Рядом с музеем «Разночинный Петербург» — Пионерская площадь, бывший Семеновский плац, где совершилась гражданская казнь петрашевцев, среди которых был и молодой Достоевский. В центре Москвы открыли памятник молодому Достоевскому.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства в уважении других хороших черт, сама же избавляет себя от самых малейших обязанностей к людям", — писал Достоевский в письме Надежде Сусловой, сестре Аполлинарии. Вместе с тем сам Достоевский оказался страшным ревнивцем и устраивал Сусловой сцены. Лицо его в моменты припадка ревности было отталкивающим, голос звучал визгливо и совершенно по-бабьи. Вслед за ней в Европу поехал и писатель, но нагонять любовницу не торопился: играл в рулетку.
Она разорвала отношения письмом. Достоевский вернулся в Россию, к постели умирающей жены. Их переписка с Сусловой длилась еще много лет. Анна Корвин-Круковская В 1864 году в редакцию журнала "Эпоха" пришли две повести, переписанные женской рукой и подписанные именем Юрия Орбелова.
Писатель оценил дарование неизвестного автора. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Высокая, стройная, с длинными белокурыми волосами и лучистыми зелеными глазами девушка покорила писателя и едва не стала невестой. Достоевский ценил и поощрял ее талант, однако мировоззрения обоих были несовместимы: хотя Достоевский одно время и увлекался социалистическими идеями, к 1860-м годам он все больше тяготел к религии и консерватизму.
Она — чрезвычайно умна, развита, литературно образована, и у нее прекрасное, доброе сердце. Это девушка высоких нравственных качеств; но ее убеждения диаметрально противоположны моим, и уступить их она не может, слишком уж она прямолинейна. Навряд ли поэтому наш брак мог быть счастливым". Со своей стороны, Анна говорила: "Ему нужна совсем не такая жена, как я.
Его жена должна совсем посвятить себя ему, всю свою жизнь ему отдать, только о нем думать. А я этого не могу, я сама хочу жить! Детской любовью в Достоевского влюбилась и младшая сестра Анны — Соня, которая спустя несколько десятилетий стала известна всему миру как выдающийся математик Софья Ковалевская. А в романе "Идиот" появились сестры Епанчины.
Анна Сниткина В 1866 году писатель, испытывавший тяжелую нужду, был вынужден заключить договор с издателем Федором Стелловским, по которому он продал Стелловскому право на издание полного собрания сочинений в четырех томах и обязался написать для него новый роман объемом 12 печатных листов к 1 ноября 1866 года. Он обратился за помощью к знакомому профессору Павлу Ольхину, и тот порекомендовал ему свою лучшую ученицу, 20-летнюю Анну Сниткину. И сделал девушке предложение. А мне она все более и более нравилась.
Так как со смерти брата мне ужасно скучно и тяжело жить, то я предложил ей за меня выйти. Она согласилась, и вот мы обвенчаны. Разница в летах ужасная 20 и 44 , но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива", — писал Достоевский в одном из писем. Они поженились в 1867 году, Анна стала верной помощницей и соратницей Достоевского и родила ему четверых детей.
Благодаря Анне писателю удалось избавиться от пристрастия к рулетке, она взяла на себя руководство финансами семьи, заботилась о быте. Супруги прожили в любви и согласии 14 лет. Переписку они вели чуть ли не с первых дней знакомства.
Праправнук Достоевского Алексей Николаевич. Водил трамвай до Сенной площади, теперь капитан парома. Пытался сочинять, но скоро понял: «Писательство — это болезнь.
У него, по крайней мере, это была болезнь. Он не мог не писать, его это мучило». Достоевский лишь ставит вопросы, никогда не отвечая на них. Пишет только ночью при свечах, не любит запаха керосиновой лампы. Сам он давно уже больше, чем автор. Яркий персонаж в массовой и даже поп-культуре.
В этом высоком юноше не сразу узнаешь Федора Михайловича. Он — герое современных аниме-ильмов. Его персонажи в новых образах на страницах детективов и даже комиксов. Режиссеры по всему миру пытаются разгадать парадоксы той самой русской души. Не просто ведь итальянец Тонино Гуэрра после каждого разлада со своей русской женой вспоминал имя Достоевского.
Это место выбрано не случайно, ведь известный омский журналист и писатель Александр Эрахмиэлович в конце 90-х стоял у истоков зарождения традиции вручения молодым литераторам ежегодной премии имени Достоевского. Проявляет себя в литературном творчестве молодёжь самых разных сфер деятельности: экономисты, инженеры, юристы и преподаватели. Организаторы говорят, конкурс будут проводить и дальше, чтобы развивать богатые литературные традиции города. Фото: 12 канал. По теме: Мэр Омска Сергей Шелест поздравил победителей литературной премии Достоевского Омский музтеатр станет участником фестиваля «Музыкальное сердце театра» Добавить в избранные источники Яндекс.
Новостей Подписаться на канал Яндекс.
Возраст волонтёров варьировался от 15 до 30 лет. Эмоциональность и страстная любовь к литературе и Достоевскому потрясали слушателей до слез. Музей получил много восторженных отзывов. Осенью 2023 года будет объявлен следующий набор на курс. Ждем молодых любителей литературы!
Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
Иллюстрация к роману Ф. М. Достоевского «Подросток». Художник Зегер Александр Борисович, 1956. Именно это произведение читал Достоевский 6 июня 1880 года на празднике в Благородном собрании после церемонии открытия памятника Пушкину в Москве. В День Достоевского молодые экскурсоводы-волонтеры Музея Достоевского расскажут о жизни писателя, об истории создания его произведений, покажут адреса, связанные с судьбой. Кроме того на librebook вы можете скачать книгу Подросток Федор Михайлович Достоевский в формате Fb2, MOBI, EPUB. На Воздвиженке открыли новый памятник Федору Михайловичу Достоевскому, в котором сошлось немало мистических совпадений. В Театре Российской армии пройдут показы Мастерской молодой режиссуры «Достоевский рядом».
Молодым омским писателям и поэтам вручили премию имени Федора Достоевского
Обучение происходило на дому. С его помощью мальчики изучали французский язык. Сыновья преподавателя Драшусова занимались с Михаилом и Федором математикой и словесностью. Позднее в период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением. К сожалению, зимой 1835 года, предположительно, у Достоевского случился первый припадок падучей. В 1837 году в семье произошла трагедия: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез.
Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Произведения всех этих прославленных авторов он предпочитал инженерной науке. В 1838 году Федор Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. После смерти матери отец уехал в Даровое, где было их имение. Однако долго там не прожил. В 1839 году Михаил Достоевский скончался при невыясненных обстоятельствах. После выпуска он получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго.
В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку. Ещё во время учебы в училище Федор Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году. К сожалению, эти первые юношеские произведения не сохранились. Однако переводы его не удовлетворяли, он их так и не завершил. В то же время он одновременно начал работу над собственным романом «Бедные люди». Тогда же Достоевский писал рассказы, потом опять занялся переводами. В 1844 году он окончил перевод на русский язык романа «Евгения Гранде» Бальзака, опубликованного в журнале «Репертуар и пантеон» без указания имени переводчика. В конце мая 1845 года Достоевский завершил свой первый роман «Бедные люди». При посредничестве Григоровича с рукописью ознакомились Некрасов и Белинский.
Достоевский радушно был принят в кружок Белинского и стал знаменитым еще до публикации романа. Все заговорили о «новом Гоголе». Через много лет Достоевский вспоминал слова Белинского в «Дневнике писателя»: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем!.. По словам Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики «натуральной школы» писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом. Белинский не смог оценить новаторство «Двойника». Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик Майков.
На Сенной площади, которую в 19 веке называли чревом Петербурга, начинается история убийцы-мечтателя Родиона Раскольникова, от него — по «канаве» в 19 веке — так называли Екатерининский канал, теперь - канал Грибоедова - к страшному дому старухи-процентщицы, в квартире которой убийство и произошло. Можно начать экскурсию от памятника Достоевскому на Владимирской площади, недалеко от музея.
И через лабиринт петербургских дворов-колодцев пройти с увлеченными экскурсоводами к первой квартире Достоевского в Петербурге, в которой он писал первый роман «Бедные люди», а оттуда вместе с первым героем Достоевского — Макаром Девушкиным, и с героем повести «Двойник» Яковом Петровичем Голядкиным - пройтись по Фонтанке к Невскому и Литейному проспектам, по дороге узнавая про тех, с кем дружил и общался молодой Достоевский. Третья экскурсия в этом году была посвящена «положительно прекрасному человеку» Льву Николаевичу Мышкину: «Петербург романа «Идиот»: вместе с ним предлагалось пройти через дом Настасьи Филипповны и Семёновский плац к страшной Мейеровой стене, отрезавшей жизнь юному Ипполиту, к мрачному «дому-склепу» Парфёна Рогожина, который мерещился в глубине Гороховой улицы. Среди 48 волонтёров, занятых в Дне Достоевского в этом году, были учащиеся 524 гимназии, студенты Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики, РГПУ им.
Купол церкви хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. Впоследствии, всякий раз выбирая квартиру, Достоевский искал такую, чтобы из ее окон была видна церковь. Дом-музей Достоевского в Москве расположен в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных. Фото Lesio, Википедия 6. Первая самостоятельно прочитанная Достоевским книга — пересказ Библии для детей По воспоминаниям А. Помню, как в недавнее уже время, а именно в 1870-х годах, я, разговаривая с братом Федором Михайловичем про наше детство, упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги то есть наш детский и что он бережет его как святыню». Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве. Самым близким человеком был для Достоевского его старший брат Михаил Михаил 1820—1864 и Федор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их. Оба они были страстными читателями и оба мечтали стать литераторами. В конечном итоге оба они пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка. Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались. Достоевский издавал журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864. Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Достоевский хотел носить траур по Пушкину Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было. Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина как поэта была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев». Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта.
Вместе с тем привычный ежечасный самоанализ и спасителен для него при столкновении с искушениями и опасностями. Рефлексия опирается на знания, логику, разум. И все же эта опора оказывается недостаточной, так как душа Подростка нередко попадает во власть инстинктов, страстей, оказывающихся вдруг сильнее доводов рассудка, опрокидывающих сознательные ориентиры. Эти инстинкты, иногда постыдные, живут в подсознании героя и открываются внезапно, неожиданно для него. Таков сон «пророческий» пророчествующий появившееся позднее сознательное намерение о том, как Катерина Николаевна отдается ему за возвращение компрометирующего ее документа. Самое важное в этом сне не чувствительный позыв Подростка, а вдруг открывшаяся в нем «вся бездна его неверия — в идеал, в Катерину Николаевну, в божественную природу человека» Викторович. О, неужели эта бесстыжая женщина — та самая, от одного взгляда которой кипело добродетелью мое сердце? Семнадцатилетняя самоубийца Оля очень быстро утратила веру в людей. Крафт — страстный ум, фанатик идеи — потерял веру в родину и тоже не хочет жить. Васин — умница, человек широких познаний — живет без одушевляющей веры, и потому ни в какое дело не вносит «сердечного пламени». Но главный изъян молодежи, по мысли писателя, — безверие религиозное, а знание без веры мертво. Эта мысль утверждается в беседах Подростка с появившимся в их доме его «законным» отцом, странником Макаром Ивановичем Долгоруким. Старик Макар явился прямым воплощением того, о чем всю жизнь мечтал Аркадий, в чем он и признается уже при первой встрече: «Я вам рад. Я, может быть, вас давно ожидал. Я их никого не люблю: у них нет благообразия... Позднее то же слово произносит Макар в качестве упрека современным «большим людям»: «благообразия не имеют, даже не хотят его... Благообразия — то есть благого образа, достойного человека, который должен помнить, что он «образ и подобие Божие». Главное свойство благообразного человека — истинно братская любовь к другому человеку, ответственность за судьбу другого. Макар сразу поразил Подростка величавым иконописным обликом: «Седой-преседой старик, с большой ужасно белой бородой», «держал себя прямо», «широкоплеч, очень строгого вида, хотя несколько бледен и худ, с продолговатым лицом, с густейшими волосами». Конечно, это впечатление величия произошло и от того, что известно было Аркадию о жизни Макара Долгорукого, о его понимании своей роли в качестве «законного супруга» матери Подростка Софьи Андреевны. Макар Иванович полагал, что церковный брак с ней обязал его быть для нее опорой на всю жизнь, опекуном во всем он даже о денежном обеспечении ее заботился больше Версилова. Сношения его с «семейством» в виде постоянной переписки и посещения «родных» продолжались всю жизнь. Отпустив жену с Версиловым, он «взял грех на себя», а ее простил «великодушно и раз навсегда». Любовь к человеку органически сочетается у него с любовью к миру в целом. Ему свойственно радостно-экстатическое восприятие природы, любование ее «красотой неизреченной», благословение всему живущему на земле. От этой любви и преобладающего эмоционального настроя рождается «веселие» сердца и умиление. По логике Макара, человек, «весело» воспринимающий Божий мир, — это и человек, верующий в Бога: «Ты не безбожник, ты — человек веселый», — говорит он лечащему его доктору. Макар внушает Подростку веру в Бога как доверие к миру, к его нетленной красоте, доверие к человеку, способному посвятить себя тому, чтобы «мир был самое прекрасное и веселое и всякой радости преисполненное жилище... Благодаря Макару в Подростке меняется онтологическое отношение к миру, по-иному видится ему теперь природа бытия. Это замечательно передано в том, как по-разному воспринимает Аркадий «луч заходящего солнца» до встречи с Макаром и после нее. Макар внушает ему представление о тайне бытия, недоступной одному логичному взгляду ученого, о бессмертии любви, завещанной Христом: «и по смерти любовь». И все же наставления Макара Ивановича не спасают Аркадия от его падения, последовавшего за смертью старца. Более того, пытаясь оправдать это падение, мудрствующий Подросток даже силится опереться на некоторые максимы старца, например, на его установку доверять жизни, принимать ее, какова она есть. Задумав шантаж Ахмаковой, пытаясь заручиться поддержкой мошенника Ламберта, Аркадий пробует утешить себя ссылкой на законы жизни: «Ничего, коль с грязнотцой, если цель великолепна! Потом все омоется, все загладится. А теперь это — только широкость, это — только жизнь, это — только жизненная правда — вот как это теперь называется! Эта работа связана с разгадыванием собственной «широкости», а также «широкости» Версилова, а точнее, с осознанием отцом и сыном присутствия в себе «двойника» — человека, поступающего наперекор благородным стремлениям. Теперь даже исповедь Версилова — его рассказ о своих исканиях и утопиях, о «золотом веке» — волнует Аркадия не содержанием идей отца, а тем, как выражается в этом рассказе его личность: «Я был даже растроган, лжи, которой я опасался, не было, и я особенно рад был тому, что уже мне ясно стало, что он действительно тосковал и страдал и действительно, несомненно, много любил — а это было мне дороже всего». Юноша надеется, что отец идет наконец к ладу с миром и браку с матерью. Неожиданны для него новые срывы Версилова: расколотая им икона — благословение Макара, новое бегство из дома и новый фатальный порыв страсти к Ахмаковой. Но и в себе самом Аркадий обнаруживает «двойника»: он уже не во сне, подсознательно, а вполне осознанно понимает, что пытается использовать документ, компрометирующий Ахмакову письмо, в котором она высказывала предположение о сумасшествии своего отца, старого князя Сокольского , не для спасения Версилова, а чтобы принудить ее стать его любовницей или женой. Позднее Аркадий испытывает острое чувство стыда, сознание грязи и мерзости, оттого что поддался двойнику двойник его, кстати, получает и персонификацию — это его товарищ по гимназии, пройдоха и шантажист Ламберт. Версилов получает свободу после смерти Макара Ивановича с точки зрения Макара, он теперь как раз несвободен — обязан жениться на Софье Андреевне, сдержать свое дворянское слово; Версилов же, наоборот, считает своим долгом «восставать против фатума». Аркадий же после катастроф, вызванных обманом и гонениями, сознает себя вправе быть судьей всех, кто зависит от «документа». В заключительной главе проблема самовоспитания утрачивает возрастной характер, рассматривается как задача всякого человека. Эффект же «работы с собой», оказывается, во многом зависит от степени открытости личности для людей, для мира: импульсивный сообщительный Подросток способен лучше понять других, чем всегда сосредоточенный на собственных страстях Версилов. В решающий момент при шантаже Ламбертом Ахмаковой Аркадий обнаруживает вдруг осмотрительность и находчивость, в то время как всегда сдержанный Версилов теряет всякий контроль над собой, покушаясь на жизнь любимой женщины и самоубийство. Но твердость Аркадия в кульминационной и вместе с тем заключительной ситуации обеспечена прежде всего тем, что ему удается победить двойника, что в сознании его утвердилась другая — гуманная, благородная цель — «спасти всех! Говоря теперь о своем отношении к Катерине Николаевне, он заявляет: «О, пусть я покажусь ей мелким мальчишкой, который стерег ее и замышлял заговор; но пусть она сознается, что я покорил самого себя, а счастье ее поставил выше всего на свете». Замечательно это «покорил самого себя» — оно отвечает главной проблеме воспитания, по мысли Достоевского, — смирению «гордым человеком» своей «гордыни». И хотя Аркадий так и не сумел никого осчастливить, он действительно спас, буквально спас от смерти и Катерину Николаевну, и отца. Покорив самого себя, он на самом деле явился спасителем «ближних». Через преодоление эгоизма, тщеславия, «плотоядия» обретает человек свой истинный образ — свой человеческий лик. Обретая же в себе человека, он способен уверовать и в образ Божий в себе — обрести Бога. Таков итог самовоспитания юноши в романе «Подросток». Отец Аркадия Андрей Петрович Версилов относится к разряду правдоискателей из дворян. Варианты этого типа представлены во многих романах русских писателей 1860—1870-х гг. Толстого «Война и мир», «Анна Каренина» , И. Гончарова «Обрыв» , Н. Лескова «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род» , А. Писемского «В водовороте», «Мещане» и др. Все они представляют разновидности образов аристократов, по-своему «идущих в народ», стремящихся нравственно приблизиться к нему и понять ценности демократической культуры. Уже первый рассказ Версилова Аркадию о романе с «мамой» обнажает фальшь в его гуманности и народолюбии. Начавшийся в пору общего увлечения народом, в 1840-х гг. Григоровича, «Поленька Сакс» А. Дружинина союз Версилова с Софьей Андреевной носил искусственный, надуманный характер, хотя сам герой ставил этот «роман» в один ряд с гражданскими побуждениями либеральных дворян: «О, мы тогда все кипели ревностью делать добро, служить гражданским целям, высшей идее; осуждали чины, родовые права наши, деревни и даже ломбард, по крайней мере, некоторые из нас... Версилов полюбил Соню за незащищенность, за «вечную приниженность» перед ним. Признать ее человеком, равным себе, он никогда не мог. Не было у него в начале их связи и настоящего уважения к Макару Ивановичу, хотя с ним Версилов разыграл комедию равенства: человека провинившегося и кающегося перед обманутым мужиком. Позднее этот либеральный жест был осознан Версиловым как самообман: «Я, конечно, ломался, но я ведь тогда еще не знал, что ломаюсь». Впрочем, не одно «ломание» и не одно желание потешиться с молодой крестьянкой было в этой истории. В любви к «маме» проявилось и искреннее и глубокое чувство «кающегося дворянина»: чувство вины перед этой женщиной за ее сломанную жизнь, а вместе с тем чувство вины перед всем приниженным, многострадальным народом, символом которого была для него Софья Андреевна: «Началось с ее впалых щек, которых я никогда не мог припомнить, а иногда так даже и видеть без боли в сердце — буквальной боли, настоящей, физической», — признается он. Версилов любил ее именно как символ народного унижения и нравственной чистоты, то есть «более, так сказать, гуманною и общечеловеческою любовью». Такой же отвлеченный характер носит и выношенная им идея появления в России «еще нигде не виданного высшего, культурного типа» — «типа всемирного боления за всех». Версилов убеждает Подростка, что во всей Европе к 1870-м гг. Разумеется, эта тысяча состоит из любимого им дворянства. К народу, к человеку массы он теперь относится с недоверием. Однажды он высказывается с большей откровенностью: «... И однако же, должно. И потому делай им добро, скрепя свои чувства, зажимая нос и закрывая глаза последнее необходимо. В этих рассуждениях есть зародыши идей, из которых позднее разовьется концепция Великого инквизитора в романе «Братья Карамазовы» : есть мысль об элите, руководящей человечеством на пути к всемирному единству, убежденность, что сила элиты держится на страхе и авторитете, что гуманизм избранных сочетает любовь и презрение к слабым людям. В мыслях Версилова все эти элементы даны не системно — идейные установки героя лишены связующего стержня, подобно его сердечным увлечениям, отражают духовную раздвоенность. И сама позиция Версилова как представителя «высшей идеи», хранителя «знамени», чисто созерцательная, не органичная для его жизни. В этом отношении он является антиподом другому отцу подростка, Макару Долгорукому, у которого вся жизнь является реализацией его принципа «благообразия». Элементы инквизиторской идеи сочетаются у него с верой в то, что человечество пройдет через «страшные муки», достигнет наконец «царствия Божия». В «исповедь» Версилова перед Подростком включен сон о «золотом веке». Автор, с небольшими поправками, перенес описание этого видения из неопубликованной главы «У Тихона», исключенной из окончательного текста романа «Бесы». Сон Версилова представляет «земной рай человечества», очень похожий на изображение картины К. Лоррена «Асис и Галатея». С точки зрения Достоевского, на картине изображена «колыбель европейского человечества». Но этот сон вызвал у Версилова размышления не о прошлом, а о той грядущей гармонии, к которой стремятся социалисты-атеисты и которая, по-видимому, наступит как некая переходная стадия мирового развития, так как люди все больше одержимы идеей созидания мира без Бога. В этом мире люди, утратив веру в бессмертие и любовь к Богу, почувствовали бы себя осиротевшими и «весь избыток» утраченной любви перенесли бы на своих собратьев и на природу. И все же, хотя такой исход представляется Версилову вполне логичным, сердце его не допускает возможности жизни человека без Бога: «... Он приходил к ним, простирал к ним руки и говорил: "Как могли вы забыть Его? Мечтательство есть причина того, что он плохо поддается воздействию «живой жизни», в особенности если она не согласуется с его представлениями о себе и людях. Катерина Ахмакова откровенно признается Версилову в том, почему она его разлюбила, несмотря на его «величайший ум»: «Мне всегда казалось в вас что-то смешное». Это «смешное» в самом чувстве Версилова к ней, в том, что он долгое время принимал свою самую сильную любовь за ненависть, а женщину, обожаемую им, — за человека, недостойного любви. Но эта оценка бросает дополнительный свет на всю жизненную позицию героя.
«Молодежь – Достоевскому» 2023
Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. Лидером ТОП-20 самых издаваемых авторов в России стал Достоевский — он сместил с первой строчки Стивена Кинга. День рождения Фёдора Михайловича Достоевского. Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. #новости #рентв #россия Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского.
Юность. Первые жизненные испытания
В 1845 году писатель закончил свой первый роман «Бедные люди». Некрасов назвал Достоевского «новым Гоголем». В 1847 году Федор Михайлович проникся социалистическими идеями. В 1849 году писателя арестовали, восемь месяцев он провел в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к расстрелу, но незадолго до казни приговор смягчили. Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а затем — на службу рядовым в Семипалатинск.
Писателя амнистировали в 1856 году, после коронации Александра II.
Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения автора «Преступления и наказания». Фото: portal-kultura. Несмотря на этот успех, россияне уже через 30-40 лет могут забыть Достоевского, считают некоторые эксперты. Затерялся в макулатуре Несмотря на информацию книжного сервиса «ЛитРес» о невероятном взлёте продаж книг Фёдора Достоевского, его романы, по данным сервиса MyBook, наравне с произведениями Льва Толстого лидируют в числе непрочитанных. Парадокс: люди, не читавшие их, убеждают всех, что прочли от корки до корки. Принцип «не читал, но осуждаю» остаётся актуальным для российского общества. Миф о России как самой читающей стране не учитывает самого главного — как читают.
Эксперты не рекомендуют оценивать популярность Достоевского, опираясь исключительно на данные о продаже его романов. Некоторые приобретают книги писателя, потому что так нужно, пуская тем самым пыль в глаза: когда на книжной полке «Бесы» или «Идиот», перед нами по умолчанию интеллектуал с хорошим литературным вкусом. Причины, по которым выросли продажи книг, могут быть разные. Всякий, кто хоть что-то понимает в литературе, и без этих данных знает место Достоевского в литературе. Среди тех, кто покупает книги Достоевского, в основном люди средних и старших возрастов. Оценивая литературные пристрастия молодёжи, книгочеи уверены: через три-четыре десятилетия россияне забудут имя Достоевского. Руткевич просит не ругать молодёжь. Он напомнил, что и в СССР многие не читали его романов.
Но это было не так заметно — тогда печаталось «значительно меньше литературной макулатуры, чем сейчас». Проблема в другом: необходимо улучшить преподавание литературы в средней школе.
В руке писателя — произведение Пушкина "Борис Годунов". Арт-объект малой архитектурной формы создан скульптором Анастасией Лужиной, выпускницей Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина.
Молодым омским писателям и поэтам вручили премию имени Федора Достоевского 09.
Поэтесса с техническим образованием Дарья Новгородцева первое стихотворение сочинила, когда только научилась писать. Признаётся, свою профессиональную деятельность с поэзией связывать никогда не хотела. Стала архитектором, но увлечение детства, говорит, никогда не оставит. Свой цикл стихотворений «Венок из горных трав» омичка представила на литературной премии имени Достоевского и стала лауреатом. Говорит, что такие конкурсы просто необходимы, особенно начинающим поэтам. Ты понимаешь, что ты как поэт — нужен», — поделилась Дарья Новгородцева.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Статьи по ключевому слову "Ф. М. Достоевский" — Молодой учёный | Рядом с музеем «Разночинный Петербург» — Пионерская площадь, бывший Семеновский плац, где совершилась гражданская казнь петрашевцев, среди которых был и молодой Достоевский. |
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь | В 1849 г. Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М.В. Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость. |
Фёдор Достоевский – биография, портрет, творчество, женщины и дети, рост | Узнай Всё | Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта. |
Федор Достоевский
«Молодежь – Достоевскому» 2023 | Вскоре произошло знакомство Достоевского с юной девушкой, скрывавшейся за псевдонимом — это была Анна Корвин-Круковская. |
Молодой Достоевский - Valeriĭ I︠A︡kovlevich Kirpotin - Google Книги | Со стенографисткой, которая была на 25 лет его моложе, Достоевский расплатился не гонораром, а предложением руки и сердца. |
Федор Достоевский
Поступок бывшего редактора «Гражданина», воевавшего с «Отечественными записками», был слишком демонстративным на фоне обостряющихся партийных междоусобиц, он отчасти напоминал своей программностью попытку Версилова встать над политической схваткой и провозгласить «всепримирение идей». Подобного рода манифестацию не могли одобрить ни прежние, ни новые союзники Достоевского. Среди последних, пожалуй, лишь Некрасов был действительно увлечен новым романом Достоевского, реакция его соредактора Щедрина, поначалу сдержанно-положительная, быстро сменилась на резко отрицательную см. Позицию редакции в целом выразил Н. Михайловский в «Записках профана» в том же январском номере «Отечественных записок» за 1875 г. Критик остановился на «сцене у Дергачева», где Достоевский использовал некоторые подробности из недавнего судебного процесса о народническом кружке А. Долгушина; редакция, заявил Михайловский, не может одобрить «прискорбную манию» автора «делать из преступных деяний молодых людей, немедленно после их раскрытия, исследования и наказания, тему для своих романов». Решение редакции, несмотря на это, печатать «Подросток» объяснено было тем, что «во-первых, г. Достоевский есть один из наших талантливейших беллетристов, во-вторых, потому, что сцена у Дергачева со всеми ее подробностями имеет чисто эпизодический характер.
Будь роман на этом именно мотиве построен, "Отечественные записки" принуждены были бы отказаться от чести видеть на своих страницах произведение г. Достоевского, даже если б он был гениальный писатель». Это объяснение послужило поводом для ряда спекуляций в консервативной прессе. Впоследствии эту тему подхватила «Иллюстрированная газета» 1876. Соловьев в «Русском мире» — 1876. Образчиком узкопартийной критики были отклики на роман консервативного литератора В. В «Очерках текущей литературы» «Русский мир». Причину творческого поражения критик усмотрел в болезненном тяготении Достоевского к «нестерпимой» для читателя атмосфере «душного и мрачного подполья, где копошатся недоучившиеся маньяки, жалкие выскребки интеллигенции».
Авсеенко уверял, что прежде, в «Русском вестнике», романы Достоевского очищались от «грязи» намек на главу «У Тихона», выпущенную из «Бесов» , редакция же «Отечественных записок» «оказалась менее взыскательною, и нынче г. Достоевский является в своем собственном неисправленном виде». Впоследствии в «Русском вестнике» 1876. Критик либерально-народнической ориентации А. Скабичевский «Биржевые ведомости». Тем не менее и он сошелся с Авсеенко в эстетическом отторжении от художественного мира Достоевского, якобы переходящего грань условного изображения, за которым искусство «перестает быть искусством, а делается уже самой жизнью». Автор «Подростка», сетовал критик, «не ограничивается только тем, что представляет вам ряд своих поэтических образов, но самих вас заставляет участвовать в нравственных страданиях героев». Рассуждения Скабичевского ср.
В этом смысле глубоко прав оказался Вс. Соловьев, автор единственного безоговорочно положительного отзыва на первую часть романа «Санкт-Петербургские ведомости». Неприязненный прием, встреченный романом, сам Достоевский объяснял «умственной несложностью» критиков, тем не менее газетные отклики подтолкнули его к прямому диалогу с читателями. План предисловия к «Подростку» остался нереализованным, но момент эстетической саморефлексии получил продолжение в черновиках рассуждения Версилова на тему «будь я романистом» , а затем в окончательном тексте романа в форме письма учителя Николая Семеновича к Аркадию. Отталкиваясь от традиций дворянской романистики от Пушкина до Л. Толстого, запечатлевшей «красивые законченные формы» бытия, Достоевский прогнозирует явление нового романа, художественно аутентичного новой эпохе «общего беспорядка и хаоса». Не дожидаясь прихода адекватной критики см. Довольно, будущее покажет...
Насколько глубока была пропасть между автором и его критиками, показывает и то, как был понят этот финальный аккорд романа, воспринятый под знаком тогдашней полемики о судьбе дворянства. Рассуждения об исторически выработавшемся красивом дворянском типе, воплощающем идеал чести, были опровергнуты Н. Михайловским, Г. Успенским и, напротив, горячо поддержаны К. Леонтьевым, но и та, и другая сторона, по существу, свели позицию Достоевского к идеям генерала Р. Фадеева, отстаивавшего сословные привилегии дворянства в книге «Русское общество в настоящем и будущем Чем нам быть? Достоевский спорил с нею и трактовал идею «лучших людей» как в «Подростке», так и потом в «Дневнике писателя» , исходя исключительно из необходимости нравственных авторитетов для общества см. Проблема «лучших людей» в наследии Ф.
Еще в меньшей степени понят был Достоевский в его размышлениях о новой романной форме: К. Леонтьев недоумевал, как в столь бесформенном романе оказались возможными рассуждения о красивой форме. Характерным был отзыв И. Тургенева: «... Салтыкову-Щедрину от 25 нояб. Вернувшись к роману Достоевского по окончании его публикации, Скабичевский «Биржевые ведомости». Ответом Скабичевскому могла бы послужить рецензия Н. Гребцова в «Киевском телеграфе» 1876.
Однако эта глубокая мысль промелькнувшая и в первых отзывах Скабичевского была дезавуирована примитивной трактовкой романа как обличения высшего общества. В традициях добролюбовской реальной критики попытался прочесть роман «Подросток» П. В результате получилось, что «Подросток» — роман о «забитом идейном человеке» Аркадии, который создал идею наживы в полном соответствии с потребностями и привычками окружающей среды. Романист при этом «проглядел» других, «реальных подростков», противодействующих породившей их среде. В силу этого Достоевский «хотя и бесспорно талант крупный, но в высшей степени односторонний». Разойдясь с современной критикой и получив от нее репутацию неудачного, впоследствии «Подросток» наименее переиздаваемый роман Достоевского был заслонен последней вершиной писателя, романом «Братья Карамазовы». Он оказался затененным и в русской религиозно-философской критике, заново открывшей Достоевского для XX в. К нему обращались А.
Блок, Г. Гессе, Ф. Кафка, Ф. Мориак и др. Бердяев, давший несколько проникновенных характеристик «иррациональному» Версилову и его «огненной страсти», «небывалой» в мировой литературе редкий случай необличительного отношения к этому герою; как разновидность «гордого человека», еще не стершего границу добра и зла, рассмотрен в кн. Бог и мировое зло. Образ Крафта послужил В. Розанову основанием для концепции женственности русской души см.
Начало научому изучению романа было положено в 1920-х гг. В работах В. Комаровича ставилась проблема художественного единства «Подростка» в противовес сложившейся репутации хаотичного произведения. Исследователь доказывал, что это единство образуется в процессе сюжетного вытеснения Подростка Версиловым с его «любовью-ненавистью» к Ахмаковой эту точку зрения развивал и К. В работах А. Бема были освещены некоторые литературные источники «Подростка» Пушкин, Грибоедов, Л. Постепенно на первый план вышла проблема генезиса произведения, особенно в связи с публикацией и изучением подготовительных материалов к роману. Особая роль в этом отношении принадлежала А.
Итогом его научной деятельности явились исследования творческой лаборатории автора «Подростка» и издание набросков к роману. Компоновка черновиков, предложенная Долининым, впоследствии была пересмотрена текстологами, подготовившими 16-й том Полного собрания сочинений Ф. Достоевского в 30 т. Архиповой, Г. Галаган, Е. Кийко, И. Работа текстологов и комментаторов, прояснивших многие моменты творческой истории и канонического текста, создала фундамент для дальнейших исследований и в целом подняла интерес к этому роману. Долинин предложил также ряд прототипических версий, закрепленных затем научной традицией.
Так, в образе Версилова было обнаружено движение «от Чаадаева к Герцену», а в образе Подростка — «материал» биографии и творчества Некрасова важные уточнения в эту последнюю параллель внес Е. Семенов, отметивший особую роль темы покаяния, сближающей роман с миром Некрасова. В советском литературоведении, особенно конца 1950-х гг. Большое хождение получила версия, впервые выдвинутая А. Долининым, согласно которой роман был ответом на предложение Н. Наиболее аргументированно эта точка зрения была опровергнута Е. Семеновым, тем не менее социологические прочтения романа долго оставались главенствующими не только в работах В. Ермилова, М.
Гуса или В. Кирпотина усмотревшего «утопизм» и «пассивизм» едва ли не у всех ведущих героев романа. Некоторому ослаблению догматических подходов способствовали прочтения, предложенные Н. Чирковым антиномия социальная и антисоциальная, тема «живой жизни» в «Подростке» как «романе самопознания» , В. Тунимановым, Г. Щенниковым, В. Предположение последнего, что у Достоевского «перенос вопроса из плоскости логической в плоскость моральную, из сферы теории в сферу поступков становится основой трагически-философского сюжета» было своеобразным актом сопротивления общественному застою 1970-х гг. С середины 1960-х гг.
Бахтина, Л.
Но отнюдь не возносящийся над «мужиком Мареем», а, напротив, духовно связанный с ним. Но порой создается впечатление, что Федор Михайлович для вас — лишь повод к большому разговору: о России, о революции, о терроре… В вашей последней работе «Возвращение билета» задействованы чуть ли не все главные имена русской литературы — от Чаадаева и Белинского до Мандельштама, Заболоцкого, Булгакова, Синявского, Солженицына. Но согласитесь, что и «Возвращение билета», и «Последний год Достоевского» далеко выходят за рамки «чистого» литературоведения.
По этому поводу замечено: «Но для того чтоб мною ведать, вам надобно меня убить». Значим не только текст, но и контекст: исторический, психологический, бытовой. Литература не объяснима исключительно из нее самой. Хотелось бы постичь не только механизм возникновения образа хотя это тоже важно , но и причины жизни, ему потворствующие.
В «Возвращении билета» Достоевский лишь один из персонажей, но он — тот магический кристалл, сквозь который различима суть вещей. Неужели нельзя без потрясений? Но ведь тогда получается: чем хуже жизнь, тем лучше литература. Как-то нецивилизованно, негуманно… Может, ну ее, такую литературу?..
Когда отец Мережковского привел к Достоевскому своего пятнадцатилетнего отрока и тот стал читать ему свои слабые юношеские стихи, слушатель с неудовольствием заметил: «Чтобы хорошо писать, надо страдать! Папашу можно понять. Но писатель сам делает выбор. Вы думаете, автор «Бедных людей» очень стремился на эшафот?
Нет, этот подсознательный суицидальный синдром был следствием глубокого недовольства собой, в том числе как художником. Он хотел, как говорят его каторжники, «переменить судьбу». Не будь Семеновского плаца и Сибири, написались бы те же «Братья Карамазовы»? Не знаю.
Вообще, биография таких писателей, как Пушкин, Толстой, Достоевский, — часть национальной истории. Изымите из нее биографию Пушкина с Царским Селом, Югом, Михайловским, Болдино, да, пожалуй, и с Натали — это будет уже история другой страны. А у нас даже художественное событие может равняться Аустерлицу. Кто знает, отдайся Татьяна Онегину — мы, может быть, уже давно примкнули бы к мировой цивилизации.
С другой стороны, не надо преувеличивать силу писательского слова. Ведь все предупреждения были сделаны: Достоевским, философами Серебряного века, тем же Толстым. И что же? Разве это остановило «грядущих гуннов»?
В древности пророков побивали камнями. В новейшие времена им дают газетную колонку и хвалят стиль. Или преобладают «граждане мира», люди без рода и племени? Это те, кто знает предшественников.
А которые «не хотят знать», просто валяют ваньку. Если же говорить о биологической составляющей, о наследственности — для писателя она столь же существенна, как и для водопроводчика.
Достоевские у Рукавишникова получаются очень задумчивые. По этой причине злые языки окрестили памятник у библиотеки «похмельный Федя». Теперь неподалеку появилась свежая скульптура. В противовес своему антиподу, стоящему у РГБ, молодой Достоевский прямо смотрит перед собой — не измученный еще ни фальшивой казнью, ни каторгой, ни эпилепсией.
Лицо писателя сосредоточено и серьезно — именно в этом возрасте Достоевский решил основательно заняться литературой.
Родители не разрешали детям прямого общения с посетителями больницы, но невозможно было утаить от чуткого и наблюдательного ребенка, каким был Федор Достоевский, мир, который ежедневно, в течении пятнадцати лет, открывался из выходивших в больничный двор окон квартиры, который, без сомнения, возникал в разговорах родителей и домочадцев, соседей. Это был мир людей страждущих, ищущих помощи и поддержки, надеющихся и обреченных.
Можно только представить, сколько лиц и судеб повидал в своем детстве Достоевский. Мир московской Мариинской больницы для бедных стал для него настоящим жизненным университетом. Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знавшим его», — писал о Достоевском его друг А.
Неподдельный демократизм Достоевского и его душевная отзывчивость к людям — воспитывались здесь. И неслучайно первое слово, которое услышал русский читатель от Достоевского, было слово «бедные» в названии романа «Бедные люди» — слово из наименования Мариинской больницы. Достоевского с детства приучали помогать ближним Первые уроки благотворительности Достоевский получил еще в детстве.
Так, во время ежедневных летних прогулок вместе с родителями, вспоминает А. Деревянный дом флигель , состоявший при Достоевских из господской части и людской избы. Рядом обозначен археологический раскоп на месте предполагаемой «мазанки», первого жилища Достоевских в 1832 году.
А когда в имении Достоевских случился пожар, жившая в их доме няня Алёна Фроловна, вспоминал Федор Михайлович в 1876 году, видя в какое отчаяние пришли его родители, предложила его матери Марии Федоровне: «Коли надо вам будет денег, так уж возьмите мои, а мне что, мне не надо», имея ввиду накопившиеся за годы службы и отложенные на старость средства — почти 500 рублей. Помогли тогда и родственники Куманины. В свою очередь Мария Федоровна каждому крестьянину-погорельцу выдала по 50 рублей на восстановление хозяйства.
Позже, в 1839 году, те же Куманины проявили заботу об оставшихся сиротами младших детях Достоевских. Достоевский был крещен в больничной церкви При московской Мариинской больнице для бедных была домовая церковь святых апостолов Петра и Павла, освященная в 1806 году. В 1821 году в ней был крещен писатель.
Вместе с родителями он посещал храм каждое воскресенье. Купол церкви хорошо виден с крыльца квартиры Достоевских. Впоследствии, всякий раз выбирая квартиру, Достоевский искал такую, чтобы из ее окон была видна церковь.
Дом-музей Достоевского в Москве расположен в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных. Фото Lesio, Википедия 6.
Фёдор Достоевский
Именно это произведение читал Достоевский 6 июня 1880 года на празднике в Благородном собрании после церемонии открытия памятника Пушкину в Москве. Он даже высмеивал молодого Достоевского, что очень ранило честолюбивую душу Федора Михайловича. Юные Достоевские читали — и много — уже с четырех лет, и так же много молились.
Книга. В. Кирпотин. «Молодой Достоевский» — 12524805
В Москве появился молодой Достоевский — фото | федор достоевский, новости культуры, книги. |
В Москве открыли памятник молодому Достоевскому » Лиterraтура. Электронный литературный журнал | НЕМНОГО О МОЛОДОМ ДОСТОЕВСКОМ, И ЕГО ЛИТЕРАТУРНЫХ ДНЕВНИКАХ | ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ как выглядит. |
В Москве появился молодой Достоевский — фото
Вопрос лишь в проценте этой молодёжи. Желательно, чтобы он был повыше», — добавил Руткевич. Читайте также: От Достоевского до QR-кодов на выход из дома Литература без обязаловки Чтобы тиктокеры не уничтожили память о великом писателе, его книги «нужно актуализировать и рассматривать через существующие реалии», отметил политолог Сергей Марков. Он привёл как пример роман «Преступление и наказание», где поднята «актуальная для нашего времени проблема: имеет ли гражданин право убивать человека, которого он считает плохим, бесполезным».
Но она, к сожалению, растворяется, разбегается. Нужно концентрировать эту мысль. То же самое касается «Бесов».
По сути, это роман об иностранных агентах. Через такую современность и нужно смотреть на Достоевского. Если этого не делать, то те же самые проблемы, озвученные в «Преступлении и наказании», в «Идиоте», в «Бесах», придут к нам, но уже в западных комиксах.
Угроза Достоевскому — западные комиксы и плохое преподавание литературы», — сказал ForPost Марков. Заслуженный учитель России Лев Соболев также считает, что настало время менять методику преподавания литературы в школе. Однако вряд ли эти реформы приведут к желаемому результату, считает он: «Литература — предмет специфический, требующий серьёзных усилий и не имеющий отношения к прагматике.
Если ты будешь усиленно заниматься математикой, то у тебя больше шансов поступить в вуз, найти высокооплачиваемую работу. От того, что ты будешь знать все романы Достоевского, в твоей жизни, скорее всего, ничего не изменится. Поэтому я бы в старших классах преподавал литературу факультативно.
Изучать этот предмет без обязаловки было бы куда интересней.
Кстати сказать, название конференции созвучно с названием энциклопедического словаря «Ф. Достоевский и его окружение», написанного 20 лет назад известным исследователем творчества великого русского писателя, большим другом Дома-музея Ф. Достоевского и постоянным участником Международных Старорусских чтений «Достоевский и современность» Сергеем Владимировичем Беловым, скончавшимся в 2019 году. В этом году география участников стала шире. К традиционной аудитории старорусцев и новгородцев прибавились докладчики из Валдая. Да и количество научных работ стало больше. По-видимому, молодёжь привлекала заявленная тема нынешней конференции: исследование литературных связей между Ф. Достоевским и А.
Пушкиным идеи, контексты, реминисценции, образы, сюжеты , соотнесению биографий этих писателей, анализу их произведений. Один из юных докладчиков так увлёкся, что ввернул фразу о влиянии Достоевского на творчество Пушкина, но тут же поправился. Впрочем, атмосфера мероприятия была более чем дружелюбная.
Без юного энтузиазма молодых достоевсковедов было бы очень трудно 4 часа в любую погоду чаще всего в День Достоевского бывает солнечно и слишком жарко проводить экскурсии. За один день более 1000 человек, некоторые из которых специально приезжают в Петербург в этот день, открывают для себя литературный Петербург, населенный героями Достоевского. На Сенной площади, которую в 19 веке называли чревом Петербурга, начинается история убийцы-мечтателя Родиона Раскольникова, от него — по «канаве» в 19 веке — так называли Екатерининский канал, теперь - канал Грибоедова - к страшному дому старухи-процентщицы, в квартире которой убийство и произошло. Можно начать экскурсию от памятника Достоевскому на Владимирской площади, недалеко от музея. И через лабиринт петербургских дворов-колодцев пройти с увлеченными экскурсоводами к первой квартире Достоевского в Петербурге, в которой он писал первый роман «Бедные люди», а оттуда вместе с первым героем Достоевского — Макаром Девушкиным, и с героем повести «Двойник» Яковом Петровичем Голядкиным - пройтись по Фонтанке к Невскому и Литейному проспектам, по дороге узнавая про тех, с кем дружил и общался молодой Достоевский.
Нравы инженерного училища, допускающие господство старших товарищей над младшими, драки, кутежи, — совсем ему не нравились». А вот что писал Д. Григорович: «Федор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился, не принимал участие в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединенного места… В рекреационное время его всегда можно было… найти… с книгой». Об этом же свидетельствовал и К. Трутовский: «Достоевский держался замкнуто, несколько отстраненно, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок». Действительно, начитанность Достоевского создала ему определенный авторитет среди друзей и соучеников. В училище оформились и первые собственные литературные замыслы будущего писателя. В 1841 году на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих ранних драматических произведений, которые не дошли до нас и известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов».
Эти романтические драмы рождают ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. Пушкина, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского. В юности он читал горячо, с увлечением, не дававшим ему уснуть ночами, «Историю» Карамзина знал почти наизусть, зачитывался У Шекспиром, В. Гюго, страстно любил романы Жорж Санд. Он столь серьезно увлекся произведениями французской писательницы, что и много лет спустя после знакомства с ее первым романом писал о ней: «Появление Жорж-Занда в литературе совпадает с годами моей первой юности, и я очень рад теперь 1876 г. Надо заметить, что тогда только это и было позволено, — т. Сохранение этой веры до конца обыкновенно составляет удел всех высоких душ, всех истинных человеколюбцев… Она основывала свои убеждения, надежды и идеалы на нравственном чувстве человека, на духовной жажде человечества, на стремлении его к совершенству и к чистоте, а не муравьиной необходимости.
Она верила в личность человеческую безусловно даже до бессмертия ее , возвышала и раздвигала представление о ней всю жизнь свою — в каждом своем произведении, и тем признавала ее свободу…» В литературных увлечениях главным товарищем Достоевского был его брат Михаил, и на этой общности умственных интересов и выросла их дружба. Известно, что в юные годы Достоевский был очень увлечен произведениями Н. Великий сатирик стал целой эпохой в становлении и росте начинающего писателя. Задолго до своих первых выступлений в печати Достоевский уже знал в основном «всего» Гоголя — и его украинские рассказы, и «Петербургские повести», и «Ревизор», и «Мертвые души». Страстно увлеченный литературой, Достоевский продолжал учиться на военного инженера, впрочем, без какого-либо энтузиазма. В феврале 1841 года он сдал экзамен на чин прапорщика полевых инженеров, а 5 августа того же года последовал приказ о производстве Достоевского в нижний офицерский чин — полевые инженеры-прапорщики. После нескольких лет казарменной жизни это был хоть какой-то проблеск свободы, поскольку прапорщики-офицеры могли жить уже не в стенах Инженерного замка, а на частных квартирах.
"Ф. М. Достоевский":
Фёдор Достоевский учился в элитном частном московском пансионе, поступил в Главное инженерное училище в Петербурге. От повсеместной похвалы и сам молодой Достоевский начал терять голову и в конце концов стал воспринимать себя как гения. Споры между ними начинались именно тогда, когда молодой Достоевский отстаивал учение Христово, названное Белинским «ложным и невежественным». От повсеместной похвалы и сам молодой Достоевский начал терять голову и в конце концов стал воспринимать себя как гения. Юный Достоевский тяжело переживал смерть Пушкина, которая произошла через несколько месяцев после смерти его матери. федор достоевский, новости культуры, книги.
Достоевский наставлял детей императора, бешено ревновал жену и вечно жил в долг
Ночи юный Достоевский проводил за первой пробой своего пера. Молодой Достоевский начал различать любовь от физического наслаждения. Памятник молодому Достоевскому. Автор скульптуры Анастасия Лужина изобразила писателя в 25-летнем возрасте, именно тогда Достоевский решил посвятить себя литературе полностью. Именно это произведение читал Достоевский 6 июня 1880 года на празднике в Благородном собрании после церемонии открытия памятника Пушкину в Москве. Споры между ними начинались именно тогда, когда молодой Достоевский отстаивал учение Христово, названное Белинским «ложным и невежественным». НЕМНОГО О МОЛОДОМ ДОСТОЕВСКОМ, И ЕГО ЛИТЕРАТУРНЫХ ДНЕВНИКАХ | ВИКТОР КРУШЕЛЬНИЦКИЙ как выглядит.