Научно-техническая конференция Санкт-Петербургского НТО РЭС 2024. посвященная Дню радио. с 22 по 26 апреля. Все, что нужно знать о конференции СПбГУ 2023-2024. Конференция проводится совместно с XVIII Международной научно-технической конференцией. В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) завершилось формирование научного парка, в состав которого входит 21 ресурсный центр. Научный парк СПбГУ функционирует на основе принципа общего доступа, который подразумевает использование возможностей и оборудования ресурсных центров. Санкт-Петербургский университет провел публичную презентацию нового центра G.O.R.K.I. (The Geopolitical Observatory for Russia's Key Issues) на площадке ПМЭФ-2023.
Уникальный научный парк сформирован в Санкт-Петербурге
Химики Санкт-Петербургского университета разработали метод очистки воды от органических соединений с использованием наночастиц на основе оксида олова методом фотокатализа. В состав Научного парка СПбГУ входит 23 ресурсных центра, стоимость оборудования которых составляет более 7,5 млрд рублей. Соответствующее сообщение получили студенты Института наук о земле, а также историки и философы. Научный парк Санкт-Петербургского государственного университета — это уникальный комплекс из 23 ресурсных центров с высокотехнологичным оборудованием.
Студентов СПбГУ частично перевели на дистанционное обучение из-за кори
Санкт-Петербургский государственный университет приглашает вас принять участие в LII Международной филологической научной конференции имени Людмилы Алексеевны. Студентов трех корпусов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) перевели на дистанционный режим обучения на 20 дней в связи со вспышкой кори. Стало известно, что студентов сразу нескольких факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) перевели на дистанционное обучение до 17 мая из-за выявленных случаев кори. Общество - 27 апреля 2024 - Новости Санкт-Петербурга -
В СПбГУ открыли междисциплинарную площадку для школьников
Только они могут помешать дилетантам выдавать себя за ученых, поскольку в научных школах не просто погружаются в знания, но и получают оценку. К сожалению, сейчас ученые мигрируют за грантами по всему миру, а это разрушает школы, формировавшиеся десятилетиями. Святослав Всеволодович Медведев выразил озабоченность тем, что наука перестает быть элитарной и исчезают люди, относившиеся к ней, как к чему-то священному. Это приводит к появлению псевдонаучных организаций, деятельность которых нельзя назвать даже профанацией. Серьезную опасность представляет и рост продолжительности жизни.
Когда человек становится старше, он теряет смелость, необходимую для развития науки. Что касается студентов, то они сейчас умны, но у них нет широты знаний. Они стремятся изучать только то, что нужно в работе. А научные прорывы происходят на пересечении различных областей знаний.
Поэтому Университету необходимо сохранить традицию предельно широкого — универсального — образования. Людвиг Дмитриевич Фаддеев согласился с тем, что наука — это элитарное занятие, понятное только ученым.
О направлениях его работы и перспективах рассказали ректор Санкт-Петербургского университета член-корреспондент РАН Николай Кропачев и руководитель центра, эксперт-аналитик в области энергетики, экс-министр иностранных дел Австрии профессор Карин Кнайсль. По словам Николая Кропачева, новое подразделение университета будет заниматься изучением проблем экономического развития России , ее энергетической независимости, вопросов миграции и демографического развития. В состав центра G.
В СПбГУ внедрена система электронного оформления и контроля за реализацией заявок на проведение исследований. То есть вся работа ресурсных центров прозрачна. Не менее важно и то, что наши исследователи обеспечены доступом практически ко всем современным информационным ресурсам, которые сейчас есть в мировом пространстве. Работа научного парка СПбГУ ориентирована на обеспечение пяти приоритетных направлений: биомедицина и здоровье человека, информационные системы и технологии, нанотехнологии и материаловедение, экология и рациональное природопользование, управленческие кадры и технологии. Одним из последних открылся ресурсный центр "Развитие молекулярных и клеточных технологий". Здесь сосредоточено самое современное и сверхмощное оборудование для проведения исследований в различных областях молекулярной и клеточной биологии, что вывело работу петербургских ученых на принципиально новый уровень. Основные наши проекты направлены на ключевые проблемы современной биологии и медицины. Среди них можно выделить определение закономерностей и механизмов иммунных реакций, разработку основ регенеративной медицины, биологию злокачественных новообразований и разработку новых веществ, обладающих антимикробной активностью. То есть способность организма формировать заново утраченные после операции или несчастного случая ткани и даже части тела.
Кроме того, чтобы оформить заявку на работу в ресурсных центрах, не обязательно приезжать в Университет — все можно сделать онлайн. На территории Научного парка действует сквозная единая цифровая система приема заявок и управления научными проектами Research Information Management System RIMS , которая позволяет исследователям даже в условиях пандемии COVID-19 продолжать разработки и наблюдения. Благодаря системе уведомлений пользователи отслеживают информацию обо всех операциях и измерениях в рамках своего проекта, а также могут удаленно получать результаты выполненных работ в Научном парке. Но редкостью и даже уникальным явлением является их эффективная работа в реальном коллективном пользовании на площадке Научного парка одновременно в интересах сразу десятков исследовательских групп — всех научных коллективов СПбГУ и многочисленных партнеров из числа научных организаций и предприятий реального сектора экономики». Пресс-служба и сайт СПбГУ www.
ЦКП - Научный парк СПбГУ
Научный парк СПбГУ | В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) завершилось формирование научного парка, в состав которого входит 21 ресурсный центр. |
СПбГУ открыл междисциплинарную площадку для школьников - Новости СПбГУ | Исследовательский коллектив Южно-Уральского государственного университета получил поддержку Российского научного фонда в конкурсе «Проведение исследований на базе существующей научной инфраструктуры мирового уровня» Президентской программы. |
Научное образование в СПбГУ. Чему и как учить тех, кто будет развивать науку уже завтра? | Новую технику установят в Научном парке университета, в котором, помимо ученых вуза, будут проводить исследования партнеры СПбГУ из числа научных организаций и предприятий. |
Ресурсные центры научного парка СПбГУ | Петербургские школьники посетили Ресурсный центр СПбГУ "Развитие молекулярных и клеточных технологий".В рамках проведения Международной недели познания мозга, ребята познакомились с работой современных оптических и электронных микроскопов. |
ЦКП - Научный парк СПбГУ
это уникальный научно-технологический комплекс мирового уровня. На площадке «Научная среда» прошла встреча с Татьяной Черниговской, членом-корреспондентом РАО, заслуженным деятелем высшего образования и заслуженным деятелем науки РФ, профессором кафедры общего языкознания СПбГУ, директором института. В Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) завершилось формирование научного парка, в состав которого входит 21 ресурсный центр. Химики Санкт-Петербургского университета разработали метод очистки воды от органических соединений с использованием наночастиц на основе оксида олова методом фотокатализа.
Ученые университета выступили на международной научно-практической конференции
На базе оборудования проводятся дополнительные образовательные программы. Специалисты-преподаватели обучают методам генной инженерии, палионологии, основам биобанкирования, спектроскопии, биомониторингу и многому другому. Обучение платное, по окончании слушателям, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ государственного образца. Подробнее можно узнать здесь.
Научный парк объединяет коллективы ресурсных центров. Задачи пользователей, могут выполняться одновременно или последовательно на оборудовании нескольких ресурсных центров.
Оба состоят из полиоксометаллатных кластеров, в центре которых находится атом железа в арсмирандите или титана в леманните , которые окружены восемью атомами кислорода. Те, в свою очередь, окружены двенадцатью атомами меди, расположенными по вершинам кубооктаэдра. Сами кластеры уложены в структуре в трехмерном шахматном порядке и между ними располагаются атомы натрия и хлора. Можно сказать, что структура минералов представляет собой закономерное размещение полиоксометаллатных кластеров в структуре галита — каменной соли», — объяснил Сергей Кривовичев.
Интересно происхождение названий двух новых минералов. Арсмирандит отражает присутствие в минерале мышьяка приставка ars от arsenicum — латинского названия химического элемента и его удивительные особенности от латинского mirandus — достойный удивления, поразительный, удивительный. Леманнит назван в честь немецкого ученого Иоганна Готлоба Леманна, академика Санкт-Петербургской Императорской академии наук. Уроженец Саксонии, он прожил большую часть своей жизни в Дрездене, а в 1761 году прибыл в Санкт-Петербург, где был выбран академиком и директором Императорского кабинета природных материалов. Открытие полиоксометаллатов, кристаллизующихся из газовой фазы, заставляет пересмотреть представления о мобильности тех или иных элементов в том числе стратегических рудных металлов в природных условиях.
Косыгина проводит бесплатные пробные занятия по рисунку и живописи 3 февраля в Санкт-Петербургском государственном университете на базе образовательного ресурсного центра по направлению «Физика» Научного парка СПбГУ состоялось открытие междисциплинарной площадки для школьников. Новый экспериментальный центр включает в себя лаборатории, оснащенные уникальным оборудованием, которое позволяет проводить эксперименты по всем темам, которые изучаются в школьной программе с 7 по 11 класс. Самое современное оборудование на сумму более 15 миллионов рублей было закуплено Университетом по предложению Михаила Ковальчука. И шаг на площадку — это движение, которое можно продолжить и оказаться в Санкт-Петербургском университете — одном из лучших вузов России». Михаил Ковальчук поблагодарил руководство Университета за поддержку в создании экспериментальной площадки. Думаю, что взаимодействие с экспериментальной площадкой Университета открывает большие возможности не только для школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и всего Северо-Западного региона».
Научный парк СПбГУ в цифрах: 1913 проектов в 2021 году. Международное сотрудничество Научный парк СПбГУ активно сотрудничает с зарубежными организациями и учеными. Это позволяет реализовывать совместные международные проекты, обмениваться опытом и привлекать лучшие кадры со всего мира. Примеры международных проектов В качестве примеров можно привести такие проекты Научного парка, как: Разработка новых биоматериалов совместно с Массачусетским технологическим институтом. Исследования в области регенеративной медицины при поддержке фонда Александра фон Гумбольдта. В частности, запланировано расширение спектра исследований в области медицины, биотехнологий, новых материалов и информационных технологий. Также предполагается дальнейшее развитие международного научного сотрудничества. Перспективные направления исследований Среди наиболее перспективных направлений исследований в Научном парке СПбГУ можно выделить: Регенеративная медицина. Разработка биотехнологий для выращивания органов и тканей, создание имплантируемых материалов, стимулирующих регенерацию. Эти исследования могут привести к прорыву в лечении тяжелых заболеваний.
На Питерском форуме представили геополитическую обсерваторию по проблемам развития России
Чебышёва СПбГУ занимаются решением фундаментальных проблем и вместе с этим выполняют разработки для ПАО «Газпром нефть», применяя математические методы для совершенствования нефтедобычи. Более подробно о сотрудничестве Научного парка СПбГУ с партнерами рассказал директор ресурсного центра «Центр диагностики функциональных материалов для медицины, фармакологии и наноэлектроники» Сергей Лебедев. Входе экскурсии комиссия посетила ресурсный центр «Развитие молекулярных и клеточных технологий» и виварий, где директор центра Кирилл Волков и директор Института трансляционной биомедицины СПбГУ Рауль Гайнетдинов рассказали о новейших разработках.
Координатором проекта выступит Госкорпорация «Росатом». Никольский Физический смысл есть чувственное согласие с мыслью. Чувства оказываются противоречивыми, если за основу берется математический смысл, «сознаваемый в себе», воспринимаемый или как бесспорная истина, или как бессмысленная тавтология.
Богословский, д. РАЕН, проф.
Поднявшись на поверхность из глубин земли, эти газы встретились с атмосферой и пониженными температурами, в результате чего и произошло осаждение арсмирандита и леманнита. Минералы были открыты при изучении минералогии фумарол — сравнительно небольших отверстий, через которые выходят горячие газы, — вулкана Плоский Толбачик на Камчатке. Именно он в одной из своих экспедиций на Камчатку и отобрал образцы арсмирандита и леманнита для дальнейших исследований. Оно показало уникальный характер кристаллической структуры минералов — присутствие в них наноразмерных металл-кислородных кластеров. Не будь здесь хороших прецизионных приборов, это исследование не состоялось бы. Но это только половина дела. Вторая половина — высокая квалификация ученых СПбГУ и плодотворное сотрудничество минералогов и кристаллографов двух ведущих университетов страны и Кольского научного центра Российской академии наук.
На первый взгляд минералы практически неотличимы друг от друга и представляют собой скопления изумрудно-зеленых кристаллов. Только детальный анализ выявляет их различие.
Московский инновационный кластер приглашает технологические компании принять участие в Российско-китайском технологическом конкурсе, проводимый в партнерстве с зоной развития высоких технологий Чжунгуаньцунь. Это отличная возможность для тех, кто хочет в этом году выйти на международный уровень и начать развитие продукта на рынках Восточной Азии. Вместе с заместителем генерального директора и руководителем Центра молодежного инновационного творчества Виталием Морозовым ребята побывали на небольшой экскурсии по технопарку, посетили ЦМИТ при Научном парке МГУ и прослушали лекцию про источники финансирования стартапов в РФ! Встреча пройдет в рамках Года науки и технологий. Хотите выйти на международный уровень, найти инвесторов и развивать свой продукт на рынках Восточной Азии?
Научное образование в СПбГУ. Чему и как учить тех, кто будет развивать науку уже завтра?
Ребята прослушали лекцию по акустике, провели опыты с катушкой Тесла. Лектор, Дружинин Григорий Александрович, знаком также и нашим бывшим выпускникам, на протяжении 5 лет он очно и дистанционно общается с нами, представляя свой огромный научный и жизненный опыт. Под руководством старшего преподавателя СПбГУ физического факультета, кафедры электроники твёрдого тела Алексея Сергеевича Конашука группа 11-классников изучала законы геометрической оптики.
Университет выиграл девять конкурсов правительства и открыл еще 11 мегалабораторий на собственные средства. Так, например, одну из них возглавляет лауреат Филдсовской премии Станислав Смирнов. Исследователи междисциплинарной исследовательской лаборатории имени П. Чебышёва СПбГУ занимаются решением фундаментальных проблем и вместе с этим выполняют разработки для ПАО «Газпром нефть», применяя математические методы для совершенствования нефтедобычи.
Где-то мы помогаем развивать медицину, где-то туризм, где-то помогаем выстраивать правильную систему управления научным оборудованием.
Есть у нас и неожиданные, казалось бы, решения. Так, университет совместно с Александринским театром реализует дополнительные образовательные программы по обучению менеджеров креативных индустрий и исполнительских искусств. Мы обучаем менеджменту топ-руководителей национальных театров. Как-то декан нашего физического факультета Михаил Ковальчук сказал, что, на его взгляд, Научный парк Санкт-Петербургского государственного университета если не лучший, то один из лучших в мире. Научный парк СПбГУ — поистине уникальный центр коллективного пользования, мы гордимся, что такое значимое для развития науки пространство есть именно в университете. Этот проект — это целая экосистема для успешного внедрения и коммерциализации разработок ученых СПбГУ и не только. Уже 42 организации-партнера заключили договоры о сотрудничестве.
ИНТЦ «Невская дельта» — это самая большая в России территория в 100 гектаров с возможностью увеличения до 300 гектаров, а также использования промышленной площадки в Тосненском районе Ленинградской области площадью 110 гектаров. Концепция уже одобрена правительством Санкт-Петербурга. Инновационный научно-технологический центр «Невская дельта» будет расположен неподалеку от Территории развития СПбГУ, рядом со скоростной железной и шоссейной дорогами.
Старший научный сотрудник Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат психологических наук Светлана Алексеева предложила ответы на вопрос «Что и зачем нужно знать о дислексии педагогу, работающему с подростками? На мастер-классе «Зачем прыгать на батуте, когда хорошо играешь в шахматы? В «Научной среде» приняли участие более 150 педагогических работников из 24 довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, образовательных учреждений Санкт-Петербурга, в том числе с кадетскими классами. Руководство Санкт-Петербургского Пансиона благодарит Институт когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета за поддержку в проведении данного мероприятия.
Научный парк СПбГУ
Стало известно, что студентов сразу нескольких факультетов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) перевели на дистанционное обучение до 17 мая из-за выявленных случаев кори. В Санкт-Петербургском государственном университете завершилось формирование научного парка, в состав которого входит 21 ресурсный центр. Главная. Поездка в Научный Парк СПбГУ. Под руководством старшего преподавателя СПбГУ физического факультета, кафедры электроники твёрдого тела Алексея Сергеевича Конашука группа 11-классников изучала законы геометрической оптики. ДОГОВОР № НП-40 на проведение исследований в Научном парке СПбГУ для ООО «ПОСЕЙДОН». В состав Научного парка СПбГУ входит 26 ресурсных центров, стоимость оборудования которых составляет более семи миллиардов рублей.
Николай Кропачев: «Санкт-Петербургский университет стал сильнее»
- Рассылка новостей
- Николай Кропачев: «Санкт-Петербургский университет стал сильнее»
- АФК «Система» поддержит создание инновационного центра СПбГУ // Новости НТВ
- Из-за вспышки кори студентов СПбГУ перевели на дистанционный режим обучения
- СПбГУ и СГУ: возрождение партнерства
Николай Кропачев: «Санкт-Петербургский университет стал сильнее»
- Ректор СПбГУ: «Наш научный парк — один из лучших в мире»
- В СПбГУ открыли междисциплинарную площадку для школьников
- Экологические проблемы Арктики с высоты птичьего полёта
- Ресурсный центр Научного парка СПбГУ
СПбГУ открыл междисциплинарную площадку для школьников
Цель работы ученых ЮУрГУ — создание новых материалов для датчиков, которые помогут решить проблемы экологии. Проект посвящен разработке новых материалов, с помощью которых могут решаться проблемы, связанные как с ресурсосбережением — выделение ценных веществ и их повторное использование, так и с охраной окружающей среды — создание сенсоров, реагирующих на загрязнители, а также селективных сорбентов для их поглощения из сложных смесей», — рассказал к. Ученым предстоит создать материалы, исследовать и предложить их для создания датчика, который сможет заинтересовать профильные производства. Проект будет реализован на базе Научного парка СПбГУ: исследователи ЮУрГУ будут отправлять почтой образцы веществ в Санкт-Петербург для анализа на уникальных приборах, которыми не располагает южноуральский вуз.
На мастер-классе «Зачем прыгать на батуте, когда хорошо играешь в шахматы? В «Научной среде» приняли участие более 150 педагогических работников из 24 довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, образовательных учреждений Санкт-Петербурга, в том числе с кадетскими классами. Руководство Санкт-Петербургского Пансиона благодарит Институт когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета за поддержку в проведении данного мероприятия. Справочно Петербургский образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года — в международном статусе.
Из них Галина собрала гербарий в дар университету. Выяснилось, что в Политехническом парке, как в настоящем лесу, можно встретить разнообразные грибы и лишайники последних 86 видов. Но кроме растительного и животного мира ученые исследовали еще и почву, на которой стоит Политех. Научная группа во главе с заведующим кафедрой почвоведения и экологии почв Института наук о земле Санкт-Петербургского государственного университета СПбГУ профессором Алексеем Русаковым заложила два почвенных разреза — осенью и летом — и отобрала образец для музея Политеха. В раскопках участвовали директор Центрального музея почвоведения имени В. Докучаева Елена Сухачёва, студенты и аспиранты кафедры почвоведения и экологии почв СПбГУ, ведущие научные сотрудники и аспиранты Ботанического института. И здесь ученые сделали открытие. Оказывается, в парке Политеха практически отсутствует культурный слой, то есть почва осталась в естественном состоянии с тех времен, когда здесь еще был девственный лес. По сути, наш парк — это необъявленный памятник природы.
У нас без преувеличения уникальные условия для использования всех приборов, в том числе вновь закупаемых; именно поэтому десятки научных организаций доверяют нам и отправляют образцы на исследования или используют его для своих исследований сами. Доступ для самостоятельной работы с оборудованием организуется по регламентам работы ресурсных центров, которые действуют в СПбГУ. Правила позволяют исследователям самостоятельно работать на оборудовании СПбГУ по решению директора ресурсного центра. Для каждой группы приборов есть свои правила работы и свой вариант допуска: вы можете использовать оборудование, которое нужно для вашего исследования, если имеете необходимые навыки для такой деятельности. Разумеется, допущенный к самостоятельной работе пользователь понесет ответственность, если нарушит технику безопасности или будет неправильно выполнять инструкции. Для студентов программ магистратуры предусмотрено проведение занятия в ресурсных центрах Научного парка для знакомства с его возможностями в рамках учебной практики. Также они могут подавать заявки на выполнение исследований в Научном парке, необходимых для подготовки выпускной квалифицированной или курсовой работы. С какого курса начать, как вовлечь студентов — не все ведь хотят остаться в науке? Ученики Академической гимназии СПбГУ уже в 8—9 классе могут стать полноправными участниками исследовательских групп, состоящих из действующих ученых, аспирантов, научных сотрудников, студентов. Мы создаем возможности для такой работы внутри Университета, научные задачи встроены в наши образовательные программы. Исследовательские проекты в том числе курсовые и выпускные работы студенты могут выполнять под руководством своих научных руководителей в ресурсных центрах Научного парка СПбГУ на уникальном оборудовании. В Университете также активно работает студенческое научное общество, а научную деятельность среди студентов поддерживает Совет молодых ученых СПбГУ. Также мы стараемся внедрять разработки обучающихся — уже шесть лет в СПбГУ проводится конкурс «Start-up СПбГУ», в рамках которого студенческие коллективы, включающие представителей разных программ и предметных областей, создают серьезные научные прикладные разработки, которые в дальнейшем могут быть поддержаны финансированием из Эндаумент-фонда Университета и реализованы в виде создания малого инновационного предприятия при СПбГУ. Существуют и другие способы вовлечения студентов в научную деятельность, поскольку современная университетская среда — это лучшая мотивация для развития научных интересов обучающихся. Может быть, удалось получить полезный опыт по организации научной и учебно-исследовательской работы благодаря этому непростому периоду? В то же время вынужденные ограничения стимулировали отладку дистанционной работы, которая существенно расширила наши возможности по обмену научной информацией. В период действия ограничительных мер исследователи располагали всеми необходимыми ресурсами для выполнения научных работ: возможностью удаленного доступа к цифровым информационно-библиотечным ресурсам, включая зарубежные базы данных Web of Science и Scopus, возможностью автоматизированной регистрации заявок на конкурсы и отчетов с использованием информационной системы управления научной деятельностью PURE. Наличие инфраструктуры Научного парка с квалифицированным персоналом и централизованной электронной системой приема заявок на выполнение научно- исследовательской работы позволило значительно снизить необходимость очного присутствия исполнителей грантов и договоров. Также в период действия ограничений СПбГУ приобрел опыт проведения международных конференций в онлайн-формате. При этом мы понимали, что не во всех ресурсных центрах можно полностью исключить присутствие людей, так как необходимо поддерживать работу оборудования, а также следить за уникальными коллекциями и животными. К примеру, в ресурсном центре «Обсерватория экологической безопасности» у нас живут чудесные аксолотли. Тем не менее во время первой волны эпидемии Университет организовал возможность работы таким образом, чтобы даже при очном посещении лабораторий минимизировать риски заражений внутри коллективов. Насколько решения были вынужденными из-за ограничений на очное обучение, а насколько вводились по собственной инициативе? Многие ли образовательные подходы, которые пришлось применять в экстренном порядке во время локдауна, теперь сохранятся на постоянной основе? Начиная с 2017 года в СПбГУ образовано специальное подразделение, которое занимается производством массовых открытых онлайн-курсов, и еще до пандемии Университет занимал лидирующие позиции на рынке онлайн-образования России. Поэтому СПбГУ не просто встретил локдаун хорошо подготовленным, но и оказывал всестороннюю поддержку региональным вузам, помогая завершить семестр без потери качества обучения. СПбГУ первым в стране предоставил открытый доступ ко всем своим курсам для российских студентов. В итоге обучение прошли около 13 000 человек из 89 образовательных учреждений. Последние годы мы не только занимались производством онлайн-курсов, но и внедряли их в образовательные программы СПбГУ, предлагали студентам осваивать онлайн-программы лучших мировых университетов. Накопленный опыт позволил Университету максимально быстро мобилизоваться и без потери качества обучения перевести весь образовательный процесс в онлайн-формат. Для многих педагогов именно подобная ситуация стала своеобразным моментом истины, помогла переломить негативное или скептическое отношение к дистанционному образованию и взять на вооружение новые педагогические подходы, которые, разумеется, сохранятся и после окончания пандемии, поскольку одна из тенденций современного образования — это гибридный формат обучения. Кроме того, Университет продолжает наращивать темпы производства онлайн-курсов и теперь занимает первое место на национальной образовательной платформе «Открытое образование» по их количеству. Наши онлайн-продукты в том числе пользуются большим спросом за рубежом: СПбГУ входит в Топ-3 вузов — партнеров крупнейшей мировой образовательной платформы Coursera и является единственным российским вузом — соучредителем Всемирного союза МООК. К примеру, англоязычный онлайн-курс по нейролингвистике под руководством члена-корреспондента РАО, директора Института когнитивных исследований СПбГУ профессора Татьяны Черниговской всего за неделю после анонсирования запуска собрал более 50 000 слушателей из США, Германии, Великобритании и других стран. Весь этот опыт помогает постоянно улучшать качество образования, учитывая преимущества онлайн-обучения и сохраняя гибридные формы учебного процесса в СПбГУ. С какими проблемами вы сталкиваетесь при внедрении в вузе такого формата? Как вы считаете, сможет ли в какой-то момент дистанционное обучение, онлайн-экзамены и цифровые дипломы заменить традиционные лекции и лабораторные работы? А онлайн-конференции и встречи ученых — смогут ли вытеснить офлайн-форматы? Главными плюсами являются простота и удобство обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, а гибкая настройка формата заданий усиливает качество проверки сформированности компетенций у будущих специалистов. В период пандемии возросла заинтересованность в обучении не только у российских студентов, но и у иностранных участников образовательного процесса. Студенты из других стран смогли пройти обучение в СПбГУ, оставаясь дома и получая качественное образование, а иностранные преподаватели и научные работники из других регионов получили возможность дистанционно принимать участие в различных мероприятиях: лекциях, конференциях, проведении государственной итоговой аттестации и так далее. Стоит отметить, что учебный процесс, сочетающий традиционные аудиторные занятия и дистанционное обучение, проходит в полном соответствии с учебными планами образовательных программ и с соблюдением требований качества обучения, включая промежуточный контроль успеваемости и итоговую аттестацию. Конечно, есть и трудности: к ним можно отнести риск возникновения технических проблем и сбоев оборудования, программ, сети и прочих. При онлайн-обучении корректная работа всех систем необходима, поэтому специалисты соответствующих служб Университета оказывают постоянную поддержку в случае возникновения сбоев и успешно решают проблемы технического характера. Как уже говорилось выше, отношение к онлайн-обучению в СПбГУ было и остается позитивным. Нам кажется, что речь в ближайшем будущем пойдет все-таки не о вытеснении аудиторного обучения дистанционным, а о применении смешанных форматов. Пандемия показала, что нам важна социализация обучающихся, общение, совместная деятельность.