На исторической сцене театра Мейерхольд поставил около двадцати спектаклей», – рассказал на своей странице в соцсети «ВКонтакте» председатель Комитета по культуре Федор Болтин. Мейерхольд считал, что в художественных вопросах режиссёр обладает непререкаемым авторитетом как «автор» спектакля. Февраль 2019 года – знаковое время для «Дома Мейерхольда»: 10 числа исполнилось 145 лет со дня рождения режиссера-реформатора Всеволода Эмильевича, а 24-го круглую дату, 35. Издание узнало у пресс-службы Новой сцены театра Им. Мейерхольда, что Лисецкий находится дома и по рекомендации врачей временно не будет участвовать в премьере. Февраль 2019 года – знаковое время для «Дома Мейерхольда»: 10 числа исполнилось 145 лет со дня рождения режиссера-реформатора Всеволода Эмильевича, а 24-го круглую дату, 35.
Валерий Фокин: «Для меня главное в судьбе Мейерхольда — его художественный путь»
Несколько позже такой новаторский подход получил название «биомеханика». Станиславский был заинтересован столь своеобразным подходом и разработанной Мейерхольдом системой, но еще не знал, как к этому отнестись. Он охарактеризовал манеру работы своего коллеги так: «Это или настолько гениально, что просто не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или же бесполезное блуждание усталой мысли». Тем не менее, такой радикальный новый метод работы на сцене отлично вписывался в реалии послереволюционной России, потому как в то время приветствовалось практически все, что выходило за рамки пережитой буржуазной морали.
Помимо этого Всеволод нередко ставил агитационные спектакли. Однако, когда революционный пыл начал утихать, гротеск Мейерхольда перестал вписываться в социалистические реалии. А вскоре постановки знаменитого режиссера-новатора, и вовсе, начали откровенно раздражать новую власть.
Сам Всеволод Эмильевич в сложившейся непростой ситуации нередко, что называется, «подливал масла в огонь», регулярно отправляясь на продолжительные гастроли заграницу. Фото: biographe. Некогда они вместе играли в любительских спектаклях, между молодыми людьми завязался служебный роман, а свадьбу они отпраздновали в родной для жениха Пензе.
Годом позже в семье родилась первая наследница, которой дали имя Мария, затем на свет появились дочери Татьяна и Ирина. В 1921-м году в труппу режиссера пришла актриса Зинаида Райх, в которую Всеволод Эмильевич практически сразу влюбился без памяти, несмотря на то, что был старше неё на два десятка лет. Она тут же стала примой его театра «ГосТиМ», ради неё мужчина оставил семью, и вскоре женился на Зинаиде.
Более того, режиссер даже усыновил детей своей новой избранницы: сына Константина и дочку Татьяну, рожденных в предыдущем браке Райх с поэтом Сергеем Есениным. Фото: 24smi. После этого на режиссера обрушился шквал критики и обвинений.
Тогда Райх решила заступиться за возлюбленного, и написала письмо Сталину, в котором открыто обвиняла его в том, что он попросту не разбирается в театральном искусстве. Вероятно, такой дерзкой выходкой женщина подписала приговор себе и супругу. Лояльность режиссера к новой власти не стала для него спасением, над его головой сгущались тучи, и о дальнейшей своей участи мужчина, конечно же, догадывался.
Отец Мейерхольда же собирался заниматься виноделием. Он делал из местных ягод и местной воды замечательные наливки и настойки. Вполне закономерно, что такой богатый и расчетливый немец, тем более — прусак, приехал именно в центр России. Здесь, возможно, не было большой конкуренции, было дешевле жилье, земля. Можно ли назвать Пензу того времени театральным городом? Если он не идет по этому пути, не слышит свой голос, то это так же и закрывается. Наверное, многие физики, филологи могли стать прекрасными артистами. Мейерхольд участвовал в домашних спектаклях, их организовывал. Это было тогда интересным.
Он себя выражал, искал. И, как я думаю, он хотел выстроить какой-то свой мир. Он хотел что-то сказать краской театра. Сначала актерской. В то время не было профессии режиссер, даже в крупных театрах. Вообще режиссер как профессия началась с Мейерхольда. Здесь вопрос не в том, куда идти и как, а в том, с чем идти, с какой концепцией. Каждую хорошую пьесу можно поставить по-разному. И три-пять крепких режиссеров смогут поставить совершенно разные спектакли, оставив автора при его интересах, но прокладывая линию другим путем.
Что касается Пензы — говорят, до 80-х годов здесь был вполне сносный провинциальный театр. Пенза была достаточно богатым городом, здесь появилось одно из первых филармонических обществ, 11 любительских театров. По-видимому, была потребность в этом. Что принципиально нового он привнес в этот вид искусства? Поломал многое, выводил актеров из зала, до него такого никогда не было. Вращающийся круг с декорациями на сцене — это тоже Мейерхольд. Он вообще мечтал о театре-трансформере, чтобы площадка могла меняться во время спектакля. Открытые декорации без занавеса — опять он. Мейерхольд придумывал оригинальные способы передать свою мысль — например, что люди очень мелкие.
И человек рядом с ними становился маленьким для зрителей. И таких находок было очень много. Он не просто их придумывал — они возникали в связи с тем, что он ставил. Например, чисто мужской коллектив, отсутствие антрактов, кулис… Все это кажется странным для зрителей, которые привыкли к другому театру. Что это — желание как-то обособиться или результат обстоятельств? И почему театр назван именно так? Взял это из рассказа Гофмана, там был «доктор Везде», который все может. И поскольку театр имени Мейерхольда уже существовал, мы решили взять его псевдоним. Нам показалось, что так скромнее.
В самом начале, когда я придумала «Театр доктора Дапертутто», который бы работал в жанре комедии дель арте, ко мне пришли одни мужики. Их было четверо. И я подумала: «Почему вообще в комедии дель арте должна быть женщина? Да и потом, у нас нет условий — нет раздельных гримерок, мы актеров держим в подвале. Еще там у нас пошивочный цех, столовая, декорации. Потом появились еще мужчины, и я подумала: «Как хорошо, мы будем прыгать, будем летать, сражаться на саблях. Ни с какими женщинами у нас проблем не будет». И это правильно.
Мейерхольд, второй справа — И. Автор фото неизвестен. Главархив Москвы Известный режиссер играл чеховских персонажей в спектаклях Московского Художественного театра, ставил спектакли по мировой классике в разных театрах, разработал систему актерского тренинга и назвал ее биомеханикой. В Главархиве хранятся документы об его учебе в Императорском Московском университете, а также его фотографии. Он был младшим ребёнком в лютеранской семье. Его отец владел винокуренным заводом. Мать любила устраивать в доме музыкальные вечера, в которых маленький Карл принимал самое активное участие, разыгрывая маленькие сценки. В 1895 году юный Карл Мейергольд окончил гимназию и поступил в Императорский Московский университет на юридический факультет. В том же году молодой человек решил поменять имя и принять православие, чтобы через год обвенчаться со своей возлюбленной Ольгой Мунт.
Он сблизился с Владимиром Маяковским, поставив в Петрограде его «Мистерию-буфф». С 16 сентября 1920 года по февраль 1921 года Мейерхольд руководил театральным отделом Наркомпросса. Он носил френч, красную звезду на фуражке, на столе в его кабинете лежал маузер... Однако он оказался плохим администратором. Газета "Вестник театра", возглавляемая Мейерхольдом и пропагандировавшая идеи "Театрального октября" - Манифеста новой культуры - была закрыта в августе 1921 года, а сам Мейерхольд был освобожден от должности заведующего ТЕО. В ноябре 1920 года Мейерхольд возглавил вновь созданный театр РСФСР Первый; а с осени 1921 года он возобновил педагогическую деятельность. В 1923 году был создан Театр имени Вс. Мейрехольд также руководил Театром Революции 1922-1924 , ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Пушкина на радио 1937. Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда и переехала к нему на Новинский бульвар. Потом они перебрались в новую, стометровую квартиру. Мейрехольд усыновил Константина и Татьяну, ее детей от первого брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром, либо лечился. Осенью 1928 года Мейерхольд как раз находился за границей. Вскоре в Москву полетели депеши, в которых он сообщал, во-первых, что заболел и по состоянию здоровья предполагает провести за границей целый год. А во-вторых, что он договорился о европейских гастролях ГосТИМа и просит разрешить театру турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз. И недоверие, которое высказал Луначарский, Мейерхольда оскорбило. Началась травля Мейерхольда. Мейерхольда в течение всего своего существования не мог освободиться от чуждых советскому искусству, насквозь буржуазных формлистических позиций". В эти трагические дни Станиславский не побоялся протянуть руку поддержки своему ученику и сопернику. Мейерхольд принял приглашение Станиславского и перешел в его оперный театр.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Ему каким-то чудом удалось позвонить жене, но связь оборвалась, он так почти ничего и не успел сказать. Впрочем, не прошло и часа, как в московскую квартиру Мастера пришли с обыском. Первым делом была изъята копия того самого письма Сталину на 6 листах. В протоколе зафиксирована жалоба гражданки 3. Райх, протестующей против поведения одного из сотрудников НКВД. Говорят, этот сотрудник получил строгий выговор от начальства — «за допущенное протоколирование жалоб обыскиваемого».
Мейерхольд тоже пытался жаловаться — написал Молотову: «Меня, 65-летнего старика, заставили лечь на пол лицом вниз и били по подошвам и по позвоночнику резиновым ремнем… Я выл и плакал от боли». Ответа, понятно, не получил. И через полгода признался во всем: в шпионаже в пользу англичан, японцев, в участии в троцкистской организации… Он назвал всех своих сообщников: Эренбурга, Пастернака, Катаева, Эйзенштейна, Шостаковича, Утесова… К счастью, ни одного из них брать не стали. А поздним вечером 15 июля 1939 года Зинаиду Николаевну Райх зарезали грабители. То есть сначала пришли двое сотрудников НКВД, открыли балкон в кабинете Всеволода Эмильевича и опечатали его, не запирая на замок.
А потом уж, минут через двадцать, двое неизвестных зашли через этот балкон в квартиру и нанесли хозяйке 17 ножевых ран. Соседи слышали крики Райх, но решили, что у нее очередная истерика. Впрочем, дворник все же выглянул из своей каморки — как раз в тот момент, когда двое мужчин садились в ожидавшую их машину. Зинаида Николаевна Райх похоронили в том же черном бархатном платье, в котором она играла свою долгожданную «Даму с камелиями». Сразу по возвращении с кладбища ее дети — Татьяна и Константин Есенины — узнали, что обязаны освободить квартиру, так как она отходит НКВД.
Прошло несколько лет, и убийцы Зинаиды Райх были, наконец, названы народу: соседи Мейерхольдов, артист Большого театра Головин с сыном. И напрасно они твердили, что единственная улика — золотой портсигар с вензелем Мейерхольда — был подарен на день рождения! Преступникам пришлось-таки отсидеть в тюрьме несколько лет — пока их не реабилитировали и не освободили. Пришлось посидеть и домработнице Мейерхольдов, Лидии Анисимовне Чарнецкой, и она говорила товаркам по камере: «Так чего ж они хочут от меня, никак в толк не возьму? Откуда ж знать мне, об чем хозяева разговаривали?
Я ж им только кушать на стол подам — и снова на кухню! Через пять дней, 2 февраля, его отвели в подвал Военной Коллегии и расстреляли. В тот же день расстреляли и журналиста Михаила Кольцова. Остается только добавить, что бывшая семья Мастера — Ольга Михайловна и дочери — получила извещение о том, что Мейерхольду дали 10 лет без права переписки. Для него в Бутырке даже брали передачи, и бедные женщины несколько месяцев провели в чудовищных тюремных очередях.
Пока Ольга Михайловна не объявила, проснувшись однажды утром: «Я это предчувствовала — теперь знаю точно: вашего отца нет в живых». А еще через несколько месяцев она и сама тихо угасла — дочери говорили, что от горя… «Расстрелянный театр» Об аресте Мейерхольда рассказал его знакомый И. Романович: «Я расстался с ним в четыре часа утра. Последнюю, в своей нормальной жизни, ночь, он провел в квартире у Юрия Михайловича Юрьева. На рассвете Всеволод Эмильевич и я вышли из квартиры Юрьева.
В руках Мейерхольд держал бутылку белого вина и два бокала — для себя и для меня. Мы устроились с бутылкой на ступеньках лестницы и продолжали тихо говорить о том, о сем, в том числе снова о лагере и о тюрьме». Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу еще в Токио получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Установлена также связь Мейерхольда с британским подданным по фамилии Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж.
Исходя из вышеизложенного, постановил: Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича арестовать и провести в его квартире обыск». Берии 27 июня 1939 года «Признаю себя виновным в том, что, во-первых: в годах 1923—1925 состоял в антисоветской троцкистской организации, куда был завербован неким Рафаилом. Сверхвредительство в этой организации с совершенной очевидностью было в руках Троцкого. В годы, приблизительно 1932—1935 состоял в антисоветской правотроцкистской организации, куда был завербован Милютиной. В этой организации состояли: Милютин, Радек, Бухарин, Рыков и его жена.
Был привлечен в шпионскую работу неким Фредом Греем английским подданным , с которым я знаком с 1913 года. Результатом этой связи были следующие преступные деяния в отношении моей Родины: а Я дал Грею рекомендательную записку на знакомство с зам. Подробные показания о своей антисоветской, шпионской и вредительской работе я дам на следующих допросах». Подтверждаете это? ОТВЕТ: Да, поданное мною на прошлом допросе заявление подтверждаю… В антисоветскую группу я был вовлечен неким Рафаилом, который руководил Московским отделением народного образования и одновременно Театром Революции, директором которого являлась Ольга Давыдовна Каменева Розенфельд — жена врага народа Каменева и сестра Иудушки Троцкого.
Я же был заведующим художественной частью и режиссером этого театра. В то время я познакомился со статьями Троцкого в его книге о культурном фронте и не только впитал распространяемые в ней идеи, но и отображал на протяжении всей своей дальнейшей работы. Он называл меня «неистовым Всеволодом», чем сравнивал с неистовым Виссарионом Белинским. Что касается Рафаила, то он хорошо знал о моих антисоветских настроениях и щедро отпускал средства на мои постановки в Театре Революции. Моя антисоветская вредительская работа заключалась в нарушении государственной установки строить искусство, отражающее правду и не допускающее никакого искажения.
Я эту установку настойчиво и последовательно нарушал, строя, наоборот, искусство, извращающее действительность. Наряду с этим, я старался подорвать основы академических театров. Особенно сильный удар я направлял в сторону Большого театра и МХАТа, и это несмотря на то, что они были взяты под защиту самим Лениным… После 1930 года моя антисоветская работа еще более активизировалась, так как я возглавил организацию под названием «Левый фронт», охватывающую театр, кино, музыку, литературу и живопись. Мое антисоветское влияние распространялось не только на таких моих учеников, как Сергей Эйзенштейн, Василий Федоров, Эраст Гарин, Николай Охлопков, Александр Нестеров, Наум Лойтер, но и на ряд представителей других искусств. Назовите их!
Здесь мое влияние распространялось на Сергея Эйзенштейна, который является человеком, озлобленно настроенным против советской власти. Нужно сказать, что он проводил и практическую подрывную работу. Но эта картина, как искажающая классическое произведение, не была допущена до экрана. По линии кино — это все. В живописи, например, под моим влиянием находился Давид Штернберг.
Еще более антисоветски настроен мой бывший ученик, художник Дмитриев. Что касается литературного фронта, то антисоветские разговоры, направленные против партии и правительства, я неоднократно вел с Борисом Пастернаком. Он вообще настолько озлоблен, что в последнее время ничего не пишет, а занимается только переводами. Аналогичные позиции занимает поэт Пяст. Вплоть до его ареста прямые антисоветские разговоры были и с писателем Николаем Эрдманом.
Я ничего не намерен скрывать, и расскажу не только о своей вражеской работе, но и выдам всех своих сообщников. Именно этого и добивался следователь: ему нужно было сломать не только физически, но и морально не очень здорового 65-летнего деятеля искусств. Путаясь и сбиваясь, возвращаясь от одних событий к другим, Всеволод Эмильевич причисляет к антисоветски настроенным людям композиторов — Шостаковича, Шебалина, Попова, Книппера, прозаиков и поэтов — Сейфулину, Кирсанова, Брика, Иванова, Федина, а также многих актеров, художников и режиссеров. Не оговариваете ли Илью Эренбурга? Илья Эренбург, как он сам мне говорил, является участником троцкистской организации, причем с весьма обширными связями не только в Советском Союзе, но и за рубежом.
В 1938 году он и французский писатель Андре Мальро были у меня на квартире и вели оживленную беседу на политические темы: они были уверены, что троцкистам удастся захватить власть в свои руки. Больше того, именно я вовлек в нашу организацию и Пастернака, и Олешу, а несколько позже и Лидию Сейфулину. Ей я поручил антисоветскую обработку писательской молодежи, а Юрия Олешу мы хотели использовать для подбора кадров террористов, которые бы занимались физическим уничтожением руководителей партии и правительства. Он мотивировал это тем, что, мол, в европейских странах его произведения очень ценят, а здесь за них только прорабатывают. В связи с этим, он выражал намерение выехать за границу и больше в Советский Союз не возвращаться.
Что касается Шебалина, то он тоже был в большой обиде на партию и правительство, в связи с отрицательной оценкой его формалистических произведений. А завербовал меня Секи Сано, который работал в моем театре в качестве режиссера-стажера с 1933 по 1937 год. Я безоговорочно подписал последний лист дела так же как безоговорочно подписывал ряд протоколов, делая это против моей совести.
После ареста Мейерхольда в 1939 году на даче был спрятан архив режиссера. Всеволод Мейерхольд был расстрелян в 1940 году.
В 1989 году в Москве решили открыть мемориальный музей-квартиру Мейерхольда.
Учился у Владимира Немировича-Данченко в Театрально-музыкальном училище Московского филармонического общества. Играл в первых спектаклях Московского художественного театра. С 1920 года руководил Театром имени Мейерхольда в Москве.
В 1923 году был удостоен звания народного артиста Республики. Летом 1939 года арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и в феврале 1940 года расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1955 году.
По словам очевидцев, артист мог споткнуться на ступеньке. Сначала действие остановили, а позже и вовсе решили отменить. Зрителей попросили покинуть зал, а Владимиру Лисецкому вызвали скорую помощь. Издание 78. Мейерхольда, что Лисецкий находится дома и по рекомендации врачей временно не будет участвовать в премьере.
В Балашихе загорелась дача Всеволода Мейерхолда
Авторы «Кабаре им. Мейерхольда» предлагают зрителям своеобразный дайджест по жизни режиссёра, в полусотне микрономеров прослеживая его путь от рождения до смерти. В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра. Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Мейерхольда Дмитрий Волкострелов — о разногласиях с директором, горизонтали власти и «катке Станиславского».
Травля Мейерхольда
Валерий Фокин, инициировавший присвоение имени Мейерхольда Новой сцене и много сделавший и для возвращения имени Мейерхольда, и для изучения его наследия, и для. Мейерхольда Дмитрий Волкострелов — о разногласиях с директором, горизонтали власти и «катке Станиславского». Режиссёр театра Мейерхольда Л.В. Варпаховский, реабилитированный после семнадцати лет отсидки, рассказал М. Бабановой, что ему после реабилитации показали в прокуратуре.
Гротеск в бронзе. Мейерхольд вернулся в Питер
Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул.
Режиссерская гениальность Мейерхольда для Немировича-Данченко к весне 1905 г. Он написал Станиславскомe несколько писем — одно на 28 страниц. Станиславский отвечал немногословно, отказывался «разбирать: какой человек Мейерхольд, большой или маленький, лукавый или простой? Он мне нужен…» КС-9.
Он пишет дальше: нужен как «большой работник». Мог бы написать: нужен как гений. Если Немирович-Данченко и был прав в своем письме по всем частностям, в целом — в разгадке масштаба дара неприятного пришельца — был прав Станиславский. В октябре 1905 г. Заплатив по всем контрактам жалованье по май 1906 г. Художественный театр тем более должен сохранить добрую память о своем покойном детище». Мейерхольд опыт на Поварской осмысливал в категориях более драматически углубленных.
Посвятив ему первые главы эссе «Театр. К истории и технике », Мейерхольд не только восстанавливает обстоятельства и ауру дела, но погружается в диалектику театра как искусства, в противоречия, исходно заложенные в природе сцены. Он заявляет себя в этой статье 1907 г. Он презрительно отвергает аналитичность подхода к пьесе и к образам, шире — рационализм сценического прочтения. Из опыта Художественного театра «новый театр», видящийся Мейерхольду, если что и соглашается унаследовать, то лишь музыкальность открытого тут чеховского ритма, способность «подернуть свои творения лунной дымкой». Автор эссе убежден, однако, что МХТ от спектакля к спектаклю отдаляется от сути своего любимого автора, «не замечает, как Чехов от утонченного реализма перешел к лиризму, мистически углубленному». Вникать в дальнейшее противостояние Мейерхольда и Художественного театра значило бы разбираться в коренных вопросах театра XX века.
Пропуская даже такие моменты, как параллельные осуществленные и неосуществленные работы Мейерхольда и МХТ над одними и теми же пьесами «К звездам» и «Жизнь Человека» Л. Андреева, «Пелеас и Мелисанда» М. Метерлинка, «У царских врат» К. Гамсуна, «Живой труп» Л. Гиппиус — до «Самоубийцы» Н. Эрдмана и взаимодействие Мейерхольда с учениками Станиславского Вахтангов, М. Чехов , — ограничимся пунктиром событий.
После нескольких месяцев, когда Мейерхольд возобновлял в провинции спектакли Товарищества новой драмы, В. Комиссаржевская пригласила его главным режиссером в свой новый театр Театр на Офицерской. Андреева, «Победа смерти» Сологуба. Союз Комиссаржевской и Мейерхольда, однако, завершился разрывом. В 1908 г. Теляковский храбро позвал лидера тогдашнего авангарда в цитадель консерватизма, в Александринку.
Что умер от заболевания печени, что сослан без права переписки. Сам Гладков не перестает надеяться увидеть Мейерхольда живым — до середины 1950-х. Предположительно 1930 Актеры, драматурги, художники, композиторы перестают упоминать спектакли Мейерхольда в своих биографиях — а в очень многих биографиях это главные спектакли, вычеркнуть их означает лишиться большой части жизни. Совершить предательство не только по отношению к нему, но и по отношению к себе. В воспоминаниях самого Юрьева из рассказа о некоторых спектаклях исчезает режиссер, что превращает текст в сплошной конфуз в «оттепельном» переиздании, вышедшем после смерти Юрьева, редакторы тратят огромные силы на то, чтобы из его архива восстановить изначальный текст. Похожее происходит повсеместно. Эксцентрик Игорь Ильинский и герой-любовник Михаил Царев десятилетиями выходят на сцену суперконсервативного Малого театра, а часть зала постепенно сокращающаяся помнит, что оба они — мейерхольдовцы. Фигура умолчания — не иметь возможности назвать то, что знаешь,— увеличивает прореху. И в 1940-е, и в 1950-е, и в 1960-е, и в 1970-е, и в 1980-е любого человека в театральном мире да и вообще в мире искусства от Мейерхольда отделяли никакие не шесть рукопожатий, а едва ли одно. Но до 1960-х никто не говорил о нем публично, да и непублично немногие. Ни его постановки, ни его опыт, ни его метод не называли по имени. Мейерхольд был призраком. Возвращение Реабилитация Мейерхольда случилась формально очень быстро, в 1955 году, даже до ХХ съезда театр был реабилитирован позже, в 1961-м ,— и это отдельная история, удивительная, почти невообразимая. Люди, благодаря которым она произошла,— падчерица Мейерхольда Татьяна Есенина и его внучка Мария Валентей — принадлежали как раз к тому самому, частному, человеческому, семейному миру, в котором Мейерхольд «реально существовал, ел, пил, спал, носил пиджак». Это они начали собирать свидетельства того, что обвинения против него были ложными — и смогли добиться поддержки от следователя военной прокуратуры Ряжского. Всеволод Мейерхольд на репетиции спектакля «Ревизор», 1930 Возвращение означало в первую очередь, что его смерть для огромного числа людей превратилась в определенность. Большая часть свидетельствующих только в этот момент узнала, что Мейерхольд уже 15 лет как расстрелян. Шостакович, которому показали письмо Мейерхольда из тюрьмы с описанием пыток, упал в обморок. Ряжский, для которого изначально все народные и заслуженные артисты были на одно лицо и который считал, что Шостакович, как и Мейерхольд, давно расстрелян, позже будет вспоминать свое изумление от того, что нашлось достаточное количество людей, готовых подписать свидетельства в пользу репрессированного режиссера. Он не понимал, что они свидетельствуют не только за него, но и за себя, и, может быть, в первую очередь за себя. Ряжскому потом поставят на вид превышение полномочий и переведут на несколько лет из Москвы, но постановление о реабилитации будет уже утверждено. Реабилитация не была равна возвращению. История театра без Мейерхольда уже была написана заново. Уже была придумана историческая логика, по которой его никогда не существовало, а то, что существовало, было ошибкой. Из учебных программ было истреблено то, что могло сойти за «биомеханику» и вообще за опыт «мейерхольдовщины». Театральный опыт, который передается из рук в руки, а не по книжкам, был прерван. Спектакли его театра оставались частным воспоминанием актеров и зрителей — просто теперь уже не запрещенным воспоминанием. В построенном для него здании на углу улицы Горького и площади Маяковского расположился концертный зал. И, разумеется, борцы с театральным формализмом по-прежнему занимали важные места в самых разнообразных ведомствах и кабинетах.
И хотя вечеринки, которые устраивались для столичной богемы в их доме в кооперативный дом в Брюсовом переулке они переехали в 1928 году , посещали весьма влиятельные люди в том числе и чекисты , сам хозяин дома понимал, что всерьез рассчитывать на их помощь в случае опасности ему не придется. Речь в ней шла о только что поставленной в Большом театре опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье обличалось «левацкое искусство», которое «вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова». Фамилии Мейерхольда в этом списке не было. Чтобы хоть как-то оправдаться перед властью, Мейерхольд пускался во все тяжкие. Он взялся поставить сначала пьесу Л. Сейфулиной «Наташа», действие которой происходило в колхозной деревне. Затем принялся репетировать спектакль «Одна жизнь» по пьесе Е. Габриловича, в основу которой был положен роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Спектакль был представлен пред грозные очи приемной комиссии в ноябре 1937 года. И ни к чему хорошему это не привело. По свидетельству очевидцев, З. Райх настоятельно советовала мужу обратиться лично к Сталину. Однако Мейерхольд колебался, так как с генсеком у него были прохладные отношения у них был всего лишь короткий разговор после спектакля «Рычи, Китай! Он не верил, что эта встреча сможет что-либо изменить в его судьбе. Об этом ему говорил тогда и Б. Пастернак, один из немногих, кто продолжал поддерживать с опальным режиссером дружеские отношения. При этом поэт рассказывал о недостойном поведении А. Толстого, который сначала смешил Сталина анекдотами, а потом, как бы между делом, просил посодействовать в получении новой дачи. Так встреча Мейерхольда со Сталиным и не состоялась. А вскоре надобность в ней и вовсе отпала. О том, что он сам и его театр обречены на гибель, Мейерхольд знал задолго до января 1938 года. Еще в 1936 году он и З. Однако власти были предусмотрительны и визу выдали лишь взрослым членам семьи. Дети как бы оставались в заложниках. Бегство из страны так и не состоялось. Лишившись театра, Мейерхольд несколько месяцев был предоставлен самому себе. В это время он много читал, чуть ли не каждый день посещал концерты. Сбережения постепенно таяли, и Мейерхольд собирался в те дни продать свою машину. Но тут он внезапно получил приглашение на работу: в мае 1938 года его назначили режиссером Оперного театра К. Это назначение произошло по прямой протекции самого Константина Станиславского. Однако 7 августа того же года признанный мэтр скончался, и защитить Мейерхольда было уже некому. Хотя некоторое время он продолжал работать в театре на правах главного режиссера. Верди «Риголетто». А 20 июня того же года в Ленинграде Мейерхольда арестовали. Буквально за несколько часов перед этим режиссер был в гостях у актера Эраста Гарина, с которым они два года назад расстались со скандалом. Теперь произошло их примирение. По словам актера, Мейерхольд в тот вечер шутил, пил и совсем не выглядел удрученным. А в это время на Карповке его уже ждали чекисты. Спустя 25 дней после ареста мужа — в ночь с 14 на 15 июля — в своей квартире в Брюсовом переулке была зарезана Зинаида Райх. В тот роковой день она была в доме со своей домработницей Лидией Анисимовной: дочь Татьяна с годовалым сыном жила на даче в Горенках, а Костя поехал на родину С. Есенина в Константиново. Перед тем как лечь спать, Райх отправилась в ванную комнату. В этот самый момент через балкон в квартиру проникли двое неизвестных мужчин. Когда они были в коридоре, из ванной неожиданно вышла хозяйка дома. Увидев незваных гостей, Райх начала истошно кричать, однако преступники выхватили ножи и стали с двух сторон наносить ей безжалостные удары. Все это время Райх продолжала кричать, но соседи так и не посмели вмешаться, видимо, уверенные в том, что в квартире Мейерхольда происходит очередной обыск и у Райх началась истерика. Ничем не смогла помочь хозяйке и домработница. В результате преступники нанесли несчастной семнадцать ножевых ранений, после чего скрылись через парадную дверь. Из квартиры они ничего не унесли. Когда к месту происшествия приехала вызванная домработницей милиция, Райх была еще жива. Оперативники даже сумели ее допросить. Затем потерпевшую отправили в больницу Склифосовского, но довезти ее живой врачи не сумели: Райх умерла от потери крови. Вскоре их четырехкомнатную квартиру отдали в ведомство МГБ: там поселились шофер Берии и некая сотрудница того же ведомства. Преступников, убивших Райх, так и не нашли. А Мейерхольда тем временем пытали в Бутырской тюрьме. В своем заявлении на имя В. Молотова режиссер писал: «Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновыми жгутами били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам сверху, с большой силой и по местам от колен до верхних частей ног.
«Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах
Художественным руководителем Центра им. Мейерхольда стал Дмитрий Волкострелов | В этой страсти к самосотворению Мейерхольд, тогда 26-летний артист МХТ, признавался в письме Антону Чехову: «Я часто страдаю, зная, что я не то, чем должен быть. |
В Петербурге открыли памятник театральному режиссеру Мейерхольду | Иосиф Райхельгауз — советский и российский театральный режиссёр, педагог; народный артист Российской Федерации (1999), профессор ГИТИС. |
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД. Звездные трагедии | Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда “школой формалистических выкрутасов”. |
Telegram: Contact @rentv_news | Посетители увидят молодого артиста Мейерхольда вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко, Мейерхольда – режиссера Императорских театров и Мастера, возглавляющего. |
Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД. Звездные трагедии | Мейерхольд везде, его ругают, хвалят, на него рисуют карикатуры. В конце спектаклей молодежь в зале скандирует его фамилию, вызывая режиссера на сцену. |
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
В Балашихе загорелась дача Всеволода Мейерхолда | С 17 по 19 мая проходит фестиваль «М.150.11» к 150-летию Всеволода Мейерхольда и 11-летию Новой сцены, названной в его честь. |
Травля Мейерхольда - Статьи | Всеволод Мейерхольд стал одним из первых авангардных режиссеров Советского Союза. |
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон · Город 812 | Мейерхольд тяготел к театру гротеска с его неожиданными карикатурными изображениями, зрелищностью и традициями площадного искусства. |
Валерий Фокин: «Для меня главное в судьбе Мейерхольда — его художественный путь» | В революционный период Мейерхольд был обласкан большевицкой властью, но когда режиссер перестал вписываться в советскую идеологию, его. |
Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда | Данченко, теоретик и практик театрального искусства, предугадавший на много лет вперед. |
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Мейерхольд работал много, спал по пять-шесть часов в сутки, так как управлял театром, был режиссером и актером. Все про русского и советского режиссера Всеволода Мейерхольда. В подмосковной Балашихе пожар охватил дачу Всеволода Мейерхольда — российского и советского театрального режиссера-новатора. В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре.
Душеспасительная сила искусства
С 17 по 19 мая проходит фестиваль «М.150.11» к 150-летию Всеволода Мейерхольда и 11-летию Новой сцены, названной в его честь. Осенью 1906 года аржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром Драматического театра. Все про русского и советского режиссера Всеволода Мейерхольда. В Московской области на исторической даче театрального режиссера Всеволода Мейерхольда произошел пожар, сообщают СМИ.