А вот отзыв о "Челюскине" бывалого полярного судоводителя: "Все то, что мне удалось осмотреть, на меня произвело нехорошее впечатление. В ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота удалось произвести видеосъемку парохода «Челюскин». По техническим данным «Челюскин» являлся для того времени наиболее современным грузопассажирским судном.
В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»
Потребовалась помощь ледоколов. До чистой воды оставалось всего несколько километров, но корабль начало уносить в ледяные поля, и не осталось надежды, что «Челюскин» сможет выбраться и экспедиции не придётся зимовать во льдах. Начался четырёхмесячный дрейф, который закончился 13 февраля 1934 года затоплением судна от сжатия льдом. Два месяца «челюскинцы» вели борьбу за спасение. Экипаж перебрался на льдину, выгрузив с корабля не только спальные мешки с палатками, но и строительные материалы. Был построен бревенчатый барак, кухня, сигнальная вышка и аэродром. Не прерывалась и научная работа.
Каждые сутки геологи и геодезисты определяли точное место лагеря, ведь дрейф льда не прекращается. Участники экспедиции организовали свою жизнь на льдине: выпускали стенгазету, сочиняли песни, рисовали карикатуры, устраивали митинги. Шмидт даже организовал кружок и читал лекции по диалектическому материализму. На «Челюскине» родилась девочка Карина: «Крошечная, закутанная в ватные одеяла, она стала любимицей всего коллектива». По распоряжению Шмидта, малышкам Алле 1,5 года и Карине каждое утро выдавали по одной банке сгущенного молока. В операции по спасению челюскинцев было решено использовать авиацию.
До этого ещё никто не садился на дрейфующую льдину и не взлетал с неё.
Из заранее выгруженных кирпичей и досок строительная бригада построила временные бараки. Последними на бортике корабля оставались капитан Владимир Воронин и завхоз Борис Могилевич. Со льдины им все кричали: "Прыгайте". Когда Воронин спрыгнул с корабля, рядом с ним упало скатившееся с палубы бревно.
А Могилевич стоял на борту, сжимая в зубах давно потухшую трубку. Корма поднялась так высоко, что палуба стала отвесной. Трубка выпада из зубов завхоза, он метнулся ниже к спардеку, где было вровень с поверхностью льда. В это мгновение с кормы на него обрушились бочки с горючим, ящики, кирпичи. В тот же миг он исчез вместе с "Челюскиным" под вздыбленным льдом.
Чудо спасения После катастрофы "Челюскина" на льду оказалось 104 человека несколько человек по разным причинам сошли с парохода около острова Колючин в Карском море. Первым к лагерю челюскинцев пробился летчик Анатолий Ляпидевский. В составе первой спасательной команды помимо Ляпидевского были штурман Петров, второй пилот Конкин и бортмеханик Руковский. Первыми со льдины эвакуировали 10 женщин и двоих детей. Следующий рейс удалось совершить только 7 апреля.
Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года. Всего летчики совершили 23 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем. За спасением челюскинцев следил весь мир. Все западные газеты того времени писали, что челюскинцы обречены на гибель. В успех спасательной операции не верили.
Федор Бондарчук выступит шоураннером сериала об операции по спасению челюскинцев и займет режиссерское кресло нескольких эпизодов. Съемки планируется провести в Архангельской, Мурманской, Магаданской областях и Чукотском автономном округе. Сейчас идет подготовка к созданию копий самолетов, участвовавших в спасательной операции, строительству декораций элементов парохода и пошив костюмов, соответствующих эпохе.
В этом году она стартовала 5 августа и посвящена сразу нескольким памятным датам: 75-летию Победы, 175-летию Русского географического общества, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, 120-летию Русской полярной экспедиции и 145-летию со дня рождения Владимира Русанова. Напомним, в этом году на месте гибели парохода "Челюскин" также побывала подводно-поисковая экспедиция , организованная морской инженерной петербургской компанией "Фертоинг". Солженицына, а также РПЦ. С помощью эхолота им удалось не только уточнить координаты, но и сделать трехмерную модель парохода. Исследователи планируют создать общую электронную базу найденных кораблей, подводный интернет-музей, где "Челюскин" будет одним из главных экспонатов.
Справка:Советский пароход "Челюскин" затонул 13 февраля 1934 года в Чукотском море в условиях полярной ночи и сильного сжатия льда после 86 суток плавания и более чем 100 суток дрейфа в арктических льдах. На лед высадилось 104 человека, включая 10 женщин и двоих детей.
Борода Шмидта, любовь велосипедистов и другие подробности нового сериала о челюскинцах
90 лет назад пароход "Челюскин" затонул, а участники экспедиции Отто Шмидта высадились на дрейфующий лед и прожили на нем два месяца. 85 лет назад началась экспедиция парохода "Челюскин", закончившаяся гибелью корабля, но и пониманием, что Россия может и должна покорить Арктику. А вот отзыв о "Челюскине" бывалого полярного судоводителя: "Все то, что мне удалось осмотреть, на меня произвело нехорошее впечатление. Предполагалось, что корабль будет сопровождать ледокол «Красин», а ледорез «Федор Липке» встретит «Челюскин» в Чукотском море и поведет дальше. Гибель парохода «Челюскин» подтолкнула правительство СССР к решению о строительстве ледокольного флота – несмотря на то, что пароход затонул, ему удалось достичь изначальной. Ровно 90 лет назад началась уникальная операция по спасению пассажиров корабля «Челюскин», которая продлилась два месяца.
Завершены работы на месте гибели легендарного парохода «Челюскин»
Выбор судна для полярной экспедиции — вещь далеко не простая. Имевшиеся в нашей стране первоклассные для того времени ледоколы «Красин», «Ермак», «Ленин» не были предназначены для дальнего плавания. Они могли взять на борт лишь ограниченное количество топлива, не говоря о дополнительных грузах. А перед новой экспедицией вставала задача доставки большого груза продовольствия и снаряжения для зимовщиков острова Врангеля. К тому же на борту надо было иметь столько топлива, чтобы не только пройти весь путь без дозагрузки угля, но и снабдить им при случае ледокол-спасатель, если понадобится его помощь. Отправляя его в путь, советское правительство ставило своей целью найти тот тип грузового полярного судна, по образцу которого можно будет строить потом всю транспортную флотилию Севера, доставляющую снабжение и перевозящую грузы по всему Арктическому побережью страны. Экспедицией руководил Отто Юльевич Шмидт — профессор математики, редактор Большой советской энциклопедии; капитаном «Челюскина» стал Воронин Владимир Иванович. Оба были опытными полярниками. В очередную полярную экспедицию с ними отправились 112 человек. Кроме команды корабля, здесь были опытные научные работники-гидрографы, гидробиологи, гидрохимики, физики, персонал, отправлявшийся на остров Врангеля на зимовку, и строители для возведения на этом острове домов.
Кроме специалистов, на «Челюскине» были также писатели, киноработники, художник. Некоторые врангелевцы отправлялись в столь длительную командировку вместе с женами, а начальник полярной станции Петр Буйко рискнул взять с собой даже и годовалую дочь. Первые льды встретились «Челюскину» в Карском море. Ледяная полоса оказалась подтаявшей, и пароход без труда справлялся с ней. Но уже 14 августа челюскинцы оказались среди тяжелого шестибалльного льда. Здесь и началось настоящее испытание парохода. С разбега налетал «Челюскин» на лед, продвигаясь всего на пять — десять метров за час. Тут он получил и первые повреждения: по правому борту разошелся шов, а по левому — лопнул стрингер. Очевидно, крепления судна оказались рассчитаны неточно.
Трое суток экипаж перетаскивал грузы с носа на корму, откачивал воду. Под руководством инженера Ремова были поставлены дополнительные деревянные крепления, оказавшиеся очень надежными. Для того чтобы избавиться от лишнего груза, срочно вызвали ледокол «Красин» и перегрузили на него часть угля. Вскоре «Челюскин» смог продолжить самостоятельное плавание.
Подробности тех событий узнала корреспондент «Известий» Кристина Морозова. В сентябре 1933 года пароход уже дошел до Берингова пролива, но из-за ветра его унесло на север, где корабль зажало льдами. Он не является кораблем, который выдержит натиск льдов и отказывался от капитанства», — рассказал Владимир Воронин, внук капитана Владимира Воронина. В тот момент на борту оставалось 104 человека, в том числе родившаяся во время похода Карина Васильева. В ее паспорте указано в качестве места рождения Карское море. Спасаться пришлось прямо на дрейфующей льдине, где разбили лагерь.
Руководство экспедиции это понимало и разместило все важные грузы на палубе. Мощный напор льдов пробил в левом борту трещину шириной в метр и длиной в 30 метров. Экипаж был готов к такому исходу, за короткое время на лёд спустили людей и груз. Во время аварии завхоз Борис Могилевич упал в воду, а затем на него упало бревно. На льду оказалось 104 человека, в том числе женщины и двое маленьких детей часть пассажиров покинули судно ещё у острова Колючин. Кто искал "Челюскин"? Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Экспедиция подводных работ особого назначения ЭПРОН — военная государственная организация, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодок и другими подводными работами, предложила Шмидту поднять затонувший "Челюскин".
Шмидт отказался, мотивируя тем, что это невыгодно. В 1974 году координаты затонувшего "Челюскина" заново определили участники гидрографического судна "Малыгин". В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк". Аквалангисты из Магадана и Мурманска в крайне сложных условиях достигли затонувшего корабля. На поверхность они подняли несколько металлических предметов — спинку кровати, фрагмент леерного ограждения палубы и несколько болтов и гаек. Их не передавали в музей, не подвергали экспертизе, они хранились в ныне разрушенном помещении Магаданского подводного клуба, а потом просто исчезли. Были ли они действительно с "Челюскина" — неизвестно. В 1989 году с судна "Дмитрий Лаптев" на "Челюскин" погружался журналист Сергей Мельников, который, по его словам, также достиг цели.
Но его информация вызывает у специалистов большие сомнения. Они обследовали все известные точки координат, где ранее велись поиски. Водолазы совершили несколько погружений, используя в числе прочего подводный сонар, бьющий в обе стороны на 400—500 метров. На поверхность подняли леерную стойку с корабля. Экспертиза подтвердила: это металл с "Челюскина". Постоять на мостике "Челюскина" И вот спустя 86 лет водолазы погружаются на дно Чукотского моря, к легендарному "Челюскину". Константин Богданов первый спустился в ледяную воду. Признаётся, что такого волнения не испытывал уже давно.
Представлено ООО "Фертоинг" — Первые 20 метров казалось, что нам повезло: поверхность прозрачная, бирюзовая вода, через которую пробивается яркое солнце. Но ниже началась плотная коричневая полоса и ночь. Видимость на объекте — порядка полуметра, дальше всё мутится. Из-за того что в воде очень много взвеси, весь наш свет, который мы брали с собой, был малоэффективен: он даёт отражение — и ты ничего не видишь. Словно одновременно побывал и на Чёрном море, где абсолютная ясность воды, и на Балтике, помноженной на озёра или реки периода дождей, — рассказывает участник экспедиции. Корпус "Челюскина" глубоко зарыт в грунт, оброс ракушками и актиниями. Но водолазы смогли определить, что находятся, скорее всего, на палубе верхнего открытого мостика. На нём кода-то всматривался во льды капитан Владимир Воронин.
Водолазы смогли получить первые достоверные кадры с "Челюскина". Представлено ООО "Фертоинг" Сильным подспорьем стала 3D-модель затонувшего судна, созданная специалистами компании "Фертоинг" на основе акустической съёмки, которая не только позволила сориентироваться на борту, но и давала представления о примерных разрушениях корпуса. На модели, сделанной командой Артёма Мельникова директор компании "Фертоинг" , хорошо видно, что часть надстройки по левому борту разрушена, как бы сложилась от времени или при затоплении судна. По ней ориентировались, когда сплавляли спусковой конец для водолазов. То, что видит камера, видит зритель. А 3D-модель, на которую наложено это изображение, даёт представление в целом об объекте.
Нам бросили доски, концы канат , и мы подтянулись. Дрейф неожиданно прекратился. Мы оказалась смёрзшимися с неподвижной снеговой площадью». Напрасно группы в том числе и сильный Сельвинский с тяжеленными бочками взрывчатки, ползком, проваливаясь сквозь молодой лёд, добирались до кромки плена, стараясь взрывами очистить путь пароходу. Лёд оказался сильнее. С берега пришли на собаках чукчи, сообщившие, что давно ждали, когда же корабль обратится за помощью. Было решено, что первая партия экспедиции сойдёт, пройдя 400 километров до чукотского села Уэлен, проведёт разведку и подготовку для остальных. А утром следующего дня «Челюскин» оторвало вместе со льдиной и понесло на восток. Эта разведка - трудная, бегом за собаками по неокрепшему льду, через торосы, всего лишь с двумя спальниками, спать приходилось по очереди - и стала поводом для лишения Ильи Сельвинского ордена за экспедицию. И об ушедшей в разведку группе постарались забыть, а кто-то и вовсе считал их дезертирами - долго потом пришлось Отто Шмидту разъяснять ситуацию. Воссоединиться членам экспедиции так и не удалось: разведчиков подобрал ледокол «Литке», но пробиться на помощь к «Челюскину» он не смог. Впаянный в льдину, лишённый возможности поворачиваться «Челюскин» дрейфовал то на запад, то на север, то на восток. Пароход начал погружаться в воду. Команде удалось сойти на лёд, забрать необходимое оснащение и продовольствие. При сходе погиб завхоз Борис Могилевич -придавлен бревном и увлечён в воду. Илья Сельвинский потом с грустью вспоминал этого «одного из самых обаятельных и отважных людей на корабле». Два месяца челюскинцы жили в обустроенном лагере на льдине. Причём среди полярников оказалась и пятимесячная малышка Карина Васильева - дочь геодезиста Василия Васильева и его супруги Доры, она родилась 1 сентября в Карском море. А спустя 72 года, в сентябре 2006-го, во время подводной арктической экспедиции удалось найти корпус «Челюскина», лежащий на глубине почти 50 метров. Из дневника Илья Сельвинский во время всей экспедиции вёл дневник. Заглянем в его странички, чтобы ощутить дух похода. Амплитуда его раскачки достигает 90 градусов.
Главные новости
- На льду делали стенгазету
- Челюскин-70 - Официальный сайт подводной археологической экспедиции
- «Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин» — РТ на русском
- В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»
- Как челюскинцы попали в ледовый плен и сумели выжить — 06.06.2022 — Статьи на РЕН ТВ
- В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин» - 17 июня 2023 - 74.ру
Полярные дайверы нашли затонувший "Челюскин"
К 70-летию памяти "Челюскина" состоялась подводная археологическая экспедиция "Челюскин-70". Оригинал взят у aloban75 в Битва за Арктику: Челюскин (82 ФОТО) История парохода Челюскин, его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Но всё-таки 112 членов команды «Челюскина» в «ответственный арктический рейс» вышли, зайдя по пути в Копенгаген (Дания), где устранили несколько дефектов корабля.
Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink!
Со льда, тревожно надрываясь, кричали: «Борис, Борис, прыгай скорее! Бочка сшибла его с ног. Больше Могилевича не видели. Он остался на судне Михаил Марков2-й помощник капитана «Челюскина» Так в истории экспедиции начался новый, смертельно опасный период. Лагерь челюскинцев во льдах Чукотского моря Фото: РИА Новости И тогда товарищ Шмидт достал револьвер Официальная советская пресса представляла двухмесячную зимовку челюскинцев на льдине как образец коммунистической дисциплины и беспримерной стойкости нового человека Страны Советов. Личный секретарь Сталина и главный редактор газеты «Правда» Лев Мехлис писал: Десятки миллионов людей настороженно следили за героической борьбой бесстрашного отряда челюскинцев, возглавляемого большевиком-ученым товарищем Шмидтом. Новый человек, воспитанный великой Страной Советов, держал экзамен перед всем миром на стойкость, выдержку, способность к коллективным действиям в условии величайшей трагедии — гибели «Челюскина». Участники экспедиции показали непревзойденный образец стойкости и дисциплины. Героические дела партии Ленина-Сталина выковывают героев.
В Советском Союзе воспитывается самый смелый отряд человечества. С новым общественным строем, когда каждый чувствует себя равноправным членом коллектива, героизм становится достоянием масс Личный героизм, коллективизм и железная дисциплина — все это действительно было проявлено челюскинцами, а в еще большей степени их спасателями. И идеология действительно сыграла здесь важнейшую роль. Об этом рассказывают в своих воспоминаниях Шмидт, Воронин, летчики Ляпидевский, Леваневский, Слепнев, Молоков, Каманин, Водопьянов, Доронин и другие непосредственные участники экспедиции и их спасатели. Так проходила переправа через полынью, образовавшуюся между лагерем на льдине и самодельным аэродромом в пяти километрах от него Рисунок челюскинца художника Ф. Советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко В первые дни после катастрофы челюскинцы должны были решить, что им делать дальше: спасаться своими силами, пытаясь дойти до материка пешком или ждать помощи извне. Часть экипажа парохода была за переход. Но без специального снаряжения, точных карт пройти 200 километров в условиях полярной ночи, по торосам, пересечь открытые участки воды в пургу и 40-градусные морозы, смогли бы немногие.
Для женщин, детей и более слабых участников перехода он означал верную и мучительную смерть. Все оценив, Шмидт достал револьвер и объяснил, что лично застрелит первого же «пешехода». Лагерь челюскинцев на льдине Рисунок челюскинца художника Ф. Решетникова Было решено налаживать жизнь на льду, строить аэродром его переносили или восстанавливали после разломов 13 раз и ждать помощи. Катастрофа не деморализовала челюскинцев. Из бревен, снятых с парохода и всплывших после его гибели, построили барак, в котором поселили женщин и детей. Поставили палатки, организовали обогрев, питание и надежную радиосвязь, на шестиметровом торосе соорудили вышку и водрузили красный флаг. Об устройстве полярного камбуза из двух металлических бочек вспоминает заместитель начальника экспедиции Иван Копусов: Одна бочка представляла собой печь, другая — котел, в котором варилась еда.
Обед состоял из одного блюда — либо супа, либо каши, гречневой или рисовой. Иногда было картофельное пюре. Раза три за все время раздавалось свежее мясо. Запас его был невелик: три свиньи, забитые за час до гибели корабля. Позднее запасы эти пополнились — удалось убить огромную медведицу с медвежонком Для поднятия духа и правильной оценки исторического момента в лагере на льдине стала выходить стенгазета «Не сдаемся», а начальник экспедиции Шмидт прочел 15 лекций по историческому и диалектическому материализму. Досуг челюскинцев скрашивали патефон, несколько колод карт и четыре книги, за которыми образовалась очередь: томик Пушкина, «Гайавата» Лонгфелло, «Пан» Гамсуна и третий том «Тихого Дона» Шолохова. Летчик Георгий Ушаков руководил спасением челюскинцев непосредственно на месте Фото: советская открытка 1934 года из личной коллекции Петра Каменченко А вот как описывает лагерь челюскинцев один из руководителей спасательной операцией, летчик Георгий Ушаков: — Лагерь был расположен на маленькой, сравнительно ровной площадке, окруженной со всех сторон высокими грядами торосов. Десять парусиновых палаток с выведенными внутри фанерными стенами служили жилищем.
Отбытие «Челюскина» 1 августа «Челюскин» прибыл в Мурманск. Команда парохода «Челюскина» и ледокола «Красин» в Мурманске. Лётчик Бабушкин, заместитель начальника по хозяйственной части Копусов, капитан Сорокин, заместитель начальника по научной части Баевский, начальник экспедиции Шмидт, капитан «Воронин», капитан «Красина» Легздин. Необходимо было поднять нос, перебросив уголь из носовых трюмов на корму.
Объявлен аврал. Трое суток «Красин» берет с «Челюскина уголь», чтобы пароход приобрел нормальную осадку. Впервые грузовой пароход достиг в это время года столь высоких широт. Шмидт с прилетевшим к пароходу лётчиком Кукановым вылетел на остров Врангеля, куда самолёт доставил радиста, продовольствие, а оттуда вывез несколько зимовщиков.
К моменту гибели «Челюскина» на нем было 105 человек. Во время кораблекрушения один из них погиб — завхоз экспедиции Борис Могилевич. Таким образом, в ледовом лагере оказалось 104 человека. Среди них два ребенка: уже упомянутая Карина Васильева и другая малышка — дочь начальника зимовки на острове Врангеля П. Буйко, а также 10 женщин — члены команды 4 уборщицы , жены зимовщиков, научные сотрудники». Бурлаков: «С единственной жертвой среди челюскинцев связана воистину конспирологическая история. Еще в августе 1933-го, когда пароход вошел в зону крупных ледяных полей, состоялось первое «свидание» с белыми медведями. Могилевич застрелил одного из них. Но этот его охотничий подвиг вызвал неодобрение у бывалых полярников.
Многие из них считали, что подобное неуважение, проявленное к «хозяевам Арктики», чревато неприятностями: «Швед Мальмгрен из команды дирижабля «Италия» убил медведя, а потом сам погиб! Однако, как оказалось, напрасно. Именно экспедиционный завхоз, любитель охоты, во время эвакуации не смог спастись с тонущего парохода. Остальные члены команды и пассажиры благополучно пережили всю ледовую эпопею». Нож в изголовье «До какого-то времени Арктика относилась к «Челюскину» благосклонно. Он, хотя и не без проблем, продвигался вперед, — пояснил Юрий Бурлаков. До чистой воды осталось всего несколько миль, однако поднявшийся штормовой ветер увлек льдины, среди которых пробивался «Челюскин», назад, в Чукотское море. В этот критический момент пришла радиограмма с ледокола «Литке», находившегося в бухте Провидения, с предложением оказать помощь. Шмидт отказался, желая «сохранить чистоту эксперимента».
Он был в тот момент уверен, что судно все-таки сумеет самостоятельно вырваться из ледяных «челюстей». Накануне очередной красной даты календаря Отто Юльевич даже направил в Москву радиограмму: посвящаем успешное завершение беспримерного рейса «Челюскина» по Северному морскому пути 16-й годовщине Великого Октября. Увы, оптимистические надежды не оправдались. Отказ от помощи «Литке» оказался роковым решением. Пароход, скованный льдами, уносило все дальше вглубь Арктики. Дрейф длился 4 месяца и закончился трагически». А 13 апреля летчики Николай Каманин и Василий Молоков вывезли из ледового лагеря последних челюскинцев. Один самолет забрал боцмана Загорского и 8 собак их доставили раньше на льдину в качестве транспортного средства , а другой — капитана Воронина и начальника ледового аэродрома Погосова. От момента кораблекрушения и до того, как удалось завершить спасательную операцию, прошло ровно два месяца.
Эти 60 дней были временем напряженной работы сотен людей — авиаторов, моряков, работников метеостанций, радистов, жителей нескольких поселков, расположенных ближе всего к месту трагедии… Судьба сотни «зимовщиков поневоле», оказавшихся на льдине, волновала буквально всю страну. Эти люди стали национальными героями. Советские граждане напряженно следили за ходом спасательной операции, с нетерпением ждали новых сводок о том, что происходит на далеком Севере. В центре Ленинграда, перед Казанским собором, был даже построен из снега и льда макет лагеря челюскинцев. Особой популярностью пользовался начальник экспедиции О. Например, некоторые молодые мамы и папы стали давать своим новорожденным детям звучные имена в честь него — Оюшминальд Отто Юльевич Шмидт на льдине , Лашмивара то есть Лагерь Шмидта в Арктике … Ну а сами челюскинцы, обустроив импровизированный городок на дрейфующей льдине, демонстрировали всему миру уникальный пример выживания в экстремальных условиях. Эти усилия, людская самоотверженность в итоге дали результат: из 104 человек, высадившихся с борта тонущего судна посреди арктической пустыни, никто не погиб, всех удалось спасти. Конечно, возникает вопрос: как удался такой по сути своей экспромт? Ведь двухмесячное пребывание столь значительной группы людей на льдине не было предусмотрено планами экспедиции.
Здесь самое время уточнить некоторые материально-бытовые моменты, имеющие отношение к организации ледового лагеря челюскинцев. Сальников: «То, что пароход может быть раздавлен льдами, руководители экспедиции считали вполне вероятным на втором этапе рейда «Челюскина». Ведь до этого судно уже получило довольно серьезные повреждения корпуса. В результате ударов о торосы и напора дрейфующих ледяных полей деформировались несколько стальных листов обшивки, поломало шпангоуты… Кое-где образовалась течь, с которой активно боролись. Ситуация стала гораздо хуже, когда пароход окончательно затерло льдами. По распоряжению Шмидта и Воронина челюскинцы подготовили и удобно расположили на верхней палубе аварийные запасы для быстрой их переброски на лед — продукты, топливо, снаряжение, радиостанцию, медикаменты, теплую одежду… Поэтому, когда наступил момент Х, все действовали согласно заранее подготовленному плану. Времени на эвакуацию тоже хватило. Ведь агония «Челюскина» длилась более двух часов. На льдину сумели спустить даже маленький самолет, который имелся в распоряжении экспедиции».
И все-таки как могло хватить таких ресурсов для существования импровизированной дрейфующей станции со столь большим ее населением в течение 60 дней?
Образованная в Москве специальная комиссия подготовила спасательную операцию. С 5 марта по 13 апреля челюскинцев эвакуировали из лагеря на материк самолётами.
После возвращения полярников наградили орденами Красной Звезды, а лётчики-спасатели стали первыми Героями Советского Союза. Судно ледокольного типа было предназначено для арктического торгового мореплавания. Пароход ушёл на дно за два часа.
Челюскинская эпопея или судьба парохода «Челюскин»
Для России открытие северного морского пути являлось стратегически важным: сухопутная дорога к дальневосточным окраинам занимала несколько лет. Неудивительно, что ещё с петровских времён чуть ли не каждое десятилетие на разведку пути сквозь льды отправлялись всё новые экспедиции. Мореплаватели наносили на карту всё больше северных островов, мысов и заливов, но доплыть из Архангельска да Камчатки у них не получалось. Первым решил эту задачу шведский географ Адольф Эрик Норденшёльд, которому в 1878—1879 годах удалось доплыть на парусно-паровой барке «Вега» от Скандинавии до Японии. Путь занял два года, и повторить его тогдашние коммерческие караваны ещё не могли. Следующая удачная попытка северного плавания вокруг Евразии состоялась только в 1932 году, когда советский арктический исследователь Отто Шмидт на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» добрался от Архангельска до Петропавловска-Камчатского. Путешествие оказалось сложным. Во льдах Чукотского моря корабль потерял винт, и до чистой воды ему удалось доплыть лишь под самодельными парусами. От Берингова пролива до Петропавловска «Сибирякова» довёл буксир. Тем не менее советское правительство сочло экспедицию удачной, и её было решено повторить на следующий год.
Отто Шмидт. Wikimedia Commons Новой экспедиции предстояло отправиться в путь на новеньком пароходе, спущенном со стапелей верфи в Копенгагене 11 марта 1933 года. Командовал кораблём капитан Владимир Воронин, который год назад стоял на мостике «Александра Сибирякова». На борту находились 112 человек. Помимо команды, каюты занимали учёные во главе с Отто Шмидтом и сотрудники полярной станции, плывшие на остров Врангеля на новую зимовку. Кроме мужчин, на борту находилось несколько женщин и даже полуторагодовалая девочка, дочка начальника полярной станции Буйко. Уже через неделю на пути «Челюскина» стали попадаться льды. Воронин поднял вопрос о возвращении в Мурманск, но повреждение удалось ликвидировать силами команды, и «Челюскин» продолжил свой путь. Сплошные льды, встретившиеся на выходе из пролива Маточкин Шар, удалось преодолеть с помощью встреченного в тех водах ледокола.
Рано утром 31 августа население «Челюскина» увеличилось: жена геодезиста Васильева родила дочь. Так как счастливое событие произошло в водах Карского моря, девочку назвали Кариной. Через день, 1 сентября, экспедиция прошла мимо мыса Челюскин. Пароход плыл по Восточно-Сибирскому морю. Течь в трюме усилилась, лопнул один из шпангоутов.
Стране пришлось вовсю бороться за Арктику. Первое путешествие по Северному пути насквозь совершила экспедиция Вилькицкого в 1915 году. А вот регулярно действующей транспортной артерией его сделали уже позднее, в советскую эпоху. Именно во время экспериментов на Севморпути и произошла одна из самых драматических историй: катастрофа парохода "Челюскин" и спасение его экипажа. Северный путь После Гражданской войны роль Севморпути только росла. Новые власти вкладывались в освоение Сибири и её ресурсов, к тому же железные дороги пребывали в упадке. Для строительства новых полярных станций, составления лоций и карт, проводки судов вовсю привлекались специалисты царской эпохи. Благо исследователи могли использовать новинки индустриальной эпохи — ледоколы и самолёты для разведки льдов. Полярник Отто Шмидт. Этот учёный происходил из балтийских немцев. По итогам Гражданской он не уехал — он и исследовал Памир, и руководил кафедрой на физмате МГУ, и составлял Большую советскую энциклопедию. При прокладке Севморпути возникла очевидная трудность. Задачи в Арктике должны были выполнять разные наркоматы, для каждого из которых Заполярье было глубоко второстепенным районом. Поэтому с 1932 года начало работу специальное управление — Главсевморпуть под началом Шмидта — с широкими полномочиями и кругом задач. Ведомство занималось сразу организацией сети морского и воздушного транспорта, радиосвязи, строительством всей необходимой инфраструктуры порты, мастерские и так далее , научными исследованиями. Один из ключевых вопросов состоял в том, как сделать прохождение Севморпути наиболее быстрым. Севмор освобождается ото льда слишком ненадолго, но идея проскочить весь путь за одну навигацию не оставляла исследователей. Кроме того, было неясно, насколько свободно могут чувствовать себя в Арктике обычные пароходы — не ледоколы. Поэтому новосозданное ведомство быстро начало снаряжать новую экспедицию. Главным героем нового похода должен был стать пароход "Челюскин". Это судно строилось в Дании по заказу СССР, и его конструкция изначально усиливалась для плаваний в полярных морях, хотя настоящим ледоколом "Челюскин" не был. Главной задачей "Челюскина" был прорыв из Мурманска во Владивосток. Требовалось отработать переход, наладить взаимодействие с ледоколами. Наконец, у перехода имелась и узко практическая цель — сменить зимовщиков на острове Врангеля, которые уже годами сидели там безвылазно. Опыт попыток прорваться через Севмор одним махом уже имелся, но положительным его не назовешь. В 1932 году пароход "Сибиряков" прошёл от Архангельска до Чукотского моря, потерпел аварию и потерял винт. Тогда команда смогла выпутаться из положения оригинальным способом: установив самодельные брезентовые паруса. Пароход "Челюскин" перед отплытием из Ленинграда. На "Сибирякове" раньше ходил и капитан "Челюскина" Владимир Воронин. Этот моряк из Арктики вообще не вылезал с 1916 года. Ещё одним старым полярником был Эрнст Кренкель, зимовавший на Новой Земле и также летавший на немецком дирижабле "Граф Цеппелин" в рамках советско-германской научной программы. Кроме собственно моряков на пароходе находился персонал для базы на острове Врангеля — некоторые с жёнами и детьми, строители, учёные от геодезистов до зоологов и журналисты.
Федор Бондарчук поставит сериал о спасении челюскинцев Поделиться: Съемки исторического проекта «Челюскин. Первые» стартуют в начале 2023 года. Во время плавания по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток судно оказалось сковано льдом в арктических водах и затонуло.
Но плану «Челюскин» будет поднят целиком. Метод подъема смешанный. Основное - это подача воздуха внутрь судна для сжатия воды, если только палуба парохода обеспечит непроницаемость, при которой подача воздуха будет превышать его утечку. Во все трюмы будут введены и продуты мягкие 70 — 100 тонные понтоны, что также даст плавучесть судна на 1500 тонн. По обоим бортам парохода будут проведены понтоны особой конструкции. Дли полной гарантии и успешности поддержания судна будут проведены шесть 200-тонных жестких понтонов, которые по своей конструкции и крепости вполне поддержат пароход на поверхности воды во время буксировки в порт-убежище, если заделка пробоин на месте подъема будет невозможна. Заделку пробоин, люков и отверстий предполагается провести путем замораживания способ, примененный при подъеме затонувших германских кораблей. Для буксировки парохода до Владивостока заделка пробоин будет проведена путем заварки, с накладной жестких стальных пластырей и подводной бетонировки. Подъем «Челюскина» будет проведен в 1936 году. Наиболее удачное время для подъема июль август, так как район гибели «Челюскина» в это время свободен ото льдов и Чукотское море свободно ото льдов от Берингова пролива до меридиана Колючинской губы и до 70 градусов северной широты.
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине | В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк". |
Исследователи рассказали о тайнах «несчастливого» парохода «Челюскин» | Молодые полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу. |
Раздавлен льдами: 85 лет назад затонул легендарный «Челюскин» - МИР 24 | Молодые и дерзкие полярники во главе с Отто Шмидтом искренне верили в то, что на пароходе «Челюскин» им удастся выполнить поставленную задачу. |
Глеб Калюжный в драме «Челюскин. Первые»: сериал о выживании в ледяной пустыне скоро на Wink!
В 1979 году к месту гибели "Челюскина" отправились два корабля — "Максимов" и "Маяк". Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив. Экспедиция «Челюскина» показала, как правильно разместить ледокольный флот, чтобы обеспечить проход кораблей по Северному морскому пути. Кто искал "Челюскин" Попытки найти затонувший корабль начались уже в 1935 году. Операция по спасению экспедиции парохода "Челюскин" началась 90 лет назад. В ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота удалось произвести видеосъемку парохода «Челюскин».
«Челюскин» начало
- Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
- 90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
- Федор Бондарчук поставит сериал о спасении челюскинцев
- В Архангельске снимают фильм про экспедицию корабля «Челюскин»
- Видео: Что известно о челюскинской экспедиции | Новости России
Главные новости
- В Архангельске снимают фильм про экспедицию корабля «Челюскин»
- Челюскин-70 - Официальный сайт подводной археологической экспедиции
- Наши на «Челюскине»
- Полярные дайверы нашли затонувший "Челюскин" :: Жизнь
Почему затонул пароход "Челюскин" и как его экипаж два месяца держался на дрейфующей льдине
По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход "Челюскин"", - информирует СФ. В настоящее время ледокол СФ "Илья Муромец", на борту которого находятся участники экспедиции, направляется к острову Врангеля. Там предполагается исследовать места, связанные с гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана 1910 - 1915 годов в восточных районах Чукотского моря. Пароход "Челюскин" 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке "Челюскина" планировалось участие ледоколов. Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар.
Протру глаза, дам им немного отдохнуть и опять смотрю вперед. Ровно через сорок минут немного правее курса показался черный дым. Я даже закричал "ура" от радости». В 1934 году Ванкарем был маленьким чукотским стойбищем. В благодарность местным жителям за помощь Отто Шмидт на свои деньги построил в поселке школу. В ней учился и охотовед Сергей Кавры, который провожает в плавание: «Нам рассказывали старики о той обстановке, которую видели при эвакуации команды "Челюскин"а. И всячески наши жители помогали с дровами, питанием и с меходеждой». От Ванкарема до места затопления «Челюскина» шесть часов хода на спасательном буксире «Лазурит». Прийти нужно ровно туда, где 13 февраля 1934 были сняты эти кадры. Последние секунды жизни «Челюскина» запечатлел кинооператор Аркадий Шафран, участник экспедиции. Впереди мрачная неизвестность, возможно, даже гибель, но Шафран остается профессионалом. Легендарный пароход подпускает к себе не сразу. Второй день продолжается качка. Водолазы готовят снаряжение. А вот эти баллоны нам нужны, чтобы выходить в случае аварии. У подводной команды из Москвы за плечами огромный опыт погружений в Черном и Балтийском морях. Смыслом жизни стало проливать свет на тайны погибших кораблей и подводных лодок, главным образом, времен Великой Отечественной. Так далеко на север еще не забирались. Священник Свято-Данилова монастыря и заодно дайвер отец Иннокентий надеется на божью помощь: «Несмотря на то, что у нас опыт есть и погружения в холодные среды и в плохой видимости, обстоятельства здесь, конечно, особенные. Мы сделаем все, что в наших силах, а Господь поможет сделать это благополучно». Перед погружением надо уточнить координаты и проверить дно эхолотом, чтобы установить буй ровно над объектом.
В случае Отто Шмидта особое значение имела узнаваемая борода. Как минимум три оттенка должно быть для того, чтобы создать объем и интересную расцветку, — поделилась профессиональным секретом Елена Ваховская. Часть приклеивается на двусторонний силиконовый скотч, часть обрабатывается клеем». Кирилл Кяро объяснил, почему способ соединения актера и фальшивой растительности — это далеко не пустяк: «У меня уже были роли с бородой, но признаться, играть в ней было просто мучение. Я не мог даже нормально говорить. Как только начинал артикулировать, она моментально отклеивалась. На этом проекте благодаря нашим художницам по гриму, нашим волшебницам я могу совершенно спокойно говорить, мне ничего не мешает. И это здорово». Профессор против капитана Вторая летняя сцена, над которой работали в тот день, показывала детские воспоминания Юры Набатова Глеб Калюжный , одного из вымышленных молодых героев сериала. Дожидаясь съемок, площадкой для которых выбрали форт «Рив», по киностоянке бегал мальчик в матросском костюмчике дореволюционного вида. Тут же глядела в экран смартфона его предположительно мама — винтажная леди в шляпке. Профессор уговаривает капитана отправиться в экспедицию, тот сначала отказывается, но после хитро поставленного ультиматума соглашается. И Кирилл Кяро, и Дмитрий Куличков, играющий капитана Воронина, отметили, что все еще ищут своих героев, продолжают создавать их от сцены к сцене.
В 1934 году пароход «Челюскин» попал в плен арктических льдов. Бедствие тогда сплотило всю страну. Больше 100 человек дрейфовали на льдине в ожидании помощи. Помогла авиация.