Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. * * * Обычай молиться за умерших существовал и в ветхозаветной Церкви, о чем свидетельствует Священное Писание. Никакая молитва не является более мощной, чем месса, и нет лучшего способа показать нашу любовь к нашим умершим, чем произнесение за них мессы. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва.
Поделиться:
- Молитва о новопреставленном
- Какую молитву произносят в день похорон | полезные статьи
- Чем у православных молитва за умерших помогает им в загробной жизни - Русская семерка
- Почему православным нужно молиться за умерших
Христианские молитвы об усопших
Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за усопшую жену супругу Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя усопшей , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию.
Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя усопшей , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея.
Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу воcсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
Якоже некогда приял вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое.
Помяни, Господи, душу усопшаго раба Твоего имярек , прости ему вся согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконьми его и не предаждь вечной муки, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в небесныя обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже до последняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты Един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене.
Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако, умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам святыя Церкви Твоея внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими и мое моление о рабе Твоем, и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше, Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.
Прибегаю к Тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердный Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родителем материю моим -ею имярек , душу же его ея , яко отшедшею -ия к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят -а бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него нея или них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертаго рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков.
С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго -ую незабвеннаго -ую для мене раба -у Твоего ю , родителя матерь моего -ю имярек , но отпусти ему ей вся согрешения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земли, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистая Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави. Ты, милосердный Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе матери моем ей в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!
Приими днесь о рабе Твоем Твоей имярек теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему -ей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единого уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити Заповеди Твоя; за благопопечение его- ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия. Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Утешителю скорбящих!
С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего -ую рабу Твою , чадо мое имярек , и сотвори ему ей вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отьяти е у мене. Буди благословенно Имя Твое, Господи.
Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадах наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и Заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше, — молю Тя усердно, прости преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем, Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея.
Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости, вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели ю со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты Един кроме греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословении Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира.
Праздник назвали Покровской субботой, так как этот жестокий бой произошел именно на Покров — 14 октября 1552 года. Дмитриевская родительская суббота — 2 ноября В 2024 году Дмитриевская родительская суббота придется на 2 ноября. По традиции, в этот день чтят память воинов, сражавшихся на полях Куликовской битвы 21 сентября 1380 года. Считается, что праздник установил Дмитрий Донской, возглавлявший тогда русские войска. Также в эту родительскую субботу принято чтить память святого великомученика Дмитрия Солунского. Михайловская родительская суббота — 16 ноября В 2024 году верующие справляют Михайловскую родительскую субботу 16 ноября.
Этот день по традиции отмечается накануне большого православного праздника — Собора Архангела Михаила. В чем смысл родительских суббот В родительские субботы верующие чтят память своих усопших родственников, друзей и близких. В эти особые дни христиане посещают храмы, ставят за умерших свечи и возносят к Богу молитвы за упокой их душ. Но почему такие субботы называются родительскими? Ведь в эти дни принято вспоминать не только родителей, но и других людей, не связанных с нами родственными узами. Церковь дает разные объяснения на этот счет. В частности, родительские субботы отражают связь поколений и родовую традицию. А на греческом языке родительские субботы называются "субботами душ", что более полно отражает смысл этих дней. Как правило, богослужения проводятся накануне родительских дней — в пятницу.
Во время службы прихожане молятся за упокоение душ всех умерших христиан.
Бесы не оставляют душу ни на секунду, они стремятся утащить ее в ад. И только ангелы своей силой и молитвы за упокой усопшего до 40 дней, читаемые близкими, защищают его от искушений и помогают пройти их. Шесть следующих дней даны душе для того, чтобы она смогла побыть в раю и насладиться его красотой. На девятый день ангелы сопровождают человека в ад, показывая ему все ужасы этого места.
Там он пребывает вплоть до часа частного суда, который назначается на сороковой день. Именно поэтому озвученные нами сроки являются определяющими для души. Все молитвы, читаемые за нее позже, уже не смогут повлиять на определение места для покойного вплоть до Страшного суда. Православные традиции, связанные с молитвой за покойного Согласно православным обрядам, в момент смерти над телом усопшего необходимо читать Последование. Текст этой молитвы помогает душе полностью отделиться от тела и направиться вслед за ангелами по уготованному ей пути.
Последование состоит из молитвы, тропарей и нескольких кондаков. Оно представляет собой довольно сложные тексты, поэтому мы не будем приводить их в статье. К тому же читать их допускается с листа, а не по памяти. Поэтому особых трудностей близкие усопшего не будут испытывать. Буквально после окончания Последования родственники должны начать чтение Псалтири.
Делать это можно круглосуточно, но, естественно, для этого придется меняться между собой. Многие христиане организуют настоящее дежурство в доме усопшего, ни на минуту не преставая молиться за него. Параллельно кто-то из близких должен сразу же после смерти обратиться в храм и заказать несколько панихид. В это же время можно договориться об отпевании, которое происходит на третий день после ухода души в иной мир. Имейте в виду, что к обряду отпевания нужно очень тщательно готовиться.
Для служения в церковной лавке родственники приобретают специальный набор. Если ваш дом расположен далеко от храма, и вы никак не можете привезти к нему гроб с телом покойного, то священника можно пригласить домой. Однако в этом случае родственники должны самостоятельно организовать его доставку до места и обратно. После отпевания совершается погребение покойного, но родственники не должны переставать читать Псалтири. Лучше всего делать это круглосуточно по очереди, тогда душе проще будет пройти все испытания достойно и полностью очиститься от своих прегрешений.
На девятый и сороковой день близкие собираются, чтобы помянуть усопшего. В эти дни каждый может помолиться о душе покойного любой из известных ему молитв и вспомнить его добрые дела в течение жизни. Как правильно молиться за усопшего дома? В православии считается, что обо всех близких, покинувших этот мир, нужно молиться с утра. Это записано в молитвенном утреннем правиле, но в случае, когда вы не можете исполнить его, не возбраняется обращаться к Богу с именами своих умерших родных на устах в любое время суток.
С этой целью существует несколько специальных текстов, о которых мы не можем не упомянуть. Очень правильным и по-христиански праведным считается молитвенный труд детей, который они несут за души своих родителей. Таким образом они отдают им священный долг и проявляю свою любовь. Молитва детей об усопших родителях очень важна для обеих сторон, поэтому пренебрегать ею не стоит. Мы приводим ее текст полностью.
Подобная молитва об усопшей матери или отце читается ежедневно до сорока дней с даты смерти и в последующие дни по желанию. Обязательно стоит произносить этот текст в дни поминовения, связанные с жизнью покойных, и предопределенные Русской православной церковью. Если в ваш дом пришла беда и этот мир покинул любимый супруг, то просить Господа за него необходимо специальными словами. Молитва об усопшем муже поможет его душе быстрее найти свой путь и будет поддерживать безутешную вдову в ее горе. Дело в том, что в православии брак не заканчивает своего действия после смерти.
Даже в загробном мире супруг будет охранять свою жену и молиться за ее благополучие, также должна поступать и женщина. Текст молитвы мы приводим ниже. Не стоит забывать о том, что просить за своего умершего близкого человека необходимо и по истечении важных сорока дней. Для этого в православии существует особенная молитва. Читать этот текст необходимо по зову сердца, но не стоит забывать о том, что подобным трудом вы помогаете усопшему и одновременно меняете к лучшему свою судьбу.
Поминовение ушедших в иной мир Нередко люди, даже зная специальные молитвы, теряются в тех днях, когда их нужно произносить в обязательном порядке. На самом деле подобных дат не слишком много, поэтому запомнить их не составит труда. В первую очередь все родственники должны собраться вместе в день смерти своего близкого человека. В эту дату положено молиться о покойном, приходить на его могилу и зажигать свечи, а также заказывать панихиды в храме. Кроме этого, поощряется и раздача милостыни нищим возле церкви.
После подаяния нужно назвать имя усопшего, чтобы за него просили перед Богом не только вы, но и люди, которые смогли оценить вашу щедрость. Поминать усопших необходимо и в Радоницу. Этот день предопределен православной церковью, а потому относится к категории обязательных. Если вы хотите отдать дань уважения своему родному человеку, ушедшему из жизни, то придите в этот день на могилу и поставьте свечу за его упокой в храме. Кроме перечисленных дней, существуют и специальные родительские субботы.
Не издевайтесь над мёртвыми! Почему нельзя часто поминать усопших
Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших: как обращаться к Божьей Матери в дни поминовения, полный текст, зачем необходима. Библия не даёт никаких оснований для молитвы умершим, и для общения с умершими. Поминальная молитва об усопших родных! Существует множество способов молитвы за усопших: можно подать записку на проскомидию для поминовения на литургии, заказать панихиду или краткую литию, можно помолиться дома. умерший освободился от греха. Необходимо понимать, что любой из родственников умершего может прийти в храм и поставить свечу за его упокой.
Виды молитв об умерших
- Литература по теме
- Как правильно молится за умершего человека
- Молитвы об усопших (Мудрая Совушка) / Проза.ру
- Христианские молитвы об усопших
- Channel videos
Молитвы об усопших за упокой
Этой молитвой стоит просить у Господа помощи и заступничества за умершего друга или родственника, читая ее по утрам или вечером. Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах. * * * Обычай молиться за умерших существовал и в ветхозаветной Церкви, о чем свидетельствует Священное Писание. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Молитва за умерших Иисусу Христу.
Христианские молитвы об усопших
Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей мя материю моею, имя — , душу же ея, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное.
Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъята бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от нея милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшую незабвенную для мене рабу Твою, матерь мою имя , но отпусти ей вся согрешения ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная ею в житии ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй ю и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во вся дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши ю в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи! Приими днесь о рабе Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение ея о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя ею о мне моления пред Тобою и за все дары, ею испрошенные мне от Тебе, воздай ей Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков.
И когда он умирает, происходит великая трагедия разделения. Человеческая душа уже не может согрешать без своего вместилища, но не может и сама обратиться к Богу. Тогда только живые могут повлиять на посмертную участь этой души своими молитвами. Когда человек умирает, традиционно в течение сорока дней по нему читается Псалтирь. По кафизме в день. Хотя возможно читать и меньше или больше. Читая именно эту книгу Ветхого Завета, наполненную мольбою ко Всевышнему и упованием на Него, мы не только назидаем сами себя и молимся за усопшего.
В это время его душа ещё находится рядом с нами и мы можем молиться Богу о нём вместе с ним. Впоследствии, молитвы за наших усопших сродников принято читать ежедневно, присоединяя их к своему утреннему и вечернему молитвенному правилу. В личной молитве мы можем поминать своих усопших близких сколь угодно часто. Некоторые христиане дополняют свои домашние молитвы пением литии чина для мирян или заупокойного канона. Личная молитва в храме К домашней молитве стоит присовокупить и молитву в храме. Сам Господь говорил об особой силе совместной молитвы с другими христианами: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» Мф.
Да и неправильно это было бы, но только важно, чтобы скорбь эта, скорбь от разлуки, боль расставания не была унынием и отчаянием, как у неверующих, а соединялась бы крепкой верой, что земная смерть есть только разлучение, и что нас ждет встреча в вечности. И именно этой верой себя и папу своего поддерживайте. Находите утешение в молитве за вашу новопреставленную маму. Очень хорошо, если вы вместе будете читать Псалтирь о упокоении ее души, в больших молитвословах есть указания о том, как следует читать ее за усопших, там вы найдете подсказку, как нужно это делать. Что касается смерти в дни празднования святой Пасхи, то смысл народного верования о том, что умирающие в эти дни сподобляются лучшей участи следует понимать так, что это лучшее время умереть для тех, кто до того говел Великим Постом, исповедовался, очистил душу свою Таинством покаяния, встретил верой и радостью Христа Воскресшего; конечно, в это время душе человеческой легче всего отрешиться от земного и устремиться к небу. Надеюсь, что именно так мама ваша приготовилась к жизни вечной. Молитесь Спасителю, Божией Матери, святой, имя которой носит ваша мама о том, чтобы Господь даровал ей со святыми упокоение, а Владычица Неба и земли и ее святая предстательствовали о ней и помогали ей. И живите достойно ее памяти, так, чтобы из-за ваших грехов и ошибок ни в коем случае временное разлучение не растянулось на вечность. Живите так, чтобы встреча эта состоялась. Бог вам в помощь! Протоиерей Максим Козлов. Попадают ли в Рай люди умершие на Пасхальной седмице кроме некрещеных и самоубийц? Димитрий Уважаемый Димитрий, есть церковное предание о том, что люди праведной жизни в качестве награды могут сподобиться кончины на Светлой неделе, в дни сугубого празднования светлого Христова Воскресения, очистив свою душу в Таинстве покаяния во время Великого поста до того. Конечно, о такой молитве может молиться православный христианин. По отношению ко многим благочестивым людям мы знаем, что они стремились к ней и получали ее как награду от Бога. Но чисто арифметически причислять к части спасаемых всех умерших в светлые пасхальные дни было бы, конечно, духовно нетрезво. Было сказано, что в день ее смерти такие панихиды служатся уже много лет. Как относиться к подобным вещам, если по правилам Церкви запрещено отпевать самоубийц? Уважаемая Светлана! Для того чтобы понять смысл того снисхождения, которое оказывает Церковь, молясь за Марину Цветаеву, важно понять смысл запрещения поминовения самоубийц. Он состоит в том, что сознательный самоубийца поэтому, кстати, Церковь никогда не отказывалась молиться за бессознательных самоубийц, скажем, умалишенных актом самоубийства сам за себя решает, что со своей жизнью делать и отказывается от дара спасения, принесенного ему искупительной жертвой Господа нашего на Голгофском Кресте. Он, по сути, говорит Господу: "Господи, мне Твоя жертва, здесь за нас приносимая не нужна. Моя жизнь, что хочу с ней, то и делаю". Он сам от вечности и от любви Божией отказывается: "Не могу терпеть, не хочу, не буду". Поэтому, конечно, растратчик казенных денег, от малодушия не имеющий смелости смотреть наутро в глаза тем, чьи деньги он растратил или собственной жене, которую он обрек на позор , не имеет оправдания, пустивши себе пулю в лоб. Не имеет оправдания и бездарный военачальник, загубивший множество солдат и, вместо того, чтобы испить чашу позора в плену или, вернувшись в отечество, смотреть в глаза всем тем, кто будет, может быть, в них плевать, находит путь, который кажется ему полегче: разделаться со всем этим ужасом, пустив себе пулю. Так прекращая путь своей земной жизни, в вечности он никуда не денется от этих глаз. Можно ли говорить о таких людях, как имеющих путь к спасению? Церковь никогда не относилась как к самоубийцам к тем мученицам древности, которые ради сохранения своих монашеских обетов или обетов девства при осаждения града варварами бросались со стены города с тем, чтобы не претерпеть поругания от язычников. Церковь не осуждала, как самоубийцу, воина, который своим телом прикрывал других от вражеских пуль и снарядов, хотя формально это тоже самоубийство. Исходя из этого, мы можем понять, что есть ситуации таких тяжелейших жизненных испытаний, таких особых нравственных коллизий, когда вынести однозначный вердикт, сказать, что этот человек ушел из жизни, как малодушный трус, может только тот, кто без греха.
Об это говорит Святитель Иоанн в своей «Жизни после смерти». Звучит это приблизительно так: «Всякий желающий живущий человек может своей молитвой акцентировать свою любовь к усопшему, чем оказать реальную помощь». Поминовение новопреставленного должно обязательно проводиться на 3,9 и 40 день. При этом: В 3-й день после смерти поминальные молитвы читаются в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и образа Пресвятой Троицы. В 9-й день после смерти молитвенные обращения совершаются в честь девяти ангельских чинов, являющихся слугами Царя Небесного и ходатайствующих о помиловании усопшего. В 40 -й день, по преданию апостолов, основанием для молитв является сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. После 40 дня особенно сильны поминовения на Литургии, которые совершаются священниками для упоминания усопших верующими подаются специальные записки. Следует понимать, что определенного установленного числа молитв, гарантирующих попадания душ в рай не существует. Живущие не могут ничего знать о Божьем Суде. Поэтому при каждом возможном случае следует подавать записку в храме перед проведением Литургии. Кроме того поминальные молитвы важны для живущих, так как только с их помощью можно утолить скорбь разлуки с умершим человеком. Во время молитвенных обращений приходит понимание того, что христианство не связывает жизнь с концом всего. Она является переходным этапом, который предначертано Богом пройти любому человеку. Смерть с точки зрения христианства — это переход на другой, более совершенный уровень жизни. Душа бессмертна, поэтому провожать ее в другой мир всем живущим нужно не слезами, а молитвой за упокой души. А после того, как ее участь будет решена на Божьем Суде, необходимо поддерживать ее периодическим чтением молитв за упокой в определенные, назначенные Церковью дни. В это время читаются панихиды — общественные богослужения.
Как общаться с нашими умершими родными
Молитвы за всех умерших в веках. «Раб грешный (имя), узами грехов скованный, просит у Тебя, Создатель, прощения и очищения. Могут ли наши молитвы за умершего каким-то образом смягчить приговор Великого Суда, который будет вынесен усопшему? Архимандрит Павел Груздев всегда молился о тех, за кого молиться некому, за никому ненужных неизвестных людей, несчастных пьяниц и горемык, растерявших по жизни все хорошее, забытыми друзьями и родными, и умершими в безвестности. Если следовать чинопоследованию, то молитва должна начинаться в доме умершего. 1 Где в Библии написано, что нужно молиться за умерших?
Поминовение усопших. Ответы на вопросы читателей
При этом нужно понимать что есть такая глубина ада куда нашим молитвам уже не донырнуть. И лучше оставить это положившись во всем на Промысел Божий. Даже великие святые не могли себе позволить то, о чем нам даже мечтать не стоит. Вот свидетельство старца Ефрема Катунакского. Он горячо молился о своей двоюродной сестре Анне, которая в земной жизни связалась с магией.
Но сам Господь остановил его. Бог все терпит, — но от магии — держись как можно дальше!.. Нечто подобное попробовал еще раз, опят навлек на себя гнев Божий, но опомнился, успев испросить прощения, и избежать наказания. Страх и ужас все это».
А вот выдержки из его же письма духовному брату Харалампию. Впервые в жизни я так молится за эту душу, как позавчера накануне Вознесения. Всеми силами души плакал, рыдал, вопиял к Богу за него. Но самое главное и важное не это, а то, что я понимал, что меня услышал Бог.
Как будто бы Бог мне говорил: «Говори, и Я тебя слушаю». А раньше? Совершенно не мог молиться о нем. Что он натворил?
Не ведаю. Но было так, как будто я видел затворенную на засов железную дверь и когда хотел открыть ее, то встретил Бога гневающегося, рассерженного, готового дать мне заушение. Я сразу же отступил и сказал: «Прости, согрешил, ошибся, прошу прощения». Как — то я получил такое заушение, когда молился за Анну, и после того опыта я уже не мог молиться за Нонда»… Но это конечно же исключения из общего правила.
Старцы Ефрем и Харалампий ежедневно служа литургию на проскомидии поминали сотни имен, и наставляли так делать своих учеников ставя им в пример отца Николая Планиса 1851-1932 г. Вся жизнь этого простого малообразованного священника была одной непрестанной литургией. Многократно старцы учили своих учеников о необходимости и важности проскомидийного и литургического поминовения христиан, и отводили этому немалую часть службы. Приходя на литургию намного раньше эти старцы иногда часами вынимали частички просфор за здравие и за упокоение.
Синодики их были списаны тысячами имен. Конечно же хорошо было бы прожить жизнь так, что бы уже не беспокоиться по поводу того будут за тебя потом молиться или нет.
Покаявшись в своих грехах перед смертью, человек получает шанс на спасение в День Страшного Суда. Ведь судить нас будут по всем нашим делам, соответственно, имеет значение и последнее дело в жизни — исповедь и покаяние. И также важно, был ли этот путь завершен самим человеком или его близкими, посредством молитв и добрых дел. Поэтому, если вы искренне молитесь за умершего, вы помогаете ему не только избежать адских мук, но и получить спасение на Страшном Суде. За них тоже нужно молиться или нет? Все зависит от обстоятельств смерти.
Например, если произошел несчастный случай или ДТП, если человек умер вдали от дома, и рядом не было священника, если смерть была насильственной — за таких людей молиться нужно обязательно. Ведь они не были виноваты в том, что все произошло именно так. Не молимся мы за тех, кто сознательно отрекся от Бога, и, конечно, о самоубийцах. Правда, насчет последних есть оговорка. Мы все-таки живем не в Средние века и понимаем, что определенные заболевания могут вынудить человека наложить на себя руки. Так вот, если человек был болен, и об этом есть документы, молиться за него можно. Быть может, человек был настолько праведным, что попал в рай, и тогда уже нет смысла его спасать? Даже если и так, молитва никогда не повредит.
Она, в любом случае, действует во благо, потому что добро возвращается к тому, кто его совершает. У некоторых может сложиться впечатление, что только она одна решает нашу посмертную участь. Живи, как тебе угодно — все равно за тебя будут молиться, и ты спасешься.
Молитвы об усопших родителях, детях и других близких людях должны быть особенно интенсивны в указанные даты и до них. Проще всего ежедневно обращаться к Господу со следующей молитвой: Однако она не является основной, а потому относится, скорее всего, к дополняющим. Для того чтобы понять, какое значение имеют девять и сорок дней, необходимо переговорить со священником.
Он может поведать родственникам покойного о том, как именно проходит путь душа в загробном мире до определения ее постоянного места назначения. Согласно православным текстам первые дни после своей смерти покойный может находиться совсем рядом со своей семьей. Некоторые души проводят время в своем доме, другие незримо парят над своими любимыми при жизни местами, а третьи не расстаются с человеком, который был для них самым дорогим. На протяжении этих дней с душой находятся два ангела. Один был дан человеку еще при рождении и являлся его хранителем на протяжении всей жизни. А второй становится проводником к Господу и потому посылается к душе в момент ее земной смерти и перехода в иной мир.
На третий день ангелы окончательно отрывают душу ото всех ее привязанностей и сопровождают к Богу. Но по пути она проходит ряд искушений, которые устраивают бесы. Они желают, чтобы человек вспомнил обо всех своих грехах и отвернулся от вечной и светлой жизни рядом с Господом. Бесы не оставляют душу ни на секунду, они стремятся утащить ее в ад. И только ангелы своей силой и молитвы за упокой усопшего до 40 дней, читаемые близкими, защищают его от искушений и помогают пройти их. Шесть следующих дней даны душе для того, чтобы она смогла побыть в раю и насладиться его красотой.
На девятый день ангелы сопровождают человека в ад, показывая ему все ужасы этого места. Там он пребывает вплоть до часа частного суда, который назначается на сороковой день. Именно поэтому озвученные нами сроки являются определяющими для души. Все молитвы, читаемые за нее позже, уже не смогут повлиять на определение места для покойного вплоть до Страшного суда. Православные традиции, связанные с молитвой за покойного Согласно православным обрядам, в момент смерти над телом усопшего необходимо читать Последование. Текст этой молитвы помогает душе полностью отделиться от тела и направиться вслед за ангелами по уготованному ей пути.
Последование состоит из молитвы, тропарей и нескольких кондаков. Оно представляет собой довольно сложные тексты, поэтому мы не будем приводить их в статье. К тому же читать их допускается с листа, а не по памяти. Поэтому особых трудностей близкие усопшего не будут испытывать. Буквально после окончания Последования родственники должны начать чтение Псалтири. Делать это можно круглосуточно, но, естественно, для этого придется меняться между собой.
Многие христиане организуют настоящее дежурство в доме усопшего, ни на минуту не преставая молиться за него. Параллельно кто-то из близких должен сразу же после смерти обратиться в храм и заказать несколько панихид. В это же время можно договориться об отпевании, которое происходит на третий день после ухода души в иной мир. Имейте в виду, что к обряду отпевания нужно очень тщательно готовиться. Для служения в церковной лавке родственники приобретают специальный набор. Если ваш дом расположен далеко от храма, и вы никак не можете привезти к нему гроб с телом покойного, то священника можно пригласить домой.
Однако в этом случае родственники должны самостоятельно организовать его доставку до места и обратно. После отпевания совершается погребение покойного, но родственники не должны переставать читать Псалтири. Лучше всего делать это круглосуточно по очереди, тогда душе проще будет пройти все испытания достойно и полностью очиститься от своих прегрешений. На девятый и сороковой день близкие собираются, чтобы помянуть усопшего. В эти дни каждый может помолиться о душе покойного любой из известных ему молитв и вспомнить его добрые дела в течение жизни. Как правильно молиться за усопшего дома?
В православии считается, что обо всех близких, покинувших этот мир, нужно молиться с утра. Это записано в молитвенном утреннем правиле, но в случае, когда вы не можете исполнить его, не возбраняется обращаться к Богу с именами своих умерших родных на устах в любое время суток. С этой целью существует несколько специальных текстов, о которых мы не можем не упомянуть. Очень правильным и по-христиански праведным считается молитвенный труд детей, который они несут за души своих родителей. Таким образом они отдают им священный долг и проявляю свою любовь. Молитва детей об усопших родителях очень важна для обеих сторон, поэтому пренебрегать ею не стоит.
Мы приводим ее текст полностью. Подобная молитва об усопшей матери или отце читается ежедневно до сорока дней с даты смерти и в последующие дни по желанию. Обязательно стоит произносить этот текст в дни поминовения, связанные с жизнью покойных, и предопределенные Русской православной церковью. Если в ваш дом пришла беда и этот мир покинул любимый супруг, то просить Господа за него необходимо специальными словами. Молитва об усопшем муже поможет его душе быстрее найти свой путь и будет поддерживать безутешную вдову в ее горе. Дело в том, что в православии брак не заканчивает своего действия после смерти.
Даже в загробном мире супруг будет охранять свою жену и молиться за ее благополучие, также должна поступать и женщина. Текст молитвы мы приводим ниже. Не стоит забывать о том, что просить за своего умершего близкого человека необходимо и по истечении важных сорока дней.
Можно пригласить домой родных и близких, чтобы почтить память умерших за обеденным столом. Что нельзя делать в родительскую субботу Запрещено оставлять на могиле сигареты или алкогольные напитки. Не следует вспоминать о плохих поступках умерших и говорить о них дурное.
Не нужно поднимать на кладбище с земли оброненную вещь. Не следует выбирать даты родительских суббот для празднования дней рождения и венчания.
Сильные тексты молитв об усопших родителях, к каким святым обращаться и как правильно читать
Возбраняется при чтении Псалтири добавлять молитвы неизвестного происхождения и вообще любые молитвы, не находящиеся в Богослужебных книгах. Поминальная молитва об усопших родных! Святые учат нас, что это чрезвычайно важно, и умершим наша молитва не просто нужна — она им необходима. * * * Обычай молиться за умерших существовал и в ветхозаветной Церкви, о чем свидетельствует Священное Писание.
Почему так важно молиться за умерших: отвечает православный священник
Но родные и близкие умершего человека могут помочь его душе. Из любви к своим умершим родственникам и друзьям мы должны молиться об улучшении их посмертной участи. Можно ли молиться за спасение души умершего, если умерший был мусульманин по рождению и атеистом при жизни? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряКаждый человек имеет образ и подобие Божие. Молитвы за упокой умерших принесут благо душе, переходящей на новый уровень существования, и переживающему утрату человеку – так приятно знать, что делаешь что-то хорошее для родного сердца. Библия не даёт никаких оснований для молитвы умершим, и для общения с умершими. в подробном и точном описании.
Молитвы за усопших в дни памяти
Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея имя , в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих.
Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей имя , и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом.
Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившей и воспитавшей мя материю моею, имя — , душу же ея, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъята бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от нея милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшую незабвенную для мене рабу Твою, матерь мою имя , но отпусти ей вся согрешения ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная ею в житии ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй ю и вечныя муки избави.
Три поминальных молитвы на Родительскую субботу 25 марта 2023 года 25 марта представители духовенства отмечают Родительскую субботу Седмицы Великого поста. В церковном поминовении умерших важен аспект молитвы за души усопших и поручительства живых за них перед Господством и другими Высшими силами. По правилам церкви, поминание усопших должно начинаться с утра и проводиться в церкви или храме с соблюдением всех канонов. Верующие могут подать записку об умершем, прочесть молитву и зажечь свечу, — пишет pronedra.
Значит, ему нужна какая-то вещь, без которой он не мог жить! А еще Маша сказала, что где-то весной они нашли около калитки пакетик с сырым мясом! Мы думаем, что здесь что-то не то-какая-то порча!!!! Помогите нам, пожалуйста!!!! Алена Здравствуйте, Алена! Наши усопшие сродники нуждаются не в какой-то вещи, а в нашей молитвенной помощи.
Также хорошо подавать за них посильную милостыню и совершать в их память добрые дела. Это — единственное, что необходимо, никакие вещи материального мира усопшим уже не нужны. Что касается снов, то они в данном случае вполне естественны — ведь в снах зачастую отображаются наши переживания, а Ваша золовка и ее сестра, безусловно, переживают из-за смерти мамы. А чтобы Вас не тревожили мысли о «порче» — регулярно ходите в храм, молитесь, исповедуйтесь, причащайтесь: ведь христианин, живущий церковной жизнью, Самим Господом защищен от вреда со стороны темных сил. С уважением, Священник Александр Ильяшенко У моего брата умер сын младенец прожил всего 25 дней, и то в больнице. Успели крестить.
Похоронили на кладбище в отдельную могилку. Поставил брат памятник и заказал оградку. Нужно ли все это младенцу? Владимир Здравствуйте, Владимир! Слава Богу, что младенца успели окрестить, это очень важно для его души. Теперь о упокоении его души могут молиться и родители и церковь.
Оградка и памятник нужны не столько младенцу, сколько его родителям. Только таким образом помимо молитвы они могут позаботиться о малыше, выразить свою любовь к нему. Передайте Вашему брату и его супруге мои искренние соболезнования. С уважением, священник Александр Ильяшенко Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли отпевать человека, наложившего на себя руки? А также заказывать для него панихиды и т.
Ольга Здравствуйте, Ольга! Церковная молитва за самоубийц невозможна, то есть нельзя их отпевать, заказывать за них сорокоусты и панихиды. Молиться за них можно только в личной молитве, а также подавать за них посильную милостыню. Из этого правила есть исключение — когда самоубийство совершено психически больным, невменяемым человеком. Но и в этом случае необходимо благословение разрешение епископа для церковного поминовения. С уважением, священник Александр Ильяшенко Батюшка!
Скажите, пожалуйста, можно ли молиться о упокоении самоубийцы келейно? Ставить свечи? Человек был хороший, добрый, но слабый душой — не осилил своего бремени… Спаси вас Господь! Илья Здравствуйте, Илья! Да, молиться келейно и ставить свечи можно, а также можно подавать за него посильную милостыню. С уважением, Священник Александр Ильяшенко Добрый день!
У меня умерла дочка, прожив всего 11 дней. Естественно, она была некрещенная, так как не было такой возможности. Скажите, пожалуйста, могу я в этом случае заказывать панихиду в храме и ставить свечи «за упокой»? Еще после родов идут кровяные выделения около 2-х месяцев, а очень хочется сходить в храм, можно ли в этом случае? Хотя бы для заказа панихиды, больше сделать некому. Галина Галина!
Панихиды служат за членов Церкви, так что заказать их Вы не сможете, но Вашей собственной молитве а молитва матери о своих детях имеет великиую силу перед Богом! Впрочем, с последним лучше подождать до окончания послеродового очищения. И самое главное — не унывайте: Бог милостив к младенцам. С уважением, свящ. Алексий Колосов Подскажите пожалуйста: — Есть такой акафист «Акафист за единоумершего», который я приобрел в церкви и на титульной странице книги «Чем мы можем помочь умершим? Я истории его не знаю, потому передаю, что прочитал.
Скажите, его можно читать? Господь слышит? Псалтырь для меня тяжел, я слаб в вере, а акафист вычитываю и понимаю, и прикладываю сердце в слова!? Как быть? И скажите: — если бы я читал псалтырь, то он более облегчил бы душу новопреставленного или все от моего сердца зависит? Благодарю Вас.
Илья Илья! В молитве играет роль не определённый набор слов, а искренность обращения к Богу, поэтому молитесь своими словами. Акафист же этот и в самом деле весьма сомнительного свойства. Алексий Колосов Добрый день, батюшка. Объясните, пожалуйста, почему православных принято хоронить именно на третий день после смерти? Не будет ли нарушением правил, если покойника похоронят раньше положенного срока например, на другой день?
Спасибо за ответ. Вообще-то, древний обычай требует погребения усопших в тот же день, но последние 150 лет, по различным причинам административно-медицинского характера, хоронят на третий. Хотелось бы узнать о правилах православия в обряде упокоения. Обязательно ли новопреставившемуся провести ночь перед захоронением в храме? Где должно заколачивать гроб после отпевания или на кладбище? Нужно ли помянуть человека на кладбище?
Должны ли быть венки из искусственных цветов? И нужно ли бросать цветы перед гробом неся тело? Фотиния Фотиния! Смерть и посмертное существование определяются исключительно жизнью усопшего — разве что молитва может что-то изменить. В суетных же народных обрядах и их деталях для покойного нет ровным счётом никакого смысла. Поэтому: 1.
Суть не в том, что мёртвое тело пролежит ночь в церкви — в старину это делалось только для того, чтобы как можно больше близких могли бы поучаствовать в заупокойной молитве, которая продолжалась над гробом всю ночь и заканчивалась утром заупокойной Литургией и отпеванием. Если речь о всенощной молитве и Литургии не идёт, то держать тело в храме нет смысла. В древности захоронение совершалось без деревянного гроба — завёрнутого в пелены усопшего несли на доске на кладбище и опускали в могилу которая и называлась «гробом».
Трижды Молитва ко Господу о всяком усопшем Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго раба Твоего или усопшую рабу Твою [имя] и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его или ея согрешения и невольная, возставляя его или ю во святое Второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Молитва ко Господу за внезапно умершего Господи Иисусе Христе, Владыко живота и смерти, Ты рекл еси в святем Твоем Евангелии: бдите, не весте бо, егда приидет Сын Человеческий, в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет. Но мы, земнии и грешнии, предавшеся печалем и сластем житейским, забвению предаем час смерти своея, и тако призываеми бываем к Тебе, Судие неба и земли, внезапу, в час, в оньже не чаяхом и не мнихом.
Тако внезапу призван бысть к Тебе усопший раб Твой, брат наш имя. Неизследимы и непостижимы пути дивнаго Твоего смотрения о нас, Господи Спасителю! Смиренно преклоняю главу свою пред сими Твоими путями, Господи Владыко, и молю Тя усердною моею верою: призри с высоты святаго жилища Твоего и осени мя Твоею благодатию, да исправится молитва моя сия пред Тобою, яко кадило благовонное. Премилостиве Господи, услыши молитву мою за раба Твоего, по неисповедимым судьбам Твоим внезапу похищеннаго от нас смертию; пощади и помилуй претрепетную его душу, позванную к нелицеприятному Твоему суду в час, в оньже не чаявше. Да не яростию Твоею обличиши ю, ниже гневом Твоим накажеши ю; но пощади и помилуй ю, ради крестных заслуг Твоих и, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих, прости ей вся согрешения вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Аще и восхищен бысть раб Твой имя , но обаче в жизни сей верова в Тя и исповеда Тя, Бога и Спаса миру Христа, и на Тя упование имяше: сию убо веру и сие упование вместо дел вмени.
Милосерде Господи! Ты не хощеши смерти грешника, но милостиво приемлеши от него и за него вся, ко обращению и спасению соделоваемая, и Сам благоустрояеши путь его, еже живу быти ему. Молю убо Тя, благоволи такожде воспомянути вся дела милосердия и вся моления, зде на земли творимая за усопшаго раба Твоего, благоволи прияти и мою молитву о нем купно с молитвами священнослужителей Святыя Церкве Твоея, и отпустити душе его вся согрешения, умирити смятенное сердце его, пощадити его от вечныя муки и успокоити в месте светле. Яко Твое есть, еже миловати и спасати ны, Христе Спасе наш, и Тебе единому подобает неизреченная благость и вечная слава со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Ты еси сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих.
Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим мя родителем моим имя ; душу же его, яко отшедшую к Тебе с истинною верою в Тя и твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюся пред Твоею святою волею, еюже отъят бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты, Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третияго и четвертаго рода; но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго для мене раба Твоего, родителя моего имя , но отпусти ему вся согрешения его вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением, сотворенная им в житии его зде на земли, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад, даруй мне во вся дни жизни моея до последняго издыхания моего не преставати памятовати о усопшем родителе моем в молитвах своих и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его в месте светле, в месте прохладне и в месте покойне, со всеми святыми, отнюдуже отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиве Господи!
Приими днесь о рабе Твоем имя теплую молитву мою сию и воздай ему воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молитися Тебе, на Тебе единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им о мне моления пред Тобою и за все дары, им испрошенныя мне от Тебе, воздай ему Своею милостию, Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва ко Господу об усопших наставниках и воспитателях Боже разума, Боже чудес, живый приснотекущий Источниче премудрости! Молю Тя, помяни во Царствии Твоем души усопших раб Твоих, наставников моих имена , яко просвещавших мой ум и вселявших в сердце мое дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и правды, истины и добродетели. Молю Тя, Владыко, милостив буди о гресех их; ослаби, прости и отпусти им вся согрешения, елика сотворили в житии сем, словом, делом, помышлением, ведением и неведением. Воздаждь им, света Подателю, милостию Твоею, щедротами Твоими за вся попечения их о нашем духовном преуспеянии; яви им милость благоутробия Твоего за благая их поучения, за благопотребные их советы и вразумления, яже посеяваху и насаждаху во умах и сердцах наших, яко благия семена; воздаждь им за вся благая небесными и вечными Твоими благами, да узрят в Тебе, Боже, лицем к лицу вечную Истину и да озаряются и наслаждаются трисиятельным Светом Ея в безконечные веки во Царствии Твоем.
С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни, Господи, во Царствии Твоем усопшаго раба Твоего, чадо мое имя , и сотвори ему вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадах наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам.
Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем работая миру и плоти своея, а не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше, молю Тя усердно: прости, Преблагий Отче, чаду моему вся таковая прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем, Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея, Ты исцелил еси дщерь жены хананеянки по вере и прошению матере ея, услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изыми муки вечныя и всели ю со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословеннии Отца Моего, и наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот, Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Ты, по неизреченной любви Своей к нам, грешным и недостойным рабам Твоим, сияеши солнце Свое на злыя и благая, дождиши на праведныя и неправедныя; Ты, Преблагий, заповедуеши нам любити врагов наших, добро творити ненавидевшим и обидевшим нас, благословляти клянущих нас и молитися за творящих нам напасть и изгоняющих нас.
Ты, Спасителю наш, на крестном древе и Сам прощал еси врагов Твоих, хульно ругавшихся Тебе, и молился за мучителей Твоих; Ты дал еси образ нам, да последуем стопам Твоим. Ты, о дражайший Искупителю наш, научивый нас прощати врагов, повелел еси вкупе и молитися за них; молюся убо Тебе, Иисусе Прещедрый, Сыне и Агнче Божий, вземляй грехи мира, прости отшедшаго к Тебе раба Твоего имя и приими его не яко врага моего, соделавшаго ми злая, но яко согрешившаго пред Тобою. Молю Тя, безпредельный в милостех, Господи Боже наш, приими с миром пресельшагося к Тебе от мира сего без примирения со мною; спаси и помилуй его, Боже, Твоею великою и богатою милостию. Господи, Господи! Да не яростию Твоею, ниже гневом Твоим накажеши раба Твоего, творившего ми напасть, оскорбление, поношение и злохуление; молю Тя, не помяни сих прегрешений его, но отпусти и прости ему вся сия по человеколюбию Твоему, и помилуй по велицей Твоей милости. Молю Тя, о Преблагий и Прещедрый Иисусе, яко уз адовых Решителя, смерти Победителя, грешных Спасителя, разреши рабу Твоему сии согрешения, имиже, яко пленицами ада, связася усопший.