Препятствует решению демографической проблемы трансформация семейных ценностей и взглядов на семейные отношения, особенно ярко проявляющаяся в молодежной среде. В России современное поколение заводит детей все реже. А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное. Основные проблемы современной молодой семьи, с которыми супруги сталкиваются чаще всего. Чтобы исправить демографическую ситуацию в России, нужно больше многодетных семей, считает ученый.
Николай Стариков
- Типичные проблемы современной молодой семьи и как их преодолеть
- Стимулирование рождаемости — все самое интересное на ПостНауке
- Похожие статьи
- Рекомендуемые статьи
- Основные проблемы современной семьи
Новости партнеров
- Неполные семьи в России: масштабы, проблемы и социальная помощь
- Семья и дети в России и в мире сегодня
- 2 комментария
- Современные угрозы существованию семьи • Николай Стариков. Политик, писатель, общественный деятель
- Профессор ЮФУ: российские семьи живут по традициям настоящего, а не прошлого | ЮФУ | SFEDU | Дзен
- Вымираем поодиночке: почему в России исчезает институт семьи
Больше не «цветы жизни»: почему жители России все реже заводят семьи?
Проблемы семьи в современной России относятся к числу ключевых и значимых для общественного сознания. Среди других актуальных проблем современной семьи можно выделить также бытовое пьянство, разобщенность и даже инфантилизм. Проблемы развития семейных отношений в современном мире интересуют не только непосредственно семьянинов, но и научноесообщество экономистов, врачей, психологов, социологов и т. д.
Социолог Ольга Исупова о мерах семейной политики, родительских сообществах и домашнем насилии
- Названы основные проблемы российских семей
- Проблемы современной семьи
- Анатолий Антонов о демографическом кризисе и кризисе семьи — Реальное время
- Новости партнеров
- Что хотите найти?
- Семья и дети: свежие новости, последние события на сегодня - Новости
Неполные семьи в России: масштабы, проблемы и социальная помощь
Важно, что в современной России проблемы семьи и демографии находятся в центре внимания социальной, государственной политики, общества и науки. Чтобы исправить демографическую ситуацию в России, нужно больше многодетных семей, считает ученый. По ее словам, нынешний Семейный кодекс фактически не оставляет места для семьи. На заседании были обсуждены проблемы современной семьи в контексте новых социально-экономических условий.
Проблемы семьи в современной России
Исторически так сложилось, что основная нагрузка по ведению домашнего хозяйства выполняется женщинами. Однако современная женщина вынуждена не только заниматься домашним хозяйством, но и активно выполнять свои профессиональные функции, что приводит к истощению и росту недовольства со стороны женщины своим положением. С другой стороны стоит отметить тот факт, что многие современные женщины отвоевывают свое право участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной, тем самым как бы меняясь ролями с мужчиной в процессе супружеской жизни. Существование низкого уровня культуры семейно-брачных отношений и отсутствие стремления к взаимопониманию и совместному построению гармоничных отношений. В результате вышеперечисленных проблем возрастает взаимная требовательность супругов друг к другу и отсутствует потребность в поиске компромиссов в отношениях. Факт того, что современная семья имеет множество проблем налицо.
Семейный комфорт у детей. В чём заключается семейный комфорт для детей? В безусловной любви к ним близких людей. При этом условии максимально реализуется главная задача растущего ребёнка, это — развитие, обучение, получение знаний, подготовка к взрослой жизни. Для этого у детей заложена природой — любознательность. Им всё интересно, они познают мир. Любое открытие захватывает у них дух, хочется всё попробовать, испытать, понять, разобраться... Когда для реализации этих потребностей созданы условия, ребёнку комфортно. Его, в отличии от взрослых, мало интересуют условия быта.
Главное, чтобы было интересно. Любознательность можно развивать, а можно её и погасить. Всё зависит от созданных условий — игр, систем образования и условий жизни в семье. Много бы придумал ракет Сергей Павлович Королёв, если бы в детстве потерял свою любознательность? По статистике, в семьях, где есть бабушки и дедушки, отличников больше. Это происходит потому, что в таких семьях детям созданы лучшие условия для их развития. Бабушки и дедушки хорошо понимают детей, у них есть опыт и терпение. Занимаясь с детьми, они дают им возможность лучше реализовывать свои желания, лучше познавать окружающий мир. Очевидно, что увеличение пенсионного возраста — ещё один инструмент разрушения институтов семьи.
Он не должен быть реализован. Вот мы и подошли к тому, чтобы сформулировать, какие принципы заложены в западные технологии, разрушающие комфорт в семье: Смешение гендерных различий у взрослых. Снижение любознательности у детей. Это 2 основных инструмента разрушения семейного комфорта нашими геополитическими противниками. Они разрушают комфорт внедрением новых систем образования, ювенальной юстиции, пропаганды равенства мужчины и женщины, эмансипации, увеличения пенсионного возраста, извращённой моды и т. Если спросить, любого мужчину, в возрасте, хотел бы он иметь больше детей, чем у него есть, то в основном, ответ будет утвердительным. Многие посетуют, что могло бы быть и больше, но жена не захотела. Жёны же этих мужчин, обычно говорят, что детей у них, достаточно. Сколько будет детей, в семье - решает женщина!
Искусственное создание трудностей для женщины от ухода за детьми — основной инструмент сокращения численности населения в нашей стране. Именно на женщину ложится основной труд по уходу за детьми и их воспитанию. Природой заложены прекрасные нежные чувства, которые женщина испытывает к своему младенцу. Это для неё - большое удовольствие. Сначала, когда он в животе, потом, когда он на её глазах развивается. Любые новые достижения малыша дают женщине необыкновенные, приятные чувства радости, любви и комфорта. Женщина реализует в своём малыше, заложенную в ней природой, женственность и нежность. Получать эти эмоции хочется снова и снова, и снова хочется рожать. Это так, как должно быть.
Однако это легко разрушить. Достаточно в этот период создать женщине трудности, такие, при которых негативные эмоции перекроют удовольствия от малыша. Если от детей нет удовольствия, а одни проблемы, то зачем женщине рожать ещё? Это и есть основная причина того, что семьи в России, в основном, малодетные. Для поддержания численности нашего народа, в семьях должно рождаться не менее 3-х детей. А сколько детей должно быть в семье, для создания среди детей, внутри семьи, гармоничных и комфортных отношений? По моему мнению, это от 4-х детей. Я считаю, что если в семье: 1 ребёнок — то это ещё не полноценная семья. Мужчина подсознательно чувствует, что он не реализовался, как мужчина.
Нарушается общий эмоциональный комфорт. Велик риск развода. Ребёнок, скорее всего, вырастит эгоистом и ему самому будет сложно создать крепкую семью. Чаще всего, женщина ожидает, что со вторым ребёнком будет так же трудно, как и с первым. Но это не так. Она уже опытная мама, и всё получается проще и легче. Но два ребёнка - это, обычно, постоянные разногласия и конкуренция между детьми.
Институт брака перестает рассматриваться как основной источник воспроизводства населения. Таким образом, как бы напрашивается законодательное повышение брачного возраста.
Поэтому не удивительно, что несколькими годами ранее российские власти хотели повысить минимальный возраст вступления в брак до 21 года. Однако впоследствии Минюст выступил против этой инициативы, ведь у сторонников понижения брачного возраста тоже имеются веские аргументы [7]. Сторонники ранних браков в своей аргументации указывают на тот факт, что акселерация молодежи и либерализация сексуальных отношений провоцируют половые связи молодых людей уже со школьной скамьи. А существующие правовые нормы не позволяют узаконить эти отношения. Поток доступной информации и толерантный к беспорядочным половым связям общественный настрой не способствует целомудрию, поэтому к законному браку молодые люди приходят психологически исчерпанными, не способными к единственной любви на всю жизнь. Представляется целесообразным вступать в законный, хотя и ранний брак, чем менять партнеров, разрушая собственное психофизическое равновесие и умножая число сопутствующих случайным связям заболеваний. Кроме того, нельзя забывать, что Россия — многонациональное государство. В мусульманских сообществах российских граждан исторически сложились традиции, которые допускают вступать в брак подросткам в более раннем возрасте, чем это разрешено законом. Поэтому молодожены-мусульмане в России часто живут первые годы своей совместной жизни как бы «незаконно».
Снижение планки брачного возраста позволило бы учесть традиции народов в контексте российского законодательства и снять с молодоженов клеймо незаконного сожительства, которое препятствует разрешению имущественных споров в случае развода или гибели одного из супругов. Учитывая все вышесказанное, законодатели в итоге сосредоточили свое внимание на более детальной проработке вопросов ранних браков именно на федеральном уровне, так как единой системы нет, есть только некое регулирование на региональном уровне. Причем в разных субъектах РФ оно осуществляется по-разному. В результате получилось, что корректируя Семейный кодекс РФ от 29. В законе уже раньше были предусмотрены исключительные случаи понижения брачного возраста до 16 лет. Согласно этой редакции, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Например, чтобы вместо раннего аборта родить ребенка, у которого будет полноценная семья. Перечень таких причин законодательством не предусмотрен п. Иными словами, закон относит решение вопроса о снижении брачного возраста на два года к компетенции органов местного самоуправления.
От молодоженов требуется справка, указывающая на уважительные причины, но согласия их родителей в новой редакции не требуется. А вот если молодоженам или одному из них ещё нет 16 лет, тогда требуется согласие родителей и заявление от них , а также множество справок, поскольку разрешение дается лишь как исключение при особых обстоятельствах.
За последние десятилетия ценность семьи значительно снизилась. Подобно тому, как современное российское общество преодолевает кризис не только экономический, но и духовный. Под угрозой сегодня находится главная функция семьи — репродуктивная или функция продолжения рода. Многие молодые семьи не хотят заводить детей, либо ограничиваются одним ребенком.
Малодетность, а точнее однодетность семей есть преобладание в современном обществе малодетной ментальности. Одна из причин такого явления — отсутствие материальных возможностей для рождения и воспитания детей. Если общество хочет сохранить себя, оно должно контролировать демографический процесс, заботится о приросте населения. Для этого общество должно стимулировать своих граждан к рождению детей. Для подобной стимуляции обычно используются религиозные доводы или экономические стимулы. Современные реалии таковы, что сегодня все больше людей не торопятся связывать себя узами официального брака, боясь ответственности.
Как следствие, уменьшается число браков и растет число внебрачных союзов. Все это влечет за собой падение рождаемости детей. Если 10 лет назад распадался каждый третий брак, то к нынешнему году — каждый второй. Увеличилось количество пар, не регистрирующих отношения — их почти треть. Но разводы стали цивилизованнее: все чаще пара продолжает общаться и вместе воспитывать детей. Что касается современной практики разводов, то треть их происходит из-за несовместимости характеров, наличия конфликтов и ссор между супругами.
Значительное влияние на появление конфликтов в семье оказывает внешние факторы: ухудшение материального положения семей; чрезмерная занятость одного ил обоих супругов на работе; невозможность нормального трудоустройства одного из супругов; длительное отсутствие своего жилья; отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение. Далее называется измена и т. Исходя из статистики, около 400 000 детей остаются без отцов. Разведенные женщины с трудом вступают в новый брак в основном из-за недостатка мужчин. Конечно, нельзя исключать того, что семья длительное время сталкивается с трудностями, вследствие которых стабильность брака становится не самой лучшей. К таким неблагоприятным факторам можно отнести отсутствие собственного жилья, нехватка денежных средств, отсутствие детей и ряд других проблем.
Все это провоцируют конфликты в семье, которые могут быть исчерпаны только решением данных проблем. Одним из способов разрешения супружеских конфликтов, к которому сегодня все чаще прибегают современные супруги, является развод. Современное общество и государство должны пересмотреть свое отношение к семье: государство должно способствовать повышению социального статуса семьи, культивированию ее как величайшей ценности общественного бытия.
Какие 5 маминых рецептов счастливого брака не работают в XXI веке
Каждый рассуждает с позиции своего «я» и стремится «согнуть» другого. Забыто даже понятие о нормах приличия: молодые родители не стесняются устраивать на публике дикие скандалы, кричать на маленьких детей и даже бить их прилюдно. Многие годы некоторые семьи существуют за счет поддержки родителей или на детские пособия, что особенно распространенно в деревнях. Но главная психологическая проблема современной семьи в том, что она по сути своей незрела: живет с оглядкой на других, стремясь подтверждать благополучие в основном ложно понятыми статусными вещами — смартфонами, телевизионными панелями, машинами и поездками на курорты.
На это берутся кредиты, тратятся все сбережения… Конфликты между супругами Исследования психологов показывают: в 80—85 процентов семей случаются конфликты. В остальных фиксируются ссоры по различным поводам, но это дело достаточно обыденное, поправимое. В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов принято выделять кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи.
В кризисной семье противостояние интересов и потребностей дошло уже до точки кипения и захватывает важные сферы жизнедеятельности: супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. Такие семьи или распадаются, или находятся на грани разрыва. Конфликтной семье чуть проще: там имеются лишь постоянные сферы, где сталкиваются интересы, да так, что искры летят.
Однако брак можно сохранить благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссам. В проблемной семье трудности накапливаются долго - отсутствие жилья, средств, продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и т. В результате отношения обостряются, а у супругов могут возникнуть даже психические расстройства.
Невротическая же семья просто отличается повышенной тревожностью, агрессивностью — про такую часто говорят «итальянская». Конфликт между супругами может быть скрытым и открытым. При первом варианте развития событий демонстративно молчат, бойкотируют взаимодействие в какой-то сфере семейной жизни.
Открытый же конфликт может выражаться как в разговоре в подчеркнуто корректной форме, так и в битье посуды, хлопанье дверями, мордобитии… Причиной конфликта между супругами служит что угодно: психосексуальная несовместимость, неуважение, неудовлетворенность, пристрастие одного из них к алкоголю, наркотикам или транжирство, отсутствие взаимопонимания по вопросам ведения домашнего хозяйства, воспитания детей, в отношении к родителям и просто разный взгляд на досуг. Внешние обстоятельства — скажем, чрезмерная занятость или затянувшийся поиск работы — ситуацию только ухудшают. Страдают в первую очередь от этого дети.
Иной раз для их психического состояния даже лучше развод, чем эта постоянная истерика по поводу и без. Конфликт супругов Не так страшен конфликт супругов, как неумение выйти из него малой кровью. Понимать, прощать и уступать — главные заповеди семейной жизни.
Вот что советуют всегда помнить психологи. Уважайте себя, а тем более другого. Старайтесь не копить ошибки, обиды и «грехи», а сразу реагировать на них.
Исключите сексуальные упреки, так как они не забываются. Не делайте замечаний друг другу в присутствии других детей, знакомых, гостей и т. Не преувеличивайте собственные способности и достоинства, не считайте себя всегда и во всем правым.
Никогда не обобщайте даже явные недостатки супруга, ведите разговор только о конкретном поведении в конкретной ситуации.
Очень многие в России зарабатывают столько, что совершать подобные траты попросту не в состоянии. Вот почему у многих детей нет, или семьи ограничиваются только одним ребёнком.
Только богатые могут позволить себе содержать двух и более детей. Повторюсь, это при условии, что вам важно иметь качественное потомство. Если же вас устроят низкопробные дети, то в них можно вообще ничего не вкладывать — они растут сами, подобно сорнякам на огородной грядке.
Отсутствие жилья резко снижает рождаемость В советское время было достаточно устроиться на работу, создать семью и родить нескольких детей, как появлялась возможность быстро получить жильё от государства. Таким образом оставаться без детей было невыгодно, потому что очередь для бездетных продвигалась медленно. На сегодня ситуация поменялась в обратную сторону — теперь родить детей в молодом возрасте означает поставить крест на жилищном вопросе и возможности купить квартиру хотя бы в ипотеку.
Дело в том, что ипотечный кредит сам по себе крайне дорог в обслуживании, чтобы нормально справляться с ним и молодой семье попросту не будет хватать денег на погашение долга и одновременное содержание детей. Вывод В целом нельзя попрекнуть русскую молодёжь в нежелании иметь детей.
О какой же защите и покровительстве может идти речь? Отсутствуют и межгосударственные договоренности, которые определяли бы цивилизованные, основанные на нормах международного права, формы сотрудничества на всех стадиях процесса усыновления российских детей иностранными гражданами, включая осуществление последующего контроля за условиями жизни усыновленного ребенка в стране гражданства усыновителей.
В настоящее время этот контроль по своей сути приобретает коррупционные формы - инспекторские поездки за счет принимающей стороны российских чиновников за рубеж: в США, Новую Зеландию, Италию и другие страны, граждане которых усыновляют наших детей. Жертвой такой государственной политики как внутри страны, так и за ее пределами становятся российские дети, не говоря уже о национальной безопасности самой России. Дело дошло до того, что двухлетний российский ребенок был зверски убит так называемым "родителем-усыновителем" - гражданкой США. Терпеть дальше такое отношение российского государства к своим детям - преступно.
По инициативе нашего Комитета 19 сентября с. Государственной Думой было принято Постановление "О неотложных мерах по повышению государственного контроля за усыновлением", которым состояние дел и государственного контроля в области международного усыновления российских детей признано неудовлетворительным, и в котором предложено всем ветвям государственной власти принять конкретные меры по коренному изменению сложившейся в России практики по усыновлению детей-сирот, одной из наиболее социально уязвимой категории граждан России. Мы рассматриваем данное постановление как первый шаг на пути безотлагательного устранения условий, способствующих коррупции и безнаказанности, коммерциализации процесса усыновления российских детей. Следующий этап - это подготовка и внесение в самое ближайшее время на рассмотрение Государственной Думы пакета законодательных актов, гарантирующих нашим детям государственную защиту при усыновлении.
По мнению депутатов - членов Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, только тогда, когда выработаны все правовые гарантии обеспечения безопасности детей, защиты их прав, достигнуты необходимые договоренности по межгосударственному сотрудничеству в области усыновления, основанные на общечеловеческих, гуманных и цивилизованных принципах, возможна передача российских детей на усыновление иностранным гражданам. Надеемся на поддержку и понимание важности решения этих проблем со стороны всех депутатов Государственной Думы, Президента и Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российской общественности. Дело защиты детей должно действительно стать делом государственной важности как это провозглашено в Конституции России. Это положение представляет собой общий запрет на суррогатное материнство и возлагает уголовную или гражданскую ответственность на женщину, предлагающую подобные услуги.
В данной работе изложены некоторые наиболее известные законы и политика в отношении суррогатного материнства. При взгляде на то, как различные нации подходят к сложному комплексу проблем, связанных с суррогатным материнством, становится более ясно, чьи интересы и права затронуты этой проблемой. В заключительной части данной работы приводится дискуссия возможного толкования суррогатного материнства в рамках концепции прав человека. Определение суррогатного материнства и связанных с ним проблем Суррогатное материнство обычно считают "новой" репродуктивной технологией, аналогичной зачатию в пробирке, поскольку это новый признанный метод "лечения" такого "медицинского отклонения", как бесплодие пары.
Хотя суррогатное материнство может принимать различные формы, общая черта всех этих форм заключается в том, что существует договорное соглашение между женщиной, вынашивающей плод, и "нареченными" родителями, согласно которому суррогатная мать донашивает беременность, рожает ребенка, а затем передает новорожденного на усыновление "нареченным" родителям. При "гестационном" или "полном" суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком. В матку суррогатной матери вводят зиготу оплодотворенную яйцеклетку , которая была оплодотворена в пробирке и состоит из гамет нареченных родителей яйцеклетки и сперматозоида. Известны также случаи, когда мужские гомосексуальные пары заключали соглашение с женщиной, чтобы она родила им ребенка Соглашение о суррогатном материнстве может характеризоваться как "коммерческое" или "некоммерческое", то есть "альтруистическое".
При коммерческом суррогатном материнстве суррогатная мать получает плату или какую-либо материальную выгоду вследствие оказания данной услуги. Альтруистическое или некоммерческое суррогатное материнство не предполагает оплаты или материальной выгоды помимо оплаты расходов, связанных с беременностью, например, медицинского ухода. Иногда суррогатной матери также могут быть возмещены расходы, связанные с потерей заработной платы, или выплачена компенсация за перенесенную боль и физические страдания. Вопрос суррогатного материнства вызывает много противоречий.
Например, феминистки всего мира разделились во взглядах на эту практику. С одной стороны, свободное осознанное решение родить ребенка для кого-либо может рассматриваться как осуществление репродуктивной автономии и самоопределения. С другой стороны, такое решение может рассматриваться как проявление угнетенного положения женщин и как одна из форм сексуальной эксплуатации. Некоторые эксперты по этике считают, что договорные или коммерческие соглашения между сторонами являются нарушением основных принципов уважения человеческого достоинства, поскольку позволяют рыночным соображениям вторгаться в сферу семейных отношений.
При этом альтруистические "подарки", то есть бесплатное предоставление своей репродуктивной способности для использования другими лицами, могут быть допустимы. У большинства стран отсутствует как законодательство, так и утвержденная политика в отношении суррогатного материнства. Вопрос суррогатного материнства рассматривался в Совете Европы и в некоторых странах - как правило, лишь на уровне отдельного государства. Сложность правовых вопросов, связанных с альтернативной репродуктивной технологией, отражена в многообразии подходов к этой проблеме со стороны региональных организаций и национальных государств.
Принятые законы и политика варьируют от полного запрета на суррогатное материнство до установления комплексной юридической базы, призванной учесть права и интересы всех сторон. Специальный экспертный комитет Совета Европы по биоэтике и искусственным методам деторождения, Принцип 15, 1989: Ни один медработник или медицинское учреждение не должны использовать искусственные методы деторождения для зачатия ребенка с целью вынашивания суррогатной матерью. Ни один контракт или соглашение между суррогатной матерью и тем лицом или парой, для которых она вынашивает ребенка, не должны иметь законной силы. Всякая посредническая деятельность в пользу лиц, заинтересованных в суррогатном материнстве, а также всякая связанная с этим рекламная деятельность, должны быть запрещены.
Однако государства могут в исключительных случаях, оговоренных в национальном законодательстве, с учетом пункта 2 данного Принципа разрешить медицинскому работнику или учреждению произвести искусственное оплодотворение суррогатной матери при условии, что: Суррогатная мать не получает материальной выгоды от данной операции; Суррогатная мать имеет право после родов оставить ребенка себе. С точки зрения прав человека Хотя существует установленная и общепринятая система международных норм в области репродуктивных прав, она почти никак не поддерживает интеграцию мер по преодолению бесплодия в понятие права на создание семьи и на установление желаемого количества детей и промежутков между их рождениями. Например, право на создание семьи не предполагает, что государство обязано дать возможность завести ребенка всем, кто хочет иметь детей. С другой стороны, согласно этому праву, нельзя категорически запретить гражданам иметь потомство.
Право на полную информацию и услуги по планированию семьи может быть использовано в поддержку обоснования мер по преодолению бесплодия. Однако то, что государства обязаны осуществлять экономические и социальные права прогрессивно, - то есть лишь в тех пределах, которые позволяют имеющиеся экономические ресурсы, - ограничивает возможность требовать от государства осуществления "дорогостоящего" права на использование репродуктивных технологий. Хотя в международных правозащитных нормах и может содержаться основа аргументации для включения мер по преодолению бесплодия в систему охраны репродуктивного здоровья, совершенно не очевидно, что меры по преодолению бесплодия включают в себя суррогатное материнство. Вопрос суррогатного материнства, как уже упоминалось, окружен разногласиями, и затрагивает противоречащие друг другу права и интересы.
Существуют, по меньшей мере, три различных точки зрения, которые должны быть приняты во внимание при составлении законопроекта о суррогатном материнстве. Это права нанимающей пары или лица ; права женщины, предлагающей свои услуги в качестве суррогатной матери, и права рожденного ребенка. Государство обязано урегулировать конкурирующие "права", которые возникают при такой ситуации. Стремясь к достижению такого урегулирования, государство должно руководствоваться двумя основными принципами: Обязанностью защищать своих граждан от эксплуатации, в частности, от сексуальной эксплуатации; Обязанностью обеспечить необходимые условия для того, чтобы дети росли в атмосфере любви, а также моральной и материальной стабильности и обеспеченности.
Общий запрет на суррогатное материнство представляет собой лишь один возможный результат урегулирования этих различных аспектов. Проект закона о биоэтике, не давая подробных определений и детального описания стратегий судебного решения споров, могущих возникнуть в результате незаконных договоренностей, не предлагает таким образом адекватного решения проблем, которые неизбежно возникнут как результат практики суррогатного материнства. В международном контексте суррогатные соглашения по-прежнему будут практиковаться, в том числе между гражданами разных стран, и возникнут споры, ответ на которые нельзя найти в рамках существующих ограниченных подходов или законодательных запретов на уровне одной страны. Основные факторы кризиса семьи О тревожных тенденциях в традиции брачно-семейных отношений многие ученые и публицисты писали и раньше, задолго до перестроечных лет.
Констатировались и снижение рождаемости, особенно в крупных городах, и высокий уровень разводов при некоторой стабилизации в 80-х годах, и возросший процент одиноких людей, и трудности с воспитанием детей и подростков. Однако тотальная цензура предперестроечного общества не оставляла без своего пристального, ревнивого внимания и сферу семейных отношений, и из поля зрения ученых, не без помощи бдительных идеологических аргусов, ускользали многие серьезные проблемы жизнедеятельности семьи. Свобода личности в целом и эмансипация женщины в частности серьезно изменили характер отношений между обществом и семьей. Получив право самостоятельно регулировать семейные отношения без вмешательства государства, церкви и т.
На Западе этот процесс проходил эволюционно, когда между семейными и общественными интересами, возможностями и потребностями постепенно складывался своего рода консенсус. В России же, позже других стран принявшей эстафету демократизации, он принял форму революции, которая вновь, как по Некрасову, "ударила одним концом по барину, другим по мужику", то бишь по обществу и по семье, нарушив и без того хрупкий баланс сложившихся между ними отношений.
Введение Семья как один из основных структурных элементов общества играет роль посредника между личностью и обществом, реализуя свои специфические социальные функции. Основными функциями семьи являются воспроизводственная репродуктивная, передача статусов , социализационная первичная социализация, воспитание детей, овладение ролевыми статусами мужчины и женщины , экономическая роль семьи в общественном разделении труда, обеспечение благосостояния семьи.
Целью статьи является рассмотрение некоторых проблемных аспектов брака, каких как возраст вступления молодежи в брачный союз законодательный и реальный , семейное положение молодых людей в России, тренд на одиночество, распространенность зарегистрированных и незарегистрированных брачных союзов так называемых гражданских браков. Традиционно на Руси семья была патриархальной и многодетной, с низким порогом вступления в брачный возраст. Семейные функции воспроизводились из поколения в поколение, поскольку семьи зиждились на многопоколенных связях с общим ведением домашнего хозяйства. Исторически заложенные культурные функции семьи длительное время выступали главными ориентирами для выстраивания молодыми людьми собственных саморегуляционных стратегий.
Хотя семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития, но некоторые авторитетные мыслители само существование семьи ставили под сомнение. Старшее поколение помнит изречение Ленина о том, что семья важна, потому что она «ячейка государства». Вишневский [2] выделил три этапа эволюции семьи в России в условиях демографического перехода: первый этап середина XIX в. В современных условиях институт брака подвергается пересмотру во многих аспектах, в том числе и в сфере смысловых оснований саморегуляции семейно-брачных отношений.
Удивительно, что вчерашний коммунистический лозунг совпал с сегодняшними установками цивилизованного экономически развитого общества, согласно которым достоинство женщины определяется не количеством выращенных ею в законном браке детей, а успешной карьерой. Институт брака колеблется, поскольку самореализация как мужчины, так и женщины, сегодня слабо связана с браком, общественное мнение не стимулирует такие понятия как верность или постоянство. Известно, что искажается само представление о браке как о союзе мужчины и женщины, и в законах некоторых стран уже внесены соответствующие коррективы. В этом отношении Россия выступает как оплот традиционных представлений о браке, поскольку в 2020 году Госдума одобрила президентскую поправку о закреплении в статье 72 Конституции РФ понятия, что брак является союзом мужчины и женщины [5].
Это должно пресечь спекуляции на теме предоставления отдельных прав людям нетрадиционной сексуальной ориентации. Брачный возраст Определенным сомнениям подвергаются сегодня многие нюансы, связанные с браком, в том числе и брачный возраст. В настоящее время по действующему законодательству СК РФ Статья 13 вступление в брак разрешено с 18-летнего возраста. Неоднократно поднимался вопрос об его изменении, причем как в сторону снижения, так и повышения.
Сторонники каждой из концепций приводят свои доводы. Среди противников снижения планки брачного возраста аргументов приводится множество: «ещё дети», не могут нести ответственность за семью, не способны содержать семью, будут «сидеть на родительской шее», необходимо продолжать учебу, строить карьеру и т. Забота о повышении образовательного уровня и карьерные амбиции задают современные представления о желательном возрасте вступления в брак. Учеба в вузах заканчивается после 20 лет.
Проблемы современной семьи
Дети больше не нужны? Почему современные люди не хотят заводить семью | О том, что представляет собой современная ячейка общества и как улучшить демографическую ситуацию в стране, — в материале РИА Новости."Два чужака"Одна из целей указа о проведении Года семьи в России — сохранение "традиционных ценностей". |
Больше не «цветы жизни»: почему жители России все реже заводят семьи? | Семья — все самые свежие новости по теме. |
Проект «Проблемы современной молодой семьи и пути их преодоления» | Круглый стол Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству на тему «Актуальные проблемы семейного законодательства и практика его применения: вопросы определенности терминологии семейного законодательства». |
Проблемы семьи и воспитания
Семья — все самые свежие новости по теме. Последние новости о проблемах семьи, здоровье и воспитании детей, льготах для детей, семейных и детских мероприятиях. В современных условиях семья переживает серьёзные проблемы: дезорганизация факторов семейных связей, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьёзные экономические затруднения.
Вымираем поодиночке: почему в России исчезает институт семьи
Эксперты в эфире программы «Точка зрения» обсудили проблемы современной семьи и угрозы демографии. на тему: «Проблемы современной российской семьи.». Проблемы развития семейных отношений в современном мире интересуют не только непосредственно семьянинов, но и научное сообщество экономистов, врачей, психологов, социологов и т. д.
Проблемы семьи и воспитания
Так, в 2006 году в России браков было больше, чем разводов, примерно в 1,5 раза, в 2011 году — в 2 раза, в 2020 — в 1,4 раза, в 2021 и в 2022 — в 1,5 раза, в 2023 — в 1,4 раза. Даже пандемия почти не повлияла на количество пар, решивших официально оформить разрыв отношений: в ковидный год на 10 свадеб приходилось 7 разводов. Для удобства статистики считают относительное количество браков и разводов так же, как и остальные показатели: делят число браков в регионе на число его жителей. Если вы увидите, что в России 75 браков на 10 000 человек, знайте: на каждые 10 000 жителей приходится 150 молодоженов. Данные за январь — октябрь 2023 года. Источник: Росстат разводы , браки На количество браков влияет рождаемость в прошлые годы. Например, в восьмидесятые она была высокой, поэтому количество браков вплоть до конца 2010-х росло: в так называемый брачный возраст вступило очень много людей — женятся россияне чаще всего в возрасте 20—30 лет.
Законодательно действительным признается только брак, оформленный юридически, то есть должным образом зарегистрированный в соответствующих госорганах. Вместе с тем, в последние четверть века институт семьи переживает глубочайший кризис, невиданный даже во времена всеобъемлющего коммунистического реформаторства и масштабных социальных экспериментов.
В чем причина этого кризиса, и какие явления и проблемы негативно влияют на стабильность и развитие семьи, как базовой, наиболее фундаментальной ячейки общества? Проблемы семьи и брака в современном обществе Специалисты выделяют социальные, психологические и финансовые факторы , негативно влияющие на стабильность, популярность и эффективность семьи как важного социального института в обществе, характерном для современной России. Данные причины не являются уникальными и характерны не только для России, но и для других стран. Однако особенности развития государства значительно смещают акценты и степень их влияния на семейные пары. Социальные проблемы, затрагивающие российскую семью, являются прямым отображением их взаимодействия с обществом. К основным негативным факторам социального характера относятся: злоупотребление алкоголем одним или обоими супругами; жилищно-бытовые проблемы; проблемы реализации традиционных семейных ролей. На данном этапе именно злоупотребление алкоголем — от банального бытового пьянства до серьезной зависимости — выступает наибольшей проблемой российских семей. Тенденция последнего десятилетия — увеличение количества случаев, когда развод является результатом чрезмерного употребления спиртного супругой, что было абсолютно нетипичным в прошлом.
Отсутствие собственного жилья либо низкое его качество — вторая по частоте возникновения проблема. Причем не только недостаточная обеспеченность жильем в текущий момент, но и отсутствие перспектив его получения приобретения является разрушающим брак и семью фактором. Третья причина является общей для большинства стран с западной моделью общества. Он связан с тем, что женщина приобрела множество новых социальных ролей и обязанностей, не освободившись в должной мере от старых, традиционных.
В этом случае еще предстоит разобраться, кто кого подавляет. Есть много женщин, которые в социальной жизни не занимают значимого места, да и сами себя ценят невысоко. И могут самоутвердиться, только подавляя супруга. Но такая жена добивается власти над мужем не с помощью физической силы, а посредством так называемой «женской хитрости».
Она открыто не нападает, часто внешне тиха и покорна. А через некоторое время забирает все бразды правления семьей в свои руки. Представьте себе тихого, спокойного мужчину, не склонного к конфликтам. И у этого мужчины есть жена, для которой определение «пила» будет самым мягким. Супруга пилит своего благоверного днем и ночью за что угодно: то он сделал не так, это не эдак… Часто покрикивает на мужа, причем нередко при значимых для него людях. Не страдая от избытка тактичности, эта женщина может в пылу ссоры достаточно больно задеть мужа словами, оскорбить его родственников или высказаться нелестно о каких-то его интимных жизненных подробностях. Супруг молчит: не потому, что рохля, а потому, что понимает: подавление - удел слабых. А он не считает себя таковым.
И перекрикивать жену не хочет, а на спокойные разумные аргументы она просто не реагирует. Но однажды такой муж доходит до точки кипения и набрасывается на жену с кулаками в состоянии аффекта: иными словами, просто не осознавая своего поведения. Часто этому способствует алкогольное опьянение Смелзер Н. Социология: Пер. Мужчина, которого унижают в семье, через некоторое время действительно спивается. Между прочим, жены-диктаторы часто поощряют алкогольную деградацию мужа. Ведь им только на руку, когда муж сам себя унижает: ей практически остается только принять командование! Однако в алкогольной деградации мужей есть своя опасность: однажды пьяный супруг может возвратить жене все ее насилие назад.
Да и вообще власть, добытая подлостью, в результате приносит постоянное психологическое напряжение такому властителю: ведь эту власть необходимо постоянно удерживать и подтверждать! И здесь же необходимо сделать одно уточнение: если мужской пол в большинстве своем не уважает представительниц пола женского, таким образом он готовит почву для своего собственного унижения. Именно пренебрежительное отношение мужчин вынуждает женщин стремиться к власти хотя бы над одним мужчиной - собственным мужем Кравченко А. Социология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Проблемы многодетной семьи Многодетная семья - это исключительная ситуация, человеческая и духовная. Хор разных голосов, разнообразие характеров, которые тем не менее остаются близкими, родственными, вплетаются друг в друга. Когда встречаешь хорошие многодетные семьи, воочию наблюдаешь полноту и многогранность человеческого бытия. Отними одного, двух или трех маленьких обитателей дома - и картина сразу поблекнет, станет неполной.
Этих душ будет не хватать, ведь они уже явили себя и стали неотъемлемой частью этого малого мира, своим бытием добавив смысла жизни всем остальным. По-видимому, семья «малодетная», где родители решили ограничиться одним или двумя детьми, есть усеченное, недораскрытое явление. В ней попросту «не узнали» каких-то еще родственных душ, «не встретились» с ними и только потому по ним не скучают, считая свое положение естественным. В многодетном семействе ярко проявлено богатство спасительных для души нравственных устоев. Перво-наперво, любовь, взаимопонимание и жертва родителей. Потом, отношения в детской среде: умение дружить, попечение о младших, уважение и подражание старшим. При этом возникает нормальная жизнь внутри дома, которая делает именно семью, а не школу и подростковую среду, реальностью, определяющей устроение жизни ребенка. То, что в семье с одним- двумя детьми представляет собой постоянную проблему и муку, - как вовремя вернуть вечером ребенка со двора, как оттащить его за уши от телевизора или отговорить надевать вызывающий наряд - в семье, где дети с малых лет привыкли к общению между собой, скромным запросам, кооперации с родителями по разным бытовым повседневным темам, происходит само собой.
Переходный возраст и юность детей в такой семье проходят значительно легче. Хотелось бы подчеркнуть: весь вопрос в том, чтобы в доме целенаправленно создавалась эта плодотворная в духовном отношении обстановка, а не в том, чтобы просто родить много детей. Принципиально важно, чтобы члены семьи жили в поле постоянного сотрудничества, христианского научения, роста, совершенствования себя и своих отношений. В принципе, это возможно и там, где только один ребенок, и там, где их десять. Супругов, которые по каким-то причинам не могут иметь много детей, малодетность нисколько не должна смущать. Их семья безусловно полноценна, только задачи у них более сложные: поддержать плодотворную духовную обстановку в обстоятельствах, когда так просто поддаться соблазну «жизни для себя» и избаловать свое единственное и неповторимое чадо. Многодетная семья от этого более защищена. Родителям здесь волей-неволей приходится оставить мысли об индивидуальном покое, комфорте и искать более деятельного счастья.
Дети здесь также растут без преувеличенного внимания и излишней заботы. Здесь более естественен и востребован труд, поводы к которому городским родителям отыскать бывает непросто. Не стоит подменять понятия и превозносить многодетность как таковую. Это подспорье, а не цель и не панацея. Ведь и многодетная семья может не состояться! Такие примеры есть. Вот уж поистине тяжелая картина: восемь, десять отпрысков - и все врозь. И родители тоже врозь.
А потому дом остается подобием гостиницы или вокзала: каждый удовлетворяет в нем свои бытовые нужды, а в остальном живет сам по себе. И взаимоотношения между братьями и сестрами в таких семьях зачастую складываются самые конфликтные, драматические. В одной такой семье пожилая пенсионерка-мать сочла лучшим уехать от повзрослевших детей в деревню: те остались жить в шести комнатах квартиры, обзавелись семьями. В доме воцарилась самая вопиющая «коммуналыцина»: с запущенными местами общего пользования, свисающими в коридоре обоями, кухонными ссорами... Мужья и жены, сожители и сожительницы постоянно менялись - никого это не интересовало. Мать, время от времени возвращаясь по делам в город, с трудом находила себе место переночевать. Вот вам и многодетность! И в семьях православных родителей похожие ситуации, увы, тоже случаются.
Многодетность сама по себе не спасительна. Спасает человека то, что выходит за рамки земного: жизнь по вере, против законов плоти, самости, мира. Такая жизнь может состояться у семейного и безбрачного, многодетного и бездетного. И как брак является только почвой, на которой могут вызревать плоды добродетели или греха, так и многодетный брак есть только возможность, шанс принести добрые плоды, но окончательный ответ на вопрос о его результатах остается открытым. В конце концов многодетность - совсем не исключительная черта христианской семьи. Многодетны семьи многих нехристианских народов. Как правило, это народы, находящиеся на периферии христианского мира: индийцы, арабы. В нынешней российской ситуации мы видим высокую рождаемость у кавказских народов, переселенцев из южных, бывших советских республик.
И если мы примем в качестве главных параметров такие формальные вещи, как многодетность, семейный порядок, послушание жены мужу, почитание старших, преемственность между родителями и детьми, то может оказаться, что нехристиане, в данном случае мусульмане, ближе по образу жизни к тому, что нам, христианам, представляется идеалом семейной жизни. Потому что дело не в этом.
Можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает. Их значение в сознании людей очень взаимосвязано. Но это скорее не тождественные, а пересекающиеся понятия, так как могут существовать самостоятельно друг без друга.
Брак - как считают юристы и социологи, особый общественный институт для регулирования отношений между его гражданами. Это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, к своему потомству. Другими словами, это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля над ней, один из способов самосохранения и развития общества. В современных условиях в России брак характеризуется следующими особенностями: единобрачие; свобода развода, находящаяся под контролем государства; обязанность содержания и воспитания детей; материальная поддержка нетрудоспособных членов семьи; охрана государством материнства и детства. Семьёй в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, то есть семью составляют люди и их взаимоотношения.
Основные признаки семьи: брачные и кровнородственные отношения и связи между её членами; совместное проживание; общий семейный бюджет. Семья обусловливается различными факторами культуры, способом производства материальных благ и характером экономической системы. Каждой экономической формации объективно соответствует и определённая семья. Семья - специфическое общественное явление, поэтому она занимает особое место в социальной структуре общества. Специфика семьи состоит в следующем: 1.
Устойчивость семьи как социального института обеспечивается наличием таких прочных уз, как родство и супружество. Семья представляет универсальную форму жизнедеятельности общества. Семья развивается в соответствии с общими, специфическими и частными общими законами. Вместе с тем семья - относительно самостоятельный социальный институт, который наделён собственными внутренними противоречиями, а, следовательно, внутренними источниками развития. Семья как социальный институт занимает подчинённое положение среди крупных социальных общностей.
Семья - историческое, динамическое общественное явление. Роль семьи в обществе неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значительной. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека как внутри семьи, так вне её, стимулирует его социальную, производственную и творческую активность, способствует сохранению и укреплению физического и психологического самочувствия всех членов общества, раскрытию их индивидуальности. Задачи: 1. Дать общую характеристику социальным проблемам семьи.
Изучить задачи семейной политики. Особенно тяжелым становится положение детей. Беспокойство вызывают высокая степень заболеваемости и смертности детского населения, распространение насилия в отношении детей, рост числа детей, содержащихся в интернатах, увеличение социального сиротства, нарушение прав детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, рост числа беспризорных и безнадзорных детей, развитие детской преступности, а также целый комплекс ВИЧ-инфецированных детей. Ежегодно детское население снижается на один миллион человек, численность детей, содержащихся в сиротских учреждениях, напротив, ежегодно растёт на четыре-шесть тысяч и достигла уже 200 тысяч человек. При этом выпускники интернатов не подготовлены к самостоятельной жизни и дезадаптированы.
Продолжает сокращаться количество дошкольных учреждений, здания которых передаются под другие цели. К основным причинам детского неблагополучия относятся: кризис семьи, проблема бедности семей, отсутствие системы ювенальной юстиции, профилактики социального сиротства и семейного обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей. Состояние системы образования не обеспечивает право детей получать образование по месту жительства. Минимальная заработная плата обеспечивает только пятую часть минимального потребительского бюджета. Беспристрастная статистика констатирует, что семьи с несовершеннолетними детьми - наименее обеспеченная часть населения России, их доходы ниже, чем у остальных семей.
Пособия на детей индексируются в меньшей степени, чем пенсии и стипендии, и от одной индексации до другой сокращаются в реальном выражении. Отрасли социальной сферы постоянно снижают объёмы предоставляемых семьям услуг, которые становятся всё менее доступными из-за платности и роста цен. Очевидно, что замедленная, непоследовательная и противоречивая трансформация России, серьёзные ошибки в реформировании социально-экономической жизни, нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвлённая бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительного отдыха детей. Эта система позволяла родителям совмещать семейные обязанности с участием в структурах рынка труда, приобщала молодёжь к различным видам творчества, помогала ей в выборе жизненного пути. Сегодня под лозунгом перехода к рынку продолжается разрушение уникальных систем социальной инфраструктуры детства, прежде всего, в результате уменьшения возможностей их финансирования.
Коммерциализация делает эти учреждения недоступным для большинства детей. Одни, не справляясь с финансовыми трудностями, закрываются. Другие, трансформируясь, становятся элитарными. Теряется высококвалифицированный кадровый потенциал, формировавшийся десятилетиями. В конечном итоге страдают дети, лишённые возможности развиваться, отдыхать, заниматься в познавательных кружках и творческих объединениях.