По словам самих представителей, это будет лёгкий истребитель, как некое дополнение к существующему истребителю Су-57. Многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 впервые применил гиперзвуковую ракету "Кинжал" в ходе спецоперации.
Истребители в небе: пять поколений
Напомним, что боевой истребитель МиГ-31БМ, был сделан специально для прикрытия боевых самолетов класса СУ с воздуха и умеет сопровождать до 10 объектов и одновременно поражать шесть их них. Порогом максимальной высоты для истребителя является 30 000 метров. Боевая машина вооружена ракетами воздух-воздух, воздух-земля, а также способна нести аэробаллистические ракеты «Кинжал» в версии МиГ-31К. Источник фото: Минобороны.
Порогом максимальной высоты для истребителя является 30 000 метров. Боевая машина вооружена ракетами воздух-воздух, воздух-земля, а также способна нести аэробаллистические ракеты «Кинжал» в версии МиГ-31К. Источник фото: Минобороны.
У сотрудников компании огромный опыт в этой области, ведь малозаметные истребители F-22A и F-35 — их разработки. Dassault nEUROn стал своего рода проверкой для технологий нового поколения. Выполненный по технологии стелс разведывательно-ударный беспилотник впервые увидел небо в 2012 году. Аппарат дозвуковой и может развивать максимальную скорость 0,8 Маха. Экспериментальный БПЛА не пойдет в серию, но позволит отработать ряд технологий, которые лягут в основу настоящих машин шестого поколения. Но даже если самолет нового поколения и будет создан в Европе, наивно полагать, что он сможет составить достойную конкуренцию американским истребителям. Все-таки перешагнуть через целое поколение и остаться наравне с ведущими производителями довольно сложно. Китай в данный момент занят разработкой истребителей пятого поколения J-20 и J-31 и тоже не прочь пофантазировать на тему самолета будущего. В 2013 году состоялся полет китайского ударного беспилотника-невидимки Lijian, технологии которого это самое будущее обеспечат. Lijian может брать полезную нагрузку массой до 2 т, а дальность его полета достигает 4 тыс. Можно быть полностью уверенным в том, что компании Chengdu Aircraft Industry Corporation и Shenyang довольно скоро вплотную подойдут к облику нового самолета. Истребитель будет создан на основании опыта, полученного в результате испытаний экспериментального аппарата ATD-X. Разработка шестого поколения будет вестись совместно с американцами. Сам проект ATD-X иногда называют прототипом пятого поколения, но это, насколько можно судить, неверно. ATD-X — не прототип, а демонстратор технологий будущего. Как обстоят дела в России Дабы сохранить статус великой державы, России нужно делать акцент на новых технологиях. Разработка истребителя шестого поколения входит в планы руководства РФ, но когда именно она начнется — неизвестно. Многое из того, что будет задействовано на машине шестого поколения, планируют отработать именно на ПАК ФА. В прошлом году экс-главнокомандующий ВВС России Петр Дейнекин заявил, что российские специалисты уже прорабатывают облик новой боевой машины — вероятно, истребитель шестого поколения будет беспилотным. Но создать его быстрее американцев получится едва ли. Если в сфере пилотируемой военной авиации Россия успешно конкурирует с США, то по части беспилотников отстает очень заметно. Сроки испытаний БПЛА постоянно переносят, а сами испытания нередко заканчиваются неудачей. Тем более, что, по его мнению, первый истребитель шестого поколения появится только через пятнадцать лет, а за это время многое может измениться. Хотя с развитием беспилотных технологий в России ситуация сложилась непростая, на месте они, все же, не стоят. Самым амбициозным отечественным проектом в этой области стал малозаметный БПЛА «Скат», технологии которого могут когда-нибудь лечь в основу истребителя шестого поколения. Увы, показанная машина была всего лишь макетом, а дальнейшая разработка «Ската» заморожена.
Поскольку постсоветская Россия не могла позволить себе соответствующих эксплуатационных расходов, многие из этих самолетов до консервации отлетали лишь малую часть своего срока службы, благодаря чему ВВС России стремительно расширили действующий парк, не запуская нового производства. МиГ-31 по классификации НАТО Foxhound или "Лисогон" разрабатывался с большой дальностью полета и большой грузоподъемностью для размещения крупнейших в мире ракет класса "воздух — воздух". Его бортовая РЛС "Заслон-М" также считается крупнейшей в мире и в несколько раз превосходит аналоги, установленные на западных истребителях вроде F-16. Этот самый скоростной боевой самолет в мире также на 20 лет опередил западные аналоги в использовании радара с электронным сканированием. Летно-технические характеристики МиГа и обилие доступных корпусов облегчили создание на его базе ударного истребителя МиГ-31К, оснащенного большой баллистической ракетой воздушного базирования Х-47М2. Высокая грузоподъемность МиГ-31 и способность нести особо крупногабаритные боеприпасы признавалась еще в 1980-х.
Business Insider: F-16 на Украине ждет испытание передовыми системами ПВО России
Ни одну "Летучую лисицу" израильским "Фантомам", "Миражам" и F-4 перехватить не удалось. В результате американцы не только смогли получить коды системы государственного опознавания типа «Кремний» , но и основательно изучить секреты «Летучей лисицы». Вскоре «Кремний» заменили на более сложную систему «Пароль», коды которой до сих пор считаются не взламываемыми. Годом ранее до этих событий состоялся полёт нового самолёта «МиГ-31».
Он стал первым истребителем-перехватчиком 4-го поколения. Напичканный самой совершенной на тот момент электроникой и получивший новые ракеты, страж воздушных рубежей мог обнаружить до 24 целей на расстояниях до 180-200 км, обмениваться данными с самолетом ДРЛО А-50 и передавать координаты целей наземным ПВО. Всего 4 таких перехватчиков достаточно, чтобы надежно закрыть воздушное пространство на фронте шириной 1000 км.
Несмотря на то, что планер почти не отличается от МиГ-25, по многим параметрам МиГ-31 уступает предшественнику. При этом максимальная высота полёта с грузом возросла более чем на 5000 м и составила 21 690 м. Но на высоту 37 км МиГ-31 не взлетит.
B-70 "Валькирия" Потребность в достижении немыслимых высот к 80-м годам уже пропала. В 1969 году ушла в отставку XB-70 «Валькирия». Потребность замены МиГ-31 Рендер-версия МиГ-41 Миг-31 может поражать цели даже в ближнем космосе, сбивать баллистические и крылатые ракеты, а в модификации Миг-31К несёт первую гиперзвуковую ракету воздушного базирования.
Во время виртуального полета каждый Checkmate выбросил из внутрифюзеляжных отсеков беспилотные летательные аппараты, которые выполнены в форм-факторе крылатых ракет. Дроны продолжили лететь вместе с группой пилотируемых истребителей. Сейчас в «Ростехе» работают над созданием беспилотной версии легкого истребителя Checkmate. Его серийное производство планируется наладить в 2026 году.
Ориентироваться пилоту помогают внешние камеры высокого разрешения. Это серьёзно не дотягивает до крейсерских скоростей Ту-144 и «Конкордов», но всё равно более чем в два раза быстрее крейсерских скоростей современных авиалайнеров. Вечерний 3DNews Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий. Материалы по теме.
Ожидается, что после ввода в эксплуатацию истребитель KF-21 будет вооружен целым рядом ракет класса "воздух-воздух" и "воздух-земля" и, возможно, даже крылатыми ракетами воздушного базирования. Двухмоторные истребители будут доступны в одноместном и двухместном вариантах, в зависимости от задач, которые им предстоит выполнить. Мун сообщил, что после завершения наземных и летных испытаний начнется серийное производство KF-21, цель которого - 40 самолетов, развернутых к 2028 году, и 120 - к 2032 году.
Business Insider предрёк истребителям F-16 наиболее опасные бои в СВО
Российские сверхзвуковые истребители-перехватчики МиГ-31 стали проблемой для Вооруженных сил Украины из-за способности нести ракеты «Кинжал» и неуязвимости перед. Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 применил гиперзвуковую ракету "Кинжал" в ходе спецоперации на Украине. Объединенная авиастроительная корпорация запатентовала сверхзвуковой малозаметный многофункциональный самолет тактической авиации. Новейший сверхзвуковой самолет X-59 дебютировал в США. Экспериментальную разработку NASA и Lockheed Martin представили перед широкой публикой. В интервью информагентству представители организации сообщали, что новая машина сможет развивать сверхзвуковую скорость и будет обладать малой радиолокационной заметностью. Сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 применил гиперзвуковую ракету "Кинжал" в ходе спецоперации на Украине.
Business Insider: F-16 на Украине ждет испытание передовыми системами ПВО России
И если Су-24 в ВКС РФ постепенно заменяется фронтовым сверхзвуковым истребителем-бомбардировщиком Су-34. «Главная особенность истребителя Checkmate заключается в том, что это самолет пятого поколения с точки зрения малозаметности. Так вот: падение интенсивности ударной волны в сверхзвуковом полете не столько снижает шум, сколько уменьшает аэродинамическое сопротивление.
Первой заявкой на глубокую модернизацию был МиГ-31М, появившийся в 1993 году, но в серию он так и не пошёл «из-за финансовых трудностей», а на самом деле под давлением американских «партнёров», не желавших усиления России. МиГ-31БМ реклама МиГ-31 сейчас проходят модернизацию до МиГ-31БМ, получают всё новые модификации БРЛС и другой электронной начинки, новые ракеты и системы управления вооружением, но «Лисьи гончие», как их прозвали за рубежом Foxhound , придётся массово списывать из-за выработки ресурса уже в следующем десятилетии. В 2019 году было объявлено о завершении исследовательских работ, а в 2021 — о разработке прототипа, который должен был подняться в воздух в 2025 году, а в 2028 — пойти в серийное производство. По-видимому, конструкторов поторопили, раз они идут с опережением на два года. Прыжок через поколение Возможный внешний вид МиГ-41 Пока ТТХ новинки никому не ведомы, но заявляется, что он сможет догонять сверхзвуковые высотные разведчики, над которыми усиленно работают в США и Китае, работать в стратосфере и даже в ближнем космосе, летать на скорости выше 3 Махов, запускать спутники на низкие орбиты, сбивать гиперзвуковые ракеты и многое другое. Не зря американцы назвали проект фантастикой. И вот появились признаки того, что проект вовсе не был блефом, как думали многие. Теперь разработчики заявляют, что скорость МиГ-41 будет достигать 4-4,5 Махов, что уже близко к гиперзвуку. В запуске спутников ничего фантастического нет, а про то, что новый перехватчик будет нести противоспутниковые ракеты, конструкторы говорят уже открыто. БРЭО рассчитано не только на пилотируемый полёт.
Перегрузки в 9g переносить человеку ни к чему, поэтому предусмотрена работа в беспилотном режиме. Внешний вид МиГ-41 по версии художника К 6-му поколению самолёты должны будут иметь: предельную скрытность благодаря улучшенной стелс-технологии; сетевые возможности с высокой интеграцией с другими самолётами и наземными войсками; эффективность полёта на любых скоростях; возможность беспилотного режима; увеличенную дальность обнаружения и сопровождения множества целей; лазерное оружие. Насчёт последнего на борту МиГ-41 неясно, а с остальными характеристиками у него всё в порядке.
Heinkel He 178 — первый реактивный самолет, который мог летать длительное время Истребитель Me 262 Schwalbe мог летать с гораздо более высокой скоростью, чем существующие аналоги с двигателями внутреннего сгорания. Более того, вполне возможно, что именно он впервые в мире преодолел, или, по крайней мере, достиг скорости звука.
Первый полет на сверхзвуковой скорости Исследования в области разработки полноценных сверхзвуковых самолетов начались ближе к концу Второй мировой войны, то есть в первой половине 40-х годов. Первым экспериментальным сверхзвуковым самолетом стал американский Bell X-1, оснащенный ракетным двигателем XLR-11 Bell X-1 — первый в мире сверхзвуковой самолет 14 октября 1947 года американский летчик-испытатель Чак Йегер впервые достиг и преодолел скорость звука в управляемом полете. С этого момента, можно сказать, началась эпоха сверхзвуковых самолетов. Однако первым летчиком, который разогнал свой самолет до сверхзвуковой скорости, возможно, является не Чак Йегер, а Фанрих Ханс-Гвидо Мутке, один из пилотов люфтваффе. С 1942 года Мутке летал на самолетах Messerschmitt Bf 110 и Dornier 217, а в 1945 году прошел переобучение для полетов на реактивном самолете Me 262 Schwalbe.
В апреле 1945 года Фанрих Мутке получил задание подняться на высоту близкую к потолку для этого самолета свыше 11 тысяч метров. Me 262 Schwalbe, возможно, был первым самолетом, который достиг скорости звука Когда пилот почти достиг максимальной высоты, он услышал от диспетчера, что одного из его товарищей собирается атаковать британский самолет P-51 Mustang. Фанрих Мутке принял решение спуститься и помочь ему. Для этого он совершил резкий разворот, включил оба двигателя на полную мощность и направился вниз. По словам самого пилота, указатель скорости достиг максимальной красной зоны.
В этот момент Мутке заметил, что заклепки из верхних частей крыльев начали выскакивать. При этом сам самолет сильно вибрировал и его продолжало трясти. В какой-то момент самолет отреагировал на органы управления, а затем полностью вышел из под контроля пилота.
Но они шли вперед и делали с этим оборудованием все, что могли… Я считаю, что именно личный состав палубной команды своими действиями обеспечил локализацию и сумел снизить ущерб». Постоянно взрывались бомбы и другие боеприпасы, нанося потери в личном составе. Я не знаю, сколько человек были убиты или ранены в результате детонации боезапаса, но после того, как пожар был потушен, я обнаружил, что обращенная в корму часть надстройки-остова корабля буквально изрешечена осколками и шрапнелью». В результате детонации авиационного боезапаса в бронированной полетной палубе авианосца, которая «рассчитана на то, чтобы выдержать попадание 500-фунтовой авиабомбы», образовались три огромные пробоины, одна из которых захватила две палубы и значительную часть борта атомохода. В правом борту «Энтерпрайза» зияла зловещей пустотой дыра диаметром около 4,5 метра, значительные повреждения получили и внутренние помещения корабля.
Фактически волна разрушений в той или иной степени достигла уровня ватерлинии авианосца. Всего в результате аварии погибли 28 человек, получили ранения различной степени тяжести 343 человека из состава экипажа и корабельного авиакрыла «Энтерпрайза» и эсминцев «Бенджамин Стоддерт» и «Роджерс», было полностью уничтожено 15 боевых самолетов. О различном оборудовании, которое было уничтожено в пламени огромного пожара и разрушено ударными волнами мощных взрывов, и говорить не стоит. Ущерб составил миллионы долларов, плюс к тому пришлось отложить боевую службу авианосца в районе побережья Вьетнама. Вот это всё куда мощней в сумме взорвалось, чем мощность БЧ Х-31, но и это было далеко не фатальным для авианосца. Цитата именно 127-мм неуправляемая авиационная ракета Mk 32 «Зуни» стала причиной крупнейшей после окончания Второй мировой войны в американском флоте аварии, произошедшей также в период вьетнамской войны, 29 июня 1967 года, на ударном авианосце «Форрестол» Forrestal, CVA-59 одноименного типа. В тот раз у одной из ракет, подвешенных под крылом находившегося на верхней, полетной палубе и приготовленного к вылету самолета F-4 В «Фантом II», несанкционированно сработало устройство пуска. Механизм безопасности предотвратил взрыв боевой части «Зуни».
Но бак «Скайхока» был пробит — топливо мгновенно разлилось по полетной палубе и загорелось, огонь перекинулся на остальные подвесные топливные баки машины. Причем ситуация усугубилась тем, что «Форрестол» развил высокую скорость — по данным американских источников, порядка 30 узлов, поэтому сильный ветер стремительно разнес горящее топливо по полетной палубе. Пилот несчастливого «Скайхока», лейтенант-коммандер Фред Д. Вместе с ним погибли несколько моряков из палубной команды, бросившиеся тушить пожар. Вскоре взорвавшаяся 1000-фунтовая авиабомба разрушила снаряженный боезапасом штурмовик Маккейна. В бронированной палубе корабля образовалась огромная пробоина, а почти все находившиеся рядом моряки аварийных партий, исключая трех, погибли.
Исследованию подвергаются разные его конфигурации. Например, самолет с выпущенными закрылками, шасси и полностью открытыми нишами его стоек — пока обсчитать это не в состоянии ни один суперкомпьютер, поскольку форма их далека от идеальной, и вызывает труднопредсказуемые возмущения потока.
Также есть те режимы, в которые он входить не должен, но может попасть в них в силу обстоятельств — плохой погоды, отказа техники или ошибки пилота. Они также будут исследованы. Пока для продувок используется модель в масштабе 1:10, но далее будут построены и более крупные — чем ближе к натуральному размеру, тем точнее результат. Сообщается, что уже в 2020 году мы сможем увидеть и летный образец — если «нормальный полет» программы не прервет очередной финансовый кризис. Но с учетом типовых сроков выполнения подобных проектов, на мой взгляд, это чересчур оптимистичное заявление. Помнится, дату презентации «живого» QST уже назначали — на 2016 год. Ну и где? Такая работа требует средств и времени.
Не исключено, что в облик самолета придется вносить существенные изменения — по результатам тех же продувок, например.
МиГ-31К выпустили «Кинжалы» по Украине, в небе стратегические ракетоносцы Ту-95
Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15 дюймов, одним МФИ меньшего размера ниже справа, одним резервным индикатором для отображения текущей полётной информации выше справа, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором[ источник не указан 3218 дней ]. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота [37]. Заместитель гендиректора АО Игорь Троников отметил, что компанией созданы опытные образцы интегрированных экранов-индикаторов в формате «трюмо». Ранее индикаторы в кабине имели раздельное расположение. Однако именно после испытаний лётчики отметили, что было бы удобнее, если бы система экранов была интегрированной [38]. Фонарь кабины состоит из двух частей: передней козырька и задней. Открывается он сдвиганием назад задней части аналогично Т-10. Задняя часть фонаря у Т-50-1 и Т-50-3 имеет продольный переплёт, у остальных Т-50-2, Т-50-4, Т-50-5 переплёт отсутствует. Известно также, что в будущем фонарь кабины может быть значительно изменён. Генеральный директор и главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков сообщил Интерфаксу , что на Су-57 будет установлено катапультное кресло пятого поколения. По его словам, новое кресло по ряду параметров превосходит предыдущие поколения кресел, используемых на самолётах ВВС России.
Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолёта. Цифровая ЭВМ этой системы в автоматическом режиме анализирует скорость самолёта, его высоту полёта, углы тангажа , крена , угловые скорости и другие параметры. При этом учитывает многие другие данные, в том числе рост и вес лётчика — от 44 до 111 кг [40]. Испытания нового кресла проходят параллельно с испытаниями самолёта. По его словам, завершить испытания катапультного кресла нового поколения планировалось в 2010 году. Снаряжение, кислородная система, система жизнеобеспечения на Су-57 также будут новыми. Их разработка и испытания также завершатся в этом году, добавил конструктор [41]. Планер Вид сверху Вид снизу Су-57 имеет интегральный планер , выполненный по нормальной аэродинамической схеме [42] со среднерасположенным трапециевидным в плане крылом [43] , плавно сопряжённым с фюзеляжем [42]. Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями.
Концы крыла имеют скосы. Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью [42] — аналогом ПГО вместо узкой поворотной кромки — носка. При неработающих двигателях поворотные части наплыва находятся в висячем положении. Более естественным нерабочим состоянием поворотных частей наплыва является их неотклонённое положение — на случай отказа управления ими в полёте.
Сейчас в «Ростехе» работают над созданием беспилотной версии легкого истребителя Checkmate. Его серийное производство планируется наладить в 2026 году. В ближайшие пятнадцать лет выпустят 300 однодвигательных истребителей.
Цена одного экземпляра составит 25—30 миллионов долларов США.
B-70 "Валькирия" Потребность в достижении немыслимых высот к 80-м годам уже пропала. В 1969 году ушла в отставку XB-70 «Валькирия». Потребность замены МиГ-31 Рендер-версия МиГ-41 Миг-31 может поражать цели даже в ближнем космосе, сбивать баллистические и крылатые ракеты, а в модификации Миг-31К несёт первую гиперзвуковую ракету воздушного базирования. Несмотря на отличные ТТХ МиГ-31, необходимость создания нового дальнего перехватчика была осознана давно. Первой заявкой на глубокую модернизацию был МиГ-31М, появившийся в 1993 году, но в серию он так и не пошёл «из-за финансовых трудностей», а на самом деле под давлением американских «партнёров», не желавших усиления России. МиГ-31БМ реклама МиГ-31 сейчас проходят модернизацию до МиГ-31БМ, получают всё новые модификации БРЛС и другой электронной начинки, новые ракеты и системы управления вооружением, но «Лисьи гончие», как их прозвали за рубежом Foxhound , придётся массово списывать из-за выработки ресурса уже в следующем десятилетии. В 2019 году было объявлено о завершении исследовательских работ, а в 2021 — о разработке прототипа, который должен был подняться в воздух в 2025 году, а в 2028 — пойти в серийное производство. По-видимому, конструкторов поторопили, раз они идут с опережением на два года.
Прыжок через поколение Возможный внешний вид МиГ-41 Пока ТТХ новинки никому не ведомы, но заявляется, что он сможет догонять сверхзвуковые высотные разведчики, над которыми усиленно работают в США и Китае, работать в стратосфере и даже в ближнем космосе, летать на скорости выше 3 Махов, запускать спутники на низкие орбиты, сбивать гиперзвуковые ракеты и многое другое. Не зря американцы назвали проект фантастикой. И вот появились признаки того, что проект вовсе не был блефом, как думали многие. Теперь разработчики заявляют, что скорость МиГ-41 будет достигать 4-4,5 Махов, что уже близко к гиперзвуку. В запуске спутников ничего фантастического нет, а про то, что новый перехватчик будет нести противоспутниковые ракеты, конструкторы говорят уже открыто.
К лету 2024 года к полетам на этих самолетах будут готовы 12 украинских пилотов.
Киев получит и пилотов, и эксплуатационный персонал. F-16 — многофункциональный легкий сверхзвуковой истребитель четвертого поколения. Он оснащен шестиствольной 20-миллиметровой авиапушкой M61A1 Vulcan.
Истребители в небе: пять поколений
Сверхзвуковой истребитель Су-34 потерпел крушение в Брянской области | Считается, что истребитель пятого поколения должен уметь летать со сверхзвуковой скоростью без использования форсажа и обладать сверхманевренностью. |
Самолет Минобороны РФ «нештатно» сбросил бомбу на Белгород | Российский сверхзвуковой истребитель поколения 4++ Су-35С, показавший себя в ходе специальной военной операции (СВО), превосходит все самолеты. |
ВС РФ принимают на вооружение МиГ-41 - новейший сверхзвуковой перехватчик 6-го поколения | Российский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 применил гиперзвуковую ракету "Кинжал" в ходе СВО. |
Новая модель сверхзвукового истребителя | Компании Lockheed Martin и CoAspire сообщают о завершении проектирования новой гиперзвуковой ракеты Mako и о возможности скорейшего проведения испытаний и запуска. |
Академик РАН Сергей Чернышёв: Сверхзвуковые лайнеры скоро вернутся
— Звуковой удар сопровождает любой сверхзвуковой полёт, и при полёте самолёта Ту-144 он возникал тоже. Компания Kelley Aerospace представила концепцию первого сверхзвукового беспилотного боевого летательного аппарата «Стрела». В интервью информагентству представители организации сообщали, что новая машина сможет развивать сверхзвуковую скорость и будет обладать малой радиолокационной заметностью. В частности, говорится о том, что самой ожидаемой новинкой на этой выставке будет новейший российский одномоторный сверхзвуковой тактический истребитель от «Ростеха», который. Сегодня «спецназом» войск ПВО России является сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик МиГ-31. В частности для истребителей поколения 4++ характерен режим крейсерской сверхзвуковой скорости, являющийся одним из требований к истребителю пятого поколения.
Самолет Су-34 применил в ходе СВО гиперзвуковую ракету "Кинжал"
Новейший сверхзвуковой самолет X-59 дебютировал в США. Экспериментальную разработку NASA и Lockheed Martin представили перед широкой публикой. Ранее прошла информация, что российский многофункциональный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-34 впервые применил адаптированную модификацию. Российские истребители пятого поколения Су-57 начали оснащать новой силовой установкой, позволяющей развивать сверхзвуковую скорость в бесфорсажном режиме.