В 2020 году самая знаменитая достопримечательность Стамбула была превращена из музея в мечеть | VOKRUGSVETA. Символ Айя-Софии в Стамбуле – 16-летняя кошка Гли – умерла.
Курсы валюты:
- Паломничество в Стамбул, Собор святой Софии (Стамбул) – Азбука паломника
- В РПЦ заявили, что смена статуса собора Святой Софии в Стамбуле "может повлиять на ход истории"
- В Стамбуле увеличивают сейсмоустойчивость мечети Айя-София - Лента новостей Крыма
- Что еще почитать
- Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле станет платным для иностранцев - Новости
В СМИ появились кадры осыпающейся кладки собора Святой Софии в Стамбуле
Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей, каждая из которых напоминает Святую Софию. Первый намаз за 86 лет в Айя-Софии в Стамбуле Стало известно, что изменили в Айя-Софии к первому за 86 лет намазу. стоимость билета мечеть Айя София (Святая София) в Стамбуле. Турецкие власти заявили о готовности вновь превратить в мечеть Святую Софию Константинопольскую, одну из главных исторических православных святынь. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О СОБОРЕ СВЯТОЙ СОФИИ В СТАМБУЛЕ Собор был построен в 360 году и являлся самым большим Византийским собором в мире.
Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся
Площадь Беязит была построена по распоряжению императора Феодосия в 393 году до н. Румельская крепость Турция, была важным стратегическим объектом во времена правления Османской империи. Расположен на берегах залива Босфор, который соединяет город множеством мостов. Стамбул единственный город в мире, который находится на двух континентах Европы и Азии. Была построена в 1459 году архитектором Атиком Синаном но была разрушена в результате землетрясения в 1766 году.
Через некоторое время мечеть заново построил архитектор Узун Хусейн Эфенди в 1798-1800 г. Парк расположен на красивейшем европейском побережье залива Босфор в городе Стамбул. Стамбул крупный многомиллионный город Турции, торговый и культурный центр страны, крупный портовый город.
Тут всё сложнее. Предыстория в том, что до 2020 года Айя-София была музеем. Кстати, одним из самых дорогих музеев Стамбула. И только совсем недавно кто скажет, что три года назад — это давно? И, соответственно, сделали бесплатной для визитёров.
С оговорками. Оговорками я называю тот факт, что после превращения в мечеть Айя-София утратила львиную долю своих богатств. Точнее, не совсем утратила, они ведь никуда не делись, но от глаз туристов их закрыли. Например, роскошные византийские мозаичные полы застелили зелеными коврами. Оставили только небольшой кусочек. Завесили лики как мы помним, ислам это не приемлет. Деисус тоже теперь недоступен.
Вот только тела в гробнице уже давно нет. Потому что, то ли турецкий султан, то ли сами вернувшиеся византийцы выбросили останки этого человека собакам. Да, да, эта традиция у нас в генах.
Только вместо "Здесь был Вася", нацарапанного из-за желания потешить своё эго, там было " Здесь был дьяк Евстафий". И цель у наших предков была совсем другая. Этим они Просили покровительства у Господа. Большинство этих надписей тоже находится на галереях второго этажа..... Который теперь, когда храм Святая София стал мечетью, нам недоступен.
Да, всё это меня смущает. Пережили, смирились. Зато я знаю, что для кучи туристов — более жадных, чем я, и менее придирчивых, чем я, — был железобетонный аргумент: «Зато бесплатно! Ну да: не увидим львиную долю красоты, но и денег с нас за это не возьмут. Отчасти это логично... Помните старый анекдот: мол, дядя, ты либо крестик сними, либо трусы надень? Вот тут получается, что ни крестик не сняли, ни трусы не надели. В буквальном смысле. Деньги плати — но фиг тебе, а не могила Энрико Дандоло. Вот именно это и бесит. Вот то немногое, что сохранилось в Софии открытым для глаз туристов. Я готова была платить за вход в собор святой Софии, когда он был музеем.
Святая София. Стамбул. Что мы потеряли
Analytics Analytics Analytical cookies are used to understand how visitors interact with the website. These cookies help provide information on metrics the number of visitors, bounce rate, traffic source, etc. Advertisement Advertisement Advertisement cookies are used to provide visitors with relevant ads and marketing campaigns. These cookies track visitors across websites and collect information to provide customized ads.
Решающие события развернулись в 2020-м году, когда сначала Высший административный суд, а затем Госсовет Турецкой республики дали согласие на превращение Айя-Софии в мечеть. Архитектура, убранство Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. Это здание почти тысячу лет оставалось самым большим культовым сооружением в христианском мире до постройки католического кафедрального собора в Севилье в начале XVI века.
Его длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м. Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота. Храм, сооруженный из мрамора и кирпича, пережил несколько землетрясений и пожаров, неоднократно восстанавливался и перестраивался. Его внутренняя отделка продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью. В период османского правления собор был дополнен четырьмя минаретами, михрабом ниша, которая указывает направление Мекки и мраморным минбаром кафедра в мечети. В ходе реставрации в 1930-х и 1950-х годах под слоем штукатурки были обнаружены считавшиеся утерянными мозаики и фрески времен византийской эпохи.
Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии [68]. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним [69]. Это базилика с четырёхугольным средокрестием , увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня [70]. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола [71]. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса [72].
Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре [71]. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой , глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод , содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы , впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами , вывезенными из храмов Малой Азии и Египта [71] ; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея , а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св.
Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери , и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити , оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей см. Мозаичный цикл[ править править код ] Значительное число мозаик Святой Софии было выполнено во времена императора Юстиниана в VI веке. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе , нефах , галереях и главной арке [74]. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век.
Мозаики апсиды и вимы[ править править код ] Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде Самыми первыми мозаиками македонской монументальной живописи являются мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века [75]. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы , держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела [76] сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись почти полностью утрачена со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили» [77]. Эти мозаики были раскрыты в 1935—1939 годах. Русский паломник Антоний Новгородский , посетивший Константинополь около 1200 года, сообщал, что мозаика апсиды была создана в IX веке иконописцем Лазарем , пострадавшим в период иконоборчества, но после Торжества Православия получившим широкое признание. Хокинс в 1965 году [78] , хотя ранее Манго относил эти мозаики к более позднему времени до XI века [79]. По мнению Манго и Хокинса 1965 год эти мозаики были выполнены в 867 году.
Академик Виктор Лазарев также датировал мозаику с изображением Богородицы IX веком и так характеризовал её [77] : Архангел Гавриил мозаика свода вимы Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает её так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы — всё придаёт ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворённостью. Не менее высоко он оценил мозаику с архангелом Гавриилом на южном своде вимы: он считал, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения» и датировал эту мозаику IX веком. Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения [75]. На мозаике левое плечо архангела, чуть меньше половины ореола, верхняя часть обоих крыльев и вершина посоха не сохранились [80]. Мозаики в помещении над южным вестибюлем[ править править код ] К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора.
Входная стена была украшена деисусом фигура Иоанна Крестителя не сохранилась. На своде были помещены 12 фигур, из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль , первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стен помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа , Тарасия , Никифора и Мефодия. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества [77]. Святитель Иоанн Златоуст Около 878 года в южном и северном тимпанах собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них полностью сохранились мозаики северного тимпана с изображением Игнатия Богоносца , Иоанна Златоуста и Игнатия, патриарха Константинопольского. Мозаики этих святителей были раскрыты в 1939—1948 годах. В дальнейшем в северном тимпане были раскрыты остатки фигуры святителя Афанасия Александрийского. Остальные мозаики не сохранились.
Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает [77] : Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, ещё лишённые характерной для позднейших мозаик сухости и заострённости, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельчённости. Розоватого тона лица обработаны зелёными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века. Входная мозаика нарфика[ править править код ] Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом В правление императора Льва VI 886—912 люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием , открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изображён коленопреклонённый император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа , мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению» [76].
Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии [82].
Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.
Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты.
В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском. Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин. Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней.
Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже.
Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже. Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе. Внутренний дворик крестильни баптистерий.
Попасть туда можно через второй притвор идем в правую его часть , потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни баптистерия. Купель большая, со ступенями. В ней крестили обращали в веру сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера для младенцев. Посмотреть маленькую купель 5 можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня баптистерий использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия.
Каменная купель во внутреннем дворике крестильни. Крестильня баптистерий. Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни баптистерия через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой восточной стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии. Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни.
Основное пространство собора. Из второго притвора через императорские ворота 9 входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле. Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола — 30 метров, а высота — 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса.
Шестикрылый серафим. Лицо серафима закрашено многоугольной звездой. Размер изображения 11 метров. Оглядываемся назад на императорские ворота 9. Слева и справа видим две мраморные вазы 11 , привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами, которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов 7,5 метров в диаметре , на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов.
Там изображены четыре шестикрылых серафима. В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу.
Плачущая колонная в Соборе Святой Софии (Стамбул, Турция)
Исследователи уверены, что на месте существующего по сей день собора во времена Римской империи был воздвигнут языческий храм, который несколько раз восстанавливался из-за пожаров. Собор Святой Софии в 1848 г. Фото: ros-vos. В период правления императора Константина I в 324—337 гг. Фото: litfund.
Исторические предпосылки:Во времена Византии Константинополь превратился в важный политический, экономический и христианский центр. С тех пор константинопольский епископ уступал в силе и престиже только Римскому Папе, который по сей день считается Верховным понтификом. Во все времена собор Святой Софии привлекал внимание неординарными архитектурными формами и масштабом Стамбул, Турция. Такое перераспределение наложило свой отпечаток на историю собора Святой Софии, ведь требовалось возведение более вместительного и помпезного здания.
Непредвиденным толчком к строительству «Великой церкви» стал пожар, который полностью разрушил первый собор Святой Софии. Вскоре после трагических событий в 532 г. Этапы строительства Макет и план-чертеж собора Святой Софии. Чтобы создать величественный храм, император распорядился выкупить прилегающие территории и пригласил лучших зодчих того времени — Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые были больше математиками и инженерами нежели архитекторами.
Это и сыграло важную роль в формах и конструкционных особенностях сооружения, которые произвели революцию в храмовом строительстве христиан, ведь то этих пор никто не проектировал купольные, почти квадратные церкви. Великолепная каменная базилика была неотъемлемой частью древнего города на протяжении 1500 лет Hagia Sophia, Стамбул. Выполняя пожелания императора, для строительства использовались лишь самые лучшие материалы и элементы древних храмов колонны для портика , которые доставлялись из храма Солнца, из Эфеса и других культовых мест. Кроме того, при возведении собора использовались мрамор, золото, серебро, слоновая кость, медь, стекло, самоцветы и даже алмазы.
Обилие невиданной роскоши привело к появлению легенд и жутких пророчеств, что и остепенило императора. Возведение и обустройство храма опустошило казну Византийской империи в размере трех годовых доходов. Купол величественного храма до сих пор вызывает восхищение и удивление специалистов Hagia Sophia, Стамбул. Интересный факт: Несмотря на то, что проектировщики были известными математиками, еще во время строительства стали заметны их катастрофические просчеты.
В поездке актера сопровождал помощник министра культуры и туризма. Преобразование собора Святой Софии в мечеть было представлено как долгожданная победа и использовалось в предвыборной кампании правящей Партии справедливости и развития ПСР и ее лидера, президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В ходе преобразования в интерьер сооружения были внесены изменения.
Например, культовые мозаики с изображением Девы Марии и архангела Гавриила были закрыты, а полы застелены коврами.
Эксперт также сообщил о проблемах на верхнем этаже мечети, куда запрещен вход простым посетителям. Наверх допускаются только специальные гости. Совсем недавно актер Трэвис Фиммел из сериала «Викинги» канала Discovery посетил верхний этаж, где можно найти старинные надписи, оставленные викингами. В поездке актера сопровождал помощник министра культуры и туризма.
По нынешней официальной позиции Анкары, храм был собственностью Султана Мехмеда Фатиха, который затем передал его в вакф — мусульманский фонд, а имуществом этой организации министры не имели права распоряжаться. Более того, под вопрос ставят подлинность подписи основателя турецкого государства Кемаля Ататюрка на документе о музейном статусе. Как ожидается, глава государства выступит в прямом эфире с обращением по этому вопросу. Репортеры турецкого телевидения, присутствовавшие возле храма с самого утра, сообщают, что возле него собрались жители Стамбула.
Они пришли поддержать решение государства: на кадрах с места видно, как группа мужчин выкрикивает мусульманские религиозные лозунги. Реджеп Тайип Эрдоган 2 Святая София останется доступной для туристов Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов. Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами.
В Стамбуле отреставрируют мечеть Айя-София
Многие туристы недовольны не только высокой стоимостью посещения мечети Айя-София, одной из главных достопримечательностей Стамбула, – 25 евро, но и ограничением доступа. Собор Святой Софии – часть объекта «Исторические районы Стамбула», вписанного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор Святой Софии, находящийся в Стамбуле, станет мечетью и будет называться Айя-София.
Платно или бесплатно — плевать: дело не в этом. Что я думаю о новостях про стамбульскую Айя-Софию
Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. Несмотря на то, что за вход в мечеть Айя-София в Стамбуле теперь приходится платить, желающих попасть туда меньше не стало. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. Во что турецкая гиперинфляция превратила Стамбул, а Эрдоган — Святую Софию. Собор Святой Софии — одна из главных достопримечательностей Стамбула, расположенная в историческом центре города, районе Султанахмет.