Причина в том, что старый новый год считается по старому календарю (юлианскому), который был использован до середины 20 века в России.
Почему отмечают Старый Новый год
- Старый и новый календарные стили - Схемы и пособия
- О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
- Почему русский Новый год перенесен на 1 сентября?
- Старый Новый год 2022: история и традиции | 360°
Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год по-другому
В 2023 году берберский новый год включён в число официальных выходных королевства Марокко. Праздник отмечается в согласии с юлианским календарём и приходится на 14 января по григорианскому [5].
А по причине различия счислений через несколько столетий старый стиль сравняется с астрономическим календарём, а новый стиль не сравняется даже и через две тысячи лет. Итак, астрономически самым точным является не тропический год, по которому размерены календари, а год сидерический, звёздный. Но звёздный год не очень удобен в обиходе, например, так же, как неудобно считать, что курица ежедневно несёт 0,7 яйца, ибо она несёт целые яйца. И мы привыкли к целым числам и к измерению времени по Солнцу, а не по звёздам, хотя последнее точнее. Итак, между неточным тропическим годом и точным сидерическим годом и находится иулианский год, который ближе к сидерическому году, нежели григорианский календарный год. Потому и оказывается старый стиль точнее нового. Эта удивительная закономерность не была замечаема по причине желания привязать равноденствие к 21 марта, ибо новый стиль был ложно догматизирован в римском католицизме: «непогрешимый» папа римский объявил непогрешимым нововведённый календарь, в котором равноденствие всегда должно быть 21 марта. Кроме иулианских дней и иулианских годов, о которых говорилось выше, в астрономии есть и с 2000 года опять закономерно вводится иулианское столетие, то есть грядущий век будет иулианским, а не григорианским.
Об этом можно прочесть в приложении к книге «Астрофизические величины» стр. Итак, предстоящее столетие будет иулианским, а не григорианским, то есть счёт годов будет вестись по старому стилю, в котором каждые три года имеют по 365 суток, а четвёртый год — 366 суток. Это использование иулианского столетия то есть счёта по старому стилю вовсе не случайное, а совершенно закономерное явление в астрономии. Старый стиль удобен, прост и не испорчен ложной наукой под влиянием политики. Старый стиль употребляют в Церкви и в астрономии, там, где требуются точные вычисления. Иулианский период, или иулианские дни, поныне используют астрономы а вовсе не григорианские , ибо когда «непогрешимый» папа римский Григорий в 1582 году , введя новый календарь, запретил старый календарь иулианский , то на следующий год этот старый стиль возродился в астрономии под названием юлианского периода, или юлианских дней. Их ввёл учёный Скалигер, ибо он был против нового календаря в котором был нарушен непрерывный счёт дней , хотя дату начала эпохи он ввёл искусственную, а не от Рождества Христова или от другого великого исторического события. Кстати, и Николай Коперник, которого пригласили в папскую комиссию по реформированию календаря, отказался от участия в ней и от введения нового календаря, оставшись верным старому, так как справедливо считал, что астрономия ещё не достигла требуемой точности для реформирования календаря. И действительно, новый стиль оказался неточным. И вот уже в нашем веке православный югославский учёный, геофизик, математик и астроном Милутин Миланкович 1897-1958 гг.
Кстати, известные астрономические «циклы Миланковича», открытые им, многое прояснили учёным в космической истории земли. Здесь уместно напомнить, что новый стиль, то есть современный календарь, давно уже устарел и его хотят заменить или исправить: уже более чем полтора столетия среди учёных и не только учёных ведутся обсуждения об исправлении современного календаря григорианского и уже поступили многочисленные предложения, десятки всевозможных проектов календарей, а в 1923 году была создана при Лиге Наций особая комиссия по календарной реформе, эта же комиссия действует и в теперешней Организации Объединённых Наций, и уже издано немало книг и статей с самыми различными расписаниями так называемых вечных календарей. Впрочем, нужно отметить, в некоторых проектах вечных календарей предусматривается исчисление и по старому стилю. То есть старый стиль не меняется, а новый календарь подлежит изменению. Второй ватиканский собор 4 декабря н. Новый стиль, оказывается, не имеет научной точности, на которую претендовал, и уже устарел! Приведём ещё одно научное свидетельство, что старый стиль точнее нового. По «Астрономическому календарю» на 1995 год можно сравнить даты начала времён года по старому стилю, по новому стилю и по данным астрономии. То есть, иными словами, старый стиль точнее нового в три раза. А это значит: не старый стиль отстаёт, а новый стиль спешит.
Точнее, спешат оба, но новый стиль уж слишком тороплив.
По другой версии, Агатуха произошла от глагола «гагатать» смеяться, веселиться. Белорусские девчата гадали в этот день о желанном замужестве. Во время щедрования водили «козу» «вола», «кобылку», «тура», «медведя», «журавля» при этом пели щедровки , главной из них была: «Го-го-го, коза! Происходило это праздничное действо и в домах, и под окнами домов. Отличались щедровные песни от рождественских преимущественно припевом, где вместо «Светлый вечер» поётся «Щедрый вечер». В русской традиции день святой Маланьи посвящался хлопотам приготовления праздничного обильного и сытного застолья. Принято было считать, чем богаче накрыт стол, чем радостнее и гостеприимнее оно пройдет, тем счастливее все сложится в предстоящем году. На Маланью было принято всем празднично наряжаться и к этому готовились старательно.
Отсюда пошли народные пословицы и поговорки: Маланья — кишечница, колбасы едят. Наварила, ровно на Маланьину свадьбу. Наряжается, что Маланья на свадьбу. В приграничных русско-украинских и украинско-молдавских районах во время колядования по домам ряженые колядовники часто разыгрывали шуточную свадьбу Василия и Маланьи Васыля и Маланки. В украинской традиции в «старопредновгодний» вечер тоже готовилось обильное праздничное скоромное угощение. Колядовники рядились, по дворам щедровали, развлекались и радовали односельчан праздничными забавами и играми. Само название «щедрый» вечер идет от богатый и добрый вечер, а не так как в Святой вечер, предусматривавший только постные угощения.
Соответственно России было необходимо ввести одинаковое летоисчисление со своими соседями. Примечательно, что формальный переход на празднование Нового года 1 сентября произошел сразу после принятия христианства. Но славяне крайне бережно подходят к своей истории и к своим традициям, поэтому, несмотря на внедрение юлианского календаря, люди продолжали праздновать Новый год 1 марта, как это делалась веками ранее. Интересно, что большой логики в начале года 1 сентября нет. Во многом поэтому славяне и не принимали эту дату. Перенос Нового года на 1 января В 1699 году Петр 1 издает указ, согласно которому новый 1700 год наступит не 1 сентября, а 1 января. Это указ известен под названием «О реформе календаря в России». Это был один из первых шагов русского царя после возвращения из Европы. Как известно Петр 1 был явный почитателем и подражателем всему, что делалось в Голландии и Англии. А поскольку там Новый год наступал уже 1 января — значит и в России нужно было сделать точно также. По традиции Петра навязывание нового праздника шло с большой жестокостью — наказать могли любого, кто ослушался бы приказа царя. Именно в это время впервые начинаются использоваться такие атрибуты Нового года, как: Салюты. Как известно Петр 1 лично запустил первый салют на праздник. Массовые застолья и пьянство, которое так одобрял царь. Очень хорошо об этих событиях рассказывается в романе Алексея Толстого «Петр первый».
Новый год, старые времена
Последние новости России и Мира» Новости» Статьи» Наследие» Новый Год по юлианскому календарю в Московской Тартарии. Год по этому «новому» календарю равен 365,2425 суток. Именно поэтому празднование Нового года по старому календарю приходится с 13 на 14 января.
Юлианский календарь: установление 1 января датой Нового года
- Новый год: история, традиции, интересные факты о самом веселом празднике
- Почему в Древней Руси праздновали Новый год 1 марта?
- Старый Новый год
- Новый год по старому стилю — история
О чем говорят и о чем умалчивают проповедники «нового стиля»
Традиции отмечать Новый год дважды меньше ста лет. До 1918 года Россия жила по древнему юлианскому календарю. Западная Европа отказалась от него еще в XVI веке. Многие россияне не отказались от празднования Нового года по юлианскому календарю, то есть отмечают не только Новый год, но и старый Новый год. По юлианскому календарю продолжительность каждого года оказывается больше продолжительности тропического года на 11 минут и 14 секунд.
И Старый, и Новый: что мы празднуем 14 января
А вот православные аналогичный праздник встретят только 7 января. Почему так сложилось, в нашем материале. Католики и несколько поместных православных церквей празднуют Рождество 25 декабря. Армянская апостольская церковь — 6 января. Рождественский рынок в Нюрнберге, Германия. Литография XIX века Опаздывающий календарь Когда христианский мир еще не успел расколоться, Рождество праздновали 25 декабря. Первое упоминание о том, что именно в этот день верующие отметили именно этот праздник, относится к 300-м годам. Тогда весь мир жил по юлианскому календарю.
Он был лучше предыдущей системы летоисчисления, но все же оставался не совсем точным. Из-за этих неточностей раз в 128 лет накапливался один нигде не учтенный день. С веками разница между годом календарным и астрономическим все больше и больше увеличивалась. Пасха начала праздноваться слишком рано и выпадала на разные дни недели. С тех пор католическая церковь пользуется григорианским календарем, а Русская православная — юлианским. Со временем на григорианский календарь стали переходить и другие страны мира, в том числе те, в которых часть населения относит себя к православию.
Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Празднование нового года после крещения Руси Вместе с христианством на Руси 988 г. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Укрепление православия в средневековой Руси, установление христианства как религиозной идеологии, естественно, вызывает использование «священного писания» как источника реформы, вносимой в существующий календарь. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания; установив и обосновав его библейской легендой, русская православная церковь сохранила эту новогоднюю дату вплоть до современности как церковную параллель гражданскому новому году. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот. Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью и известного в простонародье под именем Семена летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был у нас торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов. Нововведения Петра I в празднование нового года В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова. Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чём-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает "впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова". Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах. В Петровском указе писалось: "... По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...
В сентябре новый год отмечали более двухсот лет. А 20 декабря 7208 года Петр I подписал именной указ, по которому новый год следовало считать с 1 января. При этом новый год считали 1700-м. День 1 января в истории Точность Юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается один дополнительный день.
При исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. Примеры Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы , для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения — то есть 8 сентября по н. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года просто в разных странах действовали разные календари.
Старый Новый год 2023: какого числа отмечают, история праздника, приметы, традиции
Благодаря этому и появился праздник Старый Новый год, соответствующий 1 января по юлианскому календарю. Старый Новый год — Новый год по юлианскому календарю (по старому стилю). Наступает в ночь с 13 на 14 января. Неофициальный праздник, традиционно отмечаемый в странах, церкви которых отмечают Рождество по юлианскому календарю (7 января). Традиция отмечать Старый Новый год появилась в России после Октябрьской революции, когда советское правительство ввело в стране григорианский календарь, которым пользуется большинство государств. Многие россияне не отказались от празднования Нового года по юлианскому календарю, то есть отмечают не только Новый год, но и старый Новый год.
Старый Новый год 2022 — когда отмечают и как празднуют Новый год по старому стилю
После полуночи 14 января наступает праздник земледелия, который связывали с будущим урожаем, — Васильев день. В этот день раньше дети ходили к соседям и посыпали их дома зерном — считалось, что такой обряд привлечет хороший достаток и урожай. В новогоднюю ночь — на Васильев день, 14 января — был обряд хождения по домам, чтобы угощаться блюдами из свинины. Гостей нужно было накормить пирогами со свининой, вареными или запеченными свиными ногами и другими блюдами. Также на стол могли поместить свиную голову. Люди верили, что если в эту ночь на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в хозяйстве в изобилии и приносить хозяевам хорошую прибыль, так как Василия считали покровителем свиноводов. Раньше существовал также обряд варения каши — старшая из женщин в семье приносила крупу из амбара, обычно гречневую, а старший в семье мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя — они стояли на столе.
Затем все садились за стол, старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные слова, потом все вставали из-за стола, а кашу хозяйка ставила в печь. Готовую кашу доставали и внимательно рассматривали. Если горшок был полным, а каша — наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая. Такую кашу съедали утром. Если каша вылезала из горшка либо горшок трескался, то считалось, что ничего хорошего в семье не будет, и ждали беды.
При этом каждый, конечно же, считает, что его точка зрения абсолютно верна, а оппонент заблуждается. Константинополь Но у раскола есть и множество других предпосылок, не все из которых имеют отношение к религии.
Были на то и политические, и культурные причины. Рим и Константинополь жили слишком по-разному и при этом мало взаимодействовали. Разница в культуре и менталитете западного и восточного мира, помноженная на отсутствие диалога, все больше отдаляла друг от друга два центра христианского мира. Масла в огонь подливали и политические разногласия, борьба за власть. Все это привело к тому, что в начале второго тысячелетия представители двух спорящих сторон рассорились окончательно и предали друг друга анафеме. В 1054 году никто и представить не мог, что все это так затянется. Разница в традициях Разделившись, две христианские церкви стали укреплять и множить разногласия и разночтения, превращая небольшую трещину между западным и восточным миром в огромную пропасть.
Рождественская месса в Вифлеемской церкви Рождества Христова, 1992 год Помимо разного подхода к учению о Святой Троице, католики и православные спорят и о многом другом. Папа Римский непогрешим и никогда и ни в чем не может ошибаться, патриарх в православии такими привилегиями не обладает. У католиков есть Чистилище, у православных его нет. В Католической церкви все духовенство должно быть неженатым, у православных есть священнослужители-монахи, но есть и женатые. Католики категорически против любых противозачаточных средств, православные смотрят на контрацепцию менее строго.
Позже традиция детских елок получила развитие и сохранилась до сих пор. В качестве подарков детишки получали от Деда Мороза жестяные сундучки со сладостями. Кстати, в Петербурге лучшая детская елка проводится именно в Аничковом дворце. Откуда взялись Дед Мороз, Мандарины и салат Оливье?
Дед Мороз или просто «Мороз» был еще у древних восточных славян. Его образ попал в современность через народные сказки. В 19 веке образ Мороза Ивановича объединился с религиозным образом святого Николая. Таким образом в России появился свой самобытный Санта как, в общем во всех странах. К примеру, в Финляндии это Йоулупукки. Но канонически образ Деда Мороза был сформирован уже в советской России, когда старые буржуазные атрибуты рождества потерпели секуляризацию. Они были в дефиците в обычное время, а под Новый год появлялись на прилавках. Но если копнуть в историю глубже, то впервые на новогодних столах желтые фрукты появились в 19 веке. Так, кстати, и разбогатели знаменитые купцы Елисеевы.
Салат Оливье в первозданном виде появился в 60-е гг 19 века. Его создал француз Люсьен Оливье, шеф-повар ресторана парижской кухни «Эрмитаж» в Москве.
Это объясняется как неудобством использования лунных календарей из-за заметных вариаций продолжительности месяца, так и естественной привязкой деятельности человека к сезонным изменениям погоды, которые можно связать с положением на небе Солнца, но не с фазой Луны. Сегодня лунные календари применяются, в основном, для определения дат религиозных праздников. В частности, лунным является мусульманский календарь, также по лунному календарю определяются и даты ветхозаветных христианских праздников, в первую очередь Пасхи. Любой календарь основан на попытках связать между собой хотя бы два из этих временных интервалов. Но так как любые из этих отношений нельзя представить в виде обыкновенной дроби, то абсолютно точный календарь составить невозможно. Решить эту проблему можно относительно простым способом, вообще не прибегая ни к каким календарям, а используя только один интервал, например длину суток. Так предлагают поступать, например, астрономы, которые просто считают дни, начиная от определенной точки в прошлом по современному календарю, эта точка соответствует полудню 24 ноября 4714 года до нашей эры.
В этом случае любая временная точка определяется юлианской датой — дробным числом, которое соответствует числу суток, прошедших от начала отсчета. На рисунке выше: Способ определения эклиптических координат небесного тела например Солнца на небесной сфере. Они отсчитываются от точки весеннего равноденствия. Юлианский календарь Но считать время только по дням все-таки не слишком удобно, и хочется иметь под руками временные интервалы большего масштаба. Даже понимая, что никакой календарь не позволит с абсолютной точностью описать связь между длительностью солнечных суток, тропического года и синодического месяца, можно добиться от него удовлетворительной точности. Именно в степени точности при описании отношения двух из трех этих интервалов и заключается разница между юлианским календарем и григорианским. Оба этих календаря — солнечные, они предназначены для того, чтобы связать между собой длительность средних солнечных суток и тропического года. Мы знаем, что с астрономической точки зрения продолжительность тропического года составляет примерно 365,2422 суток. Чтобы составить календарь, это число надо каким-то образом описать так, чтобы в каждом календарном году было целое число суток.
Проще всего это сделать, варьируя длительность года. Самое грубое из приемлемых округлений дает 365,25 суток, и именно на нем строится юлианский календарь. Если при таком округлении средней длины года разбить год на 365 суток, то за каждые четыре года будет набегать ошибка в одни сутки. Именно отсюда и появляется структура календаря, в котором каждый четвертый год — високосный, то есть включает в себя на один день больше, чем обычно. Полный цикл такого календаря составляет всего четыре года, что и делает его очень простым в использовании. Юлианский календарь был разработан александрийскими астрономами, назван в честь Юлия Цезаря и введен в использование в 46 году до нашей эры. Интересно, что изначально дополнительный день в високосный год добавлялся не за счет введения новой даты — 29 февраля, а за счет дублирования 24 февраля. Конечно, юлианский календарь — далеко не первый вариант солнечного календаря. Так, основой для всех современных солнечных календарей послужил древнеегипетский солнечный календарь.
Он отсчитывался по положению на небе восходящего Сириуса и включал в себя 365 дней. И хотя египтяне понимали, что при такой системе счета очень быстро происходит, например, смещение дат солнцестояний и равноденствий, для удобства длительность года не менялась. Поэтому каждые четыре года происходило смещение на один день, и через 1460 лет этот интервал называли Великим годом Сотиса год возвращался к своей исходной позиции. При этом в самом Древнем Риме юлианский календарь заменил использовавшийся до этого римский календарь, состоявший из десяти месяцев и включавший в себя 354 дня. Чтобы привести в соответствие длину календарного года с длиной тропического, каждые несколько лет к году добавлялся лишний месяц. Юлианский календарь оказался значительно удобнее римского, однако все равно был не очень точным. Разница между 365,2422 и 365,25 все-таки велика, поэтому неточность юлианского календаря заметили довольно скоро, в первую очередь из-за смещения даты весеннего равноденствия. К XVI веку она сдвинулась уже на 10 дней относительно своей начальной позиции, установленной Никейским собором в 325 году на 21 марта.
В ночь с 13 на 14 января будет отмечаться Новый год по юлианскому календарю
Старый Новый год появился, когда в 1918 году большевики перевели страну с юлианского на григорианский календарь. Именно поэтому празднование Нового года по старому календарю приходится с 13 на 14 января. Старый новый год, 14 января, по юлианскому календарю наступает 31-го декабря — Новый год по «старому стилю». Юлианский календарь, который берет начало от древнеримского календаря, был введен в России 321 год назад, 1 января 1700 года. Долгое время люди жили по юлианскому календарю, введенному еще Юлием Цезарем в 45 году до н. э. Беда в том, что год в нем был примерно на 11 минут длиннее астрономического, и каждые 128 лет накапливался один «лишний» день.
Все врут календари
Именно этот календарь стал основой юлианского календаря. Традиция встречать старый Новый год сохранилась и в Сербии и Черногории, поскольку сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю. А вот Новый год (Старый Новый год) по старому стилю по Юлианскому календарю мы отмечаем с 13-того января на 14-тое. В юлианском календаре год официально начинался с 1 января и содержал 365 дней, разбиваясь на 12 солнечных месяцев. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января. Закрепление Старого Нового года как праздника связано с важной ролью православного наследия в российской культуре. Православная церковь придерживается юлианского календаря и отмечает Рождество Христово 25 декабря по старому стилю и 7 января по-новому.
История старого Нового года в России
Согласно декрету, главной целью всего проекта было «установление в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления». Появился и необычный праздник — старый Новый год, то есть Новый год по старому стилю, который не был забыт в народе. Однако праздновали старый Новый год не так масштабно, как ночь с 31 декабря на 1 января. Русское духовенство не согласилось с переходом на новый стиль и не отказалось от юлианского календаря. Но это было не так важно для большевиков, которые уже подписали Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Старый стиль стал неофициальным. Сегодня Русская православная церковь до сих пор использует юлианский календарь.
Поэтому Рождество в нашей стране празднуется 7 января, а в католических государствах — 25 декабря.
Сильвестра , нем. Alter Silvester отмечают также в некоторых немецкоязычных кантонах Швейцарии. Берберы традиционно отмечают новый год по так называемому « берберскому календарю англ.
Эта тема относится к стратегическим экзистенциальным вопросам народного бытия. Вот об этом и поговорим накануне Старого Нового года. Наше традиционное историческое пространство очевидно — это пространство Святой Руси. А есть ли у нас «наше время» в культурно-историческом смысле этого понятия, своя форма календарного бытия? Очевидно, что есть, но она подверглась сильнейшей деформации после 1917 года. Здесь, как и во многом другом, Россия понесла огромные смысловые потери.
Приходится признать, что разрушения многих духовных явлений коснулись и представлений о календарном времени и начале года. Здесь были спровоцированы фундаментальные смещения смыслов. Процесс был вызван искусственно навязанным России в 1918 году западным календарем, так называемым григорианским, или, если называть вещи своими именами, чисто католическим календарем, созданным Римским папой Григорием XIII в конце XVI века и введенным им в католических странах вместо общехристианского юлианского календаря. Новшество большевиков на самом деле не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Мне думается, что оно носило более антирелигиозный, нежели политический характер. В результате в России возникла ситуация, когда одновременно функционирует два календаря: православный в Церкви и католический в государстве. Новый год празднуется по католическому календарю, а Рождество Христово по православному. Удивительный парадокс, Православная Россия вот уже век живет по католическому календарю. Именно этот факт привел к деформации восприятия праздников, прежде всего, Рождества Христова. Хотя по церковному календарю Рождество празднуется 25 декабря, но поскольку это по новому стилю — 7 января, в общественном сознании праздник Рождества устойчиво воспринимается как сугубо январский постновогодний праздник, потому что для большинства граждан сегодня — 13 января, а не — 31 декабря по старому стилю.
То есть сегодня по идее мы должны быть в предновогоднем настроении, вспоминать прошедший год, готовиться к встрече Нового года! Но ситуация совершенно другая, про Новый год мы уже успели забыть. На дворе средина января. По церковному стилю мы только встречаем Новый год, а по государственному — давно уже встретили. Как думаете, это вообще нормально или нет: существовать одновременно в двух измерениях времени? В психологии данное явление называется когнитивный диссонанс, оно приводит к серьезными психологическим расстройствам, вплоть до раздвоения личности. Невозможно одновременно жить в двух временах. Как же мы встречаем Новый год?! Если посмотреть внешне, то очень весело: тут тебе и застолья, и поздравление Главы государства, и грохот фейерверков, и дед мороз со Снегурочкой, и голубой огонек, и оливье, и «Ирония судьбы» и всенародная опохмелка в течение первых дней нового года. В течение последних десятилетий сложилось особое «чинопоследование» встречи нового года.
Главное только не спрашивать: а что, собственно, празднуем? На поверку — ничего, кроме перемены одной цифры. Получается веселый праздник, лишенный какого-либо смысла. К сожалению, Церковь все более вписывается в это светское торжество, причем как те, кто его принимает, так и те, кто его не принимает. Те, кто принимает, служат накануне — 31 декабря по новому стилю, а по сути, в совершенно рядовой день 18 декабря — молебны на новолетие или благодарственные молебны, дескать, за прошедший год. А те, кто не принимает, служат в полночь всенощные бдения и Литургии, как бы в противовес светскому празднованию, но придавая таким образом этому дню еще большее сакральное значение.
Для верующих в этом есть элемент неудобства и нарушения церковных традиций. В результате появился еще один праздник - Старый Новый год, и в этот день у верующих уже нет ограничений, связанных с постом", - объяснил Владислав Петрушко в интервью РИА Новости. Еще историк напомнил о том, что Россия начала праздновать Новый год 1 января по указу Петра I. Указ о переходе страны на новое летоисчисление и переносе начала года с 1 сентября на 1 января был подписан 20 декабря 1699 года. Документ предписывал поздравлять друг друга с Новым годом и украшать дома сосновыми и можжевеловыми ветками. Однако нововведение прижилось далеко не сразу.