Сообщение о полете Юрия Гагарина вызвало взрыв радости в Советской стране, искренний и стихийный. Предприниматель из Челябинска Юрий Гагарин представлен к Ордену Мужества за спасение 367 детей Донбасса и к званию почетного гражданина города Ново-Азовка Донецкой народной республики. Правильный ответ дали лишь 28% учащихся, которые считают, что первый полет Юрия Гагарина длился более часа.
Полет Гагарина: 108 минут триумфа на грани гибели
Боец смог получить квоту на лечение девочки в Челябинске, оплатил ей дорогу туда и обратно. Сейчас с маленькой пациенткой всё хорошо, её успешно прооперировали. А Гагарин хочет поставить на поток лечение донбасских детей с пороками сердца, оперировать их готовы хирурги в Челябинске. Ранее сообщалось, что в первой детской городской больнице Санкт-Петербурга врачи спасли жизнь молодой девушке с редкой формой патологии головного мозга, которая приводит к эпилепсии.
В этой перегрузке я вел связь со стартом. Правда, немного трудно было разговаривать: стягивает все мышцы лица. Потом перегрузка растет, примерно достигает своего пика и начинает плавно вроде уменьшаться, и затем резкий спад этих перегрузок, как будто вот что то такое отрывается сразу от ракеты… Ну и потом начинает эта перегрузка расти, начинает прижимать, уровень шума уже меньше так, значительно меньше. На 150 й секунде слетел головной обтекатель…» Через девять минут после старта корабль был на орбите.
Посадка — самая опасная часть полета. Именно на участке спуска Гагарину пришлось пережить те минуты, когда благополучный исход всего «мероприятия» висел, буквально, «на волоске». Юрий Гагарин перед космическим полетом. Кадр из фильма "Первый рейс к звездам". Фото: Фотохроника ТАСС О том, что разделение отсеков произошло с задержкой и чем это грозило, очень долго молчали, стараясь не «смазать» благостную картину великого свершения. По большому счету, делали это зря — рассказ о трудностях, которые удалось преодолеть космонавту и конструкторам, уже тогда помог бы лучше осознать величие подвига, который был совершен на глазах всего мира. Но задержка с разделением отсеков была не последней неприятностью.
Где то на высоте семи тысяч метров космонавт катапультировался из кабины и продолжил спуск на парашюте. Да, интересная деталь. О том, что космонавт спускался на Землю на парашюте, в 1961 году сказано не было. Наоборот, всячески уверяли и нас, и иностранцев в том, что Гагарин во время приземления находился внутри аппарата. Делалось это из благих побуждений: при регистрации в Международной федерации авиации рекордов, установленных во время полета, могли возникнуть некоторые сложности. Поэтому решили подстраховаться испытанным способом — враньем. Обман вскрылся довольно быстро, но еще долгие годы официально тиражировалась именно эта версия.
Даже Гагарину во время одной из пресс конференций на прямой вопрос о том, как он садился, пришлось, глядя прямо в глаза собеседнику, сказать, что он находился внутри спускаемого аппарата. Часть 2 Схватка за космос К началу 1961 года соревнование между советскими и американскими конструкторами, носившее до этого «позиционный характер», вступило в завершающую стадию. И мы, и американцы имели в своем распоряжении корабли, на которых предстояло лететь в космос, и ракеты, которые могли доставить эти корабли на орбиту. Были готовы к полету космонавты и астронавты. Шестеро кандидатов были выделены в особую группу, готовившуюся по ускоренной программе. Юрий Гагарин и Герман Титов. Кадр из кинофильма "Снова к звездам".
Почти все кандидаты сдали экзамены на «отлично». Лишь Быковский и Нелюбов получили по одной «четверке». Товарищи Гагарина по отряду вспоминают, что неофициальным лидером он стал еще осенью 1960 года. Тогда сами слушатели космонавты провели в своем кругу небольшой опрос: «Кто из шести должен первым полететь в космос? Если верить этим рассказам, то сам Гагарин указал имя Титова. Назывались ли другие фамилии, история умалчивает. Пока космонавты сдавали экзамены, в ОКБ 1 продолжалась работа над кораблем.
В США тем временем готовились к очередному пуску корабля «Меркурий» по суборбитальной траектории. На этот раз на его борту должен был находиться пилот — шимпанзе Хэм. Предполагалось получить данные по физиологии и поведению животного в полете, опробовать систему жизнеобеспечения, медицинскую аппаратуру и проверить системы обнаружения аварийных ситуаций, ориентации, тормозных двигателей и прочего. Так как предыдущий пуск «Меркурия» был в целом успешным, то стали раздаваться голоса, что в этом полете в кабине корабля должен находиться астронавт, а не обезьяна. Но все эти голоса, надо отметить, не такие уж и громкие, не изменили позиции Вернера фон Брауна, возглавившего все работы по программе «Меркурий». Он считал, что планы менять не стоит. Надо было еще раз проверить работу бортовых систем и обезопасить астронавта от возможных неприятностей.
Фон Браун был уверен, что на этот раз русским его не обогнать. Все доклады разведки о том, что в СССР подготовка полета человека шла полным ходом, воспринимались им с иронией. И немец горько пожалел о своей нерешительности. В остальном же — в необходимости очередных испытательных пусков — он не ошибся. И полет Хэма 31 января это полностью подтвердил. При посадке, которая произошла на 212 километров дальше расчетной точки, теплозащитный экран сильно ударил по корпусу, и капсула получила пробоину. Через нее в кабину стала поступать вода.
Прибывшие спасатели в последний момент смогли вытащить Хэма. По результатам этого пуска в конструкцию «Меркурия» были внесены семь изменений. Американцы начали подготовку к следующему полету, намеченному на 24 марта. Как и накануне предыдущего запуска, стали раздаваться голоса о необходимости присутствия на борту астронавта. Но Вернер фон Браун продолжал настаивать на еще одном беспилотном полете. Когда давление на него стало особенно сильным, он напрямую обратился в администрацию нового президента США Джона Кеннеди. Поступивший оттуда ответ был приблизительно таким: «Решайте сами!
Фон Брауну еще долго будут пенять за это решение.
Ярким воспоминанием детства для Гагарина остался эпизод еще до оккупации , когда он впервые увидел самолеты. Это были "Як" и "Лагг" с красными звездами на крыльях.
Один из них подбили в воздушном бою. Летчику удалось катапультироваться. Другой пилот не оставил товарища в беде и приземлился следом.
Клушинские мальчишки сразу же прибежали туда. Каждый ждал, что летчики переночуют именно в его доме, но те провели ночь у самолета, а утром улетели, "оставив о себе светлые воспоминания". Мечты об авиации Мечты об авиации исполнились не сразу.
Сначала, в 1949 году, Гагарин поступил в Люберецкое ремесленное училище на формовщика-литейщика. Там Юрий совершил первый самостоятельный полет на "Яке". Наконец, в 1955 году Гагарина призвали в армию и направили в авиационное училище в Оренбурге.
Минев В летном училище у Гагарина были высокие баллы по всем дисциплинам, однако ему никак не давалась техника посадки самолета. Из-за этого над курсантом Гагариным нависла угроза отчисления. Будущий космонавт был в отчаянии, но его судьбу решил инструктор Анатолий Колосов.
Он предположил, что из-за невысокого роста 165 см юноша не может хорошо видеть и "чувствовать" землю. В итоге Юрию положили на сиденье подушку, и он справился с заданием. И, кстати, окончил училище с отличием.
Как Юрий Гагарин оказался в первом отряде космонавтов Поиск кандидатов на участие в советской космической программе начался в 1959 году с разработки инструкции по отбору космонавтов. Главным критерием, помимо дисциплины и опыта, было физическое состояние. Сначала предполагалось, что первым космонавтом станет специалист по космической медицине — ему проще будет фиксировать свое состояние в невесомости и описать его потом в отчетах.
Среди подходящих профессий назывались и подводники — из-за того, что они испытывают нагрузки, схожие с теми, что предстояли человеку, отправляющемуся в космический полет. Но главный конструктор первого оборонного конструкторского бюро ОКБ-1 Сергей Павлович Королев решил остановиться на летчиках-истребителях. За несколько месяцев комиссия изучила дела более трех тысяч кандидатов, 20 из них в итоге вошли в Первый отряд космонавтов СССР.
Через неделю Юрия вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования. В начале 1960 года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. Подготовка к полету в космос Из двадцати претендентов на место первого космонавта планеты отобрали шестерых.
В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность,ощущение коллектива. Любимое слово — "работать".
На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно.
Развит весьма гармонично. Сегодня у космонавтов-слушателей начались выпускные экзамены. Я — председатель экзаменационной комиссии.
Во время экзаменов у меня часто возникал вопрос: кто из них прогремит на весь мир и войдет в историю как первый из людей, совершивших космический полет? На это трудно ответить однозначно, но можно предвидеть, что при отличной работе техники любой из них справится с ответственной задачей. Гагарин, Титов трудолюбивы.
Николаев — самый спокойный из шестерки; Быковский энергичен и жизнерадостен...
Также журналисты процитировали первые слова Юрия Гагарина после приземления на Землю. В заголовке публикации Newsweek корреспонденты задавались риторическим вопросом «Почему мы отстали — сможем ли догнать? Содержание статьи критическое: журналисты призывают обратить внимание на то, что «русские не упустят своего шанса» и вполне могут оказаться первыми и в полете на Луну, и даже на Марс. Реакции официальных лиц на полет и воспоминания современников Гагарина Первым зарубежным официальным лицом, выпустившим официальное заявление о полете Гагарина, стал президент США Джон Кеннеди.
7 малоизвестных фактов о подвиге Юрия Гагарина
Любопытство было сильнее страха. Очевидцы даже сами попытались открыть капсулу и помочь Гагарину. Я говорю, да вон он летит на двух парашютах», — вспоминает Виктор Солодкий. Сам космонавт приземлился в нескольких километрах от капсулы, прямо на картофельное поле, где тогда еще пятилетняя Румия, помогала своей бабушке. Испугавшись они стали убегать от человека в скафандре, но Гагарин громко крикнул: «Стойте, я свой». Бабушка спрашивала его, откуда ты, а он: я на корабле. Бабушка не поверила — какой корабль, рядом воды-то близко нет. Он говорит — я с неба», — рассказывает Румия Нурсканова. Саратовской области дважды повезло с Гагариным. Сначала он учился здесь летать в аэроклубе в поселке Дубки, а затем успешно завершил свой самый главный полет. Гагарина даже чуть не отчислили.
Для этого Гагарин придумал использовать «кенгурятники» — рюкзаки-переноски. Всех спасенных детей подполковник скрупулезно вносил в список — чтобы никто не потерял связи с родственниками, поскольку детей эвакуировали и увозили подальше от обстрелов и бомбежек в первую очередь, а потом уже их родителей. Знали, что мы стрелять по окнам не будем. Дети были для них расходным материалом.
Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: «Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте». Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором. Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.
По другим свидетельствам, очередное звание капитан Гагарин должен был получить в апреле 1961 года, но Д. Устинов предложил произвести его сразу в майоры. Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о своём звании майора только после посадки [51]. Самолёты с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвели посадку в аэропорту Внуково , там Гагарина ожидал грандиозный приём: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин. По пути у него развязался шнурок на ботинке по другой версии — расстегнулась подтяжка для носков , но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть [67] , под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено… Дальше была поездка в открытом « ЗИЛ-111В », Гагарин стоя приветствовал встречающих. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами.
Один человек прорвался через оцепление и вручил Гагарину букет. Митинг перерос в стихийную 3-часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. После окончания демонстрации Никита Хрущёв проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу [68]. Торжества продолжились на приёме в Кремле , на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых тогда ещё официально не назывались. Многих новорождённых мальчиков родители называли в тот день в честь Гагарина — Юрием. На следующий день состоялась пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных , ныне живущих в США. На это Гагарин ответил [68] : «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал». Основные статьи: Список зарубежных визитов Юрия Гагарина и Список почтовых марок, имеющих отношение к визитам Юрия Гагарина Жители Карл-Маркс-Штадта на улице, названной именем Юрия Гагарина, 6 мая 1961 года Почти через месяц после полёта Юрия Гагарина отправили в первую зарубежную поездку с «Миссией мира».
Первой зарубежной поездкой для Юрия Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей.
При эвакуации детей из подвалов группа Гагарина, попала в окружение к «азовцам» с в районе бульвара Миатиды. Отбились, хотя противник превосходил по числу. Помогли бойцы-кадыровцы, прикрыли отход огнем. Рассказал, как принимал первый гуманитарный груз из Челябинска, собранный на деньги «Боевого братства», а помогал ему старый друг, руководитель Челябинского областного отделения «Боевого братства», ветеран боевых действий Павел Шишмаков. По данным URA. RU Гагарин потратил личные 15 млн рублей на помощь Донбассу. Купил УАЗы и лекарства, но сам он об этом говорить не стал. RU «Я до конца сделаю то, что должен и обязан сделать как гражданин своей страны. И никогда не попаду в плен. Мне 52 года, и я по соображениям не могу это сделать, и если вдруг окажусь в подобной ситуации, то этого не произойдет. С собой у меня всегда, со ввернутой готовой чекой граната», — говорит гвардии подполковник армии ДНР, Ангел из Челябинска Юрий Гагарин. Спецоперация РФ на Украине началась 24 февраля. Ее целями, как заявил президент России Владимир Путин, являются помощь Донбассу, а также демилитаризация и денацификация. Украинская сторона использует мирных граждан как живой щит, при этом приоритетом армии РФ является нанесение ударов по военной инфраструктуре и исключение жертв среди населения. Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Хотите быть в курсе всех главных новостей Челябинска и области? Подписывайтесь на telegram-каналы « Челябинск, который смог » и « Стальной Магнитогорск »! Все главные новости России и мира - в одном письме: подписывайтесь на нашу рассылку! Подписаться На почту выслано письмо с ссылкой.
Госархив впервые опубликовал фотографии с места гибели легендарного космонавта Юрия Гагарина
На месте трагедии сегодня вспоминали погибших космонавтов и говорили о невероятном подвиге Юрия Гагарина, открывшего новую эру в истории человечества. До 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин был самым обычным, пускай и особо выдающимся летчиком Советской Армии, который всегда подходил к своему делу с душой и вниманием. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин впервые в мире совершил полет в околоземное космическое пространство. Французская газета La Liberté du Morbihan опубликовала новость с заголовком «Подвиг Гагарина открыл эру космических путешествий».
Феодосийский политехнический техникум
В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу в Оренбургском летном училище и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Полет Юрия Гагарина стал настоящим триумфом СССР и победой в космической гонке с США. 9 марта 2019 года исполняется 85 лет со дня рождения легендарного лётчика-космонавта Героя Советского Союза Юрия Гагарина. О подвиге Юрия Гагарина и о земляках-пензенцах, покоривших звездное пространство, сегодня, в День Космонавтики, напомнили студентам ПГУ. Как заметил в своей книге «Юрий Гагарин», Николай Надеждин, в советские годы первого космонавта чаще всего идеализировали.
"ЖИЗНЬ И ПОДВИГ ЮРИЯ ГАГАРИНА". Нестеров Даниил Евгеньевич, 16 лет, г. Саратов
На следующий день состоялась пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных , ныне живущих в США. На это Гагарин ответил [68] : «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал». Основные статьи: Список зарубежных визитов Юрия Гагарина и Список почтовых марок, имеющих отношение к визитам Юрия Гагарина Жители Карл-Маркс-Штадта на улице, названной именем Юрия Гагарина, 6 мая 1961 года Почти через месяц после полёта Юрия Гагарина отправили в первую зарубежную поездку с «Миссией мира». Первой зарубежной поездкой для Юрия Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей.
Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почётным гражданином города; побывал у памятника Алёше. В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах. В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от Фонда развития космоса первый экземпляр и встретился с руководством страны: с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки этикету сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный и потому нарушения этикета нет [71]. В январе — феврале 1962 года Гагарин посетил Объединённую Арабскую Республику Египет по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами страны, маршала Абдель Хаким Амера. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. В октябре 1963 года вместе с В.
Всего Юрий Гагарин в рамках зарубежных визитов посетил около 30 стран [6]. Дальнейшая жизнь и карьера[ править править код ] Космонавты: Юрий Гагарин третий слева на фотографии , Виктор Горбатко на пикнике в Долгопрудном с друзьями, 19 августа 1963 года 3 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года под руководством С. Белоцерковского защитил в ней дипломный проект по методологии использования и дозвуковой аэродинамике разрабатываемого группой слушателей-космонавтов одноместного воздушно-космического летательного аппарата. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Юрию Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии [75]. В течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть его личного времени. По свидетельству Н. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем [76]. В результате Гагарин набрал лишние 8—9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом.
Благодаря Гагарину фактически возникла профессия космонавта, для развития которой он сделал многое. Лётчик-космонавт, заместитель начальника 1-го управления ЦПК им Ю. Гагарина, Герой Российской Федерации Антон Шкаплеров: — Гагарин — первый человек на планете, который преодолел гравитацию и оказался в космосе. Для меня он всегда был примером. Как и он, я в своё время пошёл в аэроклуб, в лётное училище, попал в отряд космонавтов, даже академию мы одну и ту же оканчивали. Когда он летал в космос, меня ещё не было на свете. Но на мой выбор профессии он, безусловно, повлиял. В моём детстве все мальчишки, как и я, мечтали стать космонавтами. Королёва, дважды Герой Советского Союза Александр Александров: — Имя Юрия Гагарина для меня, как и для миллионов людей земного шара, означает великое достижение землян в их жизни и деятельности. Люди, создавшие такую технику, и человек, отважившийся сделать первый шаг в неизведанное, — большие герои! Первооткрыватель полётов в космическое пространство — Юрий Гагарин — проявил высочайшее мужество и профессионализм, выполняя миссию от старта до приземления. В этом и состоит значение этого первого, поэтому и сложнейшего полёта в неизвестность. Для всех, кто был рядом со мной в момент объявления по радио о полёте Юрия Гагарина, это известие было неожиданным. Оно нас, конечно, взбудоражило. В тот день мы много говорили на эту совершенно неземную тему. В истории пилотируемой космонавтики было много важных и опасных полётов людей в космос.
В рамках мероприятия состоялась актовая лекция на тему: «Первый космонавт Юрий Гагарин и «Движение Первых»: готовность к подвигу. В своем докладе Александр Ким-Кимэн отметил особое значение полета Юрия Гагарина для развития мировой цивилизации, которое велико и значимо потому, что он стал первым в истории человеком, который сумел взглянуть на нашу планету из космоса, увидеть Землю как целостную живую систему. Всё это позволило представителям самых разных стран и континентов ценить жизнь на планете, дорожить хрупким миром на нашей земле и стало основанием для укрепления добрососедских отношений между разными странами на основе принципов взаимопонимания и взаимного доверия.
Виктор Пацаев и Александр Самокутяев — выпускники пензенского гос. Они грезили о путешествии к далеким мирам, и это сбылось. Перед сегодняшними студентами для исполнения их мечты открыты все двери.
Юрий Гагарин: как будущий космонавт отомстил немцу за своего брата
О подвиге Юрия Гагарина и о земляках-пензенцах, покоривших звездное пространство, сегодня, в День Космонавтики, напомнили студентам ПГУ. Юрий Гагарин стал героем не только в своей стране, но и во всем мире — человечество справедливо рассматривало его достижение как огромный шаг вперед для всего вида Homo sapiens. У калужского памятника Юрию Гагарину, спроектированного Алексеем Леоновым, тезкой второго известного космонавта, удивительная судьба. советского космонавта Юрия Гагарина. Полгода назад командир батальона "Апостол" Юрий Гагарин получил премию "#МыВместе" в специальной номинации "Человек года" и орден Мужества.
Военный Юрий Гагарин спас умирающую девочку с пороком сердца из-под Мариуполя
На всю жизнь останется у меня в сердце и в памяти этот весенний день, оживленные разговоры товарищей и друзей, их веселые лица, тот особый блеск в глазах. Никогда не забуду памятную минуту, когда в эфире прозвучал плотный голос Левитана. Это неповторимо! Я — гражданин солнечной Болгарии — вместе со своим народом горжусь, что майор Гагарин — советский человек, что моя страна имеет такого могучего брата и друга — СССР. Я счастлив, что в этот памятный день я находился среди советских людей. Этому могут позавидовать многие мои сонародники. Хочется мне еще пожелать товарищу Гагарину много, много лет жизни и здоровья на счастье всего человечества.
Снова и снова думаю о русском характере. Нет, этот народ непобедим! Из письма слесаря-сантехника управления «Сантехмонтаж» Роберта Измайлова: «Я плакал. Нет, не только я, плакали все мои товарищи. Даже наш бригадир, Холерин Николай, он тоже плакал. Но слез мы не замечали, нет!
Мы только слушали. Мы прервали работу, чтобы слушать.
Выступая перед собравшимися, Владимир Карев отметил: «Имя Юрия Гагарина навсегда вписано золотыми буквами в историю человечества как первый человек, покоривший космос. Его яркая жизнь стала примером для тысяч мальчишек и девчонок, и, несмотря на трагический уход 27 марта 1968 года, он остался в памяти людей навечно! Богатейшие фонды Музейно-выставочного центра прекрасно показывают роль и значимость Юрия Гагарина в истории не только нашей страны, но и всего мира, и я очень надеюсь, что подрастающее поколение Тамбовщины приобщится к гагаринскому подвигу, посещая залы центра».
Космические «утки» Почти сразу после приземления корабля «Восток-1» на Западе началось шельмование полета Гагарина. Самая распространенная «утка»: он не был первым космонавтом. В публикациях западных СМИ за полвека пилотируемой космонавтики названы около десяти фамилий, якобы погибших до 12 апреля 1961 года космонавтов.
В Книге рекордов Гиннесса издание 1964 года первым человеком, полетевшим в космос, назван Владимир Ильюшин. На самом деле сын знаменитого авиаконструктора 8 июня 1960 года попал в автокатастрофу. Автомобиль с пьяной компанией молодых людей вылетел на встречную полосу и столкнулся с машиной Владимира, который ехал на аэродром. Молодого человека долго лечили в Москве, а затем в Китае, что дало повод для зарождения в западной прессе «утки» о неудачном космическом запуске и аварийном приземлении в Поднебесной. Рассказ самого Ильюшина о подробностях аварии на страницах журнала «Юность» в доказательство обратного почему-то не принимался. Ходили слухи и о других летчиках, которые якобы пилотировали ракеты, запущенные до 1961 года. Иностранная пресса, например, называла фамилии Шаборина и Ледовских. Даже сегодня иностранные журналисты пытаются сочинять истории про тех участников гагаринского набора, которые так и не стали космонавтами.
А таких насчитывается девять человек. Помимо уже упомянутых летчиков по личным мотивам ушел из команды Марс Рафиков. Дмитрий Заикин и Анатолий Карташов были отчислены неумолимыми медиками. Варламов получил серьезную травму позвоночника во время отпуска. В западной прессе до сих пор пишут, что все эти космонавты погибли, выполняя полеты в космос, а подробности, мол, тщательно замалчивались и замалчиваются. В дневнике тогдашнего руководителя Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенанта авиации Николая Каманина есть запись: «После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы слышали стоны и прерывистую русскую речь. Все это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта.
С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полета в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи». Из досье «СП» Выписки из дневника руководителя Центра подготовки космонавтов Николая Каманина 11 апреля 1961 года В 13:00 на стартовой площадке состоялась встреча Гагарина с солдатами, сержантами и офицерами боевого расчета. Присутствовали Королев, Келдыш, представители промышленности. Я представил собравшимся старшего лейтенанта Гагарина. Юра произнес короткую, но прочувствованную речь, поблагодарил присутствующих за их большой труд по подготовке старта корабля. После этой встречи мы поехали в «маршальский» домик в нем обычно останавливался маршал Неделин , где Гагарину, Титову, Е. Карпову, врачу А.
Никитину и мне предстояло провести ночь перед стартом. Я вместе с Юрой попробовал очень сытный, но не особенно вкусный обед космонавта в тюбиках по 160 граммов каждый: на первое - пюре щавелевое с мясом, на второе - паштет мясной и на третье - шоколадный соус. Юра чувствует себя превосходно. Час назад ему наклеили датчики для регистрации физиологических функций в полете. Эта процедура продолжалась 1 час 20 минут, но никак не сказалась на его настроении. Он очень любит русские песни - магнитофон работает непрерывно. Юра сидит напротив меня и говорит: «Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию». Оно было удивительно простым и коротким.
Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск". Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: «До встречи в районе Куйбышева через несколько часов». Через 10 минут были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1.
Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность. Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим. За несколько секунд до старта на сообщение Королева - «Старт», Юра ответил: «Поехали! Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей. Космонавт чувствовал себя нормально.
На 150-й секунде полета, после сброса обтекателя, Юра доложил: «Светло, вижу Землю, облака, видимость отличная». Через несколько секунд он доложил об отделении первой ступени носителя. Через 13 минут после старта мы уже знали - первый в мире полет человека по околоземной орбите начался. Через 20 минут после старта я с группой товарищей выехал на аэродром. Самолет Ан-12 поднялся в воздух и взял курс на Сталинград расчетная точка посадки корабля для данной орбиты была южнее Сталинграда на 110 километров. После этого радостного сообщения все в самолете нас было десять человек начали целоваться, плясать, а Василий Васильевич Парин достал заветную бутылку коньяка. Я посоветовал распить ее при встрече с Юрой... На заводском аэродроме в Куйбышеве нас встретил полковник Чечиянц из Главного штаба ВВС и доложил обстановку: «Гагарин благополучно приземлился в 23-х километрах от Саратова и через несколько минут сам позвонил в Москву.
К этому времени на аэродроме собралась уже значительная толпа народа. Прибытие начальства усилило приток рабочих на аэродром с территории завода. Пришлось приказать командиру самолета Ил-14, на котором прилетели Гагарин и Агальцов, зарулить на самую дальнюю стоянку. Не успели мы на машинах подъехать к самолету, как и здесь образовалась большая толпа. Открылась дверь самолета, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала.
Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома. Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области.
Такой хлопок, затем толчок, вращение продолжалось. Все индексы на пульте погасли. Включилась только одна надпись «Приготовиться к катапультированию». Затем чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставил ноги на кресло...
Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу - жду. Начинается замедление вращения корабля, причем по всем трем осям. Корабль стало колебать примерно на 90 градусов вправо и влево. Полного оборота не совершалось. По другой оси также колебательные движения с замедлением. В это время иллюминатор «Взор» был закрыт шторкой, но вот по краям этой шторки появляется такой ярко-багровый свет. Такой же багровый свет наблюдал и в маленькое отверстие в правом иллюминаторе». Это означало, что корабль вошел в плотные слои атмосферы. Его наружная оболочка быстро накалилась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, Гагарин увидел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Они были значительнее, чем при взлете, почти 10 единиц.
Корабль опять завращало». Нештатное приземление Советские СМИ 50 лет назад сообщили о том, что спускаемый аппарат с первым космонавтом Земли приземлился в 10:55:34 по московскому времени в заданном районе СССР. Между тем десятки сельчан в Саратовской области видели приземлившегося на пашне космонавта с ярким парашютом. Очевидцы рассказывали об этом журналистам, дозвонившимся до Смеловского сельсовета. Но цензоры вымарывали из газетных репортажей такие «недозволенные подробности». В чем же дело? По мнению эксперта в области пилотируемой космонавтики полковника Анатолия Докучаева, дело в том, что в дальнейшем космонавты должны были приземляться в спускаемом аппарате. С Гагариным решили подстраховаться. Конструкторы сочли, что приземление внутри спускаемого аппарата будет слишком жестким 12 метров в секунду , и избрали, как им казалось, более безопасный способ посадки парашютная скорость — всего 5 метров в секунду. И потом, видимо, по мнению руководителей советской космонавтики, посадка вне корабля, предусмотренная программой полета, как бы принижала конструкторскую мысль.
Хотя в чем тут принижение? Американцы смогли повторить орбитальный полет лишь 20 февраля 1962 года. Джон Гленн приводнился в океане, что, кстати, технически много проще. Так или иначе, а для Гагарина катапультирование и спуск на парашюте были еще одним испытанием воли и мужества. Он его блестяще выдержал. Я сижу и думаю, не я ли катапультировался? Так тихонько голову кверху повернул, и в этот момент выстрел — и я катапультировался - быстро, хорошо, мягко, ничем не стукнулся. Вылетел с креслом. Смотрю, ввелся в действие стабилизирующий парашют. На кресле сел как на стуле.
Сидеть на нем удобно, очень хорошо, и вращает в правую сторону. Я сразу увидел: река большая — Волга. Думаю, что здесь больше других рек таких нет, — значит, Волга. Потом смотрю, что-то вроде города, на одном берегу большой город и на другом значительный. Думаю, что-то вроде знакомое. Катапультирование произошло над берегом, по-моему, приблизительно около километра. Ну, думаю, очевидно, ветерок сейчас меня потащит туда, буду приводняться. Отцепляется стабилизирующий, вводится в действие основной парашют — и тут мягко так, я ничего даже не заметил, стащило. Кресло ушло от меня, вниз пошло. Я стал спускаться на основном парашюте...
Думаю, наверное, Саратов здесь, в Саратове приземляюсь. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис вниз, он не открылся, произошло просто открытие ранца... Тут слой облачков был, в облачке поддуло немножко, раскрылся второй парашют, наполнился, и на двух парашютах дальше я спускался... Но беда, как говорится, не приходит одна. Не открылся клапан подачи воздуха для дыхания. Вновь слово Гагарину: «Трудно было с открытием клапана дыхания в воздухе, получилась такая вещь, что этот клапан, когда одевали, попал под демаскирующую оболочку … минут шесть я всё старался его достать. Но потом взял расстегнул демаскирующую оболочку, с помощью зеркала вытащил этот самый тросик и открыл его нормально». Весь полет был риском, цена риска — жизнь. Гагарин рисковал ради славы своей страны. Ради продвижения человечества по пути прогресса.
И победил все трудности. Реакция в мире Первый полет за пределы Земли вызвал огромный резонанс в мире. Лондонская «Таймс» писала: «Юрий Гагарин стал героем в глазах всего мира. Он летал туда, куда до него не проникал ни один человек. Он расширил горизонты познания и открыл космическую эру. Он показал нам, что век путешествий и открытий еще не закончен». На улицах Европы, Азии, Африки собирались стихийные митинги, люди танцевали, пели. Буквально на следующий день повсюду появились самодельные скафандры. И лишь в США праздником не пахло. Американский сенатор Генри Джексон назвал те дни «неделей позора и опасности».
А сенатор Линдон Джонсон, будущий президент США, описал этот день в своих воспоминаниях так: «Теперь вдруг небо выглядело почти чужим. Я также помню глубокий шок от осознания того, что другая нация смогла достичь технологического превосходства над этой великой нашей страной». То, что полет в космос — прежде всего политическая победа, прекрасно понимали все. Газета «Нью-Йорк геральд трибьюн» высказалась прямо: «С точки зрения пропаганды, первый человек в космосе стоит, возможно, более 100 дивизий или дюжины готовых взлететь по первому приказу межконтинентальных баллистических ракет». Американские историки в книге об отце американской космической программы немце Вернере фон Брауне написали: «... Очень негативное событие произошло 12 апреля 1961 г. Но эта новость о полете совсем не удивила начальника оперативной группы NASA Гилруфа: «Мы знали, что СССР занимается такими же разработками, как и мы, но наша разведка не имела сведений об их успехах. Но я знал, потому что, когда я встретился с некоторыми специалистами из СССР на международной конференции, они у меня спросили: «Для какой вертикальной скорости при посадке вы ведёте разработки? Уолтер Липпман, известный журналист, написал в своей статье: «Тот факт, что СССР обогнал нас, нельзя объяснить случайным изобретением.
Письма в космос: как казанцы встречали весть о подвиге Юрия Гагарина
Они грезили о путешествии к далеким мирам, и это сбылось. Перед сегодняшними студентами для исполнения их мечты открыты все двери. Все началось со спутников и закончилось на международной космической станции, и ещё дальше будет развиваться, нам есть куда расти», — сказал студент ПГУ Никита Щербаков.
За 1 час 48 минут он облетел всю Землю и вернулся на неё уже в звании майора. А в августе 1961 года космонавт Герман Степанович Титов после успешного полёта приземлился в районе Красный Кут также Саратовской области. Так что первые два полета космонавтов связаны с приземлением их в степях Заволжья на Саратовской земле. Памятник Юрию Гагарину на набережной космонавтов в Саратове был открыт в 1995 году.
Сейчас в Саратове на берегу Волги рядом с одним из крупных мостов стоит величественный памятник Гагарину. А сама набережная называется Набережной космонавтов. В Саратове работает музей, носящий имя первого космонавта, аэропорт «Гагарин». Безусловно, День космонавтики — всенародный праздник».
Если бы пилот находился в «здравом уме и твердой памяти», он бы без труда справился с этим заданием. Так рассуждали психологи и настаивали, чтобы космонавт до старта не знал этих заветных цифр.
Но те, кто готовил космонавтов, считали иначе. Поэтому накануне старта летчик Марк Галлай «шепнул» Гагарину секретное число. Потом и Каманин «ознакомил» космонавта с содержанием конверта. А после полета и Королев признался, что на стартовой площадке успел назвать Гагарину эти цифры. Было решено через день частично «повторить» заседание Государственной комиссии в торжественной обстановке. Так сказать, для истории.
Проведение «парадной» Госкомиссии также стало одной из традиций при подготовке пилотируемого пуска. Она проходит накануне стартового дня на 10 й площадке космодрома Байконур. О завершении подготовки корабля и ракеты к первому пилотируемому пуску Королев доложил рано утром 10 апреля. Препятствий к запуску не было. И Королев предложил провести пуск 12 апреля. Часть 4 Прощальное письмо Большей радости для Королева, чем возможность осуществить свою мечту, не было.
Отдав все необходимые распоряжения своим сотрудникам, он отправился на встречу с космонавтами. Она проходила на берегу Сырдарьи в беседке. Кроме космонавтов и конструкторов на ней присутствовали члены Государственной комиссии и командование полигона. Встреча началась выступлением Королева, который сказал: «Не прошло и четырех лет с момента запуска первого спутника Земли, а мы уже готовы к первому полету человека в космос. Здесь присутствуют шестеро космонавтов, каждый из них готов совершить первый полет. Решено, что первым полетит Гагарин, за ним полетят другие — уже в этом году будет подготовлено около десяти кораблей «Восток».
В будущем году мы будем иметь двух— или трехместный корабль «Север». Я думаю, что присутствующие здесь космонавты не откажут нам в просьбе «вывести» и нас на космические орбиты. Мы уверены — полет готовился обстоятельно, тщательно и пройдет успешно. Успеха вам, Юрий Алексеевич! Они поблагодарили за доверие, выразили твердую уверенность в успехе первого космического полета и напомнили о необходимости готовить следующие, более сложные полеты в космос. Во время проведения заседания велась киносъемка группой кинооператоров, в том числе и с помощью синхронной камеры, то есть вместе со звуком.
Ход заседания записывался на магнитофонную ленту. В течение тридцати последующих лет эти кадры неоднократно можно было увидеть в кино и по телевидению. Их крутили почти ежегодно, в День космонавтики. А бывало и чаще, если требовалось отметить очередную «космическую дату». Но до 1989 года запись никогда не показывалась полностью. Все кадры, где можно было увидеть второго запасного космонавта Григория Нелюбова или услышать упоминание о нем, были вырезаны цензорами.
Пока Королев убеждался в том, что действительно все готово к старту, космонавты разошлись по своим комнатам. Им предоставили немного свободного времени, чтобы была возможность «прийти в себя» от событий минувшего дня. Остался в одиночестве и Юрий Гагарин. Видимо, предупреждение о том, что полет таит в себе немало опасностей, что полной гарантии на успех нет, заставили его написать письмо, которое должны были передать жене в случае его гибели. Он, как и другие, надеялся на лучшее, но допускал и иной ход событий: «Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня.
Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать.
Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. В технику я верю полностью.
Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю.
Однако смелости Юрию Гагарину и в самом деле было не занимать.
Причем это утверждение касается не только легендарного полета. Еще в детстве Гагарин не побоялся отомстить немцу за истязания, которым подвергся его младший брат. В 1941 году, когда Юрий только начал обучение в первом классе, грянула Великая Отечественная война, и вскоре родную деревню будущего космонавта заняли немцы. Про школу Юрию пришлось на время забыть. Как написал позже отец Гагарина, Алексей Иванович, слова которого приведены в книге Адольфа Дихтяря «Прежде чем прозвучало «поехали!
Что готовил Третий рейх для России», местные жители за жестокость прозвали Альберта Чертом. Так, однажды Черт ради забавы повесил на дереве младшего сына Гагариных Бориса. Брата спас Юрий, который вовремя сообщил о случившемся близким. Борис остался жив. В тот момент, когда он пришел в себя, Анна Тимофеевна заметила, как Юра сжал кулаки.
Месть Альберту и остальным Тогда, как писала сама Анна Гагарина в своих мемуарах «Слово о сыне», она принялась уговаривать Юрия не совершать опрометчивых поступков. Она даже думала, что убедила сына, но мальчик уже все решил. Спустя несколько дней Анна Тимофеевна увидела, как Альберт, занимавшийся починкой своего мотоцикла, выгреб из выхлопной трубы гору мусора. Женщина поняла, что это дело рук ее сына. Понял это и фашист.
Он подошел к Гагариной и, коверкая слова, велел ей следить за тем, чтобы «щенок не попадался ему на глаза». После этого Анна Тимофеевна на некоторое время определила Юрия к соседям для того, чтобы немец остыл. Однако Юрий Гагарин, впрочем, как и другие деревенские мальчишки, продолжал вести «тихую» войну с оккупантами. Как утверждает Антон Первушин, автор книги «Юрий Гагарин: один полет и вся жизнь», со ссылкой на самого космонавта, Гагарин разбрасывал по дорогам гвозди и осколки стекол, прокалывал колеса немецких автомобилей и мотоциклов.