В 1856 году Василий Григорьевич Перов представил в Императорскую Академию художеств свою картину «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», за которую получил малую серебряную медаль. Уже в ранних картинах Перова появились столь характерные для него острые темы и сатиры, художественная критика увидела в нём прямого наследника Федотова. Эта картина сделала Перова "художником великой скорби народной" и принесла заслуженное звание академика. Картину критиковали за то, что художник уничтожал высокое искусство, показывая неприглядную правду жизни.
художник Перов, Василий Григорьевич / 21 декабря 1833 (2 января 1834) — 29 мая (10 июня) 1882) ..
Перов Василий Григорьевич 1833-1882 Василий Григорьевич Перов — не просто выдающийся мастер в истории русской культуры, это — поистине знаковая фигура в русской и мировой живописи, стоящая в одном ряду с А. Венециановым, И Репиным, И. Левитаном и П. Федотовым, знаменовавшая собой рождение новых художественных принципов, и ставшая вехой в истории русского искусства. Василий Перов, незаконнорожденный сын губернского прокурора барона Георгия Григория Карловича Криденера и Тобольской мещанки Акулины Ивановой, родился 21-23 декабря 1833 2 — 4 января 1834 по новому стилю года точная дата рождения до сегодняшнего дня не известна в Тобольске, Российская империя. Герб Криденеров, изобилующий единорогами и королевскими лилиями свидетельствует о древности и знатности рода, давшего Российской империи многих блестящих дипломатов, преданно служивших в Новом и Старом Свете. Так как в момент рождения ребенка родители Василия не состояли в официальном браке, ни фамилию свою, ни титул отец своему отпрыску передать не смог, даже несмотря на то, что вскоре после рождения Василия, родители мальчика обвенчались, и Василий Перов в официальных документах долгое время указывался под фамилией «Васильев», данной по имени его крёстного отца. Фамилия «Перов»появилась несколько позже в результате «остроумного» прозвища, которое он получил от своего первого учителя грамоты, местного дьячка, данного мальчику за изящное владение пером для письма.
Читать и писать Василий научился очень рано благодаря усилиям матери. Интерес к живописи у Перова возник в возрасте девяти лет, когда в родительский дом однажды пригласили местного художника подправить старый портрет отца. Мальчика настолько захватила работа художника, что он тоже решил попробовать что-нибудь изобразить, и очень скоро увлекся рисованием. Родители всячески поощряли его увлечение. Проучившись три года уездном училище Арзамаса, в 1846 году отец решил отдать его в частную художественную школу Ступина в Арзамасе. Художественную школу Василий Перов так и не закончил: поссорившись с товарищами, он уехал в деревню к своим родителям и в школе больше не появлялся. Однако, занятие живописью не бросил и, живя в деревне, написал картину «Распятие», которую подарил ближайшему селу.
В 1851 году Перов написал автопортрет и портреты родителей, а в 1853 году отправился в Москву, где поступил в Московское училище живописи ваяния и зодчества МУЖВЗ. Первым его учителем стал опытный педагог Егор Яковлевич Васильев 1815-1861 , который быстро разглядел недюжинный талант в своём новом студенте. Он по-отечески заботился о Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу. Не падать духом юному художнику помогала также дружба с соучениками, знаменитым русским пейзажистом И. Шишкиным 1832-1898 и выдающимся жанристом И. Прянишниковым 1840-1894 , с которым ему приходилось по очереди носить одну шубу. Несмотря на все трудности, Перов продолжал усердно учиться.
Оканчивал училище Василий под руководством С. Зарянко 1818-1870.
И при такой централизации изобразительной структуры не появляется ощущения исчерпанности образа. Внешняя безучастность героев полотна не может не вызвать в душе зрителя горячего искреннего к ним сочувствия. Наоборот, излишняя чувствительность персонажей в картине «Тройка» 1866 , отмеченная нотами сентиментального надрыва, во многом нейтрализует идейную программу картины. Дальнейшим шагом в развитии художественного мышления Перова стала картина «Утопленница» 1867 , где так значителен контраст двух фигур — живого стража и тела мертвой женщины. Полицейский глух и бесчувствен к разыгравшейся перед ним трагедии, а тело утопленницы взывает к милосердию. Позади вздымается призрачный город, как бы поглотивший жизнь этой женщины. Картина воспринимается как изобразительный эпиграф к романам Достоевского, с их грозными художественными конфликтами. Но при всех неоспоримых достоинствах и это полотно Перова в своем изобразительном решении отстает от уровня идейной проблематики, заключенной в ее сюжете.
Необходимость достижения законченной картинной формы заставляла художника идти на известные издержки; в подготовительных эскизах, особенно во втором, живописное исполнение отличается большей цельностью. Кажется, не хватает одного шага в последовательном движении Перова от картины к картине для создания подлинного шедевра. И таким шедевром стало следующее его полотно — «Последний кабак у заставы» 1868. Здесь исполнилось все, к чему сознательно стремился художник и к чему неосознанно влекло его, к чему вела его сама логика художественного развития. В этой картине минимум фигур лишь едва различимая в сумерках, сидит в санях женщина , минимум действия и невиданное ранее по широте «пространство трагедии». Эта уходящая вдаль, в пронзительный лимонно-желтый окоем дорога и невозможность движения, выраженная в бесконечном ожидании, рождают ощущение мучительного противоречия, почти кошмара. В угасающих красках дня вспыхивают подслеповатые воспаленные окошки кабака только и свету для русского мужика, что в этих окошках,— словно с горечью говорит художник.
Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща». Художник выбрал.
Провожатый, взвалив труп на плечо, как мешок с овсом, пошел из ледника в комнату мастера. Там он бросил со всего размаха ношу на пол. И художник, вглядевшись в заострившиеся черты, обомлел: то была знакомая ему проститутка Фанни — он писал с нее богородицу. Почему с проститутки? Да другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было еще уговорить раздеться за гроши. Перов вспомнил, как в самый разгар работы Фанни случайно узнала, кем желает ее изобразить художник. А узнав, застыдилась. Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской, считая себя недостойной такого воплощения.
В действительности Фанни умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж — на руке было дешевое обручальное колечко. Но судя по картине, складывается полное впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную девушку до трагедии. Самая недооцененная Нажмите на фото для увеличения «Приезд гувернантки в купеческий дом» 1866 Холст, масло 44 x 53,3 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Картину часто ругали за сухость колорита. Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, заведующий Отделом нового русского искусства Третьяковской галереи, отмечал: «Одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, эта последняя, неприятна в живописном отношении... Тона этой картины неприятно режут глаза». А собрат Василия Григорьевича по цеху, художник Иван Крамской, и вовсе решил, что на картине чересчур многолюдно. Остальные лица лишние и только дело портят», - писал он.
Интересно, что, высмеивая нравы московского купечества, Перов тесно общался с Павлом Михайловичем Третьяковым - главным меценатом Товарищества передвижных художественных выставок, который тоже вышел из купеческой семьи. Самая скандальная Нажмите на фото для увеличения «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 Холост, масло, 71,5 x 89 см Государственная Третьяковская галерея, Москва За это творение художника чуть не отправили на Соловки — так хлестко священников и их паству еще не изображали. Пьяная процессия с иконами и хоругвями не видит, куда бредет.
В 1873—1881 издавал «Дневник писателя». Портрет создавался во время работы Достоевского над романом «Бесы». Психологическая драматургия произведения — контраст между сосредоточенным, застывшим лицом «головы с ее ледяным страданием» — слова И. Крамского и крепко сплетенных рук, будто еще помнящих кандалы. За участие в революционном кружке М.
Буташевича-Петрашевского Достоевский был приговорен к смертной казни, замененной в последний момент каторжными работами. Супруга писателя А. Достоевская говорила, что «Перов уловил… «минуту творчества» Достоевского… он как бы «в себя смотрит».
Картины Василий Перов
Возвращение зимою Работы мастера драматичны до предела, каждая деталь в них служит для усиления авторского посыла. Проповедь в селе Живопись Перова относится к реализму, но его критической ветви. Василий Перов: «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познаётся, что изучает, подмечает все эти особенности, и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно». Как понимать картины? Людям XXI века могут быть не совсем понятны сюжеты, изображённые Перовым.
Именно поэтому при знакомстве с его произведениями очень важно обращать внимание на названия благо, они максимально ясные и чёткие! Они помогают разобраться, в чём, собственно, драматичность той или иной ситуации. Приведём несколько примеров. За столом сидит сытый поп, который не замечает просящих у него милостыню мужчину обратите внимание на орден на его груди — похоже, он бывший военный!
Действительно ли художник все это подразумевал? Если и есть какие-то сомнения, то Перов на заднем плане неожиданно четко прописывает слова на стене это особенно видно на оригинале в Русском музее, и к сожалению, теряется в электронных копиях.
Если смотреть на картину, то становится ясно, что четко прописанные слова предназначены для зрителя, ведь остальной фон — роспись той же самой стены с цветами и пейзажами — нарисован расплывчато, приблизительно. Итак, мы подходим к самому главному. Перов, умело разбросав разные подсказки по всей картине, заставил всмотреться, вчитаться. Теперь хочется рассмотреть и прочитать и словесное послание. Это — четыре отрывка из Евангелий, четыре разных высказывания Христа. Перов дает нам подборку, которая вряд ли появилась бы именно в этой последовательности, а уж на стене монастырской трапезной — тем более.
Первый отрывок, к сожалению, прочесть довольно сложно из-за освещения в музее и бликов , можно только гадать. Эти слова написаны выше всех персонажей картины, представляя словно бы надпись или некий девиз. Они явно обращены к зрителю, к аудитории. Никто из персонажей картины их не видит. Это слова из истории о воскрешении Лазаря. В евангелиях представлено несколько историй о том, как Христос воскрешал из мертвых.
Здесь речь идет о воскрешении того, про кого все бы сказали, что и воскрешать уже нечего. Пошли необратимые процессы гниения. Но для Христа нет ничего невозможного. Он — воскресение и жизнь. И здесь эти же слова обращены к церкви, которую многие считают вконец прогнившей, неспособной возродиться. Остальные два послания — нам с вами.
Но, во-первых, это еще не вся церковь, а может, и не церковь вовсе. Есть в этих же стенах настоящая церковь, где проповедуется Христос распятый, где обитает Дух Святой. А нам с вами остается следить за собой и не судить. Если есть тот, Кто способен воскрешать, так есть и Тот, Кто способен судить. Нам остается веровать и не судить. Смотреть на Христа распятого.
Читать Евангелие. Стремиться к простоте. Чуждаться беззакония. И заботиться о тех, кому нужна помощь. Ведь фигура нищенки так и остается одинокой — о ней не позаботился никто. Может быть, это то, что можем сделать мы с вами?
На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие: священник нарезался в дугу, да еще прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше. Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее.
Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы церковь виднеется на заднем плане ; крестный ход поворачивает по часовой стрелке крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки. Дело происходит на закате а не в полночь. Что же тогда мы видим?
Приезд станового на следствие, 1857 г. Сцена на могиле, 1859 г. Проповедь в селе, 1861 г. Получение Большой золотой медали Императорской академией художеств означало получение пансиона для зарубежной стажировки выпускника. Посетив европейские города, Василий Григорьевич поселился в Париже, где делал зарисовки бедных кварталов, обращал внимание на работу простолюдинов и жизнь обездоленных.
Увлёкшись уличной местной жизнью, пишет следующие картины — «Савояр», «Продавец статуэток», «Шарманщик». Шарманщик, 1863 г.
Изначально идея работы была заложена романом «Преступление и наказание» Достоевского. Ради правдоподобного изображения на полотне Перов обратился в морг. Там служащий предложил художнику на выбор несколько трупов в качестве модели. Одно из мертвых тел принадлежало проститутке Фанни.
Она была знакома Перову, так как ее ранее приглашал в качестве натурщицы его учитель. Но когда Фанни узнала, что она будет прообразом Богоматери, то сразу отказалась от участия, считая себя недостойной. Совпадение настолько поразило художника, что он изобразил в «Утопленнице» непройденный путь Фанни, обессмертив ее образ. Проводы покойника, 1865 Работа была задумана еще в Париже, как часть серии картин о горестях простого русского народа. Картина создает ощущение диссонанса между изображением двигающейся повозки с телом и неподвижных человеческих фигур, от которых веет безысходным спокойствием и смирением от потери кормильца. Рыболов, 1871 Картина построена на контрасте.
На переднем плане явно зажиточный господин, который отправился на рыбалку, чтобы отдохнуть и живо интересуется процессом. Вокруг разложено множество инструментов для ловли рыбы. Но он совершенно не замечает бедняка за взгорком, у которого ничего нет. Второй рыбак отправился ранним утром за уловом не ради развлечения. Он пытается найти пропитание. Охота на медведя зимой, 1879 Самая дорогая картина Василия Перова.
Она была изначально заказана для журнала «Природа и охота». Как страстный охотник, Перов сразу согласился, изобразив метод охоты северных народов. В декабре 2022 года картина была куплена за рекордную сумму в 76 млн рублей более 1 млн долларов. Крестный ход на Пасху, 1861 Картина, которая чуть не стоила Перову свободы. Когда художник получил путевку в Париж, он оставил руководству Академии в подарок это полотно. Однако оно настолько было пропитано сатирой к священнослужителям, что его быстро убрали с экспозиции.
Священный Синод всерьез даже обсуждал идею отправить Василия Перова на Соловки, но все обошлось. Старики родители на могиле сына, 1874 Картина, созданная под впечатлением от романа Тургенева «Отцы и дети». Мрачный сюжет, изображающий престарелых родителей перед могилой их сына изображен в светлых тонах. Фигуры стариков с прямыми спинами как бы показывают внутренне достоинство героев картины. Перов показывает, что несмотря на неизбывное горе, они находят силы жить дальше.
Картины-медалисты художника Перова.
Художник Перов Василий Григорьевич (часть I)» в контексте: [ ] нал взят у в Национальная гордость. Василий Перов внёс громадный вклад в передвижничество, был учителем И. Левитана. Поскольку Перов относится к числу известных художников, к продаже его картины стоит как следует подготовиться. Картина русского живописца Василия Перова раскрывает то, как жили люди в XIX веке. Василий Григорьевич Перов «Последний кабак у заставы», 1868 год На этой картине мы видим две упряжки.
Василий Перов. Беспокойный художник с добрым сердцем
Главный герой нашего сегодняшнего материала — Василий Перов, художник, взгляд которого на протяжении всего творческого пути был направлен на жизнь простых людей, их лишения и горести. Василий Перов – русский художник, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Главной особенностью обучения Перов считал возможность писать картины на придуманные начинающими художниками темы, избегая шаблонных вариантов.
Русские художники. Перов Василий Григорьевич (1833-1882). Картины с названиями.
Если присмотреться к фото картин Василия Перова, размещенных на этой странице, можно увидеть, что он использует вполне понятные и доступные для обывателя приемы, с точностью воспроизводя не только окружающую среду, но и те чувства, которые испытывают его персонажи. Достоевского, «Охотники на привале», «Старики-родители», «Чаепитие в Мытищах…». От ученика до мастера Будущий художник Василий Перов обучался живописи в училище г. Отец, заметив успехи юноши, принял решение о продолжении художественного образования и определил юношу в школу, которой руководил А. Учитель разрешил ему одному из первых использовать масляные краски, будучи уверенным в том, что из Василия получится настоящий мастер. В период обучения в школе появляются первые картины с подписью Василия Перова, их названия — «Распятие», «Деревенская тройка», «Нищий, просящий милостыню…». Дальнейшее обучение Перова происходило в художественном училище Москвы, которое готовило живописцев, скульпторов и архитекторов. В 1856 году живописец был удостоен малой серебряной медали за написанный им портрет брата. В этой работе еще прослеживалось влияние школы Ступина, однако уже спустя год на полотнах Василия проступает собственный стиль. Академия художеств Петербурга оценила талант художника Василия Перова: в 1860 году он получил малую золотую медаль за картину под названием «Первый чин».
Это открыло перед живописцем дорогу в Академию. Через год он вновь поражает всех своим талантом, получив большую золотую медаль — в этот раз за полотно «Проповедь в селе». Приятным бонусом к награде стало разрешение на заграничные поездки: художник мог выезжать как пансионер. В 1862 году состоялось бракосочетание между Перовым и Еленой Шейнс, после которого молодые отправились в поездку по городам Германии, закончившуюся в Париже. В столице Франции художник пробыл с 1863 по 1864 год, запечатлевая на своих холстах разнообразные уличные сценки. Вернувшись в Москву, в период с 1865 по 1870 год Перов работал над реализацией своего давнего замысла — рисовал картины, демонстрирующие тяжелое положение простых людей: крестьян, гувернеров, рабочих. Известный коллекционер П. Третьяков купил «Тройку» для своей коллекции живописи. В 1867 году несколько картин Василия Перова их названия: «Дилетант», «Первый чин», «Тройка», «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника« экспонировались на Всемирной выставке, проходившей в Париже.
Спустя два года вместе с Г. Мясоедовым Перов организовывает общество передвижников. Дальнейший творческий путь художника принес ему широкую известность среди публики, о нем говорили критики и посетители художественных выставок, а П. Картины Василия Перова — горькая правда жизни Потрясенный угнетенным положением простых людей, Перов стремился передать на полотне весь ужас их ежедневной борьбы за жизнь. Его излюбленным приемом было такое расположение персонажей, при котором они словно смотрят на зрителя с немым укором. Это позволяло добиться нужного эффекта, каждая работа живописца обличала чванливое, лицемерное и ханжеское общество в его равнодушии к трагедиям «маленьких» людей. Таковы полотна «Тройка», «Приезд гувернантки…», «Деревенские похороны», «Мальчик-мастеровой» и пр. Сегодня картины Василия Григорьевича Перова являются всемирным достоянием и украшают собой художественные музеи, галереи и частные коллекции. Василия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби».
И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но целая портретная галерея и картины на исторические сюжеты. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера — просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов. Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца. В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании. В 1843—1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики.
В 1840-х годах он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик». Василий Перов. Парижское гулянье. ГТГ Василий Перов. Приезд станового на следствие. ГИМ В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова. Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире.
В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль. Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды. Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника... Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору. В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России.
Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылкой в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа». Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию.
Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ». После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Позже Михаил Нестеров, ученик Василия Перова, называл живописца «подлинным певцом скорби». Ученики мастеровые везут воду. Приезд гувернантки в купеческий дом.
Василию Перову была присуждена Большую золотую медаль, а вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера. Совет Императорской Академии художеств так и не понял, что Перов в картине мастерски показал ироничность восприятия проповеди различными слоями народа.
В этом же году Перов представил на суд зрителей ещё одну свою работу «Сельский крестный ход на Пасхе» Эта картина была антицерковной и антикрепостнической по своему содержанию и положила начало новому направлению критического реализма. Будучи выставленной в помещении Общества поощрения художников в Петербурге, она имела большой общественный резонанс. Власти сняли картину с постоянной экспозиции и запретили её воспроизведение в печати. Только спустя сорок четыре года полотно вновь стало доступно широкой публике. Ранние картины Василия Перова вообще очень часто проникнуты сатирическим, своего рода «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство «Проповедь в селе» 1861 года и более поздняя «Чаепитие в Мытищах». Художник сознательно особенно тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Любовь к анекдоту сохранилась у Перова и в более поздних его работах, однако с годами постепенно ослабевала сменяясь драматической экспрессией либо просто добродушным юмором. В 1862 году Перов создал картину «Чаепитие в Мытищах», в которой продолжил тему обличения духовенства.
Работы представили художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике. В 1862 году Василий Перов отправился за границу, воспользовавшись своим правом на пенсионерскую поездку. Он посетил главные художественные центры Германии и около полутора лет прожил в Париже. Перов много времени проводил на натуре, делая этюды и наброски, и написал несколько картин, повествующих о нравах местной жизни. Однако в 1864 году с разрешения Академии, Перов досрочно возвратился в Москву из заграничной командировки, посчитав, что написание идейных работ невозможно без глубокого знания жизни страны, о которой он повествует в своих работах. Перов, как и многие молодые и образованные люди того времени яростно противился окружавшему его пошлому мещанскому быту, важнейшим элементом которого была Церковь Здесь важно отметить, что художник никогда не был против веры, он лишь яростно выступал против того бюрократического института, в котором процветали взяточничество, корыстолюбие и необузданное тщеславие. По возвращении в Россию, Перов создаёт ещё одно полотно «Монастырская трапеза» в котором продолжает раскрывать церковную тематику.
Поселившись в Москве, художник продолжил работать в направлении, которое выбрал в начале своей творческой карьеры, и в период с 1865 по 1871 годы создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех русских жанристов, но и в один ряд первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В 1865 году Перов представил на суд зрителей картину «Проводы покойника», которая сразу же определила бесспорное лидерство Перова в популяризации нового движения, формирующегося идейного реализма. В «Проводах покойника» 1865 всего три фигуры, но суровый скорбный драматизм при таком лаконизме только усиливается. От дерзкого обличения художник приходит к глубоким раздумьям, прямой показ зла сменяется более опосредованной драматургией сюжета. Работы художника второй половины вообще характеризуются всё более сильной критикой социального общества. Конец 1860-х годов отмечен в творчестве Перова рядом стилистических изменений: художник в своих работах освобождился от обилия персонажей, резких обличительных характеристик и пестроты колорита.
Учился живописи в художественной школе А. Ступина; в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. За свою жизнь художник Перов получил немало медалей и наград, как серебряных, так и золотых. Известными картинами, которые были оценены по достоинству и до сих пор являются визитной карточкой этого мастера, являются: Охотники на привале, Рыболов, Птицелов, Тройка, Проводы покойника и многие другие в том числе и знаменитые портреты известных в ту пору людей — Достоевский, Тургенев и другие.
Боткина , "Сцена у железной дороги" в Третьяковской галерее , "Последний кабак у заставы" там же , "Птицелов" там же , "Рыболов" там же , "Охотники на привале" там же и некоторые другие. Четвертая и шестая из этих картин доставили художнику, в 1866 году, степень академика; за "Птицелова", в 1870 году, он получил звание профессора. Однако рядом с такими замечательными произведениями, порой являются у Перова картины, странно задуманные и неудачно исполненные, например "Божия Матерь с Христом у житейского моря" и "Выгрузка извести на Днепре". Кроме того, он пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимой наблюдательностью и способностью схватывать человеческие характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком случае, не составляла его главного призвания. Очередные у бассейна.
Василий Перов - великий русский художник
Василий Перов – русский художник, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Картина Перова Тройка была задумана художником, чтобы раскрыть людям глаза на реальную действительность, помогающую сострадать и искоренять человеческое бездушие. Ранние картины живописца Василия Григорьевича Перова проникнуты анекдотически обличительным настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство.
Живописец и педагог Перов Василий Григорьевич
В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским.
Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф».
Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева». Остальные полотна остались на стадии набросков. Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят».
Василий Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет. Его похоронили в Даниловом монастыре, а позже перезахоронили на кладбище Донского монастыря. На могиле художника установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.
Вспоминаем деятелей русской культуры, имевших пятно в метрике. Ныне признанный классиком, при жизни Перов своими картинами зачастую вызывал споры и неоднозначную реакцию в обществе. Спор о вере», Василий Перов, 1881 год www.
Уж наверняка великий живописец писал это полотно под впечатлением от книги Пушкина «Капитанская дочка». В этом романе как раз есть сцена суда и это полотно, можно сказать, является хорошей иллюстрацией той сцены. Наверно не стоит повторять историю этого казацкого бунта и вспоминать какие-то важные вехи жизни Емельяна Пугачёва.
То, что это был самозванец и дерзкий человек, понятно было не сразу. Сначала у Пугачёва были победы и он, почувствовав удачу, решился идти на Москву. Но при этом в тех городах, которые захватывал он, производил свой суд, подчас нелепый и странный и часто — скорый.
Первыми кто страдал от этого суда коменданты крепостей и городов, офицеры. Бывали обвинения ложными и абсурдными, но ему лично было, не жаль этих людей. Вот и на полотне, посмотрите, сколько страсти, сколько боли и сколько эмоций.
Сам Емельян Пугачёв сидит в кресле на крыльце и сверху вершит суд. Кто-то потерял сознание, кто-то на коленях просит милости, а кто-то стоит гордо и даже не думает пресмыкаться перед бунтовщиком. Невдалеке видна виселица.
Судьба потом сыграла злую шутку над Пугачёвым. Он был всё-таки арестован и как зверь вывезен в Санкт-Петербург , на суд. Почему как зверь?
Его везли в клетке, чтобы все видели, как это бунтовать против императрицы и клеветать на её семью. А потом его жестоко казнили, практически так же, как и он без всяких скидок казнил многих официальных лиц. Страшно то, что он явно понимал, что творит грех, явно понимал, что это ему зачтётся и припомниться.
И кстати, его предали свои же, просто разбежались кто-куда и он остался один. А один в поле не воин, тем более после того, что он успел натворить. На полотне он пока во власти и чувствует себя вершителем судеб, но как иллюзорно это чувство и как быстро кончается власть.
Он это понял потом. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М.
Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов — знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной… В.
Автопортрет, 1870. Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг.
За «Птицелова» 1870 он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале». Птицелов, 1870.
Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой.
Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф.
Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».
Слева — Д. Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты — тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова.
Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И.
Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели. Слева — В.
Портрет В. Бессонова, 1869. В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы.
Эти слова написаны выше всех персонажей картины, представляя словно бы надпись или некий девиз. Они явно обращены к зрителю, к аудитории. Никто из персонажей картины их не видит. Это слова из истории о воскрешении Лазаря. В евангелиях представлено несколько историй о том, как Христос воскрешал из мертвых. Здесь речь идет о воскрешении того, про кого все бы сказали, что и воскрешать уже нечего. Пошли необратимые процессы гниения.
Но для Христа нет ничего невозможного. Он — воскресение и жизнь. И здесь эти же слова обращены к церкви, которую многие считают вконец прогнившей, неспособной возродиться. Остальные два послания — нам с вами. Но, во-первых, это еще не вся церковь, а может, и не церковь вовсе. Есть в этих же стенах настоящая церковь, где проповедуется Христос распятый, где обитает Дух Святой. А нам с вами остается следить за собой и не судить.
Если есть тот, Кто способен воскрешать, так есть и Тот, Кто способен судить. Нам остается веровать и не судить. Смотреть на Христа распятого. Читать Евангелие. Стремиться к простоте. Чуждаться беззакония. И заботиться о тех, кому нужна помощь.
Ведь фигура нищенки так и остается одинокой — о ней не позаботился никто. Может быть, это то, что можем сделать мы с вами? На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие: священник нарезался в дугу, да еще прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше. Так, да не так. Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим.
Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы церковь виднеется на заднем плане ; крестный ход поворачивает по часовой стрелке крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки. Дело происходит на закате а не в полночь. Что же тогда мы видим? Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты на начало 20 века — приблизительно каждый шестой получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума.
Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт священники, диаконы и псаломщики имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли. Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан , и им волей-неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2—3 тысячи человек 400—500 домохозяйств , и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3—10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости и еще наесться и напиться , крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе.
Повторение «Охотников на привале» было закончено в 1877 году. К 1879 году относятся эскизы: «Рыбная ловля с острогой» и «Рыбаки».
В разное время Перов выполнил также несколько работ с охотничьими сюжетами: «Травля на медведя» 1869 г.
Страдание и горе народные — главные темы его работ в 1860-е годы: Сельский крестный ход на Пасхе 1861 , Проводы покойника 1865 , «Тройка» 1866 , Последний кабак у заставы 1868. Конец 1860 — начало 1870-х являют новый этап в творчестве В. В своих жанровых картинах он постепенно отходит от критического начала, переходя к чисто бытовым сценам из жизни соотечественников. В это время им создаются Учитель рисования 1867 , Птицелов 1870 , Рыболов 1871 , Охотники на привале 1871. Тогда же расцветает дар В. Перова как портретиста: портреты А. Островского 1871 , В. Даля 1872 , М.
Погодина 1872 , Ф.
Энциклопедия мировой живописи(очередной 261 выпуск)
Пытаясь преодолеть боль утраты, Василий Перов обращается к светлым сюжетам, напоминающим ему о детстве и беззаботных временах. Героем картин Перова становится «маленький человек», занятый простыми повседневными заботами. Хотя «Птицелов» и не таит в себе скрытых смыслов, эту картину художник написал с душой и ностальгией по былому. Герои — лакей и дворянский сын — звуками дудочки приманивают к себе птичку. Сноровистый старик терпеливо ждет, а мальчик, готовый в любой момент захлопнуть дверцу клетки, с трудом может усидеть на месте. Осенняя ловля птиц была давней традицией еще со времен Древней Руси. Когда заканчивалась зима, в день Благовещения их обязательно выпускали на волю. Осенний лес на картине был написан Перовым вместе с другим известным «передвижником» — Алексеем Саврасовым. За «Птицелова» Василий Григорьевич получил почетное звание профессора.
В 1870-х годах Василий Перов обращается к портретному жанру. Его портреты — не парадные, а домашние, наполненные уютом и умиротворением. Последнего художник изобразил в характерной «задумчивой» позе: положив ногу на ногу и обхватив пальцами колени, писатель вглядывается в пустоту. Знакомые Достоевского, увидев этот портрет, говорили, что Федору Михайловичу, вероятно, даже не пришлось позировать. В таком положении он действительно надолго замирал в минуты размышлений. В 1878 году Василий Перов расстался с «передвижниками». В дальнейшем Перов будет экспериментировать с художественными жанрами: напишет несколько исторических картин «Спор о вере», «Суд Пугачева», «Плач Ярославны» , обратится к библейским мотивам, продолжит писать удивительно точные портреты. В возрасте 49 лет художник заболел чахоткой и не смог справиться с тяжелым недугом.
За столь недолгую жизнь Василий Григорьевич Перов успел написать более ста картин, многие из которых и сегодня можно увидеть в лучших музеях нашей страны.
Автор жанровых картин «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 , проникнутых сочувствием к народу «Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866 , психологических портретов «Драматург Александр Николаевич Островский», 1871; «Писатель Федор Михайлович Достоевский», 1872; «Историк Михаил Петрович Погодин», 1872, и других. Родился в Тобольске 21 декабря 1833 года по старому стилю, по новому - 2 января 1834. Приезд станового на следствие На могиле, 1859, ГТГ Проповедь в селе, 1861, ГТГ По происхождению художник являлся незаконнорожденным сыном барона Григория Карловича Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи 1846-1849 и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 1853-1861 , в частности у Сергея Константиновича Зарянко.
Одеты герои не по погоде — обувь прохудилась, верхняя одежда слишком тонкая. Натурщиков для произведения Перов выбирал долго, особенно главного героя — мальчика, стоящего по центру. Настоящая судьба ребенка сложилась еще печальнее, чем у героев картины. Через год после того, как полотно было закончено, художник узнал, что мальчик умер. После того как «Тройку» впервые показали на выставке, поползли слухи о женщине, приходящей молиться на картину.
Выяснилось, что ею была мать, узнавшая на полотне своего сына. Художественные особенности картины можно считать новаторскими для XIX столетия. Изображение Василий Перов построил по принципу плаката: пространство разомкнуто в сторону зрителя, и обращенные к нему герои будто просят о помощи. Перов-профессор С 1871 году Василий Григорьевич преподает в Московском училище живописи, где почти двадцать лет назад учился сам. В это время он вступает в ряды «передвижников» , поначалу полностью разделяя их ценности. Годом ранее Перов начинает работать над нехарактерной для него картиной «Птицелов», в которой нет ни социального протеста, ни обращения к жестокой реальности. Этот поворот был связан с событиями личной жизни художника. За короткое время он потерял жену и двоих детей, оставшись с одним младшим сыном. Пытаясь преодолеть боль утраты, Василий Перов обращается к светлым сюжетам, напоминающим ему о детстве и беззаботных временах. Героем картин Перова становится «маленький человек», занятый простыми повседневными заботами.
Хотя «Птицелов» и не таит в себе скрытых смыслов, эту картину художник написал с душой и ностальгией по былому. Герои — лакей и дворянский сын — звуками дудочки приманивают к себе птичку. Сноровистый старик терпеливо ждет, а мальчик, готовый в любой момент захлопнуть дверцу клетки, с трудом может усидеть на месте.
Позднее родители будущего мастера все же обвенчались, но клеймо бастарда сопровождало Перова всю жизнь. Не только титул, но также фамилия отца и все связанные с нею преимущества навсегда остались недосягаемы для художника. В официальных бумагах он фигурирует как Васильев — такую фамилию носил крестный будущего живописца. Перовым же художник стал много позднее.
Своим происхождением фамилия обязана дьячку, который обучал мальчика письму и часто отмечал его успехи. Дьячок же и дал ученику прозвище, которое затем стало творческим псевдонимом мастера. Рассказывают о случае, который вполне мог стать определяющим для судьбоносного выбора. У барона была картина , которую тот хотел немного изменить. Для этого выписали живописца, который и перерисовал нужную деталь.