Михаил Александрович Врубель. Демон летящий. Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ
Войти на сайт | В большинстве биографий Михаила Александровича Врубеля пишут, что рассудок художника не выдержал переживаний из-за болезни Саввочки. |
Врубель. Его ангел и демоны | Портрет Брюсова Михаил Александрович писал почти наощупь и уверял его, что не он рисует картины, что демон руководит им, поэтому даже на стенах палаты сами собой появляются непристойные сюжеты. |
«Демон сидящий» Врубеля
«Демон сидящий» Врубеля | ручная работа, handmade. Одной из самых противоречивых картин за всю историю русской живописи является «Демон» Врубеля. |
Демоны Михаила Врубеля | Свою картину «Демон сидящий», которая хранится в Государственной Третьяковской галерее, Михаил Врубель писал в Москве в доме Саввы Мамонтова. |
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
Картина «Демон поверженный» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1901-1902 годах. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Картине Врубеля «Демон летящий» не было суждено предстать перед публикой: художник не закончил полотно из-за сложных семейных обстоятельств. Творчество Михаила Александровича Врубеля воспринималось современниками как одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. В большинстве биографий Михаила Александровича Врубеля пишут, что рассудок художника не выдержал переживаний из-за болезни Саввочки.
«Демоны» Михаила Врубеля
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля – Москва 24, 14.03.2016 | Михаил Врубель шёл к своему «Демону Поверженному» очень долго. |
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров» - | «Демон поверженный» — картина кисти Михаила Александровича Врубеля (Mikhail Aleksandrovich Vrubel) — последний шедевр из «демонической» серии художника. |
«Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото | Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством. |
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров» - | demon_flying. Демон летящий. Михаил Врубель, 1899 год. |
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
17 марта исполнится 160 лет со дня рождения Михаила Александровича Врубеля, одного из главных русских художников начала XX века. Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи. В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место. Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с Младенцем.
Картина "Летящий демон", Михаил Врубель, 1899
С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. Художником была задумана иллюстрация и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» местонахождение оригинала неизвестно; не воспроизводилась. Прощание Зары с Измаил-Беем. Старик-чеченец К «Герою нашего времени» М. Врубель выполнил 4 иллюстрации вошли во второй том Кушнерева : к «Бэле» — «Казбич и Азамат» два варианта: первый — черная акварель, белила; второй — черная акварель , к «Княжне Мери» — «Печорин» черная акварель , существовал также более ранний вариант черная акварель , «Княжна Мери и Грушницкий у источника» черная акварель, белила , «Дуэль Печорина с Грушницким» черная акварель, белила. Казбич и Азамат. Княжна Мэри и Грушницкий.
Построенная как мизансцена сложного драматургического произведения расстановка фигур, позы, жесты , она помогает понять смысл трагического финала. В образе Печорина Врубель раскрывает контрастные черты: мужественность и гордость, одиночество и слабость, жестокость и постоянная рефлексия. Дуэль между Печориным и Грушницким. Редактору П. Кончаловскому при поддержке немногих художников прежде всего К. Коровина, Л.
Пастернака и В. Серова с трудом удалось добиться включения врубелевских иллюстраций в издание Кушнерева. К 1894 году относится полихромная скульптура Врубеля «Голова Демона» — экспонировалась в 1898 году на «Выставке русско-финляндских художников» в Петербурге. В 90-е гг. Раскрашенный гипс. Государственный Русский музей С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» масло.
Это последний «лермонтовский» Демон Врубеля — отверженный, бесцельно век за веком блуждающий в пустыне мира. Картина в целом не была закончена; завершена, видимо, только голова. В 1901 — 1902 годах художник создает монументальное полотно «Демон поверженный» масло , для которого он выполняется ряд предварительных эскизов. Поиски продолжались и на завершенном полотне: много раз менялось лицо Демона. В последнем варианте Демон — воплощение страдания, ненависти, отчаяния и гордыни. Лермонтова нет поверженного Демона: побежденный, познавший тщетность безумных мечтаний, он у него по-прежнему могуч...
Демон поверженный.
Должно быть, таким "приколотым" к Надежде Ивановне он ощущал себя. Если практически все женские лица в наследии Врубеля похожи на Забелу, то в мужских чаще всего угадывается он сам. Михаил Врубель питал болезненное пристрастие к автопортретам.
Он писал свое лицо масляными и прочими красками в том числе — в образе Гамлета , набрасывал карандашом и лепил из глины или гипса. Благодаря этому видно, как менялось его собственное восприятие себя в разные годы и душевные состояния. Легко домыслить, что, когда Михаил Александрович запечатлевал себя без одного глаза или с глубокими угрюмыми тенями по всей физиономии, на душе его было черно и страшно. А на позднейшем "Автопортрете с раковиной", из серии "Раковины", лицо художника, напротив, воодушевленное, словно бы приятно удивленное.
Два автопортрета Михаила Врубеля. Графическая серия "Раковины" была создана в конце 1904-начале 1905 года. Врубелю подарили небольшую плоскую ракушку под пепельницу она или ее копия представлена в музее в одном зале с рисунками серии. В этой причуде природы художник увидел прародину всего мира — и стал увлеченно рисовать ее, пытаясь добиться совершенства не только в копировании любопытного объекта, но и в полноте раскрытия ее сакрального смысла.
С этой целью он выстилал стол, на котором лежала раковина, листами бумаги разной конфигурации, вкладывал в пепельницу перламутровые фрагменты и имитации жемчужин, передавая зарождение жемчужины из случайной песчинки, и нарисовал несколько десятков ракушек. Видимо, потому выражение его лица на автопортрете столь пытливо. Мастерство и профессионализм портретиста не покидали Врубеля даже в периоды обострений. Раздел экспозиции "Безумие как инакомыслие" состоит из "черных" и "белых" комнаток, чередующихся, точно бусинки на нитке.
Они символизируют моменты болезни и просветлений. По стенам развешаны работы, написанные Врубелем в скорбном и относительно благополучном состоянии духа — не рисовать он не мог. Портреты врачей и других пациентов, выполненные в помрачении рассудка, напоминают детские каляки-маляки — зато как точно схвачены выражения их лиц, фигур и, так и хочется сказать, душ!.. Карандашные изображения докторов, лечивших Врубеля более или менее успешно, выглядят традиционно, а их герои привлекательны — но в этих набросках художник уже не заглядывает за грань физического облика человека.
Недаром в наши дни эти чудом сохранившиеся изобразительные "дневники" психотерапии Врубеля специалисты воспринимают как проявление художественного инакомыслия, знак "чистой, не контролируемой разумом созидательной силы". Два портрета из раздела "Безумие как инакомыслие". Особняком стоит в творчестве Врубеля изображение всевозможных ирреальных существ — персонажей фольклора, мифологии или литературы. Разумеется, это больше, чем портреты — это своего рода сотворение мира и придание его насельникам формы с убедительными анатомическими подробностями и имен.
Таков один из шедевров Врубеля — "Пан". Но фактически художнику удался "портрет" самого настоящего Пана — древнегреческого бога дикой природы, пастушества и скотоводства. Французский поэт-символист Эмиль Верхарн, увидев "Пана", был впечатлен до крайности и записал: "…это настоящая эманация вод, лесов и полей. Чтобы создать такую сильную, незабываемую фигуру, надо чувствовать и мыслить так, как чувствовали и мыслили дивные мастера Возрождения древней Греции".
С "Паном", на мой взгляд, перекликается "Богатырь" — олицетворение веселого и не очень доброго боевого русского духа. Добрый и всетерпеливый русский дух в былинах и в творчестве Врубеля другой — богатырь-пахарь Микула Селянинович. Встречу богатырей Вольги и Микулы Михаил Александрович отразил, в том числе, в изразцовых панно для великолепного декоративного камина. Искусствоведы считают, что к сотворению мифологических персонажей Врубель подошел, набравшись опыта работы с театральными декорациями и костюмами.
Но, честно говоря, когда смотришь на его картины с языческими богами, богатырями, духами, святыми, материалистическое объяснение кажется недостаточным… Особенно оно не убеждает в отношении великих врубелевских Демонов. Главным событием выставки в Новой Третьяковке ее кураторы назвали "встречу" трех полотен М. Они "составляют своеобразную трилогию — уникальное произведение длиною и ценою в жизнь", - поэтически сказано в буклете. Это действительно так.
Впервые к образу Демона Врубель обратился в 1885 году — и сам себя приговорил к пожизненной разработке этой темы. Такая казенная формулировка не передает и сотой доли того, что значили Демоны для живописца. Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию".
Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их».
В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно.
В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца.
Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений.
Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!
А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны.
Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью.
Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади.
Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным.
Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции.
В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами!
Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым?
Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению.
В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело.
Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве.
Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности.
Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа.
Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми.
В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение.
Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное.
Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим.
После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу.
Болезнь Михаила Александровича загадочна.
Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Михаил Врубель Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. С 1896-го был женат на известной певице Надежде Забеле, портреты которой неоднократно писал. Одни из самых знаменитых произведений Врубеля — т. На последнем отрезке жизни проблемы Врубеля, связанные с душевной болезнью, постепенно подточили его физические и интеллектуальные силы. За четыре года до смерти Михаил Александрович полностью ослеп, его жизнь в тот период — «постоянное погружение в мир своих галлюцинаций, о которых живописец весьма образно рассказывал окружающим».
Печали и демоны Михаила Врубеля
Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Михаил Александрович сбил большой комок глины и быстрыми движениями рук стал придавать ему вид львиной головы.
Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера
Ранее поступление в Академию художеств предопределило его судьбу. Однако жизнь и общество благоволили Врубелю только в первые годы его творчества. Удачный старт карьере художника обеспечила возможность заняться росписью Кирилловского храма в Киеве. Заказчик поражался академической манере художника, однако, чем больше Врубель занимался росписью, тем больше он приходил к выводу, что его не совсем устраивает традиционная подача линий и цвета, которую он использовал. Он попытался использовать для передачи формы и цвета дробный стиль, при котором изображение словно распадалось на несколько фрагментов, а также попробовал отобразить в рисунках мятежного демона, прообразом которого стал библейский Люцифер. Однако все эти попытки реализоваться нашли отторжение публики. Положение усугубилось тем, что к творческому кризису добавился кризис душевный: Врубель безответно влюбился и решил вернуться в Петербург.
Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».
Михаил Врубель. Wikimedia Commons На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетелись по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой строгой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля.
Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын художника. Врубель впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом.
Мастер хорошо проработал фон, представляющий собой типичный кавказский пейзаж. Что касается самой фигуры демона, то она настолько схематично прорисована, что авторскую идею, пожалуй, можно только угадать. Работа выдержана в суровом колорите коричневых и серы тонов.
Атмосфера тревоги и надвигающейся трагедии создана автором. Демон словно продвигается по узкому пространству между небом и землей.
Третьяковская Галерея, Россия. Фото: соцсети В четверг, 17 марта, со дня рождения великого русского художника Михаила Александровича Врубеля исполняется 160 лет. За свою короткую жизнь он успел поработать себя в живописи, графике, скульптуре, иконописи. Газета "Москва. Центр" вспомнила знаменитых четырех «Демонов», которые, по мистическому ли совпадению или роковому стечению обстоятельств, довели живописца до сумасшествия.
Первый демон, «сидящий», был написан в 1890 году по заказу предпринимателя и мецената, покровителя деятелей искусства Саввы Мамонтова. Тогда Михаил Врубель проживал в имении благотворителя Абрамцево. Образ «демона»связан с одноименным произведением поэта и писателя Михаила Лермонтова. Одновременно с большим цветным полотном размером 1,14 х 2,11 метра Врубель также писал иллюстрации для юбилейного издания поэта. Демон, изображенный на картине Врубеля, не имеет ничего общего с тем образом, который мы привыкли встречать в литературе.
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ
Картина «Демон поверженный» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1901-1902 годах. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. «сидящий», «летящий», «поверженный» - обречен уйти вместе с порожденным им злом. рисунки Врубеля к поэме Демон, Демон Врубеля и Лермонтова, художник символист, русский художник, Лермонтов. Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. «Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. Написана в 1899 году и является частью большой темы, волновавшей художника.
Знаменитый рисунок Михаила Врубеля вернулся в Приморье через 60 лет после пропажи
Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Царевна с полотна Михаила Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Картина Врубеля "Летящий демон. Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий. Эта неоконченная работа ознаменовала собой возвращение Врубеля к теме Демона, волновавшей его всю жизнь.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
Михаил Врубель, "Портрет Н. С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу.
И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве. Михаил Врубель, "Пан", 1899 Михаил Врубель, "Пан", 1899 Образ Пана, древнегреческого бога лесов и пастбищ, покровителя пастухов, отражал интерес художников символистов к существам с двойной природой. Пан по-гречески означает "всепроникающий", "вездесущий". Обладая безобразной внешностью покрытого шерстью человека с рогами и копытами козла, Пан наводил "панический" ужас на людей, потревоживших его покой. В то же время Пан — веселый бог, спутник игривых нимф, легендарный создатель первого музыкального инструмента — свирели.
Он смастерил ее из тростника, в который обратилась нимфа Сиринга, отвергнувшая любовь козлоподобного бога. В облике врубелевского героя нет ничего устрашающего, кажется, он появился из корней старого дерева, чтобы отдохнуть на пеньке и сыграть на свирели. Для художника Пан — воплощение чуткой, поэтической души. Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Михаил Врубель, "Сирень", 1900 Картина — один из вариантов темы "Сирень", популярной в творчестве Врубеля и других символистов. В ней воплощен образ стихийного мира, пробуждающегося с весной и таящегося под покровом сумерек.
Девушка в цветущих зарослях становится воплощением духа самой природы. Здесь Врубель работает как импрессионист, не прописывая цветы, а создавая атмосферное ощущение сумерек и легкого колыхания листвы. Такая простая тема, как куст сирени, то есть по существу натюрморт, в очередной раз дала художнику возможность проявить свой колористический дар: он использует целую палитру оттенков от концентрированного темно-фиолетового и лилового до бледно сиренево-розового и серовато-голубого. Пушкина, навеянная образами древнеславянских мифов. Новое воплощение сказка Пушкина обрела в одноименной опере Н.
Римского-Корсакова 1900.
Картина наполнена движением - такое чувство, что вместе с демоном движутся и Кавказские горы, и снег, который укутал вершины горного хребта. Демон летящий. Михаил Врубель, 1899 год. Фото: соцсети Наконец, создание последнего демона - «Поверженного» - стало кульминацией в драме жизни художника. По свидетельству современников, над этой картиной художник трудился со страшным напряжением. Каждый день он пишет по 14 часов в день, при тусклом освещении, почти не покидая пределов своего дома. Во время работы они почти ни с кем не общался и не желал принимать гостей. Много раз он переписывал картину, портя при этом, по мнению коллег по кисти.
Михаил Врубель. Демон поверженный.
Мастер пытался добиться гармонии между фигурой демона и окружающим его пейзажем. Для художника демон - символ противостояния всему, непокорности и отважной защиты своих убеждений, вопреки всем авторитетам. Свобода - главное для мастера в его герое. Коричневые тона - отсылка к оперению орла. Причины по которым автор оставил работу незаконченной, остались неизвестными.
Виды творчества: Живопись Одной из самых противоречивых картин за всю историю русской живописи является «Демон» Врубеля. Художник начал над ним работу еще в Киеве в 1885 году, но что-то помешало ему закончить работу, и он уничтожил свое творение. Позже образ демона стал для Врубеля чуть ли не ключевым в последние годы его. С каждой новой картиной демон на полотнах становился все злее и ужаснее, а Врубелю становилось все хуже и хуже. Все началось с картины «Демон сидящий». Если бы не название, сложно было бы догадаться, что на полотне изображено демоническое существо. Сидящий юноша задумчив и опечален, у него красивые черты лица, темные волосы, сильное тело. Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона. Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире. Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие. Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения.