форма торгового капитала в докапиталистических общественно-экономических формациях, посредством которого происходит товарный обмен. Это были все школьные новости, до встречи в эфире! Несмотря на древность происхождения предпринимательского слоя населения, понятие «купец» приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. Это были все школьные новости, до встречи в эфире! Калужский купец («Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей.».
Значение слова «Купец»
Попробуем понять, что такое «русский купец» и кем были первые селф-мейд предприниматели, умевшие из ничего создать интересные окружающему миру товары и услуги. «Ухарь-купец» (1909) — немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова по мотивам одноимённой народной песни на стихи И. С. Никитина. Купить и купец: этимологический комментарий — пост пикабушника klapaucjusz.
В городке ИВАТУ завершается благоустройство аллеи генерала Калицова
- Торговля в Московской Руси
- История русского купечества
- Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси
- Купечество в России
- КУПЕЧЕСТВО — История России до 1917 года
Значение слова "купец"
Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец». 365 дней ТВ представляет | Час истины | Выпуск № 274Русское купечество. Обычаи и нравы#365днейТВ #История #ЧасИстины #ИсторическиеФакты #МироваяИсторияПодпис. Купить и купец: этимологический комментарий — пост пикабушника klapaucjusz.
ИСТОРИЯ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА
Купчик голубчик. Дрянной купчишка. Миллионный купчища, купчина. Первостатейный купец, именитый. Купчиной зовут также, для отлики, приказчика в отъезде, поверенного для закупок, от купца. Первого купца покупателя не упускай, не обегай.
Бог поможет, и купца пошлет. Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал! Не по купцу товар. Каков купец т. Не товар кормит, а купец, т.
То не купец, у кого деньги дома, не налицо. Купчиха ж. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Купечество, купецтво ср. Купечественный, торговый, комерческие Купечествовать, зап.
Куповать церк. Мы купуем или купляем чай в Харькове, покупаем. Я купую, купляю, покупаю. Я сроду этого товару не купывал. Что купил сегодня?
Что завтра купишь? Купить - что вошь убить; продать - что, блоху поймать? Купишь, да кукиш ответ на уверенье: в другой лавке куплю дешевле. Впредь на это ума купи, т. Сперва купи место, а там и садись, от свадебного обычая.
Купил не купил, а поторговать можно. За что купил, за то и продаю. По чем купили, по тому и продаем; барыша не берем, о вестях. Богатый - ума купит; убогий, и свой бы продал, да не берут!
Лицо, владеющее торговым предприятием, занимающееся частной торговлей. Пушкин, Сцены из рыцарских времен. С утра до вечера купец стоял за конторкой, открывал ящик и швырял в него деньги. Горький, Трое. В дореволюционной России: лицо, принадлежавшее к купечеству. Купец второй гильдии. Гиляровский, Москва и москвичи. Никитин, Кулак.
Торговля и транспорт[ править править код ] Реклама купца К. Яркова, торговавшего в селе Евгащино , 1913 год Развитие купечества, торгового дела было издревле тесно связано с развитием различных путей сообщения и видов транспорта. В Древней Руси огромное значение играла система рек, покрывающая всю страну. Именно на реках возникли самые ранние русские города — так же как и греческие полисы , одновременно и крепости и центры торговли. Первые славянские например, Само [1] и русские князья, в том числе родоначальник русской династии Рюрик [2] , как и большинство людей той эпохи, были не только воинами, но и торговцами, участвовавшими в международной торговле « путь из варяг в греки » и в том числе ради этого создававшие первые города-государства. Также в это время Русь включается в международную торговлю в Евразии, систему « Великого шёлкового пути ». В это же время начинает развиваться гужевой транспорт знаменитая ямщицкая служба и торговля с ним связанная, просуществовавшая до конца XIX века, когда её заменила торговля, основанная на железнодорожном транспорте. В XIX веке, например, известна история купца А. Второва , родоначальника купеческой династии Второвых , который, как и многие другие, начал своё дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями. В XV веке купцам иногда поручались административные и дипломатические задачи, князья могли советоваться с купцами, которые бывали в других странах и могли предоставить о них определённые сведения.
Первыми представителями этой профессии были крестьяне. Они продавали часть выращенного урожая, охотничью добычу и предметы промысла. Такие крестьяне получали место в торговых посадах за пределами городских стен. За возможность продавать они платили в государственную казну часть прибыли — сбор. Упоминания об отдельных купеческих корпорациях также датируются XII веком, однако в это время купцы еще не сформировали отдельного сословия. До появления купеческих гильдий крупных торговцев называли «гостями». Одно из первых упоминаний гостей — иноземных купцов — содержится в Повести временных лет. Князь Олег во время похода на Киев в 882 году назвался местным князьям, Аскольду и Диру, «гостем», торговым человеком, который «въ греки от Олга и от Игоря княжича». Гости занимались только оптовой торговлей, им разрешалось вести дела с другими странами. Каждый купец-гость имел жалованную грамоту от царя «на гостиное имя». По ней он свободно ездил за границу по торговым делам и покупал вотчины — земли, которые мог потом передать по наследству. Для удобства гостей строили особые комплексы зданий — гостиные дворы. Там купцы торговали, заключали сделки, хранили товары и транспорт, иногда даже жили. Еще одной важной привилегией гостей было освобождение от государственного тягла — денежной повинности и налогов товарами, продуктами, пушниной, которыми облагали крестьян и посадских людей. Судить гостей за провинности не мог никто, кроме царя. Позже такие же пути проложили и в восточном направлении, до Каспийского моря. На продажу везли пушнину и меха, воск и мед, а обратно привозили заморские пряности и благовония, шелковые и сафьяновые ткани, вина, украшения и драгоценные камни. Самым большим спросом пользовались изделия из жемчуга и золота. Из Волжской Булгарии, или Булгарского царства, купцы привозили янтарь, рыбу и орехи. Там же закупали кольчуги и мечи. В XV веке международным торговым центром стала Москва. Оптовая торговля расположилась в гостиных дворах, а мелкая, розничная — в торговых рядах. Здесь закупали меха польские и немецкие купцы. Крупная торговля шла и с Великим Новгородом, к которому постепенно перешел статус главного центра торговли. Иноземные купцы закупали у местных выделанные кожи, медь, лен и хмель, лес для строительства и корабельную древесину для флота. А взамен поставляли полотно и сукно, жесть, олово и свинец для кровель и даже церковные колокола. Привилегий такие купцы имели меньше, чем гости. Представителям гостиной сотни нельзя было свободно выезжать за границу и покупать вотчины. Но звание члена гостиной сотни они могли передать по наследству, причем не только сыновьям, но и братьям или племянникам. Главным условием для наследования было ведение общего хозяйства.
Глава 8 Купечество
Leiden — Boston: Brill, 2010. Orel V. Handbook of Germanic Etymology. Leiden — Boston: Brill, 2003. Pronk-Tiethoff S. The Germanic Loanwords in Proto-Slavic. Amsterdam — New-York: Rodopi.
Основными правовыми привилегиями гостей было то, что их освобождали от тягловых повинностей, а также им разрешался свободный проезд за границу для торговли, и они получали право приобретать в собственность земельные владения — вотчины. Кроме этого, гости не могли быть судимы никаким судом, кроме личного царского.
Гости имели право выбирать своих представителей для участия в Земских соборах — высшем органе власти в государстве. Они могли исполнять и государственные обязанности, так из числа гостей выбирались начальники таможен в Москве и Архангельске, бургомистры и Головы внутренних таможен, оценщики мехов в Сибирском приказе. Гости также собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами вино, соль и т. В случае недобора в казну денег гости несли материальную ответственность. И была у гостей еще одна обязанность перед государством: правительство использовало гостей для сбора информации за границей. Следующими по правовому положению после гостей следовали «торговые люди гостиной сотни». Они тоже имели существенные привилегии и широкие права. Но в отличие от гостей они не имели право свободного выезда за границу и не могли приобретать в собственность вотчины.
В остальном их права были почти такими же, что и у гостей. Члены «гостиной сотни» не несли тягловой повинности и освобождались от суда воевод и дьяков, их могли судить только в определенном приказе; при Алексее Михайловиче это был Приказ Большой казны. Они также могли исполнять различные государственные обязанности и повышаться по службе. За усердную службу люди гостиной сотни жаловались «гостиным именем» — то есть получали жалованную грамоту и переходили в гости. В Новгороде члены «гостиной сотни» назывались «именитыми людьми» и также как в республиканский период имели высокий правовой статус. В частности, именно их обычно и избирали в различные советы и назначали на высокие должности. Интересны, скажем, такие особые права членов «гостиной сотни»: они могли беспошлинно приобретать «съестных товаров» на 60 рублей на человека и имели право «безвыемочно» и «безявочно» держать в доме «питье».
А взамен поставляли полотно и сукно, жесть, олово и свинец для кровель и даже церковные колокола. Привилегий такие купцы имели меньше, чем гости. Представителям гостиной сотни нельзя было свободно выезжать за границу и покупать вотчины. Но звание члена гостиной сотни они могли передать по наследству, причем не только сыновьям, но и братьям или племянникам. Главным условием для наследования было ведение общего хозяйства. Государственные должности гости и люди гостиной сотни получали тоже по-разному: первых назначали царским указом, а вторые проходили через процедуру выборов. Гости были выше в иерархии, а люди гостиной сотни часто поступали к ним в помощники или назначались в товарищи. За усердную службу член гостиной сотни мог подняться на ступень выше: лучших царь удостаивал жалованной грамоты и переводил в гостей. Социальный статус и достаток ее представителей был ниже, чем у гостей и гостиной сотни. В нее входили зажиточные посадские люди и крестьяне, которые занимались торговлей и ремеслом. Суконников на должность выбирали земства — органы местного самоуправления. Чаще всего члены суконной сотни были целовальниками на таможнях, денежных и кабацких дворах: они исполняли финансовые, судебные или полицейские обязанности. Название «целовальник» произошло от старой традиции. Заступая на должность, суконник обещал честно исполнять обязанности, а в подтверждение этой клятвы целовал крест. Царь вручал суконникам жалованные грамоты, которые давали разные льготы, например освобождали от подсудности местным властям, уплаты проезжих пошлин, постоя и подводной повинности — обязанности предоставлять повозки для государственных и местных нужд. По льготам суконники могли в любое время топить избы и держать в домах спиртное для собственного употребления. Вплоть до XVIII века купцы гостиной и суконной сотен делились на перво-, средне- и третьестатейных — по имущественному признаку. Чтобы получить право на торговлю, каждый купец платил подушный оклад в размере 40 алтынов, то есть трехкопеечных монет. До разделения на гильдии этот налог был единым для всех. Вторая треть XIX века. Иркутский художественный музей им. Сукачёва Купец. Музей камнерезного и ювелирного искусства, Екатеринбург Портрет купца И. Вторая половина XX века. Впервые этот термин упоминается в источниках, датированных 1719 годом. В 1721 году по Уставу Главного магистрата городское население разделили на «регулярных граждан» и «подлых людей». Регулярные граждане могли входить в первую или вторую купеческую гильдию — в зависимости от уровня дохода и вида торговли. Подлыми людьми называли чернорабочих и поденщиков, которые занимались временными и сезонными работами. В 1742 году «подлые люди» стали «наемными людьми» и сформировали третью купеческую гильдию. Но следующие тридцать с лишним лет их можно было считать купцами только номинально.
Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. В начале XX в. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года. Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» Булгаков, 1991: 202. В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического». Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения. Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св. Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе. На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. III, 39. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик.
"Целое место кирпичного чая"
- Смотрите также
- Секреты русских купцов.Читай, честной народ, кумекай да пользуйся!
- Разбираемся, что такое купец
- Купеческий бизнес
Основа основ
- Поделиться
- Значение слова «купец» в 6 словарях
- Основа основ
- Электронная новостная газета "Утро России"
Как жили купцы. Купец: профессия и образ жизни
Рассказываем про первые купеческие магазины, торговые лавки и рынок Надеждинска. Купчиха — жена купца, или женщина, записанная в купеческую гильдию. Зарубежные купцы приводили в пример этого Купеческий «кодекс чести» русских предпринимателей. Что такое купец? Купец – это представитель сословия купечества, занимающийся куплей-продажей товаров. Он является предпринимателем, который владеет своим бизнесом и рискует своим капиталом, чтобы получить прибыль. Попробуем понять, что такое «русский купец» и кем были первые селф-мейд предприниматели, умевшие из ничего создать интересные окружающему миру товары и услуги. Семья для купцов была не только личным делом – по ней складывалось представление о том, насколько ее глава влиятелен, тверд, авторитетен.
Купцы кто такие?
Смысловое содержание слов "купец" и "купечество" в России с течением времени претерпевало принципиальные изменения. В статье вы узнаете, кто такой купец, его функции и роль в обществе, а также историю купеческого сословия. Что такое купеческие гильдии, кто мог в них вступить, и какие бонусы купцы гильдий получали от государства. В 12–13 вв. нем. купцы сумели создать крупные объединения (напр., Ганза), чтобы противостоять морским и сухопутным разбойникам.
Купец и Купечество
Купцы были известны своей предприимчивостью, смелостью и находчивостью. Они путешествовали по всей стране и за границу и вели торговлю самыми разными товарами, от хлеба до шелка. Купцы были профессионалами своего дела и часто передавали свои знания и опыт младшим поколениям. Купеческие династии существовали многие поколения и играли важную роль в развитии торговли и экономики страны. Вам также может понравиться.
Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром.
Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров. Браки Жёны купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. Семья Картина В.
Перова , Приезд гувернантки в купеческий дом. Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А.
Второва с сыновьями». После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями. Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод.
Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее. Многие купеческие семьи имели « воспитанников » — приёмных детей. Образ купца в русском искусстве В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 мая 2015 года. Картина Б. Кустодиева Купчиха за чаем , 1918 год, ГРМ.
Например, Андрей Миклютин потерял половину состояния, когда затонуло его судно с зерном. Затем последовали неурожайные годы, а накоплений не было.
Все излишки средств уходили на строительство монастыря. Так к старости почтенный и всеми уважаемый человек стал банкротом. При Екатерине II была окончательно оформлена организация купечества, сохранившаяся с некоторыми изменениями до 1917 года. Всё торгово-промышленное сословие было разделено на три гильдии, куда, в зависимости от величины капитала, приписывались все купцы: Портрет купца Ивана Алексеевича Миклютина. При этом, купцам 1-й гильдии разрешалось вести внешнюю торговлю, иметь фабрики и заводы, 2-й гильдии — внутреннюю оптовую и розничную торговлю, 3 й — только мелочную торговлю. Члены всех гильдий освобождались от уплаты подушного налога и натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания.
За это они были обязаны ежегодно выплачивать промысловый налог, а в случае неуплаты следовало исключение из гильдии. В результате в сословие купцов начался приток из посадского населения и крестьянства. В 1858 году численность торгово-промышленного сословия достигла 239 883 человек мужчин , что составило примерно 2 человека на тысячу населения империи. После отмены крепостного права сословие купечества стало доступным для всех социальных слоев, число гильдий сократилось до двух. При Николае II разрешалось заниматься торгово-промышленной деятельностью без записи в гильдии: купцы получили паспортную льготу, дававшую свободу перемещения по империи. Самые крупные купеческие общества со значительными денежными капиталами и недвижимостью действовали в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе.
Московские купцы.
Основная масса импортных товаров реализовывалась потом на ярмарках уже за пределами Сибири. При этом иркутские купцы вынуждены были конкурировать в русско-китайской торговле с купцами из Европейской России. И это была неравная борьба: например, в 1699 году китайских товаров «иркутской покупки» в основном хлопчатобумажных и шелковых тканей местные купцы вывезли из Иркутска «на Русь» всего на 7,7 тыс. Как следует из книги росписи частных товаров, отправлявшихся в казённом караване 1703 г.
До 1703 года основные караванные пути из Китая пролегают через Нерчинск, но потом маршрут меняется и основная роль в торговле с Китаем переходит от Нерчинска к Селенгинску и Иркутску. Китайские товары впоследствии продаются на московский ярмарке, а Иркутск, наряду с Тобольском и Енисейском, становится крупнейшим торговым центром Сибири. Глазунов, Ф. Чечеткин, Т. Бречалов, П.
Пивоваров, И. Почти треть задействованного во внешней торговле капитала сибирского купечества приходилась на иркутских купцов, концентрировавших свои капиталовложения преимущественно в русско-китайской торговле. Из 57 иркутских купцов, производивших торги «к портам и пограничным таможням», 7 человек вели торговлю в Охотском порту на сумму 23 тыс. Торговые дела в Кяхте имели 25-40 иркутских купеческих домов. В 1765 г.