелесе.
Осенью 2018-го, во время кампании с «томосом», назывался в СМИ одним из кандидатов на пост «предстоятеля»! В 2022 году осудил СВО и заявил, что «Путин классический еретик, который искажает учение, христианство». Такова анатомия его предательства. И напоследок приведем слова об экс-архимандрите бывшего одесского священника Андрея Новикова, который в 2014 году, спасаясь от преследований столь любимой Говоруном майданной камарильи, был вынужден перебраться в Москву: «Поздравляю всю нашу Церковь с началом процесса удаления еще одной опухоли, имя которой архимандрит Кирилл Говорун.
Вкратце, кто не знает, Говорун — это псевдобогослов-постмодернист, хулитель Православия вообще и Русской Православной Церкви — в особенности, одержимый животной, украинско-нацистской русофобией. Свою деструктивную деятельность по насаждению многочисленных ересей и пропаганде раскола, распространения ненависти к Русской Церкви, ее архиереям, духовенству, народу Говорун прикрывал статусом клирика Московской епархии, за штатом которой он уже некоторое время находился. Само пребывание его в священном сане уже долгое время для меня и для многих моих знакомых вызывало недоумение.
Вышеуказанное правило подразумевает лишение сана священнослужителя, которого уличили в «блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в краже». Протоиерея Алексея Уминского лишат священного сана.
Потому как Революция Достоинства стала явлением не только социальным, но и религиозным. Совместные молитвы протестующих, выступление со сцены священников и епископов… Майдан не был секулярным явлением, и в этом его отличие от процесса формирования гражданского общества в других странах. В Европе оно формировалось вопреки церкви, а у нас — вместе с церковью. Я иногда сравниваю церковь с повитухой, стоявшей у истоков рождения нашего гражданского общества.
С другой стороны, нынешнее автокефальное движение продолжило собой процесс построения нации. Собственно говоря, то, что мы услышали риторика, слова, фразы в последние дни в связи с событиями вокруг Объединительного собора, Томоса и пр. На основе национальной идеологии, в том числе связанной с правом крови. С третьей стороны, автокефалия стала ответом на российскую агрессию против Украины. Потому как церковь в России была инструментализирована как часть гибридной войны против Украины. Таким образом, наша автокефалия состоит из этих очень сложных и противоречивых процессов. В том, какой из этих импульсов усилит новая объединенная церковь — национальный, гражданский или милитаристский. Я бы очень хотел, чтобы церковь сберегла импульс, полученный на Майдане. Чтобы она избрала путь диалога с гражданским обществом, путь принятия другой точки зрения.
Это не должна быть церковь с монолитной национальной идентичностью, с исключительно национальной программой. Она должна помогать завершать процесс построения нации, но не должна этим ограничиваться. Она должна способствовать победе в войне через помощь волонтерам, через капелланов, но не должна стать одним из патронов в обороне Украины против российской агрессии. Она должна стать средой, где люди с разными идентичностями могут чувствовать себя как дома. И ей еще только предстоит это осознать. После того, как она перестанет искать причины своего кризиса в других. Если же проследить цепочку причин и следствий, которые к нему привели, то стоит начать с Майдана, который на самом деле стал достаточно широкой площадкой для диалога и сближения разных церквей в Украине. Особенно православных. Помимо Киевского патриархата, Греко-католической церкви и всего Всеукраинского совета религиозных организаций, Майдан поддержали многие и в Московском патриархате.
Однако с началом войны это сближение пошло вспять. УПЦ Московского патриархата сама ушла с этой площадки. Ее никто отсюда не гнал. Для того чтобы остаться, ей необходимо было соблюсти всего лишь одно условие: признать и принять новую реальность Украины. И тогда для нее было бы место в Украине. Не номинальное — это всегда останется, как и останутся люди, которые будут и имеют полное право ходить в храмы МП. А реальное. Но на уровне смыслов, которые продуцирует эта церковь, она уже стала для очень многих людей чужой. И в этом основная ее драма.
Те церкви, которые признали реальность войны, страданий людей, жертв, которые назвали вещи своими именами, оказались восприняты и востребованы в Украине. В том числе и Константинопольский патриархат, позиция которого позволила Украине победно закончить свою столетнюю борьбу за автокефалию. Церкви же, отказавшиеся признать очевидное, оказались за рамками общественного принятия. Это судьба постигла и УПЦ Московского патриархата, которая упорно закрывала глаза на действительность. Начиная с демонстративного невставания в парламенте, чтобы отдать дань уважения жертвам этой войны, и заканчивая отрицанием российской агрессии против Украины и риторикой о гражданской войне и пр. И сейчас стоит вопрос: сумеет ли это церковь вообще сохранить в Украине свою изначальную структуру. По сути вы — ученик патриарха Кирилла. Вы знаете этого человека изнутри. Что произошло?
Это его личная ошибка — или банальное отсутствие воли сопротивляться политической системе, куда оказалась вмонтирована Русская православная церковь? Но он сделал свой выбор — не принимать во внимание существующую реальность, идти в фарватере российской политики по отношению к Украине. Что предполагало отказать Украине в праве существовать как государству. Отказать украинцам в праве существовать как народ и защищать себя от агрессии. Более того, он не просто не признал агрессию России, но ей способствовал. И это его сознательная ошибка. Почему он сделал такой выбор, мы не можем судить. Возможно, на это повлияли разные факторы, в том числе и российской политики. Но, как мы уже говорили в самом начале нашей беседы, в конечном итоге выбор остается за конкретным человеком.
В данном случае — за патриархом. У которого, кстати, есть собственное учение о свободе выбора, где он говорит, что всякий выбор человека должен сопровождаться ответственностью. Теперь сам патриарх и возглавляемая им церковь несут ответственность и пожинают плоды этого ложного выбора. Они действительно потеряли Украину. Патриарх Кирилл меня очень многому научил. И, собственно говоря, то, что я делаю, что говорю сейчас, во многом является следствием того, чему он меня учил. Как бы это парадоксально ни звучало. Во многих смыслах он выдающийся человек. И в интеллектуальном, и в административном.
И ни при каких обстоятельствах он — не марионетка. Это очень сильный человек. Который не нуждается ни в чьей помощи и подсказках. Который способен нести ответственность за свой выбор. И здесь никаких эмоций и сантиментов у меня нет. Я уважаю его выбор. Но не принимаю его. Почему, собственно, и ушел с тех позиций, которые я имел в русской церкви. Рискуя полностью отзеркалить те процессы, которые привели к глобальному кризису РПЦ.
Я имею в виду, во-первых, показательные амбиции УПЦ Киевского патриархата на этапе подготовке Собора. Когда прозвучало исключительно совковое заявление о нежелании видеть там простых священников и верующих, а также голосовать тайно. Плюс — яркая политическая составляющая обретения Украиной Томоса. Самым большим компонентом поместной церкви является Киевский патриархат, у которого были свои традиции. И они были привнесены в эту структуру патриархом Филаретом. В том числе из его советского прошлого. Я пока не могу сказать, что их будет много в новой церкви. Но я хочу пожелать, чтобы их стало как можно меньше. Потому как сценарий, по которому была создана эта церковь, наверное, не является оптимальным.
Есть много вопросов. К процедуре голосования в том числе. Во-вторых, как мы уже говорили, одним из ключевых импульсов для автокефального движения был Майдан и гражданское общество. Однако само общество начало зарождаться через противостояние с государством. Этот процесс продолжается и сейчас, уже при постмайданной власти. Это долгоиграющая тенденция. Как и во время Майдана, церкви столкнулись с выбором между обществом и государством, и сделали свой выбор в пользу общества, так и сейчас они столкнулись с идентичным выбором. Московский патриархат, как мы уже сказали, сделал выбор в пользу российского государства. Новая Православная церковь Украины — на распутье.
Сделать свой выбор в пользу государства, которое действительно приложило немало усилий для получения Томоса.
От своих неправильных и злых поступков. И в обществе, и в семье. Поскольку Бог дает нам шанс, то и мы должны давать его людям. Здесь я бы хотел сказать еще об одном фундаментальном для христианства тезисе. О том, что все происходящее в нашей жизни нужно рассматривать с точки правды и любви.
Потому что мы можем бороться за правду так, что камня на камне не останется. Но правда, сказанная без любви, есть ложь. Иногда реальной целью правдорубов является банальное желание расправиться с человеком. Самоутвердиться за счет правды. В этот самый момент такая правда — без любви к человеку — становится ложью. И он не имеет однозначного решения.
Вот пример. Во время Второй мировой войны в оккупированном Париже жила православная монахиня, мать Мария Скобцова. Ей помогал священник отец Дмитрий Клепинин, который начал выдавать преследуемым нацистами евреям сертификаты о крещении. И это был для людей единственный шанс — выжить. Да, он лгал. Но обычная ли это ложь?
Эти два русских человека в итоге закончили жизнь в газовой камере концлегеря. Они не так давно были канонизированы Константинопольским патриархатом. А в Русской православной церкви на этот счет до сих пор идут дебаты — об их правде и лжи. Однако такая ложь, я считаю, оправдана. Есть у египетских монахов притча. В одну комнату заходит человек и видит, что вокруг стола с едой сидят люди.
Но их руки не сгибаются в локтях. Они берут еду и пытаются поднести ее ко рту, чтобы съесть. Но не могут. Потом он зашел в другую комнату. Там тоже сидели люди. С таким же накрытым столом и не сгибающимися в локтях руками.
Но все они были счастливы, сыты и довольны… Почему? Они просто берут эту еду и дают другому. Вот и все. На самом деле — это единственное отличие между адом и раем. В том ли направлении мы движемся? Добро или зло продуцируем?
И это травма жертвы, не агрессора. С последней еще предстоит разбираться и справляться России. Нам же еще долго жить со своей. Но уже сейчас я бы представил процесс, разворачивающийся в Украине, с помощью двух категорий — нации и общества. Любая нация и общество состоят из одних и тех же людей. Но в первом случае люди осознают себя как нацию, во втором — как общество.
Первое состояние характерно для эпохи модерна, которая достигла своего пика в середине XIX века. Когда в результате революций в Европе и начался процесс построения наций, Украина стала частью этого процесса. И важно сказать, что этот процесс формирования украинского народа до сих пор не завершен. В то время как многие другие европейские этносы давно перешли в следующую стадию — формирование из народа гражданского общества. Это — новая модальность, новая форма организации людей, проживающих на одной территории. Это уже эпоха после модерна, и в этом переходе от этноса к гражданскому обществу участвуют люди с различными идентичностями.
А может, и вообще без них. Для которых общечеловеческие и гражданские ценности являются более важным обстоятельством, нежели принадлежность к одной крови. В Украине революция 2004—2005 гг. Потому достаточно симптоматично, что первыми жертвами Революции Достоинства стали не этнические украинцы, а армянин и белорус. Если бы ценности, объединившие Майдан, носили исключительно националистические черты, Майдан никогда не стал бы тем, чем он стал. Очень важно, на мой взгляд, развивать этот импульс движения в сторону гражданского общества.
Сохраняя национальную идентичность, но не замыкаясь в ней. Наше мощное волонтерское движение — маркер того, что мы интуитивно взяли курс в правильном направлении. Война стала вызовом для такого понимания развития общества. Она объективно привела к росту национального, а может быть, даже националистического самосознания. Потому что войну сложно выиграть на либеральных ценностях, нация должна быть консолидирована. Однако при этом надо понимать, что в этом смысле война и Майдан оказались противоположными явлениями.
Война, собственно, для обострения этого и была начата. Чтобы канализировать процесс развития гражданского общества и развернуть его в противоположную Майдану сторону. И мы должны это четко осознавать и не отступать от ценностей и принципов, заявленных в 2014 году. Иначе мы пойдем по ложному пути и проиграем. Оно зародилось в начале ХХ века как часть процесса построения нации. В то время это было очень мощное социальное движение.
Оно осмысливало себя в терминологии, характерной для марксизма. Низший класс рабочие и крестьяне хотели автокефалии и искали освобождения от буржуазии, которая ассоциировалась у них с Россией и российской церковью. То есть это было двоякое движение — национальное и социальное. На нынешнем этапе ситуация тоже неоднозначна. С одной стороны, толчком движения стал Майдан. Потому как Революция Достоинства стала явлением не только социальным, но и религиозным.
Совместные молитвы протестующих, выступление со сцены священников и епископов… Майдан не был секулярным явлением, и в этом его отличие от процесса формирования гражданского общества в других странах. В Европе оно формировалось вопреки церкви, а у нас — вместе с церковью. Я иногда сравниваю церковь с повитухой, стоявшей у истоков рождения нашего гражданского общества. С другой стороны, нынешнее автокефальное движение продолжило собой процесс построения нации. Собственно говоря, то, что мы услышали риторика, слова, фразы в последние дни в связи с событиями вокруг Объединительного собора, Томоса и пр. На основе национальной идеологии, в том числе связанной с правом крови.
С третьей стороны, автокефалия стала ответом на российскую агрессию против Украины. Потому как церковь в России была инструментализирована как часть гибридной войны против Украины. Таким образом, наша автокефалия состоит из этих очень сложных и противоречивых процессов. В том, какой из этих импульсов усилит новая объединенная церковь — национальный, гражданский или милитаристский. Я бы очень хотел, чтобы церковь сберегла импульс, полученный на Майдане. Чтобы она избрала путь диалога с гражданским обществом, путь принятия другой точки зрения.
Это не должна быть церковь с монолитной национальной идентичностью, с исключительно национальной программой. Она должна помогать завершать процесс построения нации, но не должна этим ограничиваться. Она должна способствовать победе в войне через помощь волонтерам, через капелланов, но не должна стать одним из патронов в обороне Украины против российской агрессии.
ПАТРИАРХ ЗАПРЕТИЛ В СЛУЖЕНИИ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ГОВОРУНА)
То есть из публичных помещений, каковыми являются храмы, в приватные помещения, в домашние условия. И помимо этого еще всевозможные исповеди, крестины — что с этим всем делать? Потому что православие особенно — это религия многочисленных физических контактов. Мы любим, почитаем иконы, мы целуем иконы, мы целуем кресты. И у нас очень много, в общем-то, и в других религиях это есть, но в православии много возможностей для соприкосновения с вирусом. И все это каталогизировать и издать предписания, чего делать, а чего не делать, очень сложно, потому что много всего. Поэтому здесь приходится надеяться на здравый смысл, на разум людей и говорить об общих принципах: избегайте максимально этих контактов с поверхностями, которые могут переносить вирусы. Потому что эти священники мало того, что подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих близких, подвергают [опасности] жизнь очень многих людей. Некоторые даже сейчас говорят о мученичестве, мол, идите в церковь, поцелуйте икону и примите мученический венец.
Некоторые оптимисты полагали, что произойдет это едва ли не сразу после ее учреждения. Чуть более сдержанные прогнозы предполагали, что спустя какое-то время после создания ПЦУ туда начнется массовый переток общин из церкви Московского патриархата. Однако этого тоже не произошло. Фактически количество таких переходов оказалось минимальным. Это совсем немного. Надо сказать, что я сам предполагал, что такой процесс перетекания приходов будет начинаться медленно, но затем количество ушедших из УПЦ МП приходов будет увеличиваться по экспоненте. Но ничего подобного мы не наблюдаем, и я должен признать, что ошибался. Впрочем, теперь я понимаю, что большой проблемы в этом нет. Для Украины хорошо, что в ней сосуществуют две параллельные канонические православные структуры, которые, если говорить светским языком, будут конкурировать между собой. Если говорить о проблемах новой церкви, то я бы упомянул о том разделении, которое сейчас пытается создать бывший глава Киевского патриархата Филарет. Он образовал вокруг себя небольшую группу сторонников, начал рукополагать епископов и, видимо, продолжит эту практику. Отколовшаяся от ПЦУ группа невелика, но это имеет символическое значение и указывает на то, что внутри новой церкви есть разделительные линии. Впрочем, и здесь ситуация неоднозначная. Фактически отошедшим от ПЦУ считает себя лишь сам Филарет. Церковь же этот уход не признает и продолжает относиться к нему как к Киевскому митрополиту, пребывающему на покое. Насколько серьезны проблемы, создаваемые уходом Филарета? Думаю, и здесь есть свои положительные стороны. Филарет, если говорить начистоту, был крайне токсичной фигурой в глазах православного мира. Ведь тема украинской автокефалии обсуждается не первый год, и иерархи разных православных церквей не один раз старались найти способы решить эту проблему. Главным же препятствием неизменно оказывалась фигура Филарета и занимаемая им позиция. В каком-то смысле он является воплощением тех традиций в православии, которые появились в советскую эпоху, ведь он находится на киевской кафедре с середины 1960-х годов.
Патриарх Кирилл назвал карательной мерой арест митрополита на Украине 28. Источник фото: news-kiev.
После Победы 1945 года, по воспоминаниям самого Гунько, Ватикан вытаскивал из плена униатов — нацистов из дивизии СС «Галичина». Пока приверженцы нацизма реабилитировались, их лично поддерживал Папа Франциск — воспитанник львовских униатов. Веские доказательства этому приводит православный правозащитник из Киева Мирослава Бердник, которому чудом удалось выбраться из так называемого бандеровского рейха. И на Западе, и в России, к сожалению, забыли и недооценивают огромную роль Ватикана в спасении нацистов дивизии СС «Галичина» от выдачи Советскому Союзу, в получении ими документов по католической линии. Об этом, кстати, говорит и Ярослав Гунько в своих воспоминаниях при последующей иммиграции в Великобританию, Канаду и Латинскую Америку. Об этом рассказал глава украинских униатов Святослав Шевчук. Нынешний Папа, а тогда студент Салезианской школы, каждый день рано утром, пока еще все ребята спали, прислуживал Чмилю во время Службы Божией. Он хорошо знает наш обряд и даже помнит нашу литургию, по словам Шевчука. Таким образом, кардинал Бергольо Папа Франциск до избрания всегда занимался борьбой с русской церковью в Аргентине. Что значат такие пророссийские заявления Папы, и как они совместимы с «восточным проектом Ватикана» — «Украинская грекокатолическая церковь»? Это мое личное мнение. Для иезуитов, к которым принадлежит Франциск, ложь и притворство являются нормальными средствами для достижения своих целей. Цель якобы пророссийского заявления Папы — добиться встречи с Патриархом Кириллом, как я неоднократно говорил ранее, с целью втягивания РПЦ в главный лжемиротворческий проект Ватикана по остановке спецоперации СВО и отказу от денацификации и демилитаризации Украины. Остановка СВО позволит добить православных на русских землях, которые останутся под контролем нацистов. Также Франциск, по моему мнению, схитрил, когда подписал в Гаване Декларацию об отказе от прозелитизма — он после этого начал заниматься униатским нацистским прозелитизмом с новой силой.
РПЦ намерено лишить сана клирика Московской епархии архимандрита-русофоба
Отец Кирилл Говорун — архимандрит, кандидат богословия, доктор философии, историк, профессор университета Лойола-Мэримаунт в Лос-Анджелесе, в прошлом преподававший в Йельском и Колумбийском университетах. 25 сентября был запрещен в служении и отдан под церковный суд широко известный даже в нецерковных кругах внутренний раскольник в РПЦ, экс-архимандрит Кирилл (в миру – Сергей) Говорун.-2. О том, почему «торжество православия» обернулось скандалом и какое место в разыгравшейся церковно-политической коллизии сыграли сторонники Русского мира, «Новой газете» рассказал известный византолог, бывший глава отдела внешних церковных связей Украинской. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил в служении архимандрита Кирилла (Говоруна) за совместное служение с представителями Константинопольского патриархата. ПАТРИАРХ ЗАПРЕТИЛ В СЛУЖЕНИИ АРХИМАНДРИТА КИРИЛЛА (ГОВОРУНА) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил в служении архимандрита Кирилла (Говоруна) за совместное служение с | Вступай в группу в Одноклассниках.
Патриарх Кирилл назвал арест митрополита Арсения очередной карательной мерой Киева
В этот самый момент такая правда — без любви к человеку — становится ложью. И он не имеет однозначного решения. Вот пример. Во время Второй мировой войны в оккупированном Париже жила православная монахиня, мать Мария Скобцова.
Ей помогал священник отец Дмитрий Клепинин, который начал выдавать преследуемым нацистами евреям сертификаты о крещении. И это был для людей единственный шанс — выжить. Да, он лгал.
Но обычная ли это ложь? Эти два русских человека в итоге закончили жизнь в газовой камере концлегеря. Они не так давно были канонизированы Константинопольским патриархатом.
А в Русской православной церкви на этот счет до сих пор идут дебаты — об их правде и лжи. Однако такая ложь, я считаю, оправдана. Есть у египетских монахов притча.
В одну комнату заходит человек и видит, что вокруг стола с едой сидят люди. Но их руки не сгибаются в локтях. Они берут еду и пытаются поднести ее ко рту, чтобы съесть.
Но не могут. Потом он зашел в другую комнату. Там тоже сидели люди.
С таким же накрытым столом и не сгибающимися в локтях руками. Но все они были счастливы, сыты и довольны… Почему? Они просто берут эту еду и дают другому.
Вот и все. На самом деле — это единственное отличие между адом и раем. В том ли направлении мы движемся?
Добро или зло продуцируем? И это травма жертвы, не агрессора. С последней еще предстоит разбираться и справляться России.
Нам же еще долго жить со своей. Но уже сейчас я бы представил процесс, разворачивающийся в Украине, с помощью двух категорий — нации и общества. Любая нация и общество состоят из одних и тех же людей.
Но в первом случае люди осознают себя как нацию, во втором — как общество. Первое состояние характерно для эпохи модерна, которая достигла своего пика в середине XIX века. Когда в результате революций в Европе и начался процесс построения наций, Украина стала частью этого процесса.
И важно сказать, что этот процесс формирования украинского народа до сих пор не завершен. В то время как многие другие европейские этносы давно перешли в следующую стадию — формирование из народа гражданского общества. Это — новая модальность, новая форма организации людей, проживающих на одной территории.
Это уже эпоха после модерна, и в этом переходе от этноса к гражданскому обществу участвуют люди с различными идентичностями. А может, и вообще без них. Для которых общечеловеческие и гражданские ценности являются более важным обстоятельством, нежели принадлежность к одной крови.
В Украине революция 2004—2005 гг. Потому достаточно симптоматично, что первыми жертвами Революции Достоинства стали не этнические украинцы, а армянин и белорус. Если бы ценности, объединившие Майдан, носили исключительно националистические черты, Майдан никогда не стал бы тем, чем он стал.
Очень важно, на мой взгляд, развивать этот импульс движения в сторону гражданского общества. Сохраняя национальную идентичность, но не замыкаясь в ней. Наше мощное волонтерское движение — маркер того, что мы интуитивно взяли курс в правильном направлении.
Война стала вызовом для такого понимания развития общества. Она объективно привела к росту национального, а может быть, даже националистического самосознания. Потому что войну сложно выиграть на либеральных ценностях, нация должна быть консолидирована.
Однако при этом надо понимать, что в этом смысле война и Майдан оказались противоположными явлениями. Война, собственно, для обострения этого и была начата. Чтобы канализировать процесс развития гражданского общества и развернуть его в противоположную Майдану сторону.
И мы должны это четко осознавать и не отступать от ценностей и принципов, заявленных в 2014 году. Иначе мы пойдем по ложному пути и проиграем. Оно зародилось в начале ХХ века как часть процесса построения нации.
В то время это было очень мощное социальное движение. Оно осмысливало себя в терминологии, характерной для марксизма. Низший класс рабочие и крестьяне хотели автокефалии и искали освобождения от буржуазии, которая ассоциировалась у них с Россией и российской церковью.
То есть это было двоякое движение — национальное и социальное. На нынешнем этапе ситуация тоже неоднозначна. С одной стороны, толчком движения стал Майдан.
Потому как Революция Достоинства стала явлением не только социальным, но и религиозным. Совместные молитвы протестующих, выступление со сцены священников и епископов… Майдан не был секулярным явлением, и в этом его отличие от процесса формирования гражданского общества в других странах. В Европе оно формировалось вопреки церкви, а у нас — вместе с церковью.
Я иногда сравниваю церковь с повитухой, стоявшей у истоков рождения нашего гражданского общества. С другой стороны, нынешнее автокефальное движение продолжило собой процесс построения нации. Собственно говоря, то, что мы услышали риторика, слова, фразы в последние дни в связи с событиями вокруг Объединительного собора, Томоса и пр.
На основе национальной идеологии, в том числе связанной с правом крови. С третьей стороны, автокефалия стала ответом на российскую агрессию против Украины. Потому как церковь в России была инструментализирована как часть гибридной войны против Украины.
Таким образом, наша автокефалия состоит из этих очень сложных и противоречивых процессов. В том, какой из этих импульсов усилит новая объединенная церковь — национальный, гражданский или милитаристский. Я бы очень хотел, чтобы церковь сберегла импульс, полученный на Майдане.
Чтобы она избрала путь диалога с гражданским обществом, путь принятия другой точки зрения. Это не должна быть церковь с монолитной национальной идентичностью, с исключительно национальной программой. Она должна помогать завершать процесс построения нации, но не должна этим ограничиваться.
Она должна способствовать победе в войне через помощь волонтерам, через капелланов, но не должна стать одним из патронов в обороне Украины против российской агрессии. Она должна стать средой, где люди с разными идентичностями могут чувствовать себя как дома. И ей еще только предстоит это осознать.
После того, как она перестанет искать причины своего кризиса в других. Если же проследить цепочку причин и следствий, которые к нему привели, то стоит начать с Майдана, который на самом деле стал достаточно широкой площадкой для диалога и сближения разных церквей в Украине. Особенно православных.
Помимо Киевского патриархата, Греко-католической церкви и всего Всеукраинского совета религиозных организаций, Майдан поддержали многие и в Московском патриархате. Однако с началом войны это сближение пошло вспять. УПЦ Московского патриархата сама ушла с этой площадки.
Ее никто отсюда не гнал.
Preliminary Research Papers. Edited by Pauline Allen and Bronwen Neil. Успенские чтения, edited by Константин Сигов. Does Primacy Belong to the Nature of the Church? John Chryssavgis. Materialdienst des konfessionskundlichen Instituts Bensheim.
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.
В мае 2021 года пленум Межсоборного присутствия РПЦ одобрил документ, в котором выделены три группы церковных правонарушений.
Порочащего церковь архимандрита Кирилла (Говоруна) лишили сана
Патриарх Московский запретил в служении архимандрита Кирилла Милана Соболевская26. Соответствующий указ опубликован на сайте Московской городской епархии РПЦ. Как объясняется в документе, причина — в неоднократном нарушении архимандритом письменного обязательства верности Русской православной церкви. В качестве примера в указе приводится его сослужение с архиереями и священнослужителями Константинопольской церкви.
В РПЦ прокомментировали поступок своего священника в Киеве 11:33, 17 августа 2023 г. Заштатный клирик Московской епархии РПЦ Архимандрит Кирилл Говорун действовал вопреки решению синода Русской православной церкви, когда сослужил в Киеве с представителем Константинопольского патриархата, вопрос канонической ответственности за это нарушение находится в ведении дисциплинарных органов Московской епархии, рассказал РИА Новости советник патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов.
А шииты лижут ограды своих святынь.
В каждой религии есть какие-то свои суеверия, но в каждой религии также раздаются здоровые голоса, голоса настоящей, не суеверной веры, которые говорят, что нужно всем быть очень осторожными и избегать этих всех суеверий, которые могут привести к дальнейшему распространению вируса. Как должны бы, по вашему мнению, реагировать на нынешние вызовы ответственные служители? Каждая из церквей в православии, как вы знаете, — это церкви не централизованные, как в католичестве, например.
В католической церкви папа римский сделал заявление, призвал к соблюдению какого-то порядка — и все следуют этому призыву. В православной церкви автокефальные церкви сами по себе, они сами принимают для себя решения. В общем-то, есть некий общий знаменатель у всех этих решений, который достаточно разумен и который призывает всех верующих избегать прямых контактов, соблюдать социальную дистанцию.
Некоторые поместные церкви даже закрыли свои храмы, как, например, Вселенский патриархат принял решение закрыть свои храмы. В общем-то, рекомендовано к такому режиму перевести.
Согласно документу, Сафронов лишен права преподавать богословие, носить рясу и священнический крест. В документе не объясняются причины запретить Сафронова в служении. Телеграм-канал «Сирена» отмечает , что священник служил панихиды на могиле оппозиционера Алексея Навального, в том числе на 40-й день после его смерти. Димитрий Сафронов был в числе подписавшихся под призывом православных священников, мирян и христиан других конфессий к властям России выдать тело Навального семье.
Предположительно Сафронов также не читал молитву «О святой Руси», пишет религиовед, автор телеграм-канала «Православие и зомби» Ксения Лученко. Патриарх Кирилл впервые вознес молитву «О святой Руси» в сентябре 2022 года в Александро-Невском скиту близ Переделкина.
Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ
Пaтриaрх Кирилл лишил Aндрея Курaевa священного сaнa | Патриарх Московский и всея Руси Кирилл запретил в служении сроком на три года клирика столичного храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе иерея Димитрия Сафронова. Соответствующий указ опубликован 24 апреля на сайте Московской епархии РПЦ. |
Сайт заблокирован хостинг-провайдером | Патриарх Кирилл лишил сана архимандрита Кирилла (Сергея Говоруна), сообщается на сайте Русской православной церкви (РПЦ). |
Тех. поддержка
- Осудившего «русский мир» архимандрита Кирилла лишили сана
- Вы владелец сайта?
- Печально известный архимандрит Кирилл (Говорун)...
- Патриарх Кирилл обратился к церквям и организациям из-за «гонений» на УПЦ
- О. Кирилл (Говорун). Тайное становится явным | За єдність православ'я
Патриарх Московский и всея Руси запретил в служении архимандрита Кирилла
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лишил сана архимандрита Кирилла (Говоруна), служившего ранее в Киеве вместе с духовенством Константинопольского патриархата, с которым Русская. Известный украинский православный богослов архимандрит Кирилл Говорун принял участие в экуменической конференции «Средиземноморские богословские. Епархиальный церковный суд Москвы принял закономерное, учитывая ситуацию решение о лишении сана оскандалившегося священнослужителя архимандрита Кирилла (Говоруна), который открыто оскорблял и клеветал на патриархию, а также высмеивал православие. Интервью первого заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрита Кирилла (Говоруна) сайту Санкт-Петербургской духовной академии, посвященное интеграции духовных школ в Болонский процесс. Киевский патриархат в этом вопросе по сути подыгрывает Московскому патриархату», — резюмировал Говорун. Решения Архиерейского собора УПЦ КП являются неканоническими – архимандрит Кирилл (Говорун). О том, почему «торжество православия» обернулось скандалом и какое место в разыгравшейся церковно-политической коллизии сыграли сторонники Русского мира, «Новой газете» рассказал известный византолог, бывший глава отдела внешних церковных связей Украинской.
Скандал вокруг Говоруна
Но ему, вполне возможно, посодействует в этом деле запрещенный в РПЦ архимандрит Кирилл Говорун, который имеет схожую позицию в отношении РПЦ и России то есть давно и плотно их ненавидит и всячески очерняет. ПЦУ действует на территории Украины. Дело священнослужителя рассмотрит суд Московской епархии. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 25 сентября 2023 года запрещен в священнослужении клирик Московской епархии Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун). Патриарх Кирилл утвердил решение о лишении сана протодиакона Андрея Кураева в 2021 году, два года оно не вступало в силу из-за действующего моратория. Патриарх Московский запретил в служении архимандрита Кирилла.