Ударный БПЛА Bayraktar TB3.
Одна ракета – один сбитый «Байрактар»
В последнее время не то, чтобы часто слышно о крупных поставках. Чисто ввиду естественной убыли на фронте, к тому же обе стороны сильно насыщены средствами ПВО, плюс растет навык у обоих по противостоянию беспилотникам — естественно, из тех, которые были в начале конфликта, большая часть сбита, либо они просто стараются не приближаться к опасным зонам», — заявил Ермаков. Эксперт в области беспилотников, главред журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов подчеркнул в разговоре с RTVI, что достоверно не известно ни количество реально поставленных на Украину Bayraktar TB2, ни количество выведенных из строя систем. Далее же имели место дополнительные поставки, в том числе за счет финансовых средств, собранных в других странах», — подчеркнул он. При этом в апреле 2023 года заместитель главнокомандующего ВКС России генерал-лейтенант Андрей Демин рассказывал о том, что с начала боевых действий российские военные уничтожили более ста дронов Bayraktar. Однако это далеко не все утраченные БПЛА. Не стоит забывать, что российские Вооруженные силы также наносили удары по аэродромам и наверняка по крайней мере часть оставшихся беспилотников была выведена из строя.
По словам Сэмюеля Бендетта из американского Центра военно-морского анализа, уязвимость TB2 к более совершенным системам ПВО была очевидна еще до начала полномасштабного конфликта на Украине. Newsweek обратился к Байрактару по электронной почте за дополнительными комментариями, но ответа не получил. По данным Oryx, голландского центра разведки из открытых источников, с февраля 2022 года по начало прошлого месяца Украина потеряла 24 беспилотника Bayraktar TB2.
Однако реальная цифра наверняка намного выше, поскольку учитывались лишь визуально подтвержденные потери. Конфликт на Украине значительно ускорил развитие беспилотных технологий: и Киев, и Москва бросили немалые ресурсы на быстрое производство и совершенствование беспилотных летательных аппаратов, наземных транспортных средств и военно-морских катеров.
Настоящего анализа эффективности «Байрактаров» пока никто еще не сделал, однако, турецкие СМИ поспешили объявить, что дронам удалось «бросить последнюю горсть земли» на условную могилу «Панциря». Поводом для этого стали итоги недавних боев в Нагорном Карабахе, когда БПЛА, используемые азербайджанской армией, безнаказанно истребляли армянскую боевую технику, в том числе и различные ЗРК.
Правда, никаких официальных подтверждений о том, что в этом конфликте вообще использовались «Байрактары», первоначально не было. По сути, об этом заявили только власти Армении после того, как два дрона все-таки были сбиты и найдены. Кроме того, в распоряжении армии Карабаха не имелось «Панцирей». Если же отвлечься от поспешно сделанных «рекламных» заявлений, можно обратить внимание на следующие аспекты: Bayraktar TB2 не использует технологию «стелс» и не имеет на борту средств радиоэлектронной борьбы.
Его отражающая поверхность довольно велика сравнима, например, с самолетом Ан-2. Средняя высота полета, типичная для «Байрактара», вполне благоприятна для успешной радиолокации. Размеры БПЛА внушительны — такую цель нельзя назвать мелкой. Таким образом, никаких предпосылок для того, чтобы считать турецкий беспилотник неуязвимым и недосягаемым для современных ЗРК, просто нет.
Скорее всего, его успешная «охота» на «Панцири», «Осы» и «Стрелы» объясняется низкой квалификацией зенитчиков или даже их отсутствием.
Насколько мы можем понять, обвинения в какой-то степени справедливы — «Мотор Сич» действительно нарушала введённые против России санкции, торгуя со «страной-агрессором» вертолётными двигателями и отдельными агрегатами через третьи страны. Вполне вероятно, что в рамках заключённых ранее соглашений такого рода поставки могли продолжаться и после начала СВО. Независимо от того, в чём именно на самом деле обвиняют Богуслаева ряд экспертов полагает, что это дальние отзвуки попытки продать «Мотор Сич» китайцам ещё в 2016 году , его арест бьёт по сотрудничеству с турецкими партнёрами. С одной стороны, строительство завода по производству БПЛА планировалось совместно с «Мотор Сичью», а само украинское предприятие поставляет двигатели для аппаратов Akinci и Kizilelma. Причём надо понимать, что особенность восточного бизнеса именно в личных контактах между руководителями компаний. Многое делается на уровне «джентльменских соглашений». С другой стороны, арест Богуслаева бьёт по репутации братьев Байрактар — это что же, получается, они сотрудничали с российским шпионом, который вот-вот пойдёт по обмену как военнопленный? А они тогда кто? И где гарантия, что при попытке въехать на Украину Халука Байрактара не арестуют с целью обмена?
В ВСУ подтвердили уничтожение собственного беспилотника Bayraktar
Другая компания Сельчука Байрактара, Fergani Space Technologies, работает над созданием низкоорбитальных спутников и модулей для перевода спутников на другую орбиту. «Компания Baykar в курсе, что кампания по сбору денег под названием “Народный Bayraktar” успешно собрала сумму для покупки нескольких БПЛА Bayraktar ТВ2 для украинцев для. Создателем этих широко примененных азербайджанской армией в Отечественной войне БПЛА является Сельджук Байрактар. Bayraktar — это достаточно современный беспилотный летательный аппарат, который можно назвать неким летающим iPhone в сфере военной техники, пояснил Орлов. Ракета БПЛА Bayraktar Akinci попала с точным пробегом.
Почему «Байрактары» стали настоящим хитом: как устроены турецкие беспилотники Bayraktar TB2
С начала августа на Украине активно обсуждалась возможность постройки завода по производству БПЛА Bayraktar. Другая компания Сельчука Байрактара, Fergani Space Technologies, работает над созданием низкоорбитальных спутников и модулей для перевода спутников на другую орбиту. Турецкий ударный оперативно-тактический средневысотный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Байрактар» модели «Акынжы» теперь имеется на вооружении у Кыргызстана.
Производитель БПЛА «Байрактар» приступает к деятельности в Азербайджане
Турецкий ударный оперативно-тактический средневысотный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Байрактар» модели «Акынжы» теперь имеется на вооружении у Кыргызстана. БАЙРАКТАР NEWS. Майже 4 000 ракет запустили окупанти по Україні з початку повномасштабного вторгнення. Военный эксперт Фролов: никакого завода Baykar на Украине не будет, это рекламная кампания БПЛА Bayraktar. По своим тактико-техническим характеристикам БпЛА «Байрактар-ТБ2», по российской классификации беспилотной военной авиации относится. Сам Байрактар не исключал выдвижения в президенты, если Эрдоган попросит его об этом WSJ назвала разработчика дронов Bayraktar возможным преемником Эрдогана.
«Крестный отец» дронов
- В Армении протестующие против делимитации границы перекрыли тракторами трассу в Иран
- Есть ли противоядие от дронов?
- Конструкция БПЛА «Байрактар»
- Курс на самодостаточность
- В Армении протестующие против делимитации границы перекрыли тракторами трассу в Иран
Турецкий БПЛА Bayraktar TB2, описание и характеристика
Всего в процессе несения боевого дежурства было уничтожено 20 воздушных целей украинских националистов, в числе которых семь БПЛА «Байрактар». Новая модификация БПЛА Bayraktar получила обозначение ТВ2S. Bayraktar TB2 – один из самых популярных в мире БПЛА, достаточно быстрый, компактный и недорогой, чтобы с легкостью составить конкуренцию своим предшественникам и оппонентам.
Минобороны РФ показало кадры уничтожения БПЛА «Байрактар»
После проведения воздушной разведки с помощью БПЛА по установленным маршрутам были определены координаты наземных целей условного противника. Затем их уничтожили точными авиационными ударами. Все поставленные на учениях задачи были успешно выполнены, отметили в военном ведомстве.
Министр обороны Андрей Таран: первый ударный беспилотный комплекс Bayraktar TB2 для военно-морских сил поставлен на Украину. Проводим окончательные приёмочные испытания комплекса в месте базирования», — говорится в сообщении на официальной странице оборонного ведомства в Facebook. В конце января украинский военный портал Defense Express сообщил, что ВМС страны рассматривают возможность применения БПЛА Bayraktar для поиска надводных целей и выдачи целеуказания береговому ракетному комплексу «Нептун».
Занимавший в то время пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны СНБО Украины Александр Турчинов сообщил об успешных испытаниях нового БПЛА, который «выполнил боевую задачу, точно уничтожив цели на Житомирском полигоне». Bayraktar TB2 может проводить разведку боевых позиций врага, расположенных на расстоянии до 4 тыс. В 2020 году украинские военные провели масштабные тактические учения с участием турецких беспилотников вместе с американскими противотанковыми комплексами Javelin, имитируя «карабахский опыт» ВС Азербайджана, применявших Bayraktar с комплексами Spike-ER. Кроме того, украинские военные апробировали Bayraktar TB2 и Javelin на масштабных тактических учениях с боевой стрельбой, а в апреле 2021 года эти беспилотники впервые совершили вылет в зону операции объединённых сил ООС в Донбассе, обнаружив технику противника. Тогда же СМИ сообщали, что один такой беспилотник, вылетев с южной части Украины, совершил полёт над Херсонской, Запорожской, Днепропетровской и Харьковской областями, после чего вернулся по обратному маршруту.
Цель полёта не раскрывалась. Машины выпускает авиастроительная компания Baykar Makina, которой руководит отец изобретателя, бизнесмен Оздемир Байрактар.
Носимая станция управления применяется в составе разведывательных групп и позволяет устанавливать устойчивую связь с БпЛА на расстоянии до 30 км. На рисунке 3 представлены следящая параболическая антенна и следящая мини-параболическая антенна, обе оборудованы системой ATAS. Параболические антенны с системой ATAS из состава передвижной наземной станции управления БАК ВН «Байрактар-Тб2» а — следящая поворотная параболическая антенна; б — переносная следящая мини-параболическая антенна Передвижная наземная станция управления размещена в стандартизированном для стран НАТО контейнере кузове типа КУНГ, оснащенном перекрестными резервными системами командования и управления, стеллажными шкафами, блоком кондиционирования воздуха, системой фильтрации воздуха, блоками электроснабжения, беспроводными системами и системами внутренней связи. Все оборудование внутри контейнера станции помещено в стеллажные шкафы рис. В состав расчета станции входят 3 человека — начальник станции он же — командир расчета и пилот и 2 оператора, один из которых управляет нагрузкой, а другой — координирует работу беспилотников с вышестоящим операционным центром. Каждый из членов расчета ПНСУ имеет отдельное рабочее место с двумя экранами, клавиатурой, джойстиком, компьютерной мышью и прочими устройствами ввода информации рис. Командир БпЛА управляет летательным аппаратом главным образом при помощи клавиатуры и компьютерной мыши, так как пилотирование в основном осуществляется автопилотом, по вводимой командиром программе.
Электропитание ПНСУ «Байкар» может осуществляться либо от промышленной сети переменного тока с напряжением 220 В, либо от передвижного генератора из состава комплекса. Генератор предназначен для резервирования электропитания станции — в случае отключения или отсутствия промышленной сети. Передвижной генератор представляет собой агрегат, состоящий из поршневого двигателя внутреннего сгорания и генератора — бензо- или дизель-генератора по требованию заказчика , установленного на автомобильный прицеп. На рисунке 2 а передвижные генераторы на прицепах расположены на площадке развертывания сразу за ПНСУ. ПНСУ «Байкар» оснащен: — интерфейсом C4I в виде LAN-портов локальной вычислительной сетью для трансляции видеоизображений и координации действий как с командованием беспилотной авиацией высшими звеньями управления , так и с командирами подразделений и воинских частей, в интересах которых работает БАК ВН низшими звеньями управления ; — системами контроля и самодиагностики оборудования станции; — телефонными, оптическими, радио линиями и средствами связи, громкой голосовой связью ГГС ; — дублирующей резервной системой работы пультов пилота и операторов для повышения надежности работы БпЛА. Программно-аппаратный комплекс ПНСУ обеспечивает получение пилотом и операторами информации, необходимой для управления и контроля БпЛА. Контейнер станции оснащен молниезащитой [5]. Структурная схема взаимодействия наземной станции управления «Байкар» в перевозимом исполнении с БпЛА «Байрактар-ТБ2» представлена на рисунке 5. Структурная схема взаимодействия наземной станции управления «Байкар» в перевозимом исполнении с БпЛА «Байрактар-ТБ2» 1 — БпЛА «Байрактар-ТБ2»; 2 — передвижной генератор, установленный на прицепе; 3 — универсальный контейнер наземной станции управления «Байкар»; 4 — антенна с круговой диаграммой направленности всенаправленная ; 5 — переносная следящая мини-параболическая антенна носимой станции управления для разведывательных групп; 6 — следящая поворотная параболическая антенна Средства наземного обслуживания СНО и поддержки БАК ВН включают в свой состав метеорологическую станцию, другие устройства, приборы и датчики, необходимые для проведения и обеспечения безопасности полетов.
Оно является по своей сути стабилизированным источником питания для беспилотника «Байрактар-ТБ2» во время его нахождения на земле. Устройство также предназначено для заряда аккумуляторных батарей и обеспечения диагностики, а также обслуживания систем и приборов БпЛА через интерфейс оператора. Устройство наземной поддержки GSU рис. Она имеет заправочную емкость объемом в 800 л и установлена на полуприцепе рис. Станция может производить как заправку, так и отбор топлива из топливных баков беспилотника. Она работает от промышленной электрической сети переменного тока напряжением 220 В или от передвижного генератора из состава БАК ВН. Внешний вид, назначение и основные тактико-технические характеристики БпЛА «Байрактар-ТБ2» По своим тактико-техническим характеристикам БпЛА «Байрактар-ТБ2», по российской классификации беспилотной военной авиации относится: — по радиусу действия максимальной дальности применения — к БпЛА средней дальности его радиус действия лежит в пределах от 100 до 500 км , что соответствует решению задач оперативного уровня в интересах объединений в составе ВС РФ ; — по скорости полета в пределах от 50 до 400 км — к малоскоростным БпЛА; — по высоте полета в пределах 4 до 12 км — к беспилотникам с большой высотой полета; — по продолжительности полета свыше 8 ч — к БпЛА с большой продолжительностью полета. Планер беспилотника рис. Конструктивно-компоновочная схема БпЛА «Байрактар-ТБ2» Фюзеляж изготовлен из углеродного волокна, кевлара пара-амидного высокопрочного волокна и гибридных композитов.
Поэтому эффективная площадь рассеяния ЭПР этого беспилотника оценивается на уровне ЭПР семейства американских малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 Lightning II, выполненных по технологии Stealth, то есть не более 0,3 м2. Для развитой эшелонированной наземной системы ПВО, охватывающей обороняемый район излучением РЛС в нескольких диапазонах длин волн со многих ракурсов, турецкий беспилотник какой-либо особой угрозы не представляет. В качестве соединительных элементов в конструкции планера применяются прецизионные детали из алюминиевого сплава, изготовленные и обработанные с применением числового программного управления цифровых вычислительных устройств. Планер имеет прямое крыло большого удлинения и хвостовое оперение выполненное в форме перевернутой буквы V. Старт и приземление беспилотника производится с взлетно-посадочной полосы ВПП в автоматическом режиме «на автопилоте: с применением неубирающегося трехстоечного шасси убирается только передняя стойка. Силовая установка беспилотника представляет собой двигатель с толкающим двухлопастным винтом рис. Толкающий двухлопастный винт с регулируемым шагом силовой установки БпЛА «Байрактар-ТБ2» Винтовой движитель такого типа имеет угол установки лопастей, изменяющийся в процессе эксплуатации путем вращения лопастей вокруг своей длинной стороны. Регулировка шага винта винтового движителя осуществляется бортовой электроникой. Винт регулируемого шага в отличие от винтов фиксированного шага позволяет увеличивать или уменьшать мощность тяги, сохраняя постоянной частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Двигатель силовой установки — Rotax 912 рис. Авиационный двигатель Rotax 912 Это авиационный поршневой двигатель внутреннего сгорания с инжекторным принудительным впрыском топлива, четырехтактный, четырехцилиндровый, горизонтально-оппозитный. Его головки цилиндров имеют жидкостное, а цилиндры — воздушное охлаждение. Практический потолок «Байрактар-ТБ2» составляет 8 230 м, рабочая высота — 5 500 м. Максимальная продолжительность полета аппарата может достигать 27 часов. Запас топлива на борту аппарата хранится в баках-дозаторах — усиленных прорезиненных мешках, установленных в полостях планера и предназначенных для размещения топлива. При расходе топлива баки автоматически уравновешиваются системой электромагнитных клапанов.
Беспилотники TB2 воспользовались дезорганизацией российских войск в самом начале спецоперации в феврале 2022 года.
Но как только Москва это поняла, они утратили необходимый элемент внезапности, говорят аналитики и военнослужащие Украины. По словам британского эксперта по беспилотникам Стива Райта, TB2 и аналогичные модели разрабатывались в основном для наблюдения и управления другими ударными средствами. Украинские источники также предполагают, что ВСУ становится все труднее эффективно пользоваться беспилотниками на поле боя. Судя по всему, его мнение разделяют и другие украинские военные.
Одна ракета – один сбитый «Байрактар»
Министр энергетики Байрактар: Россия помогла Турции избежать кризиса | Другая компания Сельчука Байрактара, Fergani Space Technologies, работает над созданием низкоорбитальных спутников и модулей для перевода спутников на другую орбиту. |
В ВСУ подтвердили уничтожение собственного беспилотника Bayraktar | Сравнительные характеристики турецких разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2 и Bayraktar TB3 (с) Baykar. |
Куда пропали и могут ли вернуться в бой БПЛА «Байрактар» на Украине? | Байрактар (Bayraktar TB2). |
Минобороны РФ показало кадры уничтожения БПЛА «Байрактар» | В небе над Киевом силы ПВО Украины уничтожили именно турецкий БПЛА Bayraktar TB2, а не российский дрон «Корсар». |