Книга Роберта Гараева «Слово пацана: криминальный Татарстан 1970–2010-х» стала одной из самых обсуждаемых литературных новинок в 2020 году Фото предоставлено Робертом Гараевым. Выход книги едва не обернулся скандалом. Криминальный Татарстан. Но так получилось, что сборник криминальных автобиографий, собранный писателем Робертом Гараевым, вроде бы как с целью понять и выявить причины так называемого казанского феномена 80-х и 90-х уже вызвал бурные споры. Роберту Гараеву 44 года. Он журналист, музыкант, диджей, экскурсовод в Еврейском музее в Москве. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», библиография и сериал. Личная жизнь, жена и дети, карьера и последние новости в 2024 году на 24СМИ.
Автор книги «Слово пацана»: «Никакой ностальгии, только ужас»
Криминальный Татарстан 1970–2010-х», библиография и сериал. Личная жизнь, жена и дети, карьера и последние новости в 2024 году на 24СМИ. Криминальный Татарстан 1970−2010-х» Роберт Гараев на фоне успеха его произведения объявил о новом труде. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев рассказал «о том, как в казанские молодежные банды вливались вчерашние сельские. Запретить нельзя смотреть: в Татарстане кипят страсти вокруг сериала «Слово пацана». В издательстве Individuum выходит книга Роберта Гараева «Слово пацана.
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х»
«Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла «Слово пацана». Роберт Гараев о татарских ОПГ, казанском феномене и молодежных бандах. После этого в городе объявили план-перехват – Самые лучшие и интересные новости по теме: Видео, Казань, бандиты на развлекательном портале. Публикуем их истории — фрагменты из книги Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». «Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла сериал «Слово пацана» на экстремизм. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» журналиста Роберта Гараева. Enter поговорил с экскурсоводом Еврейского музея, диджеем и исследователем Робертом Гараевым о пике преступности, пацанских понятиях и клубной жизни Казани.
Автор «Слово пацана» Роберт Гараев напишет книгу о женских бандах
Деньги, полученные за счет рэкета, стали направлять на приобретение огнестрельного оружия. Другие группировки поступали тем же образом, и 1990-е Казань провела весело. Бывшая банда Гараева сумела расширить свою территорию, но затем распалась на несколько отдельных бригад. В середине 2000-х органы плотно занялись «Низами», Фахриев сел и вряд ли когда-нибудь выйдет, Ларионов в бегах, остальные либо на нарах, либо были вынуждены завязать. После написания своей книги, которая полностью называется «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х», Гараев стал консультантом соответствующего сериала. Он объяснял, как вели себя тогдашние казанцы, какую одежду носили, какие использовали слова. Поскольку его произведение — чисто документальное, сериал имеет собственную сюжетную линию, т. К сожалению, съемки велись в Ярославле — власти Татарстана негативно относятся к «казанскому феномену», и они отказали в содействии. Хотя автора книги неоднократно обвиняли в том, что он пропагандирует криминал, Роберт считает невозможным повторение этого явления в современной России.
Власть изменилась, стала более «силовой», и куда эффективнее реагирует. У молодежи появилось много интересных занятий и немалое количество социальных лифтов — в отличие от их сверстников из 1970-1980-х. Постоянно живет в Москве, но много путешествует и часто бывает в Казани. Своим детям он объяснил почему представители его собственного поколения шли в криминал, и уверен, что они не повторят его ошибок. Классная книга, классный сериал. Что до криминала, то все мы смотрели, играли и читали, про пиратов, кавбоев, рыцарей, боевики про автоугонщиков, наемников итд.
Кровь на асфальте» вызвал большой интерес у зрителей и общественные споры. Детский омбудсмен Татарстана Ирина Волынец обвинила фильм в «романтизации бандитизма», призвав Роскомнадзор проверить ленту на соответствие «традиционным духовно-нравственным ценностям». Восьмисерийная картина режиссера Жоры Крыжовникова повествует о существовавших в Татарской АССР в 1980-е годы подростковых группировках, вошедших в историю как «казанский феномен». Они объединялись по принципу проживания в том или ином районе или дворе и устраивали массовые драки за территории. На уличном жаргоне это называлось «делить асфальт». Ярким примером «казанского феномена» считается деятельность банды «Тяп-Ляп», действовавшей в 1970-е в районе завода «Теплоконтроль» на окраине Казани. Ее участники устраивали массовые драки и убийства, а также квартирные кражи, занимались вымогательством денег у цеховиков и первыми попытками так называемого крышевания теневого советского бизнеса. В конце 1970-х активных членов группировки всего около 30 человек задержали и отдали под суд. Некоторые лидеры получили смертный приговор, приведенный в исполнение в 1982 году. Другие отправились в колонии. Один из главных участников «Тяп-Ляпа», по версии следователей, Сергей Антипо в, избежал каз ни и давал интервью журналистам в 2021 и 2023 годах. Как расска зывает журналист Роберт Гараев, до 20 лет проживавший в Казани и написавший книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» на ее основе и был снят одноименный сериал , в таких группировках состояли жители не только окраин, но и вполне респектабельных районов, а также выходцы из семей номенклатуры. Но в Казани группировки были на каждом сантиметре и даже в тех домах, где селились члены обкома КПСС», — рассказывал Гараев в одном из интервью.
Когда с криминалом было покончено, Гараев поступил в Казанский университет , где получил образование историка [3]. Во время учёбы в университете подрабатывал диджеем [a] , за что в 2004 году получил статуэтку «Золотой Горгульи» в клубе «16 тонн» [5] [6]. В 2000 году переехал в Москву и стал редактором журнала «Ваш Досуг», для которого писал множество статей в разделе «клубы» [7]. Также входил в состав группы Heavy Metal DJs [8] [9].
Но он был малыш, и ему это было скорее интересно с точки зрения писательского [опыта]. Он следил за тем, что у меня был паблик, потом, когда я свой YouTube-канал завел, он завидовал количеству моих подписчиков. То есть всё равно воспринимал это через призму себя. Он может в своей школе об этом сказать» Роберт Гараев Роберта не так относится, хотя была на съемках один день в качестве актера массовки. Она такая самостоятельная фигура и особо не хвастается, только ее близкие друзья знают. Но так, чтобы она пришла в класс и начала обо мне рассказывать, — такого нет. Я ей сказал: «Я тебя не принуждаю, захочешь — прочтешь когда-нибудь». И я не думаю, что она прочитала. С ней я не говорил [о том времени]. Яшка всё это, возможно, подслушивал, пока я брал интервью, велись разговоры. Он просто совсем другой — человек-антинасилие, ребенок-гуманист и философ. Бывали какие-то драки в школе с мальчиками, но это так, в порядке нормы. Огромное количество новостей со всей страны о какой-то невероятной подростковой жестокости — что они творят... Просто мир стал прозрачнее. Всюду камеры, и, если кто-то что-то сделал, все об этом могут узнать сразу — и в масштабе страны, и в масштабе мира. Что творилось в 98-м — был бы интернет, тоже бы все знали. Например, вчера прочитал воспоминания художника Сурикова о том, как они увлекались казнями и ходили туда после школы, зная всех палачей по именам. Тоже был совершенно другой мир. А представляете, тогда был бы интернет? Роберт считает, что насилие будет всегда. RU Все-таки количество насильственных преступлений по статистике за последние сорок лет во всём мире, не только в России, уменьшается, и характер преступлений меняется. Насилие никуда не уйдет из нашей жизни никогда. Если есть добро, должно быть и зло. Оно может принимать разные формы, но, к сожалению, мир так устроен. Если думать об этом сейчас, это был самый легкий путь или единственно возможный? Так что этот вариант не предполагался. Рассказать родителям? А что бы они сделали? Старшего брата у меня не было. Найти деньги опять же не было возможности. Так что да, мне казалось, что это единственный вариант. Какой бы интеллигентной ни была семья, школьник всё равно мог попасть в группировку? Если у тебя брат-авторитет из какой-нибудь группировки — могло помочь. Или, например, папа-участковый или милиционер — тоже вряд ли начали бы трогать такого подростка. Вот два варианта было, чтобы тебя не трогали и на счетчик не поставили. У меня ни одного из них не было. RU — То есть если ты родитель и у тебя двое детей, младшего от группировки убережет лишь то, что старший уже в ней. И как родителям быть? Или думать, что это какие-то подростковые проблемы из серии «вырастет — перебесится». Сыграл роль менталитет того времени. Большая часть подростков проводила время после школы — до того как родители придут с работы — на улице. Это сейчас есть гаджеты: посадил ребенка — и как будто его нет. Он сидит, и у него там целый мир, где они находят друзей не по территориальному признаку, а по интересам. Что круто и гораздо важнее. Задумывались ли вы о том, какой финал был бы у вас, не случись история с вашей болезнью и пропусками сборов? Смогли бы вы сами инициировать свое «отшивание», чтобы не было такого же финала, как у Андрея в сериале? Вскоре после «отшивания» Руслана Роберт две недели провел дома по болезни, а потом еще неделю решил прогуливать сборы. Однажды к нему пришли и сказали идти за ними.
В Томске раскупили книгу Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан"
Исследователь «казанского феномена»: «Группировки — это такие мини-государства» | Роберт Гараев о татарских ОПГ, казанском феномене и молодежных бандах. После этого в городе объявили план-перехват – Самые лучшие и интересные новости по теме: Видео, Казань, бандиты на развлекательном портале. |
Казанский феномен: Слово пацана — криминальные группировки в новой книге Роберта Гараева - Инде | Сам Гараев попал в «Низы», когда учился в средней школе. Источник: Роберт Гараев / Instagram*. |
Группировки из сериала «Слово пацана»: почему в СССР возник «казанский феномен» | Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберт Гараев в конце 80-х годов вступил в казанскую группировку «Низы». Она контролировала территорию Московского района Казани, которая находилась в низине. |
Пионеры асфальтовых войн. «Казанский феномен» подростковых банд СССР | В 1980-х годах Казань была городом молодежных группировок. Тысячи подростков оказались «пришиты к улице» — они пополняли ряды банд, организованных по террито. |
В Томске раскупили книгу Роберта Гараева "Слово пацана. Криминальный Татарстан"
Криминальный Татарстан 1970–2010-х» Роберт Гараев, который сам состоял в одной из группировок на рубеже 1980–90-х. Также существует распространённая теория, согласно которой к расцвету «казанского феномена» был причастен КГБ. 29 ноября 2023 - Новости Ростова-на-Дону - Последние криминальные новости в Казахстане сегодня. Режиссер Жора Крыжовников взял за основу книгу журналиста Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010-х». Жизнь города и важные новости Татарстана, новости, интересные фото, видео, гифки, картинки, истории от читателей. Криминальный Татарстан 1970-2010-х» Роберта Гараева раскупили в России, сообщили в издательстве Individuum.
Роберт Гараев: кто такой автор «Слова пацана»?
Если вслед за социологами мы рассматриваем группировки и пацанов как квазигосударства со своими гражданами, порядком и принадлежащей государству территорией, лучше всего понять характер взаимоотношений внутри них можно будет, проанализировав специфику их структуры, иерархии, понятий, запретов и ритуалов. Правила поведения пацанов и структура группировок были общегородскими. Где-то могли быть незначительные отличия в названиях возрастов или способах наказания, но суть не менялась. Достаточно многочисленные поклонники версии появления казанского феномена в кабинетах КГБ считают, что уличные пацаны не могли сами придумать такие вменяемые инструменты управления молодежью, им обязательно должен был кто-то помочь или подсказать. Прямых доказательств участия КГБ, как и доступа к архивам самого всемогущего силового ведомства СССР, у меня нет, но отметать эту версию совсем было бы безосновательно. I Введение Глава 1. Это был развернутый репортаж о трудных подростках из Казани, которые поделили весь город на территории враждующих группировок. Один только Кировский район Казани ежедневно охраняют 275 общественников, 5 машин РОВД и еще 15 автомобилей, полученных под это дело у районных предприятий», — писал журналист. После репортажа и резонансных материалов «Лев готовится к прыжку» и «Экстремальная модель» Юрия Щекочихина в «Литературной газете», где автор глубоко проанализировал проблему и экстраполировал ее на весь Советский Союз, в Казань в поисках сенсаций косяками потянулись столичные репортеры с одним вопросом «Где у вас тут подростки убивают друг друга? Перестроечные СМИ тогда будто сорвались с цепи — о казанских группировках написали «Советский спорт», «Комсомольская правда», «Новый мир» и многие другие издания.
Проблема в городе моего детства была почти на 20 лет старше репортажа Лиханова. Уже во времена брежневского застоя на всю Казань гремела группировка «Тяп-Ляп», сколоченная из спортивной молодежи на окраине города, в районе завода «Теплоконтроль». Через два года состоялся закрытый суд, на котором 28 участников группировки осудили на длительные сроки по экзотической для тех времен 77-й статье — «Бандитизм», а также за грабежи, убийства и покушения. Четверо «тяпляповцев» были приговорены к расстрелу позже двоим его заменили на длительные сроки. Но было поздно. К началу 1980-х группировки тогда их называли «моталки», чуть позже — «конторы» и «улицы» начали расти как грибы после дождя. По моим подсчетам, к концу десятилетия в Казани их было уже более ста. Каждая охраняла свои незримые границы — пацаны буквально занимались «дележом асфальта». Спортивные парни, одетые в телогрейки и шапочки-фернандельки, стали мрачным символом столицы советского Татарстана.
Они не употребляли наркотики и алкоголь и даже не курили: на это существовал запрет от старших. Они ходили на регулярные сборы, жили по пацанским понятиям, воевали между собой, «щемили чушпанов» третировали подростков, не участвовавших в группировках , ездили в Москву и Ленинград снимать одежду с мажоров и драться с люберами. По сути группировки напоминали закрытые мини-государства со своими территорией, законами, гражданами, жесткой возрастной иерархией, железной дисциплиной, специфическими ритуалами и модой. Милиция, которая поначалу закрывала глаза на проблему группировок, потому что «в СССР нет организованной преступности» а раз ее нет, то и бороться с ней не надо , момент упустила и была уже не в силах справиться с ней. Несовершеннолетних хулиганов и драчунов по тогдашнему Уголовному кодексу привлекать было не за что. В результате злополучного набега «тяпляповцев» полетело много голов местных руководителей МВД. Они умудрились проворонить банду, о которой из-за океана вещал запрещенный в Союзе «Голос Америки». Когда в конце 1980-х проблему всё же признали и стали в ней разбираться, поняли, что ответственность лежит не только на милиции, но и в не меньшей степени на школе и комсомоле, стремительно теряющем позиции. Однако учителя и комсомольские организации не были готовы принять весь огонь на себя и разводили руками, переводя стрелки друг на друга и на милицию.
Описанная в центральных СМИ зараза быстро перекинулась сначала на другие города Татарстана и Поволжье, после захватив своими щупальцами практически весь необъятный и агонизирующий Советский Союз. К концу 1980-х масштабы уличной преступности приняли угрожающий характер. Поскольку о группировках стало можно говорить и писать, за их изучение взялась группа казанских социологов под управлением Александра Салагаева. Центральные и региональные СМИ плотно освещают проблему, ищут истоки и ответственных. Монумент, правда, так и не был возведен. Молодежная телепередача Центрального телевидения 1980-х «До 16 и старше!
Обязательно порекомендую её своим знакомым из Саратова, Самары, Читы, Воркуты и тд.
Кстати, в первые годы после переезда мы нередко сходились в Петербурге именно на этой теме. Местным рассказываешь — удивляются, порой поражаются даже. А того, кто в подобной среде вырос, с первых слов как-то подмечаешь.
К сожалению, съемки велись в Ярославле — власти Татарстана негативно относятся к «казанскому феномену», и они отказали в содействии. Хотя автора книги неоднократно обвиняли в том, что он пропагандирует криминал, Роберт считает невозможным повторение этого явления в современной России.
Власть изменилась, стала более «силовой», и куда эффективнее реагирует. У молодежи появилось много интересных занятий и немалое количество социальных лифтов — в отличие от их сверстников из 1970-1980-х. Постоянно живет в Москве, но много путешествует и часто бывает в Казани. Своим детям он объяснил почему представители его собственного поколения шли в криминал, и уверен, что они не повторят его ошибок. Классная книга, классный сериал.
Что до криминала, то все мы смотрели, играли и читали, про пиратов, кавбоев, рыцарей, боевики про автоугонщиков, наемников итд. Новая ГТА вышла про американский криминал. Это часть человеческого общества, человеческой истории, которая всегда интересна. Причём можно заметить, что эта тема интересна именно в спокойные времена. В 90-х, всё больше любили смотреть комедии и мыльные оперы.
Это хороший бизнес, который интересен людям. Рад видеть, что и в России научились делать что-то подобное. Показывать, что Россия и русская культура интересная. Алексей Т.
К тому же, было ясно, что на этом он не остановится, а будет требовать новые суммы систематически. Восемь из одиннадцати одноклассников Роберта так или иначе были связаны с подростковыми ОПГ. И для защиты он был вынужден стать участником одной из них, выбрав группировку «Низы» по своему месту жительства. На тот момент ему было четырнадцать лет. Молодежь использовалась для пополнения рядов и противостояния конкурентам. Несмотря на явную финансовую ориентацию, первое собрание «низовских», на которое попал Гараев, было обставлено в духе пионерской романтики. На лесной поляне под старым деревом горел костер, куда ребята бросали картошку. Его приняли без всяких вопросов, но, по традиции, проверили стойкость с помощью нескольких внезапных ударов. Участие в ОПГ больше всего напоминало обычную работу. В обмен на предоставляемую защиту требовалось посещать собрания несколько раз в неделю, воздерживаться от выпивки и курения, а во время войны с соседями — участвовать в рейдах на их территорию и защите своей. Роберт столкнулся, как с бессмысленной суровостью, так и с настоящей мужской дружбой. Со временем интерес к такому образу жизни у него угас, он начал пропускать низовские сходки. Его собирались «отшить», т. Чтобы жить спокойно, пришлось переехать к отцу в другую часть города. Его пребывание в банде продолжалось два года. Одновременно развивал навыки, полученные в музыкальной школе.
«Слово пацана» напомнило о бандах Казани 70 – 80-х годов
Силовой бизнес трансформируется: крышевание и рэкет из платы за безопасность развиваются до более сложных форм того, что социолог Вадим Волков, изучающий организованную преступность, назвал «силовым партнерством» , где вы и ваш «коммерс» — уже совладельцы и партнеры. Характерны войны внутри группировок за сферы влияния. Многие после этого переезжают в Москву и Петербург. Кроме того, на улицах массово начинают употреблять героин. Бывшие бандиты пытаются вымарать себя из полицейских баз данных, а на улице стараются не жестить.
По другой версии, КГБ могла быть выгодна активизация уличных банд. Таким образом ведомство якобы дискредитировало своего главного конкурента — МВД война двух силовых ведомств продолжалась всю брежневскую эпоху. Сотрудники КГБ действительно вербовали по меньшей мере отдельных участников группировок — так, лидер Тепловских Завдат Хантимиров Джавда в разговорах с приятелями не скрывал, что работает на «контору». Претензий у его подчинённых это не вызывало: «западло» было сотрудничать с милицией, но не с КГБ. Некоторые из них получили широкую известность и за пределами Казани.
Одной из старейших и самых знаменитых была уже упомянутая банда из района завода «Теплоконтроль», известная как «Тяп-Ляп». Её участники называли себя Тепловскими. Группировка сформировалась во второй половине 60-х вокруг «качалки», куда молодые люди приходили заниматься спортом. Тогда она напоминала скорее дворовое сообщество, чем полноценную ОПГ. Первым лидером «Тяп-Ляп» был местный житель Сергей Антипов. Его личность сильно повлияла на все казанские банды — к примеру, именно с подачи Антипова среди посетителей «качалки» начал действовать запрет на курение и употребление алкоголя, который постепенно распространился на всё уличное движение. Однако самое знаковое событие в истории «Тяп-Ляп» — тот самый пробег 31 августа 1978 года — произошло уже после того, как Антипов утратил основные рычаги управления группировкой. На первый план вышел Завдат Хантимиров. При нём отношения с другими бандами сильно ухудшились.
Одними из главных соперников Тепловских стали Новотатарские, получившие название по району Ново-Татарская слобода в центре Казани. Пробег по территории врага с избиением случайных прохожих тогда был привычным форматом выяснения отношений — в зависимости от времени суток такие акции устрашения называли «с добрым утром» и «с добрым вечером». На 31 августа был назначен особенно масштабный пробег по территории Новотатарских. В нём приняли участие несколько десятков человек, вооружённые арматурами, обрезами, пистолетами Люгера и даже гранатой Ф-1 которая, правда, не взорвалась — оказалось, что это был муляж. В ходе пробега пострадало множество людей, среди которых были как обычные жители района, так и сами Тепловские, раненные случайными выстрелами своих же подельников. Кроме того, огнём из обреза убили 74-летнего пенсионера. На такой беспредел в центре Казани правоохранительные органы уже не могли закрыть глаза. Вскоре после пробега 30 членов группировки задержали. В дальнейшем Каюмову и Масленцеву смягчили приговор, но двоих других преступников всё же казнили в 1982 году.
После разгрома «Тяп-Ляп» могло показаться, что милиция всерьёз возьмётся за уличную преступность в Казани. Однако этого так и не произошло — в основном потому, что у правоохранительных органов не было инструментов для борьбы с бандами. До 1996 года в стране даже не существовало статьи, предусматривающей ответственность за создание и участие в организованных преступных сообществах ОПС : считалось, что в советском государстве не может быть никаких крупных банд. Кроме того, существовал и психологический фактор, из-за которого к малолетним преступникам не относились всерьёз. По его словам, существовала и круговая порука: даже своих врагов «сдавать» было не принято. Между тем уже в 80-е тяп-ляповцы превратились в живых легенд и открыли дорогу новым группировкам. Город фактически превратился в зону боевых действий. По примерной оценке Гараева, в то время в группировках состояло около четверти мужского населения Казани. Особенно высокой была концентрация юных бандитов в городских ПТУ.
Порядки Чаще всего молодежь попадала в группировки по двум причинам. Первой было «призвание» — в таких случаях юноша следовал примеру старших товарищей, которые уже состояли в банде, и искренне разделял пацанские ценности. Часть подростков искала в уличных кланах защиты. Жизнь молодых людей в Казани была непростой: прямо на улице или заднем дворе школы подростка могли как просто избить, так и снять новую модную куртку или джинсы, а вдобавок ещё и отобрать деньги. Вступление в группировку снимало эти проблемы, давая новому участнику крышу в лице соратников. Чтобы стать частью банды «пришиться» , в некоторых случаях нужно было пройти ритуальную проверку — выстоять в спарринге с другим группировщиком или не испугаться драки с подосланными провокаторами. В среднем в ряды сообщества принимали в возрасте 13—14 лет. Тех же, кто не был в банде «с улицей» , называли «чушпанами» и чаще всего расценивали как лёгкую добычу. Почти все группировки делились на возрасты.
Младшие были обязаны подчиняться старшим.
Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой. Перейдите по ней, чтобы завершить процедуру подписки. Закрыть Ни режиссер, ни автор, которые затрагивают тему криминальных подростковых банд, не должны нести ответственность за то, какое влияние они оказывают на людей.
В интервью «Фонтанке» он рассказал, в чем была его роль, смотрели ли сериал его дети, какой герой ему понравился и возможно ли повторение «казанского феномена». Роберт Гараев Источник: соцсети — Насколько ваша книга «Слово пацана» отличается от сериала? Моя книга — это документальное исследование: интервью с участниками группировок, сотрудниками милиции, адвокатами, потерпевшими, девушками, которые жили во времена «казанского феномена». Сценарий сериала — совсем другая история, которая не вдохновлялась книгой. Более того, в моей книге нет такого нарратива, который можно было бы рассказать в игровом фильме. В ней я рассказал, как появились и формировались группировки в разное время, как они были устроены, как существовали. Это были настоящие мини-государства со своей внутренней и внешней политикой, у них были налоги, граждане и многочисленные другие нюансы. В чем заключались ваши консультации? Было важно соблюсти реалии 1989 года. Например, тогда вошли в моду чешские шапочки — «вальтовки». Консультировал не только по вопросам одежды, но и по лексике — какие слова использовали группировщики, как общались между собой, по манере их поведения, что было по понятиям, что не по понятиям. Или детали интерьеров казанских квартир — это тоже было немаловажно. Он настоящий гений. Уже закончился показ пятой серии, и драма показана в полном объеме. Как вы к этому отнеслись? Когда она вышла несколько лет назад, ее не приняли. Мне кажется странным, что общество считает рассказ о криминале его романтизацией. Кстати, те, кто сначала обвинял меня в этом, прочитав книгу, забрали свои слова обратно. Не нашла.
Достаточно страшно: автор «Слово пацана» расскажет о женских бандах
Сергей Антипов Фото Скан из книги Максима Беляева и Андрея Шептицкого «Бандитский Татарстан» Основатель «Тяп-ляпа» отсидел в тюрьме 15 лет — срок мог быть больше, но его не выдавали участники группировки. Сейчас Сергей Антипов отошел от дел и живет в Подмосковье. Кстати, на архивных фото можно заметить даже внешнее сходство Антипова и Вовы Адидаса. Кровь на асфальте» Неофициальным лидером «Тяп-ляп» был Завдат Хантимиров. Он отличался жестокостью, коварством и циничным взглядом на жизнь. Завдат был диктатором и не терпел непослушания, как и Кощей из «Слова пацана» читайте также: 7 сериалов, похожих на «Слово пацана»: что посмотреть, пока ждешь финальную серию.
Хантимиров числился электриком и получал зарплату, однако на работе не появлялся. Жизненный путь Завдата оборвался трагически — его расстреляли, когда группировка открыто стала выступать против власти.
Я хорошо учился, был чушпаном, то есть не «мотался», и считал, что это нормально. Пошли разговоры, что типа приехал из Владика, кончай отдыхать, и все такое.
К лету я подтянулся, решил стать крутым. Крутизна заключалась в том, что врагов необходимо было каждый день мочить. Хрен знает. Наверное, потому что враги.
Мы им делали «добрый вечер»: собирались человек десять с арматурой, перебегали на другую сторону дороги и метелили ровесников этой арматурой. Пробить голову арматурой называлось «сделать копилку». На моем счету нет удачных копилок, а вот у меня на голове и у моего друга есть. Мебельские или еще кто-то сделали ему такую операцию.
Только она называлась "доброе утро"». Понятия Пацанские понятия были более мягкие, чем блатные. Ключевую роль в них играли запреты: нельзя было курить, употреблять алкоголь и наркотики, сотрудничать с милицией, барыжить и убегать во время драки. Зато можно служить в армии, заводить семью, зарабатывать деньги.
Понятия работали только среди своих — с лохами можно было поступать как угодно. Андрей: «Понятия разъясняли гораздо раньше, чем ты оказывался в группировке. Мне это рассказали одноклассники в классе 7-8-м — как здороваться, кто должен первым руку протягивать, что западло, что не западло. Пацан должен следить за базаром: нельзя беспричинно оскорблять человека, употреблять какие-то слова.
Или нельзя никого посылать, потому что в ответ тут же надо становиться в отмах. Опять же: ты группировщик, и тебя оскорбляют — не имеешь права промолчать. Должен, несмотря ни на что, встать в отмах. А если ты этого не сделаешь, про тебя могут сказать, что ты, мол, так и так, тебя опустили словами.
За это могли спокойно отшить». Антон: «Короче, был у нас такой персонаж, который с одиннадцати лет был в группировке — из интеллигентнейшей мажорной семьи. Семья неполная — вообще большинство было из неполных или неблагополучных семей. Либо из очень благополучных, но где дети были заброшены.
И вот он потрясающе рамсил! Мы поехали в ДК, там был выпускной с красными ленточками, и зацепились с местными. И он прямо тринадцати людям отвечал, и он был как МС просто, такой гоп-МС, — все мог рассказать и пояснить. Он, кстати, потом на юрфак пошел, потом в прокуратуру и посадил низовских и кинопленовских, которых особенно ненавидел.
Потом занялся строительным бизнесом — интересная история у него такая». Марат имя изменено : «Это лагерная тематика. На лагере распространенная тема, когда задают вопросы человеку новому, который заходит в хату: статья, че как, за что попал, кого знаешь? Ну и всякие такие вопросы с подвывертом: «А че, жена есть?
На моей памяти не было, чтобы за такое предьявлялось. Все мы в сексе разные, и все зная, что это косяк, вряд ли будут об этом распространяться. То есть такое если и было, никогда нигде не всплывало». Мода Пацан должен быть одет в опрятную и удобную для драки одежду, иметь аккуратную стрижку.
Приветствовались спортивные костюмы и кроссовки. В качестве зимнего головного убора в конце восьмидесятых на смену выходящим из моды норковым «формовкам», помимо «вальтовок» и «фернанделек», пришли разноцветные кооперативные «петушки» и черные или темно-синие вязаные «гондончики». Елена имя изменено : «Белые носки, калоши, телаги — обязательно. И красивые шапки.
Это был кокс!
Я думаю, что говорить о криминале надо честно. Когда ты открыто рассказываешь об этом явлении, о том, как трагично всё может закончиться для людей, связанных с ним, тогда не возникает никакой романтизации. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» А в искусстве нужно добиваться того, чтобы образы условных «бандитов» были выпуклыми, глубокими и убедительными, чтобы они не были просто злыми и беспредельными персонажами. Ведь бандиты — это часть жизни, это тоже люди, и чем достовернее отображаются их образы в литературе и кино, тем честнее разговор о преступности. Без честности такой разговор был бы бессмысленным. Кто-нибудь из персонажей симпатичен вам? После нашумевшей пятой серии началась серьезная общественная дискуссия, люди стали вспоминать свое прошлое, размышлять над тем, хорошей была их жизнь или плохой.
Это очень важный разговор. Я думаю, он обязательно приведет наше общество к необходимым выводам. Все они выпуклые, объемные, среди них нет однозначно хороших или плохих» Роберт Гараев, писатель Пожалуй, больше всех мне понравился Марат — это такой чертик из табакерки, харизматик, которому хочется подражать. Благодаря ему главный герой сериала и попадает в группировку. Я «пришивался» к своей группировке по тому же сценарию — у меня был такой друг, я хотел быть на него похожим. Марат — самый сложный персонаж сериала, и все события, которые происходят с этим парнем, предельно драматичны. Еще мне кажется ярким образ комсомольца Каневича — он противостоит группировкам. Конечно, мне нравятся обаятельные образы Вовы-Адидаса и Кощея.
Кстати, мои подписчики в соцсетях, бывшие участники группировок, пишут мне: «Как похожи персонажи сериала на тех людей, которые нас окружали в то время! Помню, что в моем детстве тоже был почти такой же милиционер, он так же разговаривал, так же одевался. Как вам кажется, искусство должно быть свободным от социальной ответственности? Главный герой Алекс — эстет и меломан, потрясающе разбирающийся в классической музыке, обожатель Бетховена, но при этом он абсолютный подонок и занимается разбоем. Этот пример хорошо показывает, что искусство не способно сделать человека лучше. Поэтому создавать исключительно «положительно прекрасные» произведения, избегая каких-то страшных тем, кажется мне напрасной затеей.
По словам писателя, они вполне довольны. Если судить по их отзывам, то все довольны. Никто не говорит «Вот такого не было». Все понимают, что сериал не документальный фильм, а художественный.
Все следят за перипетиями сюжета, обсуждают игру актеров, особенно Рузиля Минекаева, сыгравшего Марата. Очень много хороших отзывов о работе актера Никиты Кологривого, который сыграл Кащея, — отметил Гараев. Интересно было также узнать о жертвах опэгэшников. По словам автора, некоторым до сих пор тяжело говорить о тех временах. Некоторые рассказывали насколько им было тяжело. Если у кого-то осталась психологическая травма, то такие вообще отказывались что-то рассказывать на эту тему, — сказал писатель.
«Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане
Культура - 10 февраля 2024 - Новости Тюмени - Криминальный Татарстан 1970–2010-х» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» полностью, на сайте или через приложение Литрес: Читай и Слушай.
«Казанский феномен» и КГБ: эксперименты властей могли предопределить силу бандитов в Татарстане
Роберт Гараев, книга «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» — Реальное время | Криминальный Татарстан 1970-2010-х», Гараев стал консультантом соответствующего сериала. |
ОПГ в Татарстане: Роберт Гараев рассказал о женских группировках, войнах и групповых изнасилованиях | Жизнь города и важные новости Татарстана, новости, интересные фото, видео, гифки, картинки, истории от читателей. |
Читать книгу: «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х» | «Какое страшное было время». Писатель Роберт Гараев рассказал, как прокуратура проверяла «Слово пацана». |
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Наилевич Гараев
Роберт Гараев рассказал об угрозах после выхода книги «Слово пацана» - 7 февраля 2024 - Е1.ру | Криминальный Татарстан 1970-2010-х», Гараев стал консультантом соответствующего сериала. |
В Екатеринбурге автор книги «Слово пацана» ответил на обвинения о пагубном влиянии сериала | Сам Гараев попал в «Низы», когда учился в средней школе. Источник: Роберт Гараев / Instagram*. |
Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х - Роберт Гараев - Google Книги | Книга Роберта Гараева «Слово пацана: криминальный Татарстан 1970–2010-х» стала одной из самых обсуждаемых литературных новинок в 2020 году Фото предоставлено Робертом Гараевым. Выход книги едва не обернулся скандалом. |
Роберт Гараев рассказал об угрозах после выхода книги «Слово пацана» - 7 февраля 2024 - Е1.ру | страница 1 текста книги: ал: «Кажись, мы его прикончили!» – он, даже не взглянув, передернул плечами: «Подумаешь, делов-то». |
Как выглядели прототипы героев сериала «Слово пацана»: архивные фото
Бандиты из «Тяп-Ляп» совершали пробежки по городу, во время которых калечили встречных. В реальности менялись времена, с ними менялись люди. Шальных денег стало меньше, проще стало вести дела законно. В темные углы, такие, как поселок Калуга, они боялись заезжать. Потому что нет-нет, кто-то гранату кинет, кто-то вдруг из-за углов начнет стрелять по машине. Но когда наступил 1987-й, все изменилось. Уже взаимно друг друга кормили, скажем, так. Чтобы стать авторитетными людьми и просто [зарабатывать], у любой серьезной группировки должны быть люди в погонах. И не одни. А они от нас кормились.
Неофициально - подарками. Это не выглядело как взятка или откат. Такие незначительные: жене - шуба, тебе - машина. Ну конечно, конечно! Что ты, возьми пару тысяч долларов». Зачем это вспоминать - Для меня «казанский феномен» - детская травма. То, чем я увлекся позже, - творчество, музыка - мое настоящее. Я освободился. В 1990-е, когда заработали киллеры и начались внутренние разборки, я уже был далек от всего.
Но то, что произошло со мной, не похоже ни на что. Я решил запечатлеть это по-научному как социолог. Долго работал экскурсоводом в Еврейском музее. Мне казалось, что казанский феномен исследован мало. Особенно хотелось дать слово людям, которые все это пережили. Мало кому участие в банде дало положительный опыт. Самая популярная профессия у бывших группировщиков - «таксист». Я считаю, что наличие группировок в Казани вообще не дало никакого положительного эффекта. Разве только не дало развиться национализму.
В группировке не важно, кто ты, - русский, башкир, татарин, еврей, грузин или мордва. Об участии все вспоминают по-разному. Зависит, как ты закончил. Потерял кого-то - не будешь вспоминать с теплом. Но те, кто поимел выгоды… Человек себя всегда оправдает.
В советское время это изменилось, национальная рознь затихла, но и в 40-е, и в 50-е люди находили в себе силы и энтузиазм, чтобы просто драться, без какой-либо идеи. К 80-м стихийное и малопонятное уличное насилие стало организованным, появилась новая причудливая логика и этика, в рамках которой существовал целый город.
Были созданы около 100 группировок. В 80-е годы дрались за символический авторитет, этот период я называю «битва за асфальт». Тогда участники группировок не искали никакой материальной выгоды — всё это пришло позже, в 90-е. Для пацанов из 80-х значение имело только уважение на улицах. Почему так вышло в России? Во-первых, маскулинная культура в России была всегда, это основа нашего менталитета. Агрессивная «пацанская» субкультура с ее этикой и эстетикой — часть большой маскулинной культуры.
Во-вторых, хрущевская амнистия, после которой на свободу вышло огромное количество заключенных, принесла в культуру очень много своеобразного колорита, появился особый фольклор, да и сами по себе эти освобожденные люди были весьма яркими и запоминающимися личностями. Низовая дворовая эстетика пропитывала жизнь всего Советского Союза, как рэп в наши дни. Это не могло не повлиять на становление пацанов и не войти в культурный код. Источник: иллюстрация книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» — Как избежать романтизации насилия при разговоре на эту сложную тему? Впрочем, сейчас никаких претензий у прокуратуры ко мне нет. Я думаю, что говорить о криминале надо честно.
Когда ты открыто рассказываешь об этом явлении, о том, как трагично всё может закончиться для людей, связанных с ним, тогда не возникает никакой романтизации. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» А в искусстве нужно добиваться того, чтобы образы условных «бандитов» были выпуклыми, глубокими и убедительными, чтобы они не были просто злыми и беспредельными персонажами. Ведь бандиты — это часть жизни, это тоже люди, и чем достовернее отображаются их образы в литературе и кино, тем честнее разговор о преступности. Без честности такой разговор был бы бессмысленным. Кто-нибудь из персонажей симпатичен вам?
Название, может, и смешное, а вот преступления члены этой группировки творили страшные. Первая крупная подростковая банда Казани получила имя благодаря названию района «Теплоконтроль», что у озера Средний Кабан, где располагался приборостроительный завод.
Группировка разрослась до нескольких десятков человек, а управляли тамошней «скорлупой» и «суперами» бывшие уголовники — как Кощей верховодил над «универсамовскими» вплоть до пятой серии. Члены группировки «Тяп-ляп» закончили дни в тюрьме или были убиты конкурентами Кстати, «Хади Такташ», с которой у главных героев «Слово пацана» случился конфликт из-за убийства юного Ералаша, тоже существовала в реальности. Названная в честь казанской улицы группировка была создана в 1982-м и поначалу представляла собой сборище подростков. Однако после распада СССР банда превратилась в серьезную преступную организацию, многие из членов которой плохо кончили: шесть человек уехали в Москву и пропали без вести, причем двоих вскоре нашли расчлененными у берега реки. Когда ОПГ раскололась, новые лидеры произвели суровую «зачистку», взяли под контроль проституцию, сферу ритуальных услуг и весь сбыт наркотиков Казани. Самым кровавым годом для «хадишеских» стал 1997-й, но из-за смертельных столкновений с «Жилкой» и «Перваками», а также арестов и уголовных сроков через пару лет группировка прекратила существование. Прототипы Адидаса, Кощея и Турбо Антип получил 15 лет «строгача», а после выхода из тюрьмы спешно покинул Казань, взял фамилию жены и навсегда отошел от криминала После слитых в Сеть последних серий поклонники переживают за судьбу героя Ивана Янковского Итак, если ассоциировать «Универсам» с «Тяп-ляп», то логично предположить, что лидеры последнего могли стать прототипами для главных героев сериала «Слово пацана».
Помощник руководителя Следственного комитета РФ по Республике Татарстан Андрей Шептицкий, написавший бестселлер «Бандитская Казань», рассказывал, что «дедушкой» казанской организованной преступности был Сергей Антипов по прозвищу Антип. Отказываться не стал»: Сергей Романович жалеет, что не сыграл Вову Адидаса В этом харизматичном лидере ОПГ пользователи Сети разглядели черты Адидаса и Кощея, но с учетом, что последний не только побывал в тюрьме, но и сидел на наркотиках и часто выпивал, больше персонаж все же взял у спортивного и служившего в Афганистане Вовы. Главной задачей было научиться вырубать соперника с первого удара. Уже к началу 70-х в его окружении было не менее трех-четырех десятков бойцов», — вспоминал Шептицкий. В 1982-м Джавду расстреляли по приговору суда Никита Кологривый в образе Кощея изначально предстал главным антагонистом сериала Антип не скупился на поощрение пацанов, одному даже подарил мотоцикл. Кроме того, лидер «Тяп-ляп» окружил себя людьми, хорошо понимавшими подростков, — один был кандидатом наук в области детской психиатрии, другой — бывшим пионервожатым — а потому легко вербовавшими новых членов в ОПГ. Поэтому к середине 70-х почти все группировки Приволжского района превратились в филиалы «тепловских».
Я думаю, что говорить о криминале надо честно. Когда ты открыто рассказываешь об этом явлении, о том, как трагично всё может закончиться для людей, связанных с ним, тогда не возникает никакой романтизации. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» А в искусстве нужно добиваться того, чтобы образы условных «бандитов» были выпуклыми, глубокими и убедительными, чтобы они не были просто злыми и беспредельными персонажами. Ведь бандиты — это часть жизни, это тоже люди, и чем достовернее отображаются их образы в литературе и кино, тем честнее разговор о преступности. Без честности такой разговор был бы бессмысленным. Кто-нибудь из персонажей симпатичен вам? После нашумевшей пятой серии началась серьезная общественная дискуссия, люди стали вспоминать свое прошлое, размышлять над тем, хорошей была их жизнь или плохой.
Это очень важный разговор. Я думаю, он обязательно приведет наше общество к необходимым выводам. Все они выпуклые, объемные, среди них нет однозначно хороших или плохих» Роберт Гараев, писатель Пожалуй, больше всех мне понравился Марат — это такой чертик из табакерки, харизматик, которому хочется подражать. Благодаря ему главный герой сериала и попадает в группировку. Я «пришивался» к своей группировке по тому же сценарию — у меня был такой друг, я хотел быть на него похожим. Марат — самый сложный персонаж сериала, и все события, которые происходят с этим парнем, предельно драматичны. Еще мне кажется ярким образ комсомольца Каневича — он противостоит группировкам.
Конечно, мне нравятся обаятельные образы Вовы-Адидаса и Кощея. Кстати, мои подписчики в соцсетях, бывшие участники группировок, пишут мне: «Как похожи персонажи сериала на тех людей, которые нас окружали в то время! Помню, что в моем детстве тоже был почти такой же милиционер, он так же разговаривал, так же одевался. Как вам кажется, искусство должно быть свободным от социальной ответственности? Главный герой Алекс — эстет и меломан, потрясающе разбирающийся в классической музыке, обожатель Бетховена, но при этом он абсолютный подонок и занимается разбоем. Этот пример хорошо показывает, что искусство не способно сделать человека лучше. Поэтому создавать исключительно «положительно прекрасные» произведения, избегая каких-то страшных тем, кажется мне напрасной затеей.