Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности».
Статья: Биография С.Л. Рубинштейна
Л Рубинштейн подал в конкурсную комиссию Одесского института народного образования заявление на замещение вакантной должности, и в 1921 г. Первая статья, которую выпустил С. Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности. В 1922 г. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики.
В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности.
Эти и определяется актуальность нашей работы. Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. Жизненный путь и научная деятельность С. Рубинштейна рубинштейн психолог научный достижение Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 18 июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. В семье было трое сыновей — Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образование, стал видным специалистом в избранной отрасли. В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. В набросках автобиографии не законченной сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием [2]. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры. Окончив в 1909 году с золотой медалью элитную Ришельевскую гимназию, Рубинштейн намеревался продолжить образование, но категорически отверг идею поступления в Новороссийский Одесский университет, поскольку не желал вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев. Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета. Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» [3] Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной — в московский период. Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли — интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна — способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития.
Брушлинский, К. Абульханова-Славская и др. Занимался психологическими проблемами восприятия , способностей , личности , вопросами теории и истории психологии. Философско-антропологической тематике посвящён незавершённый труд Рубинштейна «Человек и мир» опубликован в 1973. Опубликовано 1 июня 2022 г. Последнее обновление 1 июня 2022 г. Связаться с редакцией.
Разработал методику тестирования личностных особенностей и индивидуальных различий. Его методика получила широкое признание и используется в практической психологии для определения профессиональных предпочтений и анализа индивидуальных характеристик личности. Творчество и исследования Сергея Рубинштейна оказали огромное влияние на развитие психологии. Его работы являются основой для многих современных теорий и методик и продолжают быть актуальными и значимыми в нашей психологической практике. Оцените статью.
РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ.
Толстым, Ф. Достоевским, Н. Бердяевым, очень рано стали для него проблемами жизненными. Напряженный труд подорвал здоровье отца, и Сергей стал духовной, нравственной опорой семьи, помогая матери разрешать свалившиеся на ее плечи жизненные трудности. Проведенное дома детство, судьба семьи, оказавшейся в одиночестве в мелкобуржуазной процветающей среде, затем отказ царя на его прошение учиться в университетах России как лицу еврейского происхождения и вынужденный отъезд в Европу для обучения в университетах Германии — все это наложило отпечаток на его личность. Очень рано он осознал всю серьезность жизни, став старшим в семье, взяв на себя большую ответственность, пережил горечь одиночества, а с ним — привычку самостоятельно справляться с трудностями. Неизгладимое впечатление на его мировоззрение оказала смерть Л.
Книга была представлена на награждение рядом психологов, а также выдающимися учеными В. Вернадским и А. Ухтомским, давно и глубоко интересовавшимися проблемами психологии. В 40-е годы присуждение премий в большинстве случаев объективно выражало общественное признание научных достижений. Сталинские лауреаты обладали тогда большим авторитетом и могли в известной степени влиять на ход событий в сфере своей профессиональной деятельности. Вот почему 1 октября 1942 года беспартийный Рубинштейн был назначен директором Московского института психологии — головного научного учреждения страны в данной отрасли. Одновременно он возглавил кафедру психологии в МГУ и пригласил на работу в университет многих известных московских психологов Леонтьева, Лурия, Теплова и др. Первый в МГУ выпуск дипломированных психологов состоялся в 1948 году. В 1943 году Рубинштейн был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, чего дотоле ни один психолог не удостаивался. Косминским и Е. Тарле, с лингвистом академиком В. Виноградовым, физиологами академиками Л. Орбели и И. Бериташвили, кинорежиссером С. Эйзенштейном, физиком А. Петровым, искусствоведами Б. Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований. Хотя сектор был частью института, призванного разрабатывать проблемы философии, Рубинштейн, в который раз проявивший талант научного лидера, способного объединить исследования различных направлений, построил программу работы сектора таким образом, чтобы она охватывала широкий круг тем, в том числе и сугубо психологических. Психофизиологическая проблематика в секторе разрабатывалась такими крупными учеными, как С. Кравков и Н. Гарбузов, а зоопсихологическая — всемирно известной исследовательницей Н. Здесь проводились заседания с участием ведущих психологов столицы, представлявших различные научно-исследовательские учреждения, в том числе и Московский психологический институт, ряд сотрудников которого Теплов, Шемякин работали также и в секторе. Его надежда осуществилась лишь после его смерти стараниями последователей. Одним из военных «трофеев» оказался пещерный антисемитизм, который советское руководство не побрезговало позаимствовать у поверженных фашистов. В 1947 году, когда в издательстве АН СССР уже была сверстана новая книга Рубинштейна «Философские корни психологии» само название которой выражало стремление автора осмыслить связь психологии с философией и разработать методологические принципы применения философских положений в психологии , началась кампания по борьбе с космополитизмом. Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена. Яркое представление об атмосфере той поры можно получить, ознакомившись, например, со статьей П. Плотникова «Очистить советскую психологию от безродного космополитизма» в четвертом номере «Советской педагогики» за 1949 год. К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами. Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем. Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959.
Симонова и многих других. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию академического Института философии. В мае 1959 года Учёный совет Института философии представил труды С. Рубинштейна на соискание Ленинской премии [12]. Научная деятельность[ править править код ] Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930 году. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций , темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922. В 1930-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма , разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским , К. Абульхановой-Славской и др. Важными вехами в истории советской и российской психологии стали юбилеи С. Рубинштейна, начиная с 1989 года, отмечаемые международными конференциями и публикациями [13].
Коген и П. В 1914 началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн перешел на работу преподавателем в гимназии. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1925 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает активное участие в развитии библиотечного дела в России.
С.Л. Рубинштейн
это особая форма деятельности. В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий. Абульханова, К.А. Биография С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова. В сборнике: Сергей Леонидович Рубинштейн. С л рубинштейн биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна. Введение. Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в психологию
Работа крупнейшего российского психолога и философа С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание» освещает одну из важнейших проблем философской мысли – вопрос о природе сознания в его отношении к бытию, к материальному миру. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в. С л рубинштейн биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография
Автор затрагивает очень много тем, но язык, как говорилось, сух и мудрен. Мне часто казалось, что автор выражается то ли очень путанно, то ли слишком научно, но понять с наскока прочитанное не получается. И даже не с наскока тоже...
Батищева 1932—1990 «Философское наследие С. Рубинштейна и проблематика креативности», опубликованную в книге «Сергей Леонидович Рубинштейн» 2010 серии «Философы России второй половины XX в». К сожалению, объем очерка позволяет охватить лишь небольшую часть статьи, поэтому отсылаем всех интересующихся к упомянутому сборнику. Приводим выдержки из текста: «… непреходящая значимость произведений Рубинштейна не убывает, а скорее возрастает там, где он переходит от внутрипсихологических тем хотя известен он именно как специалист по общей психологии к сюжетам более многомерным, нравственно-эстетическим и собственно философским, особенно — аксиологическим. Во-вторых, это обнаруживается не только там, где Рубинштейну удалось фундаментально и подробно, развернуто обосновать свои идеи, сколько там, где его идеи остались в состоянии предварительного, эскизно-тезисного изложения. Этим вовсе не умаляется роль Рубинштейна внутри психологической науки. Но самое ценное в его наследии все же заключено в его философских и общегуманитарных замыслах и тезисах.
Эта идея внутренней глубинной со-причастности человека другим явно и неявно, идея сущностной взаимности в самой онтологии, т. Прежде всего эта концепция обладает острием, критически направленным против атомизации человека, именно против безразличной, самозамкнутой атомизации. Выключенный из первичной общности и взаимности индивидуум, «человек как абсолют, как нечто обособленное и замкнутое в себе — это не человек, не человеческое существо и, более того, это вообще не существо, это нечто не существующее — ничто». Вопреки этому универсально верному тезису в самой действительности существует тип атомистических отношений, при которых люди присваивают себе право быть до известной степени самозамкнутыми. Но в концепции человека нельзя возводить эту превратную форму в норму, важно понять, что безразличие атомизированности разрушительно, нигилистично для человеческой сущности, чревато обращением человека в активное «ничто». Более того, взаимоотношение есть не только условие, необходимо дополняющее собой некую «необщительную» сущность, но гораздо больше — конституирующее собою, наполняющее собою саму сущность человека как субъекта. Когда мы выполняем последовательно и до конца требование «снять как неоправданную прерогативу первичность какого-нибудь одного, моего имя рек "я"», тогда же мы тем самым утверждаем первичность уз взаимности сравнительно с любым последующим обособлением. Но и не только исторически-генетически «существование моего "я" является производным от существования других», а еще и актуально, по содержанию жизни каждого оно включает в себя других и таким образом реально раскрывает родовое свойство человека». Более того, взаимность по бытию, или, по Рубинштейну, «реципрокность» между каждым личностным «я» и его другим, — включает в себя также и ценностные измерения.
Автор фундаментальных учебников для университетов «Основы психологии» и «Основы общей психологии». А через них, как ближайших адресатов, субъект со-причастен и вообще всему бытию Универсума.
Окончил факультет философии Марбургского университета в 1914 г.
Апрель 1919 г. В 1921 г. Статья, посвященная Ланге «Принцип творческой самодеятельности».
Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. С 1925 г. В 1930 г.
Виппером, В. Жирмунским и другими видными деятелями науки и культуры. При их содействии в Академии наук был организован Сектор психологии в Институте философии , ставший первым академическим центром психологических исследований.
Ее главной хотя далеко не единственной жертвой в психологии и стал Рубинштейн. Набор книги был рассыпан на том вздорном основании, что число цитируемых зарубежных авторов превышало число советских. Ведущий отечественный психолог был снят со всех постов, а публикация его трудов запрещена.
К счастью, более крутых мер не последовало, а после смерти Сталина началось постепенное восстановление в правах бывших «космополитов». Во второй половине 50-х Рубинштейн вместе с другими лидерами советской психологии Тепловым, Леонтьевым, Лурия, Смирновым и др. Совместными усилиями широко развернулись теоретические, экспериментальные и прикладные исследования, был создан журнал «Вопросы психологии», основано Общество психологов СССР, начали восстанавливаться творческие контакты с зарубежными коллегами.
Столь значительная совместная деятельность во имя общих интересов науки осуществлялась ведущими учеными, несмотря на существенные теоретические разногласия между ними по целому ряду проблем. Словно стремясь наверстать упущенное время, Рубинштейн за три года опубликовал одну за другой три монографии: «Бытие и сознание» 1957 , «О мышлении и путях его исследования» 1958 , «Принципы и пути развития психологии» 1959. Этот труд вошел в издание «Проблемы общей психологии» 1973 , вышедшее уже посмертно.
Сергей Леонидович Рубинштейн скончался 11 января 1960 года. Значение идей ученого для современной психологической науки В 1989 г. К столетию со дня рождения ученого были приурочены выход в свет цикла публикаций, посвященных творчеству С.
Рубинштейна, а также переиздание его фундаментального труда «Основы общей психологии». Переиздание «Основ» тем более знаменательно, что эта книга, ставшая этапной в истории отечественной психологии, не издавалась у нас с 1946 г. В последнее время закономерности развития психики наиболее интенсивно изучаются в возрастной особенно — в детской и педагогической психологии.
Это и понятно: становление психики в онтогенезе служит «идеальной» моделью, позволяющей вычленить общие механизмы психического развития, проследить его сложную и острую диалектику. Однако на фоне этого наметилась тенденция выхолащивания проблематики развития из других областей психологического знания, в частности из общей психологии, а методологический принцип развития в психологии стал приобретать подчас явно декларативный характер. Для Рубинштейна проблема психического развития имеет всеобщее значение: «Развитие психики является для нас не только более или менее интересной частной областью психологии, но и общим принципом или методом исследования всех проблем психологии».
В единой логической канве Рубинштейн анализирует исторический, антропогенетичеекий, онтогенетический, функциональный и бытийно-биографический аспекты психического развития, то есть речь идет, по сути дела, о системогенезе психики. В каждой из глав «Основ», посвященных раскрытию сущности того или иного психического процесса, имеется раздел, в котором дается оригинальная авторская «микрокояцепция» генезиса этого процесса у ребенка каждая из таких «микроконцепций» вполне может быть развернута в стройную теорию. При этом ключевым принципом анализа закономерностей развития психики человека является принцип историзма.
Следует высоко оценить работу составителей, авторов комментариев и послесловия к новому изданию «Основ общей психологии» — К. Абульхановой-Славской [6] и А. Вполне уместными и полезными представляются «вкрапления» в текст этого издания фрагментов из более поздних работ Рубинштейна.
Это дает читателю возможность проследить внутреннюю логику развития подхода автора к решению ряда фундаментальных проблем психологической науки. В содержательных комментариях и послесловии к двухтомнику адекватно эксплицируются историко-научный контекст и современное значение многих положений Рубинштейна. Вместе с тем, в ряде работ, посвященных анализу научного наследия С.
Рубинштейна не получил достаточно полного освещения вклад ученого в возрастную и педагогическую психологию. Так, в монографии К. Абульхановой-Славской и А.
Брушлинского «Философско-психологическая концепция С. Рубинштейна» генетико-психологические идеи ученого привлекаются в подавляющем большинстве случаев для иллюстрации его общетеоретических положений В сборнике «Применение концепции С.
Биография С.Л. Рубинштейна
Рубинштейна [13] Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. Его родители принадлежали к высокообразованным кругам российской интеллигенции. Содержание большой семьи у Рубинштейнов было четверо сыновей требовало от отца огромных усилий. Он был известным, очень популярным адвокатом, имевшим широкий социальный, экономический, юридический кругозор. Сергей, с детства страдавший болезнью сердца, получил свое первое образование в семье — он блестяще знал мировую литературу, очень рано познакомился с русской и западной философией, увлекался математикой, свободно владел тремя европейскими языками, читал на греческом и латинском. Нравственно-этические проблемы, поставленные Л.
Толстым, Ф.
Отсюда еще и обратимость этических и этически окрашенных человеческих отношений: «Человек существует как человек только через свое отношение к другому... Само универсальное его призвание первоначально адресовано ближнему другому как представителю всего остального Универсума.
Было бы неверно истолковывать обратимость меж-субъектных отношений в духе условно расчетливой сделки или корыстного, своемерного «договора» об использовании субъектами друг друга, подобно обратимости эквивалентных вещей. На самом деле речь должна идти совсем об ином — о креативно-свободном поступке, через который каждый ставит себя на место другого и даже более того — имеет в себе достаточно большой потенциал такой поставленности себя на место других и других на свое место, достаточный опыт взаимобытия и взаимопроникновения на ценностных уровнях, что не имеет ничего общего с вещной эквивалентностью, сделкой и т. Поэтому он имел все основания и право сказать достаточно категорично: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину.
Агапическое всеприятие было для него вершиной между-субъектности. Приходится, однако, лишь сожалеть при этом, что у него воспроизводится дезориентирующее отождествление сострадания с позицией квиетизма. Именно по логике между-субъектности служение абсолютным ценностям приносит отнюдь не «обесценение жизни в этом мире», но напротив, единственно только и может в конечном счете оправдывать всякую «здешнюю» жизнь и всякое человеческое преуспеяние уже не как ограниченное и якобы самоцельное, но через его включенность в более высокий проблемный контекст.
Только служение безусловным ценностям придает всему «здешнему» безусловный, свободный от своецентризма, духовный смысл. При сделанных оговорках концепция между-субъектности личностного мира человека, предложенная Рубинштейном, выступает как важное подспорье в современных теоретических и практико-педагогических поисках. Внешний результат указывает лишь на самую грубую форму запечатления, на самый простой и далекий от полноты способ опредмеченности самого творчества.
Далее, можно видеть и иной результат — произведенческое бытие, или бытие произведений культуры. Однако даже и многие произведения, более того — никакая система их принципиально не способна дать нам исчерпывающего претворения творчества как такового. Дело в том, что произведение всегда существует, лишь многократно исчезая и вновь возрождаясь через его распредмечивание иными субъектами.
Следовательно, возлагая все надежды на то, что субъект всю свою креативность полностью и до конца «излил» и явил нам в свое детище и что это последнее изображает собою как на экране выявленную креативную жизнь своего автора, мы обречены подставлять на место не понятого нами первичного творчества автора вторичное со-творчество его адресатов, т. В действительности же ни объекты-вещи, ни произведения не в состоянии обладать достаточной многомерностью, чтобы в них выразилась вся полнота диалектики креативности. Установка на то, чтобы все уловить, все зафиксировать и все креативно-субъектное обрести во внешне-предметных формах, ошибочна.
Исследовательское внимание к отделимым результатам творчества необходимо, но и само оно верно ориентировано только тогда, когда исходит из принципиальной недостаточности отделимых результатов.
Анохина, Асратяна, Гращенкова, П. Симонова и многих других. Рубинштейна на соискание Ленинской премии. Научная деятельность Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии 1922.
В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма «внешние причины действуют через внутренние условия» , создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским, К. Абульхановой-Славской и др. Награды и премии орден Трудового Красного Знамени 10. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса. Рубинштейн Основы общей психологии 1940; 1946; 1989; 2009 Пути и достижения советской психологии. Бытие и сознание 1957 О мышлении и путях его исследования 1958 Принципы и пути развития психологии 1959 Проблемы общей психологии сборник статей разных лет и посмертная публикация рукописи "Человек и мир", 1973 Человек и мир работа написана в 1958-59; издана в 1973, idem содержание тома Электронные публикации Рубинштейна: Рубинштейн, С. Бытие и сознание.
Лишь когда соединится одно и другое — возникает сознание подлинного, великого — оно должно вобрать в себя все переживания, все сокровенное, все порывы большого сердца, поглотить весь заряд его душевной энергии и дать ему совершить объективацию. Далее Вклад Рубинштейна в психологическую подготовку педагогов Интерес исследователей к научному наследию С. Рубинштейна с годами не ослабевает. Об этом свидетельствует многое: это и теоретико-методологический анализ основных работ, и переиздание его трудов, а также науковедческий анализ его творческой биографии [1], [3], [6], [21]—[24]. Ученые выявляют связь наследия С. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества.
Но до сих пор мало известным остается научно-педагогическое творчество С. Рубинштейна, в частности, его вклад в разработку вопросов преподавания психологии в педвузе. В период с 1930 по 1942 гг. Рубинштейн заведовал кафедрой психологии Ленинградского государственного педагогического института им. Профессионально занимаясь преподаванием психологии в педвузе, ему приходилось ставить вопросы теории педагогической психологии, он внес также серьезный вклад в обоснование практики психологической подготовки педагогов, участвовал в создании первых учебных программ по психологии, был автором и соавтором учебников по психологии для пединститутов. Ранее только К.
Ушинский многосторонне и основательно разрабатывал теорию и практику психологической подготовки педагогов. Концептуальные основы разработки С. Статья содержала критическую оценку сложившихся в психологической науке взглядов на проблему связи педагогики и психологии, в ней был представлен методологический анализ причин их ограниченности и односторонности. Далее Зинченко В. В 1954—1956 гг. И в этой моей должности беспартийный директор института А.
Смирнов был вынужден иногда принимать меня.
Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна
Биография Рубинштейна Сергея Леонидовича: жизненный и профессиональный путь психолога | способствовал приглашению тейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. доцентом. |
Биография С.Л. Рубинштейна Введение | Работа крупнейшего российского психолога и философа С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание» освещает одну из важнейших проблем философской мысли – вопрос о природе сознания в его отношении к бытию, к материальному миру. |
С л рубинштейн биография кратко | С.Л. Рубинштейн составил полную научную программу, переданную после его кончины в дирекцию Института философии Академии Наук СССР. |
Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии | это особая форма деятельности. |
Рубинштейн, Сергей Леонидович | С.Л. Рубинштейн: краткая биография и влияние. Сергей Львович Рубинштейн (1829-1894) был выдающимся русским психологом, философом и педагогом, основателем психологической школы в России. |
Реферат: Биография С.Л. Рубинштейна
С. Л. Рубинштейн родился в Одессе, в высокообразованной, ассимилированной, но не отрекшейся от своего еврействав семье успешного адвоката. Издано: нский, анова «Философско-психологическая концепция тейна. Будучи философом по образованию и призванию, С. Л. Рубинштейн через несколько лет официально становится психологом. Сергей Леонидович Рубинштейн предложил модель мышления, увы, не отличающуюся научной новизной.
Рубинштейн сергей леонидович
Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической. На факультете педагогики и психологии Курского государственного университета состоялся психологический вечер «С.Л. Рубинштейн: известный и неизвестный», посвященный юбилею ученого. В 1945 г С Л. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. способствовал приглашению тейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. доцентом.