День Российской науки не зря отмечается 8 февраля: именно в этот день в 1724 году из Сената был объявлен именной указ императора Петра I об учреждении Академии наук и художеств с приложением —. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Смотрите видео онлайн «Российская Академия наук» на канале «Федеральный центр дополнительного образования» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 ноября 2022 года в 13:50, длительностью 00:04:16, на видеохостинге RUTUBE. Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития.
Основана Академия наук
Розумовский — 52 года. Последним президентом АН до 1915 года был великий князь Константин Константинович Романов, поэт и историк. После 1915-го и до 1917-го годов президента у АН не было. Знаменитые ученики Академии За почти два века работы Академия наук воспитала целую плеяду выдающихся ученых, которые как учились, так и работали в ней таблица. Остроградский механик, член АН с 1830 года , В. Лобачевский член АН с 1830 года, фактический создатель неевклидовой геометрии. Физика А. Попов электротехник, изобретатель, член АН с 1899 года , В. Струве уроженец Германии, астроном, академик, основатель Пулковской обсерватории , Б. Якоби электротехник, изобретатель. Химия Д.
Менделеев создатель периодической системы , А. Буклетов исследователь в области органической химии. География И. Крузенштерн, Ю. Лисянский, М. Лазарев, Ф.
Как ни странно, но Петр Алексеевич, будущий Петр Великий, 14-й ребенок Алексея Михайловича «Тишайшего» но первый от его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной , получил весьма слабое домашнее образование. В то время патриарх Иоаким, ведя борьбу против «латинизации», отодвинул от царского двора образованных учеников Симеона Полоцкого, и в результате Петра обучали менее грамотные люди. Потому, к слову, Петр до конца жизни писал с ошибками. Поэтому еще отодвинутый от реального правления своей сестрой Софьей Петр, играя в свои потешные войска, стал самостоятельно — и при помощи голландского купца Франца Тиммермана — изучать все, что нужно для военного дела и путешествий: арифметику и геометрию, астрономию и корабельное дело. Во-первых, найти союзников для борьбы с турками, а во-вторых — привлечь в Россию специалистов в области новых технологий. Де-факто — создать программу технологических мегагрантов позже по велению Петра точно так будет проводиться в жизнь уже чисто научная программа создания Академии наук. Юный царь Петр. Особенно к медицине: в 1698 году в Амстердаме он познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем. Помните картину Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа»? Это не просто картина, а некий документ, который изображает личный состав голландской Гильдиии хирургов.
Для того, чтобы академия соответствовала зарубежным аналогам, Петр I пригласил многих иностранных ученых, специалистов в своих областях. Радея за процветание Отечества, император всевозможными способами лично способствовал развитию российской науки. По указанию Петра учиться в академии дозволено было отрокам не только дворянского происхождения. За старания и успехи в учебе, искусстве и науке царь Петр жаловал своею милостью. Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью. Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера».
Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором они ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а об учении протчих никакого попечения не имеют». Во-вторых, академия представляла собой государственное учреждение в отличие от частных и общественных западноевропейских , которое финансировалось за счёт государственной казны, а её члены, получая жалование, должны были обеспечивать научно-техническое обслуживание государства. Обязанности, возлагаемые на академиков профессоров , были разнообразными: следить за научной литературой и составлять по своей специальности сводки научных результатов, участвовать в еженедельных заседаниях и годичных публичных собраниях Академии, давать научные справки и проверять предлагаемые Академии новые открытия, составлять для студентов курсы по своей науке, а также читать лекции. Махаев, Г. Гравюра на меди «Проспект вниз по Неве реке между Зимним ея императорского величества домом и Академией наук» Санкт-Петербург. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно — новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб. Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить. С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы — домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире. Здание Кунсткамеры и по сей день является символом и логотипом Российской академии наук.
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК - 275 ЛЕТ
Общее собрание путем голосования решает вопросы изменения устава академии, реорганизации отделений, научных центров, выборов в члены РАН, направлений научных исследований, формирования бюджета. В РАН действуют 3 региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное, Уральское в составе которых работает 21 региональный научный центр.
Вернадский, И. Мечников, И. Павлов, Н. Вавилов, И. Курчатов, С.
Королев, Л. Ландау, А. Сахаров, Н. Семенов, П. Капица, И. Тамм и многие другие.
В 1934 г. Сегодня РАН — колоссальная по масштабам научная организация, объединяющая множество институтов и научных центров фундаментальных исследований по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных и гуманитарных наук. За выдающиеся открытия мирового значения, 18 ученых — членов Академии были удостоены престижной международной научной награды — Нобелевской премии. В 1872 г. Толстого, который в 1882—1889 гг. Все «отцы-основатели» нашего вуза также входили в состав Академии.
Герье в 1902 г. Вернадский в 1912 г. Чаплыгин в 1929 г.
Новоселов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена. В настоящее время в структуру Российской академии наук РАН входят тринадцать отделений по областям и направлениям науки, три региональных отделения, 16 региональных научных центров, а также многочисленные институты.
Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи.
Первым руководителем издательства был академик Александр Ферсман, а первым изданием, выпущенным в свет издательством, стал вышедший в конце 1924 года очередной том «Известий Российской академии наук». Выпуск научных трудов и журналов стал одним из важнейших направлений деятельности Академии по популяризации и внедрению результатов научных работ, а следовательно, и фундаментальной науки в СССР. Издания Академии были по сути отчетом о деятельности ее научных учреждений и результатах работы ученых и ведущих научных школ страны.
Российская Академия Наук
Изначально Академия наук располагалась в здании Кунсткамеры. В соответствии с проектом Российская академия наук должна была по своей структуре значительно отличаться от западноевропейских академий. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. За 300 лет своего существования Российская академия наук неоднократно меняла названия, но в главном оставалась неизменной – служить науке на благо своего отечества. Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития.
300 лет Российской академии наук
Изначально Академия наук располагалась в здании Кунсткамеры. О судьбе Российской академии наук, об исторической роли президентов и их участии в развитии главной научной организации страны и ее переломных моментах беседуем с директором Архива РАН в 2013–2018 гг. Виталием Юрьевичем Афиани. Российская академия наук. В XVIII веке в России, как и в других странах, особое внимание стало уделяться развитию фундаментальных и практических наук. РИА Новости, 08.02.2024. Российская академия наук (РАН), высшее научное учреждение России.
К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
Состав Организационного комитета РАН по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук. гравировальная палата и другие отделения. В 1925-м Российская академия наук была преобразована в Академию наук СССР. Перед аудиторией будущих медиков выступят министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. богатой библиотекой, естественнонаучным музеем (Кунсткамерой), физическим кабинетом, обсерваторией, химической лабораторией (основана совым). Впервые в России академия наук — отдалённый прообраз современной РАН — была создана по распоряжению императора Петра I соответствующим Указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 года.
К 300-летию Российской академии наук: Сказ про то, как царь Петр академию создавал
В новейшей истории страны ВЭО России продолжает традицию тесного сотрудничества с Российской академией наук в сфере содействия решению масштабных задач обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности страны. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. Ученых и специалистов поздравляем с Днем науки! Новых достижений и свершений на благо Российской Федерации! Читать также.
От всего сердца поздравляем всех ученых с этим знаменательным юбилеем и желаем успешной реализации научных замыслов! Президентская библиотека имени Б. Ельцина подготовила коллекцию «Академия наук и становление российской науки».
Код для блога Ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник — День российской науки, учреждённый указом президента РФ в 1999 году. В указе говорится, что праздник был установлен: «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук». Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями.
При Академии наук были созданы Академический университет и Академическая гимназия. Регламент Академии был утверждён в 1747 году. Первым президентом назначен Л. Первые академики АН математик Я. Герман, астроном Ж. Делиль, физиолог и математик Д. Бернулли и др.
Российская Академия наук как высшее научное учреждение России
В числе первых приглашённых учёных наибольший вклад внёс знаменитый математик Л. Эйлер, воспитавший целую плеяду блестящих российских математиков, физик Д. Бернулли и механик Н. По своей структуре и задачам Российская академия наук существенно отличалась от западных академий. Во-первых, понимая, что создание академии на частной или общественной основе не даст ожидаемого результата, Петр предусмотрел создание Академии, как государственного учреждения с финансированием за счёт казны. Во-вторых, академия создавалась в комплексе с университетом и гимназиями.
Её члены были обязаны вести преподавание и индивидуально вести одного-двух воспитанников, которые впоследствии смогли бы их заменить. Этим обеспечивалась ускоренная подготовка отечественных научных и преподавательских кадров для академии, университета и гимназий. Вместе с тем в европейские университеты и академии направлялись на учёбу и стажировку перспективные молодые учёные. Торжественное открытие Императорской академии наук и художеств состоялось уже после кончины Петра — 27 декабря 1725 года 7 января 1726 года по новому стилю. Первым её президентом стал Лаврентий Блюменпрост, медик по специальности.
Начальный состав академии включал только иностранных специалистов. По мере подготовки отечественных учёных и профессоров они постепенно заменяли иностранцев. Одним из первых российских учёных начал работать в академии вернувшийся в 1742 году из заграничной командировки в Германию Михайло Ломоносов, впоследствии прославивший российскую науку. В числе первых четырёх российских учёных он был назначен профессором химии в Московском университете, позднее названный его именем, и возведён в ранг членов Академии. В 1746 году он выпустил учебник по экспериментальной физике на русском языке, по которому учились несколько поколений студентов.
Ломоносов проявил себя, как чрезвычайно разносторонний учёный.
Академия имела высокий официальный статус, но это не уберегало ее от обоснованной критики со стороны образованных кругов дореволюционной России, и общественный престиж Академии непрерывно снижался, едва ли не обратившись в нуль ко времени революций 1917 года. Подобно тому, как это происходило во всех прочих европейских странах, наука в России ХIХ — начала ХХ века развивалась главным образом в государственных высших учебных заведениях. Это устойчивая и проверенная временем европейская традиция — сочетать поисковые научные исследования с подготовкой молодых научных кадров в обстановке переднего края науки.
Ученые высшей школы выполняют тем самым двойную социальную функцию — и исследователей, и педагогов, т. Соответственно, общественная отдача высшей школы оказывается повышенной по сравнению с чисто исследовательской государственной наукой. В наши дни в научном мире давно позабылись рассуждения столетней давности, что преподавание отвлекает ученых от исследований, отягощая научный процесс. Сейчас участие в преподавательской деятельности рассматривается — во всяком случае в наиболее развитых странах мира — как привилегия элиты исследовательской науки.
Конечно же, и Петербургская академия наук как комплексный научно-исследовательский институт внесла свою лепту в дореволюционное развитие русской науки. Но лепту достаточно скромную, ввиду малочисленности работников и скудости материально-технического обеспечения. Там, кажется, успешнее всего шли исследования по гуманитарным дисциплинам и почти полностью отсутствовала прикладная наука. Очередной раз пошла работа по пересмотру академического устава 1836 года.
В 1925 году, несмотря на неоднозначное отношение к Академии со стороны тогдашней общественности и даже видных работников Наркомпроса, был торжественно отмечен ее 200-летний юбилей. К этой дате был наконец-то принят новый академический устав. В нем закреплялись право академиков самостоятельно избирать собственного президента и новое название — «Академия наук СССР», с традиционным статусом «высшего научного учреждения». Думается, что подчеркнуто бережное отношение к Академии со стороны новой власти определялось еще и политическими мотивами: на большевиков сыпались обвинения в культурном нигилизме и варварстве— более чем незаслуженные.
Да ведь и то сказать: высокие специалисты были наперечет, и дорожили каждым. Сейчас об этом не принято вспоминать, но послереволюционные 1920-е годы ознаменовались беспрецедентным в отечественной истории развитием науки. Революционная власть не испытывала ни малейших сомнений относительно всесторонней полезности любого научного знания и его жизненной необходимости для скорейшего построения нового общества, опирающегося на достижения науки и техники. Не располагая тогда большими материальными ресурсами, советская власть не скупилась на моральную и организационную поддержку научных учреждений.
Всего лишь за 12 лет, с 1918 по 1930 годы, численность таковых выросла в СССР более чем в пять раз, достигнув примерно 800. Новые научные институты возникали и на базе лабораторий и комиссий АН СССР; они либо оставались при Академии, в системе Наркомпроса, либо переходили под эгиду ВСНХ, где сосредотачивались все более многочисленные учреждения прикладной науки. Как известно, конец 1920-х годов ознаменовался в нашей истории политической победой сторонников индустриализации страны. Последствия, конечно же, затронули и научную систему.
В 1929 году Академии позволили увеличить число действительных членов до 90, настаивая взамен на ее большем участии в общегосударственных усилиях по развитию промышленного потенциала. Среди членов Академии — впервые в ее истории — появились видные инженеры и ученые-прикладники, объединенные в особое отделение технических наук упраздненное в начале 1960-х годов. Михаил Васильевич Ломоносов Все это проходило отнюдь не гладко. Старые академики сопротивлялись нововведениям.
Особые протесты вызвало требование планирования научных исследований, отвечавшее переходу всего народного хозяйства СССР на плановую основу. Эту реакцию можно было бы счесть вполне иррациональной: любые исследователи всегда как-то планируют собственную деятельность. По сути, однако, она была проявлением клановой психологии ученых. В планировании, особенно директивном, усматривалось непозволительное вторжение профанов в научное священнодействие.
Нечто подобное происходило в первой трети ХХ столетия и в университетских кругах передовых европейских стран — как отклик на тогда еще робкие попытки правительств хоть как-то контролировать собственную науку, становившуюся все более важной, но и все более дорогой. Сейчас, на наших глазах, эта архаичная психология вновь напоминает о себе — в виде гневных филиппик академиков в адрес «невежественных чиновников», собирающихся подмять под себя свободолюбивую РАН; поистине развитие вершится по спирали! Дебаты вокруг планирования академических исследований вызвали тогда живой отклик. Академию стали обвинять в кустарщине и оторванности от жизни, в нежелании участвовать в строительстве социализма, в волюнтаризме и высокомерии академиков.
Словечко «академизм» на какое-то время сделалось ругательством, и на горизонте вновь замаячил вопрос о праве Академии на существование. Так или иначе, но сварливое сопротивление академиков постепенно истощилось, и в 1931 году был сверстан первый в истории Академии наук план ее работ на остаток 1-й пятилетки. Тем временем индустриализация ставила все новые проблемы. Она осуществлялась методом заимствования передовых зарубежных технологий, известным из красноречивого исторического примера стремительной индустриализации объединившейся Германии в последней трети ХIХ века.
Для этого на первых порах требовались не столько исследователи, сколько грамотные специалисты-техники, и в начале 1930-х годов внимание руководства СССР было обращено на высшую школу. Уже к 1933 году число высших учебных заведений в СССР возросло пятикратно от уровня 1927 года, превысив 700. В них обучалось 500 тысяч студентов; к 1940 году это число достигло 800 тысяч. Закономерным образом эти усилия и затраты несколько затормозили но отнюдь не остановили!
Прикладные институты, относительно наиболее многочисленные, находились в ведении ВСНХ, а позднее — подразделений Совнаркома. При его постепенном разукрупнении они передавались в производственные отрасли, формируя систему промышленной науки. Так или иначе, но именно эти действия государственной власти СССР определили уникальность облика его научной системы на последующие 60 лет, заложив в него и ряд глубинных противоречий. В следующем же 1934-м году ее президиум и14научных институтов были переведены из Ленинграда в Москву.
Дело, конечно, было не в переездах. Главная новая особенность АН СССР, закрепленная уставом1935года, заключалась в том, что она переставала быть обособленным научно-исследовательским учреждением, в каковом качестве была создана и просуществовала200 лет. Она, в лице своих членов и избираемых ими руководящих лиц и органов, становилась полновластным народнохозяйственным ведомством, фактически наркоматом непромышленной науки, осуществляющим административное руководство подчиненными научными и вспомогательными учреждениями, определяющим тематику их деятельности и распределяющим между ними госбюджетные средства, ассигнуемые Академии вцелом. Члены Академии получили статус своего рода особоуполномоченных государственных ученых, с повышенным материальным обеспечением и невиданными в истории мировой науки профессиональными привилегиями.
В 1716 г. Готфрид Лейбниц умер, однако идею Петр сохранил и в ходе второго длительного заграничного посольства 1716—1717 гг. Однако, даже впечатлившись достижениями французской науки и техники, он не собирался напрямую копировать Парижскую академию наук — как, впрочем, и научные учреждения Британии, Германии, Нидерландов. Об этом свидетельствует «Проект», в составлении которого Петр участвовал лично. Академия ли университет? К вопросу распространения наук в России император подошел системно — в том числе изучил и сравнил разные научные и образовательные институты европейских стран, сформулировал разницу между ними и решил, каких целей хочет достичь.
Так, в самом начале проекта Положения Академии наук и художеств Петр дает следующее определение: «Универзитет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко: феологии и юрис пруденции прав искусству , медицины и филозофии, сиречь до какого состояния оныя ныне дошли, младых людей обучают. Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде, в том градусе, в котором оныя ныне обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оныя совершить и умножить тщатся, а о обучении протчих никакого попечения не имеют». При этом Петра интересовало одновременно, чтобы в России сразу появились ученые, которые бы занимались научным процессом как таковым, чтобы эти ученые готовили себе смену, обучая молодежь, и чтобы также шла подготовка будущих педагогов для дальнейшего обучения российского юношества: «1. Науки производить и совершить, однакожде тако, чтоб они тем наукам: 2. Младых людей ежели которые из оных угодны будут публично обучали, и чтоб они 3. Некоторых людей при себе обучили, которые б младых людей, первым рудиментам основательствам всех наук паки обучать могли».
Таким образом, ни академия в ее чисто европейском виде, ни университет — а Петр в своих заграничных поездках посещал и те, и другие — не годились для того комплексного решения задачи, которое он задумал. Нужно было их соединить. РАН ведет экспертизу государственных заданий на исследования и отчетов по ним. К Российской академии наук все чаще обращаются за экспертизой проектов государственных решений. Уже в этом году мы выдали свыше 40 тыс. Сегодня РАН ведет экспертизу всех значимых государственных проектов.
Планами Петра и их реализацией восхищались многие европейские исследователи: в Европе внимательно следили за реализацией замысла. Так, уже упомянутый Фредерик Рюйш писал, что видит в Академии венец завоеваний Петра.
Общее собрание путем голосования решает вопросы изменения устава академии, реорганизации отделений, научных центров, выборов в члены РАН, направлений научных исследований, формирования бюджета. В РАН действуют 3 региональных отделения: Сибирское, Дальневосточное, Уральское в составе которых работает 21 региональный научный центр.
300 лет назад была основана Российская академия наук
Праздничные мероприятия к юбилею Российской академии наук пройдут не только сегодня, но и будут продолжаться весь 2024 год по всей стране. За 300 лет своего существования Российская академия наук неоднократно меняла названия, но в главном оставалась неизменной – служить науке на благо своего отечества. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. 2. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в. Ровно 300 лет назад по указу Петра I была основана Российская академия наук. Создание Академии наук в Петербурге вывело Российскую империю вышла на совершенно другой уровень научного развития. 8 февраля (28 января) 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Российская Федерация, Российская академия наук (РАН)
Российская академия наук (РАН) является самоуправляемой некоммерческой организацией (учреждением), имеющей государственный статус. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием. 8 февраля 1724 года (по старому стилю 28 января) указом Петра I была основана Академия наук и художеств в России. Российская академия наук (РАН) была основана в 1724 году по указу Петра I. Является крупнейшей в России государственной академией наук. Российская академия наук. В XVIII веке в России, как и в других странах, особое внимание стало уделяться развитию фундаментальных и практических наук. РИА Новости, 08.02.2024. Первые члены Российской академии наук сразу приступили к работе по умножению научного и культурного богатства России.