Президент России Владимир Путин назвал успешным внедрение цифровых технологий в российское правосудие. Какие проблемы решит цифровизация правосудия, и готова ли к ней российская судебная система? Целями цифровизации судебной системы является повышение открытости правосудия и эффективности деятельности участников судебного процесса.
Социальные сети
- Современные тенденции развития частного и публичного права в эпоху цифровизации
- Цифровизация российской судебной системы в международном контексте
- Адвокат Аграновский рассказал, что препятствует цифровизации судебной системы в России
- Telegram: Contact @vsrf_ru
- Цифровая трансформация правосудия: проблемы и перспективы | Консалтинг.ру
Глава ВС РФ рассказал о цифровой трансформации российского правосудия
В СФ призвали сократить разрыв в цифровизации судов и адвокатуры | Совет Судей обсудил цифровизацию правосудия. |
Власти отказались от миллиардного проекта по выводу мировых судей в онлайн - CNews | Глава ВС РФ рассказал о цифровой трансформации российского правосудия. |
Главы Верховных судов России и Вьетнама обсудили вопросы совершенствования правосудия
Цифровое правосудие скоро станет реальностью (изображение от vector4stock на Freepik). При всех оптимистичных прогнозах об ускорении цифровизации юристы указывают, что основная проблема российского правосудия состоит все же, в первую очередь. Отдельными темами для обсуждения на круглом столе были: цифровизация в деятельности российских и зарубежных судов, развитие электронного правосудия в условиях цифровой.
Цифровизация судопроизводства с использованием механизма «электронных дел»
Несколько лет назад такое было сложно представить. Статистика работы судов Возьмем статистику за недавние 3 года судебной работы. Нам достаточно этих цифр для примерного понимания объема работы судов. Судей в России порядка 30. Интересный факт: сумма всех исковых требований по всем делам в 2020 году составила 501.
Эту сумму планируется поднять до одного миллиона рублей. Также может быть поднят лимит сумм исковых требований для рассмотрения дел в упрощенном порядке: до 500 тыс.
Наконец, измениться может процедура банкротства. Затронет это в первую очередь граждан, которые едва сводят концы с концами. Таких за последние месяцы в стране стало значительно больше. По статистике Верховного суда, за один только первый квартал этого года судам рассмотрено 54,7 тыс. Плюс за первые три месяца 2022-го судьи получили еще 74 тысяч заявлений о банкротстве. Арбитражные судьи высказывают идеи изменить правила процедуры банкротства.
ВС рассматривает возможность увеличить сумму задолженности, при которой человеку приходится банкротить себя через суд. Сейчас этот порог составляет 500 тысяч рублей. Если этот лимит будет поднят, люди и с более солидным грузом долгов смогут проходить процедуру банкротства через МФЦ. При этом арбитражных управляющих планируется наделить правом устанавливать требования кредиторов и проверять их обоснованность.
Это особенно важно для жителей отдаленных районов. Однако, вместе с выигрышами, цифровизация правосудия также несет потенциальные риски и потери. Возникает вопрос о защите данных и приватности граждан. Также возникает проблема доступности для тех, кто не владеет цифровыми навыками или не имеет доступа к интернету. В таком случае, цифровизация правосудия может исключить этих людей из процесса и создать неравенство в доступе к правосудию.
Часть вопросов можно сделать, к примеру, в справочно-правовой системе «Консультант Плюс». Благодаря цифровизации можно значительно уменьшить временные интервалы рассмотрения дел, снизить нагрузку на сотрудников судов Российской Федерации. Робот за мгновения выполняет работу, на которую в прошлом юристам нужно было тратить десятки часов труда и значительные суммы денег их клиентов. В дальнейшем, исходя из всех этих фактов, можно сократить риск судебной ошибки или других процессуальных нарушений. Так, Карасев А. Однако для того, чтобы понимать сущность современного отечественного цифрового судопроизводства, важно проследить весь процессуальный механизм и ответить на ряд вопросов. Во-первых, о том, насколько полно и эффективно существующая система правосудия учитывает изменения, связанные с цифровизацией общества. Во-вторых, необходимо понять, какие трудности возникают могут возникнуть и какие преимущества появляются могут появиться в ходе внедрения цифровых технологий в работу судов. И, наконец, в-третьих, решить, способна ли цифровизация породить новое качество судопроизводства, радикально изменив его основы, преобразовав тем самым всю систему общественной жизни. Здесь уместен инструментальный подход, превалирующий в доктрине гражданского процесса: гражданское правосудие воспринимается как своего рода «производство», а цифровые технологии в нем — как «инструменты», средства осуществления данной деятельности. С точки зрения данного подхода внедрение в гражданский процесс цифровых технологий, ускоряющих и упрощающих взаимодействие между его участниками, должно способствовать повышению эффективности данной деятельности, более быстрому и качественному достижению результата такой деятельности — рассмотрению и разрешению конкретного гражданского дела, при этом сущность процесса отравления правосудия не меняется. В данном смысле «цифровизация правосудия» — это средство обеспечения перехода к системе электронной подачи обращений в суд и автоматизированного распределения дел между судьями; внедрения средств информатизации судебного разбирательства от использования видеоконференцсвязи и электронных доказательств до применения искусственного интеллекта в оценке доказательств и вынесения решений ; а также онлайн-взаимодействия и электронного оборота между всеми участниками судебного судопроизводства на базе личных кабинетов судьи, стороны и иные участники судебного процесса. Однако в силу ограниченности объема публикации мы обозначим узкое толкование цифровизации правосудия в значении «цифровизация судопроизводства. Дарда указывает, что электронное правосудие — это способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных технологий.
Цифровизация судопроизводства с использованием механизма «электронных дел»
В ходе дискуссии мы сошлись во мнении, что для большинства государств мира сегодня актуальной является тенденция внедрения современных технологий в судопроизводство. При этом во всех странах этот процесс идет по-разному, но глобально задачи правового регулирования везде связаны с решением одинаковых проблем и с противодействием сходным рискам. Поэтому, безусловно, зарубежный опыт должен быть учтен в работе по совершенствованию российского процессуального законодательства. Изучение лучших практик проведено нами при разработке изменений в гражданское процессуальное законодательство. Как вы, вероятно, знаете, в прошлом году был принят федеральный закон, расширяющий возможности использования удаленных форм участия в арбитражном, гражданском и административном судопроизводстве. В частности, законом предусмотрена подача электронных документов в суды, уведомление сторон посредством Единого портала государственных услуг и функций. Гражданам и организациям предоставлена возможность участия в судебных заседаниях посредством видео-конференц-связи, в том числе с использованием личных мобильных устройств. Уголовный процесс традиционно более консервативный, но и здесь уже предусмотрены нормы о проведении посредством ВКС допроса, опознания и очной ставки, а также в отдельных случаях судебного разбирательства.
Так, Рамин Гарагурбанлы поделился опытом применения современных цифровых систем и алгоритмов для повышения качества осуществления правосудия в Азербайджане. В свою очередь, Нурсултан Байтилесов рассказал о функциональных возможностях электронного взаимодействия различных государственных структур на примере Казахстана. В завершении мероприятия ректор СГЮА вручила Рамину Гарагурбанлы знак и удостоверение о присвоении звания почётного профессора Саратовской государственной юридической академии.
Он отметил востребованность электронной системы, в том числе возможность воспользоваться МФЦ для подачи заявлений в суд. В 2023 году в центры обратились более 400 000 граждан. Статистика онлайн-заседаний тоже продолжает улучшаться.
Так что цифровизация — это дело будущего», — заключил адвокат. С этими тезисами согласен председатель Белгородского областного суда Олег Усков. В ходе ПМЮФ он отметил, что одна из главных проблем процессуального закона — то, что в нем заложено, что все построено на письменных документах. А сейчас же процессуальные нормы не только не помогают, но даже иногда и мешают автоматизации, усложняют алгоритмы», — цитирует судью РАПСИ. По его словам, необходимо избавить суды от бумаги: «Конечная цель — это уход от работы руками там, где это возможно, облегчение процессов для человека», — заключил Усков.
Диджитализация правосудия: проблемы и перспективы
- Цифровизация правосудия. Проблемы и тенденции
- Для чего мировым судам нужна ИКТ-инфраструктура
- В СГЮА на круглом столе обсудили правосудие в эпоху цифровизации | АиФ Саратов
- В СФ призвали сократить разрыв в цифровизации судов и адвокатуры
Содержание
- Важно определить направление развития цифровизации
- Участники российского судопроизводства перешли на видеоформат - Ведомости
- Диджитализация правосудия: проблемы и перспективы
- {{commentsCount}}
Больше не экзотика: российское правосудие уходит в цифровую реальность
госдума, упк, электронный документооборот, цифровизация, электронное судопроизводство В Верховном суде электронное судопроизводство реализуется без особых проблем. Вхождение ИИ в правосудие уже происходит путем сбора и аппаратного анализа доказательств вины на стадии предварительного расследования и дознания или подготовки для суда. Программа круглого стола с международным участием «Цифровизация правосудия и нотариата: проблемы и перспективы развития».
В СГЮА на международном круглом столе обсудили правосудие в эпоху цифровизации
Нотариус Чегемского нотариального округа Диана Кокова добавила, что цифровизация таит в себе много рисков, однако она неизбежна. В Саратовской государственной юридической академии в очно-дистанционном формате состоялся международный круглый стол «Правосудие в эпоху цифровизации. Волнует он и судейское сообщество, поскольку цифровизация правосудия – одна из важнейших для судебной системы задач.