При этом замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова подчеркнула, что выполнение показателей рейтинга не должно "превращаться в самоцель".
Илюшникова Татьяна Александровна
Замглавы Минэкономразвития Илюшникова оценила женский домашний труд в 13% ВВП | В ходе совещания заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова отметила, что, по предварительной оценке, Минэкономразвития уровень достижения данных показателей нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство». |
Бизнес получил на развитие более 1,3 трлн рублей льготных кредитных средств | С 11 февраля 2020 года назначена заместителем Министра экономического развития Российской Федерации. |
Замглавы МЭР назвала сумму полученных бизнесом на развитие льготных кредитов
Об этом сообщили в Минэкономразвития России, комментируя слова Председателя Правительства России Михаила Мишустина о том, что, благодаря слаженной работе всех ветвей власти, в ковид предпринимателям удалось сберечь коллективы, производство и рабочие места. Председатель правительства Михаил Мишустин назначил заместителем министра экономического развития Татьяну Илюшникову. Последние новости о персоне Татьяна Илюшникова новости личной жизни, карьеры, биография и многое другое. Заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова, курирующая в ведомстве развитие социальной сферы, сектор некоммерческих организаций, инвестиционную политику и развитие малого и среднего предпринимательства, в интервью ТАСС рассказала о.
Мишустин назначил Илюшникову замглавы Минэкономразвития
Вклад в общую занятость без учета самозанятых в России — 150 человек на тысячу населения. Поэтому в этой точке мы видим резерв для роста производительности и числа рабочих мест. Если продолжать тему занятости, то одной из особенностей сектора МСП в России является наличие института самозанятых. На текущий момент их численность превышает 7 млн человек. Их деятельность обусловлена наличием специфического суперльготного вида налогового режима, действующего с 2020 года. Формально самозанятые не относятся к субъектам МСП, и, несмотря на их незначительный вклад в части экономических показателей, они решают социальные задачи и обеспечивают собственную занятость, а также ведут предпринимательскую деятельность законно. Значительная часть самозанятых работает в таких сферах, в которых они могут наращивать профессионализм и маржинальность своей деятельности, но вот развивать дело и нанимать сотрудников уже не могут. Это, например, репетиторство, транспортные услуги, ремонтные работы, сдача квартир. Институт самозанятых относительно молодой, и мы еще накапливаем статистику и продолжаем работать с ними в режиме эксперимента, поэтому изменений в подходах и критериях в ближайшее время нами не предлагается. Они по аналогии с самозанятыми используют данную форму для собственного трудоустройства, поскольку она не требует серьезных финансовых вложений и соблюдения объемных бюрократических процедур. При найме сотрудников предприниматель сталкивается с более строгими правилами ведения учета и отчетности, такой бизнес также предполагает и более интенсивную предпринимательскую деятельность.
Вместе с тем масштаб деятельности ИП в целом остается небольшим, средний доход на ИП в пять раз меньше среднего дохода юридического лица. С юрлицами все намного интереснее. Они вносят определяющий вклад в ключевые экономические показатели сектора. А где сосредоточены основные доходы и трудовые ресурсы? Наше основное ядро — это средние предприятия, заработная плата их работников в среднем достигает 63 тыс. Это сопоставимо со средней зарплатой по экономике и кратно отличается от заработной платы работников ИП и малых предприятий 19—20 тыс. Мы видим, что укрупнение организаций связано с увеличением их общего вклада в экономику, включая доход, количество наемных сотрудников и размер их заработных плат. Поэтому первой важной задачей донастройки мер в среднесрочной перспективе выступает помощь предприятиям в масштабировании бизнеса. Нужно помогать им преодолевать болезни роста. Качественный и количественный анализ структуры сектора МСП России показывает, что он является неоднородным с точки зрения вклада разных категорий субъектов и отраслей в экономику.
При этом каждый сегмент имеет особенности и потенциал развития, работа с которыми должна быть направлена на стимулирование субъектов к масштабированию или переходу к более сложным формам ведения деятельности, где это возможно. Таким образом, прицельная работа с каждой категорией субъектов МСП, учитывающая их основные особенности и барьеры масштабирования, позволит изменить структуру сектора, повысив долю продуктивных отраслей в нем, увеличив его общую эффективность и вклад в экономику. Это вторая задача на среднесрочную перспективу. Как начать в текущих условиях свое дело, не закрыть его при первых трудностях, а, наоборот, начать расти?
Удается ли им занять заметную долю в тех сферах деятельности, в которых они работают? То есть такие организации могут выполнять более трети всех услуг в своей области. Могут ли негосударственные НКО составлять реальную конкуренцию государственным учреждениям? И хорошо ли это? Илюшникова: Еще несколько лет назад подавляющее большинство услуг в сфере социального обслуживания закрывали государственные организации. Сегодня же у людей появляется выбор, растет конкуренция и соответственно, повышается качество услуг.
Вообще в условиях нестабильности некоммерческий сектор становится особенно востребован. Это происходит поскольку появляется и больше нуждающихся в помощи, и тех, кто готов помогать — волонтеров, благотворителей. В регионах ситуация с развитием НКО складывается по-разному. От чего это зависит и как государство помогает субъектам действовать в направлении развития социально ориентированных организаций? Илюшникова: Регионы с каждым годом все больше развивают условия для работы социально ориентированных некоммерческих организаций — предоставляют финансовую, имущественную, образовательную поддержку, налоговые преференции. Также в России реализуется комплекс мер поддержки негосударственных поставщиков услуг из социальной сферы. Комплекс включает в себя поэтапный доступ таких поставщиков к бюджетным средствам, которые государство выделяет на предоставление населению услуг в социальной сфере. Общий объем денег в 2022 году составил 70 млрд рублей. Средства были распределены между 7,2 тыс. Мы постоянно проводим работу с регионами, стараемся помочь тем субъектам, которые проседают по разным показателям.
С этой целью мы ведем рейтинг регионов по доступу негосударственных поставщиков на рынок социальных услуг. Ведение такого рейтинга на федеральном уровне помогает отслеживать динамику развития негосударственного сектора в отраслях социальной сферы, а также стимулировать регионы к реализации мер по поддержке некоммерческого сектора и социального предпринимательства. Сколько сейчас организаций в него включено? Илюшникова: На декабрь 2023 года в реестре числится 50,6 тыс. Реестр — это инструмент, который позволяет компаниям при пожертвованиях в адрес зарегистрированных в реестре СОНКО получать налоговые преференции. В том числе благодаря этим преференциям количество предпринимателей, которые занимаются благотворительностью, растет с каждым годом. Если в 2022 году компании пожертвовали 41 млрд и вернули более 8 , то только за первое полугодие 2023 года 123 организации пожертвовали почти 49 млрд вернули около 9 млрд.
Мишустин назначил Татьяну Илюшникову замглавы Минэкономразвития Москва. Соответствующий документ опубликован на сайте правительства.
С 2012-го работала в администрации президента на позициях референта, заместителя начальника экспертного управления. Татьяна Илюшникова родилась в 1976 году, окончила Алтайский государственный технический университет имени Ползунова в 1998 году. Имеет степень кандидата экономических наук. Материалы по теме: Ирина Ярцева уходит с поста заместителя мэра Томска 16. Об этом сообщили в пресс-службе администрации… Губернатор Томенко решил, кто станет новым главой алтайского минэкономразвития 16.
ТОП-25 женщин в финансах России 2024
С 2021 года социальные предприниматели получают грантовую поддержку Минэкономразвития РФ — до 500 тыс. Для популяризации социального предпринимательства с 2015 года проводится Всероссийский конкурс проектов «Мой добрый бизнес» до 2023 года — «Лучший социальный проект года». Участие в нем приняли более 8,5 тыс.
При этом каждый сегмент имеет особенности и потенциал развития, работа с которыми должна быть направлена на стимулирование субъектов к масштабированию или переходу к более сложным формам ведения деятельности, где это возможно. Таким образом, прицельная работа с каждой категорией субъектов МСП, учитывающая их основные особенности и барьеры масштабирования, позволит изменить структуру сектора, повысив долю продуктивных отраслей в нем, увеличив его общую эффективность и вклад в экономику. Это вторая задача на среднесрочную перспективу. Как начать в текущих условиях свое дело, не закрыть его при первых трудностях, а, наоборот, начать расти? Какие меры поддержки можно предложить предпринимателям в том числе для гарантированного сбыта своей продукции на рынке? Например, человек планирует зарегистрировать юридическое лицо, купить землю, завести хозяйство, и возникает резонный вопрос: где я буду продавать произведенные мной продукты? В России достаточно большое количество торговых сетей, работать с которыми начинающему предпринимателю довольно сложно, а других площадок, как рынки и ярмарки, не так много. Самая большая доля от закрывающихся каждый год предпринимателей приходится на субъекты МСП, находящиеся в возрасте до двух лет, а срок жизни субъектов значительно коррелирует с интенсивностью ведения бизнеса.
И здесь в том числе мы видим большой потенциал для развития сектора — повысить выживаемость новых предприятий, повысить шансы масштабировать бизнес по выручке, кратно увеличить число работников. И это третья ключевая задача среднесрочной перспективы развития МСП. Ввиду простоты создания ИП субъекты без работников реже ведут регулярную деятельность. Вместе с тем с точки зрения всего срока жизни ИП их вклад в экономические показатели остается примерно на одном уровне, и лишь малая часть из них в дальнейшем переходит в категорию юридических лиц, что говорит об ограниченном потенциале их развития и масштабирования. Немаловажно, что при превышении пороговых значений по налоговым спецрежимам и достигая потолка критериев МСП предприниматели сталкиваются со сложными «шоками» роста: повышенной налоговой нагрузкой, более жесткой правовой и бухгалтерской отчетностью, попадают под особое внимание контрольно-надзорных ведомств. Это еще одна зона роста для МСП, успеха в которой мы можем добиться инструментами поддержки или регуляторными решениями. Напротив, юридические лица по прошествии времени демонстрируют рост среднего дохода и числа наемных сотрудников, показатели которых достигают наибольших своих значений уже к пятому году деятельности. Теперь о сбыте продукции: большой спектр мер поддержки малого и среднего бизнеса оказывают центры «Мой бизнес» и Корпорация МСП. Прежде всего это организация выставочно-ярмарочных мероприятий. Также центры помогают в выходе на маркетплейсы Оzon, Wildberries и другие , с ними у нас регулярно проходят совместные программы.
Если брать сельхозпродукцию, то недавно, например, мы запустили совместную с Россельхозбанком программу поддержки на крупных аграрных маркетплейсах — «Свое родное» и «Свое фермерство». Так реализуется проект Корпорации МСП, который дает возможность сельхозпроизводителям и производителям пищевой продукции разместиться в специальных «островках», расположенных как в торговых сетях, так и в отдельно стоящих торговых объектах. Есть и программы, которые учат, как найти новых клиентов, выделиться среди конкурентов. Мы делаем их с VK и привлекаем других партнеров. Совместно с ГУУ Государственный университет управления — прим. Заметный сегмент поддержки — это специальные ярмарки и фестивали традиционных кухонь, организуемые региональными центрами «Мой бизнес»: от луховицких огурцов до сызранских помидоров. В каждом регионе есть свои гастробренды.
Сейчас реестр составляет порядка 44 тыс. Минэкономразвития совместно с заинтересованными организациями разработали план мероприятий по реализации Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ до 2025 года. Им предусмотрен комплекс мер, направленных на содействие развитию благотворительных организаций и культуры благотворительности в обществе, институционализации благотворительности, позволяющий расширить масштабы благотворительной деятельности и повысить ее результативность. В ближайшее время план будет представлен на рассмотрение в Правительство РФ.
Кроме того, в 2022 году постоянно росло количество благотворителей. Как государство поддержало НКО? Отдельных масштабных мер, как с бизнесом, не декларировалось. Понимаете, нельзя сравнивать период ковида и период санкционных ограничений весной прошлого года. Закрытие рынков и логистические ограничения коснулись НКО по касательной. Да, несколько фондов столкнулись с ограничением поставок оборудования и медицинских препаратов. Да, у некоторых возникли проблемы в связи с переструктуризацией платежей от некоторых зарубежных компаний, но выделить это в комплексную проблему сектора и определить системные экономические меры поддержки было невозможно. В этот период для НКО, как и для всех других юридических лиц, был продлен мораторий на проверки. Также одной из наиболее востребованных мер поддержки сектора стала инициатива Минэкономразвития, по которой юрлица могут включить пожертвования для НКО в состав расходов при определении базы по налогу на прибыль. Еще был сохранен объем господдержки некоммерческого сектора в 2022 году. И для социально ориентированных НКО так же, как и в ситуации с юридическими лицами, были отменены плановые контрольные мероприятия. Кроме того, правительство по плану первоочередных действий в условиях санкций предусмотрело смягчение требований на получение госсубсидий и грантов СО НКО в 2022 году. У получателей появилась возможность корректировать сроки достижения результатов по субсидиям и грантам, к ним не применяются штрафные санкции. Неисполненные обязательства по уплате налогов, сборов, других взносов, не превышающих 300 тыс. Насколько эффективными оказались эти меры? Чтобы говорить об эффективности, надо брать измеримые показатели. Вместе с Всероссийской академией внешней торговли и Росстатом в этом году мы провели исследование сектора НКО.
Татьяна Илюшникова: поддержка МСП построена как качественный ретейл
Теперь у нас создана модель со «встречным движением», то есть двухсторонними обязательствами, и она только начинает развиваться. Предпринимателей традиционно беспокоят сферы налогового администрирования, уплаты налогов, контроля и надзора, и они зачастую склоны высказывать критику. Тем не менее, в этих сферах происходят большие подвижки в последнее время. Есть данные, что каждый четвертый житель России хотел бы открыть свое дело, а среди молодежи — каждый второй. Но в реальности мы не видим, что у нас вся страна состояла из предпринимателей. Хотя, например, в Турции больше половины населения заняты именно в частном секторе. Как это можно объяснить? Начать новое дело — сложно, больше всего проблем испытывают именно начинающие предприниматели. Другими словами, есть высокая вероятность прогореть вскоре после открытия своего дела.
Во-первых, возрастает их помогающая роль. Во-вторых, у людей растет потребность помогать — повышается число как волонтеров, так и благотворителей, и именно в кризис появляются новые услуги и направления, которых раньше не было. Как и в период ковида, в 2022 году некоммерческие организации переключились на те направления, где их помощь была наиболее востребованной — сконцентрировались на сфере гуманитарной помощи. Так что востребованность сектора, мне кажется, помогла ему преодолеть трудности начала года. При этом как государство, так и бизнес помогали некоммерческим организациям оставаться на плаву.
Некоммерческий сектор получил от бизнеса за три квартала 2022 года более 14 млрд рублей. По итогам 2021 года 137 плательщиков налога на прибыль организаций воспользовались налоговой преференцией — безвозмездно передали имущество НКО на общую сумму 25 млрд руб. Кроме того, в 2022 году постоянно росло количество благотворителей. Как государство поддержало НКО? Отдельных масштабных мер, как с бизнесом, не декларировалось.
Понимаете, нельзя сравнивать период ковида и период санкционных ограничений весной прошлого года. Закрытие рынков и логистические ограничения коснулись НКО по касательной. Да, несколько фондов столкнулись с ограничением поставок оборудования и медицинских препаратов. Да, у некоторых возникли проблемы в связи с переструктуризацией платежей от некоторых зарубежных компаний, но выделить это в комплексную проблему сектора и определить системные экономические меры поддержки было невозможно. В этот период для НКО, как и для всех других юридических лиц, был продлен мораторий на проверки.
Также одной из наиболее востребованных мер поддержки сектора стала инициатива Минэкономразвития, по которой юрлица могут включить пожертвования для НКО в состав расходов при определении базы по налогу на прибыль. Еще был сохранен объем господдержки некоммерческого сектора в 2022 году.
С одной стороны, нам важно маркетплейсы не потерять — пускай растут, выходят на новые зарубежные рынки. С другой — количество продавцов увеличивается, и там тоже очень большой отсев. Мы сейчас запускаем партнерские программы с крупнейшими маркетплейсами для помощи в масштабировании бизнеса тем, кто работает на этих площадках. Продавцы приходят, но часть из них не может наладить стабильный сбыт — есть желание, но они упираются в узкое место. Поэтому мы решили, что центры «Мой бизнес» могут стать неким квалифицированным медиатором, посредником между маркетплейсами и поставщиками. Сейчас в центрах можно получить специальную меру поддержки, разработанную Минэкономразвития и Ozon: предприниматели ИП и юрлица получают дополнительные бонусы на продвижение на старте работы с площадкой. Кроме того, разработана специальная база знаний, благодаря которой бизнес может узнать, как правильно вести работу с маркетплейсом. Отклик хороший.
Думаю, в ближайшее время тиражируем эту поддержку и на самозанятых. Надо ли его индексировать? Никаких экономических предпосылок расширять сегмент МСП нет. Мы не видим, чтобы появилось много юрлиц, которым присущи все признаки МСП, но они выпали за борт этого сектора. Более того, при общении с бизнесом выясняется, что все хотят быть МСП не потому, что они экономически идентифицируют себя с этим сектором, а чтобы получить доступ к мерам поддержки. Если сравнивать критерии, допустим, с ЕАЭС — ближайшими соседями, то в большинстве стран порог еще ниже и по численности, и по выручке. Если сравнивать с Европой, то в эквиваленте евро — доллар наши критерии абсолютно адекватны и даже комфортнее. Единственное, в некоторых странах критерии отличаются для различных отраслей. Но мы эту гипотезу проверяем на общепите и текстильной отрасли — для них пороги повысили. Вопрос не в том, что у нас критерии устарели, а в том, что есть сектор реальных предприятий, которые еще не дотягивают до крупных, чтобы для них были применимы программы поддержки как для системообразующих, но уже не попадают в сегмент среднего бизнеса.
Для них нет какой-то отдельно взятой, структурированной, осознанной системы поддержки или госпрограммы, как для МСП. У нас отсутствует налоговый режим, который позволяет преодолевать болезни и шоки роста, когда компания переходит с упрощенной системы налогообложения на общую систему. Нужно донастраивать эту систему, и тогда у нас дискуссия о критериях потеряет свою остроту. У нас в нацпроекте есть 13 верхнеуровневых показателей. Показатель по выручке субъектов МСП — это единственный показатель нацпроекта, которого мы пока не достигли. Мы стараемся по-честному оценивать его, поэтому рост выручки корректируем на уровень инфляции. Из-за того что у нас инфляция не коррелируется с запланированной, мы пока не смогли достигнуть целевого значения показателя. Более 120 мероприятий национального проекта выполнены — все они контролируются первым вице-премьером Андреем Белоусовым. Это в том числе программа льготного кредитования «1764» и программа стимулирования кредитования МСП. Микрозаймы МФО получили 23 200 заемщиков на сумму 54,1 млрд руб.
Еще 2800 субъектам МСП из числа молодых и социальных предпринимателей предоставлены гранты на сумму порядка 1,09 млрд руб. Более 319 000 субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, планирующих начать предпринимательскую деятельность, получили услуги и меры поддержки центров «Мой бизнес». Но самое главное достижение — что мы малый бизнес сохранили! А еще есть самозанятые — их сейчас уже 7 млн человек. Каждого из них невозможно при всем желании охватить рамками национального проекта, но институциональная поддержка и точечная донастройка мер в кризисных условиях позволили нам удержать сектор и даже прирастить. У нас были версии мер поддержки, где были определенные отраслевые и территориальные квоты, но это плохо работает. Когда ты молодой предприниматель — женщина на Дальнем Востоке, начинается абсурдный конфликт смыслов: как выбрать нужную категорию, можно ли дублировать меры поддержки или стоит определить только один сегмент... Возникает паралич управленческих решений, поэтому такая сегментация очень формальна и приводит к перегрузу системы. Региональные акценты тоже не всегда справедливы из-за разницы в финансовом потенциале субъектов РФ и их опыте реализации программ поддержки. У нас некоторые регионы тратят на развитие и поддержку программ МСП объемы, сопоставимые со всем федеральным нацпроектом.
На практике все регионы стараются не дублировать, а донастраивать меры поддержки с учетом региональной специфики. В Санкт-Петербурге, допустим, высокая доля производственного бизнеса, в Ростове — много сельхозпредприятий, в Москве — инновации и производство, и региональные меры готовятся исходя из этого.
На ту же дату прошлого года их было 25 149. Второй показатель - общее число субъектов МСП, отражающее ситуацию в секторе в целом.
Еще одним показателем является количество вновь созданных субъектов МСП — то есть индивидуальных предпринимателей и юрлиц, которые действуют меньше одного года. По состоянию на 10 октября этот показатель достиг 860 тысяч субъектов. По итогам совещания Андрей Белоусов рекомендовал субъектам, допустившим снижение показателей, направить в Минэкономразвития РФ перечень дополнительных мер, которые будут приняты на 2023-2024 годы для развития сферы МСП.
Бывшая чиновница Кремля стала замглавы Минэкономразвития
Заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова в интервью ТАСС ко Дню предпринимателя в России рассказала о том, как малый и средний бизнес пережил период пандемии и санкционных ограничений, о том, 25.05.2023. Председатель правительства Михаил Мишустин 11 февраля назначил замминистра экономического развития Татьяну Илюшникову. Замминистра экономического развития Татьяна Илюшникова о влиянии санкций и мобилизации на бизнес.
Татьяна Илюшникова о результатах исследования ПРИМ Сбербанка и Минэкономразвития РФ
Илюшникова Татьяна Александровна. Совет по устойчивому развитию бизнеса, корпоративной социальной ответственности и волонтерству. С 11 февраля 2020 года назначена заместителем Министра экономического развития Российской Федерации. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о назначении Татьяны Илюшниковой замглавы Минэкономразвития РФ. Министерство экономического развития Российской Федерации. Илюшникова Татьяна Александровна, заместитель министра экономического развития РФ, уделяет особое внимание роли социального предпринимательства в развитии социальной сферы.