Newsweek: новая волна «расширения» НАТО может включить Гавайские острова. «Прошло шесть волн расширения НАТО. После того как России в НАТО обещали не расширяться на Восток, было пять волн таких расширений.
Путин напомнил о волне расширения НАТО в период «хороших отношений»
По словам министра обороны РФ, это стало очередным доказательством того, что западникам нельзя верить. С того времени, как отметил Шойгу, состоялось уже шесть волн расширения, а сам блок разросся с 19 стран-членов в 1999 году до 32 стран в 2024 году. При этом альянс и далее планирует расширяться за счет Грузии, Украины, а также Боснии и Герцеговины.
Каждый раз нам говорили: ну да, мы вам обещали не расширяться на Восток, но это же устные были обещания. А где бумажка с нашей подписью? Бумажки нет.
Ну всё, до свидания», — отметил Путин.
По словам министра обороны РФ, это стало очередным доказательством того, что западникам нельзя верить. С того времени, как отметил Шойгу, состоялось уже шесть волн расширения, а сам блок разросся с 19 стран-членов в 1999 году до 32 стран в 2024 году. При этом альянс и далее планирует расширяться за счет Грузии, Украины, а также Боснии и Герцеговины.
Как отметил глава российского дипломатического ведомства, в свое время власти РФ рассчитывали, что есть возможность наладить отношения с западным миром, и с блоком НАТО в том числе.
Для этого были определенные основания в виде исчезновения непреодолимых в советское время идеологических противоречий и провозглашения всеми странами приверженности общечеловеческим ценностям. Был даже сформирован Совет Россия-НАТО, то есть присутствовала некая надежда на то, что альянс сможет стать полноценным партнером в сфере безопасности.
Шойгу: НАТО вплотную приблизилось к границам России
Однако нельзя однозначно говорить о сроках вступления в ряды участников организации Североатлантического договора. Тогда как с момента подписания программы ПРМ до непосредственного вступления в ряды государств-членов альянса для Румынии, Словакии и Словении прошло десять лет, для Венгрии, Польши и Чехии — всего пять, для Албании — 15. РФ участвовала в программе "Партнерство ради мира", однако дальнейшие конфликты, касающиеся расширения НАТО на Восток даже в том случае, если Россия будет против, не оставили выбора. Российская Федерация была вынуждена прекратить свое участие в программе и приступить к разработке ответных мер. С 1996 года национальные интересы России стали более конкретными и четко очерченными, но и проблема расширения НАТО на Восток стала острее. Вместе с тем со стороны Москвы началось выдвижение идеи, что главным гарантом безопасности в Европе должен стать не военный блок, а ОБСЕ — организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Несмотря на непродолжительное ослабление напряженности, негативное отношение Москвы к военному союзу только усугублялось. Нестабильность отношений между Россией и Североатлантическим альянсом продолжает демонстрироваться при военных операциях организации в Ливии в 2011 и Сирии. Конфликтный вопрос Расширение НАТО на Восток кратко: процесс продолжается с 1999 года, когда к альянсу присоединились Польша, Чехия, Венгрия, и до сих пор — это серьезная причина исчерпания кредита доверия к организации Североатлантического договора. Дело в том, что проблема усиления ее присутствия у границ России усугубляется вопросом о существовании договоренностей о нерасширении НАТО на Восток.
Мнения насчет данной проблемы расходятся. Президент СССР Михаил Горбачев высказывался о получении гарантий о нерасширении НАТО к границам современной России в устной форме, представители альянса же утверждают, что никакого обещания не давалось. Во многом возникновению расхождений в вопросе обещания о нерасширении способствовало неверное толкование речи министра иностранных дел ФРГ в 1990 году. Он призвал альянс заявить, что продвижения к границам Советского Союза не будет. Но являются ли такие заверения формой обещания? Данный спор не разрешен до сих пор.
Именно на это нацелен комплекс мероприятий по повышению эффективности совокупного коалиционного потенциала как в военной, так и политической сфере. Иными словами, Североатлантический союз должен стать универсальным инструментом повсеместного военного и политического вмешательства, способным оказывать целевое воздействие на международную среду безопасности. Вместе с тем расширение спектра задач и количества стран — членов альянса уже привело к известной «болезни роста» Организации.
В настоящее время все чаще звучит тезис о том, что Североатлантический союз нуждается не в потребителях безопасности, а в ее поставщиках. Однако имеющийся разрыв возможностей между вооруженными силами Соединенных Штатов и их европейских союзников по НАТО не позволяет сегодня в полной мере реализовать на практике новые подходы к проецированию военной силы и выполнять новые задачи. В ближайшем будущем, вероятно, ситуация может еще больше ухудшиться в свете развивающегося экономического кризиса в Европе. Ряд экспертов полагает, что заявленный «сдвиг» внешнеполитического вектора Вашингтона в сторону АТР, уже выразившийся в значительном сокращении американского военного присутствия в Европе, также будет дополнительным вызовом для европейских членов альянса. Разрыв между союзниками проявляется и в сложности выработки внутри самого Североатлантического союза единого стратегического понимания путей развития Организации, что не позволяет говорить о полном внутреннем единстве в альянсе по поводу ясной стратегии, общих целей и ценностей. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся разногласия, Вашингтон и Брюссель явно нацелены на формирование натоцентристской модели мира с превращением Североатлантического союза в ключевой орган глобального военно-политического регулирования. При этом расширение функционала НАТО и ее продвижение на Восток по-прежнему рассматривается в штаб-квартире альянса в качестве одного из важнейших направлений его системной трансформации. Происходящее в настоящее время расширение функциональной сферы НАТО охватывающей также и целый ряд невоенных вызовов порождает новые комплексные или системные угрозы России.
При этом Минск выступает за возобновление практического диалога в военной сфере с данными государствами — при условии, если они прекратят агрессивную риторику и действия в отношении республики. Для этого предпринимаются попытки глобализации функций НАТО, при этом не обращается внимание на явное несовпадение геополитических интересов США и национальных интересов других входящих в него государств, которые вынуждены следовать в фарватере проводимой Белым домом политики», — отмечается в доктрине. Также подчеркивается, что продолжается ничем не обоснованное расширение НАТО путем включения в состав альянса новых членов. При этом для ряда государств выстраиваются механизмы вовлечения в военную деятельность НАТО без предоставления им членства и соответствующих гарантий со стороны блока.
Если адаптированный ДОВСЕ не вступит в силу, то правовых механизмов, регулирующих возможности наращивания вооруженных сил и вооружений вблизи российских границ фактически не будет. Это делает ситуацию в области европейской безопасности непредсказуемой63. И еще один момент. Главный тезис — НАТО должна быть "способна и готова выполнять операции повсюду, где это потребуется". Учитывая печальный опыт агрессии НАТО против Югославии, у нас, естественно, возникает серьезное беспокойство каждый раз, когда Альянс берется за проведение операций на удалении от территории своих стран-участниц. Главный вопрос сегодня — что следует делать, чтобы свести к минимуму негативные последствия расширения Альянса64. Разумеется, важно продолжать противодействие попыткам превращения европейской системы безопасности в сугубо НАТО центристскую модель. Она, защищая интересы определенного круга стран, не отвечает и фактически не учитывает интересы национальной безопасности России. Россия будет настойчиво добиваться Улучшения положения наших соотечественников в государствах Балтии, стабильного жизнеобеспечения Калининградской области. Важнейший инструмент укрепления нашей безопасности средствами контроля над вооружениями — это Договор об обычных вооруженных силах в Европе, и альтернативы введения в силу Соглашения о его адаптации практически не существует. Резюмируя все вышесказанное можно подвести итоги исследования. Таким образом, можно утверждать, что основной целью НАТО на современном этапе является создание нового партнерства ,которое должно быть основано на осмыслении трансатлантических отношений в концептуальном и структурном плане. Союз должен сохранить себя как главный форум сотрудничества США и Европы в сфере безопасности. Хотя объем американского военного присутствия в Европе сокращается, оно должно быть достаточным для поддержания как оперативных, так и общих коллективных возможностей, обусловленных интегрированной структурой Союза. Отношение Вашингтона к стремлению Европы играть более заметную роль в функционировании системы европейской безопасности могло бы быть более конструктивным. В тоже время не следует спешить с созданием собственных европейских командных планирующих структур. И хотя ЕС принимает на себя все большую ответственность за стабилизацию ситуации в Боснии, Косово, Македонии, НАТО должна продолжать играть решающую роль в окончательному регулировании балканского кризиса, в консолидации демократии в Турции, странах Центральной и Восточной Европы,в ряде государств постсоветского пространства, в расширении кооперативных отношений с Россией. Приспосабливаясь к новым геополитическим реалиям уходом США из Европы и меняющимся характером вызовов, НАТО должна найти баланс между стремлением потребностью Союза расширить зону своей ответственности и традиционной его ориентацией на обеспечение европейской безопасности. В этом плане трансатлантическому сообществу предстоит выстроить общий подход к решению агрегированных проблем Большого Ближнего Востока. Что касается взаимодействия России и НАТО, то по результатам нашего исследования можно сказать, что ведется широкомасштабная работа по развитию российско-натовских отношений Советом Россия-НАТО, который представляет собой вполне жизнеспособную модель международного сотрудничества. Россия и страны-участницы НАТО взаимодействуют как равные партнеры в своих национальных качествах. В итоге на наших глазах отрабатывается механизм поддержания не конфронтационных отношений, который способствует достижению долгосрочной цели обеспечения стабильного и прочного мира на евро-атлантическом пространстве. Россия и НАТО:заклятые друзья. Обозреватель,2008 2 Стреляев С. Обозреватель,2000 3 Ващенко А. В Запад Россия:от холодной войны к холодному миру. Международная жизнь,2006 4 Корольков Н. Росия и НАТО должны дать друг другу шанс на спасение. Власть,2005 5 Штолль В. НАТО:динамика эволюции М. С Россией или без нее. Международная жизнь. Со стороны НАТО необходимо встречное движение. Европейская безопасность Вып. Отношения России с северо-атлантическими институтами в сфере безопасности. Европейская безопасность,Вып 25,2011 9 Пшель Р. НАТО перед саммитомв Чикаго. Европейская безопасность,Вып 27,2012 10 Беблер А. Европейский союз,НАТО и "арабская весна. Европейская безопасность,Вып 26,2006 12 Солтановский И. Недопустимый объект гиперссылки. NATO press release. NAC-s 99 66. Как далеко зайдет расширение НАТО? Россия XXI. Рим, 28 мая 2002 г. Шаклеина; Ред. Торкунов и др. Образование , 2002. Обра-зование , 2002.
Расширение НАТО на восток стало причиной расширения России на запад
По сути, не важно, сколько волн расширения НАТО было с момента, когда не стало СССР. Корреспондент «Известий» рассказал о последствиях расширения НАТО. Последнее массированное расширение НАТО, как и дальнейший прием новых членов, несомненно скажутся на взаимодействии России с Альянсом.
Сергей Шойгу: «Не мы, а они к нам пришли»
Визит был частью ежегодного обзора мероприятий, проводимых в рамках Программы НАТО по углублению военного образования для Боснии и Герцеговины. В то же время прошло шесть волн расширения НАТО», — завершил своё обращение к участникам встречи Шойгу. США не станут по умолчанию защищать страны НАТО из-за пятой статьи устава НАТО о коллективном ответе на нападение. США не станут по умолчанию защищать страны НАТО из-за пятой статьи устава НАТО о коллективном ответе на нападение. «Прошло шесть волн расширения НАТО.
Белоруссия выступает против расширения НАТО, но готова к диалогу с альянсом
Пять волн расширения НАТО произошло после распада Советского Союза. наступательному в отношении России. Начавшаяся 20 лет назад пятая волна расширения НАТО на Восток не способствовала становлению общеевропейской безопасности и, как показала дальнейшая история, наоборот, создала новые угрозы и серьезную напряженность.
Политолог о расширении НАТО на Восток: «Россия никогда не отказывалась от диалога»
Белоруссия выступает против расширения НАТО, но готова к диалогу с альянсом | Проблема расширения НАТО остро встала перед Россией при продвижении организации на Восток, к границам РФ. |
Расширение НАТО на восток стало причиной расширения России на запад | Вступление Швеции и Финляндии в НАТО станет шестой волной расширения Североатлантического альянса, начиная с 1999 года. |
Расширение НАТО на восток стало причиной расширения России на запад | Визит был частью ежегодного обзора мероприятий, проводимых в рамках Программы НАТО по углублению военного образования для Боснии и Герцеговины. |
Telegram: Contact @kremlinprachka | наступательному в отношении России. |
НАТО прошел через пять волн расширения в нарушение договоренностей — Путин | Ямал-Медиа | Главная» Новости» Финляндия в нато последние новости. |
«Политическая ошибка исторического масштаба»: почему Россия видит угрозу в расширении НАТО
Североатлантический альянс готовится к броску? | На этом этапе о пяти волнах, про которые говорил президент я рассказал, но уже после начала СВО, в 2023 году в рамках шестой волны расширения к НАТО присоединятся долгое время остававшаяся нейтральной Финляндия. |
Глава Минобороны России: НАТО практически приблизилась к российским границам | По-видимому, уже при его преемнике состоится расширение НАТО за счет Швеции и, возможно, стран бывшего СССР. |
Расширение НАТО – восемь волн экспансии
Вместе с тем после распада Советского Союза продолжается расширение Североатлантического альянса на Восток, хотя в 90-х годах нам обещали, что этого не будет. В то же время с 1999 года прошло шесть волн расширения НАТО. Войска НАТО «вплотную приблизились к российским границам» и создали дополнительную угрозу. Все эти волны расширения НАТО на восток по всей видимости входили в единый план, который сейчас обретает осязаемые черты. При этом он напомнил, что НАТО продолжил свое расширение на восток с момента распада СССР, хотя в 1990-е годы представители альянса обещали Российской Федерации совершенно обратное. До 1-ой волны расширения НАТО на восток конгресс США предупреждали о возможных проблемах при присоединении стран бывшей Организации Варшавского договора, но опасения проигнорировали.
Зачем расширяется НАТО
Блок НАТО пережил пять волн расширения на восток, хотя обещал этого не делать еще в 1991 году. До 1-ой волны расширения НАТО на восток конгресс США предупреждали о возможных проблемах при присоединении стран бывшей Организации Варшавского договора, но опасения проигнорировали. За свою историю НАТО прошел уже семь этапов расширения, причем четыре из них состоялись после распада СССР и роспуска Организации Варшавского договора. «Вместе с тем после распада Советского Союза продолжается расширение Североатлантического альянса на восток, хотя в 90-х годах нам обещали, что этого не будет. В то же время прошло шесть волн расширения НАТО», – напомнил министр.