Предлагаем прочесть краткий и полный анализ рассказа Бунина «Чистый понедельник», который поможет учащимся лучше подготовиться к экзаменам, к уроку литературы. Чистый понедельник в 2024-м – в этот день отмечают важный день для каждого христианина.
Правила комментирования
- Что такое Чистый понедельник и что нельзя делать в этот день? - Толк 02.03.2020
- Начало Великого поста и Чистый понедельник в 2024 году: суть, традиции, как поститься
- Значение названия "Чистый понедельник"
- Смысл произведения Чистый понедельник и его названия
- История создания
Смысл рассказа Бунина «Чистый понедельник»
первый день Великого Поста, который отмечается с 27 февраля. Чистый понедельник – это первый день Великого Поста, наступающий после языческой Масленицы и прощенного воскресения. Название рассказа «Чистый понедельник» имеет не только конкретный характер: его центральное событие происходит в понедельник на первой неделе Великого поста. В Чистый понедельник не пьют алкоголь, не доедают то, что осталось после Масленичной недели. Смысл рассказа «Чистый понедельник» состоит в том, что в отношениях очень важно прислушиваться к партнеру, знать его цели, интересы, чувства.
Чистый понедельник: начало Великого поста 11 марта 2019 года
Зависит от того, что именно мы называем Чистым понедельник. Традиционно Чистым понедельником называли и называют первый день Великого поста. В таком случае Чистый понедельник в 2024 году — это 18 марта. Это подвижная дата, т. Почему называется Чистый понедельник? В этот день убирались после праздничных дней Масленицы, настраивали быт на постный лад. Эти народные традиции нашли отражения в культуре, Чистый понедельник неоднократно упоминается в русской литературе: Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески, с охотниками и утками, уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате.
Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном — как плачет. Старый наш плотник — «филёнщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет — заплачет.
Но он развернулся и спокойно ушел. Описание персонажей Важным элементом произведения является то, что рассказ происходит от первого лица, при этом у главных действующих лиц нет имен. Почему писатель оставил героев безымянными? Это результат типизации образов.
Бунин описывает типичных представителей той эпохи, только девушка вышла из рамок, которые были навязаны ей происхождением. Основные и вспомогательные персонажи: Главный герой. Богатый, привлекательный юный дворянин. По-настоящему любит героиню, выполняет все ее капризы, дарит книги, конфеты, цветы. Девушка отвечает взаимностью, но отказывается от свадьбы, не говорит о дальнейшем совместном будущем. Герой пробует ее понять, страдает от неопределенности. После расставания тоскует, часто пьет, посещает храмы. В один из дней видит девушку среди монахинь, она не узнала его.
Главная героиня. Дочка зажиточного отца, проживает сама в Москве. Стройная и привлекательная девушка, любит светскую жизнь, читает книги. Материальное благополучие ей не чуждо, но это не позволяет ощутить вкус жизни. Она странная, не такая как все, ее внутренний мир открывается герою перед расставанием. Мучается от поиска себя, имеет твердый характер и большую силу воли. Актер Качалов. Общий друг на одном из званых вечеров приглашает героиню на танец, целует руки, величает ее Шамаханской царицей.
Главного героя он называет «красавцем», добавив затем «ненавижу». Старуха в храме. После разлуки рассказчик сильно страдает. Зайдя в храм, старушка видит его слезы и говорит нужные в это время для него слова: не стоит так страдать, это грех. Образы персонажей противопоставляются друг другу, невзирая на внешнее сходство. Такой контраст подчеркивает непостижимость природы любви, соединяющей двух абсолютно разных людей. Им не дано понять друг друга. Основная тематика Главная тема — любовь.
Именно это чувство дарит людям смысл жизни. Девушка обрела ее в служении Богу. А рассказчик утратил свой земной идеал и запутался в себе.
В этот день пост особо строгий: Церковь рекомендует полностью воздержаться от употребления пищи можно пить только воду. Правда, допускается немного постной еды после заката. Даже если у вас остались блины с Масленицы, то есть их уже нельзя: во время Великого поста запрещено есть мясо, молоко, молочные продукты, яйца.
Правда, существуют послабления для тех, кто не может обойтись без определенных продуктов. Разрешается не поститься беременным, детям, больным, а также военнослужащим. А те, на кого послабления не распространяются, должны быть уверены, что полный отказ от еды не навредит их здоровью. Лучше проконсультироваться с врачом. Кроме того, перед тем, как начать поститься, нужно испросить благословение священника на пост. Для православных Чистый понедельник — это продолжение Прощеного воскресенья, когда надо вслух или мысленно просить прощения за свое поведение и слова, и прощать других.
Важно это потому, что начать Великий пост нужно с чистой душой, отпустив все, что тревожило вас ранее. Чистый понедельник нужно начать с утренней молитвы, среди верующих принято сразу после пробуждения идти на богослужение в храм.
В Русской православной церкви «Чистый понедельник» — неканоническое название первого дня Великого поста [2]. Другие названия рус. Полоскозуб, Тужилки по Масленице; полес.
Песи понеделник « собачий понедельник », Кукеровден, Куковден, Старцовден; серб. Чисти попеделак; греч. Значение в православии [ править править код ] Тема чистого понедельника затрагивается ещё в Ветхом Завете , чтение которого во всех храмах начинается с этого дня, начиная с шестого часа.
Великий понедельник в 2024 году: история и традиции праздника
Духовный смысл чистого понедельника Чистый понедельник открывает путь к Пасхе. В чистый понедельник она решается остаться собой и выбирает служение Богу. В Русской православной церкви «Чистый понедельник» — неканоническое название первого дня Великого поста[2]. В «Чистом понедельнике» можно увидеть проблему одиночества, невозможности заглянуть в чужую душу, и проблему поисков смысла жизни, и христианскую проблематику. Действие рассказа «Чистый понедельник» происходит примерно за тридцать лет до момента его написания, последовавшего в 1944 году.
Что можно и категорически нельзя делать в первый день Великого поста, Чистый понедельник
В тот день все было каким-то необычным. Девушка, одевшись во все черное, предложила съездить в Новодевичий монастырь. Она неожиданно высказала мысль, из которой ясно, что она понимает, как любит ее молодой человек. Затем они долго гуляли, ища дом Грибоедова, но, так и не найдя его, решили поесть у Егорова на Охотном ряду. Во время трапезы героя рассказа насторожила фраза, вырвавшаяся из уст его любимой: «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь…» На следующий день девушка предложила съездить на мероприятие: «капустник» Художественного театра, и рассказчик безропотно согласился, хотя и удивился, ведь раньше ей было чуждо подобное времяпровождение. Неожиданное приглашение Наконец-то она пригласила своего любимого в гости.
В первый — и как оказалось, — последний раз. После ночи, проведенной вместе, девушка вдруг сказала: «Я уезжаю в Тверь». Эта встреча стала последней в их жизни. Девушку ждали большие перемены, а героя — переживания, слезы и неизвестность. Она постриглась в монашки «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…» — такими были строчки из её последнего письма, полученного героем через две недели после разлуки с любимой.
И она сделала то, на что решилась. Мимолетная встреча в церкви Однажды на Ордынке рассказчик по внутреннему побуждению остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители. Ему захотелось непременно войти туда. Пел девичий хор. Каким же было смущение героя, когда среди вереницы поющих он увидел знакомый взгляд черных глаз, устремленных прямо на него.
Он повернулся и тихо вышел из ворот церкви. Смысл названия «Чистый понедельник» празднуется в самом начале Великого Поста, когда проходит прощеное воскресенье. В этот период, по замыслу автора, совершен большой перелом в жизни героини — переход от светских развлечений к жизни, связанной с Марфо-Мариинской обителью. Отзывы о рассказе: христианский взгляд «После прочтения рассказа Бунина «Чистый понедельник» у меня возникло, по крайней мере, несколько вопросов. Во-первых, почему у героини нет имени?
Это символично? Во-вторых, почему она позволила себе согрешить с любимым, нарушив заповедь «не прелюбодействуй» как раз накануне ухода в монастырь? Неужели думала, что этим шагом сможет заслужить прощение грехов. И разве получит человек обновление души, просто спрятавшись от бурь житейских в монастыре? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно вникнуть в Библию».
Девушка оставила светскую жизнь и ушла в монастырь. Но почему-то не сказано о посвященности Богу, о возрождении духа через покаяние — к другой, обновленной жизни. Христианин — это тот человек, который понял, что важнее Иисуса Христа никого нет, кто всецело и полностью посвятил себя на служение Ему, кому открылся Его образ через Новый Завет. Но разве ищущая Господа душа получит благословение стать Божьим дитем, просто постригшись в монашки и принимая устав того или иного монастыря? Вдумчивый и ищущий Спасителя читатель исследует этот вопрос».
Однако, возможно ли это без того, чтобы не вникать в Божье Слово и не познать его истины? Настоящее предназначение человека — познавать и прославлять Бога через Иисуса Христа. В этом — истинная духовность, к которой так необходимо стремиться! Бунин не случайно выбрал такое название своему рассказу: здесь и соблюдение поста, которое обязывает человека не только перед собой, но и перед Господом, здесь и принятие решения, изменяющего всю твою жизнь,ставящие человека в честные рамки существования, которые он сам для себя «выдумал» когда-то. Бунин показывает, с какими чувствами, с каким нетерпением, с какой отречённостью от мира и привязанностью к быту встречает она свой чистый понедельник.
Попытаемся более полно раскрыть смысл названия «Чистый понедельник». Автор мог назвать рассказ «очищение», «перерождение», и все бы было этим чистым понедельником. Пост предполагает доказательство веры в бога человека, через отрицание своих физических потребностей, новое себя открытие, открытие своего истинного духовного мира, то есть перерождение. Героиня в итоге переродилась, нашла истинную себя, не страдая, как он о потере тех физических земных связей. Её душа обрела то место, которое, как она думает, ей предначертано, и успокоилась.
Попытаемся понять для себя, какие же чувства лежат в основе произведения. В отношениях героя и героини сразу, с первых страниц, прослеживается, то на чем держится весь их союз: «…А что до моей любви, то вы хорошо знаете, что, кроме отца и вас, у меня никого нет на свете. Во всяком случае вы у меня первый и последний. Вам этого мало? Но довольно об этом…».
Она оговорилась: кроме них у неё есть бог, есть её внутренний духовный мир, с которым она в итоге уединилась. Но она все понимает, ему этого достаточно, он способен лишь видеть в себе «. Красивый человек в окружении красивых вещей некоторое время счастлив по определению, а он еще и верит в свою к ней любовь. А любви-то нет! Когда она дала ему понять, что он счастья-то ждет, но не дождется, что счастье как вода в бредне — скоро «…вытащишь — ничего нету».
Как ничего не оказалось после их ночи. Он же отмахнулся: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью! Можно подумать, что он и правда любовью ослеплен, но нет, и впоследствии это докажется окончательно. Он никак не мог услышать ее душевный порыв. Она так счастлива была, когда они были в Новодевичьем монастыре: «Правда, как вы меня любите!
Но он слеп и глух. Когда она предлагает ему посетить еще одну обитель: «Я засмеялся: — Опять в обитель? Даже когда она ему прямо сказала, что уйдет в монастырь в трактире Егорова , он никак не отреагировал, все его мысли в тот момент от волнения, не вызванного любовью, а чем — он и сам не знает — и похоже, его беспокоит именно это. И последнее, что доказывает, что это не слепая любовь, а непонятно какое чувство — это то, что при слепой любви ревность жестока и безгранична, где она была, когда героиня выписывала «кренделя» с Сулержицким, когда его в ее присутствии оскорбил Качалов: «А это что за красавец? Чувство собственности, эстетического превосходства — вот, что заставляет героя думать, что он любит.
Она же не любит его, это сразу понятно становится по её намекам, по её разговорам. Она тщетно пытается обратить его внимание на свой внутренний мир, сначала приглашениями в храмы, в обители, потом пыталась возбудить в нем ревность, так и оставшись для него загадкой, даже пыталась подготовить его к расставанию. Вот в чем заключается проблематика рассказа: она для него вещь, игрушка, очень дорого обходящаяся бижутерия, она пытается хоть кому-нибудь открыть себя, и все на фоне того, что они оба ищут любовь, которой нет молодежь умеет влюбляться, не умеет любить. Бунин же, мне кажется, выступает на стороне героини, готовит читателя к будущей развязке: сначала она посещает кладбище, затем храмы, на масленицу они едят блины, а ,значит, и в чистый понедельник произойдет очищение. Искусно построенная композиция рассказа, основанная на противоречиях между его и её миром: красота церквей и кладбищ — грязь трактиров, пьянство на «капустниках».
Она успевает жить и в его мире, например, она порой много курит, развлекается, а он в ее мире чужой. Её мир пропитан духом божественного смысла: «Господи владыко живота моего. Сопоставляя два мира, из которых автор сам выбирает мир героини. В конце же ему даже запрещают войти в церковь, но за деньги двери открываются, видимо, чтобы он понял её тайну. Вот если бы я была певица и пела на эстраде, я бы отвечала на аплодисменты приветливой улыбкой и легкими поклонами вправо и влево, вверх и в партер, а сама бы незаметно, но заботливо отстраняла ногой шлейф, чтобы не наступить на него.
Анализ рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» Творчество И. Бунина связано с идейно-эстетическими принципами русской классической литературы. Но реалистические традиции, которые писатель так стремился сохранить, воспринимались им через призму нового, переходного, времени. Бунин всегда отрицательно относился к литературному модернизму, но и сам не избежал его влияния.
Рассказ «Чистый понедельник» 1944 входит в сборник Бунина «Темные аллеи». Эта книга повествует о «темных и чаще всего мрачных и жестоких аллеях» любви. Однако, помимо общей темы, в каждом из рассказов сборника создается зарисовка событий русской жизни, большей частью проходящих в России прошлого. В совокупности эти мозаичные картины складываются в масштабное полотно, в котором многосторонне освещается тема России. Название рассказа «Чистый понедельник» имеет не только конкретный характер: его центральное событие происходит в понедельник на первой неделе Великого поста.
Это название носит и обобщенный смысл: в рассказе возникает картина последнего праздника довоенной московской жизни. Зыбкая эмоциональная атмосфера повествования создается благодаря тому, что рассказ ведется от лица героя, поглощенного «странной любовью» в «странном» городе.
Девушка ходит на курсы, но не понимает, зачем ей учеба. Героиня образованная, утонченная и умная, но отстранённая от всего, что окружает ее. При этом, стоить отметить, что она умеет получать удовольствие от жизни: читает книги, любит красивые вещи, вкусную еду. Её влечет роскошная и веселая жизнь, но она чувствует свое призвание в чем-то другом и не может найти себя.
В первый день Великого поста, герою открывается другая жизнь девушки. Оказывается, она посещает церкви, соборы, разбирается в религиозных обрядах, может процитировать житийную литературу. Только в единении с Богом она почувствовала себя цельной натурой, только в монастыре она смогла найти ответы на серьезные нравственные вопросы. Главный герой Говоря о главное герое, стоит отметить, что он красивый, молодой и богатый дворянин, который искренне влюблен в девушку, всячески пытается ей угодить: выполняет просьбы, капризы, дарит цветы, конфеты, книги. С одной стороны, она отвечает ему взаимностью, но с другой, не соглашается вступить в брак и не заводит разговоров о дальнейшей жизни и совместном будущем. Герой страдает от такой неопределенности, пытается понять ее, отношения становятся смыслом его жизни.
После расставания с любимой он мучается и страдает, не может найти покоя, много пьет, посещает кабаки. Однажды он встречает её среди монахинь и уходит, так и не заговорив. Основной темой рассказа служит любовь. Именно она дарит человеку смысл жизни. Героиня нашла свою любовь в служении Богу. А вот главный герой потерял свой земной идеал и сбился с пути.
Этим автор хотел подчеркнуть хрупкость и бренность мирской страсти, которой не сравниться с духовным началом. Тема предназначения в жизни. Героиня рассказа находится в поисках себя, не знает, чего хочет на самом деле. Но она чувствует свое призвание в служении Богу и идет до конца, чтобы воплотить свой потенциал. Тема нравственного выбора. Любой человек имеет право выбора, и каждый решает, как ему поступить в той или иной ситуации.
Главная героиня рассказа сделала свой шаг — уход в монастырь, но главный герой никак не может смириться с расставанием и обрести гармонию внутри себя. В нем нет силы и целенаправленности, которые есть в его избраннице. Вера и религия. Сомневающийся и вопрошающий человек может найти себя в стенах монастыря и молитве.
Священный… — так называет Горкин.
Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надомной колышет. Пришел Пост — отгрызу у волка хвост. На постный рынок с тобой поедем, Васильевские певчие петь будут — «душе моя, душе моя» — заслушаешься. Незабвенный, священный запах.
Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, — тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, — чистый сегодня понедельник! И грех смеяться, и надо намаслить голову, как Горкин. Он теперь ест без масла, а голову надо, по закону, «для молитвы».
Сияние от него идет, от седенькой бородки, совсем серебряной, от расчесанной головы. Я знаю, что он святой. Такие — угодники бывают. А лицо розовое, как у херувима, от чистоты. Я знаю, что он насушил себе черных сухариков с солью, и весь пост будет с ними пить чай — «за сахар».
Ну, и сердются. А ты держись, про душу думай. Такое время, все равно как последние дни пришли… по закону-то! Читай — «Господи-Владыко живота моего». Вот и будет весело.
И я принимаюсь читать про себя недавно выученную постную молитву. В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки, которая ходила по старой вере, зажгли постную, голого стекла, лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, — по субботам он сам зажигает все лампадки, — всегда напевает приятно-грустно: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и я напеваю за ним, чудесное: И свято-е… Воскресе-ние Твое Сла-а-вим! Радостное до слез бьется в моей душе и светит, от этих слов.
И видится мне, за вереницею дней Поста, — Святое Воскресенье, в светах. Радостная молитвочка! Она ласковым счетом светит в эти грустные дни Поста. Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах.
Надо очистить душу от всех: грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь — «такое, как душа расстается с телом». Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет — «увы мне, окаянная я!
Действительно, их любовь страстная, но поверхностная, в ней нет глубины: рассказчик пытается угодить возлюбленной, окружая её пустой роскошью и не пытаясь заглянуть в её душу, узнать истинные её желания, она же вскоре понимает всю мелочность и ничтожность этой слепящей мишуры светской жизни — это не её. Девушке приходится выбирать между романтическим влечением к мужчине и любовью к Богу. Она долго решается, но выбирает единственный для себя путь: уйти в Марфо-Мариинскую обитель. И делает она это в чистый понедельник, тем самым навсегда освобождаясь от мирской суеты.
Это решение, которое полностью совпадает с её духовными стремлениями, тем, чего не смог увидеть главный герой. Теперь мы понимаем, насколько разные и несовместимые внутренние миры у персонажей.
Чистый смысл
В религиозном смысле Чистый понедельник — это прежде всего время очищения души от грехов и греховных привычек. Литургически Чистый понедельник начался вечером в воскресенье, 18 февраля. Чистый понедельник восходит к евангельскому учению о проклятии Иисусом дерева смоковницы, символизирующего обреченность на бесплодие всего, что не приносит плодов веры. Чистый понедельник восходит к евангельскому учению о проклятии Иисусом дерева смоковницы, символизирующего обреченность на бесплодие всего, что не приносит плодов веры. В новелле "Чистый понедельник" И. А. Бунина любовные переживания пересекаются с мировоззренческими вопросами, с проблемой поиска смысла жизни.
Анализ рассказа "Чистый понедельник" Бунина, смысл названия
Рассказываем, что такое Чистый (Великий) понедельник, когда его отмечают и какие существуют традиции. В религиозном смысле Чистый понедельник — это прежде всего время очищения души от грехов и греховных привычек. Чистый понедельник, или Понедельник Чистой недели, отмечаемый в 2024 году, имеет глубокие корни в религиозных традициях. Чистый понедельник восходит к евангельскому учению о проклятии Иисусом дерева смоковницы, символизирующего обреченность на бесплодие всего, что не приносит плодов веры. В чем ключевой смысл небольшого рассказа известного русского писателя "Чистый понедельник"? Предлагаем прочесть краткий и полный анализ рассказа Бунина «Чистый понедельник», который поможет учащимся лучше подготовиться к экзаменам, к уроку литературы.