«Прилежащая зона» — это еще одна условная граница в море. Потому что Конвенция по морскому праву не разрешает устанавливать ширину «прилежащей зоны» свыше 12 миль от линии внешней морской границы. При этом реагировать страна может лишь в том случае, если в прилежащей зоне что-то угрожает или может угрожать безопасности в морском пространстве Эстонии. По сообщению на сайте МИД республики, Эстония может создать «прилежащую зону» в Финском заливе. Эстония не имеет права ограничивать свободное судоходство в зоне, прилежащей к её территориальным водам в Финском заливе.
Эстония продолжила курс на обострение отношений с Россией
При этом Эстония сможет реагировать только в том случае, если происходящее в прилежащей зоне связано с территорией государства. Навязчивой идее лимитрофов контролировать российское судоходство в Финском заливе уже более ста лет. Эстония не может ограничивать судоходство в зоне, которая прилегает к ее территориальным водам в Финском заливе, если судно не нарушило законодательство на суверенной территории. Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определённых законом. Появившиеся в ряде отечественных СМИ новости о намерении Эстонии сформировать режим прилежащей зоны в Финском заливе вызвали довольно бурную реакцию. Но эстонская «прилежащая зона» перекроет этот проход — и эстонцы будут требовать, чтобы им позволили досматривать идущие там суда.
Посол РФ: У Эстонии нет права ограничивать судоходство в Финском заливе
В Эстонии начали прорабатывать вопрос по введению прилежащей зоны в 40 километрах от страны в море. 1. В зоне, прилежащей к его территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый. Прилежащая зона может объявляться лишь в исключительных случаях, и ещё более исключителен досмотр в ней чужих судов по веской причине. Согласно конвенции ООН, у Эстонии есть право расширять контроль в Финском заливе в рамках прилежащей зоны. Правительство страны поручило министерствам выработать свою позицию по вопросу о введении прибрежной прилежащей зоны, ее создание позволит Эстонии применять свои. За нарушение режима прилежащей зоны может быть предпринято преследование нарушителя, в том числе и в открытом море, если оно осуществляется по «горячим следам».
Эстония не имеет права ограничивать судоходство в Финском заливе — посол России
Многие эксперты подчеркивают, что в настоящее время мировому сообществу не нужен новый конфликт, и важно сохранять дипломатический путь для разрешения споров. Пока дискуссии продолжаются, многие считают, что это время для конструктивного диалога и поиска компромиссов, чтобы избежать дальнейших напряженных событий в Балтийском регионе. Надежда на то, что соседи смогут найти общий язык и урегулировать этот спор мирным путем, остается высока.
Может ли Эстония закрыть Финский залив для россиян Согласно конвенции ООН, у Эстонии есть право расширять контроль в Финском заливе в рамках прилежащей зоны. То, что Таллин до сих пор не делал, было своеобразным жестом доброй воли.
По словам заведующего кафедрой мирового права МГИМО Александра Вылегжанина, в прилежащей зоне прибрежное государство осуществляет только контроль. Однако только тот, что необходим для предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов. Перекрыть проход судов прилежащая зона не может. Международное законодательство предусматривает право мирного прохода через территориальное море, и оно действует даже для военных кораблей. Это не значит, что количество возможных проверок не может увеличиться в разы, а они будут отнимать время.
Согласно Конвенции по морскому праву, прилежащая зона может простираться до 24 морских миль около 44 км от береговой линии. В Финском заливе она могла бы простираться до середины залива. При этом в документе чётко указаны нарушения, на которые можно реагировать в прилежащей зоне: это таможня, налоги, иммиграция, санитарная сфера и защита объектов, представляющих историческую ценность.
Официальный Таллин отрицает, что собирается ввести "прилежащую зону" для более эффективного применения антироссийских санкций. Лотт же видит в этом скрытый мотив. Фактически это позволит Эстонии досматривать российские военные корабли и гражданские суда, которые выходят из портов Ленинградской области и из Кронштадта. В случае отказа будет возможен запрет на проход через залив.
Эстония может ввести «прилежащую зону» в Финском заливе
Эстония готовит закон, позволяющий досмотр кораблей России в нейтральных водах | Но эстонская «прилежащая зона» перекроет этот проход — и эстонцы будут требовать, чтобы им позволили досматривать идущие там суда. |
Бунт на корабле: Эстония хочет осложнить России судоходство на Балтике - ВОЙНА и МИР | Появление эстонской прилежащей зоны не означает, что российское судоходство на Балтике будет приостановлено. |
Новый вызов от северных соседей: Эстония рассматривает введение прилежащей зоны в Балтийском море
Таллин и Хельсинки, вводя режим «прилежащей зоны», пытаются запереть российский флот в Кронштадте, как только они заимеют право досматривать российские суда. Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность установить прилежащую зону, примыкающую к территориальному морю, где права государства несколько шире. Появившиеся в ряде отечественных СМИ новости о намерении Эстонии сформировать режим прилежащей зоны в Финском заливе вызвали довольно бурную реакцию. С февраля новостей о намерении перекрыть Финский залив не было. Согласно Конвенции ООН, Эстония имеет право расширять контроль в Финском заливе в рамках так называемой прилежащей зоны.
Второй пошел: Следом за Украиной НАТО отправляет "в бой" Эстонию
Контроль может осуществляться в целях предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этих правил. Согласно Конвенции прилежащая зона может простираться до 24 морских миль около 44 км от береговой линии. Читайте также Расследование «СП»: как внешний рейд Севастополя оказался засыпан вражескими морскими минами Корабли Черноморского флота вынуждены начать боевое траление. Впервые за полвека! Морская граница Эстонии проходит на расстоянии 12 морских миль примерно 22 км от береговой линии.
В Финском заливе она проходит в 5,5 километрах от линии, проходящей через центр залива. Как считают в Минобороны страны, введение прилежащей зоны «усилит контроль Эстонии над своим морским пространством, хотя и не гарантирует полной защиты подводных кабелей и трубопроводов». Пока законопроект, касаемый морских границ, готовится, Эстония продолжает строить забор на сухопутной границе с Россией, а также системы мониторинга реки Нарвы, где планируется построить 15 радарных позиций. Оно было чётко оценено и спроектировано», — считает глава отдела пограничной и миграционной политики Министерства внутренних дел Эстонии Янек Мяги.
На возведение приграничного заслона Эстония надо 55 млн евро, которые, видимо, придется просить у Евросоюза. На реализацию идеи с прилежащей зоной за деньгами, видимо, также придется обратиться к кошельку ЕС. Подчеркиваю, в 96-м! Когда Россия, мягко говоря, была другая.
Но это идея фикс Эстонии вместе с Финляндией — перекрыть для нас Финский залив. Это первое.
Лектор юридического факультета Тартуского университета, научный сотрудник Норвежского центра морского права Александр Лотт указывает, что эстонцы хотят иметь возможность преследовать «нарушителей» за пределами границ своей морской территории.
Это касается ситуаций, когда прибрежное государство начинает преследовать судно, которое уже вышло за пределы территориального моря и пытается достичь международных вод. Если прибрежное государство имеет прилежащую зону, оно может преследовать такое судно в ситуации, когда оно уже покинуло территориальное море, и делать это в пределах своей 12-мильной прилежащей зоны.
И мы исходим из того, что так и будет дальше», — приводит слова Дмитрия Пескова «Интерфакс». Накануне в СМИ появилась информация, что Эстония намерена расширить свою прилежащую зону в Балтийском море. Государство имеет право установить 12-мильную прилежащую зону к своим территориальным водам и может досматривать суда в случае подозрения на нарушение законодательства, совершенного в территориальных водах.
Кроме того, как подчеркнул заведующий кафедрой мирового права МГИМО Александр Вылегжанин в интервью «Ъ FM», международное законодательство предусматривает право мирного прохода через территориальное море, и оно действует даже для военных кораблей. Согласно другой оценке, попытка задержания и досмотра в отношении судна, идущего через прилежащие воды без намерения захода в территориальные, является актом агрессии. То есть военный корабль имеет все права на силовой ответ. Опрошенные «НиК» эксперты считают, что задуманное Эстонией перекрытие Финского залива — по сути, это объявление войны России. Ведь после этого может быть остановлен транзит судов, следующих в российский Калининград. Кстати, Таллин уже сообщил, что собирается ввести режим прибрежной «прилежащей зоны» в Финском заливе с предполагаемой целью лучшего обеспечения выполнения санкций против РФ, а также поимки тех, кто их нарушает. Очевидно, что Эстония и Финляндия могут пойти на такой отчаянный военный шаг не только с одобрения НАТО и Вашингтона, но и с их военными кораблями, потому что остановить Балтийский флот России «прилежащими зонами» не получится. В любом случае, чтобы две моськи вцепились слону в хвост, им нужен серьезный пинок хозяина. Россия пока ведет себя сдержанно, надеясь на международное право и здравый смысл соседей. Свобода судоходства именно обеспечивается этим правом. Мы исходим из того, что так и будет дальше», — сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Пока до реальных шагов Эстонии по задержанию российских судов дело еще не дошло, есть время порассуждать о главенстве закона в морских акваториях. Однако увеличить нервозность, в том числе и на нефтяном рынке, эта история может уже сейчас, поскольку из балтийских портов идет активная отгрузка российского сорта Urals.
Эстония собралась перекрыть России судоходство в Финском заливе
Перспективы такого сценария во многом будут зависеть от позиции Финляндии. Если посмотреть на карту, то финские и эстонские границы в море расположены так, что в Финском заливе остается лишь узкий судоходный коридор шириной всего в 3 мили. Следовательно, при введении со стороны и Эстонии, и Финляндии таких прилежащих зон доступ в российские порты будет значительно ограничен. Автор телеграм-канала анализирует, почему такая постановка вопроса противоречит международному морскому праву? Во-первых, применительно к данному случаю установление с помощью внутригосударственного правового акта прилежащей зоны противоречило бы принципу свободы открытого моря частью которого является свобода судоходства. Эта норма международного права закреплена в статье 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и, по мнению многих специалистов, обладает высшей императивностью mare liberum.
Во-вторых, если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права распространять свою прилежащую зону за срединную линию.
Есть исключительная экономическая зона — где все могут плавать, но не могут, например, рыбу ловить. А «прилежащая зона» — она посерединке — тонкая полоска, как сыр в гамбургере. Может быть, а может и не быть. Там тоже можно свободно плавать, даже чужим военным кораблям, но пограничники могут проверять иноземцев, если подозревают, что те намереваются уже в их территориальных водах совершить преступление: в сфере таможни, налогов, иммиграции, санитарных правил, или защиты археологических предметов. В общем, это чтоб контрабандистов гонять. Так вот, на выходе из Финского залива в большую Балтику — есть узкое горлышко между Эстонией и Финляндией. Между границами их территориальных вод полоска свободного моря шириной в 6 морских миль. По которой как раз ходят караваны в Питер, Выборг и другие порты.
С его слов, введение «прилежащей зоны» даст возможность проверять соблюдение эстонского законодательства в пределах 24 морских миль от исходной линии территориального моря Эстонии. Инициатива была поддержана, и правительство поручило ее проработать. Если подобная норма будет внедрена, то она позволит Эстонии усилить санкционное давление на Россию, ведь все проходящие суда будут досматриваться на предмет провоза запрещенных товаров.
Более того, эстонцы присвоят себе право досматривать не только гражданские суда, но и военные. В случае отказа от досмотра таким судам могут запретить проход. Сейчас в Финском заливе существует зона свободного судоходства шириной в 3 морских мили между территориальными морями Эстонии и Финляндии.
Самое любопытное, что проход российских судов и пролёт самолётов в Финском заливе не определён никакими международными соглашениями. То есть, пока хотят, нас пускают, а дальше…". Напомню — книга опубликована 15 лет назад. Но что же делать сейчас? Главное, перестать бояться, что Европа сочтет Россию злой и нехорошей.
Проехали — уже сочла. Так не пора ли начать мобилизацию Балтийского флота, включая расконсервацию боевых кораблей? И пусть несут службу вдоль всего Финского залива. Эстонские пираты планируют в заливе заняться мелким хулиганством — останавливать российские суда, высаживать досмотровые партии, а в случае неповиновения производить стрельбу по курсу судна. В Таллине надеются, что подобные «шалости» вызовут в самом худшем случае протесты дипломатов.
Но первая же попытка силовой остановки российского судна должна получить быстрый и жесткий ответ.
Эстония рассматривает возможность перекрыть Финский залив для России
Эстонское правительство ссылается на Конвенцию о территориальном море это второе название территориальных вод и прилежащей зоне. К ней давно присоединились и РФ, и Эстония. Согласно конвенции, прилежащая зона должна составлять максимум 12 миль «от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря», и там возможен контроль. Появление эстонской прилежащей зоны не означает, что российское судоходство на Балтике будет приостановлено.
Коммерческие суда могут проходить Финский залив, минуя эстонские территориальные воды, а военные корабли и некоммерческий флот могут пересекать прилежащую зону беспрепятственно. Да и Финляндия инициативу Таллина не стремится поддерживать. Так что запереть РФ в акватории Финского залива у Эстонии, если она имеет такую цель, не получится.
И все же намерение эстонских властей нельзя не признать очень рискованным, чреватым постоянными трениями с Россией. Четких границ, где заканчивается прилежащая зона, сейчас нет. Следовательно, и российские моряки могут оказаться невольными нарушителями эстонских правил.
Однако, важно отметить, что они также должны действовать в рамках международного морского права. Это означает, что они не могут препятствовать свободному судоходству. Сейчас читают: Конгрессмен Тернер: законопроект о помощи Украине будет… Специалисты полагают, что введение прилежащей зоны может иметь геополитические последствия и вызвать напряженность в регионе. Некоторые политические аналитики даже считают, что премьер-министр Эстонии Кая Каллас может использовать эту инициативу для продвижения собственных политических интересов, включая возможность стать генсеком НАТО.
Согласно Конвенции, прилежащая зона может простираться до 24 морских миль, или около 44 километров, от той береговой линии, от которой отсчитываются территориальные воды. До сих пор Эстония не использовала эту возможность. А гибридная война процветает во многом благодаря "серым зонам", особенно в сфере права. Чем больше прибрежные государства региона Балтийского моря смогут закрыть такие серые зоны, тем меньше будет возможностей для гибридной войны", - сказал эксперт по морскому праву и преподаватель юридического факультета Тартуского университета Александр Лотт.
Телеграм Ссылка Министерство обороны Эстонии готовит законопроект, согласно которому страна сможет останавливать и досматривать российские корабли за пределами своих территориальных вод. Об этом пишут «Известия». Как отмечает газета, речь идёт о введении так называемой прилежащей зоны, которая будет простираться на 12 морских миль 22 км от официальной морской границы.
Песков оценил планы Эстонии создать «прилежащую зону» в Финском заливе
"прилежащей зоны" в Финском заливе с целью "лучшего обеспечения выполнения санкций против России, а также поимки тех, кто их нарушает". С февраля новостей о намерении перекрыть Финский залив не было. Эстонцы могут перекрыть своей «прилежащей зоной» лишь половину ширины нейтральной полосы, которой пользуются российские суда. "прилежащей зоны" в Финском заливе с целью "лучшего обеспечения выполнения санкций против России, а также поимки тех, кто их нарушает". Потому что Конвенция по морскому праву не разрешает устанавливать ширину «прилежащей зоны» свыше 12 миль от линии внешней морской границы.
Эстония предложила создать в Финском заливе зону для досмотра кораблей
В Кремле напомнили о свободе судоходства из-за возможного расширения Эстонией прилежащей зоны | Финском заливе «прилежащая зона» может простираться не более чем на три морские мили от внешней границы принадлежащей Эстонии морской территории. |
Эстония попытается перекрыть российское судоходство в Финском заливе | Пикабу | Эстонское правительство намерено ввести прибрежную «прилежащую зону» в Финском заливе, что позволит перекрыть по каналу российское судоходство. |
Песков оценил планы Эстонии создать «прилежащую зону» в Финском заливе | "прилежащей зоны" в Финском заливе с целью "лучшего обеспечения выполнения санкций против России, а также поимки тех, кто их нарушает". |
Правительство Эстонии собирается ввести режим прибрежной «прилежащей зоны» в Финском заливе. | Но дело в том, что на прилежащую зону суверенитет государства не распространяется и свободное судоходство в прилежащей зоне ограничивать не представляется возможным. |
Второй пошел: Следом за Украиной НАТО отправляет "в бой" Эстонию | Русские Онлайн | это морская зона, прилежащая к территориальному морю, которая может быть установлена внутригосударственным правом, и где прибрежное государство имеет право. |
Другие новости
- Поделиться
- Новый вызов от северных соседей: Эстония рассматривает введение прилежащей зоны в Балтийском море
- В Калининграде назвали провокацией планы Эстонии об особой зоне в Балтике
- Эстония попытается перекрыть российское судоходство в Финском заливе
Эксперт Сазонова: введение Эстонией прилежащей зоны не скажется на российском судоходстве
Если подобная норма будет внедрена, то она позволит Эстонии усилить санкционное давление на Россию, ведь все проходящие суда будут досматриваться на предмет провоза запрещенных товаров. Более того, эстонцы присвоят себе право досматривать не только гражданские суда, но и военные. В случае отказа от досмотра таким судам могут запретить проход. Сейчас в Финском заливе существует зона свободного судоходства шириной в 3 морских мили между территориальными морями Эстонии и Финляндии. Конвенция по морскому праву разрешает устанавливать ширину «прилежащей зоны» до 12 миль от внешней территориальной морской границы. В Финском заливе она может простираться на упомянутые 3 морских мили свободного судоходства.
Хотя Конвенция по морскому праву разрешает устанавливать ширину «прилежащей зоны» до двенадцати миль от внешней территориальной морской границы, в узком Финском заливе она не может простираться так далеко и должна граничить с разделяющей залив линией. То есть в Финском заливе «прилежащая зона» может простираться не более чем на три морские мили от внешней границы принадлежащей Эстонии морской территории. Проблема в том, что, если Эстония действительно доведет данную инициативу до логического конца, это может спровоцировать опаснейший кризис между Россией и западным сообществом. Поскольку введение режима «прилежащей зоны» даст эстонцам возможность запереть российским военным кораблям и гражданским судам выход из Кронштадта и портов Ленобласти через Финский залив в Балтийское море. В настоящее время корабли под флагом РФ, следуя своим курсом, проходят по узкой полосе нейтральных вод, лежащей между территориальными водами Финляндии и Эстонии.
До этого Россия выслала посла Эстонии Маргуса Лайдре в ответ на требование Таллина радикально снизить состав диппредставительства. Член комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Андрей Колесник отмечает, что досмотр грузов Эстонией «создаст весомые проблемы для Калининграда — самого западного российского региона». По его словам, вдоль побережья Прибалтики ежемесячно из петербургского порта Бронка, из кингисеппского порта Усть-Луга проходят около 25 судов, они везут стройматериалы, продукты питания. Сколько времени это займет? Он напомнил, что ранее прибалты «закрыли нам воздух — теперь мы летаем по более длинному коридору». После начала российской спецоперации на Украине Латвия и Эстония объявили о закрытии своего воздушного пространства для самолетов российских авиакомпаний. Это было «прощупывание почвы». Теперь анонсируют следующий этап. Если мы и здесь дадим слабину — то ждите дальнейшей блокировки региона», — предупредил депутат. В качестве ответной меры Россия может организовать военный эскорт своих судов. Можно отправлять суда не с ракетами, а со скорострельными пушками, со ствольной нарезной артиллерией», — предложил парламентарий. По его словам, в Военной доктрине РФ говорится: если внешний противник блокирует какой-либо из российских регионов, то Москва правомочна применять Вооруженные силы для нормализации ситуации, «так что блокировка Калининградской области — это вполне себе casus belli повод для объявления войны ». Наша задача отреагировать сейчас, потом ситуация будет труднее и сложнее для обеих сторон — как для нас, так и для Запада», — резюмировал депутат. Главный редактор портала RuBaltic.
Прилежащая зона Российской Федерации далее - прилежащая зона - морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Делимитация прилежащей зоны между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью Российской Федерации или являются смежными с побережьем Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Открыть полный текст документа.